p align="left">Что касается порядка регистрации, то он регламентируется «Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности» 1994г. В соответствии со ст. 51 ГК, юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции, поэтому регистрация АО производится соответствующими органами, преимущественно Регистрационными палатами субъектов РФ.
Для регистрации АО необходимо представить заявление о регистрации, подписанное учредителями, утвержденный ими устав, учредительный договор о создании АО, документы, подтверждающие оплату не менее 30% уставного капитала, свидетельство об оплате государственной пошлины, протокол собрания акционеров общества или протокол учредительного собрания общества.
Отказ в регистрации допускается только в случаях несоответствия состава представленных документов и содержащихся в них сведений требованиям Положения о регистрации. Отказ АО вправе обжаловать в суде.
ГЛАВА 2. УЧРЕЖДЕНИЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ АО
2.1 Система органов управления АО
АО, как и любые юридические лица, должны иметь органы, через которые они приобретают гражданские права и принимают на себя гражданские обязанности. Органы АО представляют собой его составную часть, которая согласно имеющимися у нее полномочиями формирует и выражает его волю, руководит его деятельностью. Органы юридического лица могут быть классифицированы по различным признакам, в связи с чем выделяют:
по порядку формирования или способу приобретения полномочий - выборные и назначаемые;
по числу входящих в них, принимающих решение и несущих ответственность должностных лиц - единоличные и коллегиальные;
по характеру полномочий и задач - руководящие и иные структурные;
по срокам деятельности - постоянные и временные (с ограниченным сроком или периодической деятельности).
Закон однозначно относит к выборным органам акционерного общества совет директоров (наблюдательный совет) и его председателя (ст. 66, 67 Закона об АО), ревизионную комиссию (ст. 85 Закона об АО). Из расплывчатой формулировки ст. 69 Закона об АО «образование по решению» можно сделать вывод, что общее собрание акционеров (или совет директоров, если это отнесено уставом к его компетенции) вправе как выбирать, так и назначать членов коллегиального исполнительного органа и единоличный исполнительный орган. Упоминание о договоре (трудовом), заключаемого обществом с единоличным исполнительным органом и с каждым из членов коллегиального исполнительного органа свидетельствует больше в пользу второго варианта
В число коллегиальных органов акционерного общества по закону входят общее собрание акционеров, совет директоров, правление (дирекция). К единоличным органам относятся председатель совета директоров, директор (генеральный директор). Орган контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества может быть как коллегиальным - ревизионная комиссия, - так и единоличным - ревизор (ст. 85 Закона об АО).
Закон называет руководящие органы - общее собрание акционеров, совет директоров и его председатель. Согласно ст. 69 Закона об АО исполнительный орган также осуществляет руководство - текущей деятельностью.
Все названные в Законе органы кроме общего собрания акционеров являются временными с ограниченным сроком деятельности. Общее собрание акционеров - временный орган периодической деятельности. Структурные органы могут быть как постоянными, так и временными (какая-либо целевая комиссия или комитет, например, Кредитный).
Закон вслед за действовавшим ранее акционерным законодательство об организационной структуре акционерного общества продолжает линию на трехзвенную структуру органов управления: общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет), исполнительный орган (единоличный - директор, генеральный директор, управляющий; коллегиальный - правление, дирекция, управляющая организация). Кроме этого, существуют образования, подпадающие под понятие органа в теории права, административном праве, теории управления, но не являющиеся органами управления (ревизионная комиссия)
Учредительное собрание является правомочным только при участии всех учредителей. В повестку дня учредительного собрания входят вопросы:
учреждение акционерного общества;
утверждение устава общества;
утверждение денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку, вносимых учредителем в оплату акций общества;
избрание органов управления общества (ст. 9 Закона об АО ) и иные вопросы.
В соответствии с требованием ГК РФ и Закона РФ «Об акционерных обществах» (с последними изм. от 01 декабря 2007г.) Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26 дек. 1995 г. N 208-ФЗ; в редакции от 01.12.2007 г. №318-ФЗ // СЗ РФ 1996 г. №1. Ст. 1. (01 янв.); 2008 №1. Ст. 2. (01 янв.). структура органов акционерного общества в системе его организационных связей по общему правилу выглядит следующим образом:
-- общее собрание акционеров;
-- совет директоров (наблюдательный совет), который в обязательном порядке создастся » обществе с числом акционеров более 50;
-- исполнительный орган общества (единоличный или коллегиальный).
Общее собрание и совет директоров (наблюдательный совет) являются волеобразующими элементами управления и формирования внутренней воли акционерного общества.
Нормы Закона об АО, определяющие порядок созыва общего собрания, участия акционеров в его работе, компетенцию собрания и порядок принятия решений, позволяют этому органу нормально функционировать и выполнять все возложенные на него обязанности.
Общее собрание может рассматривать и принимать решения только по тем вопросам, которые отнесены Законом об АО к его компетенции, причем перечень данных вопросов не может быть расширен по усмотрению самих акционеров. Более того, императивно устанавливается, что собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции (ст. 48 Закона об АО).
Вопросы компетенции общего собрания акционеров указаны в ст. 48, а также дополнительно предусмотрены в п. 3 ст. 42, п. 8 ст. 55, п. 2 ст. 64, п. 1 ст. 69, п. 2 ст. 80, п. 1 и 3 ст. 85, п. 1 ст. 89 Закона об АО.
Российское законодательство различает две разновидности общих собраний: очередные (годовые) и внеочередные (чрезвычайные).
Годовое общее собрание акционеров должно быть проведено не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года общества, т.е. не ранее 1 марта и не позднее 30 июня года, следующего за отчетным. Конкретный срок проведения годового общего собрания может быть установлен уставом.
На годовом общем собрании акционеров в соответствии сп. 1 ст. 47 Закона об АО решаются вопросы об избрании совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии (ревизора), утверждении аудитора, утверждении годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счета прибылей и убытков общества, распределение его прибылей и убытков. Определенная законодательством повестка дня носит общий рекомендательный характер, поскольку годовое собрание вправе рассматривать и принимать решения и по иным вопросам. В то же время некоторые вопросы, выносимые на очередное собрание акционеров, могут рассматриваться также и на внеочередном собрании (избрание совета директоров и утверждение аудитора).
Согласно ст. 47 Закона об АО все общие собрания акционеров, проводимые помимо годового, являются внеочередными (чрезвычайными). Особенность созыва и проведения подобного собрания состоит в том, что внеочередное собрание может быть созвано не только советом директоров общества, но и ревизионной комиссией (ревизором), аудитором общества, а также акционером или акционерами, являющимися владельцами не менее чем 10% голосующих акций на дату предъявления требования о созыве. Заявление о созыве внеочередного собрания, которое исходит от акционера (акционеров), должно содержать указание на количество и категории (типы) принадлежащих ему акций для обоснования права созыва внеочередного общего собрания (п. 3 ст. 55 Закона об АО). При этом совет директоров не вправе изменить форму собрания, включая и повестку дня, если таковая указана инициаторами в заявлении о созыве общего собрания.
Закон об АО предусматривает две формы проведения собрания: путем совместного присутствия акционеров на общем собрании, решения на котором принимаются очным голосованием, или путем проведения заочного голосования, т.е. без совместного присутствия акционеров (ст. 50 Закона об АО), также Законом допускается проведение общего собрания в смешанной форме.
Годовое общее собрание акционеров может быть проведено только в очной или смешанной форме (абз. 2 п. 1 ст. 50 Закона об АО), а внеочередное собрание -- в любой форме. Порядок ведения общего собрания акционеров и принятия им решений устанавливается уставом или внутренним документом общества, утвержденным решением общего собрания (п. 5 ст. 49 Закона об АО).
Общая норма ст. 58 Закона об АО определяет, что общее собрание акционеров считается правомочным (имеет кворум), если на момент окончания регистрации для участия в собрании зарегистрировались акционеры (их представители), которые обладают в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества.
Вопросы повестки дня собрания акционеров рассматриваются обычно по следующей схеме: председатель собрания объявляет о рассмотрении вопросов; предоставляется слово докладчику; выступают желающие, докладчик отвечает на различные вопросы участников собрания; проводится коллективное обсуждение; собранию предлагается проект постановления по рассматриваемому вопросу; проводится общее голосование по принимаемому вопросу и подсчет голосов; оглашаются результаты голосования. Кашанина Т.В., Сударькова Е.А. Акционерное право. Практический курс. / Кашанина Т.В., Сударькова Е.А. М.: ИНФРА-М-НОРМА. 1997 г. С.325
Следующим волеобразующим элементом управления и формирования внутренней воли акционерного общества является совет директоров или наблюдательный совет общества, который избирается кумулятивным голосованием на срок до следующего годового общего собрания акционеров и осуществляет общее руководство деятельностью акционерного общества, за исключением тех вопросов, которые отнесены Законом об АО к исключительной компетенции общего собрания акционеров.
Количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров, но не может быть менее чем пять членов (п. 3 ст. 66 Закона об АО).
Компетенция совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества может быть определена тремя основными направлениями: самостоятельное ведение дел акционерного общества, принятие решений с обязательным учетом мнения других органов общества, осуществление контрольно-надзорных функций.
В соответствии с Законом об АО совет директоров наблюдательный совет) вправе самостоятельно принимать решения по таким организационным вопросам, как созыв общих собраний (п. 2--4 ст. 65), создание финалов и открытие представительств акционерного общества (п. 14 ст. 65), утверждение некоторых внутренних документов общества (п. 13 ст. 65), рекомендации о размере вознаграждений и компенсаций членам ревизионной комиссии, а также определение размера оплаты услуг аудитора (п. 10 ст. 65).
Следует отметить, что вопросы, отнесенные Законом об АО и уставом к компетенции совета директоров, не могут быть переданы на решение общему собранию акционеров, т.е. вся компетенция совета директоров является исключительной. Исключение составляют лишь три вопроса. Это: образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий и увеличение уставного капитала общества путем размещения им дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций. Эти вопросы уставом могут быть делегированы от общего собрания совету директоров.
Заседания совета директоров созываются его председателем по собственной инициативе, требованию члена (членов) совета директоров, ревизионной комиссии (ревизора), аудитора, исполнительного органа общества, а также иных лиц, определенных уставом (ст. 68 Закона об АО). Порядок созыва и проведения заседания, а также периодичность заседаний определяются в уставе общества или его корпоративном акте -- Положении о совете директоров (наблюдательном совете).
В соответствии с п. 2 ст. 68 Закона об АО кворум для проведения заседаний совета директоров не должен быть менее половины от числа избранных членов совета директоров. Таким образом, Закон позволяет определить конкретный кворум для проведения заседаний совета директоров в уставе общества.
Обычно принятие решений советом директоров осуществляется путем очного голосования. Однако согласно положениям п. 1 ст. 68 Закона об АО уставом может быть предусмотрена возможность заочного голосования или опроса членов совета директоров.
Все решения совета директоров отражаются в протоколе с обязательным указанием результатов голосования и хода работы. При этом требования, которые Закон предъявляет к протоколу, являются императивными (п. 4 ст. 68 Закона об АО). Протокол заседания совета директоров должен быть составлен не позднее 10 дней после проведения заседания и подписан председательствующим, который несет ответственность за правильность составления протокола. Отсутствие в протоколе хотя бы одного из реквизитов (место и время заседания, присутствующие лица, повестка дня заседания, вопросы и итоги голосования, принятые решения) лишает протокол юридической силы .
Решение совета директоров (наблюдательного совета) может быть оспорено в судебном порядке путем предъявления иска о признании его недействительным как в случаях, когда возможность оспаривания предусмотрена в Законе (ст. 53, 55, п. 5 ст. 68 Закона об АО), так и при отсутствии соответствующего указания, если принятое решение не отвечает требованиям Закона и иных нормативных правовых актов и нарушает права и охраняемые законом интересы акционера. Ответчиком по такому делу является акционерное общество. Шапкина Г.Я. Как применять акционерное законодательство /Шапкина Г.Я. // Хозяйство и право. 2004 г. №4. с.42.
Таким образом, к исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета) относятся все вопросы, отнесенные Законом об АО к его ведению. Это означает, что они не могут быть отнесены к компетенции других органов общества. Исключение составляют три вопроса: образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий и увеличение уставного капитала общества путем эмиссии им дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций. Настоящие вопросы уставом могут быть делегированы общему собранию, совету директоров. Также уставом исполнительному органу могут быть переданы полномочия по утверждению ряда внутренних документов общества. В связи с этим можно констатировать, что четкое определение места и роли совета директоров общества как профессионального органа управления, а также правильный подбор его состава приобретают особое значение в современных условиях -- при возникновении большого количества специальных вопросов для эффективного управления обществом все они должны решаться профессионалами, обладающими необходимыми знаниями и квалификацией.
Как ранее уже отмечалось, акционерные общества -- это юридическая действительность, располагающая качествами субъекта гражданско-правовых отношений, т.е. правосубъектностью, в связи с чем необходимо признать их возможность совершать самостоятельно, от своего имени и в собственном интересе волеизъявления, заключая сделки. Не секрет, что сделка -- волевой акт, направленный на достижение определенного правового результата. Приобретенная воля выражается произведенными в законном порядке способами. Волеизъявление в этом случае носит вторичный характер и его основное юридическое значение состоит в том, чтобы оно вполне соответствующе отражало действительную волю субъекта отношений.
Порядок формирования воли имеет субъективный характер и прочно связан с осознанностью своего поведения субъектом гражданских отношений. Существо сознания (осознанности поведения) субъекта -- это творческий всесторонний разбор действительности, результатом которого является выражение своего отношения к ней. Подобное выражение должно носить логичный, т.е. целесообразный, характер. В юридическом смысле логичность поведения допускает возможность наличия известных психических способностей -- всесторонне оценивать реальность, рассчитывать перспективу своего поведения и его пользу для себя, устанавливать степень риска и прочее. Психический признак формирования воли -- мотив, т.е. некая побудительная причина на совершение известного рода действий. Присутствие способности к формированию воли должно быть свойственно любому субъекту гражданских отношений. Не являются исключением и акционерные общества.
Волеизъявление акционерного общества представляет собой отношения, складывающиеся между обществом и третьими лицами в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Законодательство предусматривает возможность создания в акционерном обществе несколько разновидностей исполнительных органов, причем имеется расхождение между ГК РФ и Законом об АО в отношении структуры исполнительного органа в конкретном акционерном обществе.
В соответствии с п. 3 ст. 103 ГК РФ исполнительный орган акционерного общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный директор). Таким образом, ГК РФ допускает три возможных варианта структуры исполнительной власти в акционерном обществе: коллегиальный исполнительный орган; единоличный исполнительный орган; одновременное существование коллегиального и единоличного исполнительного органа с разделением в уставе функций.
Закон об АО ограничивает возможности общества в формировании структур исполнительной власти, допуская только два варианта -- либо единоличные, либо единоличные и коллегиальные (п. 1 ст. 69 Закона об АО). Разрешая указанное расхождение, практика отдает предпочтение Закону об АО.
В некоторых случаях совет директоров (наблюдательный совет) общества может принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа (управляющей организации, управляющего) даже в том случае, если образование исполнительных органов уставом отнесено к компетенции общего собрания акционеров.
Единоличный исполнительный орган в разных акционерных обществах может называться по-разному (генеральный директор, директор, президент, управляющий, председатель правления и др.). В случае создания в обществе коллегиального исполнительного органа (т.е. наличия и единоличного, и коллегиального исполнительных органов) директор также осуществляет функции председателя правления (дирекции). Если же такового органа не создается, то директор становится действительно единоличным исполнительным органом, принимая на себя функции правления (дирекции).
Кандидатуру директора выдвигает либо совет директоров, либо общее собрание (п. 3 ст. 69 Закона об АО). Но чаще всего директора утверждают еще учредители общества при его создании, включая в повестку дня учредительного собрания вопрос «Формирование органов управления».
Срок полномочий единоличного исполнительного органа общество также устанавливает самостоятельно в уставе или корпоративном акте. При этом, по мнению автора, целесообразно установить единый срок в интервале от одного года до пяти лет (по аналогии со ст. 58 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ).
К компетенции директора относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением тех вопросов, которые отнесены к исключительной компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (п. 2 ст. 69 Закона об АО), или переданы на решение коллегиальному исполнительному органу в рамках разграничения полномочий с последним.
Таким образом, директор акционерного общества наделяется многочисленными и важными полномочиями: 1) формирует, а также представляет на утверждение состав коллегиального исполнительного органа общества; 2) распределяет обязанности между членами коллегиального исполнительного органа; 3) организует работу, председательствует на заседаниях коллегиального исполнительного органа и обеспечивает ведение протоколов заседаний; 4) утверждает организационную, управленческую и производственно-хозяйственную структуру общества; 5) организует общую разработку, утверждает и обеспечивает реализацию программы развития персонала; 6) утверждает штатное расписание общества и должностные инструкции работников; 7) заключает трудовые договоры (контракты) с членами коллегиального исполнительного органа, должностными лицами и работниками, устанавливает должностные оклады; 8) реализует право увольнения, перевода сотрудников, применяет к ним меры поощрения и взыскания; 9) совершает от имени общества все юридически значимые действия, распоряжается имуществом, за исключением случаев, отнесенных к компетенции общего собрания; 10) в пределах своей компетенции использует средства создаваемых в обществе фондов и резервов, открывает банковские счета, является распорядителем кредитов; 11) руководит разработкой и представлением годового отчета и бухгалтерского баланса; 12) обеспечивает реализацию решений общих собраний акционеров и совета директоров, а также обязательств перед бюджетом и контрагентами по договорам; 13) устанавливает перечень сведений, которые содержат коммерческую тайну или являются конфиденциальными; 14) предъявляет от имени общества претензии к юридическим и физическим лицам, удовлетворяет предъявляемые претензии; 15) контролирует использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов; 16) обеспечивает создание благоприятных и безопасных условий труда работникам общества, соблюдение требований законодательства о труде; 17) обеспечивает разработку, заключение и исполнение коллективного договора; 18) обеспечивает соблюдение законности в деятельности общества; 19) организует и обеспечивает бухгалтерскую и статистическую отчетность и несет ответственность за ее достоверность; 10) издает приказы, распоряжения и другие акты, входящие в его компетенцию и обязательные для исполнения всеми работниками; 21) решает иные вопросы руководства. Указанный перечень является примерным, поскольку конкретные полномочия директора по ведению текущих дел общества определяются различными акционерными обществами по-разному.
Единоличный исполнительный орган без доверенности действует от имени акционерного общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки (заключает договоры/контракты, соглашения, выдает доверенности на их совершение) (п. 2 ст. 69 Закона об АО). При совершении сделок директор должен действовать исключительно в пределах своих полномочий, иначе такие сделки могут быть признаны недействительными.
В своей деятельности директор подотчетен общему собранию и совету директоров акционерного общества. Он действует на основании устава, договора и Положения о директоре (генеральном директоре).
Коллегиальный исполнительный орган акционерного общества действует в соответствии с законодательством, уставом и внутренним документом общества -- Положением о правлении (дирекции), в котором устанавливаются сроки и порядок созыва и проведения его заседаний, а также порядок принятия им решений (п. 1 ст. 70 Закона об АО).
Как правило, правление состоит из директора общества, который осуществляет функции председателя данного органа, заместителей директора, исполнительных директоров, руководителей основных структурных подразделений общества, главного бухгалтера. При этом законодательство не предъявляет никаких особых требований к членам коллегиального исполнительного органа, за исключением того, что членом правления не может быть член ревизионной комиссии/ревизор (ст. 85 Закона об АО), член счетной комиссии (п. 2 ст. 56 Закона об АО) и аудитор общества (ст. 103 ГК РФ).
После утверждения состава коллегиального исполнительного органа (в порядке, установленном корпоративным актом общества) с каждым членом правления заключается договор. Срок полномочий правления законодательством не определяется, т.е. решение данного вопроса передается на усмотрение самого общества.
К основным задачам правления можно отнести: организацию управления оперативной (текущей) деятельностью общества, обеспечение реализации планов и решений общего собрания акционеров и совета директоров, выработку и осуществление хозяйственной политики общества в целях повышения прибыльности и конкурентоспособности; издание корпоративных актов управления.
Согласно ст. 70 Закона об АО проведение заседаний правления организует лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (директор), который подписывает все документы от имени общества и протоколы заседаний правления, действует без доверенности от имени общества в соответствии с решениями правления, принятыми в пределах его компетенции. Пункт 2 ст. 70 Закона об АО императивно предписывает, что на заседании правления ведется протокол.
Таким образом, в рамках данного исследования рассмотрен процесс формирования волеизъявления акционерных обществ, основной упор был сделан на изучение волеизъявляющих органов акционерных обществ: их правового статуса, порядка образования, компетенции, функций, организации работы.
2.2 Высшие органы управления АО
Как верно отмечает Ю. Камфер, акционерное общество считается одной из наиболее сложных организационно-правовых форм юридических лиц, для обеспечения деятельности которой требуется хорошо продуманная и слаженная система органов управления и контроля Камфер Ю.Н. Избрание совета директоров: как не допустить "безвластия" в акционерном обществе / Камфер Ю. //ФПА АКДИ Экономика и жизнь. 2001 г. №16..
Современное акционерное законодательство предусматривает трехуровневую систему органов управления АО: общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительный орган (органы) общества.
В соответствии с п.1 ст.47 Закона об АО высшим органом управления обществом является общее собрание акционеров, которое проводится ежегодно в обязательном порядке.
Годовые и внеочередные общие собрания акционеров закрытых и открытых акционерных обществ, представляют собой собрания, то есть совместное присутствия акционеров для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование (или заочного голосования).
Как уже было подчеркнуто, годовое общее собрание акционеров проводится ежегодно в обязательном порядке в сроки, устанавливаемые уставом общества. Есть и законодательное ограничение: годовое собрание должно проводиться не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года.
В настоящее время действует Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров (утв. постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных
бумаг от 31 мая 2002 г. N 17/пс) (с изменениями от 7 февраля 2003 г.) Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров: Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 31 мая 2002 г. N 17/пс.// Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов. 2002г. №34. (03 авг.)., которое распространяет свое действие на все АО, за исключением обществ, все голосующие акции которых принадлежат одному акционеру. В п.3 ст.47 Закона указано, что решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются акционером, владеющим всеми голосующими акциями, единолично и оформляются письменно. При этом положения Закона о порядке и сроках подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания акционеров.
В ст.48 Закона об АО дан перечень вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров. Этот перечень не является исчерпывающим, и в соответствии с подп.20 п.1 ст.48 Закона об АО общее собрание акционеров вправе рассматривать и иные вопросы, предусмотренные Законом об акционерных обществах.
Важно подчеркнуть, что вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение исполнительному органу общества, также они не могут быть переданы на решение совету директоров (наблюдательному совету) общества, за исключением вопросов, предусмотренных Законом.
Общее руководство деятельностью АО, за исключением решения вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания акционеров, осуществляет совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества.
В соответствии с п.1 ст.64 Закона об АО, в компетенцию совета директоров акционерного общества входит осуществление общего руководства деятельностью общества (разработка стратегии внутренней организации и функционирования общества, определение приоритетных направлений его деятельности, решение принципиальных административных вопросов и т.п.).
Как отмечают эксперты, совет директоров занимает промежуточное положение между высшим органом управления акционерным обществом (общим собранием акционеров) и исполнительным органом, руководящим текущей работой акционерного общества. Вместе с тем по объему предоставленных прав и полномочий именно совет директоров играет наиболее активную роль в жизнедеятельности общества. С учетом этого обстоятельства представляется, что вопросы избрания этого органа управления являются наиболее актуальными при формировании системы управления каждого акционерного общества Камынин И.И. Должностное положение лиц, представляющих интересы государства в акционерных обществах / Камынин И.И.// Российская юстиция. 2001 г. №1..
Законодательство возлагает на совет директоров обязанность определять приоритетные направления развития общества. Определяя такие направления, совет директоров устанавливает основные ориентиры деятельности общества на долгосрочную перспективу.
Между тем, у общества с числом акционеров-владельцев голосующих акций менее 50 может и не быть совета директоров. А точнее, в уставе АО с числом акционеров-владельцев голосующих акций менее 50 может быть предусмотрено, что его функции осуществляет общее собрание акционеров. В обществе же с числом акционеров-владельцев голосующих акций 50 и более наличие совета директоров обязательно.
На практике, во многих АО даже при наличии одного акционера создается совет директоров. Определяющим фактором при этом является не количество акционеров, а масштаб и сфера деятельности организации, объем продаж, сложность решаемых задач и т.д. Конечно, есть назначенный акционерами директор (генеральный директор), которому они доверяют управление производственно-хозяйственной деятельностью организации, но и его действия нужно оценивать и контролировать, а решение наиболее сложных проблем, рассмотрение вопросов о крупных сделках, инвестициях и т.п. целесообразно доверить коллегиальному органу, каким фактически является совет директоров, а не одному лицу - руководителю предприятия. Тем более что акционеры-собственники далеко не всегда являются специалистами в области стратегического управления и могут правильно оценить ситуацию, предвидеть последствия принимаемых решений. Есть и другие аргументы в пользу положительного ответа на вопрос о том, создавать или не создавать совет директоров, но главный вывод состоит в том, что количество акционеров не является единственным фактором, определяющим целесообразность или нецелесообразность формирования совета директоров Киперман Г.Я. Организация деятельности акционерного общества /Киперман Г.Я. // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2000 г. №1-2..
В соответствии с п.1 ст.66 Закона об АО члены совета директоров (наблюдательного совета) общества избираются общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном Законом и уставом общества, на срок до следующего годового общего собрания акционеров. В случае, если годовое общее собрание акционеров не было проведено в сроки, полномочия совета директоров (наблюдательного совета) общества прекращаются, за исключением полномочий по подготовке, созыву и проведению годового общего собрания акционеров.
Закон говорит только об общем годовом собрании, тем самым, ограничивая временные рамки избрания совета директоров. Как же быть, если необходимо срочное переизбрание совета директоров? Ранее действующая редакция Закона не содержала ответа на поставленный вопрос.
В связи с чем, исследователи, справедливо подчеркивали: «принимая во внимание незаменимую роль совета директоров в деятельности общества и одновременно учитывая строго отведенные Законом сроки проведения годового собрания акционеров, на взгляд автора, в условиях острой необходимости осуществления общего руководства деятельностью общества вопрос об избрании совета директоров должен быть поставлен на решение специально созванного внеочередного собрания акционеров общества» Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров: Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 31 мая 2002 г. N 17/пс.
В ныне действующей редакции Закона, возможность срочного избрания совета директоров не предусмотрена ст.66 Закона об АО, но в ст. 55, регулирующей порядок проведения внеочередного общего собрания АО, закреплено: Если предлагаемая повестка дня внеочередного общего собрания акционеров содержит вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, которые должны избираться путем кумулятивного голосования, то такое общее собрание акционеров должно быть проведено в течение 70 дней с момента представления требования о проведении внеочередного общего собрания акционеров, если меньший срок не предусмотрен уставом общества.
Тем самым, законодатель допускает срочное переизбрание совета директоров на внеочередном собрании общества, при этом оно может быть созвано по требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества или акционеров (акционера), являющихся владельцами не менее чем 10 процентов голосующих акций общества (п.2 ст.55 Закона об АО).
Некоторое время назад в практике и теории не было однозначного ответа на вопрос: могут ли быть членами совета директоров юридические лица? С одной стороны, последние могут выступать акционерами и учредителями, с другой стороны, юридическое лицо - корпорация и можно ли ставить наравне в управляющий орган корпорацию и физических лиц, т.к. это предполагает неравенство?..
Спор был разрешен Законом «Об акционерных обществах», а в последствии и ФКЦБ: В связи с многочисленными вопросами, связанными с возможностью участия в совете директоров (наблюдательном совете) акционерного общества юридических лиц, ФКЦБ России разъясняет следующее. В соответствии с пунктом 3 статьи 53 Федерального закона от 26.12.95 №208-ФЗ "Об акционерных обществах" при внесении предложений о выдвижении кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества указываются имя кандидата, количество и категория (тип) принадлежащих ему акций. Пунктом 3 статьи 60 Закона об АО предусмотрено, что бюллетень для голосования по вопросу об избрании члена совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества должен содержать сведения о кандидате с указанием его фамилии, имени, отчества. Указанные нормы Закона свидетельствуют о том, что членом совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, равно как и кандидатом в члены совета директоров, может быть только физическое лицо Об участии юридических лиц в совете директоров: Письмо Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 31 марта 2000 г. №ИК-04/1608 // Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. 2000 г. №4. (28 апр.)..
Важно подчеркнуть, что лица, избранные в состав совета директоров (наблюдательного совета) общества, могут переизбираться неограниченное число раз.
Количественный состав совета директоров общества определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров, но не может быть менее 7 и 9 членов для обществ с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 1000 и 10000 соответственно (п.3 ст.66 Закона об АО).
Кандидатов в члены совета директоров вправе выдвигать акционеры (акционер) общества, являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2% голосующих акций общества, в срок не позднее 30 дней после окончания финансового года общества (п.1 ст.53 Закона об АО), если уставом общества не установлен более поздний срок.
Подчеркнем, что выборы членов совета директоров (наблюдательного совета) общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более одной тысячи осуществляются кумулятивным голосованием. В обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества 1000 и менее уставом может быть предусмотрено кумулятивное голосование при выборах членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.
При кумулятивном голосовании число голосов, принадлежащих каждому акционеру, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в совет директоров (наблюдательный совет) общества, и акционер вправе отдать полученные таким образом голоса полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами.
Избранными в состав совета директоров (наблюдательного совета) общества считаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов (п.4 ст.66 Закона об АО).
Избрание совета директоров на год, не означает, что в течение этого года члены совета директоров обладают «неприкосновенностью». По решению общего собрания акционеров полномочия любого члена (всех членов) совета директоров (наблюдательного совета) общества могут быть прекращены досрочно (абз.3 п.1 ст.66 Закона об АО).
Совет директоров общества избирает из своего состава председателя совета директоров общества большинством голосов от общего числа членов Совета директоров общества, если иное не предусмотрено уставом общества (п.1 ст.67 Закона об АО).
Совет директоров (наблюдательный совет) общества вправе в любое время переизбрать своего Председателя большинством голосов от общего числа членов совета директоров, если иное не предусмотрено уставом общества.
Председатель совета директоров общества организует его работу, созывает заседания совета директоров общества и председательствует на них, организует на заседаниях ведение протокола, председательствует на общем собрании акционеров, если иное не предусмотрено уставом общества.