Рефераты

Преступления в сфере безопасности производства

Преступления в сфере безопасности производства

36

МВД УКРАИНИ

ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Кафедра уголовного права

КУРСОВАЯ РАБОТА

По теме“Преступления в сфере безопасности производства”

Выполнил:

студент _____ группы ___ курса

_____________ формы обучения

зачетная книжка: №___________

____________________________

Проверил: __________________

____________________________

Донецк 2001 р.

План.

Введение.

Общая характеристика преступлений в сфере безопасности производства.

Проблема возникновения преступлений в сфере безопасности производства, а также причины и условия этому способствующие.

Классификация преступлений в сфере безопасности производства.

3.1. Преступления, которые направлены на нарушение правил безопасности и требований охраны труда.

3.2. Преступления, которые направлены на нарушение правил безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью.

3.3. Преступления, которые направлены на нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах.

3.4. Преступления, которые направлены на нарушение правил ядерной или радиационной безопасности.

3.5. Преступления, которые посягают на безопасность использования промышленной продукции или безопасной эксплуатации зданий и соотужений.

Анализ существующих методов борьбы с преступлениями в сфере безопасности производства и их эффективность.

Заключение.

Литература.

Введение.

Характеризуя общие положения экономической, политической и социальной ситуации на Украине нельзя не отметить увеличение роста преступности. За последние годы Госкомстатом было отмечено увеличение числа преступлений именно в сфере безопасности производства. Таким образом, остро встала необходимость качественного правового урегулирования отношений, которые складываются на производстве при нарушении определеных правил.

С принятием нового Уголовного Кодекса Украина вступила в новый этап своего развития как правовое государство. Для любой страны принятие такого основополагающего нормативно-правового акта как Уголовный Кодекс является большим событием и указывает на достижение определённого согласия в обществе по вопросам государственной охраны и защиты прав, свобод и законных интересов граждан и государства в целом.

Целью данной курсовой работы является выявление причин и условий, способствовавших возникновению преступлений в сфере безопасности производства, определение проблематики возникновения данных преступлений, для чего в начале будут определены основные преступления, которые происходят на производстве, а потом будет дано определение конкретных составов преступлений с тем, чтобы можно было указать на конкретные причины возникновения каждого преступления. В свете принятия Уголовного Кодекса необходимо провести сравнительный анализ статей старого УК с новым УК для определения расширения или уменьшения степени государственного регулирования и государственного воздействия на отношения, складывающиеся при соблюдении правил безопасности производства. Пока еще не ясно, как будет действовать Уголовный Кодекс на практике, так как еще нет уголовных дел, возбужденных по новому уголовному законодательству и доведенных до логического завершения - либо до закрытия уголовного дела по различным обстоятельствам, либо до направления материалов дела в судебную инстанцию. Отсюда следует, что на данный период нет уголовной и судебной практики, нет постановлений Пленума Верховного Суда, нет разъяснений соответствующих органов для оптимального изучения статей Уголовного Кодекса. Следовательно, для определения реального применения новых положений уголовного законодательства и детального изучения теоретических понятий, данных в нем, можно воспользоваться лишь материалами подготовки к принятию УК (проектами уголовного кодекса, предложенными различными органами - комиссией Верховной Рады Украины, Кабинетом Министров Украины) и недавно выпущенным комментарием к Уголовному Кодексу. Можно также принимать во внимание работы научных конференций, посвященных данному вопросу, выводы долгих дискуссий парламентских комиссий, предложенных к вниманию населения средствами массовой информации, споры ученых-юристов и юристов-практиков, освещенных во многих издательствах Украины. Однако не следует забывать, что ссылки на вышеназванные источники не являются догматическими, так как они не являются аксиомами до тех пор, пока положения Уголовного Кодекса не будут проверены временем и со стороны практики применения статей УК, и с исторической точки зрения.

Принимая во внимание отсутствие сколь бы то ни было значительных и значимых работ, посвященных данной проблеме в свете нового Уголовного Кодекса, для раскрытия темы курсовой работы необходимо будет воспользоваться комментариями и судебной практикой Уголовного Кодекса, который действовал до принятия Кодекса 2001 года, а также постановлениями и разъяснениями различных органов, которые касались действия старого Уголовного Кодекса. Допустимым также является использование положений международного права и международных конвенций.

Таким образом, данная курсовая работа направлена на выявление детерминантов преступлений в сфере безопасности производства, на определение эффективности современных методов борьбы с преступностью вообще, и конкретно с преступлениями, посягающими на безопасные отношения на производстве, а также является одной из первых попыток оценки качества нового Уголовного Кодекса Украины, в ней предстоит показать на защиту каких интересов направлены статьи УК, будут ли действенными при практическом применении положения нового Кодекса, достаточен ли объем указанных в нем санкций, либо, наоборот, законодателем уменьшен размер ответственности за преступления, по сравнению со старым УК.

1. Общая характеристика преступлений в сфере безопасности производства.

На рассмотрение данной курсовой работы выносится определение круга преступлений в сфере безопасности производства. Для полного раскрытия темы курсовой работы необходимо для начала обозначить те деяния лиц в сфере безопасности производства, которые являясь общественно-опасными, определяются составами конкретных преступлений в Уголовном Кодексе. Надо сказать, что в отличие от старого Уголовного Кодекса, где преступления против безопасности производства были разбросаны по различным главам УК, в новом Уголовном Кодексе перечень уголовно-наказуемых деяний, затрагивающих безопасность производства, выделен в отдельную главу. Такое выделение в первую очередь объясняется построением УК. Разработчики Кодекса изложили в определенной системе конкретные виды преступлений и наказаний, предусмотренных за их совершение. Особенная часть состоит всего из XX разделов. Каждый раздел предусматривает преступления определенной группы, что, по мнению авторов УК, должно способствовать более точному и полному решению вопросов уголовной ответственности конкретного лица.

Характеризуя круг преступлений против безопасности производства, необходимо заметить, что данный перечень деяний в новом Уголовном Кодексе выделен в отдельную часть - раздел X. Данный раздел содержит пять статей, которые объединяет общий объект - отношения в сфере безопасности производства. Надо сказать, что все эти статьи построены по относительно одинаковой структурно-логической схеме. Сейчас не ведётся речь о построении статьи в соответствии с общетеоретическими юридическими правилами построения нормы права по принципу наличия гипотезы, диспозиции и санкции. Нет, структура данных статей рассматривается с точки зрения того, что смысловое и буквенное построение статей во многих случаях тождественно. Можно привести примеры такой тождественности. Во всех статья раздела о преступлениях против безопасности производства диспозиция начинается словами «нарушение» требований законодательных и иных нормативно-правовых актов об охране труда, правил, касающихся безопасного использования промышленной продукции, правил безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью и т.д. Таким образом объективная сторона, указанная как действием так и бездействием, связана именно с нарушением установленной модели поведения. В каждой статье указан субъект преступления: должностное лицо, гражданин - субъект предпринимательской деятельности, лицо, «которое обязано соблюдать такие правила»[3]. Заметьте, субъект преступления - виновное лицо указанно даже в тех статьях, где это, казалось бы, лишнее. Например, если в ст.271 УК «Нарушение требований законодательства об охране труда» мы имеем дело со специальным субъектом преступления - должностным лицом, то это, конечно же, должно быть отражено и в статье. Но в статье 272 УК «Нарушение правил безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью» ведется речь об общем субъекте - лице, которое обязано было соблюдать определенные правила. В статьях старого Уголовного Кодекса, в основном, общий субъект не указывался в диспозициях уголовных норм, он как бы подразумевался при непосредственном толковании и применении статьи Уголовного Кодекса. Разработчики же нового Кодекса по всей видимости пошли по иному пути построения правовых норм уголовного законодательства, указывая в диспозиции самой статьи все элементы, которые будут интересовать пользователей Кодекса, чтобы как можно меньше возникало вопросов по поводу трактования уголовных норм.

Большое сходство можно наблюдать и в гипотезе уголовных статей. Следует отметить, что законодатель считает возможным применение норм УК только при наступлении следующих условий: 1)если произошло причинение вреда здоровью потерпевшего; 2) если была создана угроз гибели людей; 3) если наступили иные тяжкие последствия. Причем такие условия указываются во всех статьях раздела о преступлениях против безопасности производства, что наталкивает на мысль о шаблонности данного Уголовного Кодекса. Однако, сейчас судить о качестве Уголовного Кодекса ещё рановато, пока нет примеров его длительного применения его на практике. Но на ту же мысль наталкивает и иное толкование статей десятого раздела в соответствии с определениями, данными во второй части каждой статьи этого раздела. Все вторые части статей 271, 272, 273, 274, 275 УК выглядят абсолютно одинаково: «То же деяние, если оно повлекло гибель людей либо иные тяжкие последствия»[3].

Единственно, что отличает гипотезу и диспозицию одной статьи от гипотезы и диспозиции другой статьи, так это определение, при каких условиях, где или в каком месте возможно применение санкций данных статей. В ст. 272 УК - это деятельность при выполнении работ с повышенной опасностью, в ст. 273 УК - это работа на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах.

Теперь следует обратить свое внимание на санкции данных статей, предложенных законодательным органом. Для данного раздела характерны альтернативные санкции, где нашли свое отажений следующие меры государственного принуждения (по возрастающей): штраф, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы. Также в некоторых санкциях предусмотрены положения о дополнительном наказании в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, применение которых, в определенных законодательством случаях, предоставлено на усмотрение суда. Для наказания в виде штрафной санкции предусмотрен максимальный объем в размере до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Для наказания в виде исправительных работ предусмотрен максимальный срок до двух лет. Для наказания в виде ограничения указан срок максимального наказания до пяти лет. Наконец, лишение свободы може быть назначено с максимальным сроком до двенадцати лет. Что касается дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, то там наибольшая предусмотренная законом санкция предполагает срок до трех лет.

Таким образом, можно воотчию убедиться, что статьи нового Уголовного Кодекса построены по иному принципу, чем это было в старом уголовном законодательстве. Для юристов-теоретиков не составляет большого труда сразу сделать вывод о том, что разработчики статей Уголовного Кодекса в своей работе постарались максимально приблизиться к так называемо «идеальной норме», когда норма права содержит и гипотезу, и диспозицию, и санкцию, в которых содержится вся информация, которая возможно понадобится пользователю данной нормы, чтобы он не обращался к иным нормативным актам или не искал пояснений в других источниках.

Ещё одним выводом является то, что при определении причин и условий возникновения преступлений в сфере безопасности производства следует говорить об общих детерминантах, то есть о совокупности социально-негативных экономических, идеологических, психологических, организационно-управленческих явлений, которые обусловливают и порождают данные преступления [21, с.8], способствовавших совершению преступлений, определённых составами Х раздела нового Уголовного Кодекса. А, следовательно, и меры борьбы с ними также будут исходить из одной отправной точки.

2. Проблема возникновения преступлений в сфере безопасности производства, а также причины и условия этому способствующие.

Причины совершения преступлений в сфере безопасности производства носят как объективный, так и субъективный характер. Исследования показывают, что вхождение в рыночную экономику породило серьезное противоречие между складывающимися способом производства и организационно-хозяйственными решениями, реализующими основные направления политики государственного регулирования производственных отношений. Очень трудно выявить действительные причины возникновения преступлений в сфере безопасности производства. Надо начать с того, что такие причины обусловлены экономическими, политическими, личностными факторами человека и общества в целом.

Условно обстоятельства, способствующие относительно распространенности и живучести антисоциального поведения работников на производстве, можно разделить на две группы:

а) организационно-хозяйственные;

б) социально-психологические.

Первая группа обстоятельств охватывает такие наиболее существенные, как издержки государственной политики регулирования производственных правоотношений, недостатки действующей системы контроля; отставание правотворческой деятельности от потребностей хозяйственной практики др. В непосредственной связи с конкретными деяниями чаще других находятся следующие обстоятельства: недостатки системы учета и отчетности, текущего контроля со стороны руководителя, пренебрежение требованиями по подбору лиц на работы с повышенными требованиями техники безопасности и др.

Вторая группа обстоятельств связана с недостатками правовоспитательной работы, с интеллектуальным и волевым отношением индивида к осуществляемому им деянию, с социальными факторами жизни общества в целом, с низким прожиточным минимумом на Украине и т.д. Степень влияния обеих групп обстоятельств на уровень и динамику таких преступлений. Обе группы обстоятельств не являются чем-то изолированным. В действительности они переплетаются, создавая общий неблагоприятный фон при правовом освещении проблем, связанных с возникновением преступлений в сфере безопасности производства. Проанализируем некоторые из указанных обстоятельств:

Непоследовательность, фрагментность, запаздывание в принятии неотложных мер по стабилизации производственных связей серьезно сказываются на абсолютном падении производства, нарастании кризисных процессов, существенном снижении жизненного уровня населения.

Бесхозяйственность также оказывает свое влияние на увеличение роста преступлений в сфере производства.

Кроме того, способствуют совершению преступлений и такие обстоятельства, как:

а) ненадлежащая охрана, нарушения внутриобъектного режима;

б) запутанность учета, нарушение порядка и сроков проведения контрольных проверок, определяющих степень безопасности на производстве;

в) ненадлежащее отношение к своим прямым профессиональным обязанностям работников, которые обязаны соблюдать правила техники безопасности на производстве;

г) недостатки правового воспитания в коллективах.

Недостатки в деятельности правоохранительных органов.

Исследования свидетельствуют, что снижается уровень оперативно-розыскной работы аппаратов по борьбе с преступностью.

В связи с демократизацией и гуманизацией положений нового Уголовного Кодекса к осужденным за преступления в сфере безопасности производства применяются меры наказания, не связанные с лишением свободы. Возможно уменьшение случаев применения дополнительных мер наказания в виде лишения права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью.

Происшедшие в уголовном законодательстве изменения приводят следственную и прокурорскую практику к ошибкам в оценке фактической стороны и юридической квалификации содеянного.

Отмеченные обстоятельства, наряду с непродуманными акциями средств массовой информации по дискредитации правоохранительных органов, понизили престиж профессии следователя, прокурора, способствовали оттоку высококвалифицированных кадров, что сказалось на снижении уровня профессионализма и правовой культуры следствия и правосудия.

Общая неподготовленность населения к восприятию политических, экономических и иных преобразований, недостаточная компетентность работников в вопросах безопасности производства, находящихся в их ведении, оказывают ощутимое влияние на возникновение подобных преступлений.

Как конкретные причины на ум приходят недостаточное финансирование предприятий, учреждений и организаций, занятых производством, которые находятся на обеспечении Государственного бюджета Украины, либо на обеспечении местных бюджетов. Что касается субъектов предпринимательской деятельности, то к причинам, приводящим к нарушению законодательства о труде, требований правил безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью, можно отнести недостаточно действенное налоговое законодательство, когда для сокрытия денежных средств идут на всевозможные ухищрения, которые приводят к плачевным последствиям, недостаточно защищающее права и законные интересы граждан трудовое законодательство, что приводит к грубому его нарушению.

Наконец, можно сказать и о волевом моменте наших сограждан, когда некоторые работы, требующие повышенного внимания, пускаются на самотек, на наше «авось пронесёт».

Таким образом и возникают те общественные отношения в сфере безопасности производства, которые приходиться регулировать при помощи норм уголовного законодательства.

3. Классификация преступлений в сфере безопасности производства.

Классификацию преступлений в сфере безопасности производства необходимо производить в соответствии с определением составов данных преступлений. Невозможно выявление всех конкретных преступлений, которые произошли при нарушении безопасности производства, поэтому для указания причин и условий появления этих преступлений нужно воспользоваться теми составами преступлений, за совершение которых предусмотрена уголовная ответственность в соответствии с новым Уголовным Кодексом

Ранее, как уже было сказано выше, данные статьи были разбросаны по различным разделам Уголовного Кодекса. Кроме того, построены были они совершенно по иному структурно-логическому принципу. В новом УК пять статей, касающихся преступлений в сфере безопасности производства, содержат в себе положения примерно десяти статей старого УК. Например: ст. 271 «Нарушение требований законодательства об охране труда» по новому уголовному законодательству содержит в себе требования ст. 133 «Нарушение законодательства о труде», ст. 134 «Отказ в приеме на работу беременной женщины», ст. 135 «Нарушение требований об охране труда» старого Кодекса; ст. 272 «Нарушение правил безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью» включает в себя положения ст. 218 «Нарушение правил безопасности горных работ» и ст. 219 «Нарушение правил при производстве строительных работ»; название ст. 273 УК «Нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах» полностью повторяет название ст. 220 старого УК, однако, диспозиция данных статей существенно отличается одна от другой. В старом кодексе не содержится статьи, которая бы в полной мере передавала смысл ст. 274 «Нарушение правил ядерной или радиационной безопасности», там есть лишь отдельные статьи, в которых ведется речь о таких же источниках ионизирующего излучения, либо о ядерных материалах, это ст. 228.2 «Незаконное приобретение, хранение, использование, передача или разрушение радиоактивных материалов» и ст. 228.5 «Нарушение правил хранения, использования, учета, перевозки радиоактивных материалов». Наконец, пятая статья раздела о преступлениях против безопасности производства ст. 275 «Нарушение правил, касающихся безопасности использования промышленной продукции или безопасной эксплуатации зданий и сооружений» дает определение понятий, которые затронуты в ст. 147 «Выпуск недоброкачественной промышленной продукции» старого Кодекса.

Анализируя положения составов преступлений перечисленных в данных статьях, нельзя не обратиться к различным нормативным актам, благодаря которым происходит конкретизация объекта и объективной стороны преступлений против безопасности производства. Сюда можно отнести и положения Кодекса Законов о Труде, и положения законов, регулирующих порядок проведения работ на предприятиях с повышенной опасностью, и, разумеется, положения Конституции Украины.

3.1. Преступления, которые направлены на нарушение правил безопасности и требований охраны труда.

Перечень деяний, которые входят в понятие «преступления против безопасности производства» определены в ст. 271 нового Уголовного Кодекса. Дословное определение понятий, указанных в данной статье выглядит следующим образом: «1. Нарушение требований законодательных и иных нормативно-правовых актов об охране труда должностным лицом предприятия, учреждения, организации или гражданином - субъектом предпринимательской деятельности, если это нарушение причинило вред здоровью потерпевшего, --

наказывается штрафом до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, иди ограничением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, если оно повлекло гибель людей либо иные тяжкие последствия,--

наказывается исправительными работами на срок до двух лет или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до семи лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового»[3].

Данная статья построена по принципу соответствия конституции Украины. Согласно п.4 ст. 43 Конституции Украины «…кожен має право на належні, безпечні і здорові умови праці…»[1]. Согласно ст.7 Закона Украины от 14 октября 1992 года «Об охране труда» условия труда на рабочем месте, безопасности технологических процессов, работа машин, механизмов, оборудования и иных способов производства, состояние коллективных и индивидуальных средств защиты, которые используются работником, а также санитарно-технические условия должны отвечать требованиям нормативных актов об охране труда. Однако, говоря о нарушении требований законодательства об охране труда, необходимо уяснить, что входит в это понятие. Согласно ст.1 Закона Украины «Об охране труда»: «охорона праці - це система правових, соціально-економічних, організаційно-технічних, санітарно-гігієнічних і лікувально-профілактичних заходів та засобів, спрямованих на збереження здоров'я і працездатності людини в процесі праці» [6]. Таким образом, можно выделить непосредственный объект данного преступления, как отношения в сфере обеспечения безопасности условий труда, жизни и здоровья граждан во время работы.

Объективная сторона преступления может быть выражена в форме действия и бездействия. Объективная сторона преступления предусматривает наличие нескольких признаков в совокупности: 1) нарушение требований законодательных и иных нормативно-правовых актов об охране труда; 2) причинение вреда здоровью потерпевшего; 3) причинная связь между нарушением требований законодательства о труде и причинением вреда здоровью потерпевшего, гибелью людей или иными тяжкими последствиями.

Под нарушением требований законодательных и других нормативно-правовых актов об охране труда следует понимать нарушение требований Закона «Об охране труда», а также общих правил, которые приняты с целью охраны граждан от производственных травм и профессиональных заболеваний в процессе производственной деятельности. Как уже отмечалось ранее, данная статья построена по принципу буквенного соответствия Конституции Украины. Рассматривая ст. 43 Конституции можно определить, что законодатель подразумевает под нарушением требований законодательства о труде: «Використання праці жінок і неповнолітніх на небезпечних для їхнього здоров'я роботах забороняється» [1]. Подтверждение положения Конституции можно найти в ст. 14-16 Закона Украины «Об охране труда», где говорится о том, что запрещено применение работы женщин на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, либо на подземных работах; запрещено применение труда несовершеннолетних, то есть лиц до восемнадцати лет. Также законодательно закреплено, что предприятия, которые используют труд инвалидов, обязаны создавать для них условия труда с учетом рекомендаций медико-социальной экспертизы и индивидуальных программ реабилитации, внедрять дополнительные меры по безопасности работы, которые отвечают специфическим особенностям этой категории работников.

Кроме этого, к нарушениям требований законодательства о труде следует отнести нарушение положений КЗОТа, таких как установление без согласования работ сверх нормы, увеличение рабочего времени, привлечение к тяжелому труду и работам с вредными и опасными условиями труда беременных женщин, незаконное увольнение с работы и другие нарушения.

Под вредом здоровью потерпевшему следует понимать причинение тяжких, средней тяжести или легких телесных повреждений, которые привели к кратковременному расстройству здоровья или к кратковременной утрате трудоспособности.

Под гибелью людей следует понимать смерть одного или большего количества лиц.

Под иными тяжкими последствиями следует понимать причинение тяжких телесных повреждений одному либо нескольким лицам, средней тяжести телесных повреждений двум или более лицам, значительных материальных убытков государственной, общественной организации или гражданам, а равно и длительный простой предприятий, цехов или производственных участков. Кроме того к иным тяжким последствиям следует отнести нанесение крупного материального ущерба, значительный ущерб окружающей среде и т.д.

Потерпевшим может быть любое лицо -- как работник предприятия, учреждения или организации, так и лицо, деятельность которого связана с данным предприятием, учреждением, организацией (командированное лицо, лицо, проходящее практику или стажировку). Однако не ясно, как быть в том случае, когда вред был причинен здоровью постороннему лицу, которое не имеет постоянных или временных отношений с данным предприятием, учреждение или организацией (например, экскурсия учащихся школы по цеху предприятия). Будут ли происходить квалификация преступления в данном случае по этой статье, либо виновное лицо будет отвечать в зависимости от характера преступных действий по статьям за иные виды преступлений. Пока нет судебной практики по уголовному делу, возбужденному по этой статье, нет разъяснений Пленума Верховного Суда Украины, поэтому невозможно с полной ответственностью говорить о том, как необходимо правильно квалифицировать преступление в данном случае.

Преступление считается оконченным с момента наступления указанных в ч. 1 и ч. 2 последствий, происшедших в результате нарушения законодательства об охране труда. То есть, только тогда, когда действие или бездействие виновного лица привели к тому, что нарушением требований законодательства о труде был причинен вред потерпевшему, произошла гибель людей или выявились иные тяжкие последствия.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется умыслом или неосторожностью.

Субъект данного преступления специальный. Это может быть должностное лицо предприятия, учреждения, организации (то есть лицо, которое постоянно или временно осуществляет функции представителей власти, а также занимает постоянно или временно на предприятиях, учреждениях, организациях независимо от формы собственности должность, связанную с выполнением организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющее такие обязанности по специальному полномочию) или гражданин -- субъект предпринимательской деятельности. Действия иных лиц, которые совершили нарушения требований законодательства о труде, по данной статье квалифицироваться не будут, так как они не являются субъектом данного преступления.

Однако, следует заметить, что не все ещё ясно по толкованию этой статьи. Непонятно, до какой же степени общественной опасности должно быть такое нарушение требований законодательства о труде, чтобы оно стало именно уголовно, а не административно или дисциплинарно наказуемым, то есть должна произойти конкретизация состава преступления. Думается, что в данном вопросе возможно будет разобраться только после появления уголовной и судебной практики. Так как на данном этапе судебная практика, которая опиралась на старое уголовное законодательство выявила неэффективную работу судов по данному вопросу: «Окремі суди недооцінюють суспільну небезпечність даного виду злочинів. Винним у їх вчиненні вони іноді призначають м'які міри покарання без урахування характеру допущених правопорушень і тяжкості їх наслідків» [11].

3.2. Преступления, которые направлены на нарушение правил безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью.

Во время действия старого Уголовного Кодекса Украины суды часто допускали ошибки по поводу квалификации отдельных составов преступлений, при совершении которых виновные лица нарушили специальные правила безопасности горных, строительных работ или работ с повышенной опасностью. Ошибка состояла в том, что суды ранее квалифицировали такие преступления по ст. 135 старого Уголовного Кодекса «Нарушение требований законодательства об охране труда», что было недопустимым, так как по такому основанию виновные лица могли нести ответственность только в том случае, когда ими нарушены общие правила техники безопасности, промышленной санитарии или иные требования законодательства об охране труда, которые не являются специальными для строительного, горного или иного опасного производства. Теперь же новым Кодексом предусмотрен отдельный состав, который регулирует случаи нарушения правил безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью. Статья 272 УК определяет:

«1.Нарушение правил безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью на производстве или каком-либо предприятии лицом, которое обязано их соблюдать, если это нарушение создало угрозу гибели людей либо наступления иных тяжких последствий или причинило вред здоровью потерпевшего, --

наказывается штрафом до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, если оно повлекло гибель людей либо иные тяжкие последствия, --

наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до восьми лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет» [4].

Непосредственным объектом данного преступления являются установленные правила в сфере обеспечения безопасности труда, жизни и здоровья граждан во время выполнения работ с повышенной опасностью (горные, строительные и др.). Дополнительным объектом выступает здоровье, а в отдельных случаях и жизнь людей. Для обеспечения более полного и точного определения положений данной статьи необходимо отметить, что в соответствии со ст.1 Закона Украины «Об объектах повышенной опасности»: «об'єкт підвищеної небезпеки - об'єкт, на якому використовуються, виготовляються, переробляються, зберігаються або транспортуються одна або кілька небезпечних речовин чи категорій речовин у кількості, що дорівнює або перевищує нормативно встановлені порогові маси, а також інші об'єкти як такі, що відповідно до закону є реальною загрозою виникнення надзвичайної ситуації техногенного та природного характеру» [7], то есть законодательно определен круг признаков объекта повышенной опасности. .

Объективная сторона преступления характеризуется как действием, так и бездействием со стороны виновного лица нарушением правил безопасности во время выполнения работ с повышенной опасностью на производстве или каком-либо предприятии, если это нарушение создало угрозу гибели людей или наступления других тяжких последствий или нанесло вред здоровью потерпевшего. Под такими работами следует понимать специфические работы всех видов, урегулированные особыми правилами (горные, строительные и другие виды работ). Горные работы - это технологический процесс по разработке полезных ископаемых (угля, мрамора, бокситов, руд и т.п.). Этот процесс включает в себя не только саму добычу ископаемых, но и все подготовительные действия, необходимые для обеспечения доступа к ним, их изъятия и транспортирования на поверхность. Обязательным признаком состава этого преступления является проведение строительных работ, под которыми понимаются работы, выполняемые в любой отрасли народного хозяйства (промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте и т.п.), по сооружению, ремонту и реконструкции домов и построек, а также разборке и передвижению ранее построенных объектов, в частности: общестроительные (каменные, отделочные, монтаж строительных конструкций и др.), специальные (монтаж систем водоснабжения, технологического оборудования и т.п.) и вспомогательные (погрузочно-разгрузочные, транспортные, связанные со строительством объекте и

выполняемые в его пределах) [5, с.908]. Ведя разговор об определении диспозиции данной статьи, нельзя упускать из виду, что она является бланкетной, которая отсылает к правилам безопасности, которые должны быть нарушены, чтобы наступило действие положений этой статьи[16, с.28].

Нарушение правил возможно как действием вопреки правилам, так и путем бездействия, когда правила предписывают действовать определенным образом.

Таким образом, объективная сторона предусматривает: 1) признак нарушения правил безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью; 2) создание угрозы гибели людей, либо наступление тяжких последствий, либо причинение вреда здоровью потерпевшего; 3) причинно-следственная связь между двумя этими признаками.

Для данного преступления угроза наступления иных тяжких последствий заключается в создании реальной опасности возникновении пожаров, взрывов, нанесения значительного ущерба окружающей среде.

При сравнении нового уголовного законодательства с разъяснениями и комментариями статей старого УК, необходимо отметить, что ранее ответственность за нарушение строительных, и санитарных норм, а также правил эксплуатации строительных механизмов наступала в соответствие со ст. 219 УК, причем ответственность по этой статье наступала только в случае, когда нарушения правил эксплуатации строительных механизмов были допущены именно при строительных работах. Статья 272 объединила положения двух статей, однако, пока еще неизвестно, как будет разъяснено определение общего объема тех правил безопасности, нарушение которых приведет в действие положения этой статьи.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется умыслом или неосторожностью. Причем при рассмотрении двух частей статьи 272 УК следует определить волевой признак субъективной стороны, так как в ч.1 ст. 272 УК говорится о создании угрозы гибели людей, что может характеризоваться как преступной самонадеянностью, так и косвенным умыслом, а в ч.2 ст.272 УК указывается на то, что действия виновного лица повлекли гибель людей.

Субъект данного преступления - общий. То есть им может быть любое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, которое является вменяемым, способным отвечать за свои действия, полностью дееспособным. В фабуле статьи ничего не говорится о том, кем может являться данный субъект преступления, однако, можно подразумевать, что это лицо является работником предприятия, где происходит выполнение работ с повышенной опасностью. В статье лишь указано, что субъектом является лицо, которое обязано соблюдать правила безопасности.

3.3. Преступления, которые направлены на нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах.

Иногда отдельными лицами совершаются деяния, как умышленно, так и по неосторожности, которые образуют состав преступления, предусмотренный ст. 273 УК: «I. Нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах лицом, которое обязано их соблюдать, если оно создало угрозу гибели людей либо наступления иных тяжких последствий или причинило вред здоровью потерпевшего, --

наказывается исправительными работами на срок двух лет или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, если оно повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, --

Наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до десяти права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет» [3].

Ответственность за совершение деяния, которое образует состав преступления, предусмотренный вышеназванной статьей может наступить при взрывах веществ, которые обуславливают признание предприятия в целом или цеха взрывоопасными. Принадлежность предприятия или одного его цеха ко взрывоопасным определяется не характером последствий, которые наступили в результате взрыва, а по определению категории и класса производства по степени взрывоопасности, установленной технологическим регламентом. Взрывоопасные предприятия или взрывоопасные цеха, это те объекты, на которых производственная деятельность связана с использованием или выделением веществ, которые способны под воздействием определенных факторов привести к взрыву. Это могут предприятия или цеха, которые используют в производстве бензин, ацетон, метан, спирты, эфиры, или производят взрывчатые вещество.

Непосредственным объектом данного преступления является общественная опасность работы на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах. Дополнительным объектом выступают личность человека, его жизнь и здоровье, а в отдельных случаях и собственность.

Объективная сторона данного преступления состоит, как и предыдущие статьи данного раздела из нескольких обязательных признаков: 1) нарушение привил безопасности на взрывоопасных предприятиях или на взрывоопасных цехах лицом; 2) создание угрозу гибели людей, наступление других тяжких последствий или нанесение вреда здоровью потерпевшего; 3) причинно-следственная связь между нарушением правил безопасности и наступившими последствиями различной степени тяжести.. Нарушение правил возможно как действиями, которые противоречат правилам безопасности, так и путем бездействия, когда правила предписывают действовать определенным образом, а виновное лицо предпочитает не совершать эти действия. Правила и инструкции, действующие на взрывоопасных производства содержат нормы, которые по своему назначению подразделяются на две группы. Одни нормы служат предупреждению опасности взрыва и именуются правилами взрывобезопасности[15] (например: Правила взрывобезопасности установок для приготовления и сжигания топлива в пылевидном состоянии). Другие нормы предназначены для защиты безопасных условий труда без учета особенностей взрывоопасных производств. Такие нормы именуются общими правилами охраны труда.

Таким образом, можно предположить, что диспозиция данной статьи является бланкетной, так как она отсылает к нормативным актам, которые содержат указанные выше правила техники безопасности. Согласно действующим техническим нормам и правилам взрывоопасными предприятиями являются «промышленные и любой иной отрасли предприятия, а также их пусковые очереди и комплексы, отнесенные в установленном порядке к определенной категории или классу взрывной или взрывопожарной опасности»[5, с.911]. В зависимости и оттого, какие газы, пары, пыль и иные вещества обращаются в производстве и угрожают взрывом, уже при проектировании предприятия определяется его категория или класс взрывоопасности.

Под взрывоопасными цехами следует понимать основные (цехи, участки. отделения и т.п.) и вспомогательные (склады, лаборатории и др.) подразделения, а также внешние установки и иные обособленные объекты, которые в установленном порядке отнесены к определенной категории или классу взрывоопасности.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется умыслом или неосторожностью. Практикой было доказано, что в отношении нарушения правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах, которые создают угрозу гибели людей, присутствует умышленная форма вины, а в отношении нарушений, которые повлекли за собой последствия, предусмотренные ч.2 ст.273 УК, просматривается неосторожная форма вины.

Субъектом данного преступления может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, в том числе работники предприятия, должностные лица, экскурсанты, практиканты. Опять же, в самой диспозиции статьи указано лишь о том, что субъектом преступления может быть любое лицо, которое обязано было соблюдать правила безопасности. Но практикой подтверждается мнение о том, что таким виновным лицом бывает большей частью работник взрывоопасных предприятий и цехов.

3.4. Преступления, которые направлены на нарушение правил ядерной или радиационной безопасности.

Все преступления, которые посягают на правила ядерной или радиационной безопасности на производстве, охватываются составом ст.274 нового Уголовного Кодекса, где указывается: «Нарушение на производстве правил ядерной или радиационной безопасности лицом, которое обязано их соблюдать, если оно создало угрозу гибели людей либо наступления иных тяжких последствий или причинило вред здоровью потерпевшего, --

наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. То же деяние, если оно повлекло гибель людей либо иные тяжкие последствия, --

наказывается лишением свободы на срок от трех до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет» [3].

Непосредственным объектом данного преступления является ядерная и радиационная безопасность. Дополнительным объектом выступают личность человека, его жизнь и здоровье, а в отдельных случаях и собственность.

Объективная сторона данного преступления состоит: 1) в нарушении правил ядерной или радиационной безопасности, 2) в создании угрозы гибели людей или наступлении других тяжких последствий или нанесении вреда здоровью человека, наконец, 3) в обязательной взаимосвязи этих двух признаков. Нарушение правил возможно как действием вопреки правилам, так и бездействием, когда правила предписывают действовать определенным образом.

Для определения круга правил радиационной безопасности, необходимо дать понятие самой радиационной безопасности. В соответствии со ст. 1 Закона Украины «Про використання ядерної енергії та радіаційну безпеку»: «радіаційна безпека - дотримання допустимих меж радіаційного впливу на персонал, населення та навколишнє природне середовище, встановлених нормами, правилами та стандартами з безпеки» [8]. Тесно с ней связано понятие ядерной безопасности: «ядерна безпека - дотримання норм, правил, стандартів та умов використання ядерних матеріалів, що забезпечують радіаційну безпеку» [8].

Под правилами ядерной или радиационной безопасности следует понимать комплекс положений, устанавливающих порядок соблюдения требований, норм и стандартов при работе с ядерными материалами и радиоактивными веществами.

К ядерным материалам следует отнести материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся ядерные вещества (йод-131, цезий-137 и др.), иными словами - это «спеціальний розщеплювальний матеріал - плутоній -239; уран-233; уран, збагачений ізотопами 235 і 233; будь-який матеріал, що містить одну або кілька із зазначених речовин» [8].

К радиоактивным материалам -- не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение (радий, стронций, уран, плутоний и др.), а такое вещество законодатель оформляет юридической фабулой: «джерело іонізуючого випромінювання - фізичний об'єкт, крім ядерних установок, що містить радіоактивну речовину, або технічний пристрій, який створює або за певних умов може створювати іонізуюче випромінювання» [8].

Особенностью данного состава является то, что для наступления ответственности по данному преступлению необходимо нарушение правил либо ядерной, либо радиационной безопасности, а не обеих сразу. Думается, что такое построение состава преступления является верным, так как при определении понятий радиационной и ядерной безопасности было видно, что признаки этих понятий не отличаются друг от друга, а просто дополняют друг друга.

К действию состава преступления, указанного в данной статье также можно отнести положения ст. 81 Закона Украины «Про використання ядерної енергії та радіаційну безпеку»: «Порушення законодавства у сфері використання ядерної енергії персоналом та посадовими особами ядерної установки, джерел іонізуючого випромінювання, персоналом і посадовими особами підприємств, установ і організацій, які здійснюють будь-яку іншу діяльність у сфері використання ядерної енергії, і громадянами тягне за собою дисциплінарну, цивільну (крім цивільної відповідальності за ядерну шкоду), адміністративну та кримінальну відповідальність згідно з законодавством» [8].

Субъективная сторона данного преступления характеризуется умыслом или неосторожностью.

Субъектом данного преступления может быть физическое вменяемое лицо, которое отвечало за соблюдение этих правил, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Можно прийти к выводу, что как правило, виновным лицом может стать субъект, которому эти радиоактивные вещества или объекты ионизирующего излучения были доверены по службе, либо он имел к ним непосредственный доступ.

3.5. Преступления, которые посягают на безопасность использования промышленной продукции или безопасной эксплуатации зданий и сооружений.

В новом Уголовном Кодексе такие деяния, которые посягают на общественные отношения в сфере производства качественной промышленной продукции и безопасной эксплуатации зданий и сооружений, охватываются составом, предусмотренным ст.275 УК: « 1. Нарушение при разработке, конструировании, изготовлении либо хранении промышленной продукции правил, касающихся безопасного ее использования, а также нарушение при проектировании либо строительстве правил, касающихся безопасной эксплуатации зданий и сооружений, лицом, которое обязано соблюдать такие правила, если это создало угрозу гибели людей либо наступления иных тяжких последствий или причинило вред здоровью потерпевшего,

-- наказываются штрафом до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового.

2. То же деяние, если оно повлекло гибель людей либо иные тяжкие последствия, -- наказывается исправительными работами на срок до двух лет или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет» [3].

Как уже было выяснено, непосредственным объектом данного преступления является общественная безопасность и сфере производства промышленной продукции и эксплуатации зданий и сооружений. Особенностью данного состава является то, что дополнительным объектом выступают личность человека, его жизнь и здоровье, а в отдельных случаях и собственность.

Объективная сторона данного преступления характеризуется как действием, так и бездействием, и состоит из двух моментов:

Нарушение при разработке, конструировании, изготовлении и хранении промышленной продукции правил, касающихся безопасности ее использования;

Нарушение при проектировании или строительстве правил, касающихся безопасности эксплуатации зданий и сооружений.

Данный состав преступления также предусматривает, как мы видим сразу несколько отдельных составов: ответственность может наступить и только при разработке, и только при конструировании, и только при изготовлении промышленной продукции с условием нарушения правил, которые касаются безопасности её использования.

Далее нужно отметить, что диспозиция статьи содержит два различных направления действия нормы: то есть санкция нормы будет применяться и при нарушении правил, касающихся безопасности использования промышленной продукции, и при нарушении правил, касающихся безопасности эксплуатации зданий и сооружений. Таким образом статья 275 УК включает в себя как бы два самостоятельных, ничем не связанных состава преступления. Почему законодатель соединил в данном случае две нормы - неизвестно. Остается только ждать толкования этой статьи уполномоченными на то органами.

Кроме того, для наступления ответственности по данному составу преступления, необходимо присутствие такого обязательного фактора как создание угрозы гибели людей, наступление иных тяжких последствий, причинение вреда здоровью потерпевшего, гибель людей либо иные тяжкие последствия, так как в противном случае можно будет говорить об административной или дисциплинарной ответственности, но никак не об уголовной. Причинение вреда здоровью может состоять в любом негативном воздействии на здоровье потерпевшего, независимо от степени его тяжести, то есть, выражаясь юридическим языком, негативное воздействие может проявиться и в причинении тяжких телесных повреждений, и в причинении телесных повреждений средней тяжести.

Безопасность промышленной продукции (эксплуатации зданий и сооружений) -- свойство этих объектов при обычных условиях их использования, хранения, транспортировке и утилизации.

Потерпевшим может быть любое лицо (как работник предприятия, учреждения, так и постороннее лицо).

Субъективная сторона данного преступления характеризуется умыслом или неосторожностью.

Субъектом данного преступления может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, которое было обязано соблюдать вышеуказанные правила.

4. Анализ существующих методов борьбы с преступлениями в сфере безопасности производства и их эффективность.

На протяжении десятилетнего срока независимости Украины, правоохранительными, законодательными органами ведется поиск оптимальных методов по борьбе с преступлениями, направленными против безопасности производства.

Для того, чтобы рассмотреть все существующие в настоящий момент методы, необходимо обратиться к источникам, регулирующим деятельность прокуратуры, милиции, органов внутренних дел.

Анализируя законы Украины «О прокуратуре», «О милиции», «О Службе безопасности Украины» можно прийти к выводам, что основные методы борьбы с преступностью направлены на:

Предупреждение и выявление преступлений;

Раскрытие и прекращение преступлений.

Эффективным средством стала разработка определённых программ по предупреждению, выявлению, прекращению и раскрытию преступлений. Например, в 2000 году была определена Комплексная программа профилактики преступности на 2001-2005 год. «Метою цієї Програми є забезпечення активної наступальної протидії злочинності та досягнення уповільнення темпів її зростання на основі чітко визначених пріоритетів, поступового нарощування зусиль держави і громадськості, вдосконалення законодавства, організації, засобів і методів запобігання і розкриття злочинів» [].

Достижению этой цели будут содействовать мероприятия, направленные на создание атмосферы общественной нетерпимости к преступности; ослабление действия криминогенных факторов.

В результате усиления профилактического влияния на преступность ожидается:

снижение уровня преступности, ослабление общественного напряжения, вызванной ее влиянием;

поддержание общественного порядка и безопасности граждан на максимально высоком уровне;

упрочение кадрового потенциала правоохранительных и контролирующих органов;

достижение надлежащего уровня финансового и материального обеспечение правоохранительной и профилактической деятельности.

Кроме того, для обеспечения эффективности мер и методов борьбы с преступностью необходимо при помощи средств массовой информации доводить до население информацию о состоянии правопорядка в государстве и результатах борьбы правоохранительных органов с преступностью, другими правонарушениями, а такжеазработать мероприятия, направленные на формирование у граждан антиуголовной культуры, распространения знаний и навыков, необходимых им для того, чтобы не стать жертвами преступных проявлений или предотвратить совершение неосторожных преступлений.

Конкретными методами борьбы с преступлениями в сфере безопасности производства методам можно назвать следующие:

Пересмотр законодательных актов, которые непосредственно касаются требований, предъявляемых к трудовым отношениям между работодателем и работником, в сторону большей защищенности прав и законных интересов работников.

Увеличение требований к правилам, которые регулируют выполнение работ с повышенной опасностью, которые определяют безопасность на взрывоопасных предприятиях и во взрывоопасных цехах.

Ужесточение правил ядерной и радиационной безопасности.

Улучшение финансирования различных предприятий, на виды которых есть ссылки в разделе Х УК.

Реструктуризация предприятий, ремонт устаревшего оборудования - также хороший экономический метод борьбы с преступлениями в сфере безопасности производства.

Наконец, повышение сознательности людей и увеличение культурного уровня наших сограждан тоже может сыграть свою роль в о осуществлении борьбы с преступностью в целом.

Конечно же, это приблизительный перечень тех методов, которые на данный момент используют органы власти Украины. На их качесвтенную и количестввенную разработку уходи не один год. Вот уже целое десятилетие Украина иде по пути реформирования всей общественной и государственной жизни страны, были проведены судебная, налоговая финансовая реформы, однако, действительно хорошие методы, которые оптимально подходят для функционирования с учетом особенностей украинского менталитета, с учетом экономического положения нашего государства, разрабатываются очень долго и трудно. Так как не всегда к нам подходят иностранные методы, некоторые из вновь предложенных методов не проходят проверку временем на жизнеспособность.

Но все же, как крупицы золота из моря песка просеиваются и остаются действовать методы, которые действительно хороши для обеспечения борьбы с преступностью в сфере защиты отношений, возникающих во взаимоодействии людей между собой и людей с государством по поводу безопасности производства.

Заключение.

Таким образом, в данной курсовой работе были отражены моменты, касающиеся определения составов преступлений в сфере безопасности производства. Впервые этот вид преступления был выделен в отдельный раздел, что, разумеется, очень хорошо для работы с Уголовным Кодексом различным лицам, как практическим работникам правоохранительных органов, так и для студентов и слушателей высших учебных заведений.

Новым для нас явилось то, что претерпели большие изменения сами гипотезы и диспозиции статей о безопасности производства, построение их по новому принципу пока не принесло значительных сдвигов, однако, не будем забывать, что Уголовный Кодекс только начал свое действие, и для того, чтобы понять его действительную сущность и ценность, потребуется не один год кропотливых усилий по применению и толкованию его статей.

В данной курсовой работе основной задачей было - определение причин и условий возникновения преступлений в сфере безопасности производства, определение степени эффективности разработанных на современном этапе и действующих методов борьбы с преступлениями, направленными на нарушение безопасности производства, а также определение составов данных преступлений, которые предусмотрнены статьями Уголовного Кодекса Украины, касающиеся отношений в сфере безопасности производства в теории и на практике, что также покажет свою правильность и верность определений только время, только период действительного изучения нового Уголовного Кодекса и юристами-учеными, и юристами-практиками.

Для раскрытия темы курсовой работы были предприняты попытки рассмотрения составов преступлениях против безопасности производства: как они выглядят в новом Уголовном Кодексе и как составы таких преступлений были отражены в старом уголовном законодательстве. Сравнивая данные статьи, можно сделать вывод о том, что в действующем законодательстве соеденены в одно целое, в один раздел составы, которые касаются отношений в сфере обеспечения безопасности производства, законодательства о труде и иных отношений безопасного производства промышленной продукции. Это новшество должно быть оценено по достоинству различными пользователями уголовного законодательства.

Положительным моментом курсовой работы можно назвать ее новизну и вместе с тем актуальность в свете глобальных изменений в законодательстве Украины, так как проводя исследования по сравнению и оценке составов преступлений против безопасности производства Уголовного Кодекса были выявлены методы борьбы с такими преступлениями, указано правовое закрепление этих методов и предложена оценка эффективности средств и способов борьбы с данными преступлениями.

Отрицательным моментом при изучении данной темы можно признать недостаточность нормативной базы и практических примеров по раскрытию составов этих преступлений, так как такое детальное и полное объяснение темы «Пресупления в сфере безопасности производства» возможно лишь при наличии условий, указаных выше: судебная практика, возбужденые по основаниям нарушения безопасности производства уголовные дела, разъяснения компетентных органов, наличие правовой статистики, данные которой прямо бы указывали на положение преступности на производстве. Сейчас статистические данные о преступлениях против безопасности производства носят несистематизированный характер, так как эти данные закреплены в различных положениях. Например, сведения о несчастных случаях содержатся на предприятиях, также для определения статистических данных используются специальные бланки, имнуемые формами государственной статистической отчетности (например, N 1-Г "Єдиний звіт про злочинність" (річна). Определенные статистические сведения поставляют в Министерство Статистики и Государственный комитет статистики органы внутренних дел, прокуратура, иные органы. Но статистических данных именно в сфере безопасности производства ещё не предложено нашему вниманию, так как нет ещё достаточного материала для статистических исследований (для качественного исследования необходимо не менее 400 едениц выборки).

Таким образом, в данной курсовой работе были раскрыты основные причины возникновения преступлений против безопасности производства, определены методы государственно-правового регулирования и воздействия на данные преступления, а также показана сущность самих составов преступлений в сфере безопасности производства, как в свете изменений законодательной базы, так и в сравнении этих составов с положениями старого Уголовного Кодекса.

Литература.

Конституция Украины.// Ведомости Верховной Рады Украины. -1996. - №30., ст.43.

Кодекс Законов о Труде Украины. -Киев, ООО «Неофит», 1999 г.

Уголовный Кодекс Украины от 5 04 2001 года// Ведомости Верховной Рады Украины. - 2001.- №37-38.

Уголовный Кодекс Украины. Комментарий: под ред. Ю. А. Карамзина и Е.Л. Стрельцова . 2 Харьков, ООО «Одиссей», 2001. -960 с.

Уголовный Кодекс Украины: Научно-практический комментарий Киев: А.С.К., 1999. - 1088 с.

Закон Украины «Про охорону праці»//Відомості Верховної Ради (ВВР) 1992, N 49, ст.668

Закон Украины «Про об'єкти підвищеної небезпеки» від 18 січня 2001 року// Відомості Верховної Ради (ВВР) 2001, N 2 ст.39

Закон Украины «Про використання ядерної енергії та радіаційну безпеку»//Відомості Верховної Ради (ВВР) 1995, N 12, ст.81

Закон Украины «Про дозвільну діяльність у сфері використання ядерної енергії» від 11 січня 2000 року //Відомості Верховної Ради (ВВР)2000, N 5, ст.51

Закон Украины «Про фізичний захист ядерних установок6, ядерних матеріалів, радіоактивних відходів, інших джерел іонізуючого випромінювання» від 19 жовтня 2000 року // Відомості Верховної Ради (ВВР)2000, N 46, ст.453

Постанова Пленуму Верховного Суду України №6 від 10.10.82( Із змінами, внесеними згідно із Законами N 196/96-ВР від 15.05.96, ВВР 1996, N 31, ст.145 N 783-XIV ( 783-14 ) від 30.06.99 ) «Про практику застосування судами України законодавства у справах, пов'язаних з порушеннями вимог законодавства про охорону праці» //Вводиться в дію Постановою ВР N 2695-12 від 14.10.92, ВВР 1992, N 49, ст.669

Перелік работ з підвищеною небезпекою, затверджений наказом Державного комітету України по нагляду за охороною праці №123 від 30 листопада 1993 року.

Загальне положення забеспечення безпеки атомних електростанцій, затверджене наказом Державної адміністрації ядерного регулювання України №63 від 9 грудня 1999 р.

Перелік об'єктів та промислових підприємств з підвищеним рівнем вибухопожежонебезпеки, які підлягають щорічному пожежно технічному обстеженню, затверджений Наказом МВС №651 від 5 вересня 1998 р.

Правила «Взрывобезопасности установок для приготовления и сжигания топлива в пылевидном состоянии». - М., 1961

Юридичний словник - довідник. Femina. -Київ, 1996. - 694 с.

Бажанов М. И. “Уголовное право Украины”. Общая часть. -Донецк, 1992 г.

Бовсунський “Уголовное право Украины”, -Киев, 1995 г.

Матешевский, Яценко “Уголовное право в Укриане”, -Киев, “Юринком”, -1996 г.

Коржанский “Уголовное право. Курс лекций”. -Киев, 1996 г.

Криминология: Учебник (для учебных заведений МВД Украины). Под ред. В.Г. Лихолоба и В.П. Филонова. - Киев-Донецк, 1997.-398 с.


© 2010 Современные рефераты