Правовой статус Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами
Правовой статус Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами
2
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Мордовский Государственный университет им. Н.П. Огарёва»
Юридический факультет
Кафедра государственного и административного права
Контрольная работа
По курсу
«Организация исполнительной власти в РФ»
На тему: «Правовой статус Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами»
Саранск 2009
Содержание
1. Правовые основы организации Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами
2. Порядок формирования и организационная структура Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами
3. Задачи и функции Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами
4. Компетенция Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами
5. Гражданско-правовой компонент правового статуса Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами
6. Место Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами в системе органов исполнительной власти. Взаимодействие с иными органами исполнительной власти
Список использованных источников
1. Правовые основы организации Федерального агентствапо управлению особыми экономическими зонами
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, надзорные, разрешительные, регулирующие и другие) функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере управления особыми экономическими зонами, а также по контролю за выполнением соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.
Руководство деятельностью Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами осуществляет Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами в своей деятельности руководствуется
· Конституцией РФ;
· Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;
· Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
· Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений»;
· Лесным кодексом Российской Федерации, земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, Таможенным кодексом РФ;
· Федеральным законом «Об охране озера Байкал»;
· Постановлением Правительства «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»;
· Постановлением Правительства «О классификации чрезвычайных ситуаций»;
· Постановление Правительства «О создании на территории г. Москвы особой экономической зоны технико-внедренческого типа»;
· Постановлением Правительства «О создании на территории Алтайского района Алтайского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа»;
· международными договорами Российской Федерации,
· актами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации,
2. Порядок формирования и организационная структура Федерального агентство по управлению особыми экономическими зонами
В соответствии с Указом Президента от 12 мая 2008 г. №724 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» было предусмотрено образование Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра экономического развития и торговли Российской Федерации.
Руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром экономического развития и торговли Российской Федерации по представлению руководителя Агентства. Количество заместителей руководителя устанавливается Правительством Российской Федерации.
Структура и штатное расписание центрального аппарата Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами утверждается руководителем Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами РФ в пределах установленных Правительством РФ фонда оплаты труда и численности работников. Смета расходов на содержание центрального аппарата утверждается руководителем Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.
Структура, численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов утверждаются руководителем Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами в пределах показателей, установленных Правительством РФ. Смета расходов на содержание территориальных органов утверждается руководителем Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.
Структура центрального аппарата Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами включает в себя руководителя, 4 заместителей руководителя и 11 управлений по основным направлениям деятельности Агентства.
Предельная численность работников центрального аппарата Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами составляет 327 единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и предельная численность работников его территориальных органов в количестве 650 единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий).
Сферы деятельности и компетенции управлений определяются в положениях об управлениях, утверждаемых руководителем Федерального агентства по управлению по управлению особыми экономическими зонами.
В штатные расписания территориальных органов Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами включаются должности федеральной государственной гражданской службы категорий «руководители» (в отношении должностей руководителей территориальных органов и их заместителей), «специалисты» и «обеспечивающие специалисты», а также могут включаться должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.
Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, его территориальных органов и иных подведомственных организаций осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами имеет геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел, утверждаемые в установленном порядке.
Место нахождения Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами - г. Москва.
3. Задачи и функции Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами
Основными задачами Федерального агентства по управлению особыми экономическими являются:
· управление федеральным имуществом,
· организация продажи приватизируемого федерального имущества,
· реализация имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество,
· реализация конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации,
· оказание государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
В соответствии с задачами Федерального агентства по управлению государственным имуществом, основными его функциями являются:
· давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Агентства;
· привлекать для проработки вопросов в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
· создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
· запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Агентства вопросам, в том числе по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом;
· созывать совещания по вопросам, входящим в компетенцию Агентства, с привлечением руководителей и специалистов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций;
· привлекать на конкурсной основе юридических лиц для продажи приватизируемого федерального имущества, а также физических и юридических лиц - для реализации в установленном порядке иного имущества, предусмотренного Положением;
· организовывать и проводить в установленном порядке проверки эффективного использования и обеспечения сохранности федерального имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями;
· создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы Агентства;
· отменять решения территориальных органов Агентства, принятые ими с нарушением законодательства Российской Федерации;
4. Компетенция Федерального агентствапо управлению особыми экономическими зонами
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
· осуществляет управление особыми экономическими зонами в порядке и пределах, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
· проводит в установленном порядке отбор заявок на создание особых экономических зон одного типа;
· организует ведение банка данных земельных участков, отведенных для создания особых экономических зон, и объектов недвижимости, находящихся на территории особых экономических зон;
управляет и распоряжается:
· объектами недвижимости, расположенными на территории особой экономической зоны и находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности, в порядке, установленном соглашением о создании особой экономической зоны;
· земельными участками в пределах территории особой экономической зоны на основании соглашения о создании особой экономической зоны в соответствии с законодательством Российской Федерации;
осуществляет:
· мониторинг реализации соглашений о создании особых экономических зон;
· регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов особой экономической зоны;
· оформление по заявлению резидента особой экономической зоны приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности;
· контроль за исполнением резидентом особой экономической зоны соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности;
· опубликование не реже одного раза в квартал в средствах массовой информации, в том числе в официальных печатных и электронных средствах массовой информации, сведений о наличии не сданных в аренду земельных участков в пределах территории особых экономических зон, государственного и (или) муниципального имущества, расположенного на территории особых экономических зон;
· формирование экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам и обеспечение его деятельности;
· организационно-техническое обеспечение деятельности наблюдательного совета особой экономической зоны;
· ведет реестр резидентов особой экономической зоны;
представляет:
· сведения о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны и копию соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности в налоговые и таможенные органы в срок, предусмотренный Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;
· заявления в судебные органы о лишении лица статуса резидента особой экономической зоны и о расторжении соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
· сведения о лишении лица статуса резидента особой экономической зоны в налоговые и таможенные органы в срок, предусмотренный Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;
· отчет о результатах функционирования особых экономических зон ежегодно в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации;
· принимает от лиц, намеревающихся получить статус резидента особой экономической зоны, заявки на заключение соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности и прилагаемые к ним документы, а от резидентов особой экономической зоны - документы об изменении условий соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности;
направляет заявителю:
· копию описи с отметкой о дате приема заявки и прилагаемых к ней документов или копию описи с отметкой о дате приема документов об изменении условий соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности;
· решение о заключении или об отказе в заключении соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности, а также об изменении или об отказе в изменении условий такого соглашения, уведомление о заключении или об отказе в заключении соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности, а также об изменении или об отказе в изменении условий такого соглашения;
· решение о передаче заявки на заключение соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности в экспертный совет по технико-внедренческим особым экономическим зонам или об отказе в рассмотрении указанной заявки;
· готовит и заключает с заявителем соглашение о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности;
· обеспечивает проведение экспертизы проектной документации и оформляет сводное экспертное заключение;
· выполняет функции заказчика по подготовке документации по планировке территории особой экономической зоны и созданию инженерной, социальной и иной инфраструктуры за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета;
выдает:
· разрешения на строительство, а также получает технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения и передает их гражданам и юридическим лицам, осуществляющим строительство или реконструкцию;
· выписки из реестра резидентов особой экономической зоны по требованию резидента особой экономической зоны или по запросам заинтересованных лиц;
· резиденту особой экономической зоны свидетельство, удостоверяющее регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны;
принимает решение:
· о заключении или об отказе в заключении соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности, а также об изменении или об отказе в изменении условий соглашения, о передаче заявки на заключение соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности в экспертный совет по технико-внедренческим зонам или об отказе в рассмотрении указанной заявки;
· о проведении плановых комплексных проверок в особых экономических зонах и согласовывает проведение плановых комплексных и внеочередных проверок в особых экономических зонах;
· направляет представителей в состав наблюдательного совета особой экономической зоны;
· осуществляет согласование сведений о номенклатуре товаров, об их количестве и о совершаемых с ними операциях на предмет соответствия условиям соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности;
заключает с резидентами особой экономической зоны:
· договор аренды земельного участка, расположенного в пределах территории особой экономической зоны, для ведения промышленно-производственной деятельности или технико-внедренческой деятельности на срок действия соответствующего соглашения;
· договоры аренды государственного и (или) муниципального имущества, расположенного на земельных участках в пределах территории особой экономической зоны, для ведения промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности;
· осуществляет в установленном порядке от имени Российской Федерации распоряжение правами на объекты интеллектуальной собственности и другие научно-технические результаты, созданные за счет средств федерального бюджета по заказу Агентства;
· участвует в формировании государственных информационных ресурсов в части управления особыми экономическими зонами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
· осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных организаций и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;
· осуществляет функции государственного заказчика межгосударственных, федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности;
· осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства, его территориальных органов и подведомственных организаций и на финансовое обеспечение возложенных на Агентство функций;
· организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок;
· обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
· обеспечивает мобилизационную подготовку центрального аппарата Агентства, а также контроль и координацию деятельности подведомственных организаций по мобилизационной подготовке;
· организует профессиональную подготовку работников центрального аппарата Агентства и его территориальных органов, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
· взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
· организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности;
· осуществляет контроль за деятельностью территориальных органов Агентства и подведомственных организаций;
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
· привлекать в установленном порядке управляющую компанию для выполнения полномочий по управлению объектами недвижимости, расположенными на территории особой экономической зоны и находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности, в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию функций Агентства;
· запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства;
· давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства;
· привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к компетенции Агентства, научные и иные организации, ученых и специалистов;
· создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
· создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы Агентства;
· отменять решения территориальных органов Агентства, принятые ими с нарушением законодательства Российской Федерации.
5. Гражданско-правовой компонент правового статуса Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами
В соответствии с п. 11 постановления правительства РФ «об утверждении положения о федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами» от 19 августа 2005 года №530 Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, другие необходимые печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Представляется, что данное агентство относится ближе всего к учреждениям: «Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества». (Ст. 120 ГК РФ) Кроме того, данное агентство имеет в оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Оно имеет самостоятельный баланс или смету.
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами имеет соответствующие права и обязанности, т.е. обладает правоспособностью. Перечень прав и обязанностей содержится в постановлении правительства РФ об утверждении положения о федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами от 19 августа 2005 года №530. Анализируя данный документ, можно с лёгкостью сказать, что данный орган обладает всеми признаками юридического лица. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами имеет геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел, утверждаемые в установленном порядке.
6. Место Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами в системе органов исполнительной власти.Взаимодействие с иными органами исполнительной власти
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации утверждает Положение о Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами, устанавливает основные функции агентства, а так же предельную численность работников центрального аппарата и территориальных органов Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами.
В соответствии с п. 4 постановления правительства РФ «об утверждении положения о федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами» от 19 августа 2005 года №530: Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами при осуществлении своей деятельности и выполнении возложенных на него функций взаимодействует со следующими органами исполнительной власти:
- Правительство РФ
- Министерство природных ресурсов Российской Федерации
- Федеральная служба государственной статистики
- Федеральная регистрационная служба
- Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
- Министерство финансов Российской Федерации
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
- Федеральное агентство по недропользованию.
Список использованных источников
1. Постановление Правительства РФ от 28 июля 2005 г. №452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. - 2005. - №30. - Ст. 1102.
2. Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. №30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. - 2005. - №4. - Ст. 153.
3. Постановление Правительства РФ от 19 августа 2005 г. №530 «об утверждении положения о федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами» // СЗ РФ. - 2005. - №25. - Ст. 138.
4. Указ Президента РФ от 12.05.2008 г. №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета, №50, 13.05.2008.