Рефераты

Предупреждение преступности среди несовершеннолетних на примере Новосибирской области

p align="left">Комплексный психологический анализ сексуальных преступлений несовершеннолетних позволяет оптимизировать процесс расследования и профилактики преступлений, а также разработать криминалистически значимые критерии данной категории преступлений с учетом психологических факторов.

Причины, приводящие к психологическим расстройствам, акцентуациям характера, связывают как с органическим повреждением мозга (асфиксия при рождении, черепно-мозговые травмы, тяжелые интоксикации), так и с социальными факторами, среди которых на первом месте стоят условия семейного воспитания. Чаще всего эти факторы настолько тесно связаны, что вызывают серьезные затруднения) у исследователей при определении первопричины психологических отклонений подростка.

Поэтому эффективная профилактика правонарушений среди несовершеннолетних предполагает комплекс мероприятий как социально-педагогического, так и; медико-педагогического характера, направленных на оздоровление среды, на лечение и коррекцию поведения несовершеннолетних правонарушителей.

Рост потребностей многих современных подростков значительно опережает рост возможностей их удовлетворения.

Мода, зрелища, туризм (особенно заграничные путешествия), компьютеры, машины, сигареты и нередко спиртные напитки -- все это входит сейчас в круг потребностей пятнадцатилетних, шестнадцатилетних и определяется единственным лозунгом -- «я этого хочу». При этом совершенно игнорируется другая сторона решения этой проблемы, которую можно сформулировать следующим образом: «Я этого пока не могу себе позволить, потому что у меня нет денег и я не научился их зарабатывать».

Важное значение для нормального развития подростка имеет установление гармонических отношений между тем, чего он хочет, на что претендует, и тем, на что он фактически способен.

Конфликтные ситуации, в которых оказывается подросток, его неуживчивость очень часто являются следствием его неправильной самооценки. Препятствием для нормального развития личности подростков с завышенной самооценкой является их пониженная критичность к себе. Как считают некоторые авторы, дети с заниженной самооценкой не могут нормально развиваться из-за повышенной самокритичности.

Как отмечают некоторые исследователи, в ряде случаев антисоциальные формы поведения подростков связаны с органическим поражением нервной системы, явлениями интеллектуальной неполноценности и психопатическими чертами личности. Эти подростки отличаются большей степенью внушаемости, не критичностью поступков, а их влечения принимают нередко извращенный характер (садистский оттенок агрессии и т. д.).

Таким образом, антисоциальное поведение несовершеннолетнего обусловлено влиянием факторов в первую очередь внешней социальной среды (в особенности микро-, среды), а также индивидуальными особенностями личности подростка, обусловливающими его индивидуальное реагирование на различные «жизненные неудачи».

Во-первых, во всех обществах понятия «старший» и «младший» означают не только возрастные различия, но и статусные. Понятие «старшинство» имеет не только описательное, но и ценностное, социально-статусное значение, обозначая некоторое неравенство или, по меньшей мере, асимметрию прав и обязанностей. Во всех языках понятие «младший» указывает не только на возраст, но и на зависимый, подчиненный статус. Так что возрастные различия оборачиваются социальным неравенством. И в российском обществе дети, подростки, молодежь страдают не только от непонятности или же репрессивных мер «воспитания», но и от неравенства положения, неравенства шансов по сравнению со взрослыми получить соответствующее жилье, работу, вознаграждение за нее; сегодня молодые люди -- первые кандидаты в безработные.

Во-вторых, противоречия между постоянно растущими потребностями людей и относительно неравными возможностями их удовлетворения приобретают применительно к молодежи особенно острый характер в силу противоречия между, повышенным энергетическим потенциалом молодых, бурным развитием их физических, интеллектуальных, эмоциональных сил, желанием самоутвердиться в мире взрослых и недостаточной социальной зрелостью, недостаточным профессиональным и жизненным опытом, а следовательно, и сравнительно невысоким (неопределенным, маргинальным) социальным статусом.

В-третьих, применительно к молодым остро стоит проблема «канализирования» энергии, социальной активности в общественно одобряемом, допустимом направлении, ибо молодежь особенно нуждается в социальном признании и самоутверждении, а неудовлетворенная потребность в самоутверждении приводит к попыткам реализовать себя не только в творчестве, но и в негативных поступках, преступлениях («комплекс Герострата») или же приводит к «уходу» (алкоголь, наркотики, суицид) как форме пассивного протеста.

Если для одной части подростков и молодежи средством активного самоутверждения служат иногда преступления, то для других оказывается предпочтительнее уход от чуждого, не понимаемого мира в алкоголь, наркотики или же добровольный уход из жизни. Потребление алкоголя и наркотиков, суицидальное поведение -- это формы ухода как результата неприятия (сознательного или несознательного) социальной действительности, неумения (нежелания) приспособиться к ней одобряемыми обществом способами.

Согласно концепции «двойной неудачи» американского социолога Р. Мертона, ретристские формы поведения возникают при наличии двух обстоятельств: 1) длительной неудачи в достижении разделяемых обществом целей легальными средствами и 2) неспособности прибегнуть к незаконным (преступным) способам достижения этих целей. «Двойная неудача» ведет как к индивидуальному ретризму, так и к формированию ретристских субкультур.

Примерная типология объединений с девиантным поведением и антиобщественным сознанием следующая:

1. Случайная группа -- например, затевающая драки на дискотеках, стадионах и в других местах, однако имеющая свои неписаные групповые нормы и ценности. Причем вхождение в случайную группу воспринимается как сигнал об освобождении от социального контроля, как возможность «отпустить тормоза». Кроме этого, хорошо известно, что действия, совершенные индивидом в толпе, кажутся ему анонимными, как бы не личными действиями.

2. Ретристская группа (под ретризмом в социологии и психологии понимается стремление к уходу от действительности, от жизненных трудностей. Крайний вариант ухода от действительности -- это суицид). Обычное занятие ретристских групп -- бесцельное времяпрепровождение, сомнительные развлечения, токсикомания и наркомания.

3. Агрессивная группа -- основана на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей и минимуме культуры. Она дошла из глубокой древности до наших дней практически в неизменном виде. Характерными особенностями агрессивной группы являются жесткая иерархическая структура, сильное групповое давление на ее участников, серьезные санкции за нарушение групповых норм, психологической основой которых является резкое противопоставление: «мы--они».

Для криминогенных групп особенно характерными чертами являются внушаемость и конформизм. Выходят члены «стай», как правило, из конфликтных семей. А отсюда -- примитивный уровень мышления.

В группировке подросток проходит своеобразную школу ложного коллективизма, риска, романтики, подлости и жестокости. Здесь его поддерживают материально, убеждают, что он «все может». Такие «стаи» обоснованно называют молодежными бандами.

У нас довольно длительное время массовые драки подростков, их жестокость и вандализм наивно считали «мальчишескими» шалостями, принимали за этакую молодецкую забаву, которой будто бы издавна «славилась» Русь. В результате жестко организованные уголовниками группировки называли группами «трудных подростков», которые «сегодня подерутся, а завтра помирятся». Но сегодня нередко эти драки не случайные, а назначенные, причем сами лидеры в них не участвуют.

Структура преступности несовершеннолетних имеет свои особенности. Для нее характерно резкое возрастание удельного веса преступлений имущественных и сопряженных с насилием. Например, удельный вес изнасилований, разбоев и грабежей по делам несовершеннолетних втрое выше, чем в структуре общей преступности. Кражи, грабежи, разбои и хулиганство составляют 76% всех дел несовершеннолетних из числа направленных в суд, а вместе с убийствами, изнасилованиями и тяжкими телесными повреждениями -- 90%.

Для несовершеннолетних правонарушителей характерно совершение преступлений в группе. Если из всех преступников по линии уголовного розыска совершили преступления в группах 38%, то из несовершеннолетних -- 70%.

Специфической особенностью насильственных преступлений несовершеннолетних, в том числе убийств и тяжких телесных повреждений, является резко неадекватная, лежащая в истоках мотивации таких преступлений реакция на действия, которые воспринимаются ими как оскорбление. Психологическое объяснение этого феномена связано с двумя мотивами: недоверие к взрослым из-за необоснованного обобщения собственных ненормальных отношений и переноса этих взаимоотношений на других людей.

2.3 Состояние основных субъектов социализации несовершеннолетних

Под социализацией, как правило, понимается процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества, а также формирование его потребностей и стремлений, определение жизненных позиций и способов поведения. В результате этого процесса происходит включение индивида в систему общественных отношений.

Социализация осуществляется посредством воздействия на различные составляющие личности (система ценностей, культура досуга, образцы поведения, уровень законопослушности, профессиональная ориентация, ориентация на брак и т.д.) и опосредованна как социально контролируемыми процессами целенаправленного влияния на личность, так и спонтанным воздействием со стороны социальной среды.

Несовершеннолетие как период жизни - специфическая стадия индивидуального развития человека, когда закладываются и психология индивидуального поведения, и свойства ментальное, и характер жизненных и социальных ориентации. Направленность и меру личностного развития несовершеннолетнего в ходе "преломления" существующих социальных условий определяет его непосредственное социальное окружение (микросреда).

Структура данного социального пространства представлена такими элементами, как семья, образовательные и воспитательные учреждения, круг общения и др. Их общей характеристикой является связь с "приватной сферой", в которой важны не столько безличные нормы и императивы, сколько "климат мнений", эмоциональная атмосфера, традиции межличностного общения. Именно эта функция микросреды в переходный период приобрела особое значение, поскольку дезинтеграция российского общества, в том числе, привела к погружению человека в сферу семейно-дружеских связей.

Период реформирования существенно повлиял на состояние институтов социализации, которые в настоящее время в целом не способны эффективно решать задачу формирования социально адаптированной личности несовершеннолетнего. Сказанное обусловлено как отсутствием полноценной национально-государственной политики в данной сфере, автономизацией и отчуждением этих институтов от государства и друг от друга, так и разрушением структур, призванных культивировать гражданские качества, национальные ценности российской культуры и положительный вектор социальной активности подрастающего поколения [10, C. 87-105].

На формирование жизненных позиций и на направленность поведения несовершеннолетних крайне пагубно влияет их низкая социально-правовая защищенность. Все чаще вскрываются факты нарушения конституционных гарантий детей и подростков в основных институтах их социализации, что реально становится одной из наиболее распространенных причин противоправного поведения несовершеннолетних.

Рассмотрим более подробно состояние элементов системы социализации и степень их социальной деформации.

Семья, как исходная социальная среда жизнедеятельности детей и подростков играет ведущую роль в формировании личности несовершеннолетнего. Она является уникальным социальным институтом, выступающим посредником между индивидом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению, и потому именно в ней заложен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития.

Характеризуя современное состояние социального института семьи в целом, обратим внимание на его исторически неизбежную трансформацию, вызванную изменением положения женщин в обществе в связи с их активным вовлечением в общественное производство. Этот процесс, связанный с естественным развитием общества, привел к изменению модели семейных отношений и содержания социальных ролей членов семьи, к уменьшению зависимости человека от семейной ячейки. Нельзя не согласится с Д.А. Шестаковым, который указывает, что данный процесс "приводит и к нежелательным последствиям, а в определенных ситуациях, концентрируясь и взаимодействуя с отрицательными факторами других сфер жизни, негативно влияет на уровень и характер преступности".

В отношении к проблеме криминогенного влияния, относящегося к условиям жизни и воспитания в семейной среде, представляют интерес характеристики, связанные: а) с нахождением несовершеннолетнего в семье, в ведении заменяющих ее институтов; б) с качеством семейного или заменяющего воспитания; в) с соотношением направленности и содержания формирующего воздействия семьи и бытового окружения; г) с развитием виктимизации детей и подростков под влиянием семейно-бытовой среды. Все они связаны с выполнением семьей как базовым агентом социализации своих основных функций: экономической, воспитательной, первичного контроля, духовного общения, досуговой, эмоциональной.

Особенности преступности несовершеннолетних последних лет, проведенные исследования уголовных дел, в которых участниками преступных ситуаций оказались представители данной возрастной группы, позволяют рассматривать семейное неблагополучие в качестве одной из основных причин, определяющих как состояние, так и динамику преступности несовершеннолетних. Эти данные свидетельствует о том, что подавляющее большинство несовершеннолетних правонарушителей - дети малообеспеченных, неполных, криминализированных и других неблагополучных семей.

В связи с переходом к рыночной экономике возникли значительные трудности с трудоустройством и занятостью подростков всех категорий, что, несомненно, еще больше усугубляет криминальную обстановку (в целом по России среди несовершеннолетних правонарушителей число подростков, не имеющий постоянного источника доходов возросло в последние годы почти в 6 раз).

В нарушение конституционных гарантий и российского законодательства о труде в приеме на работу отказывают практически каждому четвертому подростку. Данные обследований, полученные социологами из Российской академии наук на этот счет, следующие: только 6% частных предприятий соблюдают нормы Трудового кодекса относительно подростков и молодежи; среди государственных учреждений и предприятий - 20-25%. Отсутствие должного прокурорского надзора за выполнением государственными органами и организациями законодательства о труде несовершеннолетних привело к повсеместному распространению практики его нарушения, в том числе и установленного требования квотирования для несовершеннолетних рабочих мест.

Параллельно с кризисными явлениями в образовательной сфере происходило свертывание системы внешкольного воспитания в клубах, кружках самодеятельности, центрах организации досуга, детского творчества, любительских объединениях, которая по своей сути может выполнять не только функцию развития личности, но и играть роль анкриминогенного и психологического "буфера", создавая очаги постоянного притяжения. Как считают специалисты, "при нормальной организации досуга происходит физическое развитие человека, снятие психического напряжения, познание окружающей действительности, удовлетворение актуальной потребности в общении, творческое обогащение личности. Хорошо организованная досуговая сфера может успешно нейтрализовать те негативные влияния, которые дети и подростки испытывали в неблагополучной семье.

Из-за отсутствия финансирования, оттока специалистов, отчуждения материальной базы в пользу коммерческих структур основная часть учреждений досуговой сферы находится сегодня в плачевном состоянии. Большинство из них прекратили свое существование, что определило прогрессирующий процесс разрушения инфраструктуры в сфере культуры. Па фоне ликвидации многих досуговых учреждений в этой сфере произошла смена социальных ориентации в сторону коммерционализации форм проведения досуга. Удовлетворение досуговых интересов для большинства несовершеннолетних теперь перенесено "на улицу".

В предыдущие годы криминологи фиксировали различия в преступной активности в зависимости от рода занятий и стоящих за ним различий образовательно-культурной среды. В последние годы все интенсивнее идет "нивелирование" криминальной активности несовершеннолетних различною рода занятий, в том числе за счет опережающего роста преступной активности учащихся. Это еще раз подтверждает тенденцию снижения культурно-воспитательного потенциала образовательной работы с учащимися - школьниками, студентами, обучающимися в профессиональных образовательных учреждениях. Восстановление таких учреждений - одна из значительных криминологических проблем.

Характер развития личности подростка в таких обстоятельствах во многом определяется особенностями его круга общения, формирующегося по месту жительства, учебы и проведения досуга. Несовершеннолетние в силу специфических психологических характеристик данной возрастной группы имеют повышенную потребность в общении и самоутверждении, которая реализуется в среде сверстников как некоем социально значимом пространстве. "Контакт со сверстниками для подростка не менее важен, чем общение с семьей. Каждый подросток стремится, по сути дела, к достижению одной и той же цели - личному самоутверждению. Средствами ее достижения выступают взаимные представления членов группы друг о друге".

Смещение родителей как объектов идентификации с их привычного авторитетного места приводит к тому, что это место может занять иная референтная группа - сверстники. Как показывают кросскультурные исследования, в качестве фактора социализации влияние общества сверстников зачастую превышает семейное.

Неорганизованные или спонтанные группы несовершеннолетних могут иметь просоциальную (социально-положительную), нейтральную (не имеющую значимых позитивных или негативных последствий) и антисоциальную (социально-отрицательную) направленность.

Наряду с причинами, коренящимися в противоречиях кризисного характера, присущих переходному этапу развития нашего общества и определивших дезадаптацито основной части населения, существенную роль в процессе "размывания" единого ценностно-нормативного пространства, деградации духовно-нравственного потенциала страны, криминализации населения играют средства массовой информации (СМИ). Лишенные таких качеств как целостность и упорядоченность, они в современных российских обстоятельствах все чаще выступают фактором социальной дезорганизации, в том числе в сфере социализации детей и подростков. По существу, можно констатировать, что в условиях деградации семьи и школы "четвертая власть" уже заняла ведущие позиции в системе воздействия на подрастающее поколение".

Подростковый возраст - это период широкой открытости для любого влияния извне. В то же время массовая культура транслирует такие социальные установки, которые "размывают" границы между порочным и правильным, больным и здоровым и обслуживают не только положительные, но и отрицательные ориентации подростков. В результате подростки, которые в силу своих возрастных особенностей не могут осуществлять "разумное" потребление, становятся жертвами манипуляции со стороны СМИ. Это имеет самые нежелательные социальные последствия, в частности, массовое нейтральное, а нередко и положительное отношение подростков к криминальному миру и его представителям, к употреблению алкоголя и наркотиков, к проституции и пр.

Внедрение в массовое сознание отрицательных социальных стереотипов, пропаганда безнравственного поведения, правового нигилизма, криминальной субкультуры, вторжение насилия и преступности в духовную жизнь стали серьезной опасностью для несовершеннолетних. Наряду с этим государственная просветительная политика и пропаганда, осуществляемые в том числе и посредством использования возможностей СМИ, не имеют необходимых целенаправленности и масштабности, зачастую носят "шоковый" характер, оборачиваются раскручиванием репрессивного механизма, выталкиванием подростков в криминогенную среду.

В сложившихся условиях российское общество оказалось беззащитным от информационной агрессии, поскольку СМИ практически не несут юридической ответственности за свои действия. В то же время стала уже очевидной необходимость упорядочения системы правовою регулирования и контроля в сфере распространения массовой информации, которая реально должна: гарантировать социальную ответственность СМИ перед обществом, обеспечивать соблюдение принципов социальной справедливости и свободы слова, защищать культурную независимость нации, предотвращать злоупотребление общественным доверием и охранять социальное, моральное и нравственное здоровье детей, легко подверженных влиянию, способствовать духовной интеграции общества.

С сожалением приходится констатировать, что до сих пор со стороны государства не принимается цивилизованных мер по созданию эффективной системы контроля за СМИ и ограничению криминогенного воздействия массовой антикультуры, навязывающей подросткам стремление к потребительско-эгоистическому отношению к жизни, стереотипам пошлости и бескультурья, снятию морально-нравственных сдержек и т.п., в результате чего даже вопиющие факты злоупотребления свободой печати (порнография, пропаганда насилия, наркотиков и т.п.) остаются безнаказанными. Вместе с тем дестабилизирующий характер массово-коммуникативного воздействия на криминологическую ситуацию, а также тесная отрицательная корреляция приобщения к культуре и криминального риска являются фактами, не требующих дополнительных доказательств[7, C. 23-35].

Глава 3. Криминологическая оценка причинного комплекса, состояния и тенденций развития преступности, несовершеннолетних в переходный период

3.1 Макродетерминанты преступности несовершеннолетних

На современном этапе развития российского общества отмечается усиление макроуровневых компонентов детерминации преступности несовершеннолетних, сопряженное со смешением акцентов в структуре причинного криминогенного комплекса с микросоциального и индивидуального на макросоциальный уровень.

Дифференцированный анализ общесоциальной ситуации как совокупности условий, порождающих, способствующих или противодействующих общественно значимым процессам и явлениям в конкретных территориально-временных рамках, позволяет познать макродетерминанты различных видов индивидуального и коллективного поведения. Для ее изучения и оценки в зависимости от целей научных изысканий могут использоваться различные подходы, отличающиеся уровнем и критериальной основой анализа.

Причины преступности несовершеннолетних, кроющиеся в глубоких пластах общества, в условиях переходного периода претерпевают столь значимые изменения, что их познание становится возможным лишь на базе системного анализа. Нацеленность на учет общих, фундаментальных особенностей социальной системы, определяющих "многослойный" причинный комплекс преступности, предполагает наряду с традиционным изучением параметров данного общества по сферам его жизнедеятельности анализ его сущностных характеристик, выделенных по функциональному признаку. Именно такой подход, который, по моему мнению, имеет не только академическую, но и практическую значимость, представлен в данной работе.

Причинный комплекс преступности несовершеннолетних обладает определенным своеобразием и наряду с общими для преступности в целом детерминантами включает и факторы, отражающие дефекты социализации личности несовершеннолетних. Исходя из этого, в целях более летального изучения причин преступности несовершеннолетних представляется целесообразным выделение их основных блоков с учетом особенностей становления и формирования категории несовершеннолетних, а именно на уровне: макросоциальных детерминант, которые создают определенные условия для жизни и воспитания несовершеннолетнего; детерминант относящихся к функционированию собственно агентов его социализации.

Как известно, общество считается целостным, интегрированным, когда функционирующие в нем социальные институты и группы связаны между собой историческими, культурными, политическими, производственными и иными отношениями, обеспечивающими баланс их интересов за счет действенности социальных регуляторов. Деформация форм поведения индивидов как элемента системы социальных взаимоотношений обусловлена остротой существующих проблем в обществе (что определяется эффективностью функционирования наиболее важных социальных институтов), характером сформировавшихся образцов поведения (норм) и элементов, образующих мотивационную сторону поведения (ценностей). Это базовое положение стало основой предложенной В.Н. Кудрявцевым схемы анализа общества, в которой выделены четыре компонента (социальные институты, социальные ценности, социальные нормы и социальные отношения) и которой, по нашему мнению, целесообразно придерживаться при изучении глубинных причин преступности.

Опираясь на эту модель, рассмотрим применительно к этиологии преступности несовершеннолетних характер деформации основного формального социального института - государства и ее последствия на уровне основных сфер жизнедеятельности общества, затем - нарушения в системе социальных норм и комплексе социальных ценностей, и далее - выявим основные тенденции развития системы социальных отношений в рамках современной российской действительности [25. C.127].

Система социальных институтов вслед за представителями структурного функционализма рассматривается нами в качестве основной компоненты общества, призванной упорядочивать, регулировать социальную и индивидуальную жизнедеятельность. Проявление деформации социального института в ее крайней форме состоит в том, что институт перестает выполнять возложенную на него социальную функцию и, соответственно, теряет свою практическую значимость для общества.

В современных кризисных условиях деформациям подвержено значительное число социальных институтов российского социума, что в конечном итоге влечет за собой постепенный распад функциональных связей в обществе. Исходной деформацией стала деградация основного звена общественной системы - государства, которое создает политическую, экономическую, социальную, идеологическую базу поведения людей.

После изъятие партийной составляющей власти из государственной системы управления произошло резкое усиление позиции российского государственного аппарата, а вместе с тем ослабление общественного контроля за деятельностью государства, имеющего важнейшее значение для сохранения структурного баланса общества. Последнее обстоятельство повлекло за собой массовое распространение коррупции и взяточничества среди управленцев разных уровней, что в свою очередь определило радикальное изменение системы ценностей и норм сначала в данной социальной группе, а затем и в обществе в целом. Наряду с этим за счет гигантского увеличения размеров управленческого звена существенно упала его эффективность. В результате деформации подвергся сам механизм функционирования института чиновничества, государственных учреждений и организаций, являющихся связующим звеном между формальным институтом государства и членами общества.

Наиболее характерными особенностями государственной системы управления российского общества, определяющими его криминогенную сущность, стали: а) явное преобладание в государственной политике корпоративных интересов господствующих элитарных групп; б) утрата официальной властью значительной части контроля над ситуацией в стране и усиление роли мафиозных криминальных структур, региональных элит, иностранных групп влияния.

Политические процессы и вытекающие из них социальные ситуации, влияющие на криминальную обстановку в стране, в значительной степени связаны с состоянием экономики, методами и способами решения экономических проблем. В этом смысле наиболее существенными на рассматриваемом этапе развития страны стали противоречия, связанные с перераспределением собственности, формами и методами приватизации.

Недееспособность формальной институции в российском варианте трансформационных изменений самым непосредственным образом отразилась на особенностях объективных факторов, определяющих современные и перспективные процессы развития преступности несовершеннолетних.

Остановимся на наиболее значимых из них - социально-экономической и социально-демографической ситуации, состоянии физического и психического здоровья населения.

Следует указать, по крайней мере, на следующие криминогенные и криминальные влияния безработицы как фактора преступности несовершеннолетних:

Во-первых резкое ухудшение психологического климата в семьях безработных, отчуждение родителей от обязанности по воспитанию детей, поиск забвения в пьянстве, состояние стресса, разрядкой которого нередко служат грубые проявления конфликтное, жестокость (в том числе и в отношении собственных детей), и т.д.;

Во-вторых вынужденный поиск несовершеннолетними собственных источников дохода (нередко в целях элементарной физиологической выживаемости, а также содержания родителей), в том числе связанных с попаданием в полукриминальную или околокриминальную среду;

В- третьих формирование постоянного страха у работающих взрослых и несовершеннолетних потерять рабочее место, что определяет их готовность выполнять любые поручения работодателя, включая пособничество в незаконных и непосредственно преступных деяниях;

В-четвертых утрата в случае продолжительного периода безработицы профессиональных навыков и желания трудоустроиться, люмпенизация и маргинализация.

Моделирование социально-экономической стратификации населения дает следующие результаты:

1) по различным оценкам, от 65 до 80% жителей России оказались за чертой бедности, не имея возможности обеспечить себя даже полноценным питанием;

2) в обществе фактически отсутствует "средний класс" в качестве вполне адаптированной к новым условиям страты, обеспечивающей фундамент рыночных отношений и социально-политических структур;

3) число лиц, сосредоточивающих в своих руках производственные мощности, сырьевые ресурсы и высокую долю текущих доходов, колеблется от 1,5 до 5%, в число которых входит российская политическая элита.

Следует отметить, что результаты так называемых межпоколенческих исследований показывают, что бедные семьи воспроизводят главным образом "новую бедность''. Это определяет дальнейшее втягивание российского общества в некую "социальную воронку", эволюцию в сторону маргинализации, связь которой с преступностью выглядит вполне определенно.

К настоящему моменту уже сформировалось и продолжает укрепляться "социальное дно". Оценки, полученные в ходе специальных исследований, показывают, что численность маргиналов (в основной массе своей это нищие, бомжи, беспризорные дети и уличные проститутки) составляет сейчас около 6% городского населения''.

Социально-демографические факторы. Статистические показатели продолжительности жизни и уровня смертности свидетельствуют о качестве жизни и благосостоянии граждан. Известно, что если естественный прирост населения происходит за счет снижения смертности, а не увеличения рождаемости, то это говорит об улучшении медицинского обслуживания, питания и в целом - уровня жизни населения [13, C. 25].

В постперестроечный период при значительном падении жизненного уровня сложилась устойчивая и долговременная тенденция убыли россиян, что дает основание специалистам рассуждать о нарастающем демографическом кризисе в России. Численность россиян, которая за переходный период сократилась более чем на 3 млн., в настоящее время составляет 142,4 млн. человек (на 1 ноября 2006 г.). Эксперты ООН считают, что через пятьдесят лет население России сократится до 115 млн. человек.

Что касается средней продолжительности жизни, то в настоящее время у мужчин она составляет 55-57 лет"; у женщин - в среднем на 14 лет больше. Две трети общественного прироста смертности приходится на трудоспособное, в основном мужское население. Приведенные данные указывают на все уменьшающиеся шансы для детей получить нормальную семейную среду.

Демографическое неблагополучие проявляется не только в начавшейся с 1992 г. абсолютной убыли населения (печально знаменитый "русский крест"), небывало возросшей смертности, в сокращении средней продолжительности жизни, в парадоксе сверхсмертности мужчин трудоспособного возраста, но и в росте числа неполный семей и сиротства. В 1999 г. в целом по стране на 1000 образовавшихся брачных пар приходилось 584 распавшихся [30, C.7]. Стремительными темпами растет численность детей в расторгнутых браках, ежегодный прирост которой по сравнению с доперестроечным периодом увеличился почти в два раза. На данный момент в неполных семьях после разводов насчитывается более 600 тыс. детей.

Стабильно высоким остается показатель количества детей, оставшихся без попечения родителей. В 2000г. по сравнению с 1998 г. на 19,5% увеличилось число исков о лишении родительских прав, удовлетворенных судами РФ. Детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сейчас насчитывают 720 тыс [20, C. 117-132].

Характеризуя влияние демографической ситуации на состояние преступности несовершеннолетних, нельзя не обратить внимания на интенсивность миграционных процессов, усилившихся вследствие распада союзного государства и межнациональных конфликтов. Это привело к появлению на территории России миллионов беженцев и вынужденных переселенцев, в большинстве семей которых имеются дети, нуждающиеся в особых мерах социальной защиты, реабилитации и поддержке.

Состояние физического и психического здоровья населения. Криминогенные факторы в этой сфере существенно влияют на особенности социальной адаптации несовершеннолетних, на возникновение психологической напряженности на их личностном уровне и ее воплощении в мотивации предкриминального, криминального и виктимного поведения, на возникновение конфликтных ситуаций и стечение тяжелых жизненных обстоятельств.

Уровень здоровья подрастающего поколения (как и населения в целом) произведен от социальной, экономической, демографической, экологической, социально-психологической ситуации в целом. С учетом сложившихся условий, когда наряду с неблагоприятным состоянием указанных сфер произошел распад системы всеобщего бесплатного здравоохранения и перенос ответственности за здоровье с государственных структур на самих граждан, показатели здоровья несовершеннолетних в аспекте их влияния на преступность должны оцениваться как весьма неблагоприятные.

В настоящее время отмечается значительное ухудшение здоровья и беспрецедентная психическая патология населения, распространение социально обусловленных болезней. В связи с этим перед Россией стоит угроза этнической деградации нации. О реальности такой перспективы свидетельствуют следующие данные: потребление абсолютного алкоголя почти вдвое превышает установленный ВОЗ критический уровень, достижение которого означает необратимое изменение генофонда нации; алкоголизмом затронуто около 20 млн. человек; число больных наркоманией составляет около 3 млн. человек; количество самоубийств среди российских мужчин в 2,5 раза выше среднеевропейского уровня, среди женщин - в 1,5 раза.

Особую озабоченность вызывает здоровье подрастающего поколения: среди школьников младших классов здоровыми можно назвать лишь 10-12% (на выпуске их остается всего 5%); в стране уже сейчас 600 тыс. детей-инвалидов: 14 тыс. несовершеннолетних находятся в СИЗО и 21 тыс. - в колониях, которые вряд ли смогут рассчитывать на физическое, психическое, а также и нравственное здоровье, равно как и 2 млн. беспризорников. Демографы прогнозируют, что при сохранении существующей тенденции только 54% сегодняшних 16-летних юношей доживут до пенсионного возраста.

По оценкам НИИ психиатрии, распространенность различных десоци-ализирующих психических заболеваний (расстройств) среди несовершеннолетних возрастает на 1-1,5% ежегодно и сейчас в контингенте учащихся от 20 до 33% обнаруживают признаки отставания в психическом развитии или психической патологии (психотропные, патохарактериологическис аномалии, неврозы и т.д.).

Крайне негативные показатели - распространенность и динамика так называемых социальных болезней. В 2004 г. заболеваемость туберкулезом в стране может достичь, по оценкам специалисто. 120 человек на 100 тыс. населения, что практически отбросит страну по данному показателю на рубежи 1965 г. Учтенный детский и подростковый сифилис по сравнению с 1989 г. возрос более чем в 50 раз.

Получила стремительное распространение наркомания, ставшая острейшей государственной проблемой, угрожающей фундаментальным основам безопасности российского общества. Постепенно на смену алкоголя как атрибута молодежных досуговых мероприятий приходят наркотики, которые становятся неотъемлемой частью молодежной субкультуры, компонентом общения в подростково-молодежной среде.

В последние годы резко возросло потребление наркотических средств и других психоактивных веществ несовершеннолетними: за последние пять лег число детей и подростков, наблюдавшихся учреждениями здравоохранения по поводу употребления наркотических и токсических средств, увеличилось в 14 раз; за истекшее десятилетие детская смертность из-за употребления наркотиков возросла в 42 раза [30,C.3]

Фиксируется существенное изменение социально-демографической структуры наркотизации молодежно-подростковой среды, составляющей до 70% от общего числа наркоманов, в сторону распространения наркотиков среди адаптированной и благополучной их части; отмечается процесс феминизация наркомании. Вместе с тем распространение наркомании актуализировало проблему целенаправленного привлечения подростков в преступную деятельность в сфере незаконного оборота наркотиков. По оценкам специалистов, сейчас в наркобизнес вовлечено около 80% несовершеннолетних наркоманов в возрасте от 14 до 18 лет.

Дисфункция государства, продолжающаяся уже достаточно длительное время, привела к деформации всей системы формальных социальных институтов, что не только породило возникновение серьезных проблем в жизни российского общества, но и привело к деформации системы социальных норм.

Нормы как социальный регулятор общественных отношений устанавливают "меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения" для достижения этих целей, обеспечивают единообразие человеческого поведения в условиях вариабельности индивидуальных интересов и потребностей и являются основанием для реализации функций социального контроля.

Деформация социальной нормы, по мнению В.Н. Кудрявцева, может заключаться "во-первых, в отрыве социальной нормы от конкретной исторической реальности (главным образом, из-за устарелости норм); во-вторых, в нестабильности, неустойчивости или неопределенности нормы, которая по этим причинам неспособна выполнять функцию социального регулятора: в-третьих, в ослаблении ее фактического применения (в частности из-за дефектов санкций)". Симбиоз указанных дисфункций весьма наглядно проявляется в нормативном комплексе, определяя дальнейший деформационный процесс всего общества в сторону его криминализации.

Существенной особенностью современной российской действительности является острое противоречие между официальным курсом на создание гражданского общества и правового государства, с одной стороны, и наличной социально-правовой реальностью - с другой. Последняя характеризуется тем, что право и правонастроения не стали основой новых социально-экономических отношений. Создалась ситуация, когда правовая подсистема общества, равно как и ее социальные ценности, неоднозначно воспринимаются и сложно принимаются обыденным сознанием.

В настоящее время предпринимаются шаги к восстановлению на новой основе разрушившихся звеньев правоохранительной системы. Однако данной работе мешает ряд объективных и субъективных трудностей и препятствий, которые будут распространяться и на достаточно отдаленную перспективу.

Одним из наиболее труднопреодолимых препятствий является утрата уважения и доверия к правоохранительным органам у значительной части населения. Речь идет об устойчивой напряженности и неудовлетворенности этой деятельностью, сформировавшейся в течение длительного времени'". Среди населения существует убежденность в том, что силы правопорядка не только неэффективно выполняют функцию гаранта безопасности и защитника законных прав и интересов граждан, но и зачастую выступают в роли нарушителя этих прав.

Неудовлетворительное выполнение государством своих правоохранительных функций породило весьма специфичные феномены, влияющие на состояние криминальной среды. Среди наиболее существенных из них отметим установление альтернативной государственной системы контроля над преступностью со стороны самой криминальной сферы.

Дальнейшее сужение сферы позитивного социального контроля над преступностью чревато тем, что в обществе возобладают неправовые методы регулирования отношений. Наряду с этим будет продолжать расширяться приток в ряды преступников за счет той категории людей, которые нарушают уголовный закон в расчете на возможность избежать наказания.

Что касается деформации системы социальных ценностей, то кризис здесь означает нерегулируемое изменение ее структуры и иерархии. Основной причиной искажения системы ценностей в российском обществе стало отсутствие в ней представлений которые имеют общесоциальное значение, связанное с групповым и индивидуальным уровнями. Не последнюю роль в этом сыграло отсутствие в России общенациональной идеологии (ст. 13 п. 2 Конституции РФ), которая должна была бы явиться основой для сплоченности общества.

Произошла девальвация таких общечеловеческих устоев, образовывавших ранее центральное ядро ценностей, как долг, честь, совесть, милосердие, гуманизм. Это повлекло за собой возникновение групповой морали и правил поведения конкретной общности, зачастую идущих вразрез общепринятым (институциональным).

Существенно искажены все составляющие механизма мотивации поведения: потребности, средства их реализации, ценностные ориентации. Потребности завышены как в общественном, так и в индивидуальном сознании. Искаженные ценностные ориентации не могут быть сдерживающим фактором криминализации сознания. В результате этого происходит криминализация общественного сознания, когда большая часть населения открыто демонстрирует свою асоциальность, игнорирование социальных, в том числе и правовых норм и запретов. При этом резко возрос порог терпимости большинства населения к преступным проявлениям, произошло "привыкание" к повсеместно наблюдаемому криминальному произволу.

Правосознание современного подростка как форма его отношения к социально-правовой реальности носит сегодня по преимуществу символический характер, а конкретная связь между ними - вторична. Его детерминационный стержень определен реальной значимостью существующих в обществе оценок эффективности правоохранительной системы, которая, как известно, имеет отрицательную направленность. Наряду с этим в сознании подростков наблюдается устойчивая тенденция роста социального авторитета различных криминальных группировок, усвоение установки на социальную значимость криминального мира и его возможностей.

Деформации социальных институтов, ценностно-нормативной системы влекут за собой изменения в системе социальных отношений, которая, представляя собой, комплекс сложившихся, наиболее распространенных вариантов поведения, взаимодействий между членами общества, является самым устойчивым среди рассматриваемых элементов общественного устройства и потому в конечном итоге определяет состояние общества в целом.

Поведенческие технологии и взаимодействия между субъектами могут принимать различные формы, изменения в характере которых в целом обусловлены переменами в социальном положении этих субъектов. Идеалы прагматического индивидуализма, культа наживы, денег, собственности и жестокости стали разрушительны для отечественного менталитета в его постсоветской транскрипции и породили в России с ее неготовностью к сопротивлению различные формы деструктивной девиации.

Кризисное состояние общества затруднило процесс формирования официальных каналов вертикальной восходящей мобильности, высшее образование (даже престижное) перестало выступать гарантом карьеры и материального благополучия. Однако в предпринимательских кругах с криминальным прошлым, "авантюрная" карьера представляются многим подросткам и молодым людям быстрым "лифтом", ведущим к вершине социальной стратификации общества.

В то же время наблюдается дальнейшая взаимная изоляция социальных слоев, обострение имеющихся у них противоречий. Интенсивное возрастание расслоения населения породило у выходцев из нижних страт чувство социальной несправедливости и дискриминации, что в свою очередь стимулировало рост девиантного поведения на почве классовой неприязни. Конформный паттерн самореализации для многих россиян сегодня стал бесперспективным в силу его несоответствия и даже противоречивости состоянию социальной структуры и социально-экономической стратификации.

С полным основанием можно констатировать, что кризис российского общества "спрограммировал" патологию на уровне индивидуального поведения, которое, как известно, встроено в контекст социальной среды. Сама социальная среда характеризуется повышенной предрасположенностью к асоциальное и конфликтное вследствие неадекватного удовлетворения потребностей населения. Последнее обстоятельство определило то, что отклоняющееся поведение становится сейчас не только формой фрустрации, но и неотъемлемым элементом все более распространяющегося деформированного образа жизни.

3.2 Анализ динамики преступности среди несовершеннолетних (на примере Новосибирской области)

Преступление - это социальное зло, а преступность несовершеннолетних - зло, увеличенное во много раз. И хотя процент осужденных судами несовершеннолетних в сравнении со взрослыми невелик, мериться с таким явлением, когда подростки совершают преступления, нельзя. Особенно это становиться нетерпимым теперь, когда преобразование всех сторон бытия неизбежно и глубоко затрагивают вопросы культуры, духовной жизни. Нужно всеми силами бороться за каждого человека, чтобы никто не пропал для общества. В уголовном наказании заложена главная идея: исправить и перевоспитать несовершеннолетнего правонарушителя. Но ведь кто, знает, каким он выйдет из воспитательно-трудовой колонии, станет ли на правильную дорогу. Вот почему необходимо вести активную предупредительную деятельность не только силами органов государственного принуждения, но и всей общественностью. Однако главная ответственность, конечно, лежит на семье. Смогли ли родители сделать для подростка дом родным, или он бежит из него подальше от пьяного угара. А там, на улице, кто окажется с ним рядом, под чье влияние он попадет. Поэтому обществу нужно, чтобы семья была крепкой, здоровой, а родители занимались воспитанием детей не от случая к случаю, а каждодневно выполняли свой гражданский долг, были примером для дочерей и сыновей.

Несмотря на меры, принимаемые органами внутренних дел Новосибирской области, состояние и динамика преступности несовершеннолетних дает основание сделать вывод о продолжающихся негативных процессах, протекающих в подростковой среде.

Так, по Новосибирской области за 2005год несовершеннолетними было совершено 3160 преступлений из них 2971 преступление тяжкое и особо тяжкое, за 2006 год 2982 преступлений, из них 2059 тяжких и особо тяжких. За эти годы поставлено на учет 19313 подростков из них 286 состоят на учете у врача нарколога за употребление наркотических средств, 236 подростков токсикоманы.

Как уже говорилось ранее несовершеннолетние совершают преступления в группах, как правило группы сплоченны и хорошо организованны. Также в группах происходит распределение ролей и тщательная подготовка к преступлению. Так по Новосибирской области за 2005-2006 год в группе только несовершеннолетними было совершено 1315 преступлений, в группе со взрослыми 851 преступление (табл. 3.1, 3.2).

Таблица 3.1 Сравнительная динамика преступности в НСО

2004 год

2005 год

2006 год

Количество преступлений совершаемых в НСО

50173

42461

36760

Количество преступлений совершаемых несовершеннолетними

3964

3160

2982

Таблица 3.2. Сравнительная динамика тяжких и особо тяжких преступлений совершаемых несовершеннолетними в Новосибирской области

2004 год

2005 год

2006 год

Количество преступлений совершаемых в НСО

36254

35924

26459

Количество преступлений совершаемых несовершеннолетними в НСО

2657

2971

2059

Одна из причин попадания неопытных ребят в сети организованной преступности - поиск источников дохода, а также осознание невозможности утвердиться в обществе. И поэтому социальная база преступных группировок расширяется за счет безработных, а также подростков из малообеспеченных, обнищавших семей.

Современный подросток не имеет положительных примеров для подражания, идеалов, к которым он мог бы стремиться. В связи с тем, что у него не сформированы свои принципы поведения, он перенимает их у более «сильной» личности. А современных «воров в законе», как правило, отличает изобретательность, деловитость и коммуникабельность, решительность и беспощадность, жестокость и мстительность. Сегодня элита преступности - это криминальные дельцы с атрибутами и манерами поведения преуспевающих бизнесменов.

Этому способствуют и возрождаемые атрибуты субкультуры преступной среды с ее «романтическими» лозунгами. По этой же причине движение «сторонников» ислама без особых усилий вовлекает в свои ряды подрастающее поколение лекциями о газавате, о солидарности мусульман.

Еще одним недостатком в борьбе с вовлечением несовершеннолетних в преступную или иную антиобщественную деятельность является то, что суды к взрослым соучастникам, организаторам или подстрекателям часто применяют необоснованно мягкое наказание.

Таким образом, можно отметить, что по существу многие несовершеннолетние совершили преступление не по причине неблагоприятного стечения обстоятельств, а в силу того, что они постепенно приближались к правонарушению в процессе деградации личности.

Возрастные характеристики школьников, вовлеченных в преступную деятельность, таковы: 8 -13 лет - 21%; 14 - 15 лет - 29%; 16- 17 лет-50%.

Органами внутренних дел принимаются меры по защите прав законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению факторов, способствующих формированию у подростков навыков противоправного поведения. В этих целях 2005-2006г. сотрудниками милиции в органы власти и управления направлено 140 тыс. сообщений и представлений, касающихся соблюдения прав детей, устранения причин и условий совершения ими правонарушений и преступлений.

В 2005-2006г.г. - 87 преступлений совершают несовершеннолетние находясь под следствием за совершение аналогичных преступлений, 510 преступлений совершено несовершеннолетними ранее судимыми. Несмотря на неисправимость подростков совершавших преступления и совершение преступлений неоднократно, количество преступлений совершаемых несовершеннолетними снизилось на 14,4 %, на 18,9 % снизилось совершение преступлений тяжких и особо тяжких, также произошло снижение на 27,1 % преступлений совершаемых несовершеннолетними, находясь под следствием и на 36% снизилось преступлений, совершаемых лицами ранее судимыми.

Проведенный анализ преступности несовершеннолетних свидетельствует о том, что смягчение негативных тенденций, способствующих ее росту или снижению, маловероятно без достижения стабилизации в экономической и социальной сферах. Отрицательное влияние криминогенных факторов может быть нейтрализовано последовательным проведением законодательной и судебно-правовой реформы, реализацией программ, направленных на профилактику безнадзорности и преступности несовершеннолетних.

Заключение

В результате проведённого исследования автор пришел к следующим выводам:

Характеристика детерминантов преступности несовершеннолетних и механизма их действия - важная, но не единственная часть криминологической картины этой преступности. Другая ее составляющая - характеристика закономерностей самой преступности несовершеннолетних: качественно-количественных параметров ее уровня, структуры, динамики, личности преступников и потерпевших, мотивации поведения и их влияния на ситуацию в обществе.

Причинами и условиями формирования преступности среди несовершеннолетних являются следующие криминогенные обстоятельства:

1. Отрицательное влияние в семье. Существенные дефекты семейного воспитания имеют место в большинстве случаев искаженного формирования личности и последующего перехода на преступный путь конкретных подростков.

- Отсутствие (временное или постоянное) у родителей в кризисной ситуации возможности обеспечивать минимально необходимые потребности детей.

2. Отрицательные влияния в ближайшем окружении - бытовом, учебном и т. п. Со стороны сверстников или взрослых.

- Подстрекательство со стороны взрослых преступников нередко связаное с предварительным вовлечением в пьянство, азартные игры, другие формы «допреступного» антиобщественного поведения в сочетании с пропагандой «преимуществ» жизни преступников.

- Длительное отсутствие определенных занятий у несовершеннолетних, оставивших учебу.

- Проникновение по разным каналам в среду молодежи, например, через средства массовой информации, бытовые контакты и т. д., стандартов повседневного поведения, не совместимых с ценностными ориентациями нашего общества (культ силы, жестокости, культ наркотиков, половой распущенности как якобы, нормы современного подростка и т. п.).

Указанные обстоятельства формирования преступности несовершеннолетних, еще более усиливают такие причины:

- безнадзорность, как отсутствие должного контроля со стороны семьи и образовательных учреждений за поведением, связями, времяпрепровождением несовершеннолетних;

- безнадзорность будущих несовершеннолетних потерпевших, содействующая созданию ситуации и поводов для преступлений;

- резкие изменения в обстановке глубоких реформ в обществе системы ценностных ориентаций, замедленность и затруднительность их усвоения воспитывающей сферой; значительная опасность в этой связи воздействия на детей и подростков социально негативной информации;

- низкий уровень работы образовательных учреждений (формализм, нечестность, непрофессионализм, отказ от индивидуального подхода и т. д.);

- распад системы трудоустройства подростков и воспитания в трудовых коллективах;

- отсутствие достаточной сети учреждений организующих культурный досуг несовершеннолетних, в том числе в летний период;

- увеличение доли детей и подростков с отставанием в интеллектуальном и волевом развитии.

Исходя из сделанных выводов, предлагаются некоторые рекомендации по предупреждению преступности среди несовершеннолетних:

Ш Органам государственной власти и муниципальным органам целесообразно обеспечить реальное планирование, правовое регулирование деятельности по предупреждению преступности несовершеннолетних, а также контроль за ее ходом и результатами.

Ш Для эффективного участия семьи:

Развивать помощь семьям, воспитывающим детей в условиях ниже прожиточного минимума, в условиях отсутствия одного из родителей, осуществлять защиту семьям с детьми от материальных и моральных последствий безработицы родителей или вынужденной смены места работы;

Семья должна осознавать себя полноправным субъектом взаимодействия с государственными и общественными институтами социального воспитания, субъектом контроля за их деятельностью.

Ш Образовательным учреждениям:

Восстановить роль школы в жизни детей и подростков на основе диалога и сотрудничества, совместной деятельностью с семьей;

Повысить квалификацию, культурный и нравственный уровень педагогов;

Усилить консультирование школы психологами и психиатрами;

Осуществлять информационный обмен с правоохранительными органами;

Ввести должность «школьного» инспектора.

Ш Органам способствующим трудоустройству несовершеннолетних:

Содействовать трудоустройству подростков и их трудовой адаптации;

Обеспечить преимущество в приеме на работу подростков и особый порядок их увольнения;

Обеспечить наличие специальных должностных лиц по работе с подростками на предприятии, а также моральную и материальную поддержку наставничества;

Осуществлять профилактику криминогенных влияний и правонарушений в трудовом коллективе на несовершеннолетних.

Ш Учреждениям организующим досуг несовершеннолетних:

Выделить специальные задачи и программы в отношении детей и подростков из неблагополучных семей, других групп риска;

Обеспечить необходимое количество мест для несовершеннолетних, в том числе в летний период.

Ш Службе социальной защиты и помощи семье и несовершеннолетним:

Осуществлять охрану и защиту прав семьи и несовершеннолетних;

Оказание неотложной помощи (телефоны доверия, кабинеты анонимного приема, дома-убежища и т. п.);

Проводить диагностику и оказание длящейся социальной, психологической, медицинской поддержки и помощи.

Для предупреждения рецидивной преступности несовершеннолетних необходимо осуществлять следующие меры:

Деятельность специализированных подразделений по делам несовершеннолетних, следователей, прокуроров, судей по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними, например, внесение представлений, частных определений, использование воспитательно-профилактического воздействия самого судопроизводства;

Своевременное изъятие оружия и орудий преступления у ранее судимых подростков;

Правовую и моральную подготовку к жизни на свободе осужденных, подлежащих освобождению; трудовое и бытовое устройство несовершеннолетних, освобождаемых из мест лишения свободы либо осужденных к мерам, не связанным с лишением свободы, и контроль за их поведением.

Применение к несовершеннолетним условного осуждения, систематического контроля за соблюдением такими осужденными общественного порядка и принятых обязательств, своевременной постановки вопросов об обращении приговора к исполнению в случае злостных нарушений, допущенных осужденными.

Установление условий жизни и воспитания подростков, совершивших преступления, особенностей личности, влияния старших.

Список использованных источников

Нормативно- правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. -М. : Юнвес,- 2002 г. -

2. Уголовный кодекс Российской Федерации: офиц. Текст: по состоянию от 05.01.2006 / КонсультантПлюс: Высшая Школа -выпуск 6.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.06.1999. -№ 26. - СТ. 3177. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03. 1999. № 270 (ред. от 09.02.2000 г. «О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999 - 2000 гг.

Литература

5. Антонян Ю.Н. Причины преступного поведения.- Москва,- 2006 г. - 500 с.

6. Баяхчев В.Г. Выявление и устранение причин преступного поведения несовершеннолетних на предварительном следствии: Москва, -1996 г.

7. Беляева Л.И. Организационно-правовые проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних: Москва, -2001 г.

8. Васильев В.П. Юридическая психология: Санкт-Петербург,- 2000г.

9. Верин В.В. Методологические основы статистического изучения преступности подростков и несовершеннолетних: Москва, - 1998 г.

10. Верин В.В. Факторы повышения уровня преступности несовершеннолетних и причины ее детерминации в условиях социальных перемен: Москва, -1999 г.

11. Герцензон А.А. Введение в советскую криминологию. М., -1965

12. Гордон Л.А..Социальные исследования и структура безработицы в России/ 2005г.№1.-С.25.

13. А.И. Долгова. Преступность в России и ее изменения в конце ХХ века. Сб. Преступность в России и проблемы борьбы с ней. - М. , -2001, -С. 29

14. Забрянский Г.И., Емельянова Л.В. Статистика преступности несовершеннолетних в России: Москва,- 2005 г.

15. Кобзарь И.А. Противодействие преступности несовершеннолетних в переходный период» Москва, -2001 г.

16. Кузнецов В.К. Криминология: Учебно-методический комплекс / СибАГС. - Новосибирск, -2001.

17. Куфаев В. Борьба с правонарушениями несовершеннолетних. М., 1924 г.

18. Лиханов А. Трагедии детства / Советская Россия 2000г.

19. Люблинский П.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте. Социально-правовые очерки. М.: Юрид. изд-во НКЮ СССР, -1923;

20. Минина С.П. Преступность несовершеннолетних: Санкт-Петербург, -1998 г.

21. Поздняков Э.А. Филосфия Государства и права. Москва, 1999г.

22. Пудовочкин Ю.Е. Ответственность за преступления против несовершеннолетних: Санкт-Петербург,- 2002 г,

23. Фойницкий И. Влияние времени года на распределение преступлений // Судебный журнал. -1873. № 1-2.

24. Фойницкий И. Влияние времени года на распределение преступлений // Судебный журнал. 1873. № 1-2; Он же. Факторы преступности / История русской правовой мысли. М., 1998. С. 575-601.

25. Проблемы преступности. Сборник. Вып. 4. М.: Изд-во НКВД РСФСР, -1929. С. 39-57.

Периодическая литература

26. Вопросы статистики: научно-информационный журнал, -2000 г. № 4, - С.7.

27. Состояние преступности и безнадзорности несовершеннолетних в России // Основы безопасности жизнедеятельности. -2000.- № 6.-

С.6-8.деятельность» Саратов 1972 г.

28. Капкан для шакалов // Санкт- Петербургские ведомости,- 1997г.22 марта №54.

29.Независимая газета, -2000 г. 6 октября, С. 10.

30.Сегодня / 2004 г. 27 марта, С.3.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты