p align="left">По нашему мнению, этого недостаточно. В данном случае речь идет об отдельной разновидности совокупности преступлений, назовем ее совокупностью при разновременном осуждении за преступления. И поскольку такая совокупность существует и, как свидетельствует судебная практика, вызывает наибольше затруднений, то ее отражение в общем определении совокупности просто необходимо. Так, данные нашего обобщения показывают, что ошибки, связанные с неправильным толкованием этой совокупности составляют более 4% ко всем нарушениям закона, выявленным Новгородским областным судом в 1933 году. Наиболее характерной из них является то, что суды зачастую не отличают названную совокупность преступлений от совокупности приговоров.
Наконец, пятым признаком, подлежащим отражению в определении совокупности, является указание на сохранение за совершенными преступлениями на момент рассмотрения дела правовых, свойств. О практическом значении этого признака говорилось при рассмотрении разновидностей множественности преступлений.
Таким образом, с учетом рассмотренных признаков, мы полагаем, что совокупностью преступлений признаются случаи совершения лицом одного или нескольких деяний, содержащих признаки двух и более составов преступлений, квалифицируемых по различным нормам уголовного закона, за которые лицо не было осуждено и по которым не утрачены правовые свойства. Если за некоторые деяния лицо было осуждено, но все преступления совершены до вынесения приговора по первому делу.
В основу деления совокупности преступлений на виды могут быть положены различные критерии. Наиболее общими из них, на наш взгляд, являются: 1) характер преступного поведения лица в зависимости от которого совокупность подразделяется на идеальную и реальную; 2) форма вины при совершении нескольких преступлений, позволяющая выделить совокупность умышленных, неосторожных и с двойной виной преступлений; 3) время осуждения за преступления, входящие в совокупность с учетом которого можно выделить совокупность преступлений при одновременном осуждении и совокупность преступлений при разновременном осуждении.
Первый критерий, - характер преступного поведения лица, - подразделяет совокупность преступлений на два основные
Глава 2.
“Назначение наказания при совокупности преступлений.”
Вопросы назначения наказания занимают одно из центральных мест в уголовном законодательство и в теории уголовного права. Внимание к ним обусловлено особым положением наказания в системе правовых мер борьбы с преступностью.
Раскрывая сущность наказания, проект УК РФ, 1995 года, закрепляет, что оно есть мера принуждения, применяемая от имени государства по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключающаяся в предусмотренном законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного. В проекте УК РФ (Общая часть) указывается на то, что наказание есть кара за совершенное преступление и применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
Следовательно, наказание является важным сродством борьбы с преступностью и от того, насколько справедливо оно назначено, зависит успех в выполнении его задач и целой. Поэтому, назначение наказания является одним из ответственных этапов в деятельности судебных органов. Особую важность решение этих вопросов приобретает, когда деяния лица представляют собой совокупность преступлений. В таких случаях уголовный закон, помимо общих начал назначения наказания, предусматривает специальные правила, применение которых вызывает определенные трудности. А это обуславливает необходимость дальнейшего исследования проблемы назначения наказания при совокупности преступлений и разработки предложений по совершенствованию законодательства и практики его применения.
§ 1. Применение общих начал назначения наказания при совокупности преступлений.
В соответствии со ст. 37 УК РСФСР и аналогично ст. 60 проекта Уголовного кодекса РФ, 1990 года, при назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного и обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие ответственность.
Как видно из данной нормы, суд, назначая наказание, обязан учесть три группы обстоятельств:
а) относящиеся к характеристике преступного деяния, - его характер и степень общественной опасности;
б) относящиеся к характеристике личности виновного, - его социальный статус;
в) влияющие на степень ответственности виновного, - обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
В теории уголовного права под характером общественной опасности подразумевают признак, присущий всем преступлениям данного вида и определяется он, в первую очередь, значением и важностью того охраняемого законом общественного отношения, которое является объектом преступных деяний . В уголовном законодательство характер общественной опасности является основой для подразделения преступлений на категории. Однако в Уголовном кодексе РСФСР нет специальной нормы, регламентирующей эти вопросы. В проекте Уголовного кодекса РФ 1995 года преступления подразделяются на четыре категории: небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие. Подобным образом этот вопрос решался и в ряде предыдущих проектов. Авторы Уголовного уложения, помимо названных, указывают на преступления "исключительной тяжести", к таким относят преступления, за которые предусмотрено исключительное наказание - смертная казнь.
Представляется, что выделение таких преступлений в отдельную категорию является обоснованным. Вместе с том, по нашему мнению, следовало бы признать необходимым выделение в особую категорию неосторожных преступлений, которые характеризуются ситуативностью и отсутствием злонамеренности, что определяет своеобразный характер общественной опасности виновного. Ранее такое предложение уже высказывалось в литературе, однако своего практического решения не нашло.
В отличие от характера, степень общественной опасности есть признак, характеризующий конкретное деяние и определяется совокупностью всех обстоятельств, при которых оно было совершено. К кругу таких обстоятельств Верховный Суд СССР в постановлении Пленума от 29 июня 1979 года " 0 практике применения судами общих начал назначения наказания" отнес: форму вины, мотив, способ, обстановку и стадию совершения преступления, тяжесть наступивших последствий, степень и характер участия каждого из соучастников преступления, др.
На необходимость различать и учитывать при назначении наказания характер и степень общественной опасности преступных деяний неоднократно указывали Верховные Суды СССР и РСФСР при разрешении конкретных дел . Важное значение учет этих Факторов имеет в случае совершения лицом нескольких преступлений. Это объясняется том, что в таком случае они влияют не только на размер наказания за каждое преступление, но и на определение окончательного наказания, по их совокупности. "Его размер, - как отмечает А.С. Горелик, - зависит от соотношения характера и степени опасности отдельных преступлений, которое является одним из обстоятельств, определяющих применение судом поглощения, частичного или полного сложения наказаний" .
Результаты нашего обобщения показывают, что совокупность одинаковых по характеру общественной опасности преступлений составляет 32%. Из них: 7,8% - совокупность тяжких, 0,5% - совокупность неосторожных преступлений. Что касается степени общественной опасности преступлений, входящих в совокупность, то в этом отношении можно выделить совокупность, включающую неоконченные преступные деяния (13,5%) и соучастие в преступлениях (0,5%).
Вторым важным требованном общих начал назначения наказания является требование об учете личности виновного. Как отмечает П.С.Дагель, под личностью виновного (преступника) понимается совокупность социально-политических, психических и физических признаков лица, совершившего преступление, имеющих уголовно-правовое значение. Данные о личности подсудимого, отмечается в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 29 июня 1979 года "0 практике применения судами общих начал назначения наказания", имеют существенное значение для определения вида и размера наказания, а поэтому должны быть всесторонне, полно и объективно исследованы судом.
Строгое соблюдение этих требований общих начал является одним из важных условий определения законного, обоснованного и справедливого наказания лицам, виновным в нескольких преступлениях. Как правило, совершение лицом нескольких преступлений, особенно умышленных, свидетельствует о повышенной общественной опасности не только содеянного, но и личности виновного. Лицо, которое два, три раза или более нарушило закон, безусловно является более общественно опасным, чем лицо, впервые нарушившее закон. Этот вывод вытекает из нашего обобщения дел о совокупности преступлений.
Так, если проанализировать рецидивную преступность, то, например, в 1993 году число осужденных, ранее совершавших преступления, в Российской Федерации составило 37,3% , в Новгородской области - 39,4%. Среди же лиц, осужденных за совершение нескольких преступлений, этот показатель равняется 70,5%. Аналогично можно говорить и о лицах, совершивших преступления в состоянии опьянения: в Российской Федерации -51,8%, в Новгородской области - 56,7%, а среди осужденных за совокупность преступлений - 63%.
Анализ других данных о личности осужденных за совершение нескольких преступлений показывает, что 54,8% из них отрицательно характеризовались, 25,5% - не занимались общественно полезной деятельностью, 15,5% - совершили преступления в период отбывания уголовного наказания, 43,5% - в течение пяти лет после отбытия последнего наказания.
Все эти данные имеют важное значение для индивидуализации наказания и, на наш взгляд, они должны учитываться на двух этапах: при назначении наказания за каждое преступление н его определении по их совокупности.
Третьим требованием общих начал назначения наказания является то, что суд обязан учитывать обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, названные в ст. ст. 38 и 39 УК РСФСР. Их особенность при назначении наказания по совокупности, преступлений заключается в том, что то или иное обстоятельство может относиться как к одному из преступлений, так и ко всей их совокупности. Вместо с том, следует отметить, что если какое-либо из обстоятельств указано в диспозиции статьи Особенной части уголовного закона в качестве одного из признаков преступления, оно дополнительно не должно учитываться как смягчающее или отягчающее ответственность при назначении наказания за это преступление. В таких ситуациях нужно говорить не об отягчающем либо смягчающем ответственность обстоятельстве, а о большей или меньшей степени общественной опасности совершенного преступления.
Анализ дел о совокупности преступлений показывает, что в судебной практике это правило и иные положении общих начал соблюдаются но всегда. Наиболее противоречиво решаются вопросы об учете двух обстоятельств: отягчающего совершение преступления лицом, ранее совершившим какое-либо преступление, и смягчающего - совершение преступления впервые, вследствие случайного стечения обстоятельств, если это преступление но представляет большой общественной опасности.
Так, при учете первого обстоятельства суды допускают ошибки троякого рода. Во-первых, признают его отягчающим в случаях, когда ранее совершенное преступление влияет на квалификацию последнего, например, определяет его как повторное. Характерным является дело в отношении Е. Он признан виновным в том, что в июне 1990 года совершил хищение государственного имущества, а в августе того же года - кражу личного имущества граждан. Осуждая Е. по ст.ст.89 ч.1 и 144 ч.2 УК РСФСР, суд признал обстоятельством, отягчающим ответственность, совершение кражи лицом, ранее совершившим преступление, и учел это обстоятельство при назначении наказания, хотя в данном случае налицо повторность и все деяния охватываются единым составом преступления, предусмотренным ч.2 ст.144 УК РСФСР .
Безусловно, учет данного обстоятельства в подобных случаях означал бы усиление ответственности за деяния дважды и не соответствовал бы принципу справедливости. Поэтому, представляется, что ст. 39 УК РСФСР должна быть дополнена нормой, запрещающей такое решение, например: "Суд не вправе признать отягчающими ответственность такие обстоятельства, которые характеризуют преступное деяние либо являются признаками составе преступления. В такой же редакции мы предлагаем изложить ч.2 ст.62 проекта Уголовного кодекса РФ, 1995 года.
Во-вторых, по смыслу п.1 ст.39 УК РСФСР, признак "совершение преступления лицом, ранее совершившим какое-либо преступление", охватывает три разновидности множественности : неоднократность, реальную совокупность и рецидив.
Однако, данные нашего исследования показывают, что этот признак учитывается как обстоятельство, отягчающее ответственность, лишь при неснятой и непогашенной судимости за предыдущие преступления и в редких случаях - при реальной совокупности. Что ^е касается случаев совершения неоднократных тождественных деяний, например, нескольких эпизодов злостного хулиганства, то применение п.1 ст.39 УК РСФСР нами не выявлено ни по одному делу. По изученных же делам эта норма подлежала применению в отношении 335 осужденных, а применена лишь к 110-й, как правило, ранее судимым, что составляет 32,8%.
Такое положение, на наш взгляд, является следствием недостаточно четкого изложения п.1 ст. 39 УК РСФСР, с одной стороны, а с другой - наличия иного решения этого вопроса. Например, по мнению А.Зелинского, суд не вправе ссылаться на п.1 ст. 39 УК при назначении наказания по совокупности преступлений, поскольку порядок назначения наказания в таких случаях определяется ст. 40 УК и было бы нелогично и несправедливо учитывать повторность дважды, применяя ст. 40 и п.1 ст. 39 УК . С такой точкой зрения согласиться нельзя, поскольку в данном случае речь идет о нормах уголовного закона, регулирующих различный круг вопросов: ст. 40 УК регламентирует назначение наказания, когда оно ухе назначено за каждое из преступлений, входящих в совокупность, и не касается порядка назначения наказания за отдельно взятые преступления, так как этот порядок установлен общими началами, предусмотренных ст. ст. 37-39 УК РСФСР; п.1 ст. 39 УК РСФСР требует необходимости усиления наказания за повторное совершение преступления, безотносительно к тому, входит или но входит оно в совокупность преступлений, и в какой-либо взаимосвязи со ст. 40 УК РСФСР но находится. Таким образом, применение наряду со ст. 40 УК также п.1 ст. 39 УК обусловлено необходимостью индивидуализации наказания за множественность преступлений.
Вместе с тем, данная норма не должна охватывать совершение неосторожных преступлений, когда лицо действует без цели причинения вреда общественным интересам. Иначе было бы несправедливо применять к такому лицу дополнительные уголовно-правовые меры, усиливающие ответственность.
Третья группа ошибок при применении п. 1 ст. 39 УК РСФСР характеризуется том, что суды в ряде случаев признают обстоятельством, отягчающим ответственность, наличие у лица судимости за ранее совершенное преступление, хотя она погашена в установленном законом порядке. По данным нашего обобщения такие ошибки составили 12% среди всех выявленных в связи с неправильным применением п. 1 ст. 39 УК РСФСР по делам о совокупности преступлений.
С учетом этих рассуждении, мы полагаем, что смысл рассматриваемого отягчающего обстоятельства точнее передает выражение: "совершение лицом умышленных преступлений неоднократно, если преступления не утратили правовых свойств".
В проектах уголовного законодательства это обстоятельство формулируется по-разному. Например, в проекте Уголовного кодекса РФ, 1995 года, указывается на неоднократность, рецидив и совершение преступлений в виде промысла, в проекте Уголовного уложения РФ учитываются и те обстоятельства, которые предусмотрены в качестве "необходимого либо квалифицирующего признака" преступления. С такими решениями согласиться трудно, о чем отмечалось ранее. Кроме того, в проектах среди обстоятельств, отягчающих ответственность, не исключены неосторожные преступления.
Что касается обстоятельства, смягчающего ответственность, предусмотренного в п. 4 ст. 38 УК РСФСР, то "совершение преступления впервые, вследствие случайного стечения обстоятельств, если это преступление не представляет большой общественной опасности", вопреки своему смыслу, учитывается как при совершении нескольких (при реальной совокупности), так и тяжких либо особо тяжких преступлений. Например, по ст.ст.102 п."а", 146 ч.2 п.п."а","б", "в",17 и 149 ч.2, 218 ч.1 УК РСФСР осужден А. Он признан виновным в совершении четырех преступлений, два из которых особо тяжкие: разбой и умышленное убийство из корыстных побуждений. Однако суд, назначая А. наказание, признал обстоятельством, смягчающим ответственность, то, что преступления он совершил впервые . Нет сомнений в том, что но только с юридической, но и социальной точки зрения, такое решение суда нельзя признать справедливым.
В этой связи, представляется обоснованным решение Верховного Суда РСФСР по делу в отношении Б., осужденного по ст. 93-1 УК РСФСР. Отменяя приговор из-за мягкости наказания, суд подчеркнул, что в силу п.4 ст.38 УК РСФСР совершение преступления впервые может быть признано обстоятельством, смягчающим ответственность, каким оно признано, лишь в случаях, когда преступление не представляет большой общественной опасности и совершено вследствие случайного стечения обстоятельств .
По нашему мнению, данное обстоятельство должно признаваться в соответствии со своим смысловым назначением. В частности, применительно к совокупности преступлений оно может быть признано смягчающим ответственность лишь в случаях идеальной совокупности, включающей преступления, не представляющие большой общественной опасности. В тех же случаях, когда в деяниях лица усматривается неоднократность, рецидив и реальная совокупность преступлений либо идеальная совокупность, включающая особо тяжкие, тяжкие и менее тяжкие преступления, применение- п.4 ст.38 УК РСФСР следует признать неоправданным.
Правильное понимание общих начал назначения наказания при рассмотрении дел о совокупности преступлений является необходимой предпосылкой индивидуализации ответственности, вынесения законного и справедливого приговора. Верховный Суд СССР в постановлении Пленума от 30 июня 1969 года " 0 судебном приговоре" особо подчеркнул, что суд обязан не только учитывать характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, но и указывать в приговоре какие конкретные обстоятельства, свидетельствующие о характере и степени общественной опасности преступления,а также личности виновного, учтены судом при избрании меры наказания .
§ 2. Стадии и принципы назначения наказания при совокупности преступлений.
Уголовное законодательство помимо общих начал содержит специальные правила назначения наказания за совершение нескольких преступлений. Эти правила регламентируют порядок назначения наказания за два вида совокупности: при одновременном и разновременном осуждении за два и более преступления. Процесс назначения наказания за каждую совокупность имеет свои особенности, а поэтому подлежит рассмотрению самостоятельно.
А. Назначение наказания согласно ч.1 ст.40 УК РСФСР. Наиболее распространенной в судебной практике является совокупность двух и более преступлений, когда дело о них рассматривается одновременно. В этих случаях в соответствии с ч.1 ст.40 УК РСФСР суд назначает наказание отдельно за каждое преступление, а затем определяет окончательное наказание по их совокупности путем поглощения менее строго наказания более строгим либо путем полного или частичного сложения назначенных наказаний в пределах, установленных статьей, предусматривающей более строгое наказание.
Как видно из этой нормы, назначение наказания при такой совокупности преступлений состоит из двух стадий:
1) назначения наказания отдельно за каждое преступление, входящее в совокупность, и
2) определения окончательного наказания по совокупности преступлений. Обе стадии можно назвать самостоятельными, поскольку в каждой из них решается своеобразный круг вопросов.
Так, в первой стадии суд, назначая наказание за каждое преступление отдельно, руководствуется при этом общими началами, учитывая характер и степень общественной опасности каждого преступления в отдельности, личность виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность и иные обстоятельства совершенных преступлений.
В ряде случаев эти требования закона но соблюдаются. Как показывают результаты нашего исследования, суды не всегда в полной море учитывают характер и степень общественной опасности каждого преступления, входящего в совокупность, в результате чего ответственность за них не дифференцируется и порой создается видимость Формального подхода к назначению наказания.
Характерным является дело в отношении С. Он признан виновным в том, что, находясь в состоянии опьянения, из-за ревности учинил ссору со своей женой, угрожал ей охотничьим ружьем, а когда проходивший мимо К. пытался пресечь его действия, стал производить в него выстрелы, причинив легкие телесные повреждения. Через некоторое время при задержании работниками милиции С. оказал сопротивление, высказывал угрозы расправой. Осуждая его по ст.206 ч.З и 191-1 ч.2 УК РСФСР народный суд назначил за каждое преступление одинаковое наказание - по три года лишения свободы . Нет необходимости доказывать о существенном различила характере и степени общественной опасности совершенных деяний и в связи с этим важности дифференцированного подхода к назначению наказания за каждое преступление.
Вопросы назначения наказания в этой стадии неоднозначно решаются в теории уголовного права. Так, одни авторы полагают, что наказание должно назначаться не за каждое преступление, а с учетом всей преступной деятельности виновного, поскольку в противном случае игнорируется тот факт, что каждое преступление является звеном в цепи других преступлений .
Другие авторы, наоборот, считают, что при назначении наказания за каждое преступление отдельно суд должен рассматривать их изолированно друг от друга, как бы отвлечься от факта совершения лицом нескольких преступлений. Обосновывается это тем, что изолированное рассмотрение каждого из преступлений есть гарантия соблюдения принципа индивидуализации ответственности, согласно которого за отдельное преступление должно назначаться соразмерное ему наказания .
По нашему мнению, с такими точками зрения согласиться нельзя, поскольку они не соответствуют как закону, так и судебной практике. В частности, согласно ст.40 УК и 315 УПК РСФСР суд при назначении наказания за совершение нескольких преступлений, обязан вначале назначить наказание за каждое преступление в отдельности. Из содержания названных норм нельзя сделать вывод, что каждое преступление необходимо рассматривать изолированно, вне связи с другими даяниями, входящими в совокупность. Наоборот, учитывая универсальное значение общих начал назначения наказания, суд, например, согласно п.1 ст.39 УК РСФСР при определении наказания за второе и каждое последующее преступление обязан принять во внимание в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность то, что они совершены лицом, ранее уже совершившим преступление.
Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 31 июля 1981 года "О практике назначения наказания при совершении нескольких преступлений и по нескольким приговорам" подчеркнул, что правильная юридическая квалификация содеянного и назначение соразмерного наказания за каждое преступление, входящее в совокупность, является необходимым условием определения справедливого окончательного наказания .
Более подробно позицию по вопросу назначения наказания в первой стадии Верховный Суд СССР высказал по делу в отношении Б. Отмечая, что закон допускает при определении окончательного наказания по совокупности преступлений применить как поглощение меньшего наказания большим, так и полное или частичное сложение наказаний. Верховный Суд СССР вместо с тем подчеркнул, что в любом из этих случаев определение наказания за каждое из входящих в совокупность преступлений в отдельности должно производиться в строгом соответствии с требованиями общих начал назначения оказания с тем. чтобы ответственность была дифференцирована в зависимости от характера и степени общественной опасности этих преступлений .
В юридической литературе такое решение этого вопроса поддерживают большинство криминалистов. Наиболее четко его формулирует Н.А.Беляев. В учебнике по уголовному праву он пишет: "Суд, определяя наказание отдельно за каждое преступление, входящее в совокупность, вовсе не обязан рассматривать их изолированно друг от друга. Более того, он не имеет права отвлечься от факта, что виновный совершил не одно, а несколько преступлений, так как в соответствии с общими началами назначения наказания учету подлежат не только характер и степень общественной опасности совершенного преступления, но и личность виновного и обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие ответственность" . Аналогичное решение можно встретить в монографиях А.С. Горелика, В.П. Малкова и на это обращается наше внимание в дипломной работе.
Таким образом, при назначении наказания по совокупности преступлений суд в первой стадии должен рассматривать совокупность как бы с двух сторон: во-первых, как состоящую из самостоятельных преступлений, подлежащих исследованию и наказанию каждое в отдельности, и, во-вторых, учитывать место каждого преступления в совокупности, его взаимосвязь с другими преступными деяниями, а также соблюдать указания закона об общих началах назначения наказания, предусмотренных в ст.ст. 37-39 УК РСФСР. Только в единстве этих сторон возможно выполнение основной задачи - назначение наказания в точном соответствии о общими началами и принципами уголовного закона.
Соблюдение такого порядка назначения наказания при совокупности преступлений имеет важное практическое значение. Во-первых, назначение наказания за каждое преступление необходимо для достижения целей исправления и перевоспитания виновного, общего и специального предупреждения преступлений: суд признает каждое деяние осуждаемым и наказуемым, что убеждает в неотвратимости ответственности, справедливом и индивидуальном подходе при назначении наказания. Во-вторых, такой порядок обеспечивает возможность проверки приговора в кассационном и надзорном порядке, особенно если в этих инстанциях изменяется или отменяется приговор в части осуждения за одно из преступлений. В-третьих, это позволяет правильно применять закон, смягчающий либо устраняющий уголовную ответственность за отдельные преступления. В-четвертых, назначение наказания за каждое преступление в отдельности служит правильному решению других вопросов, например, о признании лица особо опасным рецидивистом, назначении вида исправительно-трудовой колонии, условно-досрочном освобождении и т.п.
Следовательно, первая стадия назначения наказания при совокупности преступлений имеет определяющее значение. В связи с этим, наказание за каждое преступление в этой стадии должно быть назначено таким образом, чтобы не возникало сомнений относительно соответствия его требованиям закона и не создавало трудностей при исполнении приговора: суд должен точно обозначить его вид и размер по конкретной норме УК за каждое преступление. Такие же требования содержатся в соответствующих нормах проектов Нового УК, УК РФ, УК РФ (0бщая часть), Уголовного уложения РФ, последнего УК РФ, 1995 г.
Вторая стадия назначения наказания при осуждении за несколько преступлений - это определение окончательного наказания по совокупности преступлений. Согласно ст.40 УК РСФСР такое определение возможно "путем поглощения менее строгого наказания более строгим либо путем полного или частичного сложения назначенных наказаний". По нашему мнению, более удачным и соответствующим правовой форме было бы указание не на пути, а принципы назначения наказания по совокупности преступлений. В отличие от общих, это- специфические, можно сказать, частные принципы, которыми должен руководствоваться суд во второй стадии - при определении совокупного наказания за два и более преступлений.
Анализ ст.40 УК РСФСР позволяет сделать вывод, что таких принципов три:
1) принцип поглощения менее строгого наказания более строгим;
2) принцип частичного сложения и
3) принцип полного сложения назначенных наказаний. Аналогичные принципы предусмотрены и в названных нами законопроектах.
В судебной практике эти принципы применяются по-разному. Так, проведенное нами обобщение показало, что при назначении наказания по совокупности преступлений суды чаще всего прибегают к принципу поглощения менее строгого наказания более строгим. Так, среди 400 осужденных за два и более преступлений этот принцип применен в отношении 246 лиц, что составляет 61,5%. Такого рода тенденция подмочена и другими авторами. Например, по данным М.Ленау, поглощение применялось по 85% дел , А.С.Горелик указывает на 80% , В.П.Малков- на 57,8% , Ю.А.Красиков-на 86,8% дел .
На наш взгляд, столь широкое применение принципа поглощения можно объяснить, во-первых, несовершенством действующего уголовного законодательства, оставляющим решение этого вопроса на усмотрение суда вне зависимости от вида совокупности и образующих ее преступлений, во-вторых, отсутствием четких рекомендаций в правовой литературе и действующих постановлениях Пленумов Верховных Судов СССР и РФ по применению того или иного принципа и, в-третьих, более упрощенным порядком назначения совокупного наказания при поглощении. Об этих факторах свидетельствуют и данные нашего исследования. Так, среди 300 лиц, осужденных судами Новгородской области в 1988-1983 годах за совершение нескольких преступлений, принцип поглощения назначенных наказаний был применен в отношении 64%. лиц. По результатам обобщения в суды было направлено письмо, где предлагалось шире использовать принципы частичного и полного сложения наказаний и давались рекомендации по решению этих вопросов. В результате, в 1990 году при выборочном изучении 100 дел выяснилось, что количество случаев применения принципа поглощения уменьшилось на 10%. По смыслу закона, суть данного принципа заключается в том, что менее строгое наказание поглощается более строгим и окончательная мера наказания определяется равной наиболее строгому наказанию, назначенному за одно из преступлений, входящих в совокупность. Именно такой порядок делает этот принцип наиболее упрощенным.
Вопрос о том, какое наказание следует считать более строгим, особых затруднений но вызывает. В этом случае необходимо руководствоваться нормой УК, предусматривающей систему наказаний, где они перечислены в определенной последовательности (ст.21 УК РСФСР). Если же за отдельные преступления назначены однородные наказания, то более строгим является наказание с более длительным сроком (например, лишение свободы), либо большим по размеру (например, штраф). Исключение составляет направление в дисциплинарный батальон, которое по тяжести близко к лишению свободы, но все же менее тяжкое наказание, что вытекает из ст.ст. 34, 41 и 47 УК РСФСР.
Несколько сложнее решается вопрос в отношении исправительных работ без лишения свободы, когда они различаются по виду, срокам и проценту удержании из заработка осужденного. В таких случаях, на наш взгляд, необходимо учитывать следующее: во-первых, когда исправительные работы, назначенные за отдельные преступления, одинаковы по срокам и размеру, но различаются по виду, то более строгим наказанием являются исправительные работы с отбыванием в иных мостах в районе жительства осужденного, во-вторых, когда исправительные работы по месту работы осужденного назначены на более длительный срок, чем исправительные работы с отбыванием в иных местах, то более строгим наказанием являются исправительные работы с более длительным сроком; в-третьих, когда исправительные работы назначены на одинаковый срок, но с различным размером удержании, то более строгими будут исправительные работы с большим размером удержаний из заработка осужденного. Особых споров такие ситуации не вызывают.
Вместе с тем, неоднозначно решается вопрос в случае, когда за одно из преступлений, например, назначен меньший срок, чем за другое, но с большим размером удержании. Так, народным судом 3. осуждена по ст. 92 ч. 2 УК РСФСР к 2 годам исправительных работ с удержанием 15% заработка, а по ст. 175 УК РСФСР к 1 году исправительных работ с удержанием 20% заработка. На основании ст. 40 УК РСФСР суд правильно определил окончательно 3 - 2 года исправительных работ с удержанием 15% заработка . По мнению же А.М. Яковлева, сравнение наказаний следует производить по общей сумме удержании за весь период: более строгим наказанием будут то исправительные работы, где в общей сложности окажется большей сумма удержаний из заработка; если же общая сумма одинакова, то более строгим следует считать то наказание, при исполнении которого эта сумма будет взыскиваться за более короткий срок .
С такой точкой зрения согласиться нельзя. Мы полагаем, что сравнивать тяжесть наказаний следует не по общей сумме "удержаний”, а по длительности срока, ибо кроме удержаний осужденный испытывает и другие правоограничения. Кроме того, согласно ст. 28 УК РСФСР именно срок исправительных работ борется во внимание при их замене лишением свободы в случае злостного уклонения от отбывания наказания. С учетом этого, наказание в виде исправительных работ с более длительным сроком, но с меньшим размером удержаний, должно признаваться более строгим наказанием.
Следует отметить, что в проекте УК РФ, 1995 года, исправительные работы не названы в числе видов наказаний. Однако это не может служить основанием к отказу от рассмотренных нами вопросов, поскольку, представляется, что законодатель вернется к этому виду наказания, являющемуся более эффективным, чем, например, обязательные работы.
Вторым по распространяемости в судебной практике является принцип частичного сложения наказаний. По изученным нами делам он применялся в отношении 27,3% осужденных. Его сущность заключается в том, что суд, назначив наказание за каждое преступление, к наиболее строгому наказанию частично присоединяет наказание, назначенное за другие преступления, входящие в совокупность. При этом, закон не требует указывать , к какому и какое наказание должно присоединяться частично.
Иногда, назначая наказание по этому принципу, суды берут за основу менее строгое наказание, вследствие чего окончательное наказание оказывается меньшим, чем какое-либо из назначенных за каждое преступление. Например, осуждая В. по ст. 108 ч. 1 УК РСФСР к 4 годам лишения свободы, по ст. 206 ч. 3 УК РСФСР к 3 годам лишения свободы, суд окончательно определил В. по принципу частичного сложения 3 года 6 месяцев лишения свободы . В этой связи Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 31 июля 1981 года разъяснял, что при частичном сложении окончательное наказание во всяком случае должно быть по размеру больше любого из наказаний, назначенных за каждое из преступлений, входящих в совокупность.
Наконец, принцип полного сложения заключается в определении окончательного наказания путем суммирования наказаний, назначенных за каждое преступление, входящее в совокупность. Примером может служить дело в отношении В., осужденного по ст. 89 ч.З УК РСФСР к 3 годам лишения свободы, по ст.212-1 ч.1 УК РСФСР к 6 месяцам лишения свободы, а по совокупности преступлений - к 3 годам 6 месяцам лишения свободы .
Как показывает анализ судебной практики к этому принципу суды прибегают редко. По данным нашего обобщения, полное сложение наказаний суды применяли лишь по 11,2% делам.
Определяя наказание по принципам частичного либо полного сложения, судебные органы сталкиваются с определенными трудностями, которые, на наш взгляд, являются одними из условий столь ограниченного их применения. Данные трудности характерны для обоих случаев, а поэтому их целесообразно рассмотреть совместно.
Прежде всего, допускаются ошибки при сложении исправительных работ, когда за отдельные преступления они назначены с разным процентом удержаний. Например, назначая наказание Н. по ст.109 ч.1 УК РСФСР один год исправительных работ с удержанием 20% заработка, по ст.144 ч.1 УК РСФСР - один год исправительных работ с удержанием 15% заработка, суд определял по совокупности по принципу полного сложения - два года исправительных работ с удержанием 20% заработка в доход государства. Изменяя приговор, кассационная инстанция, на наш взгляд, обоснованно указала на необходимость удержания в течение первого года 20% заработка, а второго - 15 %.
Вторая группа ошибок при применении принципов частичного и полного сложения относится к вопросу о возможности сложения разнородных наказании. В свое время Верховный Суд СССР, например, признал невозможным сложение лишения свободы и направления в дисциплинарный батальон, отметив, что ст.40 УК РСФСР не дает оснований для сложения разнородных по своему виду наказаний . Противоположную позицию занял Верховный Суд РСФСР по делу М. Он указал, что в соответствии со ст.40 УК. РСФСР суд вправе не только поглотить менее строгое наказание более строгим, но и сломить лишение свободы с исправительными работами, .присоединив за три дня исправительных работ один день лишения свободы.
Неоднозначно решается этот вопрос в теории уголовного права. Например, по мнению М.Ленау, предусматривающая назначение наказания по совокупности преступлений ст. 40 УК, не дает оснований для сложения неоднородных мор наказания. Она не содержит специальных указаний по данному вопросу и не устанавливает порядка сложения наказаний. Иную позицию занимают криминалисты, полагающие возможным применение принципов частичного и полного сложения разнородных наказаний.
В то до время, в юридической литературе можно встретить точку зрения, ограничивающую применение названных принципов. Например, В.П.Малков полагает, что складываться могут лишь наказания в виде лишения свободы, направления в дисциплинарный батальон и исправительных работ. Что же касается остальных видов наказаний, то они сложению по совокупности не подлежат, поскольку за несколько преступлений должно назначаться одно основное наказание в проделах санкции статьи, предусматривающей более строгое наказание. Такую же позицию занял Верховный Суд РСФСР по делу в отношении Ч. Он отметил, что при назначении наказания по правилам ст.40 УК РСФСР суд по совокупности преступлений может назначить один, наиболее строгий вид наказания и не вправо оставить два вида основного наказания. Лишение свободы и штраф приводятся в исполнение самостоятельно только при применении ст.41 УК РСФСР .