Правовой статус индивидуального предпринимателя в Российской Федерации
p align="left">6. Копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства (см. приложение 1).
7. Подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации. В случае если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в РФ, не содержит сведений о таком адресе.
8. Нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя. Либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним).
9. Индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН).
10. Квитанция об уплате государственной пошлины. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф.
В данной статье закона нет нормы, определяющей особенности комплекта документов, которые могли бы представляться в регистрирующий орган совершеннолетними гражданами, ограниченными судом в дееспособности в установленном законом порядке, с согласия их законных представителей. Гражданский кодекс Российской Федерации не запрещает таким лицам заниматься предпринимательской деятельностью. Из содержания же статьи 22.1 можно сделать вывод противоречий и положений:
1) Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не требует добровольного согласия законных представителей лиц, ограниченных судом в дееспособности, на осуществление ими деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
2) Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не позволяет представителям участвовать в предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя.
На основании этого утверждения Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» следовало бы дополнить нотариально удостоверенным согласием законного представителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, дееспособность которого ограничена судом.
Достоверность копии документа, представляемого при государственной регистрации, должна быть удостоверена в нотариальном порядке. Данное правило не применяется, если заявитель представляет копию документа в регистрирующий орган непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности такой копии соответствующий документ в подлиннике. Подлинник же возвращается заявителю при выдаче регистрирующим органом расписки в получении представленных документов. Ершова И. В. Цит. Соч., с. 14. - с. 384.
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя производится по месту его жительства в срок не более 5 рабочих дней со дня представления всех необходимых документов в регистрирующий орган (статья 8 Закона о государственной регистрации). Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации регистрирующий орган обязан выдать (направить) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. В данном случае таким документом является свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма № Р61001, утвержденная постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей»).Правила ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 16.10.2003 г. № 630 [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф.
По факту регистрации физическому лицу выдаются следующие документы:
1. Свидетельство о регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, оформляется в трех экземплярах: один выдается предпринимателю, второй остается в регистрационной палате, третий направляется налоговой инспекции по месту регистрации, присваивается номер записи единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей: ОГРНИП (о государственной регистрации индивидуального предпринимателя). ОГРНИП должен указываться: во всех записях в государственном реестре, относящихся к данному предпринимателю; в документах, подтверждающих внесение соответствующих записей в государственный реестр; во всех документах этого физического лица, связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, наряду с его фамилией, именем и отчеством; в сведениях о государственной регистрации, публикуемых регистрирующим органом.
2. Уведомление о постановке на учет в налоговом органе.
Но так же существуют некоторые основания для отказа в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Основания отказа в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя:
1) непредставления документов необходимых для государственной регистрации граждан в качестве ИП;
2) не соответствие предоставленных документов действительности;
3) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф.
По данным основаниям, регистрирующим органом, в пятидневный срок выносится соответствующее решение об отказе в государственной регистрации. Данное решение может быть обжаловано в суде.
Далее я хотел бы затронуть тему прекращения деятельности ИП.
Прекращение гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в порядке установленном законодательством Российской Федерации. При прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, необходимо совершение административного акта государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Такой административный акт осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Статья 22.3 Закона о государственной регистрации выделяет шесть обстоятельств, при наличии которых регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Такое решение принимается в связи со следующими обстоятельствами:
1) С принятием лично индивидуальным предпринимателем решения о прекращении данной деятельности;
2) Со смертью индивидуального предпринимателя;
3) С принятием судом решения о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом);
4) С прекращением предпринимательской деятельности в принудительном порядке по решению суда;
5) С вступлением в силу приговора суда, которым индивидуальному предпринимателю назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок;
6) С аннулированием документа, подтверждающего право предпринимателя (иностранного гражданина или лица без гражданства) временно или постоянно проживать в РФ, или окончанием срока действия указанного документа.
Данный перечень обстоятельств, влекущих принятие решения, о государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя является исчерпывающим.
Независимо от того, какое из перечисленных обстоятельств, влечет принятие соответствующего решения, государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган необходимых для регистрации документов. Состав же документов, представляемых в регистрирующий орган, различается в зависимости от специфики конкретного обстоятельства, обусловившего принятие решения о государственной регистрации. Рассмотрим эти вопросы подробнее.
Государственная регистрация прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемого в регистрирующий орган подписанного заявителем заявления о государственной регистрации. Данное заявление составляется по форме № Р26001 (заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности). Данная форма заявления утверждена постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм документов используемых при государственной регистрации юридических лиц и требований к их оформлению». Касьянов А. В. Настольная книга индивидуального предпринимателя: книга / А. В. Касьянов, Д. В. Кислов, О. А. Курбангалеева; под ред. А. В. Касьянова. 15-е изд., перераб. и доп. - М. : ГроссМедиа, 2007. - 246 с.
Данная форма содержит персональные данные и иные сведения об индивидуальном предпринимателе. Она не предполагает указания причин, в силу которых предприниматель принял решение о прекращении своей деятельности. Заявление о государственной регистрации не может быть составлено иначе, как в соответствии с указанной формой и установленными требованиями к ее заполнению, которые были рассмотрены выше.
Заявление представляется индивидуальным предпринимателем непосредственно или по почте в регистрирующий орган по месту жительства предпринимателя, который решил прекратить свою деятельность. В рассматриваемом случае представление документов для государственной регистрации осуществляется в общем порядке, предусмотренном статьей 9 закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации и вносит соответствующую запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в указанный реестр.
Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации регистрирующий орган обязан выдать заявителю или направить в его адрес почтовым отправлением документ, подтверждающий факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Таким документом является свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП по форме № Р65001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 «Об утверждении форм документов используемых при государственной регистрации юридических лиц и требований к их оформлению».
Государственная регистрация при прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в связи со смертью осуществляется на основании поступивших в регистрирующий орган в установленном законодательством порядке сведений о государственной регистрации смерти данного лица.
Смерть гражданина с точки зрения гражданского права - это один из актов гражданского состояния, который подлежит государственной регистрации по правилам Федерального закона «Об актах гражданского состояния». Тихомиров М. Ю. Цит. Соч., с. 8. - с. 108.
Основаниями для регистрации смерти гражданина являются:
1. Документ установленной формы о смерти, выданный медицинской организацией или частнопрактикующим врачом.
2. Решение суда о установлении факта смерти гражданина или объявлении его умершим.
Государственная регистрация смерти гражданина производится органом записи актов гражданского состояния по последнему месту жительства умершего, месту наступления смерти, обнаружения тела умершего или нахождения организации, выдавшей документ о смерти. Заявление о смерти в ЗАГС должно быть сделано не позднее чем через три дня со дня наступления смерти или со дня обнаружения тела умершего. Орган загса, который осуществил государственную регистрацию смерти гражданина, оформляет и выдает свидетельство о смерти. Об актах гражданского состояния: федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф.
Пунктом 7 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 16 октября 2003 г. № 630 установлено, что основанием для внесения в государственный реестр записи о государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в рассматриваемом случае являются сведения о смерти или признании судом, умершим гражданина - индивидуального предпринимателя. Данные нормы предусматривают, в частности, обязанность органов, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния, сообщать о фактах смерти граждан в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации таких фактов. Гусева Т. А. Цит. Соч., с. 4. - с. 162.
В случае смерти индивидуального предпринимателя государственная регистрация утрачивает силу с момента смерти.
Заявление о признании индивидуального предпринимателя банкротом может быть подано в арбитражный суд гражданином-должником, кредитором, а также Федеральной налоговой службой России. Правом на подачу такого заявления обладают кредиторы, за исключением кредиторов по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о взыскании алиментов, а также кредиторов, требования которых неразрывно связаны с их личностью.
К заявлению индивидуального предпринимателя может быть приложен план погашения его долгов, копии которого направляются кредиторам и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве. При отсутствии возражений кредиторов арбитражный суд может утвердить план погашения долгов, что является основанием для приостановления производства по делу о банкротстве на срок не более чем три месяца.
Данный план содержит сведения о сроках срок его осуществления, о размерах сумм, ежемесячно оставляемых должнику и членам его семьи для обеспечения их жизнедеятельности, о размерах сумм, которые предполагается ежемесячно направлять на погашение требований кредиторов. О несостоятельности (банкротстве): федеральный закон от 26.10.2002
Особенностью процедуры банкротства индивидуальных предпринимателей является то, что хоть они и отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим имуществом, но существует перечень имущества, на который взыскание не обращается. В соответствии со статьей 446 ГПК РФ взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности:
1) жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением;
2) земельные участки, использование которых не связано с осуществлением гражданином-должником предпринимательской деятельности;
3) предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;
4) имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает сто установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда;
5) племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также хозяйственные строения и сооружения, корма, необходимые для их содержания;
6) семена, необходимые для очередного посева;
7) продукты питания и деньги на общую сумму не менее трехкратной установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника, лиц, находящихся на его иждивении;
8) топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения;
9) средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество;
10) призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.
Государственная регистрация при прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) осуществляется на основании копии соответствующего решения суда. Данная копия решения суда поступает в регистрирующий орган в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)» банкротством называется признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Дела о несостоятельности (банкротстве) относятся к подведомственности арбитражных судов (статья 33 Арбитражного процессуального кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ) и рассматриваются с учетом особенностей судопроизводства по данной категории дел, определенных статьями главы 28 раздела кодекса. Специальные нормы, регулирующие банкротство гражданина, установлены статьями 202-213 Федерального закона от 26.10.2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)».
Основанием для принятия решения о государственной регистрации в рассматриваемом случае является решение арбитражного суда о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства, копию которого арбитражный суд, согласно статье 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязан направить в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. О несостоятельности (банкротстве): федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф.
При признании индивидуального предпринимателя арбитражным судом несостоятельным (банкротом) государственная регистрация такого лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента принятия указанного выше судебного решения. С этого же момента, согласно статье 216 закона «О несостоятельности (банкротстве)», аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.
Государственная регистрация при прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда о прекращении деятельности данного лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке.
В соответствии со статьей 25 Закона «О государственной регистрации» регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке. Данное обращение имеет место быть в таких случаях, как неоднократные или грубые нарушения законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.
Если суд удовлетворит указанное требование, то копия соответствующего судебного решения направляется в регистрирующий орган.
Государственная регистрация лица в качестве предпринимателя в данном случае прекращается моментом принятия судом решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве ИП.
Государственная регистрация прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на основании вступления в силу приговора суда, которым предпринимателю назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган информации о вступлении в силу такого решения суда.Гусева Т. А. Цит. Соч., с. 4. - с. 172.
В соответствии со ст. 390 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации приговор суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в апелляционном или кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами. Приговор суда апелляционной инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами. В случае подачи жалобы или представления в кассационном порядке приговор, если он не отменяется судом кассационной инстанции, вступает в законную силу в день вынесения кассационного определения по данному делу.Правила ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 16.10.2003 г. № 630 [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф.
Заверенная в установленном порядке копия вступившего в силу приговора, определения или постановления суда о назначении наказания в виде лишения физического лица права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок представляется судом в регистрирующий орган по месту жительства осужденного физического лица. Представление осуществляется в течение пяти рабочих дней с момента вступления в силу указанных приговора, определения или постановления суда. Государственная регистрация лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента вступления в силу указанного приговора суда.
Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя при аннулировании документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган информации об аннулировании указанного документа. Или на основании окончания срока его действия.
Информация об аннулировании или об окончании срока действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя постоянно или временно проживать в Российской Федерации, представляется органом внутренних дел в регистрирующий орган по месту жительства физического лица. Представление осуществляется в течение пяти дней с момента принятия решения об аннулировании или даты окончания срока действия указанного документа в порядке, установленном Министерством налогов и сборов Российской Федерации (ФНС России) совместно с Министерством внутренних дел.
При аннулировании документа, подтверждающего право иностранного гражданина либо лица без гражданства временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончания срока действия указанного документа государственная регистрация данных лиц в качестве индивидуальных предпринимателей прекращается со дня аннулирования или окончания срока действия соответствующего документа.
После прекращения государственной регистрации индивидуального предпринимателя регистрационное дело такого лица подлежит хранению в регистрирующих органах в течение 15 лет. Гусева Т. А. Цит. Соч., с. 4. - с. 215.
Сведения о физических лицах, прекративших деятельность в качестве ИП содержащиеся в государственном реестре, подлежат удалению из электронной базы данных государственного реестра в течение пяти дней с момента внесения соответствующих записей в реестр. Эти сведения сохраняются на электронных носителях в регистрирующих органах в течение предельных сроков ведомственного хранения. По истечении предусмотренных сроков хранения документы, передаются в установленном порядке на постоянное или временное хранение в государственные архивы, предварительно пройдя экспертизу их ценности.
2.2 Постановка на учет в налоговых органах и внебюджетных фондах
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, являются плательщиками налогов и сборов. Статья 23 Налогового кодекса обязывает индивидуального предпринимателя встать на учет в налоговые органы в качестве плательщика налогов. Постановка на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту жительства осуществляется подачи заявления о постановки на налоговый учет на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей» обязательства о постановки на учет в налоговые органы по месту жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, возлагаются на территориальные отделения Министерства Налогов и сборов Российской Федерации. Тихомиров М. Ю. Цит. Соч., с. 8. - с. 52.
Документом, подтверждающим факт постановки индивидуального предпринимателя на налоговый учет, является свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, форма которого устанавливается Министерства Налогов и сборов Российской Федерации (ФНС России). Обязанность выдать предпринимателю такое свидетельство статьей 84 Налогового кодекса Российской Федерации возложил на налоговый орган, который осуществил постановку индивидуального предпринимателя на налоговый учет (т.е. налоговый орган по месту жительства).
Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Этот номер налогоплательщик обязан указывать в подаваемых в налоговый орган декларациях, отчетах, заявлениях или иных документах, а также в других случаях, предусмотренных законом.
Помимо регистрации в качестве налогоплательщика (постановки на налоговый учет) необходима также регистрация индивидуального предпринимателя в качестве страхователя:
1) в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;
2) в исполнительном органе Фонда социального страхования РФ;
3) в территориальном фонде обязательного медицинского страхования.
Органы, осуществившие государственную регистрацию гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, в срок не более чем пять рабочих дней с момента регистрации должны представить сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в государственные внебюджетные фонды. Данные сведения представляются для регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя (статья 11 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей)».
Соответствующие органы внебюджетных фондов, получившие указанные сведения, обязаны осуществить регистрацию предпринимателя в качестве страхователя. Правила регистрации страхователей в органах внебюджетных фондов определяются в соответствии с рядом Федеральных законов РФ, это:
1. ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
2. ФЗ от 16.07.1999 «Об основах обязательного социального страхования».
3. ФЗ от 24.07.1998 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
4. ФЗ от 28.06.1991 «О медицинском страховании граждан в РФ».
Не позднее пяти дней с момента регистрации предпринимателя в качестве страхователя органы внебюджетных фондов представляют в орган, осуществивший государственную регистрацию, сведения о номере и дате регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя (пункт 4 статья 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Эти сведения отражаются в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф.
В случаях, когда индивидуальный предприниматель заключает с физическими лицами трудовые договоры или договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также авторские договоры, он должен пройти процедуру регистрации в качестве страхователя, производящего выплаты физическим лицам. Такая процедура осуществляется по правилам, установленным страховщиком. Например, Порядок регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержден постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 19.07.2004 № 97. В таких случаях предприниматель в 30-дневный срок со дня заключения соответствующих договоров должен обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением по форме, установленной в приложении 5 к указанному Порядку. Одновременно с заявлением представляются заверенные в установленном порядке копии: свидетельства о государственной регистрации или лицензии на осуществление определенной деятельности; документов, удостоверяющих личность страхователя и подтверждающих регистрацию по месту жительства; свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; трудовых и (или) гражданско-правовых договоров, заключение которых обусловило необходимость такой регистрации.
Далее индивидуальному предпринимателю необходимо открыть расчетный счет в банке и изготовить печать.
Индивидуальным предпринимателям для осуществления денежных расчетов, связанных с предпринимательской деятельностью, необходимо иметь один или несколько банковских счетов. В настоящее время для открытия банковского счета не требуется представление в соответствующий банк документов, подтверждающих регистрацию предпринимателя в качестве страхователя в органах внебюджетных фондов. В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» открытие кредитными организациями банковских счетов индивидуального предпринимателя осуществляется на основании свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. О банках и банковской деятельности: федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1. [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф.
При открытии банковского счета между предпринимателем и банком заключается договор банковского счета.
Для заключения договора индивидуальным предпринимателем в банк предоставляются следующие документы:
1) заявление на открытие счета;
2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность физического лица, миграционную карту, документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации - для нерезидентов (за исключением граждан РФ);
3) свидетельство о государственной регистрации ИП;
4) банковская карточка;
5) лицензии (патенты), выданные индивидуальному предпринимателю на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию (регулированию путем выдачи патента);
6) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
7) документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете (если такие полномочия передаются третьим лицам). А в случае, когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, третьими лицами с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель должен в семидневный срок сообщить налоговому органу об открытии (закрытии) расчетного или иного счета. Нарушение срока представления сведений об открытии (закрытии) счета в банке влечет взыскание штрафа в установленном законом порядке. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф.
Сведения о банковских счетах индивидуального предпринимателя в обязательном порядке включаются в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Следующим шагом для индивидуального предпринимателя становится изготовление печати.
Печать - это печатная форма, содержащая рельефное или углубленное изображение текста с полным наименованием юридического или физического лица, служащая для производства оттиска на бумаге, сургуче, пластилине и иных материалах. Оттиск печати не подлежит исправлениям и дополнениям. Юридический словарь «AdverSEO» [электронный ресурс] // http://www.jur-words.info.
Изготовление печатей - это процесс превращения макета печати (эскиза или оттиска) в клише. Слова новая печать означают, что эта печать никогда и никем ранее не изготавливалась.
Законодательством Российской Федерации не предусмотрены требования по оформлению и содержанию печатей индивидуальных предпринимателей. Таким образом, индивидуальный предприниматель вправе, но не обязан иметь печать, и может обходиться подписью. Однако по сложившимся обычаям документооборота предприниматели обычно заверяют договоры, счета, акты выполненных работ и накладные своей печатью.
Печать и индивидуальных предпринимателей, в случае изготовления должна содержать следующие основные элементы:
4. Регистрационный номер, указанный в свидетельстве о государственной регистрации (ОГРНИП).
5. Индивидуальный номер налогоплательщика.
6. Графические элементы - любая графика, окантовки и сетки разрешены в основной печати как дополнительная защита.
7. Логотип. Графические элементы и логотип разрабатывается индивидуальным предпринимателем самостоятельно. Наличие этих элементов на печати не обязательно.
Регистрации печати индивидуальных предпринимателей не подлежат.
По моему мнению, отсутствие обязанности регистрации печати индивидуальных предпринимателей в Едином Государственном реестре печатей является недостатком Российского законодательства, так как благодаря этому любое заинтересованное лицо сможет приобрести печать - копию печати того или иного индивидуального предпринимателя, для дальнейшего использования в интересах, нарушающих права, как самого индивидуального предпринимателя, так и иных лиц.
2.3 Лицензирование деятельности индивидуального предпринимателя
Государственная регистрация лица, постановка на налоговый учет, открытие счета - это основные процедуры, пройдя которые индивидуальный предприниматель может осуществлять предпринимательскую деятельность. Но не всегда. В ряде случаев предпринимателю, как и любому хозяйствующему субъекту предпринимательской деятельности не обойтись без дополнительного специального разрешения. Речь идет о лицензии. Дело в том, что статья 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что на осуществление отдельных видов деятельности, перечень которых определяется законом, требуется специальное разрешение (лицензия). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом. В свою очередь, статье 23 Гражданского кодекса Российской Федерации оговорено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Таким образом, Индивидуальным предпринимателям для занятия определенными видами деятельности необходимо наличие специального разрешения (лицензии).
На основании закона Российской Федерации от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензируемым признается такой вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии. К лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Касьянов А.В. Цит. Соч., с. 44. - с. 269.
Данный Федеральный закон определяет лицензирование как мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. О лицензировании отдельных видов деятельности: федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф.