Рефераты

Применение милицией административной ответственности по ст. 20.21 КоАП РФ

b>

Доставленных в медицинский вытрезвитель лиц в пьяном виде наряд приводит в дежурную часть, а неспособных самостоятельно передвигаться - переносит на носилках.

Все лица, доставленные в медицинский вытрезвитель, регистрируются в специальном журнале на основании документов, удостоверяющих личность, а также устного заявления доставивших их работников или граждан.

Дежурный в корректной форме предлагает доставленному снять с себя верхнюю одежду до нательного белья для медицинского осмотра.

При отказе или неспособности выполнить это требование самостоятельно раздевание проводится принудительно.

Одежда и другие вещи доставленных тщательно досматриваются в присутствии понятых на предмет выявления оружия, документов, ценностей и др. Лончаков А.П. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. - Хабаровск. 1999. - С. 100.

Понятыми могут быть дружинники или другие приглашенные для этого граждане.

Указанные положения подтвердил своим решением Верховный Суд РФ. «М. и М. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 34, 44, 46, 56 Положения о медицинском вытрезвителе при отделе внутренних дел исполкома городского, районного Совета народных депутатов, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел СССР от 30 мая 1985 г. № 106.

Как указывают заявители, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат действующему законодательству Российской Федерации и нарушают права и охраняемые законом интересы граждан.

Заявители М. и М. извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

Представители заинтересованного лица МВД России М. и С. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что пункты 34, 44, 46, 56 Положения не противоречат действующему законодательству и не нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы граждан.

Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица МВД России М., С., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ М., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению частично, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Приказом Министерства внутренних дел СССР от 30 мая 1985 г. № 106 утверждено Положение о медицинском вытрезвителе при отделе внутренних дел исполкома городского, районного Совета народных депутатов. Издание настоящего нормативного акта было согласовано с Министерством юстиции СССР, Генеральной прокуратурой СССР, Министерством иностранных дел СССР, Министерством финансов СССР и Министерством здравоохранения СССР.

Исходя из п. 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации нормы бывшего Союза ССР применяются на территории Российской Федерации в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212. законодательству Российской Федерации и Соглашению о создании Содружества Независимых государств.

Пунктом 34 Положения предусмотрено, что дежурный в корректной форме предлагает доставленному снять с себя верхнюю одежду до нательного белья для медицинского осмотра.

При отказе или неспособности выполнить это требование самостоятельно раздевание проводится принудительно.

Одежда и другие вещи доставленных тщательно досматриваются в присутствии понятых на предмет выявления оружия, документов, ценностей и др.

Понятыми могут быть дружинники или другие приглашенные для этого граждане.

В силу части 2 статьи 21 Конституции РФ никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Как пояснил суду представитель МВД России М., абзац второй пункта 34 Положения ни по своему буквальному смыслу, ни по его толкованию правоприменительной практикой не предполагает возможности применения пыток, насилия или иного жестокого обращения с доставленным в медицинский вытрезвитель.

Пунктом 11 статьи 11 Закона Российской Федерации «О милиции» предусмотрено, что в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел доставляются и содержаться в них до вытрезвления лица, находящиеся в общественных местах в состоянии опьянения и утратившие способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться.

Оспариваемая норма пункта 34 расположена в разделе IV Положения, который определяет правила приема доставленных в медицинский вытрезвитель, условия их содержания и выписки после вытрезвления.

Лицо, доставленное в медицинский вытрезвитель, подвергается медицинскому осмотру на предмет выявления противопоказаний к помещению на вытрезвление и определению степени алкогольного опьянения.

С учетом изложенного суд считает, что предусмотренная абзацем вторым пункта 34 Положения норма о принудительном раздевании для медицинского осмотра лица, которое неспособно выполнить это требование самостоятельно или отказывается, находясь в состоянии опьянения, не может рассматриваться как насилие, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях относит к административным правонарушениям появление в общественных местах в состоянии опьянения (статья 20.21).

Пункт 34 Положения в абзаце третьем устанавливает, что досмотр вещей лица, доставленного в медицинский вытрезвитель проводится в присутствии понятых, а абзац четвертый данного пункта допускает, что в качестве понятых могут выступать дружинники.

Как пояснил суду представитель МВД России М., в соответствии со статьями 72, 76 Конституции Российской Федерации вопросы обеспечения правопорядка и установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления относятся к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В этой связи порядок участия граждан в обеспечении общественного порядка, в том числе в форме народных дружин, устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Так, Закон города Москвы «О Московской городской народной дружине» от 26 июня 2002 г. № 36, Закон Московской области «О народных дружинах в Московской области» от 12 января 2005 г. № 4/2005-03 и другие законы, принятые в ряде субъектов Российской Федерации определяют правовые основы деятельности народных дружинников.

Следовательно, отсутствие в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях понятия «дружинник» не может расцениваться как противоречие оспариваемой нормы действующему законодательству.

Пунктом 44 Положения предусмотрено, что после полного вытрезвления лица, помещенного в медицинский вытрезвитель, фельдшер обязан вторично произвести медосмотр и дать заключение о возможности его выписки. При этом срок пребывания лица на вытрезвлении в любом случае должен быть не менее трех часов, но не превышать одних суток.

Доводы заявителей о том, что второе предложение пункта 44 Положения противоречит статьи 22 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на свободу и личную неприкосновенность, являются несостоятельными.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Закон Российской Федерации «О милиции» Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1 (ред. от 09.05.2005) // ВСНД и ВС РСФСР от 18.04.1991, № 16, ст. 503, СЗ РФ от 09.05.2005, № 19, ст. 1752. возлагают на органы внутренних дел обязанность по пресечению административных правонарушений, в том числе, предусмотренных статьей 20.21 «Появление в общественных местах в состоянии опьянения».

Вышеназванные законодательные акты допускают возможность принудительного препровождения лица, находящегося в состоянии опьянения, в милицию и содержание его до вытрезвления.

При остром алкогольном отравлении гражданину оказывается доврачебная медицинская помощь, а в случаях тяжело протекающей острой алкогольной интоксикации вызывается скорая медицинская помощь.

Лицо, подлежащее вытрезвлению помещается в палату и помещается на койку, за его поведением осуществляется наблюдение фельдшером, который после вытрезвления лица обязан вторично произвести медосмотр. Одной из основных задач фельдшерского здравпункта является медико-санитарное обслуживание граждан, доставляемых на вытрезвление.

Представители заинтересованного лица МВД России М. и С. представили суду Стандарты (модели протоколов) диагностики и лечения наркологических больных, утвержденные Приказом Минздрава России от 28 апреля 1998 г. № 140. Из содержания данного акта следует, что острая алкогольная интоксикация (алкогольное опьянение) в тяжелой степени предусматривает длительность лечения - 2 дня; алкогольное опьянение средней и легкой степени специальной терапии не требует.

При таких обстоятельств суд считает, что содержащееся в пункте 44 оспариваемого правового акта положение о пребывании лица на вытрезвлении не более одних суток обусловлено клиническими особенностями степеней опьянения и по своей правовой природе не относится к административному задержанию или лишению свободы, поскольку имеет своей целью вытрезвление гражданина.

Кроме того, требования пункта 44 Положения подлежат применению во взаимосвязи с другими нормами Положения, в частности, с пунктом 45, согласно которому при установлении личности, места работы и жительства гражданина после его вытрезвления и оформления соответствующих материалов он должен быть выписан из медицинского вытрезвителя. Выписка с 01 часа до 05 часов производится только в исключительных случаях (командировка, передача родственникам и т.п.). В остальных случаях она должна производиться с учетом резерва времени, необходимого гражданину для своевременного прибытия на работу.

Решением Верховного Суда российской Федерации от 2 апреля 1999 г. по гражданскому делу ГКПИ99-106, вступившим в законную силу, данная норма признана соответствующей российскому законодательству.

В соответствии с пунктом 46 Положения при выписке гражданина из медицинского вытрезвителя дежурный разъясняет ему порядок оплаты за содержание в этом учреждении и возвращает под расписку в протоколе изъятые на хранение вещи, документы, деньги, ценности, за исключением оружия, наркотических веществ и других предметов, которые изъяты в установленном законом порядке.

Дежурный предлагает гражданину уплатить за содержание сумму в размере, установленном решением соответствующего органа власти. Уплатившему выдается квитанция, а в случае невозможности уплаты на месте ему выдается копия счета установленного образца (приложение № 6).

Дежурный также информирует гражданина о том, в какой горрайорган будет направлен протокол о допущенном им правонарушении для принятия мер административного воздействия

Из объяснений представителя МВД России М. в суде следует, что данная норма содержит предписание о возврате вещей, документов, денег, ценностей и других предметов, которые были изъяты у доставленного в медицинский вытрезвитель лица и находились там на хранении, и не нарушает права заявителей.

В статье 27.10 КоАП РФ речь идет об изъятии вещей, являющихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушения, что является одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, тогда как оспариваемый пункт Положения имеет иную правовую природу, а именно: обеспечение сохранности вещей и документов лицу, находящемуся в состоянии опьянения и доставлении в медицинский вытрезвитель. Данный вывод подтверждается также содержанием пункта 35 Положения, который определяет, что все вещи лиц, находящихся на вытрезвлении, хранятся в индивидуальных шкафах, а документы, деньги и другие ценности - в металлических ящиках (сейфах) в отдельных ячейках или в мешочках.

Доводы заявителей о том, что абзац 2 пункта 46 Положения носит неопределенный характер и нарушает принцип равенства всех перед законом не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Представители МВД России М. и С. пояснили в судебном заседании, что буквальное толкование абзаца 2 пункта 46 Положения предполагает выдачу гражданину копии счета установленного образца в любом случае, связанном с невозможностью оплаты за содержание в медицинском вытрезвителе, вне зависимости от причин такой невозможности, как то отсутствие денег, нежелание производить оплату или по иным причинам.

Согласно пункту 56 Положения плата с лиц, помещавшихся в медицинские вытрезвители, взыскивается в бесспорном порядке.

Представитель МВД России М. пояснил суду, что в случае невозможности уплатить за содержание в медицинском вытрезвителе, гражданину выдается копия счета установленного образца, и он расписывается в ее получении, на оборотной стороне счета содержатся сведения о возможности совершения исполнительной надписи.

В соответствии со статьей 90 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В настоящее время на территории Российской Федерации применяется Перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 марта 1976 г. № 171 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 19.06.1996 г. № 710, от 05.11.1999 г. № 1225, от 30.12.2000 г. № 1039).

Пункт 37 настоящего Перечня к числу таких документов относит документы, устанавливающие задолженности за оказание медицинской помощи лицам, поступившим в вытрезвитель.

Ссылка заявителей на часть 1 статьи 4.7 КоАП РФ является необоснованной, поскольку указанная норма регулирует вопросы возмещения имущественного ущерба и морального вреда, причиненного административными правонарушениями.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта органа государственной власти соответствуют конституционным нормам и федеральному законодательству и не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан, заявление М. и М. не подлежит удовлетворению». Решение Верховного Суда РФ от 28 февраля 2005 г. № ГКПИ05-78 // СПС Гарант.

Все вещи лиц, находящихся на вытрезвлении, хранятся в индивидуальных шкафах, а документы, деньги и другие ценности - в металлических ящиках (сейфах) в отдельных ячейках или в мешочках.

При обнаружении у доставленных запрещенных к хранению вещей и предметов (оружие, наркотики, иностранная валюта, порнография и др.) эти лица, а также изъятые предметы передаются в соответствующий орган внутренних дел для принятия мер.

Доставленные на вытрезвление осматриваются фельдшером и дежурным в присутствии понятых одного пола с доставленным. Осмотр и оказание медицинской помощи лицам, доставленным на вытрезвление, производятся фельдшером в соответствии с Инструкцией по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители.

Результаты медицинского осмотра и досмотра вещей доставленного на вытрезвление фиксируются в протоколе, который является документом строгой отчетности и имеет типографский оттиск порядкового номера.

Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается дежурным, фельдшером и понятыми. Первый экземпляр с карточкой направляется в горрайорган для решения вопроса о привлечении лица к административной ответственности или передаче материалов на рассмотрение общественности, второй остается в медицинском вытрезвителе.

При обнаружении в ходе медицинского осмотра у доставленного признаков заболеваний или телесных повреждений, указанных в п. 26 Положения, а также признаков заболевания туберкулезом больные немедленно передаются в соответствующее лечебное учреждение органов здравоохранения, а с кожно-венерическими заболеваниями - в кожно-венерологический диспансер или другое лечебное учреждение с письменным уведомлением. Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2002. - С. 402.

Лица, подлежащие вытрезвлению, помещаются в палаты, при этом мужчины содержатся отдельно от женщин, несовершеннолетние - от взрослых. Иностранные граждане по возможности содержатся в отдельных палатах.

За поведением лиц, помещенных в медицинский вытрезвитель, устанавливается постоянное наблюдение милиционерами и фельдшером. В случае ухудшения состояния здоровья кого-либо из находящихся в вытрезвителе немедленно вызывается скорая или неотложная медицинская помощь. Коренев А. П. Основы управления в ОВД. - М.: Щит-М, 2001. - С. 427.

При буйстве или бесчинстве доставленного, выражающемся в агрессивном поведении, причинении себе или окружающим травм и когда иными мерами эти действия прекратить невозможно, применяется принудительное удержание в специальном кресле. Удержание осуществляется в соответствии с инструкцией и с соблюдением требований, предусмотренных п. 8 Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители, по возможности в присутствии понятых.

Подобная мера к несовершеннолетним, а также иностранным гражданам применяется только с разрешения руководства медицинского вытрезвителя или дежурного по горрайоргану.

Каждый случай принудительного удержания отражается в протоколе и журнале регистрации лиц, доставленных в медицинский вытрезвитель.

Личность доставленного в медицинский вытрезвитель должна быть достоверно установлена. При отсутствии у него документов, удостоверяющих личность, принимаются меры по всестороннней проверке сообщенных им о себе сведений (используются возможности адресного бюро, паспортного отделения (стола), отдела кадров по названному месту работы, информации родственников, знакомых и т.п.). При осмотре такого лица особо тщательно должны быть зафиксированы в протоколе его особые приметы (шрамы, татуировки, родимые пятна, протезы и т.д.).

В случае необходимости проверка сведений на этих лиц проводится через работников соответствующего органа внутренних дел.

Граждане, прибывшие из других городов и населенных пунктов, проверяются по месту их временного проживания (в гостиницах, санаториях, пансионатах, общежитиях и т.д.). Задержанные, личность которых принятыми мерами не установлена, с разрешения дежурного по горрайоргану внутренних дел направляются в приемник-распределитель для проверки в установленном порядке. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная: Учебник / Под ред. А.П. Коренева. - М.: Московский университет МВД РФ. - 2001. -С. 323.

Иностранные граждане проверяются с помощью дежурного горрайоргана через управления, отделения, агентства по иностранному туризму, учебные заведения, организации, в которых они работают, а также консульские представительства.

После полного вытрезвления лица, помещенного в медицинский вытрезвитель, фельдшер обязан вторично произвести медосмотр и дать заключение о возможности его выписки. При этом срок пребывания лица на вытрезвлении в любом случае должен быть не менее трех часов, но не превышать одних суток.

При установлении личности, места работы и жительства гражданина после его вытрезвления и оформления соответствующих материалов, он должен быть выписан из медицинского вытрезвителя. Выписка с 01 часа до 05 часов производится только в исключительных случаях (командировка, передача родственникам и т.п.). В остальных случаях она должна производиться с учетом резерва времени, необходимого гражданину для своевременного прибытия на работу.

При выписке гражданина из медицинского вытрезвителя дежурный разъясняет ему порядок оплаты за содержание в этом учреждении и возвращает под расписку в протоколе изъятые на хранение вещи, документы, деньги, ценности, за исключением оружия, наркотических веществ и других предметов, которые изъяты в установленном законом порядке.

Дежурный предлагает гражданину уплатить за содержание сумму в размере, установленном решением соответствующего органа власти. Уплатившему выдается квитанция, а в случае невозможности уплаты на месте ему выдается копия счета установленного образца.

Дежурный также информирует гражданина о том, в какой горрайорган будет направлен протокол о допущенном им правонарушении для принятия мер административного воздействия.

Дежурный по просьбе лица, выписанного из медицинского вытрезвителя, выдает справку о пребывании в этом учреждении, а при наличии у него жалоб и заявлений представляет книгу жалоб и предложений. Административное право России. Часть первая. / Под ред. А.П. Коренева. - М.: МЮИ МВД России. Издательство «Щит-М». 2004. - С. 436.

Медицинский вытрезвитель обеспечивает ежедневное представление сведений:

- начальнику органа внутренних дел - о лицах, у которых изъяты огнестрельное оружие, наркотики, порнография и другие запрещенные предметы; об иностранных гражданах и лицах без гражданства;

- в уголовный розыск горрайоргана - о несовершеннолетних, а также лицах, вовлекающих их в пьянство; гражданах, неоднократно доставлявшихся на вытрезвление, имеющих несовершеннолетних детей либо отвечающих за воспитание, обучение или содержание подростков; наркоманах, психически больных; ранее судимых, состоящих под административным надзором;

- в ГАИ - о доставленных в медицинский вытрезвитель водителях автотранспортных средств;

- в паспортное подразделение - о выявленных нарушителях правил паспортной системы;

- в военную комендатуру - о военнослужащих, доставленных в медицинский вытрезвитель.

В обязанности работников медицинских вытрезвителей входит проведение профилактической работы с гражданами, совершающими правонарушения на почве пьянства, выявление лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, участие в оформлении материалов для принятия к ним мер медицинского или административно-правового характера. На доставлявшихся в медицинский вытрезвитель три и более раза в течение года направляются сообщения в наркологические отделения (наркологические диспансеры, психоневрологические больницы) для их медицинского обследования и решения вопроса о проведении противоалкогольного лечения. Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник. - М., 1993. - С. 482.

Профилактическую работу с лицами, злоупотребляющими спиртными напитками, сотрудники осуществляют во взаимодействии с участковыми инспекторами милиции, общественными пунктами охраны порядка, советами профилактики правонарушений трудовых коллективов и наркологическими учреждениями органов здравоохранения.

§ 4. Основные обязанности работников медицинского вытрезвителя

Начальник медицинского вытрезвителя:

- руководит деятельностью медицинского вытрезвителя и несет ответственность за успешное решение задач, возложенных на это учреждение;

- обеспечивает подбор, расстановку, обучение и воспитание кадров, готовит аттестации на рядовой и начальствующий состав. Изучает деловые и морально-политические качества работников медицинского вытрезвителя, лично участвует в марксистско-ленинской подготовке и индивидуально-воспитательной работе;

- организует в установленном порядке взаимодействие медицинского вытрезвителя со службами и подразделениями горрайоргана, спецкомендатурами, общественными организациями по вопросам борьбы с пьянством и алкоголизмом;

- осуществляет контроль за выполнением всеми работниками медицинского вытрезвителя действующего законодательства, нормативных актов, решении местных органов власти, за неуклонным соблюдением ими законности и дисциплины, правомерностью их действий при исполнении служебных обязанностей;

- проводит в установленном порядке инструктажи и проверки несения службы нарядами медицинского вытрезвителя, обеспечивает надлежащий уровень профессионального мастерства личного состава, обучает его действиям в различных ситуациях при исполнении служебных обязанностей;

- рассматривает в установленные сроки жалобы и заявления граждан, принимает по ним соответствующие меры;

- распоряжается денежными средствами, выделяемыми по смете на содержание медицинского вытрезвителя, обеспечивает их использование строго по назначению. Несет персональную ответственность за состояние финансово-хозяйственной деятельности;

- принимает необходимые меры к полному взиманию с вытрезвляемых граждан денежных средств, поступлению их на текущий счет медицинского вытрезвителя и своевременному перечислению в доход соответствующего бюджета;

- осуществляет контроль за правильным использованием технических и автотранспортных средств, обеспечивает их техническое обслуживание и ремонт. Принимает меры по оснащению медицинского вытрезвителя оборудованием, инвентарем и имуществом. Административное право России. Часть вторая. / Под ред. А.П. Коренева. - М.: МЮИ МВД России. Издательство «Щит-М». 2004. - С. 521.

Заместитель начальника медицинского вытрезвителя:

- организует работу дежурной части медицинского вытрезвителя и экипажей, готовит и инструктирует наряды, проверяет несение ими службы;

- участвует в обучении сотрудников, в идейно-политической и индивидуально-воспитательной работе с личным составом;

- обеспечивает систематический анализ состава лиц, доставляемых в медицинский вытрезвитель, выявление конкретных причин и обстоятельств, способствующих проявлениям пьянства, подготовку проектов информации и предложений в органы государственной власти и местного самоуправления, комиссии по борьбе с пьянством, на предприятия, в учреждения и организации;

- организует взаимодействие с добровольными народными дружинами в работе по предупреждению и пресечению нарушений антиалкогольного законодательства;

- в отсутствие начальника медицинского вытрезвителя осуществляет его функции в полном объеме. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная: Учебник / Под ред. А.П. Коренева. - М.: Московский университет МВД РФ. - 2001. -С. 324.

Дежурный по медицинскому вытрезвителю:

- при заступлении на службу принимает от сменяемого дежурного документацию и имущество согласно описи, а также лиц, находящихся на вытрезвлении, их вещи и материальные ценности, докладывает о заступлении на дежурство начальнику медицинского вытрезвителя или лицу, его замещающему;

- руководит работой наряда медицинского вытрезвителя, осуществляет контроль за его деятельностью, поддерживает постоянную связь с экипажами, ориентирует их о приметах разыскиваемых преступников, похищенных вещах и предметах, информирует экипажи об изменениях обстановки;

- обеспечивает своевременный прием, регистрацию, медицинский осмотр и установление личности доставленных на вытрезвление граждан, тщательный досмотр одежды и вещей, их сохранность и выдачу владельцам после вытрезвления. Осуществляет контроль за соблюдением установленного времени содержания граждан на вытрезвлении;

- поддерживает внутренний распорядок в медицинском вытрезвителе, обеспечивает соблюдение правил пожарной безопасности и санитарное состояние помещения;

- осуществляет лично и при помощи фельдшера и милиционеров контроль за поведением и состоянием здоровья лиц, находящихся на вытрезвлении. Принимает меры, исключающие случаи смерти, совершения самоубийств и причинения телесных повреждений доставленным; в случае чрезвычайных происшествий немедленно докладывает дежурному по горрайоргану и начальнику медицинского вытрезвителя;

- выявляет среди доставленных разыскиваемых преступников, лиц, в отношении которых имеются подозрения о совершении ими или в отношении их преступлений, а также похищенные вещи и ценности. При установлении таких лиц или вещей и ценностей немедленно сообщает об этом в дежурную часть горрайоргана;

- при сдаче дежурства докладывает начальнику или лицу, его замещающему, о результатах работы за смену и вносит в кассу медицинского вытрезвителя деньги, полученные от граждан за содержание, делает об этом отметки и расписывается в журнале. Лончаков А.П., Никулин М.И. Понятие, содержание правоохранительной деятельности, осуществляемой в Российской Федерации: Темы учебной лекции, концептуальный аспект. Хабаровск, 1997. - С. 243.

Командир взвода:

- обучает личный состав взвода, воспитывает его в духе добросовестного выполнения служебного долга, строжайшего соблюдения дисциплины и социалистической законности;

- изучает обстановку на обслуживаемой территории, вносит предложения начальнику медицинского вытрезвителя об установлении для экипажей наиболее целесообразных маршрутов патрулирования;

- осуществляет расстановку сил и средств в соответствии с решением начальника горрайоргана на данные сутки;

- готовит личный состав к несению службы, следит за соблюдением милиционерами правил ношения формы одежды;

- непосредственно отвечает за организацию работы экипажей по своевременному удалению с улиц и других общественных мест лиц, находящихся в пьяном виде, обеспечению охраны общественного порядка на маршрутах патрулирования;

- организует взаимодействие экипажей с патрульно-постовыми нарядами и другими работниками милиции, участвующими в охране общественного порядка;

- контролирует в соответствии с графиком работу экипажей, устраняет выявленные недостатки, производит подмену милиционеров для принятия пищи;

- ведет учет работы личного состава взвода, вносит предложения начальнику медицинского вытрезвителя о предоставлении выходных дней и отпусков милиционерам.

Милиционер, осуществляющий наблюдение за лицами, помещенными на вытрезвление:

- принимает и размещает по указанию дежурного лиц, доставленных на вытрезвление, по палатам, при необходимости совместно с фельдшером производит их санитарную обработку;

- осуществляет постоянное наблюдение за поведением и состоянием лиц, находящихся в палатах, принимает меры к предупреждению случаев смерти, совершения самоубийств или причинения телесных повреждений.

Фельдшер медицинского вытрезвителя:

- выполняет свои обязанности в соответствии с Инструкцией по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители;

- при заступлении на дежурство совместно со сменяющимся фельдшером проверяет состояние здоровья лиц, находящихся на вытрезвлении, о результатах докладывает начальнику медицинского вытрезвителя или дежурному. Лончаков А.П. Правовое регулирование административной деятельности милиции общественной безопасности. - Владивосток 1996. - С. 72

В случаях выявления ухудшения здоровья у вытрезвляемых граждан обеспечивает оказание своевременной медицинской помощи, о чем делается запись в медицинском журнале;

- выявляет среди доставленных в медицинский вытрезвитель лиц с признаками венерических, заразных кожных и острых инфекционных заболеваний и принимает меры к направлению их в соответствующие лечебные учреждения;

- обучает работников медицинского вытрезвителя умению оказывать медицинскую помощь лицам, обнаруженным на улицах и в других общественных местах в беспомощном или опасном для жизни состоянии;

- следит за поддержанием надлежащего санитарного состояния помещений медицинского вытрезвителя, установленного температурного режима воздуха, воды, контролирует своевременное проведение дезинфекционных и дезинсекционных мероприятий и санитарной обработки лиц, поступивших на вытрезвление;

- пополняет аптеку медицинского вытрезвителя необходимыми медикаментами, организует их хранение и ведение учета, обеспечивает экипажи медицинского вытрезвителя аптечками первой помощи; своевременно представляет заявки на медикаменты и медицинское оборудование в местное аптекоуправление и управление медицинской техники и следит за наличием кислорода в баллонах соответствующих кислородных аппаратов;

- отчитывается перед медицинским управлением (отделом, службой) МВД, ГУВД, УВД по установленной форме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, объектом рассматриваемого правонарушения являются общественный порядок и общественная безопасность.

Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, квалифицируется как правонарушение независимо от того, в результате потребления алкогольной, спиртосодержащей продукции, наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача наступило такое опьянение. Основным признаком деяния является нахождение в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, в общественных местах.

Квалификация рассматриваемого правонарушения должна осуществляться с учетом результатов медицинского освидетельствования лица.

Особенность объективной стороны данного правонарушения состоит в том, что лицо появляется в общественном месте не просто в состоянии опьянения, а в оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (грубые выкрики, непристойная жестикуляция, неопрятный вид, мокрая, грязная, расстегнутая одежда, вызывающая брезгливость и отвращение, утрата чувства стыда, нарушение координации движения или полная беспомощность при бесчувственном состоянии).

Под общественным местом в диспозиции рассматриваемой статьи понимаются: улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования и другие общественные места, где наблюдается скопление людей. Под общественным местом в данном случае понимаются также организации торговли и общественного питания, где разрешена продажа алкогольной продукции в розлив.

Если появление в общественном месте в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, сопровождается нецензурной бранью, оскорбительным приставанием к гражданам или другими подобными действиями, ответственность должна наступать за мелкое хулиганство по ст.20.1 КоАП.

Субъектами рассматриваемого правонарушения могут являться лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

Правонарушение выражается в форме умысла.

Исходя из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (статья 2 Конституции Российской Федерации), как и иных защищаемых Конституцией Российской Федерации ценностей, - обязанность государства, федеральный законодатель вправе осуществлять надлежащее правовое регулирование, обеспечивающее соблюдение правопорядка, в том числе предусматривать административную ответственность за противоправные деяния. При этом допустимые ограничения прав и свобод строго очерчены Конституцией Российской Федерации, ее статьями 17 (часть 3), 29 (часть 2) и 55 (часть 3).

Оспариваемая заявителем норма направлена на защиту общественного порядка, общественной безопасности, нравственности, на устранение опасности для жизни и здоровья людей, которые в состоянии опьянения создают реальную угрозу как для самих себя, так и для окружающих.

Таким образом, введение статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за появление в общественных местах в состоянии опьянения не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан. Это подтвердил в свое время и Конституционный Суд РФ. Определение Конституционного Суда РФ от 16 октября 2003 г. № 328-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Парского Сергея Николаевича на нарушение его конституционных прав статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС Гарант.

Вместе с тем, проблемы, связанные с применением милицией административной ответственности за появление в общественных местах в состоянии опьянения остаются довольно острыми.

Закон «О милиции» сделал значительный шаг на пути деуниверсализации милиции, т.е. сужения ее функций. Смысл состоял в том, чтобы освободить отдельного человека и общество в целом от тотального полицейского надзора, опеки и вмешательства в их жизнь - этих характерных черт предшествующих десятилетий. Закон, в частности, снял с милиции прежнюю задачу борьбы с «антиобщественными действиями» и «антиобщественными явлениями». Самое же, пожалуй, главное состоит в том, что постановление Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О милиции» определило перечень функций, не свойственных милиции, которые должны были быть переданы в ведение иных органов.

К сожалению, в полной мере это постановление так и не выполнено. В ведении милиции по-прежнему находятся медицинские вытрезвители.

Под медицинскими учреждениями, куда милиция доставляет и где содержатся до вытрезвления лица, находящиеся в общественных местах в состоянии опьянения, понимаются прежде всего медицинские вытрезвители. Положение о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел и Инструкция по оказанию медицинской помощи лицам, доставленным в медицинские вытрезвители, утверждены приказом МВД СССР от 30 мая 1985 г. № 106.

Согласно Положению о медицинском вытрезвителе последний является специализированным учреждением милиции, выполняющим функции пресечения нарушений антиалкогольного законодательства, в частности появления в общественных местах лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, если их вид оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, или если они утратили способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, или могут причинить вред окружающим либо себе, и оказания им неотложной медицинской помощи.

Алкогольное опьянение, сопровождающееся указанными выше признаками, с медицинской точки зрения характеризуется как средняя или тяжелая степени опьянения. Степень опьянения (легкая, средняя, тяжелая) определяется фельдшером медицинского вытрезвителя в соответствии с Инструкцией по оказанию медицинской помощи лицам, доставленным в медицинские вытрезвители.

«Пресекательная», или «карательная», функция медицинских вытрезвителей, выраженная в приведенной выше формулировке, противоречит концепции Закона о милиции, в котором речь идет о медицинских, а не о специализированных милицейских учреждениях. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 1992 г. № 723 «Об организационных мерах по выполнению постановления Верховного Совета РСФСР «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О милиции» обязанности по руководству работой медицинских вытрезвителей были возложены на Министерство здравоохранения Российской Федерации с сохранением за органами внутренних дел обязанностей по доставлению граждан в медицинские вытрезвители и обеспечению в них общественного порядка. Однако Федеральный закон от 31 марта 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О милиции» установил, что постановление Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О милиции» применяется в части, не противоречащей ему и иному законодательству Российской Федерации. Следовательно, законодатель отказался от своего первоначального намерения передать медицинские вытрезвители из ведения МВД России в ведение Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Наставлением по организации деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел установлено, что при разбирательстве с доставленными, находящимися в состоянии опьянения, если в их действиях имеются признаки административного правонарушения, оперативный дежурный обязан поместить нарушителя в комнату для содержания задержанных лиц и после его вытрезвления провести разбирательство в установленном порядке.

На мой взгляд, это противоречит действующей Конституции, поскольку ограничивает свободу граждан, что недопустимо. Необходимо вернуться к вопросу намерении передать медицинские вытрезвители из ведения МВД России в ведение Министерства здравоохранения Российской Федерации и довести данную реформу до конца.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.09.2005) // СЗ РФ от 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1, СЗ РФ от 03.10.2005, № 40, ст. 3986.

3. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ от 17.06.1996, № 25, ст. 2954, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (ч. 1), ст. 3104.

4. Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1 (ред. от 09.05.2005) // ВСНД и ВС РСФСР от 18.04.1991, № 16, ст. 503, СЗ РФ от 09.05.2005, № 19, ст. 1752.

5. Приказ МВД СССР от 30 мая 1985 г. № 106 «Об утверждении Положения о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел и Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители» // СПС Гарант.

6. Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации // СПС Гарант.

Специальная литература

7. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная: Учебник / Под ред. А.П. Коренева. - М.: Московский университет МВД РФ. - 2001.

8. Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2002.

9. Административное право России. Часть первая. / Под ред. А.П. Коренева. - М.: МЮИ МВД России. Издательство «Щит-М». 2004.

10. Административное право России. Часть вторая. / Под ред. А.П. Коренева. - М.: МЮИ МВД России. Издательство «Щит-М». 2004.

11. Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник. - М., 1996.

12. Бурлаков В.Н., Гомонов Н.Д. Патопсихологические особенности личности // Правоведение. Известия высших учебных заведений. - № 3 (236). - 2001.

13. Веремеенко И.И. Сущность и понятие общественного порядка // Советское государство и право. - 1982. - № 3.

14. Ветров Н. И. Уголовное право. Общая часть. Учебник. - М., 1998.

15. Гаухман Л.Д. Уголовное право. Особенная и общая части. Учебник. - М., 1999.

16. Горбунова О.Н. К вопросу об определении понятия «общественный порядок» в советской науке административного права // Труды Иркутского госуниверситета. Т. XIX. Серия юридическая. Вып. 8. Часть 2. - Иркутск, 1967.

17. Готовцев А.В. Организационно-правовые вопросы взаимодействия милиции и внутренних войск в охране общественного порядка: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2000.

18. Гранин А.Ф. Теоретические вопросы социалистической законности в деятельности органов внутренних дел: Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. - Киев, 1975.

19. Гришаев П.Ф. Преступления против общественной безопасности. - М., 1959.

20. Даньшин И.Н. Уголовно-правовая охрана общественного порядка. - М., 1973.

21. Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. - М., 1951.

22. Игнатов А.Н. Курс советского уголовного права. - М., 1971. - Т. 6.

23. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю. М. Козлова. - М.: Юристъ, 2002.

24. Коренев А. П. Основы управления в ОВД. - М.: Щит-М, 2001.

25. Куделич А.В. Уголовно-правовая охрана общественного порядка в современной России: Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. - М., 2000.

26. Курс административного права и процесса / Под ред. Ю.А. Тихомирова. - М.. 1998.

27. Лончаков А.П. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. - Хабаровск. 1999.

28. Лончаков А.П. Правовое регулирование административной деятельности милиции общественной безопасности. - Владивосток 1996.

29. Лончаков А.П., Никулин М.И. Понятие, содержание правоохранительной деятельности, осуществляемой в Российской Федерации: Темы учебной лекции, концептуальный аспект. Хабаровск, 1997.

30. Манохин В. М., Адушкин Ю. С., Багишаев З. А., Российское административное право: Учебник. - М.: Юристъ, 2003.

31. Мокринский С. Озорство и хулиганство // Еженедельник советской юстиции. - 1924. - № 38.

32. Научный комментарий к УК РСФСР. - Свердловск, 1964.

33. Павлов В.Г. Субъект преступления и уголовная ответственность. - СПб., 2000.

34. Серегин А.В. Советский общественный порядок и административно-правовые средства его укрепления. - М., 1975.

35. Таганцев Н. С. Русское уголовное право: Лекции. Часть общая. Т. 1. - М.: Юристъ, 1994.

36. Яценко С.С. Ответственность за преступления против общественного порядка. - Киев, 1976.

37. Яценко С.С. Уголовно-правовая охрана общественного порядка. Сравнительно - правовой аспект. - Киев, 1986.

Судебная практика

38. Определение Конституционного Суда РФ от 16 октября 2003 г. № 328-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Парского Сергея Николаевича на нарушение его конституционных прав статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС Гарант.

39. Решение Верховного Суда РФ от 28 февраля 2005 г. № ГКПИ05-78 // СПС Гарант.

40. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 23 июля 2004 г. № 231с05 // БВС РФ. - 2004. - № 11.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты