Правовые основы регулирования вопросов государственной границы
Правовые основы регулирования вопросов государственной границы
2
Задача №1
Инцидент с двумя английскими пилотами, залетевшими во время снежной бури в воздушное пространство Калининградской области, произошёл в январе 1998г.
Марк Джеффриз и Клайв Дэвидсон, направлявшиеся на самолёте Л-29 из Литвы в польский Гданьск, утверждают, что вынуждены были изменить курс, когда обнаружили, что топливо на исходе, и подали по радио сигнал бедствия. Однако внезапно появившейся перед их самолётом российский Су-27 стал совершать манёвры, которые едва не привели к гибели англичан. «Это была преднамеренная попытка погубить нас»,- заявил газете «Таймс» Джеффриз.
По его словам, перехватчик сначала зашёл слева, потом справа. Из-за струи выхлопных газов, исходящих из сопла истребителя, Л-29 начал содрогаться, терять скорость и высоту. «Во время одного из заходов русский пошёл прямо на нас, и я не знал, что он будет делать дальше и чего ожидает от нас. Затем он спикировал на нас, и едва сам не врезался в землю. Мы с трудом избежали столкновения». Дэвидсон добавил, что российский лётчик не применил международных процедур перехвата и не вёл радиопереговоров на частоте сигнала бедствия. Поэтому британцы не знали, чего от них добиваются. Русский лётчик также якобы грозил им кулаком. Английские пилоты говорят, что после приземления под Калининградом представители местных властей отнеслись к ним очень враждебно.
Вопросы к задаче №1
1. Что представляет собой государственная граница в физическом и правовом смысле?
Ответ: В физическом смысле государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации. В правовом смысле - это пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации; государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР.
2. Какими политико-правовыми принципами руководствуется государство при установлении и изменении границы своих территориальных владений и регулировании правоотношений, связанных с нею?
Ответ: При установлении и изменении пределов государственной границы государство руководствуется следующими политико-правовыми принципами:
- обеспечения собственной безопасности государства;
- обеспечения международной безопасности;
- взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами;
- взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности других государств и нерушимости их государственных границ;
- мирного разрешения пограничных вопросов;
- отказа от противоправных территориальных приобретений и от любых действий, направленных на расчленение чужой территории;
- невмешательства во внутренние дела друг друга, равноправия и самоопределения народов.
3. В чём заключается охрана государственной границы, и каковы правомочия органов государственной власти и управления в этой сфере?
Ответ: Охрана государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров. Охрана государственной границы является составной частью защиты государственной границы и осуществляется пограничными органами, входящими в состав федеральной службы безопасности, в пределах приграничной территории; Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде; и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством. Охрана государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу. Меры по охране государственной границы рассматриваются как пограничные меры. Пограничные меры входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Органы государственной власти и управления Российской Федерации осуществляют в сфере охраны и защиты государственной границы полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации".
Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации специально уполномочен осуществлять государственное управление в сфере защиты и охраны государственной границы, а также организацию пограничной службы. Пограничные органы, осуществляющие защиту и охрану государственной границы, входят в состав федеральной службы безопасности. Министерство иностранных дел Российской Федерации ведёт переговоры по установлению и закреплению государственной границы, установлению режима государственной границы, готовит необходимые документы и материалы; осуществляет внешнеполитическое, международно-правовое обеспечение защиты государственной границы; оформляет в пределах своей компетенции документы на право въезда в РФ и выезда из РФ гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства; разрешает вопросы соблюдения режима государственной границы, инциденты на государственной границе, не урегулированные пограничными представителями РФ или Министерством обороны РФ.
Федеральная служба безопасности Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает защиту и охрану государственной границы на суше, море, реках, озерах и иных водных объектах, в пунктах пропуска через границу, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность, а также пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих на границе все виды контроля за соблюдением режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска; осуществляет добывание и обработку информации об угрозах безопасности Российской Федерации в интересах защиты и охраны государственной границы, представляет эту информацию Президенту и Правительству РФ.
Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает защиту государственной границы в воздушном пространстве и подводной среде; разрешает в пределах своей компетенции инциденты, связанные с нарушением режима государственной границы;
оказывает содействие пограничным органам в ресурсном, разведывательном и ином обеспечении защиты государственной границы.
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на государственной границе таможенный контроль, организуют и проводят мероприятия по защите экономических, экологических и иных интересов личности, общества и государства;
издают в пределах своей компетенции нормативные акты, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на территории РФ; контролируют соблюдение предприятиями, организациями, учреждениями, общественными объединениями, гражданами требований международных договоров, законодательства РФ по вопросам, входящим в их компетенцию; создают контрольные органы (пункты) и организуют их работу; взаимодействуют друг с другом и оказывают содействие пограничным органам в защите государственной границы; сотрудничают в защите государственной границы с соответствующими органами иностранных государств.
Министерство внутренних дел Российской Федерации оказывает содействие пограничным органам в проведении мероприятий по охране и защите границы, борьбе с нелегальной деятельностью через неё, розыске лиц, нарушивших режим границы, в выяснении и проверке обстоятельств правонарушений граждан, задержанных в административном или уголовно-процессуальном порядке; информирует пограничные органы о состоянии правопорядка в приграничных районах РФ, выявленных противоправных действиях, преступных группах и лицах, имеющих противоправные устремления в отношении государственной границы и пограничных органов; обеспечивает участие внутренних войск МВД в защите границы; обеспечивает правопорядок в приграничных районах при возникновении чрезвычайных ситуаций, введении режима чрезвычайного положения.
Служба внешней разведки Российской Федерации во взаимодействии с Федеральной службой безопасности РФ осуществляет разведывательную деятельность в интересах защиты государственной границы.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают условия для защиты государственной границы уполномоченным на то законом войскам и органам, принимают в этих целях законы и иные нормативные правовые акты; информируют пограничные органы по вопросам, касающимся обстановки в приграничных районах РФ;
создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите границы;
контролируют на своих территориях выполнение всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, а также должностными лицами и гражданами законодательства о государственной границе.
4. Какова нормативная основа режима государственной границы и как регулируются действия, связанные с её пересечением лицами и транспортными средствами?
Ответ: Законодательство о государственной границе основывается на Конституции Российской Федерации, а также на международных договорах РФ и состоит из закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законе от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" и других законодательных актах РФ о государственной границе, то применяются правила международного договора.
Пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами РФ или решениями Правительства РФ. Под пунктом пропуска через государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от государственной границы участок местности, где осуществляется пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с законом «О государственной границе РФ», международными договорами РФ, федеральными законами. Судоходство на пограничных реках, озерах и иных водных объектах с пересечением государственной границы без захода в порты (на рейды) РФ и сопредельных государств регулируется договорами РФ с сопредельными государствами.
Воздушные суда пересекают Государственную границу по специально выделенным воздушным коридорам пролета с соблюдением правил, устанавливаемых Правительством РФ и публикуемых в документах аэронавигационной информации. Пересечение государственной границы вне выделенных воздушных коридоров допускается только по разрешению Правительства РФ.
В интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, а также по просьбе иностранных государств решением Правительства РФ пересечение государственной границы на отдельных ее участках может быть временно ограничено или прекращено с уведомлением властей заинтересованных государств. При возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные формирования (силы) пересекают государственную границу для локализации и ликвидации таких ситуаций в порядке, определяемом международными договорами, актами Правительства РФ. Не является нарушением правил пересечения Государственной границы вынужденное пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами на суше, заход иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, на территорию Российской Федерации, вынужденный влет в воздушное пространство Российской Федерации воздушных судов, осуществляемые в силу чрезвычайных обстоятельств.
5. Как осуществляется разрешение инцидентов, связанных с нарушением режима государственной границы?
Ответ: Порядок разрешения инцидентов, связанных с нарушением режима государственной границы, отнесение их к компетенции пограничных представителей РФ, Министерства обороны или Министерства иностранных дел РФ определяются договорами Российской Федерации с сопредельными государствами о государственной границе и её режиме, международными договорами, законом «О государственной границе РФ», решениями Правительства.
Лица, воздушные суда, российские и иностранные морские, речные суда и военные корабли, другие транспортные средства, пересёкшие государственную границу в нарушение установленных правил признаются нарушителями государственной границы.
Иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие статуса лиц, проживающих или пребывающих на территории России, пересёкшие государственную границу с территории иностранного государства, при наличии в их действиях признаков преступления или административного правонарушения привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством РФ. В случаях, когда в отношении нарушителей отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях и они не пользуются правом получения политического убежища, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, пограничные органы в официальном порядке передают их властям государства, с территории которого они пересекли границу. Если передача нарушителей властям иностранного государства не предусмотрена договором РФ с этим государством, пограничные органы выдворяют их за пределы РФ в определяемых пограничными органами местах. О выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации из пунктов пропуска через государственную границу уведомляются власти государства, на или через территорию которого они выдворяются, если это предусмотрено договором РФ с соответствующим государством.
Прибывшие в пункты пропуска через границу граждане РФ, утратившие в период пребывания за границей документы на право въезда на территорию России, оставляются в пунктах пропуска на время, необходимое для установления их личности, но не более 30 суток. Порядок и условия их пребывания в пунктах пропуска через государственную границу определяются Правительством РФ.
6. Каковы содержание и порядок установления пограничного режима?
Ответ: Пограничный режим служит исключительно интересам создания необходимых условий охраны государственной границы и включает следующие правила:
1) в пограничной зоне - въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств; хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль государственной границы на суше, морского побережья, российских берегов пограничных рек, озёр и иных водных объектов и на островах на указанных водных объектах, а также до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности;
2) в российской части вод пограничных рек, озёр и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации - учёта и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду;
промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности.
Пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к государственной границе на суше, морскому побережью РФ, российским берегам пограничных рек, озёр и иных водных объектов, и в пределах территорий островов на указанных водных объектах. В пограничную зону по предложениям органов местного самоуправления поселений могут не включаться отдельные территории населённых пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки. Исходя из характера отношений Российской Федерации с сопредельным государством на отдельных участках государственной границы пограничная зона может не устанавливаться. Пределы пограничной зоны определяются и изменяются, предупреждающие знаки устанавливаются решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по представлениям старших должностных лиц пограничных органов на территориях субъектов Российской Федерации. В таком же порядке определяются и изменяются участки (районы) внутренних вод, в пределах которых устанавливается пограничный режим.
Конкретное содержание, пространственные и временные пределы действия правил пограничного режима, круг лиц, в отношении которых те или иные из указанных правил действуют, устанавливаются и отменяются решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по согласованию со старшими должностными лицами пограничных органов на территориях субъектов Российской Федерации и подлежат опубликованию. Въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений. Устанавливаются места въезда (прохода) в пограничную зону; могут определяться время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств.
7. Какую правовую оценку можно дать действиям пограничных властей в связи с нарушением английским самолётом Л-29 воздушного пространства РФ в Калининградской области?
Ответ: Действия пограничных властей Калининградской области законны и оправданны. Международные полеты воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации выполняются в соответствии с законодательством Российской Федерации, общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Полномочием пограничных органов, в частности войск противовоздушной обороны, является охрана государственной границы в воздушном пространстве, а именно:
- осуществление контроля за соблюдением правил пересечения государственной границы;
- пресечение полётов и принятие мер к посадке на территории Российской Федерации воздушных судов, незаконно пересёкших государственную границу или нарушивших порядок использования воздушного пространства Российской Федерации;
- оказание содействия воздушным судам, незаконно пересёкшим государственную границу в случаях форс-мажорных обстоятельств или непреднамеренных действий экипажей этих судов, посредством восстановления их ориентировки, вывода на аэродром посадки на территории РФ или за пределы воздушного пространства РФ.
Войска противовоздушной обороны имеют право:
- использовать имеющиеся у них средства для опознавания воздушных судов в воздушном пространстве РФ и воздушном пространстве за пределами территориального моря РФ до границ иностранных государств при незаконном пересечении государственной границы;
- в необходимых случаях привлекать силы и средства других видов Вооруженных Сил, государственных органов для выяснения обстановки в воздушном пространстве и принятия мер по предупреждению или прекращению незаконного пересечения государственной границы в воздушном пространстве;
- полностью запрещать или ограничивать полеты воздушных судов в отдельных районах воздушного пространства РФ при возникновении угрозы незаконного пересечения или незаконном пересечении государственной границы в воздушном пространстве;
- приглашать членов экипажей воздушных судов, незаконно пересёкших государственную границу, после их посадки на территории Российской Федерации в подразделения Вооруженных Сил РФ или в иные места для выяснения обстоятельств незаконного пересечения и передачи органам дознания и следствия, если иное не предусмотрено международными договорами РФ;
- применять боевую технику и оружие. Оружие и боевая техника могут применяться против лиц, воздушных, морских и речных судов и других транспортных средств, пересёкших (пересекающих) государственную границу в нарушение установленных правил в случаях, когда прекращение нарушения или задержание нарушителей не может быть осуществлено другими средствами.
8. Насколько основательны претензии английских пилотов в связи с действиями российских пограничных властей, направленными на пресечение нарушения государственной границы РФ?
Ответ: Для ответа на поставленный вопрос необходимо ознакомиться с материалами данного дела, т.к. условие задачи не отражает всех обстоятельств незаконного пересечения государственной границы, в нём приведены только утверждения английских пилотов и выдержки из газетных интервью, данных ими зарубежной прессе без объяснений российских пограничных властей по поводу происшедшего инцидента. Не детализируя и принимая во внимание вышеприведённое условие, можно сделать вывод, что претензии английских пилотов необоснованны, т.к. согласно п.b ст.3 bis <*> Конвенции о международной гражданской авиации признаётся, что каждое государство при осуществлении своего суверенитета имеет право требовать посадки в каком-либо указанном аэропорту гражданского воздушного судна, если оно совершает полёт над его территорией без разрешения или может давать такому воздушному судну любые другие указания, чтобы положить конец таким нарушениям. С этой целью государства могут прибегать к любым соответствующим средствам, совместимым с надлежащими нормами международного права, каждое государство соглашается опубликовывать свои правила, действующие в отношении перехвата гражданских воздушных судов. В соответствии п.c ст.3 bis <*> Конвенции каждое гражданское воздушное судно выполняет приказ, отдаваемый в соответствии с пунктом "b" ст.3 bis <*>. С этой целью каждое государство принимает все необходимые положения в своих национальных законах или правилах с тем, чтобы сделать его выполнение обязательным для любого гражданского воздушного судна и предусматривает суровые наказания за любое нарушение таких законов или правил и передает дело своим компетентным органам в соответствии со своими законами или правилами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств-участников Содружества Независимых государств. (Принята в г.Москве 15 апреля 1994г.) // Бюллетень международных договоров. №7. 1994.
2. Конвенция о международной гражданской авиации. (Чикаго, 7 декабря 1944г.)
3. Воздушный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. 24.03.1997, №12, ст.1383.
4. Закон «О государственной границе РФ» №4730-1 от 01.04.1993г. // Российская газета. №84. 04.05.1993.