Рефераты

Правовой статус иностранных граждан. Местное самоуправление в Республике Беларусь

Правовой статус иностранных граждан. Местное самоуправление в Республике Беларусь

МИНИСТЕРСТВО

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь»

Кафедра конституционного и международного права

Контрольная работа по предмету

«Конституционное право»

Тема №10

Зачетная книжка №1560/09

Вариант №10

ВЫПОЛНИЛ

слушатель 1 группы 3 «В» курса

факультета заочного обучения

старший лейтенант милиции

Какора Андрей Николаевич

УВД Могилевского облисполкома

Минск 2010

План

Введение

1. Конституционно - правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь

2. Местное самоуправление в Республике Беларусь: понятие система, принципы. Местные представительные органы

3.Задачи

Заключение

Список использованных источников

Введение

В связи с расширением международных связей Республики Беларусь остро встала проблема урегулирования отношений, участниками которых являются иностранные граждане и лица без гражданства. Таковые отношения имеют место в международном частном праве; а когда указанные лица прибывают на территорию Республики Беларусь, то становятся субъектами белорусского права. Основу же их статуса определяет конституционное право, руководствующееся положениями Основного закона Республики Беларусь. Иностранный гражданин подчиняется как бы двум правопорядкам: отечественному и государства, в котором он находится. В этой двойственности -- своеобразие правового положения иностранца, чей конституционный статус будет далее подробно проанализирован.

Вторым вопросом отображенным в данной контрольной работе стала местное самоуправление. В большинстве современных государств управление всеми делами на местах осуществляется специальными органами местного самоуправления, формируемыми на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также специально назначенными из центра органами местного управления. Местное или муниципальное самоуправление- это такая система управления местными делами, которая осуществляется специальными выборными органами, непосредственно представляющими население той или иной административно-территориальной единицы данной страны. Европейская хартия о местном самоуправлении, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года, дает общее определение местного самоуправления, фактически ставшее универсальным и принятое всеми демократическими государствами. Под местным самоуправлением Хартия понимает «право, действительную способность местных сообществ контролировать значительную часть общественных дел, управлять ею в рамках закона под свою ответственность и на благо населения».

1.Конституционно - правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь

Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» №2339-XII от 3.06.1993 ..

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства определяется следующими нормативными документами:

- Конституцией Республики Беларусь

- международными договорами

- законами Республики Беларусь

- правилами пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Ьеларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь пользуются теми же правами и свободами и выполняют те же обязанности, что и граждане Республики Беларусь, если иное не следует из Конституции Республики Беларусь, настоящего Закона и иных актов законодательства республики. Ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства могут устанавливаться только в случаях, если это необходимо для защиты прав и основных свобод граждан Республики Беларусь, обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения.

Ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства могут устанавливаться только в случаях, если это необходимо:

- для защиты прав и основных свобод граждан Республики Беларусь,

- обеспечения государственной безопасности,

- охраны общественного порядка и здоровья населения.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут проживать в Республике Беларусь постоянно либо временно.

Иностранные граждане и лица без гражданства считаются постоянно проживающими в Республике Беларусь, если они имеют выданное органами внутренних дел разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь.

Разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь иностранным гражданам и лицам без гражданства выдается, если они:

1) находятся в близком родстве с гражданами Республики Беларусь;

2) заключили брак с гражданином Республики Беларусь.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся в Республике Беларусь гарантируются неприкосновенность личности и жилья, другие личные права и свободы.

Задержанные или арестованные иностранные граждане либо лица без гражданства должны быть безотлагательно информированы на понятном им языке о причинах задержания или ареста, правах, которые они имеют в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Орган, задержавший или арестовавший иностранного гражданина, сообщает об этом в Министерство иностранных дел Республики Беларусь для информирования о случившемся дипломатического или консульского представительства государства, гражданином которого является задержанный или арестованный.

Различают несколько категорий иностранных граждан и лиц без гражданства:

- иностранцы, постоянно проживающие в Республике Беларусь, могут заниматься трудовой, хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством, если одним из условий занятия таковой не является обязательная не принадлежность к гражданству Республики Беларусь;

- иностранцы временно проживающие в Республике Беларусь, вправе заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, если только это совместимо с целями их пребывания, а в иных случаях- только при получении специального разрешения;

- правовое положение лиц без гражданства чаще всего приравнивают к положению иностранных граждан, не обладающих дипломатическим иммунитетом;

- беженцы- лица считающиеся иностранцами Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь - Могилев.: «Могилевская областная типография», 2000.-164с.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся в Республике Беларусь, в соответствии с Конституцией и законами Республики Беларусь гарантируются неприкосновенность личности и жилья, другие личные права и свободы.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Республики Беларусь, могут перемещаться по территории Республики Беларусь и выбирать место жительства в Республике Беларусь в соответствии с Правилами пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, утвержденными Советом Министров Республики Беларусь.

Ограничения в перемещении и выборе места жительства допускаются только в установленном законодательством порядке.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь и занимающиеся на законных основаниях трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, имеют все социально-экономические права, которыми пользуются граждане Республики Беларусь, включая права на социальное обеспечение.

Социально-экономические права иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории Республики Беларусь и занимающихся на законных основаниях трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, определяются действующим законодательством.

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение образования в Республике Беларусь в соответствии с порядком, установленным законодательством Республики Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют право вступать на общих основаниях с гражданами Республики Беларусь в профессиональные союзы и другие общественные объединения, если это не противоречит их уставам и законодательству Республики Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь могут заключать или расторгать брак с гражданами Республики Беларусь и иными лицами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь пользуются правами и исполняют обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с гражданами Республики Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь, а также принимать участие в референдумах.

Иностранные граждане и лица без гражданства не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в Республике Беларусь, не исполняют всеобщей воинской обязанности Закон Республики Беларусь «О праоаом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» N 2339-XII от 3 июня 1993 г..

Вопрос №2. Местное самоуправление в Республике Беларусь: понятие система, принципы. Местные представительные органы

Местное самоуправление в Республике Беларусь - форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств. Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных и территориальных единиц Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» N 617-ХII от 20 февраля 1991 г..

Местное самоуправление осуществляются в соответствии со следующими основными принципами:

1) народовластия, участия граждан в местном управлении и самоуправлении;

2) законности, социальной справедливости, гуманизма, защиты прав и охраняемых законом интересов граждан;

3) взаимодействия органов местного управления и самоуправления;

4) разграничения компетенции представительных и исполнительных органов;

5) единства и целостности системы местного управления и самоуправления;

6) самостоятельности и независимости Советов, других органов местного самоуправления в пределах своих полномочий в решении вопросов местной жизни;

7) выборности Советов, других органов местного самоуправления, их подотчетности населению;

8) гласности и учета общественного мнения;

9) ответственности за законность и обоснованность принимаемых решений.

Граждане, проживающие на соответствующей территории, осуществляют местное управление и самоуправление через Советы, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Система местного самоуправления включает местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется также путем проведения местных референдумов, собраний граждан и через иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах.

Советы депутатов являются представительными государственными органами на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь и основным звеном системы местного самоуправления.

В Республике Беларусь устанавливаются три территориальных уровня Советов депутатов: первичный, базовый и областной.

К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы депутатов. К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные Советы депутатов. К областному территориальному уровню относятся областные Советы депутатов. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Советов депутатов. Советы являются юридическими лицами.

Советы избираются гражданами, проживающими на соответствующей территории, на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года.

Советы депутатов осуществляют свою деятельность через сессии, постоянные и временные комиссии и другие органы Советов.

Основной формой деятельности Совета депутатов является сессия, которая созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Исключительно на сессиях Совета депутатов рассматриваются и решаются следующие вопросы:

1) утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении, внесение при необходимости изменений в бюджеты;

2) установление в соответствии с законом Республики Беларусь местных налогов и сборов;

3) определение в пределах, установленных законом Республики Беларусь, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

4) назначение местных референдумов;

5) признание полномочий депутатов, досрочное прекращение их полномочий;

6) избрание и освобождение от обязанностей председателя Совета и его заместителя;

7) утверждение в установленном порядке в должности председателя исполнительного комитета;

Председатель Совета депутатов избирается из числа депутатов на сессии соответствующего Совета путем тайного голосования и исполняет свои обязанности до открытия первой сессии Совета нового созыва.

Председатель сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) Совета депутатов одновременно по должности является председателем соответствующего исполнительного комитета.

Председатель Совета депутатов считается избранным, если за него проголосовало более половины от числа избранных депутатов соответствующего Совета. В своей деятельности председатель Совета подотчетен Совету, его избравшему, и может быть освобожден от должности только Советом..

Полномочия Совета депутатов могут быть досрочно прекращены Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в случаях:

1) систематического или грубого нарушения Советом требований законодательства Республики Беларусь;

2) если Совет не менее трех раз подряд не смог собраться на сессию из-за неявки депутатов по неуважительным причинам;

3) если Совет в течение двух месяцев со дня созыва первой сессии не образовал свои органы.

Полномочия Совета депутатов могут быть также досрочно прекращены в случаях, если:

1) избиратели выразят ему недоверие путем референдума;

2) Совет принял решение о самороспуске;

3) изменяется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, административно-территориальное устройство.

Решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, отменяются вышестоящими представительными органами. В случае систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства он может быть распущен Советом Республики, который может также принять решение о роспуске местного Совета и в иных случаях, предусмотренных законом.

Собрание, в том числе собрание уполномоченных, - совместное присутствие группы граждан, собравшихся для публичного обсуждения и решения вопросов местной жизни, базовая форма прямого участия населения в решении государственных и общественных дел.

Местные собрания созываются по мере необходимости местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами или органами территориального общественного самоуправления. Местные собрания могут созываться также по инициативе не менее 10 процентов граждан, постоянно проживающих на соответствующей территории.

Для подготовки собрания по предложению инициатора его созыва может создаваться инициативная группа либо образовываться организационный комитет.

Собрание правомочно, если в нем принимает участие не менее 25 процентов граждан, достигших восемнадцати лет и постоянно проживающих на данной территории, или не менее двух третей уполномоченных.

С правом совещательного голоса в собрании могут участвовать представители государственных органов, предприятий, организаций и учреждений.

Участники собрания вправе обсуждать любые вопросы республиканского и местного значения, вносить по ним предложения или принимать рекомендации, учреждать и упразднять органы территориального общественного самоуправления, участвовать в предварительном обсуждении и подготовке проектов решений органов местного управления и самоуправления по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, оценивать деятельность органов местного самоуправления, решать иные вопросы в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Собрание вправе обращаться в государственные органы, на предприятия, в организации, учреждения и объединения, которые обязаны в установленном порядке рассмотреть эти обращения и о принятых по ним решениях информировать граждан, проживающих на соответствующей территории.

Решения собрания, в том числе собрания уполномоченных, принимаются большинством голосов его участников и оформляются протоколом.

Территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан на добровольной основе по месту их жительства на части территории административно-территориальной единицы (территорий микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, поселков, сел и т.п.) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления (единоличные либо в формах советов, комитетов и других формах).

На соответствующей части административно-территориальной единицы может быть создан только один орган территориального общественного самоуправления. Орган территориального общественного самоуправления может наделяться правами юридического лица, являясь при этом некоммерческой организацией, подотчетен в своей деятельности собранию, его учредившему либо избравшему, и соответствующему Совету.

Исполнительным и распорядительным органом на территории района в городе является местная администрация с правами юридического лица. Местные администрации входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления.

В состав местной администрации входят глава местной администрации, его заместители и члены местной администрации.

Глава местной администрации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке. Заместитель (заместители) главы местной администрации назначается на должность и освобождается от должности председателем городского исполнительного комитета. Другие члены местной администрации, а также сотрудники местной администрации назначаются на должность и освобождаются от должности главой местной администрации.

Заседания местной администрации проводятся ее главой по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей членов от установленного состава местной администрации.

Решения местной администрации принимаются простым большинством голосов от установленного состава местной администрации.

Структура и штатная численность местной администрации утверждаются городским исполнительным комитетом.

Глава местной администрации:

1) руководит деятельностью местной администрации;

2) утверждает по согласованию с председателем городского исполнительного комитета персональный состав местной администрации, за исключением заместителей главы местной администрации;

3) организует работу по подготовке заседаний местной администрации, ведет эти заседания;

4) организует и контролирует выполнение решений местной администрации;

5) распределяет функции между своими заместителями, другими сотрудниками местной администрации;

6) подписывает договоры, финансовые и банковские документы, является распорядителем кредитов;

7) применяет к сотрудникам местной администрации меры поощрения, налагает на них в соответствии с законодательством Республики Беларусь дисциплинарные взыскания;

Местная администрация подотчетна и подконтрольна городскому исполнительному комитету.

Городские Советы по предложению соответствующих исполнительных комитетов утверждают сметы расходов местных администраций, а также отчеты об их исполнении.

Местная администрация не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед городским исполнительным комитетом, а также информирует граждан о своей деятельности.

Задача №1

Законопроект, принятый обеими палатами Парламента, был представлен Президенту на подпись. Однако последний, сославшись на свое несогласие с текстом законопроекта, заявил, что подписывать его не будет.

Имеется ли у Парламента вариант, чтобы данный закон все же вступил в силу?

Ответ.

В соответствии со статьей 100 Конституции Республики Беларусь, при несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента не позднее тридцати дней. Если закон будет принят Палатой представителей большинством не менее двух третей голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента в пятидневный срок направляется в Совет Республики, который также должен рассмотреть его повторно не позднее двадцати дней. Закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики. Закон после преодоления Палатой представителей и Советом Республики возражений Президента подписывается Президентом в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок.

Задача №2

Задача: Прокурор области Зайцев за серьезные нарушения в служебной деятельности своим приказом освободил от занимаемой должности прокурора района Степанова. Однако начальник финансового отдела продолжал начислять Степанову заработную плату, считая что приказ прокурора области не имеет юридической силы.

Прав ли начальник финансового отдела? Почему?

Ответ

Начальник финансовой части прав, так как в соответствии со статьей 126 Конституции Республики Беларусь единую и централизованную систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, назначаемый Президентом с согласия Совета Республики. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором, соответственно освободить от занимаемой должности прокурора района может только Генеральный прокурор Республики Беларусь, поэтому действия прокурора области не имеют юридической силы.

Заключение

Таким образом, в данной контрольной работе было рассмотрено два актуальных вопроса по предмету конституционного права в которых можно прийти к следующим выводам.

Иностранные граждане имеют в Республике Беларусь такие же имущественные и личные неимущественные права, что и белорусские граждане. Эти права должны осуществляться ими таким же образом, как и белорусскими гражданами. Реализация указанных прав должна соответствовать их назначению в обществе.

Концепция местного самоуправления исходит, прежде всего, из того, что местные сообщества населения представляют собой один из основных элементов любого демократического режима, а право граждан на участие в управлении общественными делами является составной частью демократических принципов построения современного белорусского государства.

Список использованной литературы

1. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г., № 2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 нояб. 1996 г., в ред. Решения Республиканского референдума от 17.11.2004, № 1 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2004. - № 188. - 1/6032).

2. Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» N 617-ХII от 20 февраля 1991 г.

3. Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» N 2339-XII от 3 июня 1993 г.

4. Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь - Могилев.: «Могилевская областная типография», 2000.-164с.

5. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г. А. Василевич. - Минск: Книжный Дом «Интерпрессервис», 2003. - 832 с.

6. Конституции зарубежных государств / Сост. : Тихиня В.Г., Серебенников В.П. -Минск: Право и экономика, 2007. - 474 с.


© 2010 Современные рефераты