антимонопольного законодательства и законодательство о недобросовестной конкуренции
Антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из ФЗ «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006г., иных федеральных законов, регулирующих антимонопольные отношения.
Также отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции закона, могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Согласно ст. 4. ФЗ «О защите конкуренции» монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с вышеуказанным федеральными законами монополистической деятельностью;
Согласно ст. 36. ФЗ «О защите конкуренции» коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.
За нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Причем привлечение к ответственности вышеуказанных лиц не освобождает их от обязанности исполнять решения и предписания антимонопольного органа, представлять в антимонопольный орган ходатайства или уведомления для рассмотрения либо осуществлять иные предусмотренные антимонопольным законодательством действия.
За нарушение антимонопольного законодательства вышеперечисленные субъекты несут гражданско-правовую, административную, либо уголовную ответственность.
1. Гражданско-правовая ответственность. По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний. Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность.
Лицо, чьи действия (бездействие) в установленном настоящим Федеральным законом порядке признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, по предписанию антимонопольного органа обязано перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от таких действий (бездействия). В случае неисполнения этого предписания доход, полученный от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, подлежит взысканию в федеральный бюджет по иску антимонопольного органа.
Также согласно статьи 38 ФЗ «О конкуренции» возможно принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход - в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком Российской Федерации) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц. Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации либо выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, а также о таком разделении или выделении в отношении некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, подлежит исполнению собственником или уполномоченным им органом с учетом требований, предусмотренных указанным решением, и в срок, который определен указанным решением и не может быть менее, чем шесть месяцев.
2. Административная ответственность (штрафы) в соответствии с КоАП РФ наступает за невыполнение предписаний антимонопольного органа, непредставление ходатайств и уведомлений для осуществления антимонопольного контроля. Максимальный размер штрафа для хозяйствующих субъектов составляет 5000 МРОТ. (ст. ст. 19.5, 19.8 КоАП РФ).
3. Уголовная ответственность согласно ст. 178 УК РФ наступает за:
- монополистические действия, осуществляемые путем установления монопольных цен;
- ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, установления и поддержания единых цен.
Санкции:
- штрафы от 200 до 700 МРОТ;
- арест от 4 до 6 месяцев;
- лишение свободы до 7 лет;
- конфискация имущества.
Правовые основы государственного регулирования конкурентных отношений определяются федеральным законодательством, основанным на Конституции РФ и состоящим из ФЗ «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006г., ФЗ от 23.06.1999г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», иных федеральных законов, регулирующих отношения, влияющие на конкуренцию на рынке Российской Федерации.
Недобросовестная конкуренция относится к числу нарушений российского конкурентного законодательства. Термин «недобросовестная конкуренция» впервые использовался в отечественном законодательстве в связи с присоединением СССР в 1965г. к Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883г. Актом недобросовестной конкуренции признается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах (п. 2 ст. 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности).
Законодательство Российской Федерации соответствует обязательным требованиям по защите от недобросовестной конкуренции, установленным нормами Парижской конвенции.
Статья 4 ФЗ «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006г. раскрывает понятие недобросовестной конкуренции - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации
Согласно ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006г. запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):
1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;
3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);
4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;
7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;
8) создание дискриминационных условий;
9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.
Противоправность недобросовестной конкуренции заключается в активном поведении правонарушителя, т.е. в его действиях, противоречащих:
1. нормам действующего законодательства;
2. обычаям делового оборота;
3. требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.
2. Задача
Комитет по управлению государственным имуществом передал в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Лаванда» нежилое помещение в отдельно стоящем здании сроком на пять лет. Через год право заключения договора аренды на все здание сроком на пять лет было продано на конкурсе акционерному обществу «Кальвадос». Последнее при размещении в здании обнаружило факт наличия в нем другого арендатора и потребовало у ООО «Лаванда» уплачивать арендную плату в увеличенном размере или освободить занимаемое помещение. ООО «Лаванда», в свою очередь, отказалось выполнить требования АО «Кальвадос» и обратилось в арбитражный суд с иском о признании конкурса по продаже права заключить договор аренды недействительным.
Решите дело.
Согласно ст. 613 Гражданского Кодекса РФ передача имущества в аренду не является основанием для прекращения или изменения прав третьих лиц на это имущество. При заключении договора аренды арендодатель обязан предупредить арендатора о всех правах третьих лиц на сдаваемое в аренду имущество.
Действующим законодательством не запрещено проведение конкурса для заключения договора аренды нежилого помещения до истечения срока действия ранее заключенного арендного договора. Однако при проведении арендодателем такого конкурса обязательно оговорка, что имущество обременено правами третьих лиц (ст. 613 ГК РФ).
Если же на конкурс выставлено имущество, обремененное соответствующими обязательствами, но без этой оговорки, арендатор вправе предъявить в суд требование о признании конкурса недействительным.
Что касается размера арендной платы, то, согласно ст. 614 Гражданского Кодекса РФ, он может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. В рассматриваемом случае изменении арендной платы возможно, так как год с момента заключения договора аренды уже истек.
Таким образом, если при проведении конкурса Комитет по управлению государственным имуществом оповестил АО «Кальвадос об обременении имущества правами третьего лица (ООО «Лаванда»), то суд признает конкурс по продаже права заключить договор аренды действительным.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации.- Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007.
2. Кодекс об административных нарушениях. - М., 2005.
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья). - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006.
4. Уголовный Кодекс Российской Федерации. - М., 2006г.
5. О защите конкуренции на рынке финансовых услуг: Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3174.
6. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 28.
7. Беляева О.А. Предпринимательское право России - курс лекций.- М.: Юридическая литература, 2006г. С. 49-67.