Рефераты

Правовой механизм регулирования хозяйственной деятельности в Республике Беларусь

аким образом в завершение рассмотрения данного вопроса следует отметить, что государственный контроль в сфере хозяйственной деятельности определяется как система проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, коммерческими и некоммерческими организациями требований нормативный правовых актов в процессе осуществления указанной деятельности. За последние годы в Республике Беларусь государством существенным образом пересмотрены подходы к осуществлению контроля за осуществляемой хозяйственной деятельностью. С принятием Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" определен единый порядок проведения контрольной (надзорной) деятельности, в целях создания дополнительных условий для развития эффективных форм хозяйствования.

3. Лицензирование хозяйственной деятельности

Для обеспечения публичных интересов государство в отдельных сферах деятельности устанавливает особый контроль. Одним из способов такого контроля, в том числе в сфере хозяйственной деятельности, является лицензирование. В соответствии с требованием п.1 ст.45 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) отдельными видами деятельности, перечень которых определяется в законодательных актах, организация со статусом юридического лица может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Учитывая содержание нормы п.2 ст.22 ГК, следует указать, что данное требование распространяется и на индивидуальных предпринимателей. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с нормой п.2 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензии на осуществление адвокатской и частной нотариальной деятельности выдаются физическим лицам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя.

Впервые в отечественном праве понятие "лицензирование видов деятельности" было закреплено в Законе Республики Беларусь от 14 декабря 1990 г. "О предприятиях". Из нормы ст.32 указанного Закона следовало, что "для осуществления видов деятельности, подлежащих лицензированию, предприятие обязано получить необходимую лицензию в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь". Затем в норме ст.7 Закона о предпринимательстве (принят 28 мая 1991 г.) была закреплена общая для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и организаций со статусом юридического лица обязанность "получать в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на деятельность в сферах, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь".16 октября 1991 г. Совет Министров принял Постановление № 386, которым были утверждены Временное положение о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности; перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и органов, выдающих эти разрешения (лицензии); перечень видов продукции и отходов производства, использование которых на собственные нужды, реализация и обмен не могут свободно осуществляться субъектами хозяйствования. В последствии Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь 21 августа 1995 г. № 456 был утвержден новый перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и органов, выдающих эти разрешения (лицензии). В дальнейшем лицензирующие органы принимали специальные нормативные правовые акты, положения которых определяли специфику лицензирования отдельных видов деятельности [16, с. 201].

Концептуальные изменения в правовом регулировании лицензирования предпринимательской деятельности произошли после принятия Декрета Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17, которым утверждено Положение о лицензировании отдельных видов деятельности и перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций. Указанный законодательный акт закрепляет определения основных понятий и правила взаимоотношений между субъектами хозяйственной деятельности и лицензирующими органами. В то же время нормы Положения не распространяются на все виды предпринимательской деятельности. Так, за его рамками остались отношения по лицензированию деятельности, связанной со специфическими товарами, работами, услугами; внешнеэкономической деятельности по ввозу и (или) вывозу отдельных товаров; деятельности, осуществляемой воинскими частями (учреждениями) Вооруженных Сил и другими воинскими формированиями, органами внутренних дел, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в соответствии с задачами, возложенными на них законодательством; деятельности, лицензируемой Национальным банком. Вместе с тем, в результате принятия Декрета № 17 был "унифицирован" перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций (далее - Перечень).

В целях реализации положений Декрета № 17 приняты постановления Совета Министров, в частности Постановление Совета Министров от 19 декабря 2003 г. № 1666 "О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 и о внесении изменений и дополнений в отдельные постановления Совета Министров", Постановление Совета Министров от 20 октября 2003 г. № 1390 "О дополнительных мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17".

Особое значения для регулирования лицензирования хозяйственной деятельности имеют постановления Совета Министров, которыми утверждены положения о лицензировании видов деятельности. Последние включают:

1) указание вида деятельности, работ и услуг, составляющих этот вид деятельности;

2) указание срока действия лицензии;

3) перечень лицензионных требований и условий, предъявляемых к организациям со статусом юридического лица и индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, осуществляющим адвокатскую или частную нотариальную деятельность;

5) перечень документов, необходимых для получения лицензии, и требования по их содержанию;

6) полномочия лицензирующих органов и порядок контроля за соблюдением положений законодательства об осуществлении вида деятельности, лицензионных требований и условий;

7) порядок проведения в необходимых случаях проверки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям;

8) иные особенности выдачи лицензий на отдельный вид деятельности.

В соответствии с легальным определением лицензирование представляет собой "комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий". Таким образом, определение рассматриваемого способа государственного регулирования хозяйственной деятельности сформулировано посредством перечисления конкретных мер, которые, во-первых, соответствуют полномочиям лицензирующих органов, закрепленным в Положении о лицензировании отдельных видов деятельности, во-вторых, могут быть объединены в две группы:

1) меры, направленные на выдачу лицензии;

2) меры, направленные на осуществление государственного контроля за соблюдением лицензионных требований и условий.

К лицензирующим органам отнесены республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь (например, Белорусский государственный концерн по нефти и химии), Национальный банк, местные исполнительные и распорядительные органы, другие государственные органы, уполномоченные в соответствии с нормами Декрета № 17 осуществлять лицензирование.

В компетенцию лицензирующих органов входит выдача лицензий, их дубликатов, внесение изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановление, возобновление, продление срока действия лицензий, прекращение их действия, контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, формирования и ведения реестров лицензий. Сведения, содержащиеся в реестре лицензий, являются открытыми, если иное не установлено нормами законодательных актов.

Важным аспектом правового регулирования лицензирования является определение критериев отнесения того или иного вида деятельности к лицензируемому. Как отмечалось, перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, утвержден Декретом № 17. Из нормы п.1 Декрета следует, что лицензирование осуществляется "в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды". Если учесть значение словосочетания "в интересах", то можно сделать вывод о том, что в приведенной норме речь идет о потребностях личности, общества и государства.

В целом лицензирование как способ государственного воздействия распространяется на два вида объектов:

1) хозяйственную деятельность, включающую неограниченное количество разных по содержанию и повторяющихся действий;

2) отдельную хозяйственную операцию с учетом ее количественных показателей.

В первом случае имеет место государственное воздействие с целью защиты жизненно важных интересов личности, общества, государства, во втором - речь идет об оперативном регулировании, пределы которого зависят от потребностей государства на текущий момент. Такое регулирование применяется в сфере внешнеторговой деятельности и преследует, во-первых, цели количественного ограничения или введения разрешительного порядка экспорта и (или) импорта товаров, перевода капитала из Республики Беларусь, во-вторых, цель контроля уполномоченного государственного органа за количественными показателями экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров и их изменениями (автоматическое лицензирование экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров). Указанный вид контроля, являясь временной мерой, сводится к обязанности участников внешнеторговой деятельности информировать уполномоченный государственный орган о совершаемых внешнеторговых операциях. Такое информирование осуществляется, когда участник внешнеторговой деятельности обращается с заявлением о выдаче автоматической лицензии. При этом нормы ст.18 Закона Республики Беларусь "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 25 ноября 2004 г. № 347-З запрещают требовать от заявителя каких-либо иных документов, помимо заявления, и предусматривают, что автоматическая лицензия выдается по возможности незамедлительно.

Анализ норм Декрета № 17 и Положения о лицензировании отдельных видов деятельности позволяет сделать вывод о том, что в некоторых случаях необходимость получения лицензии не зависит от того, будет ли соискатель лицензии получать прибыль от лицензируемой деятельности. Иными словами, вид деятельности, включенный в перечень лицензируемых видов деятельности, даже при условии, что он осуществляется организацией для собственных нужд без получения дохода (например, деятельность по осуществлению капитального ремонта собственных или арендуемых помещений), подлежит лицензированию и может осуществляться только после получения лицензии в установленном порядке.

Лицензия (лат. Licentia - свобода, правомочие, власть) представляет собой специальное разрешение на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии или лицензиату (п.2 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности). Анализ норм названного Положения позволяет сделать вывод о том, что лицензия - это, во-первых, правопорождающий юридический факт, во-вторых, официальный документ, подтверждающий наличие права на осуществление вида деятельности.

Соискателями лицензии могут быть отечественные организации со статусом юридического лица, индивидуальные предприниматели, иностранные организации при наличии представительства на территории Беларуси, а также физическое лицо, ходатайствующее о предоставлении ему права занятия адвокатской или частной нотариальной деятельностью. При этом отдельные виды лицензируемой деятельности, например, ведение рыболовного хозяйства, ведение охотничьего хозяйства могут осуществляться только организациями со статусом юридического лица [16, с. 201].

Лицензия выдается на конкретный вид деятельности (с указанием работ и услуг, составляющих этот вид деятельности) и действует на всей территории Республики Беларусь или ее части в соответствии с нормами права. При этом вид деятельности, на осуществление которого выдана лицензия, может выполняться только лицензиатом без передачи права на его осуществление другому субъекту предпринимательской деятельности. Приведем следующий пример.

Налоговый орган в ходе проведения целевой налоговой проверки деятельности частного унитарного предприятия, подлежащей лицензированию, установил нарушение подп.3.8 Декрета № 17, т.е. предприятие осуществляло без лицензий вид деятельности - общественное питание и розничная торговля, подлежащий лицензированию. По мнению правонарушителя для осуществления такой деятельности ему было достаточно лицензий, выданных на имя учредителя - индивидуального предпринимателя. Налоговый орган квалифицировал деятельность унитарного предприятия как незаконную и применил норму п.6 ст.9 Закона Республики Беларусь от 20 декабря 1991 г. "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" о взыскании в бюджет суммы дохода, полученного от такой деятельности, и штрафа в том же размере.

Отказывая в признании решения налогового органа недействительным по заявлению унитарного предприятия, суд в решении отметил, что норма ч.2 п.21 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности предоставляет право осуществлять лицензируемый вид деятельности только лицензиату без передачи права на использование лицензии другой организации или физическому лицу. Таким образом, истец не имел права осуществлять перечисленные виды деятельности на основании лицензии, выданной ее учредителю (индивидуальному предпринимателю).

Одновременно с образованием коммерческой организации у индивидуального предпринимателя, учредившего ее, остается возможность осуществлять деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании лицензий, полученных им ранее [13, с.12].

Сведения и реквизиты, которые должна содержать лицензия, определены нормой п.14 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности. К таковым отнесены: наименование органа, выдавшего лицензию; регистрационный номер лицензии; номер и дата принятия решения о выдаче лицензии; срок действия лицензии; сведения о лицензиате (наименование и место нахождения организации со статусом юридического лица, фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, которым выдается лицензия, наименование регистрирующего органа, номер и дата свидетельства о государственной регистрации, учетный номер налогоплательщика); наименование вида деятельности; указание работ и услуг (особых требований и условий), если они определены положением о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии; сведения о представительстве иностранной организации, об обособленных подразделениях; отметка об ознакомлении соискателя лицензии с положениями законодательства, определяющими лицензионные требования и условия осуществления вида деятельности.

В соответствии с нормами Положения о лицензировании отдельных видов деятельности срок действия лицензии составляет не менее 5 и не более 10 лет (общее правило) и исчисляется с даты принятия лицензирующим органом решения о ее выдаче. Срок действия лицензии на конкретный вид деятельности указывается в соответствующем положении о лицензировании вида деятельности.

Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Для продления этого срока лицензиат обязан не позднее чем за один месяц и не ранее чем за два месяца до его истечения подать в соответствующий лицензирующий орган заявление о продлении срока действия лицензии, которое должно содержать сведения, предусмотренные в абз.3-5 ч.1 п.8 Положения, и обязательное указание на то, что лицензиат и его деятельность соответствуют установленным лицензионным требованиям и условиям и сведения, изложенные в заявлении, достоверны.

Процедура получения лицензии включает следующие этапы:

подача соискателем заявления с приложением необходимых документов;

рассмотрение лицензирующим органом заявления с приложением необходимых документов;

проверка соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям;

принятие решения о выдаче лицензии или отказе в выдаче;

обжалование решения лицензирующего органа по усмотрению соискателя лицензии.

Документы, которые соискатель представляет в соответствующий лицензирующий орган для получения лицензии, перечислены в норме п.8 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности. К таковым отнесены:

1) заявление о выдаче лицензии указанием: для организации со статусом юридического лица - наименования и места ее нахождения, для физического лица - фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства), лицензируемого вида деятельности (работ либо услуг по данному виду деятельности), который соискатель лицензии намерен осуществлять;

2) копии учредительных документов организации со статусом юридического лица, свидетельства о государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя без нотариального засвидетельствования;

3) документ об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии;

4) легализованная выписка из торгового реестра страны учреждения или иной документ, подтверждающий правовой статус иностранного юридического лица;

5) другие документы, определенные Президентом Республики Беларусь, указанные в положении о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии.

В соответствии с нормой ч.2 п.2 Положения лицензионные требования и условия - совокупность закрепленных правовыми нормами требований и условий, предъявляемых к соискателю лицензии при ее выдаче и к лицензиату при осуществлении им деятельности, на которую требуется лицензия.

Конкретные лицензионные требования и условия, выполнение которых необходимо для получения лицензии и последующего осуществления лицензируемого вида деятельности, определены в специальном положении о лицензировании этого вида деятельности. Они могут предъявляться к объектам недвижимости, оборудованию, которые используются при осуществлении деятельности. Кроме этого, в отношении отдельных лицензируемых видов деятельности могут устанавливаться лицензионные требования и условия, включающие квалификационные требования, выполнение которых необходимо как для получения лицензии, так и в период ее действия. Такие требования предъявляются к работнику организации либо индивидуальному предпринимателю.

Например, лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление издательской деятельности при ее выдаче, являются наличие: для организации со статусом юридического лица - в штате одного специалиста, имеющего высшее образование и прошедшего аттестацию в форме квалификационного экзамена; для индивидуального предпринимателя - высшего образования и пройденной аттестации в форме квалификационного экзамена. Аттестация в форме квалификационного экзамена проводится для подтверждения знания технологии издательского дела и возможности обеспечения соответствия изданий действующим государственным стандартам и другим нормативным правовым актам. Аттестационной комиссией выдается соответствующее заключение о прохождении аттестации. Порядок проведения аттестации и состав аттестационной комиссии определены в Инструкции о порядке проведения аттестации в форме квалификационного экзамена, утвержденной Постановлением Министерства информации Республики Беларусь от 4 ноября 2003 г. № 29.

Отдельные виды деятельности предполагают проведение проверки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям в порядке, определенном нормами Положения о порядке проведения проверки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, утвержденного Постановлением Совета Министров от 20 октября 2003 г. № 1382. Проверка соответствия возможностей соискателя лицензии осуществлять вид деятельности (включая соответствующие составляющие его работы и услуги) проводится лицензирующим органом. На этой стадии лицензирующий орган проверяет соответствие представленных соискателем лицензии документов, а также сведений, изложенных в них, требованиям норм права. Данная стадия является обязательной при подаче документов на получение лицензии в случае, если проведение проверки предусмотрено нормами указанных выше положений. По результатам проверки составляется заключение о соответствии или несоответствии возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

В случае, если для оценки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям требуются специальные познания в науке, технике и иных сферах деятельности, а также в случаях, предусмотренных в нормах соответствующих Положений о лицензировании видов деятельности, осуществляемых на основании лицензий, проводится экспертиза. Экспертиза является дополнительной стадией и проводится лицензирующим органом либо организацией со статусом юридического лица, независимо от правовой формы, имеющей в своем составе специалистов соответствующей квалификации, или физическим лицом соответствующей специальности и квалификации (далее - эксперты), что должно быть подтверждено дипломом, аттестатом, свидетельством, удостоверяющим получение надлежащего образования, документами, удостоверяющими стаж работы по определенной специальности, при наличии допуска для проведения определенных видов экспертиз.

С учетом результатов экспертизы о соответствии возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям лицензирующий орган принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче лицензии ее соискателю.

Для рассмотрения заявления с приложением необходимых документов для получения лицензии норма п.10 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности устанавливает месячный срок. Данный срок может быть продлен на период проведения проверки и (или) экспертизы, который не должен превышать 15 дней. По результатам рассмотрения заявления лицензирующий орган принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче лицензии ее соискателю.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

1) наличие в представленном заявлении с приложением необходимых документов недостоверных сведений;

2) несоответствие представленных документов требованиям положения о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии;

3) наличие заключения о несоответствии возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям по результатам проверки и (или) экспертизы;

4) обращении за получением лицензии до истечения одного года со дня вынесения решения об аннулировании лицензии, за исключением случая аннулирования лицензии в связи с выдачей ее с нарушением установленного порядка.

Лицензия выдается соискателю лицензии при представлении: удостоверения - руководителем организации, доверенности, выданной иностранной организацией, - руководителем ее представительства; свидетельства о государственной регистрации - индивидуальным предпринимателем; паспорта - физическим лицом, ходатайствующим о предоставлении ему права занятия адвокатской или частной нотариальной деятельностью; паспорта и доверенности - уполномоченным представителем организации, индивидуального предпринимателя или физического лица. В случае отсутствия у руководителя организации или у индивидуального предпринимателя указанных документов предъявляются паспорт и (или) документ, подтверждающий их полномочия.

При выдаче лицензии соискатель (уполномоченный представитель) лицензии должен быть ознакомлен с законодательством, определяющим лицензионные требования и условия осуществления вида деятельности, о чем делается соответствующая отметка в лицензии (п.13 Положения).

Важным с практической точки зрения является вопрос о внесении изменений и (или) дополнений в лицензию. Соответствующая обязанность у лицензиата возникает в случае смены собственника, изменения наименования (фирменного наименования), места нахождения организации со статусом юридического лица, фамилии, имени, отчества, места жительства физического лица, получившего лицензию, изменения положений законодательства, в соответствии с которым требуется внесение изменений и (или) дополнений в лицензию, иных сведений, указанных в лицензии. В любом из перечисленных случаев лицензиат обязан в месячный срок обратиться в лицензирующий орган для внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в лицензию, выдачи ее копии в порядке, установленном нормами Положения о лицензировании отдельных видов деятельности. При нарушении лицензиатом этой обязанности действие лицензии прекращается (п.20 Положения).

В случае реорганизации в форме слияния, преобразования, выделения или разделения вновь созданная организация в месячный срок со дня своей государственной регистрации, равно государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в учредительные документы организации, обязана подать в орган, выдавший лицензию, заявление с приложением необходимых документов для выдачи новой лицензии в порядке, установленном нормами Положения о лицензировании отдельных видов деятельности. При реорганизации в форме присоединения одной организации к другой указанный срок для подачи заявления исчисляется со дня внесения в Единый государственный регистр сведений о прекращении деятельности присоединенной организации. Последствия нарушения данной обязанности такие же - прекращение действия лицензии. Действительно, в соответствии с правилами ГК о правопреемстве при реорганизации субъектов гражданского права со статусом юридического лица к вновь возникшему субъекту переходят все права и обязанности реорганизованного, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшему субъекту, в частности, за исключением прав на осуществление отдельных видов деятельности, предоставленных на основании специальных разрешений (лицензий), т.е. речь идет о необходимости получения вновь возникшей организацией новой лицензии.

Как отмечалось, лицензирование предполагает последующий контроль за осуществлением лицензиатами лицензируемого вида деятельности со стороны лицензирующих и иных государственных органов в пределах их компетенции. К таким органам относятся, прежде всего, инспекции Министерства по налогам и сборам и органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь. В случае если нарушения законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий конкретным лицензиатом выявлены указанными государственными органами, последние вправе известить о нарушениях лицензирующий орган.

Такие нарушения являются основанием для вынесения предписания лицензирующим органом об их устранении. При этом во внимание принимаются нарушения, совершенные как самим лицензиатом, так и его обособленными подразделениями. В предписании об устранении выявленных нарушений лицензирующий орган устанавливает срок для их устранения, который не может превышать шести месяцев. Если указанные в предписании нарушения лицензиатом не устранены, лицензирующий орган принимает решение о приостановлении действия лицензии на срок до одного месяца. Действие лицензии считается приостановленным со дня, указанного в этом решении. Как видим, в данном случае лицензирующий орган вправе, но не обязан принимать решение о приостановлении действия лицензии.

В случае систематического (три и более раз в течение 12 месяцев подряд) нарушения лицензиатом либо его обособленным подразделением требований законодательства при ведении книги замечаний и предложений, рассмотрении изложенных в ней замечаний и предложений, повлекших наложение административного взыскания, лицензирующий орган на основании представленной информации о наложении взысканий обязан принять решение о приостановлении действия лицензии на срок до шести месяцев.

О принятом решении лицензирующий орган обязан письменно уведомить лицензиата не менее чем за 5 дней до даты, с которой приостанавливается действие лицензии, с указанием причины его приостановления. На время приостановления действия лицензии прекращается осуществление лицензиатом и его обособленным подразделением вида деятельности, указанного в лицензии.

Основанием для возобновления действия лицензии является решение лицензирующего органа, принимаемое по результатам проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, проводимой лицензирующим или другим государственным органом, который в пределах своей компетенции контролирует осуществление лицензиатами лицензируемых видов деятельности. В соответствии с правилом п.28 Положения о лицензировании видов деятельности такая проверка проводится одним из указанных органов в течение 10 дней после получения им предписания об устранении нарушений.

Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, по результатам проверки принимает решение о возобновлении действия лицензии с указанием даты его возобновления, о чем в 5-дневный срок со дня принятия этого решения в письменной форме уведомляет лицензиата. В случае осуществления проверки государственным органом, который в пределах своей компетенции контролирует осуществление лицензиатами лицензируемых видов деятельности, он обязан по окончании проверки в течение 5 дней сообщить о ее результатах лицензирующему органу.

Основания для аннулирования лицензии указаны в нормах п.30, п.34 Положения. Лицензирующий орган, выдавший лицензию, принимает решение о ее аннулировании в случае выявления им или другим государственным органом, который в пределах своей компетенции контролирует осуществление лицензиатами лицензируемых видов деятельности, грубого нарушения лицензиатом, его обособленным подразделением законодательства о лицензировании или установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности. В нормах Положения не названы критерии квалификации нарушения как грубого, в связи с чем решение данного вопроса входит в компетенцию лицензирующего органа. В отдельных положениях о лицензировании конкретного вида деятельности приведены действия, относимые к грубым нарушениям законодательства о лицензировании ил установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности.

Кроме этого лицензирующий орган обязан принять решение об аннулировании лицензии, если:

1) лицензиатом в установленный срок не устранены нарушения, повлекшие за собой приостановление действия лицензии, либо уполномоченными государственными органами нарушения выявлены повторно в течение 12 месяцев после их устранения;

2) лицензия выдана, в нее внесены изменения и (или) дополнения, продлен срок ее действия на основании представленных соискателем лицензии (лицензиатом) недостоверных сведений, необходимых (имеющих значение) при принятии решения о выдаче лицензии в перечисленных случаях;

3) лицензиат не обращался за получением лицензии в течение шести месяцев со дня принятия решения о ее выдаче;

4) лицензиатом либо его обособленным подразделением в период приостановления действия лицензии продолжалось осуществление лицензируемого вида деятельности, составляющих его работ и (или) услуг;

5) лицензиат повторно (два и более раза в течение календарного года) совершил нарушение установленного нормами права порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и (или) использования кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем. В последнем случае лицензирующий орган обязан в двухнедельный срок принять решение об аннулировании лицензии на основании представления налогового органа или другого государственного органа, контролирующего в пределах своей компетенции соблюдение указанного порядка.

Лицензия также может быть аннулирована по решению суда в случае принятия незаконного решения о ее выдаче, внесении в нее изменений и (или) дополнений, а также о продлении срока ее действия (ч.2 п.34 Положения). При принятии решения суда не имеют значения причины, по которым лицензирующий орган принял решение, признаваемое незаконным. Не взирая на то, что суд оценивает действия лицензирующего органа, принятие судебного решения об аннулировании лицензии по рассматриваемому основанию имеет самые неблагоприятные последствия для самого лицензиата.

Основанием для принятия решения суда о прекращении действия лицензии является нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, повлекших за собой причинение ущерба национальной безопасности, общественному порядку, нравственности, правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде. Перечисленные последствия должны быть подтверждены актом компетентного органа.

Лицензия считается аннулированной не ранее чем со дня принятия соответствующего решения лицензирующим органом. Исключением являются случаи аннулирования лицензии в связи с предоставлением лицензиатом недостоверных сведений, неполучения лицензии в течение шести месяцев со дня принятия решения о выдаче лицензии и принятия незаконного решения о ее выдаче, внесении изменений и (или) дополнений и продлении срока ее выдачи. При аннулировании лицензии по этим основаниям она считается аннулированной со дня начала срока ее действия. Лицензирующий орган в течение 5 дней со дня принятия решения об аннулировании лицензии письменно уведомляет об этом лицензиата, который в 5-дневный срок со дня получения уведомления обязан возвратить лицензию (ее дубликат) и копии лицензии, заверенные лицензирующим органом, в соответствующий лицензирующий орган (п.35 Положения). При принятии решения о прекращении действия лицензии по иным основаниям лицензирующий орган в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о прекращении действия лицензии письменно уведомляет об этом лицензиата с указанием оснований для прекращения действия лицензии. Лицензиат не позднее дня, следующего за днем получения уведомления, обязан прекратить осуществление лицензируемого вида деятельности.

Аннулирование, приостановление или прекращение действия лицензии лишает лицензиата права на осуществление вида деятельности, подлежащего лицензированию. Следует иметь в виду, что нарушение этого правила влечет неблагоприятные последствия не только для лицензиата, но и для его контрагентов. Сделка, совершенная организацией со статусом юридического лица, не имеющей специального разрешения (лицензии) на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску учредителя (участника) этой организации или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью организации, если другая сторона в сделке знала или в силу положений акта законодательства обязана была знать о ее неправомерности, но совершила такую сделку умышленно или по неосторожности (ст.174 ГК). В соответствии с правилом ч.2 п.16 Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 28 октября 2005 г. № 26 "О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего недействительность сделок" правила ст.174 ГК в силу п.2 ст.22 ГК применяются к сделкам, совершенным индивидуальным предпринимателем, не имеющим лицензии на соответствующий вид деятельности. Если суд принимает решение о признании сделки недействительной в связи с отсутствием у одной из ее сторон лицензии, каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке (п.2 ст.168 ГК).

Кроме этого осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии), когда наличие такого разрешения является обязательным, влечет применение мер административной или уголовной ответственности (ст.12.7 КоАП, ст.233 УК).

В завершение рассмотрения настоящего вопроса ещё раз следует отметить, что государство предоставляет возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Вместе с тем, в ряде случаев установленных законом, экономическая деятельность может запрещаться по различным основаниям и в различных нормативно-правовых актах. Такую деятельность можно условно разделить на две группы: виды экономической (хозяйственной) деятельности, которыми нельзя заниматься ни при каких условиях и виды экономической (хозяйственной) деятельности, занятие которыми разрешено лишь при наличии определенных условий. Одним из условий осуществления определенных видов хозяйственной деятельности является наличие для этого специального разрешения (лицензии).

Лицензирование - это комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Для лицензирования присущ ряд принципов: защита интересов национальной безопасности и общественного порядка Республики Беларусь; защита прав и свобод граждан; защита нравственности и здоровья населения; охрана окружающей среды; утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Республики Беларусь; гласность и открытость лицензирования и соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Заключение

В настоящей работе была рассмотрена тема "Государственное регулирование хозяйственной деятельности". Проведённое в работе исследование позволяет определить следующие основные выводы.

Государственное регулирование хозяйственной деятельности представляет собой целенаправленную деятельность соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленных целей, решение различных экономических и социальных задач и регламентируют хозяйственную деятельность в стране. Меры государственного воздействия на экономику и их пределы определяются необходимостью и достаточностью сохранения существенных элементов рыночного регулирования экономикой в сочетании с корректировкой экономического развития в необходимом обществу направлении. Государственное регулирование хозяйственной деятельности осуществляется в определённых формах с использованием различных методов, которые условно можно разделить на административные и экономические.

Государственный контроль в сфере хозяйственной деятельности определяется как система проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, коммерческими и некоммерческими организациями требований нормативный правовых актов в процессе осуществления указанной деятельности. За последние годы в Республике Беларусь государством существенным образом пересмотрены подходы к осуществлению контроля за осуществляемой хозяйственной деятельностью. С принятием Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" определен единый порядок проведения контрольной (надзорной) деятельности, в целях создания дополнительных условий для развития эффективных форм хозяйствования.

Государство предоставляет возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Вместе с тем, в ряде случаев установленных законом, экономическая деятельность может запрещаться по различным основаниям и в различных нормативно-правовых актах. Такую деятельность можно условно разделить на две группы: виды экономической (хозяйственной) деятельности, которыми нельзя заниматься ни при каких условиях и виды экономической (хозяйственной) деятельности, занятие которыми разрешено лишь при наличии определенных условий. Одним из условий осуществления определенных видов хозяйственной деятельности является наличие для этого специального разрешения (лицензии).

Лицензирование - это комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Для лицензирования присущ ряд принципов: защита интересов национальной безопасности и общественного порядка Республики Беларусь; защита прав и свобод граждан; защита нравственности и здоровья населения; охрана окружающей среды; утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Республики Беларусь; гласность и открытость лицензирования и соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Список использованных источников

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010;

2. Гражданский Кодекс Республики Беларусь 07 декабря 1998 года № 218-З // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010;

3. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 347-З // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010;

4. О валютном регулировании и валютном контроле: Закон Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010;

5. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 157-З // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010;

6. Об аудиторской деятельности: Закон Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. № 3373-XІІ // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010;

7. О хозяйственных обществах: Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XІІ // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010;

8. О лицензировании отдельных видов деятельности: Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010;

9. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010;

10. О некоторых мерах по совершенствованию административных процедур, совершаемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Постановление Совета Министров от 27 августа 2007 г. № 1102 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010;

11. О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего недействительность сделок: Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 28 октября 2005 г. № 26 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010;

12. Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М.: Юристь, 1999. - 728 с.;

13. Александров Д. Судебная практика // Бюллетень нормативно-правовой информации. - 2004. - № 23. - с.11-14;

14. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М: Зерцало, 1997. - 671 с.;

15. Бахрах Д.Н. Административное право. - М: БЕК, 1999. - 335 с.;

16. Вабищевич С.С. Предпринимательское право: состояние и перспективы развития: монография. В 2 т. Т.1 - Минск: Молодежное, 2008. - 497 с.;

17. Демичев Д.М. Тенденции развития контрольной деятельности законодательных органов Республики Беларусь, России и Украины в аспекте минимизации последствий чернобыльской катастрофы: Проблемы правового регулирования общественных отношений в условиях глобализации: Материалы международной научно-практической конференции, Минск, 16 октября 2007 г., УО "БГЭУ". - Минск: Изд-во УО "БГЭУ", 2007. - с.23-28.;

18. Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности: Предпринимательское право. - М.: Норма, 2000. - 935 с.;

19. Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лах - но. - М.: Юристь, 2004. - 416 с.;

20. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: Учебник для экономических специальностей вузов / Под общ. Ред.В.А. Витушко, Р.И. Филипчик. - Мн., 2004 г., - 832 с.;

21. Лазарев Б.М. Государственное управление на этапе перестройки. - М.: Юрид. лит., 1988. - 318 с.;

22. Лазарев И.М. Административные процедуры как способ государственного регулирования в сфере экономики // Административно-правовое регулирование экономических отношений: Сб. статей по материалам пятого "круглого стола" "Лазаревские чтения". - М.: М3-Пресс, 2001. - с.52 - 64;

23. Хаманева Н.Ю. Проблемы административно-правового регулирования экономических отношений на современном этапе // Административно-правовое регулирование в сфере экономических отношений. - Сб. науч. статей / Отв. ред. М.М. Славин. - М.: МЗ-Пресс, 2001. - с.31 - 36.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты