Рефераты

Предмет и метод теории государства и права

. Правоприменительная деятельность компетентных органов необходима в том случае, когда имеются определенные препятствия для использования субъективных юридических прав гражданами или организациями. Например, гражданин приобрел на законном основании дом, а другие лица создают препятствия для реализации им права владения приобретенным домом. В таком случае гражданин обращается в административный орган или суд которые принимают решение, направленное на восстановление нарушенного права владельца дома.

3. Необходимость в применении норм права возникает и тогда, когда юридические обязанности не исполняются добровольно. Например, одна организация обязалась по договору - поставлять другой организации определенную продукцию, но не выполнила свое обязательство. В этом случае компетентный орган (арбитраж, суд) выносит властное решение, на основании которого в принудительном порядке обеспечивается выполнение организацией взятого ею обязательства

4. Правоприменительная деятельность всегда необходима, если совершено правонарушение и нужно определить соответствующую меру юридического взыскания правонарушителю. Так, при совершении военнослужащим дисциплинарного проступка взыскание определяет только командир (начальник), применяя соответствующую норму Дисциплинарного устава. Когда же совершается преступление, меру наказания определяет только суд на основании норм уголовного права.

Деятельность компетентных органов завершается изданием акта применения нормы права. Он фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и властный характер. Акт применения нормы права - это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического спора.

Признаки актов применения применения норм права: - имеет властных характер и охраняется принудительной силой государства; - акт применения - индивидуальный правовой акт; - правоприменительные акты должны быть законны; - акты применения норм права издаются в установленной форме и умеют точное наименование.

Классификация актов применения норм права производится по различным основаниям. В зависимости от субъектов, применяющих нормы права, индивидуальные правовые акты подразделяются на следующие виды: - акты представительных органов государственной власти; - акты исполнительных органов государственной власти; - акты правоохранительных государственных органов (суда, прокуратуры, арбитража и др.); - акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.).

В зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются: - на регулятивные, которые устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (например, приказ ректора учебного заведения о зачислении в вуз; решение органа социального обеспечения о назначении пенсии); - на охранительные, издаваемые в связи с совершением отдельными людьми правонарушений (приговор суда, постановление следователя о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого, протест прокурора).

Таким образом, акты применения норм права являются важнейшим средством реализации предписания правовых норм.

СТАДИИ.

Правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда последовательных действий - стадий.

1. Установление фактических обстоятельств дела. Применение юридических норм направлено на обеспечение их реализации по отношению к конкретному случаю, который складывается из определенных, фактов. Эти факты и образуют фактическую основу применения норм права. Именно поэтому лица, применяющие правовые нормы, должны в первую очередь отобрать и четко выделить те факты, которые необходимы для правильного решения юридического дела; затем провести тщательный анализ и оценку указанных фактов.

Важно также иметь в виду, что правоприменительными органами исследуются не абсолютно все факты, характерные для данного случая, а только те, которые имеют непосредственное отношение к решению юридического дела. Другими словами, фактические обстоятельства устанавливаются в соотношении с той нормой права, которая применяется к данным обстоятельствам. Так, при исследовании обстоятельств конкретного уголовного дела в первую очередь должны быть установлены следующие факты: кто совершил преступление, когда и где оно было совершено, каким способом, каковы мотивы совершения преступления. Факты, имеющие юридическое значение, устанавливаются с помощью свидетельских показаний, результатов осмотра места происшествия, экспертизы, исследования документов, предметов и других данных. Эти данные устанавливаются в предусмотренном законом порядке и называются юридическими доказательствами.

2. Выбор и анализ нормы права подлежащей применению к исследуемым фактическим обстоятельствам. После установления юридического значения рассмотренных обстоятельств дела начинается вторая стадия применения норм права. На этой стадии правоприменительный орган прежде всего решает вопрос, на основании какой нормы должно решаться рассматриваемое дело. Выбрать норму - значит дать правовую квалификацию (оценку) фактическим обстоятельствам дели.

Далее необходимо установить подлинность (достоверность) ее текста с точки зрения законности, проверить, не допущено ли в тексте ошибок, не изменена ли данная норма. Здесь же правоприменительный орган должен определить, не противоречит ли выбранная норма закону и другим нормативным актам. Правоприменительный орган должен точно установить: действует ли норма в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное дело; - действует ли она на той территории, где это дело должно быть разрешено; - распространяется ли действие данной нормы на лиц, в отношении которых она должна быть применена.

3. Вынесение решения компетентным органов и доведение этого решения до заинтересованных лиц и организаций. Это завершающая и основная стадия процесса применения нормы права. Установление фактических обстоятельств, а также выбор и анализ правовой нормы подготавливают издание компетентным органом индивидуального правового акта (например, приговора суда, приказа должностного лица). Перед вынесением конкретного решения необходимо убедиться, что обстоятельства дела исследованы правильно и с достаточной полнотой, что применяемая норма права относится именно к данному случаю. На основании такого убеждения компетентный орган выносит властное решение, после чего объявляет его заинтересованным лицам и организациям. На этом процесс применения нормы права заканчивается - начинается реализация акта применения нормы права, конкретных прав и обязанностей, определенных этим актом.

54) ДЕЙСТВИЕ НОРМ ПРАВА ПО ВРЕМЕНИ И В ПРОСТРАНСТВЕ

Действие правовой нормы во времени начинается с момента вступления в юридическую силу содержащего ее нормативно-правового акта и прекращается с момента утраты последним юридической силы. Вступление в силу нормативно-правовых актов может определяться: Принятием или подписанием акта. С момента принятия до недавнего времени вступали в силу большинство нормативных актов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания России. Многие нормативные акты Правительства РФ и сегодня вступают в силу с момента их подписания. Моментом опубликования акта. Например, истечением определенного срока после опубликования нормативно-правового акта. В настоящее время федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Акты Президента России, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если только в самом акте не установлен другой порядок их вступления в силу. Также вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок их вступления в силу. Датой, указанной в самом нормативно-правовом акте. Отсрочка во времени, как правило, предусматривается для нормативных актов повышенной сложности или значения. Именно таким образом вступали в силу действующие Уголовный, Гражданский, Арбитражный процессуальный и Налоговый кодексы Российской Федерации. Цель такой отсрочки - обеспечить, чтобы до вступления нормативно-правового акта в силу все заинтересованные лица могли тщательно изучить содержащиеся в нем правовые нормы и подготовиться к их реализации. Наступлением определенных условий. Вступление в силу нормативно-правового акта в целом или отдельных его положений может быть увязано, например, с принятием и введением в действие другого акта. Специально принятым нормативным актом. Прекращение действия нормативно-правового акта определяется следующими моментами: Истечением срока действия акта. Устанавливается временной период действия акта, и по истечении указанного срока он прекращают действовать. Наступлением определенных условий. Иногда в самом нормативно-правовом акте используется указание на то, что он действует вплоть до вступления в силу иного правового акта. Прямой отменой акта. Так отменяется большинство нормативно-правовых актов, что соответствует принципу определенности правового регулирования. В этом случае издается специальный акт о прекращении действия нормативно-правового акта либо такая отсылка содержится в новом нормативном акте с однородным предметом регулирования. Заменой действующего акта другим. Такой способ характерен для нормативных актов бывшего СССР, действующих на территории Российской Федерации вплоть до момента принятия российских нормативных актов, регулирующих аналогичные правоотношения. По общему правилу нормативно-правовые акты распространяют свое действие на правоотношения, возникшие после вступления акта в силу, то есть имеют перспективное действие. Обратной силой называют ретроспективное действие нормативно-правового акта, то есть возможность его применения к событиям и действиям, имевшим место до официального вступления акта в силу. Обратная сила может придаваться нормативным актам лишь в порядке исключения. При этом актам, устанавливающим обязанности или ответственность субъектов права, придание обратной силы недопустимо. Действие правовой нормы в пространстве ограничивается всей территорией государства или территорией отдельных его частей. В России федеральные нормативно-правовые акты вступают в силу и действуют одновременно на всей территории страны. Региональные нормативные акты распространяют свое действие на территорию соответствующего субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления - на территорию города, поселка или иного муниципального образования.

55) ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА

Толкование норм права - это деятельность компетентных государственных органов, общественных организаций и отдельных граждан, направленная на установление содержания правовых норм. Толкование позволяет уяснить смысл нормативного предписания, его социальную направленность, место в системе правового регулирования. Толкование необходимо в связи с абстрактностью правовых норм, специальной терминологией, сложностью законодательного процесса и т.д. Толкование права является "интеллектуально-волевой деятельностью субъектов права по выяснению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования". Деятельность по толкованию правовых норм имеет целью правильное и единообразное понимание и применение юридических предписаний. Разработка новых юридических предписаний также невозможна без толкования, так как в развитой системе законодательства большинство вновь создаваемых юридических норм связано с уже существующими законодательными положениями. Толкование призвано обеспечивать полную и всестороннюю реализацию норм права всеми субъектами правоприменительной деятельности. Тем самым толкование содействует единообразному пониманию и применению норм права на всей территории их действия, обеспечивает законность и стабильный правопорядок во всех сферах общественной жизни. Проблема толкования норм права выходит за рамки реализации права. Толкование имеет самостоятельное значение, но в ходе правотворчества возрастает значение толкования. Без толкования права нельзя создать ни новых норм права, ни систематизировать имеющийся нормативный материал. Объектом толкования являются конкретные нормативно-правовые акты, при этом имеют значение не только нормы, зафиксированные в них, но и общие положения, например, преамбулы актов. Предметом толкования является историческая воля законодателя, выраженная в законе (во избежание толкования, которое может привести к изменению содержания самого нормативного акта). Задача толкования состоит в выяснении того смысла нормы, который сформулировал законодатель. Цель толкования состоит в правильном, точном и единообразном понимании и применении закона, в выявлении его сути, выраженной в словесной формулировке. Тем самым толкование призвано противодействовать попыткам отойти от смысла правовых норм, противопоставить "букву" и "дух" закона. Основной идеей толкования является идея охраны и всемерного укрепления законности. Функции толкования раскрывают значение, социально-полезный результат, который достигается с помощью приемов и способов толкования. Принято выделять следующие функции толкования: познавательную, регламентирующую, правообеспечительную, конкретизационную и др. Толкование не вносит и не может вносить поправок и дополнений в действующее законодательство. Оно лишь призвано объяснять и уточнять то, что сформулировано в законе. Законы не должны изменяться и приспосабливаться к новым условиям в процессе толкования и применения, для этого существует правотворчество. В результате толкования не создается норма права, а лишь выявляется, устанавливается выраженная в законе воля законодателя. Толкование не должно подменять правотворчество там, где имеются пробелы в правовом регулировании, где необходимо издание новых нормативных актов. Верховенство закона при толковании проявляется в точном соответствии иных актов закону. Особую роль при толковании норм права имеет специальная юридическая подготовка. Толкование норм права занимает значительное место в процессе правоприменения. В процессе толкования необходимо уяснить исторические условия, цель и социальную направленность правовой нормы. Толкование права проявляется в трех аспектах: уяснение (для себя), разъяснение (для других) и интерпретация (выявление смысла нормы на основе анализа соотношения "буквы" и "духа" закона, т.е. объема понимания (толкования) и буквального смысла ее текста).

56) ВИДЫ И ПРИЕМЫ ТО! ЛКОВАНИЯ

При толковании правовой нормы следует установить: содержание правовой нормы; ее взаимоотношение с другими нормами и принципами права; связь нормы с другими общественными явлениями; действие в пространстве, во времени и по кругу лиц. С этой целью используют следующие приемы и способы толкования:

Грамматическое толкование - для этого способа характерно использование правил грамматики того языка, на котором закон написан. Например, обращают внимание на роль союзов "и", который обычно употребляется как соединительный ("лишение свободы и конфискация"), "и/или", который обычно употребляется как разделительный ("лишение свободы или конфискация"). Обращают внимание также на форму глаголов. Например, возвратные глаголы означают, что юридическое значение придается только состоявшимся действиям ("лицо, давшее взятку").

Систематическое толкование предполагает анализ текста конкретной статьи во взаимосвязи с текстами других статей данного нормативного акта, или других нормативных актов, которые связаны общим предметом. Устанавливается место правовой нормы в правовом институте, отрасли права, правовой системы в целом.

Исторический прием используется тогда, когда для уяснения смысла нормы важно знать те исторические обстоятельства, при которых данная норма была принята. На этой основе уясняются мотивы ее принятия, а также цель, на достижение которой она направлена.

Телеологическое толкование направлено на уяснение цели, которые ставил перед собой законодатель, принимая норму.

Логическое толкование означает использование приемов формальной логики для выявления структурных элементов самой правовой нормы. Анализируется соотношение объемов понятий, правильность суждений. Существует точка зрения, что логическое толкование не является самостоятельным приемом, поскольку правила логики используются во всех способах и приемах толкования, зато, в некоторых работах, оно выделяется в качестве самостоятельного.

Исторически, еще со времен Рима, сложился ряд конкретных приемов логического толкования:

1) a pari - "сравнение определенного конкретного случая с частным случаем, подобным ему во всех отношениях";

2) a fortiory - "кто управомочен или обязан к большему, тот управомочен или обязан к меньшему; кому воспрещено меньшее, тому воспрещено большее";

3) de eo quod persumque fit - "законодатель предусмотрел случаи, которые являются наиболее частыми, но не исключает случаи, которые являются менее частыми";

4) ad absurdum - доказывание того, что "определенное толкование закона приводит его в противоречие с общей системой законодательства или другими законодательными актами, или подобное его толкование вообще не может быть проведено в жизнь";

5) argumentum a contrario - вывод о неприменимости данной нормы к данному случаю делается на основе противопоставления их тем случаям, которые прямо в норме не предусмотрены.

Применяют такой способ толкования, как толкование по объему. В этом случае решается вопрос - нужно ли понимать текст, его ключевые слова буквально, или же их можно толковать ограничительно, либо расширительно.

По общему правилу, нужно следовать буквальному смыслу текста, но в отдельных случаях допускаются другие способы толкования по объему, поскольку сам законодатель имел это в виду. Например, положение "дети обязаны содержать своих нетрудоспособных родителей" толкуется ограничительно. (Имеются в виду не все "дети", а только достигшие трудоспособного возраста). А положение "суд действует в соответствии с федеральным законом" должно толковаться расширительно, ибо имеется в виду не только собственно закон, но и все иные, в том числе подзаконные нормативно-правовые акты.

В науке и в практике применяются следующие основные принципы толкования:

- всякое сомнение при толковании закона должно разрешаться в пользу подсудимого (in dubio pro reo);

- исключительные законы подлежат ограничительному толкованию;

- законы, устанавливающие смягчение ответственности, могут быть толкуемы расширительно;

- законы, усиливающие ответственность, подлежат ограничительному толкованию;

- изъятия из общих правил подлежат ограничительному толкованию.

57) ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНА ПО АНАЛОГИИ

АНАЛОГИЯ ЗАКОНА - прием, используемый в ситуациях, когда отношения, по поводу которых возник спор, не урегулированы ни нормами гражданского права, ни соглашением (договором) сторон; вносит определенность во взаимоотношения участников конфликта. Применение закона по аналогии допускается при наличии следующих необходимых условий: а) отношение, по поводу которого возник спор, не урегулировано непосредственно нормами права или договором между сторонами; б) имеется законодательный акт, который регулирует сходные отношения и потому может быть применен к спорному случаю. А. з. предусмотрена ст.6 ГК РФ. Применение А. з. в уголовном праве в демократических государствах строго запрещается. От А. з. следует отличать законодательный прием отсылочного регулирования, когда в нормативном акте, регламентирующем определенное отношение, указывается, что тот или иной вопрос должен решаться в соответствии с конкретными нормами, регулирующими другой вид отношений.

58) ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ПРЕДМЕТ И МЕТОД

В основе деления системы российского права на отрасли лежат предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования - это обособленная часть качественно однородных общественных отношений, регулируемых нормами права.

Каждой отрасли соответствует определенная часть качественно однородных общественных отношений. Так, предметом регулирования отрасли трудового права являются трудовые отношения, административного права - отношения, складывающиеся в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления и т.д.

Общественные отношения, составляющие предмет регулирования отдельной отрасли, должны быть качественно однородными с точки зрения их общественно-политической характеристики. Только такие отношения могут быть положены в основу выделения норм права в отдельную отрасль.

Предмет имеет достаточное, сложное строение. Это обусловлено тем, что право регламентирует круг потенциальных участников правоотношений (субъектов права); указывает на обстоятельства, с которыми связывается действие юридических норм; определяет варианты возможной или требуемой деятельности; в необходимых случаях содержит требования к объектам правовой деятельности и называет объекты интереса.

Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются нормами той или ной отрасли права, то метод правового регулирования показывает, как, каким образом регулируются данные отношения.

Метод правового регулирования - это совокупность юридических приемов, способов воздействия права на общественные отношения. Основными признаками, характеризующими метод правового регулирования являются, во-первых, правовое положение участников правоотношений; во-вторых, характер прав и обязанностей участников правоотношений и их распределение между ними; в-третьих, виды и характер санкций, т.е. государственно-принудительные меры за нарушение требований норм права и порядок их применения.

Основными видами методов правового регулирования являются императивный (категорический властный), диспозитивный (автономный), поощрительный и рекомендательный.

Императивный метод представляет собой способ воздействия, не допускающий отступлений от правовых предписаний. Его особенности: "жесткая" регламентация поведения участников правовых отношений, "неравное" их положение, отношения власти и подчинения.

Диспозитивный метод - этот способ воздействия, предоставляющий субъектам права возможность урегулировать отношения между собой в пределах, определенных законом. Особенности диспозитивного метода - это относительная свобода поведения сторон, равное положение участников правоотношений, способность самостоятельно избирать тот или иной вариант поведения.

Поощрительный метод выражается в стимулировании социально полезного, активного поведения путем вознаграждений.

Рекомендательный метод реализуется путем предложения субъектам права наиболее целесообразного варианта поведения.

Императивный метод характерен для блока отрасли публичного права, а диспозитивный для отраслей частного права.

Своеобразие отраслевого регулирования определяется также сочетанием в нем дозволений, запретов и связываний - приемов правового регулирования.

Дозволение - это предоставление права на определенное поведение. Например, предоставление права на необходимую оборону против преступного посягательства.

Запрет или запрещение - это требование воздержаться от совершения определенного действия, например, запрет на незаконные действия с наркотиками.

Обязывание - это возложение обязанности по совершению определенных действий, например, при уплате налогов.

В зависимости от сочетаний дозволений и запретов выделяют два типа правового регулирования:

а) общедозволительный - "дозволено все, кроме прямо запрещенного";

б) разрешительный - "запрещено все, кроме прямо дозволенного".

Первый тип регулирования в наибольшей мере присущ сфере гражданского оборота, а второй - регулированию государственно-властных отношений.

59) СПОСОБЫ И ТИПЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Существуют 3 способа правового регулирования: дозволение, обязывание и запрещение.

1) Дозволение - связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на вознаграждение за труд).

2) Обязывание - связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (должнику необходимо исполнить свои обяз-ти перед должником).

3) Запрещение - связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (работники правоохранительных органов не имеют право применять недозволенные методы расследования). Запрещение - разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Выделяют 2 типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный.

1) Общедозволительный тип - основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Он характерен для отношений, регламентируемых отраслью гражданского права.

2) Разрешительный тип - основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка гласит: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Он присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с гос. управлением (административное право).

60) МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Механизм правового регулирования - это система юр-х средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Элементы правового регулирования:

1) нормы права - выражающие главные способы воздействия права - дозволения, запреты, обязывания;

2) правоотношение,

3) акты реализации прав и обяз-тей - представляют собой фактическое поведение участников правоотношений.

4) не у всех авторов - охранительный правоприменительный акт (употребляется в случае правонарушений).

Стадии механизма правового регулирования:

1 Стадия - формирование нормативной основы - включает процесс создания и общее действие юр. норм.

2 Стадия - включает правоотношения - возникающие на основе юр. фактов (или фактический состав) и в рамках которых стороны приобретают конкретные права и обяз-ти как меру индивидуального поведения субъектов.

3 Стадия - реализация субъективных прав и юр. обязанностей. Здесь достигаются цели правового регулирования. Реализация осуществляется в форме актов: соблюдения (запретов), исполнения, использования (прав) и применения права.

4 Стадия - наступление юр. последствий при невыполнении субъектом возложенных на него обязанностей или при совершении правонарушения. Наступает только при конфликтной ситуации.

61) ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Понятие "правоотношение" является одной из важнейших категорий общей теории права. Это связано с тем, что само правоотношение представляет собой такое звено правового механизма, в котором право смыкается с объектом своего регулирования - социальной сферой. В результате правовое отношение складывается как весьма сложное правовое образование.

К признакам правоотношения можно отнести следующие:

1. Правоотношение - это отношение общественное, то есть отношение между людьми. Не может быть правового отношения между человеком и вещью, человеком и животным (даже если оно находится в собственности хозяина). Правоотношения могут лишь возникать по поводу этих объектов.

2. Правоотношения существуют в неразрывной связи с юридическими нормами, которые выступают нормативной базой их возникновения (а также изменения и прекращения), а следовательно - одной из важнейших предпосылок существования правоотношений (наряду с субъектами права и юридическими фактами).

3. Участники правоотношения связаны взаимными юридическими правами и обязанностями, которые возникают у субъектов права при наступлении определенных юридических фактов.

4. В целом правоотношениям свойственно такое качество, как определенность, индивидуализированность. В правоотношении определены как его участники, так и четко очерчено их поведение. Индивидуализация может быть как двусторонней, когда поименно определены обе стороны (обязательственные отношения в гражданском праве), так и односторонней (правоотношение собственности).

5. Правовые отношения носят волевой характер. Во-первых, они связаны с государственной волей, выраженной в праве; во-вторых - с индивидуальной волей, поскольку правоотношения реализуются посредством сознания и воли его участников (психологический механизм действия права). Кроме того, значительная часть правоотношений возникает, изменяется и прекращается по воле его субъектов.

6. Правоотношения, будучи следствием выраженной в праве воли государства, им и охраняются.

С учетом названных качеств правоотношение можно определить как охраняемое государством волевое индивидуализированное общественное отношение, участники которого связаны взаимными юридическими правами и обязанностями.

62) ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Правоотношение - это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми гос-вом.

В настоящее время в юридической науке принята следующая классификация правоотношений.

По отраслям права: конституционные, административные, гражданско-правовые, финансовые, семейные, уголовно-правовые и другие.

По содержанию: общерегулятивные (например, общие отношения гражданства), регулятивные (конкретные правоотношения, отрегулированные гражданско-правовым договором), охранительные (отношения уголовной ответственности и наказания).

По характеру: процессуальные (по возбуждению уголовного дела, ведению следствия), материальные (отношения по существу уголовного дела), иные правоотношения.

По степени определенности: абсолютные (существуют между субъектом и всеми остальными, например, отношения частной собственности), относительные (между конкретными субъектами, например, арендодателем и арендатором).

По количеству участников: простые (двусторонний договор), сложные (сбор подписей за назначение референдума),

По продолжительности: моментальные (мена), длительные (аренда).

По характеру обязанности: активные (обязанность оказать услугу по договору), пассивные (владение имуществом).

63) ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ. ФАКТИЧЕСКИЙ СОСТАВ

Юр. факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связываю возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Юр-ми фактами становятся не любые жизненные обстоятельства, а лишь, те которым законодатель придал юр. значение (факт регистрации рождения ребенка в ЗАГСе).

Юр. факты классифицируются по разным основаниям:

1) По хар-ру наступающих последствий они делятся на:

- правообразующие (вступление в брак, заключение тр. договора),

- правоизменяющие (перевод на др. работу);

- правопрекращающие (расторжение брака, увольнение с работы).

2) по связи с волей участников правоотношений делятся на:

- события - это факты, происхождение которых чаще всего не связано с волей участников правоотношений (извержение вулкана, наводнение);

- действия - факты, определяющие волей участников правоотношений.

События делятся на: - абсолютные (события, которые возникают и развиваются независимо от воли субъектов (чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства)); - относительные (возникают по воле субъектов, но затем они протекают вне связи с волевой деят-тью (поджог, смерть в результате драки)); юридические факты - состояния (явл. длящимися (родство, гражданство)).

Действия бывают: - правомерные и неправомерные, т. е правонарушения.

Правомерные действия делятся на: юр. акты и юр. поступки.

Юр. акт - это правомерное действие, которое совершается с намерением вызвать юр. последствия (различные сделки).

Юр. поступок - правомерное поведение, совершаемое без намерения вызвать последствия, но они возникают в силу закона (создание худ. Произведения для себя, без намерения его издать).

Юр. факты подлежат установлению надлежащим образом, поскольку без юр. фактов не могут возникнуть правоотношения.

Для возникновения правоотношения требуется не один юр. факт, а их совокупность. Такого рода совокупность необходимых для возникновения правоотношения юр-ких фактов называется фактический состав.

64) ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ: ПРАВОСПОСОБНОСТЬ, ДЕЕСПОСОБНОСТЬ, ДЕЛИКТОСПОСОБНОСТЬ

ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ - способность иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности

ПРАВОСПОСОБНОСТЬ, признанная государством способность физических лиц (граждан) и юридических лиц иметь права и нести обязанности, предусмотренные и допускаемые законом. Возникает в момент рождения человека, для юридического лица - с момента утверждения (регистрации) его устава или положения (в Российской Федерации - с момента государственной регистрации).

ДЕЛИКТОСПОСОБНОСТЬ - способность гражданина нести гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный его противоправными действиями. В ряде стран (Германия, Швейцария) рассматривается как часть дееспособности.

Дееспособность возникает у гражданина в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

ГК установлен ряд исключений из этого правила. До достижения 18 лет дееспособность в полном объеме наступает в следующих случаях:

вступления несовершеннолетнего гражданина в брак (со времени вступления в брак - п.2 ст.21 ГК);

эмансипации (со времени вынесения решения органа опеки или попечительства либо вступления в законную силу решения суда - п.1 ст.27 ГК).

Дееспособность содержит несколько элементов:

сделкоспособность - способность от своего имени совершать гражданско-правовые сделки;

деликтоспособность - способность самостоятельно нести гражданско-правовую ответственность;

право на самостоятельную предпринимательскую деятельность.

Соотношение этих трех элементов у полностью дееспособных, несовершеннолетних и малолетних различно. Несовершеннолетние, обладающие определенным объемом дееспособности, в ГК разделены на две возрастные группы Как было сказано выше, несовершеннолетних в возрасте до 6 лет следует признать полностью недееспособными. От их имени гражданские права и обязанности осуществляют их законные представители (см. п. 1 ст. 28, п. 1 ст. 1073).:

от 6 до 14 лет - малолетние;

от 14 до 18 лет - несовершеннолетние.

В соответствии с п.2 ст.28 ГК малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать:

1) мелкие бытовые сделки. “Традиционно такими признаются сделки на небольшую сумму, направленные на удовлетворение личных потребностей, исполняемые при их заключении и совершаемые за наличный расчет” Там же, с.84-85, “это сделки, потребительская цель которых соответствует возрасту малолетнего, совершившего такую сделку” Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой/ Отв. ред. О.Н. Садиков. - М.: Юринформцентр, 1995, с.55. (Этим ГК 1964 г. ограничивался);

2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации.

Вместе с тем малолетний вправе заключить договор на безвозмездное пользование любым имуществом; взять напрокат вещь и уплатить за это деньги, подаренные ему дедом; фактически принять наследственное имущество, с тем, однако, что свидетельство о праве на наследство от его имени получит у нотариуса его законный представитель См. там же..

3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут самостоятельно, без согласия законных представителей, совершать все сделки, которые вправе самостоятельно совершать малолетние (п.2 ст.28 ГК; “но, в отличие от малолетних, мелкие бытовые сделки они могут совершать не только за счет средств, предоставленных законными представителями и с их согласия другими лицами, но и за счет заработка, стипендии и других доходов” Комментарий к ГК/ Отв. ред. О.Н. Садиков, с. 52), а также вправе самостоятельно (абз.1 п.2 ст.26 ГК):

1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;

2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. (“Из этого следует, что вкладами, внесенными на имя

несовершеннолетнего третьими лицами, он может распоряжаться лишь с согласия своих законных представителей” Комментарий части первой ГК, с. 87).

Остальные сделки совершаются несовершеннолетним с согласия своих законных представителей.

Основания ограничения дееспособности гражданина установлены в п.1 ст.30 ГК:

1) гражданин злоупотребляет спиртными напитками или наркотическими средствами;

2) такими действиями гражданина его семья ставится в тяжелое материальное положение.

“Если гражданин проживает один (не имеет семьи), он не может быть ограничен в дееспособности” Там же.

65) ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Правомерное поведение - это деяние субъектов, соответствующее нормам права и социально полезным целям.

Классификация типов правомерного поведения в зависимости от его мотивации, т.е. внутренней регуляции поведения людей. По этому критерию выделяют 4 типа правомерного поведения: маргинальное; конформистское; стереотипное (привычное, положительное); социально - активное.

Маргинальное поведение - основано на мотивах страха отв-ти, наказания. Присущ людям, неодобрительно относящимся к праву, к его предписаниям, однако лицо сознательно идет на соблюдение законов. Характеризуется промежуточным, переходным состоянием между правомерным и противоправным поведением. Свойственен молодежи до 18 лет.

Конформистское поведение - явл. следствием приспособлением личности к внешним обстоятельствам и выражается в пассивном соблюдении норм права в силу подчинения своих действий (бездействия) мнению окружающей среды. Например, человек поступает правомерно, т. к. так поступают окружающие.

Стереотипное поведение (привычное) - осуществляется в рамках сформировавшейся привычки действовать всегда правомерно, поступать в ссот-вии с законом.

Социально - активное п. - относится к высшему типу правомерного поведения, т. к. основано на солидарности с требованиями закона, желании руководствоваться его положениями, когда личность проявляет нравственное согласие с правом. Присущ людям обладающим высокой правовой культурой, высоким правосознанием.

66-67) ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ

В общем виде правонарушение - это антиобщественное деяние (действие или бездействие), причиняющее вред обществу и которое наказывается в соответствии с законом.

Противоправное поведение (правонарушение) нарушает предписания правовых норм и наносит вред обществу в целом, оно затрудняет и дезорганизует развитие общественных отношений.

В нашей стране, в современных условиях наблюдается всплеск правонарушений, особенно преступлений в различных сферах общественной жизни, что создает угрозу государству и обществу, жизни, здоровью и имуществу граждан. Поэтому очень важно для борьбы с правонарушениями определить их природу и особенности, причины совершения, а затем наметить пути их сокращения.

Правонарушением является виновное, противоправное поведение лица, посягающего на интересы общества, личности и влекущее применение к лицу, его совершившему, мер общественного воздействия или государственного принуждения. Правонарушитель, совершая правонарушения, посягает на общественные отношения, охраняемые правом, наносит вред обществу (выше об этом говорилось), и его действия признаются общественно опасными.

Правонарушение характеризуют четыре основных признака: общественная опасность; противоправность; виновность; наказуемость.

Рассмотрим эти признаки правонарушения более подробно. Общественная опасность - это признак правонарушения, который заключается в причинении вреда законным интересам личности, общества и государства. Общественная опасность характеризуется двумя показателями:

характером общественной опасности (качественный признак);

степенью общественной опасности (количественный признак).

По степени общественной опасности правонарушения можно подразделить на две группы:

преступления (уголовные правонарушения);

противоправные проступки (административные проступки, дисциплинарные проступки, гражданские правонарушения - деликты).

Преступления отличаются от проступков тем, что они обладают высокой степенью общественной опасности, которая определяется ценностью объекта посягательства, размером причиненного ущерба, степенью вины правонарушителя. Таким образом, преступление - запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние, посягающее на отношения, особо охраняемые государством: общественный строй, личность, собственность, общественный порядок и др.

Проступки (противоправные проступки) - это правонарушения, характеризующиеся меньшей степенью общественной опасности. В зависимости от характера наносимого вреда, объекта правонарушений и особенностей соответствующих им санкций противоправные проступки подразделяются на: административные, дисциплинарные и гражданские правонарушения.

Административные проступки - правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок (нарушение правил дорожного движения, противопожарной безопасности, санитарной гигиены и т.д.).

Дисциплинарные проступки - это противоправные нарушения трудовой, служебной или учебной дисциплины.

Гражданские проступки (деликты) - правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и таких неимущественных отношений, которые представляют для человека духовную ценность, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых обязательств, в причинении тем или иным субъектом того или иного имущественного вреда.

Противоправность - нормативный признак правонарушения, который закрепляет запрещенность общественно опасных деяний, т.е. правонарушениями признаются общественно опасные деяния, прямо предусмотренные нормами права. Различают несколько видов противоправности (как юридическое выражение общественной опасности): дисциплинарную; административную; гражданско-правовую; уголовную. Обстоятельствами, исключающими противоправность деяния, являются: необходимая оборона - соразмерная защита от противоправных посягательств путем причинения вреда посягающему; крайняя необходимость - действие по устранению опасности путем причинения вреда третьим лицам; задержание лица, совершившего правонарушение путем соразмерного вреда в случае сопротивления.

Виновность - это субъективный признак правонарушения, Который выражает внутреннее отношение лица к общественно опасному деянию и его последствиям в форме умысла либо неосторожности. Согласно этому признаку правонарушением признается противоправное деяние, совершенное виновно, т.е. осознанно (деяния, совершенные недееспособными и невме-1яемыми лицами, не являются преступлениями, эти лица не способны действовать виновно). Если лицо не предвидело общественно опасных последствий (не должно было или не могло), имеет место казус или случай без вины.

Наказуемость - это признак правонарушения, который выражает его отрицательную государственную оценку как деяния опасного, противоправного, виновного.

Правонарушение - это деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность в виде уголовного наказания, взыскания дисциплинарного, административного или имущественного характера.

68) ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Под юридической ответственностью принято понимать предусмотренную правовыми нормами обязанность субъекта права претерпевать неблагоприятные для него последствия правонарушения, или иными словами - юридическая ответственность есть необходимость лица подвергнуться мерам государственного принуждения за совершенное правонарушение.

Участниками этого специфического правоотношения выступают: с одной стороны, государство в лице правоприменительных органов, с другой стороны, субъект, совершивший правонарушение. Содержание юридической ответственности составляют права и обязанности сторон. Государство вправе применить к правонарушителю меры принудительного воздействия и обязано это сделать в рамках закона. Лицо, совершившее правонарушение, обязано подвергнуться принудительному воздействию и вправе понести ответственность в рамках, предусмотренных законом. Однако не каждая мера государственного принуждения представляет собой юридическую ответственность. Например, принудительные меры медицинского характера, применяемые в отношении невменяемых лиц, совершивших общественно опасные деяния, выступают в качестве мер социальной защиты и, несмотря на принудительный характер, не являются разновидностью юридической ответственности.

Сущность юридической ответственности заключается в отрицательной правовой оценке поведения правонарушителя от имени государства.

Меры юридической ответственности могут быть: личного характера (лишение свободы); имущественного характера (штраф); организационного характера (увольнение).

Все эти меры предусмотрены законом, правовыми нормами. Они применяются, когда совершены действия, противоречащие закону, т.е. ответственность за правонарушение. Меры юридической ответственности применяются органами государства, которым гражданин или орган обязаны (в силу закона)"дать ответ" за свои действия, за которые привлекаются к ответственности перед государством.

Меры выражаются всегда в принудительном лишении правонарушителя каких-либо благ и представляют собой принудительно-карающую, наказывающую ответственность.

Основания ответственности - это те обстоятельства, наличие которых делает ответственность возможной, а отсутствие их ее исключает. Юридическая ответственность возникает в силу предписаний норм права на основании решения правоприменительного органа.

Фактическим основанием юридической ответственности выступает совершенное правонарушение (согласно российскому законодательству), а юридическим основанием выступает норма права и соответствующий правовой акт, в котором установлены объем и форма принудительных мер к конкретному правонарушителю. Таким актом является приказ администрации, приговор или решение суда и т.п.

Решать вопрос о характере и степени юридической ответственности следует только при наличии в действиях лица или группы лиц всего состава правонарушения - объекта, субъекта, субъективной, объективной сторон правонарушения. Учет и анализ каждого из элементов позволяет избежать ошибки при определении самого правонарушения и меры ответственности за его совершение.

К основным Признакам юридической ответственности относятся:

связь с государственным принуждением (к правонарушителю применяются санкции, установленные законом);

применяется специально уполномоченными государственными органами (суд, прокуратура, полиция и т.д.); влечет за собой не только общественное, но и государственно-правовое осуждение поведения лица, нарушившего закон;

влечет за собой не только общественное, но и государственно-правовое осуждение поведения лица, нарушившего закон

выражается в отрицательных последствиях личного, имущественного и организационного характера;

возлагается в процессуальной форме;

наступает только за совершенное правонарушение (государство при этом является управомоченной стороной, а правонарушитель - обязанной);

связана с возложением новой дополнительной обязанности.

В отдельных случаях закон предусматривает основания не только ответственности, но и освобождения от нее и от наказания. Например, лицо, совершившее деяние, содержащее признаки преступления, может быть освобождено от уголовной ответственности, если будет признано, что к моменту расследования или рассмотрения дела в суде вследствие изменения обстановки совершенное деяние потеряло характер общественно опасного (ст.77 УК РФ).

69) ПРИНЦИПЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

В юридической литературе сформировалось более или менее единодушное понимание принципов, определяющих основания и пределы юридической ответственности. В числе таких принципов называются законность, неотвратимость, индивидуализация.

Принцип законности заключается в точном и неуклонном исполнении требований закона при реализации уголовной, гражданско-правовой, административной, дисциплинарной ответственности. Соблюдение требований закона (как материального, так и процессуального) - необходимое условие достижения целей юридической ответственности. Основное требование материального закона сводится к тому, что юридическая ответственность должна наступать только за деяние (действие или бездействие), предусмотренное законом, и только в порядке закона. Основным требованием процессуального закона является обоснованность применения юридической ответственности к правонарушителю, т.е. установление самого факта совершения им противоправного деяния как объективной истины.

Принцип неотвратимости. В этимологическом значении неотвратимость - это свойство, означающее неминуемость, неизбежность наступления вслед за событием того или иного следствия. Неотвратимость ответственности есть выражение неразрывной связи ее с фактом правонарушения, заключающейся в том, что эти явления и в законе, и в правосознании людей взаимно предполагают друг друга.

Принцип индивидуализации ответственности. Названный принцип можно рассматривать в качестве своеобразного стержня, обеспечивающего принятие справедливого решения в отношении субъекта, привлеченного к юридической ответственности. Неотвратимость ответственности, как отмечалось, призвана установить неразрывную связь правонарушения с ответственностью, а индивидуализация служит средством обеспечения соразмерности этой связи. Индивидуализация ответственности, как явствует например из содержания ст.37 УК РФ, обеспечивается возможностью избрания различных средств правового воздействия в пределах установленных законом санкций, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного противоправного деяния, личности виновного, обстоятельств, предусмотренных законом в качестве смягчающих или отягчающих ответственность, и др.

70) ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Юридическая ответственность - это важная мера защиты интересов личности, общества и государства. Она наступает в результате нарушения предписаний правовых норм и проявляется в форме применения к правонарушителю мер государственного принуждения. Важнейшим признаком юридической ответственности является то, что она определяется государством и применяется его компетентными органами. Основанием юридической ответственности является правонарушение. Иными словами юридическая ответственность - это обязанность правонарушителя нести наказание, претерпевать санкции, предусмотренные правовыми нормами и применяемые компетентными органами за совершенное им противоправное деяние. Венгеров в корне не согласен с этой т. зр., считая, что не всякий преступник принимает на себя эту обязанность, наоборот, стремится ее всячески избежать. Он дает следующее определение. Юридическая ответственность - это установленные законом меры воздействия на правонарушителя, содержащие для него неблагоприятные последствия, применяемые гос. органами в порядке, установленном гос-вом.

Виды. В зависимости от характера совершенного правонарушения различают дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность. Каждому виду юридической ответственности присущи специфические меры наказания и особый порядок их применения.

Дисциплинарная ответственность. Заключается в наложении на виновное лицо дисципл. взыскания властью руководителя (начальника). Основными дисципл. мерами являются выговор, замечание, увольнение с работы.

Административная. Выражается в применении органами исполнительной власти мер администр. воздействия к виновным лицам (предупреждения, штрафа, администр. ареста)

Гражданско-правовая. вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Результатом ее наступления будет возмещение вреда в формах, предусмотренных санкциями гражданского права.

Уголовная ответственность. Характеризуется наиболее жесткими мерами государственного воздействия, он применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления.

Некоторые авторы в качестве самостоятельного вида юридической ответственности выделяют материальную ответственность. Это возмещение имущественного вреда, нанесенного в результате неправомерных действий в процессе выполнения лицом своих служебных обязанностей.

71) ПОНЯТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Правосознание - это отношение к праву.

Правосознание представляет собой совокупность идей, взглядов, традиций, чувств, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. Это представления о законодательстве, законности, правосудии, о правомерном или неправомерном поведении.

Особенность правосознания, как специфической формы общественного сознания, выражается в следующем:

1. В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых норм, реализацию их требований в общественной, жизни. политические, нравственные и другие идеи и представления тоже активно воздействуют на формирование и реализацию норм права. Но прежде чем получить выражение в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через правосознание, то есть получить правовую форму в виде правовых идей и представлений.

2. Особенность правосознания выражается также в способе отражения явлений общественной жизни. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством специальных юридических понятий, категорий. К их числу относятся, например, такие понятия, как правомерность, неправомерность, правоотношение, юридическая ответственность, законность. Нравственное же сознание оценивает окружающий мир с помощью собственных понятий: добра, зла, справедливости, несправедливости, чести, достоинства.

Правовая культура (ПК) - это качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым членом общества. Правовую культуру определяют: 1 степень развитости правосознания населения, 2 уровень развития правовой деятельности, 3 степень совершенства всей системы правовых актов. Высокая степень развитости правосознания правосознания характеризуется признанием обществом и гос-вом человека высшей ценностью, признание, соблюдение и защита его прав и свобод, правовой установкой граждан на правомерное поведение, знанием гражданами норм конституции, положений важнейших законов и иных нормативно-правовых актов, широкой информированностью граждан о процессах, происходящих в области права, позитивным отношением к суду.

Высокий уровень развития правовой деятельности предполагает наличие сильной юр. науки, качественное преподавание права в вузах и др. учебных заведениях юр. профиля, вовлечение широких слоев населения в деятельность, связанную с правом, высокий профессионализм и качество законотворческой деятельности, соблюдение демократических и юр. процедур при правотворчестве, развитость и совершенство гос. аппарата, авторитет суда как в системе органов гос. власти, так и среди населения, наличие гарантий независимости судебной власти, демократичность правосудия, его понятность и близость обществу, учет и приоритет прав и свобод человека при рассмотрении судебных споров, высокое качество правоприменительной деятельности. Совершенство системы правовых актов достигается благодаря наличию в государстве демократичной, отвечающей высоким правовым стандартам и интересам общества, эффективной Конституции, соответствию Конст. законов, а всех иных НПА - законам, четкой иерархии НПА, высокому правовому и технико-юр. качеству законов и подзаконных актов, актов применения права.

72) ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ

В структурном отношении правосознание состоит из двух элементов: научного правосознания (правовой идеологии) и обыденного правосознания (правовой психологии).

1. Правовая идеология - это совокупность чувств, привычек, настроений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. Теоретическое отражение правовых идей и взглядов содержится в научных исследованиях по вопросам государства и права, их сущности и роли в общественной жизни. Поскольку в них содержатся объективные выводы и обобщения, это позволяет государству и его органам эффективно использовать их в правотворческой и правоприменительной деятельности.

2. Правовая психология - это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, законности, системе правовых учреждений, функционирующих в обществе. Правовая психология характеризует те переживания, чувства, мысли людей, которые возникают в связи с изданием норм права, состоянием действующего законодательства и практическим осуществлением его требований. Радость или огорчение после принятия нового закона, чувство удовлетворения или неудовлетворенная при реализации конкретных норм, нетерпимое или равнодушное отношение к нарушениям правовых предписаний - все это относится к области правовой психологии.

На содержание правовой психологии, уровень ее зрелости значительное влияние оказывает внедрение в сознание людей научных представлений о правовых явлениях общественной жизни.

Общественное и индивидуальное правосознание. Общественное правосознание обобщает правовые взгляды, идеи, традиции, которые вырабатываются отдельными людьми. Научное правосознание и правовая психология не существуют вне сознания отдельных личностей. Они включают все то типичное, наиболее существенное, что содержится в правовом сознании индивидов.

Индивидуальное правосознание - это чувства и представления о праве конкретной личности. Общественное правосознание развивается через правосознание отдельных индивидов. Однако оно неизмеримо богаче, чем правосознание индивида, так как отражает правовую жизнь общества в целом. Индивидуальное правосознание не может охватить всего многообразия правовых явлений различных периодов жизни общества - оно отражает лишь отдельные, существенные черты конкретного человека складывается под влиянием тех условий, в которых он живет и работает. А так как условия жизни индивидов различны, то это сказывается и на их правосознании. Вот почему правосознание одного человека может быть глубоким, содержать научную оценку правовых явлений, а другого - ограниченным, отстающим от общего уровня общественного правосознания. Очень важно учитывать различия в уровне правосознания отдельных людей при организации работы по правовому воспитанию.

73) ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ПРАВОВОЙ ИДЕАЛИЗМ

В настоящее время широкое распространение в нашем обществе, в том числе и среди юристов, имеет тотальный правовой нигилизм, выражающийся в девальвации права и законности, игнорировании законов или в недооценке их регулирующей, социальной роли. Правовой нигилизм представляет собой направление общественно-политической мысли, отрицающей социальную и личностную ценность права и считающей его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений. Как социальное явление, как свойство общественного, группового и индивидуального сознания правовой нигилизм имеет различные формы проявления: от равнодушного, безразличного отношения к роли и значению права через скептическое отношение к его потенциальным возможностям до полного неверия в право и явно негативного отношения к нему.

К основным причинам распространенности правового нигилизма относят: 1) исторические корни, являющиеся естественным следствием самодержавия, многовекового крепостничества, лишавшего массу людей прав и свобод, репрессивного законодательства, несовершенства правосудия; 2) теорию и практику понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами; 3) правовую систему, в которой господствовали административно-правовые акты, а конституции и немногочисленные демократические законы в значительной степени только декларировали права и свободы личности, имели место низкая роль суда и низкий престиж права; 4) количественную и качественную корректировку правовой системы прошлого в переходный период, кризис законности и неотлаженность механизма приведения в действие принимаемых законов, длительность процесса осуществления всех реформ, в том числе судебной.

В качестве специальных средств сведения к минимуму правового нигилизма следует назвать: обеспечение должного качества принимаемых законов, упрочение законности, повышение роли суда и проведение судебной реформы в целом, приведение в соответствие с потребностями времени правового воспитания населения, профессионального обучения и воспитания юристов, других долж. лиц. Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня правовой культуры всех субъектов правоохранительной системы.

Идеализм - переоценка права и его возможностей.

Проявление: нереалистичное отношение к праву ученых-правоведов как к абстракции; слепая вера граждан в законы, которые быстро изменят жизнь; идеалистическое отношение к праву законодателей (не учет реальной действительности, слабое знание жизни и интересов населения, вера в то, что принятые законы автоматич. решают жизнен. проблемы)

Борьба - …. улучшение качества НПА, соответствие их жизни; создание надежных механизмов реализации НПА

Т. о. рано или поздно прав. идеализм превращается в прав. нигилизм, а нигилизм подпитывается идеализмом. т.е. бороться надо синхронно с обоими.

74) ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ ПРАВА

75) ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЗАКОННОСТИ. ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОННОСТИ

Формирование гражданского общества требует качественно нового уровня законности. Законность - фундаментальная категория всей юридической науки и практики. Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей, т.е. действенность права характеризуется понятием "законность".

Можно сказать законность - это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.

Законность выражает общий принцип отношения общества к праву в целом.

Сущность законности заключается в неуклонном и точном, строгом соблюдении, исполнении и применении законов и подзаконных актов, действующих на территории государства, всеми субъектами права: гражданами, должностными лицами, государственными и общественными организациями.

Под принципами законности понимают принципиальные положения правовой жизни общества, которые выражают содержание законности. К принципам законности относятся: единство законности, верховенство, связь законности с культурой, связь законности с целесообразностью, всеобщность законности, гарантированность прав свобод личности.

Рассмотрим несколько подробнее эти основные принципы законности.

1) Единство законности - понимание и применение нормативных актов должно быть одинаковым на территории всей страны.

2) Всеобщность законности - означает равенство всех перед законом, независимо от социального положения, благосостояния, национальности и других признаков. Последовательное проведение в жизнь этого принципа обеспечивает и гарантирует права и свободы личности, а также равную ответственность всех перед законом.

3) Связь законности с общей культурой населения - от культурного уровня общества зависит состояние законности. Законность должна опираться на правовые (культурные) законы и правовую культуру. Цивилизованные законы создают нормативную базу законности, а правовая культура выступает в качестве условия создания правовых законов и качественной их реализации.

4) Связь законности с целесообразностью - недопустимость отступлений от предписаний закона по соображениям мнимой целесообразности.

5) Гарантированность прав и свобод личности выражается в конституционной обязанности государства защитить права и свободы человека и гражданина.

6) Верховенство Конституции и закона означает, что законы обладают высшей юридической силой и выступают основным регулятором общественных отношений. Все другие нормативно-правовые акты являются подзаконными и принимаются на основе и во исполнение законов.

7) Неотвратимость наказания за нарушение закона - заключается в том, что любое правонарушение должно быть раскрыто, а виновные в его совершении понести адекватное содеянному наказание.

Гарантиями законности являются средства и условия, которые создают прочную основу точной и неуклонной реализации законов всеми субъектами права.

В систему гарантий законности входят социально-экономические, политические, идеологические, юридические и общественные гарантии.

соблюдение законов всеми гос. органами, обществ. и хозяйствен-ми организа-циями, долж. лицами и гражданами.

Принципы: Верховенство закона - главный регулятор обществ. отношен., иерархия НПА (Кост, федер. законы, законы, подзак. прав. акты)

Единство понимания и применения - на всей территор. его действия и на всех субъектов

Исключение произвола в деятел-ти властных органов и долж. лиц - недопустимость противопоставления закон-ности и целесообразности (оправдывание противозакон-ных действий), обращение к законодателю в случае устарелости НПА, который его отменит или заменит.

Равенство всех перед законом и судом - пользоваться защитой закона (гос-во создает условия для осущ. прав и свобод) и следовать его предписаниям (выпол-ть обяз-ти)

Не нарушение прав и своб. др. лиц при реализации своих закон не допускает ущеление прав одних за счет прав др.

Эффектив. борьба с правонаруш. - защита интересов субъектов права правоох. органами (суд, ОВД, прокуратур) применяя меры гос. принуждения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты