Рефераты

Правовые основы приемной семьи

p align="left">Положения гражданского права применительно к таким договорам действуют несколько опосредованно и касаются более частных вопросов, характеризующих общие условия заключения договора.

Например, к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения гл. 20 СК РФ об опеке и попечительстве над детьми. Так, в ч. 6 ст. 145 СК РФ сказано, что "устройство ребенка под опеку или попечительство допускается... в том числе по договору о приемной семье".

К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в той части, которая не урегулирована данным Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений. Так, ст. 779 ГК РФ определяет, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Поскольку предметом договора о передаче ребенка (детей) на воспитание, предусматривающего оплату труда приемных родителей, являются действия, связанные, в частности, с воспитанием, содержанием и образованием ребенка, то такой договор является разновидностью договора возмездного оказания услуг. Данный вопрос теории имеет и практическое значение, если услуга оказывается некачественно можно потребовать расторжения договора и возврата полученного вознаграждения. Решая такую ситуацию, следует исходить уже не только из требований гражданского законодательства, но и общих положений ст.4 Семейного кодекса РФ.

Суть их сводится к следующему:

Имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи регулируются семейным законодательством. Однако в силу многообразия таких отношений и возникновения все новых и новых жизненных семейных ситуаций, законодательное регулирование которых, несомненно, отстает от момента их возникновения, законодатель устанавливает правило: если семейное законодательство не содержит нормы, регулирующей отношения между членами семьи, к таким отношениям применяются соответствующие нормы гражданского законодательства, если они не противоречат существу семейных отношений.

При этом следует учитывать, что правоотношения, вытекающие из договора приемной семьи носят лично-доверительный характер, что все-таки ближе к отрасли семейного права.

Глава 2 Работа с приемными семьями на примере ТОСЗН Кологривского района Костромской области

2.1 Приемная семья: особенности регулирования на региональном уровне

Предоставление широких полномочий субъектам РФ по вопросам законодательного регулирования целого ряда семейных правоотношений вызвало к жизни активный процесс законотворчества, касающегося семьи. Вместе с тем следует отметить, что, используя в принципе типовые договора в рамках положения о приемной семье субъекты Федерации больше внимания уделяли льготам для приемных семей.

В настоящее время специальные законодательные и иные нормативные акты о предоставлении различных льгот приемным семьям приняты в Белгородской, Волгоградской, Курской, Липецкой, Пермской, Свердловской, Ярославской и других областях. Их анализ позволяет выделить основные виды льгот (социального и жилищного характера), предоставляемых в регионах приемным семьям, установление скидки в размере до 50% за квартирную плату, плату за коммунальные услуги и телефон См., напр.: ст. 4 Закона Белгородской области от 14 июля 1997 г. N 124 "О приемной семье" // Думские Ведомости. 1997. N 9.; предоставление земельного участка См., напр.: ст. 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 22 сентября 1997 г. N 46-ОЗ "Об оплате труда приемных родителей и льготах приемным семьям" // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа. 1997. N 6; 2000. N 11; преимущественное право на получение санаторно-курортных путевок, в том числе бесплатных, в лечебно-оздоровительные учреждения См., напр.: ст. 4 Закона Курской области от 10 июня 1997 г. N 11-ЗКО "Об оплате труда приемных родителей (родителя) и льготах, предоставляемых приемной семье" // Курская правда. 1997. 19 июня.; предоставление приемным родителям ежегодных отпусков повышенной продолжительностью - от 42 до 56 дней Там же..

Предоставляемые в соответствии с законами субъектов РФ льготы различного характера приемной семье и размер оплаты труда приемных родителей отражаются в договоре о передаче ребенка на воспитание в приемную семью. Правила заключения и форма такого договора утверждена уже упоминавшимся нами Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан".

Согласно Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 июня 2007 г. N АФ-226/06 "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних" Законы субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации, регулирующие указанные вопросы, должны предусматривать:

- определение круга вопросов, относящихся к компетенции органов опеки и попечительства;

- установление категорий несовершеннолетних, в отношении которых органы опеки и попечительства правомочны осуществлять профилактическую работу, принимать решения по защите их прав и законных интересов;

- нормативы организации структуры органа опеки и попечительства, включая установление норматива численности работников органа опеки и попечительства, непосредственно осуществляющих деятельность по защите прав детей;

- порядок организации деятельности органов опеки и попечительства на региональном и муниципальном уровнях;

- порядок взаимодействия органов и учреждений различной ведомственной принадлежности в организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.

В целях оказания методической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации Минобрнауки России разработана модель закона субъекта Российской Федерации "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации

Модель закона предполагает возложение работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних и работы по опеке и попечительству в отношении отдельных категорий совершеннолетних граждан на разные уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации (например, орган управления образованием - в отношении несовершеннолетних, орган социальной защиты населения - в отношении совершеннолетних граждан).

В соответствии с моделью закона на государственный орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации возлагаются общие полномочия по организации и методическому сопровождению работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, осуществлению координации и контроля за деятельностью территориальных органов опеки и попечительства, а также полномочия по ведению регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Полномочия и порядок организации деятельности территориального органа опеки и попечительства определяются Положением о территориальном органе опеки и попечительства

Как показывает практика, в настоящее время приемлемым нормативом численности работников территориального органа опеки и попечительства, непосредственно осуществляющих работу по защите прав и интересов детей (специалистов по охране прав детей), позволяющим качественно организовать работу по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних на территории муниципального образования, является 1 штатная единица специалиста по охране прав детей не более чем на 2 тысячи детского населения в городе и не более чем на 1,5 тысячи детского населения в сельской местности.

Кроме того, в штатном расписании территориального органа опеки и попечительства может предусматриваться дополнительная численность специалистов по охране прав детей из расчета не менее 1 специалиста на 100 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Общая численность специалистов по охране прав детей территориального органа опеки и попечительства должна составлять не менее 3 штатных единиц.

Закон Костромской области от 28 декабря 2007 г. N 236-4-ЗКО

"Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству

в Костромской области" (с изменениями от 3 декабря 2008 г.) принят Костромской областной Думой 25 декабря 2007 года. Согласно его положениям

в Костромской области создается единая система органов опеки и попечительства, которая состоит из уполномоченного органа исполнительной власти Костромской области по опеке и попечительству и его территориальных органов. Уполномоченный орган опеки и попечительства действует на основании Положения, утверждаемого губернатором Костромской области.

Территориальный орган уполномоченного органа опеки и попечительства действует на основании Положения, утверждаемого уполномоченным органом опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства при помещении детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью осуществляют следующие полномочия:

1) содействуют созданию приемных семей, осуществляют подбор и обучение лиц, желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством;

2) принимают заявления от лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) в приемную семью, с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями и обследуют условия их жизни;

3) на основании представленных гражданами, желающими взять ребенка (детей) в приемную семью, заявления, документов и акта обследования жилищных условий в 20-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовят заключения об их возможности быть приемными родителями;

4) при отрицательном заключении в 5-дневный срок со дня принятия решения доводят его, а также основанный на нем отказ в заключение договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью до сведения заявителя, возвращают представленные документы и разъясняют порядок обжалования решения;

5) при положительном заключении о возможности быть приемными родителями подбирают ребенка (детей), который может быть передан на воспитание в приемную семью, предоставляют лицу, желающему взять ребенка на воспитание в приемную семью, информацию о нем (о них) и выдают направление для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения);

6) получают согласие у организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в котором находится ребенок, на передачу ребенка на воспитание в приемную семью;

7) заключают и расторгают договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью;

8) осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания, образования детей, переданных в приемные семьи;

9) осуществляют иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.

Анализ полномочий органов опеки и попечительства в области института приемной семьи, по отношению к патронату, опеке и попечительству, усыновления (удочерению) позволяет сделать вывод о том, что сами полномочия достаточно обширны, начиная с дачи заключения по вопросу усыновления и заканчивая сопровождением семьи на протяжении длительного времени.

В соответствии со статьей 7 анализируемого Закона Костромской Области органы опеки и попечительства осуществляют свою деятельность во взаимодействии с иными исполнительными органами государственной власти Костромской области, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами внутренних дел, общественными и иными организациями. Для оказания комплексной профессиональной психолого-педагогической, социально-правовой, медицинской и иной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа (в возрасте до 23 лет), семьям с детьми, гражданам, желающим принять и принявшим на воспитание детей (усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья, патронат) в областных учреждениях образования, социальной защиты населения, здравоохранения могут создаваться структурные подразделения - службы сопровождения.

Взаимодействие органов опеки и попечительства с областными учреждениями образования, социальной защиты населения, здравоохранения, в которых созданы службы сопровождения, осуществляется на основании соглашений. При этом в Законе предусмотрена специальная норма (статья 8) устанавливающая нормативную численность работников территориальных органов опеки и попечительства в Костромской области из расчета:

до 10 тысяч человек населения - не менее 1 специалиста;

от 10 тысяч до 20 тысяч человек населения - не менее 2 специалистов;

от 20 тысяч до 25 тысяч человек населения - не менее 3 специалистов;

от 25 тысяч до 30 тысяч человек населения - не менее 4 специалистов;

более 30 тысяч человек населения: на каждые 25 тысяч человек населения - не менее 4 специалистов.

В области создан цент учета детей, оставшихся без попечения родителей. Центр создан в августе 2003 года в соответствии с постановлением губернатора области. Учредителем Центра является департамент образования и науки, главная уставная задача - устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, координация этой деятельности в Костромской области. Подобные центры созданы во многих регионах России.

Центр выполняет функции регионального оператора государственного банка данных о детях-сиротах и детях оставшихся без попечения родителей, ведет банк данных о гражданах, желающих принять ребенка на воспитание в свою семью, занимается сопровождением приемных семей Костромской области.

С момента создания Центра в Костромской области ведется активная пропагандистская работа по устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Так, более чем год при поддержке благотворительной организации Фонд «Добросердие» на телеканале «Русь Костромской ВГТРК существует программа «Подари ребенку семью», в рамках которой многие дети нашли своих родителей. В мае в интернатах Костромской области проходили съемки телепрограммы 1 канала ОРТ «Пока все дома».

Одно из направлений деятельности Центра - развитие института приемной семьи. На сегодняшний день в Костромской области создано 203 приемные семьи, в них воспитывается 331 ребенок. С целью пропаганды семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулярно проводится работа со средствами массовой информации, разрабатываются и распространяются рекламные плакаты, методические материалы. Опубликовано более 180 статей по вопросам создания и сопровождения приемных семей, о судьбах детей, воспитывающихся в замещающих семьях, о воспитанниках детских сиротских учреждений, нуждающихся в устройстве в семью. Создана и функционирует «Школа приемных родителей», где приемные родители могут получить психологическую, педагогическую, юридическую помощь в вопросах воспитания детей. Выпускается цикл телепередач, посвященных проблемам сиротства, устройства детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи. 1 сентября 2006 года в городе Нея Костромской области открылась межрайонная служба создания и сопровождения замещающих семей для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Служба создана как филиал областного центра учёта и сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Главная цель деятельности службы: помощь в создании и сопровождении замещающих семей; сопровождение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Созданная структура будет работать, и защищать интересы приёмных семей сразу пяти соседних районов; Нейского, Парфеньевского, Макарьевского, Антроповского, Мантуровского.

В настоящее время аналогичная служба поддержки создана и в г. Шарье, куда могут обратиться по проблемным вопросам жители районов северо-востока области.

В целом следует отметить, что в последние годы работа с приемными семьями в области стала более эффективной. Не гонясь за количеством, работники соответствующих служб больше внимания уделяют вопросам правильного подбора семей для устройства детей, обращают внимание на психологические аспекты взаимоотношения членов приемных семей. Практически сопровождают семьи на протяжения всего периода нахождения там детей.

Вместе с тем следует отметить, что для эффективности работы приемной семьи как формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, следует больше внимания уделять и финансовым аспектам. На всегда бюджеты регионов могут выдержать социальные программы, связанные с поддержкой института приемной семьи. В этом плане больше внимания следует уделять стимулированию различного рода благотворительных программ.

2.2 Краткая характеристика приемных семей в Кологривском муниципальном районе Костромской области

Переходя к анализу практической работы по реализации такой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей на примере муниципального образования, следует остановиться на краткой характеристике Кологривского муниципального района Костромской области, в котором проходило наше исследование.

Кологривский район расположен на северо-востоке Костромской области в 346 км от Костромы, ближайшие железнодорожные узлы станции Шарья и Мантурово расположены соответственно в 120 и 76 км. В районе только одна дорога областного значения с асфальтовым покрытием.

Социальная сфера представлена 18 ФАПами, 1 поликлиникой, МУЗ Кологривской ЦРБ, ДШИ, 3 школами полного среднего образования , 3 школы основного образования. Трудовые ресурсы в районе крайне ограничены. По данным статистики численность работающих на предприятиях и организациях района по состоянию на конец 2009 года составляла 2700 человек, по данным мониторинга численность экономически активного населения 3816 человек.

В сфере малого и среднего бизнеса в районе работают 182 хозяйствующих субъекта, удельный вес занятых в малом бизнесе составляет 41 % от общего числа занятых в районе. Среднемесячная заработная плата по крупным и средним предприятиям за 2009 год составила 9700 рублей, рост к уровню 2008 года-19 % численность зарегистрированных безработных на конец года увеличилась со 100 до 115 человек. Как видно из приведенных сведений положение в районе, как и в целом в регионе, стране, можно было охарактеризовать как сложное, но достаточно стабильное.

В районе отсутствуют крупные промышленные предприятия, а единственное градообразующее предприятия - филиал Мантуровского фанерного комбината с весны 2009 года провело масштабное сокращение численности работающих, всего сокращено около 100 человек. В сельском хозяйстве только 1 из 6 предприятий сферы АПК являются прибыльными. Все это обусловило то обстоятельство, что с начала 2009 года в районе на начало года на учете состояло 173 человека, при том, что число вакансий на этот же период составляло 18 по состоянию на конец июля число безработных превысило 200 человек, а на конец года составило 115 ,при отсутствии вакансий. Сокращение числа безработных произошло за счет трудоустройства на время отопительного сезона и за счет вступления Костромской области в федеральную программу содействия занятости вследствие чего трудоустроено население на так называемые общественные работы.

Подобная ситуация на рынке труда для района не нова и в принципе явилась одной из причин того, что приемные семьи на территории района сосредоточены в сельских поселениях.

Рост числа приемных семей на территории Кологривского района можно проследить, проанализировав статистические данные представленные в таблице

Таблица 1. Сравнительные показатели роста числа приемных семей и детей в приемных семьях

Показатели

сравнения

2005

год

2006

год

2007

год

2008

год

2009

год

2010

на.01.02.10

Число семей

7

11

12

16

24

33

Численность

детей

24

35

36

40

61

70

Приведенные статистические данные любопытны еще и тем, что они отражают рост числа приемных семей по региону в целом. Так за периоды работы с приемными семьями, начиная с 2005 года в области наметилась четкая и устойчивая тенденция к росту численности детей, устроенных в такие семьи. Кроме того , если раньше приемные родители неохотно шли на заключение договоров ,в отношении нескольких детей, то в последнее время наметилась тенденция к тому, чтобы в одну приемную семьи забирались дети, являющиеся между собой кровными родственниками. Кологривский район в этом плане также является показательным: в первом полугодии 2009 года в две семьи г. Кологрива помещено пять детей, трое из которых являющиеся братьями в возрасте от полутора до 6 лет.

Количество детей в приемных семьях в районе различается, однако можно выделить несколько общих для них черт.

1. в данных семьях в большинстве случает только один работающий родитель-отец.

2. приемные родители имеют достаточно большой опыт в воспитании собственных детей

3. в семьях с приемными детьми достаточно развито личное подсобное хозяйство

4. установлены достаточно тесные связи родителей со школой и дошкольными учреждениями, которые посещают приемные дети

Следует отметить, что работа с приемными семьями на территории района ведется достаточно давно. Так, например одна из первых приемных семей в области - семья Матюхиных проживает на территории района более 10 лет в д. Шаблово, причем с самого начала свою работу с приемными детьми семья строила по принципу организации детской деревни и нашла достаточно большую финансовую поддержку для ее обустройства среди руководства района. Семье выделили достаточно просторный дом, обустроили ее, на первых порах помогали с обзаведением домашними животными, в деревню проведен свет обустроена проезжая дорога. В настоящее время в д. Шаблово уже две приемных семьи, причем обе имеют от трех и более детей.

Территориально наибольшее число семей с приемными детьми расположено на территории Илешевского Сельского поселения. Вообще число семей с приемными детьми в районе по большей части сосредоточено именно в сельских поселениях, что наглядно видно из диаграммы размещения приемных семей в разрезе места проживания.

Диаграмма 1 Размещение приемных семей по территории района в разрезе поселений по состоянию на 1 января 2010 года

Из анализа представленной диаграммы можно сделать и еще один вывод. Расположение школьных и дошкольных учреждений района, учреждений социальной сферы не всегда учитывает интересы жителей района, имеющих детей, в том числе и семей, где воспитываются приемные семьи. Так, основные социальные инфраструктуры сосредоточены в городском поселении, между тем транспортное обеспечение не позволяет в полной мере использовать учреждения социальной инфраструктуры. Так движение транспорта со стороны Высоковского и Ильинского поселения в часы работы больницы, поликлиники государственных учреждений возможно только по вторникам и четвергам, когда есть рейсовые автобусы из Мантурово утром и вечером. Движение транспорта со стороны Илешевского сельского поселения неудобно по времени прибытия и отправления.

При большой «растянутости» района транспортные проблемы выходят на первое место.

Служба сопровождения приемных семей в отделе социальной защиты населения Кологривского муниципального района представлена согласно нормативам 1 специалистом, однако работа с приемными родителями ведется всеми работниками отдела, начиная от посещения семей и заканчивая работой по подбору, как кандидатур родителей, так и детей. При этом следует отметить, что данная работа не является формальной. Тесную связь ТОСЗН имеет с работниками администраций сельских поселений, депутатским активом, жителями, поэтому ситуация в каждой приемной семье известна и отслеживается постоянно, что позволяет вовремя отслеживать любые негативные тенденции, могущие повлиять на положение детей в приемных семьях.

Таким образом, анализ работы территориального отдела социальной защиты населения по Кологривскому муниципальному району костромской области позволяет сделать вывод о том, что данная работа строится в соответствии с нормативными рекомендациями и отвечает всем требованиям законодательства.

Заключение

Приемная семья - довольно новая для России форма семейного воспитания. Узаконена она была в 1996 году с момента принятия Семейного кодекса. Специальная глава 21 СК посвящена правовым вопросам организации приемной семьи, а затем появилось Положение о приемной семье, утвержденное постановлением Правительства РФ 829 от 17 июля 1996 г. Прообразом этой формы семейного воспитания явились детские дома семейного типа, возникшие в 1988 году.

В
настоящее время действуют Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423. указанный документ содержит нормативные положения по контролю за созданием и работой с приемными семьями, включая рекомендации по ведению отчетности приемными родителями.

Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основе договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами).

Договор о передаче ребенка заключается между органами опеки и попечительства и приемными родителями. Он должен предусматривать все возможные условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности, как ребенка, так и его приемных родителей, а также основания для прекращения действия данного договора.

Договор о передаче ребенка на воспитание в семью заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителям по месту жительства (нахождения) ребенка.

Размер оплаты труда приемных родителей устанавливается каждым субъектом РФ. Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка. Сведения об израсходованных средствах представляются в органы опеки и попечительства ежегодно. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

В таком же порядке приемными семьям могут предоставляться льготы различного характера. Субъектам РФ рекомендовано установить основные виды льгот социального и жилищного характера:

- Скидки в размере 50 % за квартплату, плату за коммунальные услуги и телефон,

- Выделение земельного участка с освобождением от уплаты земельного налога,

- Преимущественное право на получение санаторно-курортных путевок, в том числе, бесплатных, в лечебно-оздоровительные учреждения,

- Предоставление приемным родителям ежегодных отпусков повышенной продолжительности - от 42 до 56 дней,

- Сохранение непрерывного стажа за приемными родителями на весь период действия трудового договора о передаче ребенка,

- Право на получение беспроцентных ссуд на строительство жилья, дач, создание собственного предприятия.

Приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

- Лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными,

- Лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в судом в родительских правах,

- Отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей,

- Бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине,

- Лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка (см. Приложение 1).

Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя).

Заключение органа опеки и попечительства о возможности лиц быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью.

На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей, в том числе находящийся в воспитательном учреждении, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения или другом аналогичном учреждении.

Предварительный выбор ребенка осуществляется лицами, желающими принять ребенка в семью, по согласованию с органами опеки и попечительства. Разъединение братьев и сестер не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам.

Передача ребенка в семью осуществляется с учетом его мнения. Ребенок, достигший 10-летнего возраста, может быть передан в приемную семью только с его согласия.

Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на все причитающиеся ему алименты, пенсию и другие пособия, а также на жилое помещение, при отсутствии такового, имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Подводя итог вышесказанному и с учетом анализа практической работы с приемными семьями на территории Кологривского муниципального района костромской области следует заметить, что приемная семья является наиболее приемлемой формой устройства детей ,ставшихся без попечения родителей в качестве альтернативы детским домам и различным интернатным учреждениям.

Нормативно-правовые акты и специальная литература

Нормативно правовые акты

Конституция (Основной Закон) Российской Федерации.- Российская газета ,23.12.1993 №297

Федеральный Закон №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". //Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822,

Федеральный Закон 16.04.2001 N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2008) « О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей » Принят Государственной Думой15 марта 2001 года // Собрание законодательства РФ, 23.04.2001, N 17, ст. 1643.

Федеральный Закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 23.07.2008)

"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (принят ГД ФС РФ 21.05.1999) // Собрание законодательства РФ, 28.06.1999, N 26, ст. 3177,

Федеральный Закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 23.07.2008)

"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 03.07.1998)//Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3802,

Федеральный Закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ « Об опеке и попечительстве»

(принят ГД ФС РФ 11.04.2008)//Собрание законодательства РФ, 28.04.2008, N 17, ст. 1755,

Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть 1).-М.,Спарк, 2002.

Семейный Кодекс Российской Федерации. - М., Спарк. 2006

Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 "О приемной семье"// Собрание Законодательства Российской Федерации. 1996. N 31. Ст. 3721(утратило силу)

Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан"// Собрание Законодательства Российской Федерации 2009.№31 Ст.3125

Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 июня 2007 г. N АФ-226/06 "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних"// Собрание нормативных актов министерств и ведомств, 2007 №8

Закон Белгородской области от 14 июля 1997 г. N 124 "О приемной семье" // Думские Ведомости. 1997. N 9.

Закон Костромской области от 28 декабря 2007 г. N 236-4-ЗКО

"Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству

в Костромской области" (с изменениями от 3 декабря 2008 г.) принят Костромской областной Думой 25 декабря 2007 года.// Думские ведомости,2008 №2

Закон Курской области от 10 июня 1997 г. N 11-ЗКО "Об оплате труда приемных родителей (родителя) и льготах, предоставляемых приемной семье" // Курская правда. 1997. 19 июня.

Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 22 сентября 1997 г. N 46-ОЗ "Об оплате труда приемных родителей и льготах приемным семьям" // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа. 1997. N 6; 2000. N 11

Комментарии законодательства

Научно-практический комментарий части 1 Гражданского кодекса российской Федерации для предпринимателей , 2-ое изд., М.,1999. 340 с

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель/под ред. О.М.Козырь, А.Л.Маковского, С.А.Хохлова. М., 1996 256 с

Научная и учебная литература

Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. -- Изд. 2-е, перераб. и доп. -- М.-Юристъ, 2002. - 336 с.

Гражданское право: Учебник. Т. 3 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1998, 470 с.

Дружинина Т.И. Некоторые проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей // Защита прав ребенка в современной России (материалы научно-практической конференции). М., 2004

Звенигородская Н.Ф. История развития института проемной семьи в России//

Государство и право. 2009. N 2. С. 53 - 59.

Летова Н.В. Усыновление как приоритетная форма устройства детей. Томск, 2003. 207 с

Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Теория и практика... М., 2004, .260 с.

Михеева Л.Ю. Институт опеки и попечительства в современных условиях // Государство и право. 2003. N 5. С. 53 - 59.

Нечаева А.М. Правовая охрана семьи // Закон. 2004. N 4. С. 7.

Нечаева А.М. Охрана детей-сирот в России (История и современность). М., 1994, 170 с

Ошанин М. О призрении покинутых детей. Ярославль, 1912. С. 77 - 80

Рабец А.М. Семейное право: Курс лекций. Белгород, 1998 , 290 с.

Савватеева Т. Родные среди чужих и чужие среди родных // Российская газета. 1995. 11 января.

Скачкова Г.С. Особенности правового регулирования труда приемных родителей // Трудовое право. 2003. N 8. С. 27 - 28.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты