Рефераты

Преступления против семьи

о общему правилу процедура усыновления направлена на удовлетворение естественного стремления ребенка воспитываться в семье, улучшение его материального, морального положения, т, е. усыновление позволяет полнее обеспечить охрану всей совокупности личных прав несовершеннолетнего. В нашем обществе институт усыновления предусматривает правило, по которому усыновленный ребенок должен ощущать себя более защищенным в случае отсутствия у него достоверных сведений о некровном родстве с родителями, так как он считает себя равным как в семье по сравнению с другими детьми, так и в обществе. При этом важно создать безопасные условия для усыновителей, исключающие страх перед возможными последствиями нарушения тайны усыновления, например в случае физиологической несостоятельности лиц как родителей. В ряде стран не существует тайны усыновления. Так в США некровнородственный ребенок с раннего детства знает о приемных родителях и со всеми празднует День Приемной матери.

Проанализируем нормативные акты, предусматривающие нормы об охране информации об усыновленных детях, детях, оставшихся без попечения родителей. Основным международно-правовым актом в данной области является «Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления», принятая в Гааге 29 мая 1993 г., которая предусматривает, что компетентные власти договаривающихся государств обеспечивают сохранность имеющейся у них информации относительно происхождения ребенка, в особенности сведений о личных данных его или его родителей, медицинских данных (ст. 30.1), а также обеспечивают доступ ребенка или его представителя к такой информации под надлежащим надзором и в той степени, в какой это допускается законодательством этого государства (ст. 30.2).

В России законодатель последовательно признает тайну усыновления охраняемой информацией и регулирует ее оборот нормами различных отраслей права. Например, ст. 257 Трудового кодекса РФ предусматривает, что работникам, усыновившим ребенка, предоставляются отпуска в размере 70 календарных дней, а при усыновлении двух и более детей -- 110 календарных дней Трудовой кодекс Российской Федерации (официальный текст от 30 декабря 2001 года). Правовые комментарии./Под ред. Маклакова А.А. - М., 2002. - С. 110.. При этом лица, осведомленные об усыновлении ребенка (детей), при оформлении отпусков обязаны сохранять тайну усыновления Постановление Правительства РФ от 11 октября 2001 г. № 719 «Об утверждении Порядка предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка» //Российская газета. 2001. 18 октября.. Круг таких лиц достаточно широк: это врачи, медицинские сестры, начальники отделов кадров, руководители предприятий, учреждений, организаций. В ст. 139 Семейного кодекса сказано, что тайна усыновления ребенка охраняется законом. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять его тайну Российская газета. 1996. 27 января..

Сама процедура усыновления, с одной стороны, достаточно сложна и требует оформления большого количества документов, что обусловлено важностью принятия правильного решения при определении дальнейшей судьбы ребенка, оставшегося без попечения родителей. С другой стороны, сбор, оценка, передача, заверение, хранение большого количества документов усложняет их охрану от недобросовестных должностных лиц, лиц, имеющих доступ к их проектам и к готовым документам. Сотрудники домов ребенка, школ, детских садов, загсов, паспортно-визовой службы, органов народного образования различного уровня, судьи, прокуроры при выполнении своих должностных обязанностей становятся носителями информации о потенциальном или свершившемся факте усыновления.

При совершении процедуры усыновления собирается персональная информация, содержащаяся в большом количестве документов, которые составляются, хранятся должностными лицами, служащими, иными субъектами. Так, сначала информация о ребенке, оставшемся без попечения родителей, собирается в детских домах, домах ребенка, школах, детских садах, родильных домах. Учет детей, подлежащих усыновлению, ведется в районных, городских отделах народного образования согласно «Инструктивно-методическим рекомендациям по вопросам усыновления (удочерения) несовершеннолетних» от 31 января 1991 г.В указанных организациях информация обрабатывается для передачи в Министерство образования Российской Федерации, формирующее федеральный банк данных. Согласно постановлению Правительства РФ от 3 августа 1996 г. «Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей» в функции министерства входит ведение учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; подборка кандидатуры для лиц, обратившихся в данное министерство и изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью; выдача направлений в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения) и решения вопроса о передаче ребенка на воспитание в семью; предоставление соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по их запросу) сведений, имеющихся в федеральном банке данных Российская газета. 1996. 15 августа.. Представляется, что утечка информации может происходить на любом из этапе, так как интеллектуальная и правовая оценка, принятие решения о включении тех или иных сведений в федеральный банк данных производится недостаточно точно определенным в законе кругом должностных лиц (сотрудников органов опеки и попечительства, органов народного образования на местах). Техническая сторона сбора и машиночитаемого формирования необходимых сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потенциальных усыновителях собирается, обрабатывается, вносится в банк данных служащими, не являющимися должностными лицами. Таким образом, обладателями информации может стать неопределенный и недостаточно контролируемый круг лиц, имеющих доступ к сведениям о потенциальных усыновляемых или усыновленных. Это затрудняет или делает практически невозможным выявление источника общественно опасной утечки охраняемой информации.

Представляется необходимым уменьшить количество лиц, имеющих доступ к подобной информации. В частности, возможно выделение конкретного сотрудника, специализирующегося на делах об усыновлениях. При этом ему можно предусмотреть дополнительную оплату труда за «секретность».

Основной стадией процедуры усыновления признается рассмотрение судом дела об усыновлении (удочерении) ребенка в порядке особого производства, регламентированного в гл. 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Так, согласно ст. 273 ГПК РФ, заявление об усыновлении суд рассматривает в закрытом судебном заседании.

В период прохождения основной и последующей стадий процедуры усыновления, на наш взгляд, также ослабевает контроль за сохранностью информации. Так, согласно ч. 3 ст. 274 ГПК РФ, копия решения суда об усыновлении ребенка направляется судом в течение 3 дней со дня вступления решения суда в законную силу в орган записи актов гражданского состояния по месту принятия решения суда для государственной регистрации усыновления ребенка. На основании справок о записях в актах гражданского состояния соответствующие отделы паспортно-визовой службы органов внутренних дел вносят изменения или вновь создают официальные личные документы усыновителей и в определенных случаях усыновленных. На этом этапе сотрудники органов ЗАГСа и внутренних дел становятся обладателями информации об усыновленных и усыновителях. Необходимые заявления, согласно порядку ведения документооборота, поступают начальникам данных служб, а потом другие их сотрудники собирают необходимые документы, проверяют их правильность и готовят новые официальные документы. В органах ЗАГСа и ОВД документооборот об усыновленных и усыновляемых не выделен в отдельное производство, что усложняет установление источника незаконного получения информации заинтересованными лицами на этих стадиях процедуры усыновления.

Необходимо отметить, что ознакомление виновных лиц со сведениями о факте усыновления ребенка может происходить как в стадии решения вопроса об усыновлении, так и впоследствии, в процессе контроля за условиями его жизни и воспитания. Контролирующие функции возлагаются на сотрудников органа опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Согласно постановлению Правительства РФ от 29 марта 2000 г. «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства», орган опеки и попечительства, на территории которого было произведено усыновление ребенка, обязан в 7-дневный срок после вступления в силу решения суда направить в орган опеки и попечительства по месту жительства усыновителя (ей) с усыновленным ребенком соответствующую информацию для организации контроля за условиями его жизни и воспитания Российская газета. 2000. 13 апреля.. При передаче указанных сведений и при проведении операций по контролю за условиями жизни и воспитания усыновленного должны быть приняты все меры к сохранению тайны усыновления. В этой связи представляется правильным мнение О.Ю. Кузнецовой о том, что необходимо брать подписку о неразглашении тайны усыновления при приеме на работу соответствующих лиц и предупреждать их о том, что тайна усыновления охраняется законом и за ее разглашение установлена уголовная ответственности. Представляется необходимым включение указанных условий в заключаемый трудовой договор.

Таким образом, можно сделать вывод, что при прохождении процедуры усыновления достаточное количество специальных субъектов в разное время становятся обладателями охраняемой информации об усыновлении. Поэтому информация может незаконно разглашаться как в период подготовки и сбора документов, так и в момент судебного разбирательства и впоследствии, при окончательном оформлении факта усыновления и контроле за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка. На наш взгляд, общественно опасным является не только разглашение факта усыновления, но и информации о готовящемся, потенциальном усыновлении в период его подготовки, оформления, регистрации. Поэтому информация о предстоящем факте усыновления определенного ребенка конкретными лицами должна быть признана конфиденциальной с момента начала ее сбора для фиксации в необходимых документах.

Информацию о потенциальных усыновленных содержат следующие документы: заключение о состоянии здоровья, о физическом и об умственном развитии усыновляемого ребенка; свидетельство о рождении ребенка; согласие на усыновление и изменение фамилии, имени, отчества, записи усыновителей в качестве родителей ребенка старше 10 лет; согласие родителей ребенка на его усыновление; согласие опекуна (попечителя) ребенка, приемных, родителей или руководителя учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей. Согласно ч. 3 ст. 272 ГПК РФ, при необходимости суд может затребовать и иные документы. Представляется, что ими могут быть, например, копии свидетельств о смерти родителей; копии решений суда о лишении родителей родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими; акт, подтверждающий, что ребенок был подкинут; сведения о факте личного общения усыновителя с усыновляемым; запрос органа исполнительной власти в Министерство образования РФ о подтверждении нахождения конкретного ребенка на централизованном учете и другие.

О том, что лица, участвующие в рассмотрении дела об усыновлении в суде, обязаны хранить тайну, должно быть отражено в протоколе судебного заседания, о чем сказано в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления» Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1997. - № 9.- С.2..

Уголовная ответственность за разглашение тайны усыновления предусмотрена ст. 155 УК РФ в случаях разглашения тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенного лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений Собрание законодательства РФ. - 1996. - №25. - .

Субъектами преступления, предусмотренного ст. 155 УК, являются: во-первых, лица, обязанные хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну; во-вторых, иные лица, при условии наличия корыстных или иных низменных побуждений. Объективная сторона преступления по ст. 155 УК представляет собой разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя.

В самом общем виде «разглашение» -- это придание огласке сведений о наличии факта усыновления Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник /Под ред. Разгильдиева Б.Т., Красикова А.Н. Саратов, 1999. - С. 136.. Информацию можно предать огласке деянием в форме действия (рассказав о ней, разместив в средствах массовой информации, с помощью средств ЭВМ) или бездействия (позволив ознакомиться заинтересованным лицам путем ненадлежащей охраны сведений при их сборе, обработке, хранении, использовании). Субъективная сторона рассматриваемого деяния может быть только в форме прямого умысла. При этом для неспециальных субъектов, т. е. лиц, не обязанных в силу служебных или должностных обязанностей охранять тайну усыновления, в качестве обязательного признака предусмотрено наличие корыстных или иных низменных побуждений. Например, в 1999 г. в суде г. Омска было рассмотрено дело по обвинению бабушки, рассказавшей всю «правду» своему 11-летнему внуку из желания отомстить снохе, которая недавно развелась с ее сыном. О том, что мальчик усыновлен, она рассказала его одноклассникам Иванов А. Однажды покусившись на тайну... // Честное слово. -1999. -№ 20.- С.7..

Таким образом, признавая те ли иные сведения охраняемой тайной, государство в лице законодателя устанавливает запрет на незаконное использование данных сведений. Учитывая степень общественной опасности разглашения тайны усыновления, потенциальный физический, моральный ущерб для усыновителей и усыновленных, необходимо принять все меры к действенной охране сведений на всех этапах процедуры усыновления. По аналогии с охраной государственной, коммерческой тайны необходимо издать соответствующий закон, установить перечень лиц, имеющих доступ к тайне в зависимости от этапов процедуры усыновления. В трудовых договорах с лицами -- носителями тайны усыновления, необходимо предусмотреть их обязательства о хранении ими тайны усыновления, а также их возможную дисциплинарную, административную, уголовную ответственность за незаконное ее разглашение.

2.3 Посягательства на право членов семьи на воспитание, заботу и обязательную финансовую поддержку

К группе преступлений, нарушающих право несовершеннолетнего на воспитание, заботу и обязательную финансовую поддержку, относятся три деяния: незаконное усыновление (удочерение) (ст. 154), злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей и нетрудоспособных родителей (ст. 157).

Норма об ответственности за незаконное усыновление (удочерение) была криминализировано относительно недавно. В 1995 г. Федеральным законом от 10 февраля 1995 г. № 28-ФЗ Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. был дополнен ст. 1629 в которой предусматривалась ответственность за незаконную деятельность по усыновлению детей, совершенную в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение. Необходимая с точки зрения общей превенции преступлений, эта правовая норма страдала, тем не менее существенными недостатками, основные из которых могут быть сведены к следующему:

1) законодатель ошибочно, без достаточных оснований, поместил рассматриваемую норму в Главу 6 «Хозяйственные преступления», поскольку общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления хозяйственной деятельности, нисколько не страдают в результате незаконного усыновления;

2) неоправданно было также ограничение объективной стороны преступления только незаконным усыновлением, что оставляло за рамками законодательной регламентации незаконные удочерение, попечительство и требовало расширительного толкования уголовного закона;

3) введение в число обязательных признаков состава незаконного усыновления административной преюдиции не отвечало требованиям принципа законности, так как повторное совершение административного проступка свидетельствовало о некоторой антисоциальной направленности личности виновного, но никак не о повышении степени общественной опасности самого деяния, правовая природа которого не менялась от количества повторений:

4) использование формулировки «такое же нарушение» ставило вопрос о возможности квалификации по ст. 1629 УК РСФСР однородных действий по усыновлению, решение которого было весьма затруднено.

Вероятно, эти факторы служили некоторым основанием чрезвычайно малого количества уголовных дел, возбужденных по ст. 1629 УК РСФСР. Однако их количество не возросло и после принятия нового УК РФ 1996 г.

Статья 154 УК РФ говорит о незаконном усыновлении (удочерении), передаче детей под опеку, попечительство и на воспитание в приемные семьи. Поэтому прежде чем анализировать уголовно-правовые аспекты этих явлений, требуется уяснение их цивилистического и семейно-правового содержания.

Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, согласно ст. 124 СК РФ является их усыновление. Принципиальные основы данного института определены международным правом. Так, ст. 20 Конвенции о правах ребенка установила:

«1. Ребенок, который временно или постоянно лишен своего Змеиного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством

2. Государства-участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком

3. Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, "кафала" по исламскому праву, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».

Конкретизация этих положений проводится в ст. 21:

«Государства-участники, которые признали и (или) разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке, и они:

a) обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями, которые определяют в соответствии с применимыми законом и процедурами и на основе всей относящейся к делу и достоверной информации, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка относительно родителей, родственников и законных опекунов и что, если требуется, заинтересованные лица дали свое осознанное согласие на усыновление на основе такой консультации, которая может быть необходимой;

b) признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным;

c) обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны;

d) принимают все необходимые меры с целью обеспечения того, чтобы в случае усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило к получению неоправданных финансовых выгод связанным с этим лицам;

е) содействуют в необходимых случаях достижению целей на-стояшсй статьи путем заключения двусторонних и многосторонних договоренностей или соглашений и стремятся на этой основе обеспечить, чтобы устройство ребенка в другой стране осуществлялось компетентными властями или органами»

Специфика межгосударственного усыновления определена Конвенцией о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления (Гаага. 29 мая 1993 r.), которая также устанавливает, что «усыновление производится только в интересах ребенка и с уважением его или се основных права» (ст. 1) Требования к межгосударственному усыновлению закреплены в ст. 4 Конвенции, которая гласит:

«Усыновление, подпадающее под действие настоящей Конвенции, может иметь место только в том случае, когда компетентными властями государства происхождения

a) установлено, что ребенок может быть усыновлен;

b) определено, после надлежащего рассмотрения возможностей устройства ребенка в государстве происхождения, что межгосударственное усыновление наилучшим образом отвечает интересам ребенка.

c) приняты меры к обеспечению того, чтобы

1) лица, учреждения и власти, чье согласие необходимо для усыновления, были надлежащим образом информированы о возможных последствиях их согласия, и с ними проведены консультации о том, поведет ли усыновление к прекращению юридической связи между ребенком и его или ее государством происхождения.

2) такие лица, учреждения и власти дали свое согласие свободно, в надлежащей правовой форме и в письменном виде.

3) вышеупомянутое согласие не было получено с помощью какого бы то ни было платежа или компенсации и не отозвано, и

4) согласие матери, если это необходимо, было дано только после рождения ребенка, и

d) обеспечило, принимая во внимание возраст и степень зрелости ребенка, что:

1) он или она надлежаще информированы о последствиях его или ее согласия на усыновление, в тех случаях, когда такое согласие требуется,

2) учтены желание и мнение ребенка,

3) согласие ребенка на усыновление, если оно требуется, дано свободно, в надлежащей правовой форме и в письменном виде, и

4) такое согласие не было полнено с помощью какого бы то ни было платежа или компенсации»

При этом ст. 5 устанавливает:

«Усыновление, регулируемое настоящей Конвенцией, может состояться в том случае, когда властями принимающего государства:

a) определено, что потенциальные усыновители заслуживают доверия и обладают соответствующими качествами,

b) гарантировано, что с потенциальными усыновителями проведены необходимые консультации, и

c) установлено, что ребенку позволено или будет позволено постоянно проживать в данном государстве»

Требования международных правовых актов учтены и в национальном законодательстве, в Главе 19 Семейного кодекса РФ.

Детально же процедура усыновления урегулирована Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г № 275, Правилами постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами и лицами без гражданства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г № 275 Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 15.-Ст. 1590., Положением о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2000 г. № 268 Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 14.- Ст. 1501..

Согласно этим документам усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный родитель или оба родителя которых умерли, неизвестны, судом признаны безвестно отсутствующими или объявлены умершими, пршнаны судом недееспособными, лишены судом родительских прав, дали в установленном порядке согласие та усыновление, по причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

Усыновление найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны, может быть осуществлено в установленном законодательством Российской Федерации порядке при наличии соответствующего акта, выданного органами внутренних дел.

Усыновление ребенка, оставленного в родильном доме (отделении) или ином лечебно-профилактическом учреждении, может быть осуществлено в установленном законодательством Российской Федерации порядке при наличии соответствующего акта, составленного администрацией учреждения, в котором был оставлен ребенок.

Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением

1) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

2) супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах.

4) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на него законом;

5) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

6) лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;

7) лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

8) лиц, не имеющих постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;

9) лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Процедура усыновления включает в себя несколько этапов.

· обращение граждан РФ, желающих усыновить ребенка, в орган опеки и попечительства с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями.

· обследование органом опеки и попечительства условий жизни лиц. желающих усыновить ребенка, и выдача требуемого заключения.

· постановка на учет граждан в качестве кандидатов в усыновители,

· предоставление кандидатам информации о детях, знакомство с детьми.

· обращение в суд с просьбой об установщики усыновления конкретного ребенка.

· принятие решения судом в порядке, определяемом гражданским процессуальным законодательством

Права и обязанности усыновителей и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в силу решения суда об установлении усыновления.

Специфика усыновления детей, являющихся гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства, гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами РФ состоит в следующем:

1) оно допускается лишь в случае, если не представилось возможности передать детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории России, либо родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников;

2) дети могут быть переданы на усыновление по истечении 3 месяцев со дня поступления сведений о них в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

3) первоначальное обращение происходит в орган исполнительной власти субъекта РФ, на который возложена работа по устройству детей на воспитание в семьи;

4) дня усыновления ребенка - гражданина РФ, проживающего за пределами РФ, требуется согласие соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок или его родители проживали до выезда за пределы РФ, либо разрешение Министерства образования РФ, если ребенок или его родители никогда не проживали на территории РФ.

Полагаем, что повышенная общественная опасность незаконной деятельности по межгосударственному усыновлению, объясняемая вывозом детей за пределы Российской Федерации, потерей национального генофонда, осложнением межгосударственных отношений, должна найти отражение в УК РФ в виде соответствующего квалифицирующего признака незаконного усыновления.

Наряду с незаконным усыновлением ст. 154 УК предусматривает ответственность за незаконные действия по передаче детей под опеку и попечительство Опека и попечительство в соответствии со ст. 123 СК РФ также являются формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Теория и практика/Под ред. д.ю.н., профессора Мананковой Р.П.. - М.,Волтерс Клувер. 2004.- С. 156..

Опека и попечительство устанавливаются над детьми в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство -- над детьми в возрасте от 14 до 18 лет в течение месяца со дня, когда стало известно о необходимости установления опеки или попечительства.

Согласно ст. 146 СК РФ, ст. 35 ГК РФ опекунами и попечителями могут быть только совершеннолетние дееспособные граждане, обладающие соответствующими нравственными и иными личными качествами, способные к выполнению опекунских обязанностей. Не допускается поручение опеки и попечительства лицам, лишенным родительских прав, больным хроническим алкоголизмом или наркоманией, отстраненным ранее от выполнения обязанностей опекуна или попечителя, ограниченным в родительских правах, бывшим усыновителям (если усыновление было отменено по их вине), а также яйцам, которые по состоянию здоровья не могут выполнять обязанности по воспитанию ребенка.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, на которые возложены обязанности по выявлению лиц, оставшихся без попечения родителей, установлению над ними опеки или попечительства и надзору за деятельностью опекунов и попечителей.

Следующим видом действий, которые могут составлять объективную сторону деяния, указанного в ст. 154 УК, являются незаконные действия по передаче детей на воспитание в приемные семьи Правовые основы данного института определены Главой 21 СК РФ и Положением о приемной семье, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г № 829 Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 31. - Ст. 3721..

На воспитание в приемную семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей сироты, родители которых неизвестны, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены либо не способны лично осуществлять их содержание и воспитание по состоянию здоровья.

К приемным родителям Положение и ст. 153 СК РФ предъявляет такие же требования, что и к опекунам и попечителям. Более того, приемные родители по отношению к приемным детям обладают правами опекуна (попечителя) Однако, если опекуны и попечители исполняют свои обязанности безвозмездно, для приемных родителей предусмотрена система оплаты их труда.

Порядок устройства детей на воспитание в приемную семью включает в себя:

1) обращение лиц, желающих взять ребенка в семью, в орган опеки и попечительства с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями;

2) обследование условий жизни лиц, желающих взять ребенка в семью, и составление соответствующего заключения органом опеки и попечительства;

3) подбор ребенка, знакомство с ним;

4) заявление лиц, желающих взять ребенка в семью, в орган опеки и попечительства с просьбой о передаче конкретного ребенка;

5) заключение договора о передаче ребенка в приемную семью на воспитание.

В договоре должны быть оговорены такие условия, как срок, на который ребенок помещается в семью, условия его содержания, воспитания, образования, права и обязанности приемных родителей, обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемной семье, основания и последствия прекращения договора.

Исследование правовых документов, регламентирующих деятельность по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, свидетельствует, что все возможности формы такого устройства призваны, в первую очередь, обеспечить интересы детей. В связи с этим логично утверждать, что преступлением против несовершеннолетнего должно быть признано такое незаконное усыновление, которое эти интересы нарушает.

Анализ же диспозиции ст. 154 УК РФ показывает, что законодатель не признает последствий конструктивным признаком данного состава преступления. Однако, принимая во внимание тот факт, что родовым объектом незаконного усыновления (удочерения) выступают интересы несовершеннолетних, их нормальное нравственное, физическое и социальное развитие, следовало бы сконструировать анализируемый состав по типу материального, где последствием указать вред, причиненный интересам несовершеннолетнего. В противном случае, например, если государственный служащий, ответственный за соблюдение правил усыновления (удочерения), за плату нарушает эти правила, но в интересах несовершеннолетнего усыновляемого, вряд ли обоснованным будет считать, что он совершил преступление против несовершеннолетних, так как в результате его действий страдают только интересы службы. Объект преступления выполняет в данном случае важную разграничительную функцию, в связи с чем его определение представляется весьма важным.

Некоторые авторы признают в качестве объекта незаконного усыновления (удочерения) интересы семьи, относя это преступление к соответствующей классификационной группе Новое уголовное право России Особенная часть.- С. 91; Виноградова Е. Б., Зырянов В. Н., Панченко П. Н. Краткий курс лекций Уголовное право России. - С. 68.. Однако это не совсем так. Во-первых, необходимо уяснить, о какой семье идет речь. Согласно документам, анализируемым ранее, интересы родительской семьи несовершеннолетнего при незаконном усыновлении (удочерении) не нарушаются, поскольку се либо вовсе нет. либо она не выполняет своих социальных функций. Если новая приемная семья успешно и правильно реализует свои обязанности по воспитанию и развитию несовершеннолетнего, если он сам чувствует себя в новой семье защищенным, то разрушение этой семьи в результате аннулировании акта усыновления (удочерения) в связи с его незаконностью, безусловно, нарушает наряду с интересами несовершеннолетнего и интересы благополучия приемной семьи. Однако, как мы указали ранее, случаи незаконного усыновления, не причинившие вред несовершеннолетнему вообще не стоит рассматривать в качестве преступления, предусмотренного ст. 154 УК. Если же незаконное усыновление (удочерение) не сопровождается улучшением статуса несовершеннолетнего в новой семье и изначально не преследовало подобной цели, то распад данной семьи не нарушает интересов семейного благополучия, поскольку такового и не было. В любой ситуации вред причиняется несовершеннолетнему, его праву на особую защиту, общественные отношения, по поводу обеспечения которого и являются основным объектом данного преступления.

Объективная сторона анализируемого преступления в законе описана понятием «действия». Но следует заметить, что незаконное усыновление (удочерение) возможно и в форме бездействия затягивание сроков процедуры, ненадлежащая проверка необходимых документов и др., что не снижает степень общественной опасности деяния, в связи с чем, требуется уточнение формулировок закона. Мы не можем воспользоваться термином «деятельность», известным УК РСФСР, так как она предполагает определенную систематичность, связанность составляющих ее деяний, а потому наиболее оптимальным представляется использование традиционной для бланкетной диспозиции формулы - «нарушение правил», поскольку порядок усыновления (удочерения), передачи детей под опеку (попечительство), в приемные семьи регулируется соответствующими нормативно-правовыми актами Уголовный закон в практике мирового судьи: Научно-практическое пособие/Под ред. к.ю.н., доц. Галаховой А.В. - Норма, 2005.-С. 144. .

Данные «действия» согласно ст. 154 УК могут иметь две разновидности

а) неоднократные действия независимо от их мотивов,

б) однократные действия, совершенные из корыстных побуждений.

Анализируя первую из них, мы должны заметить следующее Уголовный закон (ст. 16) понимает под неоднократностью совершение двух и более, как правило, тождественных (но возможно, и однородных) преступлений. Само же по себе нарушение правил усыновления (удочерения) преступлением не является. Если же трактовать неоднократность более широко, в общеупотребительном смысле, как повторное совершение любого деяния, то получается, что преступлением признается повторное нарушение правил усыновления (удочерения), не являющееся преступлением, т. е. повторное совершение дисциплинарного проступка. Это еще больший абсурд, чем административная преюдиция, поскольку не только не свидетельствует об изменении степени общественной опасности деяния, но и не служит подтверждением асоциальной направленности лица, которое ни разу не привлекалось к правовой ответственности. В силу вышесказанного мы считаем, что признак неоднократности подлежит исключению из диспозиции ст. 154 УК РФ.

Предлагаемое изменение позволяет привлекать к ответственности по ст. 154 УК лиц, виновных даже в однократном нарушении правил усыновления, повлекшем причинение вреда интересам ребенка Изложенная выше характеристика правил позволяет предположить и возможные преступные их нарушения. К их числу можно отнести.

-- становление усыновления в отношении ребенка, не подлежащего усыновлению,

-- признание усыновителями лиц, не имеющих права быть усыновителями,

-- составление фальшивого акта по результатам обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка,

-- усыновление ребенка, достигшего 10-летнего возраста, без его согласия, когда оно должно было быть получено,

-- усыновление ребенка при отсутствии согласия его родителей на усыновление,

-- получение согласия родителей ребенка на усыновление за вознаграждение до или после рождения ребенка.

-- предоставление иностранным усыновителям информации о ребенке до истечения 3 месяцев со дня поступления сведений о нем в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей,

-- установление (разрешение) межгосударственного усыновления без выяснения возможности усыновления ребенка внутри страны или родственниками,

-- усыновление ребенка без согласия органов опеки и попечительства,

-- уклонение от постановки на учет усыновленного ребенка в консульское учреждение РФ при межгосударственном усыновлении.

-- аккредитация в РФ иностранных органов и организаций по усыновлению при отсутствии законных оснований.

-- другие нарушения

В силу бланкетности диспозиции ст. 154 УК при квалификации действий виновного должны быть точно указаны пункт и (или) статья нарушенных им нормативных документов.

Как было указано, поведение виновного должно повлечь за собой последствия в виде причинения вреда интересам ребенка. Таковыми последствиями следует считать

-- психические, душевные страдания и переживания ребенка,

-- лишение ребенка гражданства РФ,

-- нарушение права ребенка на свободу мнений и суждений,

-- нарушение права ребенка на сохранение семейных связей.

-- пребывание ребенка в социально-неблагополучной среде,

-- следующие за усыновлением различные формы эксплуатации ребенка,

-- любое другое игнорирование его прав и отсутствие заботы о нем.

Предлагаемая трансформация конструкции состава незаконного усыновления повлечет за собой и изменение характеристики его субъективной стороны. В настоящее время, анализируемое преступление может быть совершено только умышленно. Умысел при этом не подразделяется на прямой и косвенный и состоит в осознании виновным общественной опасности совершаемого нарушения правил усыновления (удочерения), передачи детей под опеку, попечительство, на воспитание в приемные семьи. При отсутствии неоднократности действий обязательным признаком субъективной стороны станут корыстные побуждения. Содержание корысти известно. Но как нам представляется, корысть не единственный побудительный мотив нарушения указанных правил. Это могут быть и известные ст. 153, 155 низменные побуждения (месть, например). Учитывая это, а также критику самих низменных побуждений, полагаем возможным при описании факультативных признаков субъективной стороны указать не только на корыстную, но и на иную личную заинтересованность. В случае изменения конструкции объективной стороны указание на мотив также будет свидетельством умышленного характера преступления, но умысел при этом может быть как прямым, так и косвенным Кустова В.В. Актуальные проблемы установления усыновления в российском праве//Журнал российского права.- 2002. - № 7.- С.134..

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты