Рефераты

Правовые способы и формы защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимтелей

p align="left">Так, ГК РФ содержит положение, согласно которому требование изменить или расторгнуть договор может быть заявлено в суд только после отказа другой стороны на подобное предложение либо неполучения ответа в установленный срок (п. 2 ст. 452).

Обязательный досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров предусмотрен, к примеру, Федеральными законами «О связи» Федеральный закон от 07.07.2003 «О связи» № 126-ФЗ, «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» Федеральный закон от 10.01.2003 «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» № 17-ФЗ, «О почтовой связи» Федеральный закон от 17.07.1999 «О почтовой связи» № 176-ФЗ и др.

Необходимо иметь в виду, что досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров является обязательным для истца только в случаях, предусмотренных федеральным законом или договором. Если же он предусмотрен положениями, правилами и другими подзаконными актами, то его соблюдение не является обязательным для сторон. Кроме того, если досудебный (претензионный) порядок предусмотрен договором, последний должен содержать четкую запись об установлении такого порядка. Предпринимательское право РФ. / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. - М.: Юристъ, 2005. С. 974

Однако законодатель делает исключение из общего правила о применении досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров: на третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, не распространяется обязанность соблюдения такого порядка даже тогда, когда это предусмотрено федеральным законом или договором для данной категории споров (ст. 50 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - далее АПК РФ Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 05.04.1995 г.//СЗ РФ, 2002 № 30 ст. 3012).

В случае несоблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, определенного законом или договором, иск оставляется без рассмотрения (п. 2 ст. 148 АПК РФ).

Доказательством соблюдения истцом досудебного порядка служат копия претензии и документ, подтверждающий ее направление ответчику.

Большое практическое значение имеет претензионный порядок урегулирования разногласий предпринимателей, так как такой порядок можно рассматривать как переходный этап к судебной защите нарушенных прав. А как показывает практика именно судебный способ защиты, в частности в арбитражных судах, является наиболее распространённым способом защиты нарушенных прав предпринимателя. На мой взгляд, юристу, который ведет претензионную работу, следует уметь лаконично, по существу указывать требования, представляемой им организации, в претензиях. Необходимо чётко формулировать из каких правоотношений возникла спорная ситуация, обоснованно и конкретно формулировать свои требования, указывать реальный срок для добровольного исполнения. Так же не следует забывать о необходимости сохранения доказательств направления претензий другой стороне.

Третейское разбирательство. Суть третейского суда и третейского разбирательства заключается в том, что спорящие лица самостоятельно избирают третейского судью (третейских судей), которым доверяют рассмотрение и разрешение возникшего между ними спора. Характерной чертой третейского суда является широкое применение усмотрения сторон Коммерческое (предпринимательское) право. Учебник, том 1. Москва, Проспект, 2009. Стр. 555. Третейский суд ориентируется на то, чтобы разбирательство спора происходило в соответствии с пожеланиями сторон о времени и месте назначения судебного заседания. Этим обеспечивается удобство для сторон, что немаловажно при рассмотрении спора. При этом следует помнить, что третейские суды вправе рассматривать только гражданско-правовые споры, а споры по отношениям административно-правового характера (например, по уплате налогов) не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда.

Передача сторонами спора на рассмотрение третейского суда может быть осуществлена двумя способами:

1) включением в предпринимательский договор специальной третейской оговорки;

2) заключением отдельного соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда.

Процедура разрешения споров в третейском суде достаточно скора и более экономична в сравнении с государственными судами. Связано это с отсутствием «завалов делами» третейских судов, отсутствием множества формальных процедур, обязательных для судов государственных.

Деятельность третейских судов направлена, прежде всего, на примирение сторон. Как правило, решение по существу спора принимается только тогда, когда третейский суд убеждается в невозможности достижения мирового соглашения между участниками спора Предпринимательское право РФ. / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. - М.: Юристъ, 2005. Стр. 961.

На мой взгляд, важной чертой третейского суда является то, что одним из принципов его работы является принцип конфиденциальности, а, как показывает практика, конфиденциальность вообще очень важна в предпринимательской деятельности, а при рассмотрении споров особенно. Если государственный суд только в исключительных случаях объявляет судебное заседание закрытым, то принцип конфиденциальности третейского разбирательства означает, что если стороны не предусмотрели иного, то дело должно быть рассмотрено в закрытом заседании. Но не только в этом выражается принцип конфиденциальности. В законодательство включена норма, устанавливающая свидетельский иммунитет третейских судей. Это означает, что третейский судья не может быть допрошен по тем обстоятельствам, которые ему стали известны в ходе рассмотрения спора Там же. Стр. 963. Причём свидетельский иммунитет третейского судьи действует как в рамках гражданского, так и в рамках административного и уголовного дела.

Существуют как международные коммерческие суды, так и внутренние третейские суды. Их деятельность регулируется различными законами - Федеральным законом от 24 июля 2002 года «О третейских судах в Российской Федерации» и Законом РФ от 07 июля 1993 года «О международном коммерческом арбитраже». Некоторые авторитетные российские третейские суды совмещают функции как внутренних, так и международных третейских судов. Так, например, Третейский суд при Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате рассматривает споры, как между российскими предпринимателями, так и споры российских и иностранных коммерсантов.

Третейские суды могут создаваться в двух формах. Наибольшее распространение получили постоянно действующие третейские суды. Чаще всего они создаются при торгово-промышленных палатах, биржах, саморегулируемых организациях предпринимателей, общественных объединениях, создаваемых представителями бизнеса. Постоянно действующие третейские суды действуют на постоянной основе, имеют свои регламенты, положения, списки третейских судей, штатных технических сотрудников.

Другая форма создания третейского суда - создание третейского суда для разрешения конкретного спора. Юристы называют такие суды ad hoc. Коммерческое (предпринимательское) право. Учебник, том 1. Москва, Проспект, 2009. Стр. 557. Суды ad hoc создаются исключительно с целью рассмотрения одного спора и с его разрешением прекращают своё существование. Как правило, правила разбирательства и процедуры рассмотрения спора в таких судах создаются самими участниками спора. Эти правила должны быть в обязательном порядке согласованы между сторонами. Это вполне естественно, очевидно, что без согласовательных процедур спор не может в данном случае быть рассмотрен.

Третейские суды, являясь по сути частными судами, наделены и определёнными публично значимыми функциями. В частности, третейский суд, если стороны не договорились об ином, вправе по просьбе любой стороны распорядиться о принятии какой-либо стороной таких обеспечительных мер в отношении предмета спора, какие он считает необходимым. В этом случае в процедуре принятия обеспечительных мер участвует государственный суд, который принимает окончательное решение об обеспечительных мерах на основании заявления заинтересованной стороны и решения третейского суда.

Весьма важными являются требования к профессиональной квалификации третейских судей. Если дело рассматривается единолично, то третейский судья в обязательном порядке должен иметь высшее юридическое образование. В том случае, если спор рассматривается коллегиально, высшим юридическим образованием должен обладать как минимум председатель состава третейского суда, рассматривающего дело. Установление данной нормы необходимо, так как разрешение споров в третейском суде является правоприменительным процессом, в связи с чем правоприменитель (в данном случае эту функцию выполняет третейский судья) должен иметь необходимые познания о праве.

Главное требование, которому должен отвечать третейский судья - это его возможность и способность обеспечить беспристрастное, независимое, справедливое и законное разрешение переданного ему на рассмотрение спора. Не случайно в старину единственным постоянным качеством, которое должно было присутствовать в третейском суде, заключалось «в названии их добрыми людьми» Дювернуа Н. Л. Источники права и суд в Древней Руси. СПб., 2004.Стр. 327..

При формировании состава третейского суда должна быть обеспечена независимость третейского суда от участников спорных правоотношений и от учредителей этого суда.

Действующее законодательство устанавливает требование о том, что число третейских судей, рассматривающих дело, должно быть нечётным. Установление этого правила объясняется тем, что третейские судьи, рассматривающие дела обладают равными правами в принятии решения, и в случае если спор будет решаться чётным количеством судей, то возможность принятия решений может оказаться парализованной.

В соответствии с законодательством состав третейских судов может быть сформирован тремя способами. Во-первых, формирование состава третейского суда может производиться по правилам, установленными самими сторонами. Во-вторых, в постоянно действующем третейском суде порядок формирования состава третейского суда может быть установлен правилами этого суда. В-третьих, если стороны не установили правил формирования состава третейского суда, а правила постоянно действующего третейского суда не содержат соответствующих нормативных предписаний, то порядок формирования состава третейского суда производится в соответствии с правилами, установленными в п. 4 ст. 10 Закона о третейских судах. Причём приоритет остаётся за правилами, установленными самими сторонами.

При разрешении спора третейский суд не связан теми строгими формальными правилами, которые характерны для государственного судопроизводства. Третейское разбирательство производится прежде всего по правилам, которые устанавливаются обеими сторонами при достижении соглашения о передачи дела на рассмотрение третейского суда. Если же стороны не установили правил рассмотрения споров, действуют правила постоянно действующего третейского суда, в котором происходит судебное разбирательство. Правила постоянно действующего третейского суда обычно устанавливают дополнительные требования к процедурам третейского разбирательства. Например, регламент третейского суда саморегулируемой организации «Национальная ассоциация участников фондового рынка» предусматривает, что исковое заявление и приложенные к нему документы представляют в суд в пяти экземплярах Герасимова Е. С. Неюрисдикционные формы защиты прав инвесторов//Формы защиты прав инвесторов в сфере рынка ценных бумаг/ под ред. Треушникова. М., 2000. Стр. 142.

Правила третейского разбирательства, установленные сторонами не могут противоречить тем положениям Закона о третейских судах, которые имеют обязательный характер и не могут быть изменены соглашением сторон. Например, не может быть изменена приведённая выше норма о нечётном количестве судей. Стороны не могут заключить соглашение о том, что к правоотношениям между сторонами, являющимися субъектами гражданского права России, не применяются нормативные правовые акты Российской Федерации. Третейский суд может прибегать к правилам, которые установлены гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством.

Решение третейского суда является актом юрисдикционного органа, разрешающего гражданско-правовой спор. Будучи актом правоприменения решение третейского суда должно быть законным и обоснованным. Решение по делу является актом, которым завершается третейское разбирательство по существу.

Несмотря на схожесть между решением третейского суда и решением государственного суда как актами юрисдикционных органов существует ряд различий между такими актами Коммерческое (предпринимательское) право. Учебник, том 1. Москва, Проспект, 2009. Стр. 561.. Во-первых, решение третейского суда не является общеобязательным актом. Во-вторых, принудительное исполнение решения третейского суда не может быть осуществлено без процедуры его признания со стороны государственного суда. В-третьих, по формально-юридическим признакам решение третейского суда отличается от решения суда государственного тем, что оно не может быть пересмотрено в апелляционном, кассационном или надзорном порядке.

Как правило, решения, принимаемые третейским судом, исполняются добровольно. Но законодательство не исключает возможности оспаривания решения третейского суда в государственном суде. Однако полномочия государственного суда, в котором оспаривается решение третейского суда, при проверке этого решения ограничены. Государственный суд вправе проверять решение третейского суда только по формальным основаниям. При рассмотрении заявления об отмене решения третейского суда арбитражный суд не вправе пересматривать решение по существу Письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 г. № 96 «Об утверждении обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов» // Сборник постановлений пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ по гражданским делам. М., Проспект, 2008..

В том случае если решение третейского суда не исполняется добровольно, законодательство допускает возможность его принудительного исполнения. Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется через государственный суд, который прежде чем разрешить принудительное исполнение, осуществляет проверку решения третейского суда. Однако и в этом случае полномочия государственного суда ограничены только формальными основаниями Сайт журнала «Третейский суд». СПб., URL: http://www.arbitrage.spb.ru (дата обращения 29.03.2010 г.).

Моментом вступления решения третейского суда в законную силу считается следующий день после даты вынесения этого решения.

Однако иной порядок предусмотрен для вступления в законную силу решений, принятых Международным коммерческим арбитражем. Моментом вступления в законную силу его решений считается следующий день после истечения срока на подачу ходатайства об отмене решения (ходатайство об отмене решения должно быть подано не позднее трех месяцев со дня получения решения).

При несоблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, определенного законом или договором, иск оставляется без рассмотрения Коммерческое (предпринимательское) право. Учебник, том 1. Москва, Проспект, 2009. Стр. 549.

Ещё раз хочется подчеркнуть, что основная цель третейского разбирательства - достижение мирового соглашения сторон. Это положение часто закрепляется в регламентах третейских судов в качестве одной из целей (например, § 15 Регламента Третейского суда при Союзе юристов) или же в качестве основной цели (пункт 6.5 Регламента Сибирского третейского суда).

Интересное мнение высказано А.Сергеевым, председателем третейского суда АО “Автосельхозмаш-холдинг”. В своей статье “Третейский суд: опыт работы” он предлагает «ради интересов дел, ради интересов предприятий, организаций, ради того, чтобы избавить арбитражные суды от обязанности выдавать приказы по делам третейских судов, рассмотрение которых по существу ими не производилось», в порядке эксперимента разрешить одному или нескольким постоянно действующим третейским судам выдавать исполнительные документы по рассмотренным спорам Сайт журнала «Третейский суд». СПб., URL: http://www.arbitrage.spb.ru (дата обращения 29.03.2010 г.). По мнению А.Сергеева это даст возможность предприятиям и организациям быстрее восстановить нарушенные права и охраняемые законом интересы, повысит эффективность деятельности постоянно действующих третейских судов, позволит значительно сократить количество обращений в арбитражные суды по делам третейских судов, если эти обращения будут касаться только вопроса правомочности принятия к рассмотрению третейским судом конкретных дел. Интересная на первый взгляд инициатива, тем не менее, вряд ли может быть реализована. Ведь третейский суд не является государственным органом, в то время как исполнительный лист - это документ, по которому «даётся старт» исполнительному производству, фактически действиям государства по принуждению к исполнению решения суда. Вполне резонно, что выдача исполнительного листа по решениям третейских судов возможна только после проверки законности этих решений судами государственными, в частности арбитражными судами.

Таким образом, необходимо отметить, что сущность внесудебного порядка защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей состоит в том, что предприниматель может предъявить требования о защите нарушенного права непосредственно нарушителю, не обращаясь с иском в суд. Досудебный порядок рассмотрения требований предпринимателей предусмотрен с целью побудить стороны самостоятельно урегулировать возникшие разногласия, нарушителю добровольно удовлетворить обоснованные требования, позволяя быстро восстановить нарушенное право.

Предприниматель может предъявить требование о защите нарушенного права непосредственно нарушителю права. Причём претензионная форма защиты нарушенного права часто является обязательным досудебным действием.

Решение бесспорных дел возложено на нотариат, который обеспечивает защиту нарушенных прав и законных интересов предпринимателей путём совершения нотариальных действий от имени государства.

Важную роль в защите нарушенных прав и законных интересов предпринимателей играет прокуратура, которая осуществляет надзор за соблюдением законности, в том числе, в сфере предпринимательской деятельности.

Субъекты предпринимательской деятельности так же могут отстаивать свои нарушенные права и законные интересы в третейских судах. Разрешение споров в третейских судах происходит, как правило, значительно быстрее, чем в судах государственных, и направлено на примирение сторон.

Какую бы из внесудебных форм защиты нарушенных прав и законных интересов ни избрал бы субъект предпринимательства, он не может быть лишён права обратиться с исковым заявлением в суд.

2.2 Судебные формы защиты прав и законных интересов предпринимателей

Под судебной формой защиты подразумевается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав Коммерческое (предпринимательское) право. Учебник, том 1. Москва, Проспект, 2009. Стр. 571.. Суть ее заключается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права или пресечения правонарушения. В рамках судебной защиты органами, обеспечивающими восстановление нарушенного или оспоренного права, являются перечисленные ниже государственные органы.

Основы судебной системы России установлены Конституцией Российской Федерации Конституция РФ. Часть 3 ст. 118 и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» Федеральный конституционный закон о судебной системе Российской Федерации от 31.12.1996, с последними изменениями 27.12.2009 № 9-ФКЗ.

Судебную систему России составляют федеральные суды, конституционные суды и мировые судьи субъектов РФ. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства Конституция РФ. Часть 2 ст. 118..

В той или иной степени рассмотрение споров с участием предпринимателей и в защиту прав и интересов предпринимателей осуществляют все ветви судебной власти в соответствии с компетенцией, установленной законодательством. Однако, главная нагрузка по разрешению споров с участием предпринимателей лежит на арбитражных судах Коммерческое (предпринимательское) право. Учебник, том 1. Москва, Проспект, 2009. Стр. 570..

Существует мнение, в частности его придерживается заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор А. Т. Броннер См.:Арбитражный процесс. Под ред. Р. Е. Гукасяна. М., Проспект, 2008, стр. 5, что законодателем не совсем удачно выбран термин «арбитражный суд». Слово «арбитр» в переводе означает «посредник» или «третейский судья». Исторически этот термин восходит к системе существовавших в СССР государственных и ведомственных арбитражей - административных органов с судебными функциями. После распада СССР функция разрешения хозяйственных споров осталась и в новых экономических условиях, стала более востребованной. Однако эту функцию следовало поручить новым независимым органам, деятельность которых была бы регламентирована процессуальным законодательством. Для того чтобы подчеркнуть новизну и в то же время преемственность вновь созданной системы правоохранительных органов, их назвали арбитражными судами. В результате зарубежные юристы порой не могут понять, что речь идёт о системе не третейских, а государственных судов Там же. Стр. 6.

В Российской Федерации арбитражный суд - орган власти, занимающийся рассмотрением споров, связанных с профессиональным участием в гражданском обороте, в частности, связанных с предпринимательской деятельностью, и некоторых других категорий споров, отнесённых к его компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации Официальный сайт информационно-правовой системы «Консультант»URL: http: //www.consultant.ru - (дата обращения 16.04.2010 г.).

Форма защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей через арбитражные суды в оптимальной степени приспособлена для установления обстоятельств судебных дел и правильного их разрешения в соответствии с указаниями закона.

Арбитражное судопроизводство ведется в условиях действия принципов гласности, состязательности, равноправия сторон, непосредственности, а также равенства перед законом и судом, языка национального судопроизводства. По мнению ряда авторов, принципы являются основанием системы норм арбитражного процессуального права Диаконов В. В., Харченко В. Н. Арбитражный процесс. Лекции. Стр. 28, которые закреплены в Конституции РФ, в Законе “Об арбитражных судах в Российской Федерации” Федеральный конституционный закон об арбитражных судах в Российской Федерации от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ, с последними изменениями от 09.11.2009 № 5-ФКЗ. и в АПК РФ. В принципах арбитражного процессуального права концентрируются взгляды законодателя на характер и содержание современного судопроизводства по рассмотрению и разрешению арбитражными судами экономических и иных, отнесённых к их компетенции, споров. См. Приложение «В» к настоящей дипломной работе.

Задачами судопроизводства в арбитражных судах определены во второй статье АПК РФ См. Приложение «Г» к настоящей дипломной работе.. Этими задачами являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере; обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом; укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; формирование уважительного отношения к закону и суду; содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Арбитражные суды, как самостоятельная, саморегулирующаяся система выполняет следующие функции См. Приложение «Г» к настоящей дипломной работе.: 1) осуществление правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 2) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности Арбитражный процесс. Под ред. Р. Е. Гукасяна. М., Проспект, 2008. Стр. 8. Кроме того, Высший Арбитражный Суд (далее - ВАС) осуществляет координирование деятельности системы арбитражных судов и даёт официальное нормативное толкование законодательных актов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Так, ВАС в целях обеспечения единообразия применения арбитражными судами законодательства, направляет арбитражным судам Постановления Пленума ВАС, Информационные и Инструкторские письма Президиума ВАС См.: Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по гражданским делам. М., Проспект., 2008..

Защита имущественных прав и законных интересов предпринимателей обеспечивается арбитражными судами не только в случае удовлетворения требований истца. Не меньшее значение в этом отношении имеет и защита интересов ответчиков, которая может выражаться в полном либо частичном отклонении арбитражным судом недостаточно обоснованных исковых требований. Смысл деятельности арбитражных судов заключается не только в восполнении нанесённого имущественного ущерба, но и в ограждении хозяйствующих субъектов от незаконных имущественных притязаний. Данные судебно-арбитражной статистики свидетельствуют о том, что приблизительно половина заявляемых исков по разным причинам оказываются необоснованными и отклоняются Арбитражный процесс. Под ред. Р. Е. Гукасяна. М., Проспект, 2008. Стр. 6.

В практике арбитражных судов нередки так называемые преддоговорные споры, то есть случаи возникновения разногласий по условиям договора, заключение которого в силу закона обязательно для одной из сторон, либо уклонения этой стороны от заключения такого договора. В качестве примера преддоговорного спора можно привести споры об условиях договора энергоснабжения. Судья Арбитражного суда Ростовской области И. Лукьянцева в своей статье «О практике рассмотрения арбитражными судами преддоговорных споров по энергоснабжению» Сайт адвокатской палаты Ростовской области.URL: http://www. advpalataro.ru (дата обращения 03.04.2010г.) подробно рассматривает случаи понуждения к заключению договора энергоснабжения, требования об изменении условий (в частности об оплате или ответственности сторон), требования о расторжении договора.

В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, если считают, что оспариваемый акт или отдельные его части не соответствуют закону или иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно статье 29 и части 3 статьи 191 АПК, дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются арбитражным судом, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов. Поэтому по делам об оспаривании нормативных правовых актов арбитражные суды должны проверять, имеется ли федеральный закон, который отнёс рассмотрение таких дел к их компетенции Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 августа 2004 года № 80 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» // Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ по гражданским делам. М., Проспект, 2008..

Незаконные или недостаточно обоснованные требования государственных органов могут быть отменены решениями арбитражных судов. Это наглядно показывает и арбитражная практика. Так например, обзор практики Семнадцатого арбитражного апелляционного суда Официальный сайт Семнадцатого арбитражного апелляционного суда URL: http://www.17aas.arbitr.ru (дата обращения 27.03.2010 г.) по рассмотрению дел, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о специальных налоговых режимах в виде упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (главы 26.2 и 26.3), показывает, что решения принимаются далеко не всегда в пользу ИФНС См. приложение «Ж» к настоящей дипломной работе.. Это обстоятельство ярко демонстрирует принцип законности в работе судов. Являясь государственным органом, арбитражный суд охраняет закон, а не другие государственные органы.

Принцип законности всегда находит отражение в арбитражной практике. Так например, Арбитражный суд г. Москвы 9 февраля 2009 года отказал в удовлетворении заявления управления Роспотребнадзора о привлечении общества к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации// СЗ РФ 2006, № 18, ст. 1907 (далее КоАП РФ). за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), поскольку протокол об административном правонарушении составлен без участия и надлежащего уведомления законного представителя ответчика Официальный сайт информационно-поисковой системы «Кодекс» URL: http://www.kodeks.ru (дата образщения 14.04.2010 г.). Суд в своём решении указывает, что «хотя факт совершения административного правонарушения ответчиком установлен, срок привлечения к административной ответственности не истек, правонарушение квалифицировано правильно, однако нарушение процессуальных норм при составлении протокола привело к отказу в привлечении ответчика к административной ответственности за выявленное административное правонарушение» См. приложение «Е» к настоящей дипломной работе..

Некоторые из рассматриваемых арбитражными судами экономических споров приобретают исключительно важное значение в связи с их характером, размером взыскиваемых сумм или по другим причинам. Бывают случаи, когда результаты рассмотрения одного только дела могут очень существенно отразиться на результатах хозяйственной деятельности сторон разбирательства. В качестве яркого примера можно привести дело по заявлению Федеральной налоговой службы к НК ЮКОС и его управляющей компании «ЮКОС-Москва» о взыскании около 100 миллиардов рублей недоимки по налогам, рассмотренное Арбитражным судом г. Москвы. Аналитики увязывают удовлетворение этих требований с банкротством одной из когда-то самых мощных российских компании Д. Бутрин. Отдать ЮКОСу стало на $ 3,4 млрд. легче//Коммерсант, 2004, 27.05., так же URL: http://www. rosbuh.ru/news.asp?rbn_id=158 (дата обращения 31.03.2010 г.). О масштабах этого дела можно судить и по следующим цифрам. За 2003 год в общей сложности всеми арбитражными судами Российской Федерации было взыскано 218 миллиардов рублей. То есть сумма, взысканная Арбитражным судом города Москвы по делу ЮКОСа, составляет почти половину общей суммы, взыскиваемой за год всеми арбитражными судами страны Романов А. Арбитражная статистика: затишье перед бурей // Бизнес-Адвокат. 2004. № 5..

Основные начала структуры арбитражных судов, порядка их образования и деятельности регулируются Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

После реформы системы судопроизводства и судоустройства 2002 года система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (кассационные инстанции), апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ Скворцов О. Ю. Судебный порядок защиты прав предпринимателей//Коммерческое право., М., 2009 Стр. 573..

При разрешении хозяйственных споров арбитражные суды активно воздействуют на субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности в целях обеспечения соблюдения ими законности и надлежащего выполнения договорных обязательств.

Арбитражные суды выполняют важную государственную функцию - осуществляют правосудие в области хозяйственных и связанных с ними управленческих правоотношений. По характеру, содержанию, субъективному составу споры, рассматриваемые арбитражными судами, имеют определённую специфику и значительно отличаются от дел, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства. Довольно большое место среди арбитражных споров занимают так называемые преддоговорные споры, а так же споры связанные с изменением или расторжением договоров. Значительно больше рассматривается арбитражными судами по сравнению с судами общей юрисдикции и споров, возникающих в сфере управления Арбитражный процесс. Под ред. Р. Е. Гукасяна. М., Проспект, 2008. Стр. 9..

По общему правилу споры между гражданами-предпринимателями, а также между ними и юридическими лицами разрешаются арбитражным судом, за исключением споров, не связанных с предпринимательской деятельностью (п. 13 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8) в перечисленных ниже случаях: Скворцов О. Ю. Там же, стр. 574.

1. Если дело возникло не в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, оно подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

2. Если хотя бы одной из сторон спора является лицо, не имеющее статуса предпринимателя, этот спор также подлежит рассмотрению не арбитражным судом, а судом общей юрисдикции. В частности, иск о признании недействительной сделки по продаже акций акционерного общества на аукционе, участником которого было физическое лицо, должен рассматриваться судом общей юрисдикции.

3. Если гражданин имеет статус индивидуального предпринимателя, но спор возник не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, а из брачно-семейных, жилищных и иных гражданских правоотношений, он подведомственен суду общей юрисдикции (ст. 22 ГПК РФ Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации//СЗ РФ 2008, № 48, ст. 5518 (далее ГПК РФ).).

4. С момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя дела, связанные с осуществлявшейся им ранее предпринимательской деятельностью, рассматриваются судами общей юрисдикции, если эти дела не были приняты к производству арбитражным судом до наступления указанных обстоятельств.

В суде общей юрисдикции рассматриваются, в частности, связанные с предпринимательской деятельностью:

1) споры о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (п. 7 ст. 262 ГПК РФ);

2) заявления граждан и организаций на неправомерные действия и решения органа государственного управления и должностного лица, считающих, что их права и свободы нарушены (п. 1 ст. 254 ГПК РФ).

5. Суд общей юрисдикции рассматривает также заявления лиц, считающих неправильными совершенные нотариальные действия или отказ в совершении нотариального действия (ст. 310 ГПК РФ).

6. Следует иметь в виду, что суду общей юрисдикции подведомственны также споры, в которых объединены несколько исковых требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие - арбитражному суду, однако разделение этих требований невозможно (п. 4 ст. 22 ГПК РФ).

7. В судах общей юрисдикции рассматриваются также споры с участием иностранных организаций и организаций с иностранными инвестициями в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством РФ (п. 2 ст. 22 ГПК РФ).

В то же время данные споры могут быть переданы также на рассмотрение арбитражного суда при наличии межгосударственного соглашения или соглашения сторон (п. 5 ст. 27 АПК РФ).

Несогласованность положений о подведомственности экономических споров между иностранными и российскими предпринимателями, содержащихся в двух нормативных актах равной юридической силы, очевидна. Предпринимательское право РФ. / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. - М.: Юристъ, 2005. С. 961

В результате этого при выборе суда для разрешения спора действует правило, согласно которому истец, независимо от того, иностранный он или российский предприниматель, вправе по своему усмотрению избрать для разрешения конфликта суд арбитражный или общей юрисдикции. Выбора не может быть, если компетентный орган прямо определен международным соглашением или соглашением сторон. В данном случае речь идет о так называемом пророгационном соглашении, т. е. взаимном пожелании сторон контракта передать спор на разрешение конкретного суда до момента принятия его судом к своему производству (ст. 404 ГПК РФ).

Соглашение может быть оформлено самостоятельным документом, но чаще оно включается отдельным пунктом в заключаемый договор материального содержания (купля-продажа, кредит, оказание услуг и т. п.).

По юридической природе пророгационные соглашения (т. е. соглашения о выборе суда) близки к родственным в международном торговом обороте оговоркам об изъятии будущих или уже возникших конфликтов из ведения государственных судов с передачей их на разрешение в порядке третейского разбирательства.

Общее правило о подведомственности заключается в том, что судам общей юрисдикции подведомственны все категории споров, за исключением тех, которые в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством отнесены к подведомственности арбитражных судов.

В пределах своей компетенции споры с участием предпринимателей могут рассматривать и мировые судьи, которые являются низовым звеном системы судов общей юрисдикции.

Российские предприниматели, как и иные субъекты правовой жизни государства, вправе отстаивать свои права и путём использования механизма конституционно-правовой защиты.

Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех Скворцов О. Ю. Судебная защита прав предпринимателей// Коммерческое право, М., 2009. Стр. 591.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты