Принцип разделения властей в системе органов государственной власти
p align="left">Для этого необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", а ч. 1 ст. 80 Конституции Российской Федерации необходимо изложить в следующей редакции: "1. Президент Российской Федерации является главой государства и возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации".
В качестве дополнительного механизма координации различных уровней государственной власти в стране действует созданный главой государства Государственный Совет Российской Федерации, на заседаниях которого Президентом страны обозначаются наиболее судьбоносные решения и реформы системы исполнительной власти государства, разрабатываются программы по стимулированию социально-экономического развития России.Гончаров В.В. Проблемы соотношения и взаимодействия президентской и исполнительной власти в России // Юридический мир. 2008. № 4. С. 43-46.
Представляется, что в целях детализации полномочий главы государства и решения задачи по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти с другими ветвями власти следует закрепить статус Государственного Совета Российской Федерации в Конституции Российской Федерации, дополнив ст. 85 Конституции Российской Федерации частью 3 следующего содержания: «3. Для обеспечения согласованного функционирования и развития органов государственной власти Президент Российской Федерации образует Государственный Совет Российской Федерации, состав и порядок деятельности которого определяются федеральным конституционным законом». Указанные изменения позволят укрепить на данном историческом этапе основы Российского государства, федерализма и обеспечить стабильность государства.
2.3 Законодательная власть в системе разделения властей
Законодательная власть воплощена в Федеральном Собрании. Из определения Федерального Собрания как парламента следует, что этот орган должен выступать в качестве коллективного выразителя интересов и воли российского народа, который являйся носителем суверенитета и единственным источником власти в стране. Исходя из принципа разделения властей, российский парламент представляет законодательную ветвь государственной власти в России. Главная функция - законотворческая деятельность.
Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Депутаты Госдумы избираются населением, а членами Совета Федерации (в соответствии с новым законом о порядке формирования СФ) являются представители законодательных и исполнительных органов регионов (или их нынешние главы до истечения полномочий).
Необходимо отметить, что первоначально статус Совета Федерации был определен таким образом, что по способу своего формирования он нарушал принцип разделения властей и требования к профессионализму парламентской деятельности. В его состав вошли и главы исполнительной власти субъектов федерации, для которых деятельность на постоянной основе в Совете Федерации, как правило, просто невозможна.
К ведению Совета Федерации относится: 1) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; 2) утверждение Указа Президента о введении военного и чрезвычайного положения; 3) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил; 4) назначение выборов Президента; 5) отрешение Президента от должности; 6) назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда; 7) назначение и освобождение от должности Генерального прокурора.
Среди полномочий Государственной Думы, закрепленных в Конституции, можно выделить: 1) дачу согласия Президенту на назначение Председателя Правительства; 2) решение вопроса о доверии Правительству; 3) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка; 4) объявление амнистии; 5) выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности.
В Конституции закреплено право обеих палат контролировать деятельность правительства. Для этого создана Счетная палата Федерального Собрания. Госдума заслушивает отчет правительства об исполнении федерального бюджета и отчеты министров по актуальным вопросам.
2.4 Судебная власть в системе разделения властей
Судебная власть так же самостоятельна, как две другие ветви. По своему предметному назначению судебная власть представляет конкретную форму деятельности государства в соответствующих сферах жизни общества. Потребность государства в судебной власти определяется как необходимостью разрешения постоянно возникающих споров, так и необходимостью защиты конституционного строя, прав и свобод, законных интересов человека и гражданского общества.
Демократическое общество заинтересовано в такой судебной власти, где судьи исполняют требования закона беспристрастно, в четко установленных рамках процедуры, соблюдая разумные сроки рассмотрения. Главная цель судебной власти - содействовать гражданам, их объединениям, включая экономические образования, государственным и общественным институтам в реализации законных прав. Весьма обоснованным полагаем мысль ученых о том, что судебная власть ориентирована прежде всего на защиту прав и свобод граждан, их законных интересов, осуществляемую путем разрешения правовых споров и конфликтов, применяя в необходимых случаях меры государственного принуждения к лицам, посягающим на эти права. Своего рода совокупная компетенция органов судебной власти определяет место в системе единой государственной власти, выражает ее правовые возможности по осуществлению функций государства, определяет ее сферы воздействия, права и обязанности, пространственную и предметную направленность судебной деятельности, содержит ее цели и задачи.
Реализация принципа разделения властей должна быть направлена на то, чтобы все разновидности государственной власти считали первоочередными гуманистические цели, в числе которых установление прочных юридических гарантий, необходимых форм и процедур, в целях социальной и правовой защиты личности от произвола государственных органов и чиновников, обеспечения соответствия действий государственных органов, равноправия граждан в обществе.ФоковА.П. Судебная власть в системе разделения властей // Российский судья. 2007. № 10. С. 20-24.
Статья 118 Конституции России отражает, что судебная власть как одна из ветвей государственной власти осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Это означает, что судебная власть реализует себя посредством судопроизводства, т.е. урегулированной процессуальным законом деятельности суда по конкретному делу, состоящей из разрешения дела по существу, а также в решении иных правовых вопросов, возникающих в ходе процессуальной деятельности по конкретному делу.
Как известно, в сферу действия судебной власти, например в уголовном судопроизводстве, вошли значительные по своему объему и последствиям правомочия суда по контролю за законностью действий органов исполнительной власти в досудебном производстве по уголовным делам. Судебный контроль в этом случае осуществляется посредством дачи судом разрешения на производство ряда процессуальных действий, способных нарушить или ограничить конституционные права и свободы граждан (ч. 2 ст. 29 УПК). Судебный контроль может иметь место и при рассмотрении жалоб граждан на незаконные действия (бездействие), о решении должностных лиц в досудебном производстве, если они нарушили предоставленные Конституцией РФ права и свободы граждан (ст. 125 УПК).
Проявление судебной власти в досудебном производстве по уголовным делам свидетельствует об усилении роли суда по защите прав и свобод личности.
Судебная власть - это особая форма государственно-властных отношений в сфере всех видов судопроизводства, а потому обращение в суд с жалобой кого-либо из участников процесса независимо от формы судопроизводства обязывает суд выполнить предусмотренные процессуальным законом соответствующие действия и принять соответственно решение.
Отечественная юридическая наука постоянно обращалась к теме судебной деятельности - правосудию как к основной деятельности по рассмотрению и разрешению в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел. Сегодня, когда развитие научной мысли идет в объеме тех перемен, которые происходят в государстве и обществе, новым становится и такое понятие, как "судебная власть, обладающая статусом самостоятельной и независимой ветви государственной власти". В связи с этим принципиально новым является ее назначение: служить средством защиты прав и свобод человека, гражданина, обеспечивать верховенство права при разрешении правовых споров, конфликтов, развивать систему "сдержек и противовесов" во взаимоотношениях с органами законодательной и исполнительной власти и тем самым обеспечивать самоограничение государственной власти с помощью права. Это в равной степени относится также к производству дел любой формы судопроизводства.
С появлением категории "судебная власть" теперь уже в ее современном понимании и значении в правовой науке появилось много таких острых вопросов, которые требуют незамедлительного их изучения и осмысления.
Авторами данного монографического исследования предпринята попытка исследовать один из таких вопросов - функцию органа государственной власти суда в аспекте ее процессуальной деятельности на уровне концепта судебного права. Как справедливы слова авторов: «Сколько ни муссируется тезис, что между гражданским и уголовным судопроизводством больше различий, чем общего, он не в состоянии заслонить существо проблемы, которая заключается не в арифметическом подсчете совпадающих деталей и расхождений, а в признании принципиального единства, имманентной общности главных органических признаков судопроизводства по гражданским и по уголовным делам»Полянский Н.Н., Мельников А.Л. Проблемы судебного права. 2003. С. 11., а теперь добавим еще и признаки конституционного, арбитражного и административного судопроизводств.
Н.Н. Ковтун, используя традиционный смысл понятия функции как основное направление деятельности или реализации какого-либо явления, предлагает понимать правосудие (судебный контроль как частную форму его проявления) функцией не столько самой государственной власти, сколько соответствующих судебных органов государства. Далее Н.Н. Ковтун пишет, что именно конституционная функция судебной защиты прав и законных интересов личности, интересы государства и общества составляют сущность и основное направление деятельности судебной властиСм.: Ковтун Н.Н. Судебный контроль в уголовном судопроизводстве России. Н. Новгрод, 2002. С. 20 - 21.. Мы разделяем такой подход, что именно конституционная судебная защита прав и законных интересов личности выступает как основное направление деятельности судебной власти. Представляется, что сегодня в теории права исследуются самостоятельные по значению и этимологии понятия: «судебная власть», «судебная защита», «судебные функции», «судебный контроль», «судебный надзор», «правосудие».Фетищев Д.В. Судебная власть в системе разделения властей // Российский следователь. 2008. № 10.
Демократический путь развития общества предполагает радикальную реформу судебной системы, повышение уровня правосознания и правовой культуры, совершенствование законодательства в части определения правового положения личности в различных сферах государственной деятельности, включая все формы судопроизводства. И хотя судебная реформа определила контуры разрешения проблем по организации и функционированию судебной власти, однако по мере решения таковых будут возникать и другие проблемы, которые также будут в достаточной степени значимы. Сегодня достаточно много ученых высказывают мнения и суждения относительно сущности судебного контроля. Да, судебный контроль действует как мера защищенного характера, обеспечивающая законность и обоснованность ограничения прав человека, и в этом его огромное предупредительно-охранительное назначение. Понятно, что внимание к нему сегодня достаточно обоснованно. Мы со своей стороны судебному контролю также уделяем немало внимания, поскольку судебный контроль - это одна из форм судебной защиты. Например, есть мнение, что судебный контроль за законностью решений следователя - нецелесообразная мера, его надо исключить из уголовного процесса. Наилучшим местом судебного контроля является, по мнению отдельных ученых, конституционный процессСм.: Свиридов М.К. Соотношение функций разрешения уголовных дел и судебного контроля в деятельности суда // Правовые проблемы укрепления Российской государственности. Вып. 7. Томск, 2001. С. 5 - 6..
Природа организации и деятельности судебной власти в современной российской государственно-правовой системе базируется на основополагающей идее ее самостоятельности, что призвано обеспечить реализацию названных функций в целях достижения сущностных задач судебной власти как гаранта социального мира и господства права. Функции как основные направления деятельности судебной власти обусловливают состав ее полномочий в системе государственно-властного механизма.
2.5 Роль прокуратуры России в системе разделения властей
Прокуратура в настоящее время - необходимый надзорный элемент обеспечения разделения и взаимодействия властей. Актуальность темы правового статуса прокуратуры и ее роли в системе разделения властей не вызывает сомнений, особенно сейчас в свете проведения реформы прокурорского следствия и происходящих существенных изменений в структуре органов прокуратуры.
В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции России и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура осуществляет свои функции в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Прокуратура занимает особое место в механизме гарантий законности и реализации государственной власти. При этом Конституция России и вышеуказанный Закон не поставили точку в дискуссиях о задачах и функциях прокуратуры, ее месте в механизме государственной власти и роли в системе сдержек и противовесов.Ванькаев А.Н. Место ироль прокуратуры в системе разделения властей Российской Федерации // Российский следователь. 2008. № 10. С. 58-59.
На сегодняшний день имеется достаточное количество предложений об отнесении прокуратуры к какой-либо ветви власти - законодательной, исполнительной или судебной. Некоторые оппоненты прокуратуры считают, что с усилением судебного контроля просто отпала необходимость в прокурорском надзоре, другие же говорят о том, что органы прокуратуры на сегодняшний день наделены чрезвычайно широкими полномочиями, что влияет на качестве работы этого органа. Так, профессор В.П. Беляев считает, что «именно в многофункциональности современной прокуратуры и кроется основная ее беда; именно потому, что она «разрывается» на части, стремясь обеспечить многочисленные, заметим, предусмотренные законом, направления деятельности, прокуратура обречена на низкую эффективность и низкий КПД»Беляев В.П. Надзорная и иные функции прокуратуры - совместимы ли они? // Российский следователь. 2006. № 4. С. 56.. Генеральный прокурор Юрий Яковлевич Чайка говорит о том, что необходимо последовательное «разрешение накопившихся проблем, правильный выбор приоритетов, акцентирование усилий на решении узловых задач с постепенным освобождением прокуратуры от несвойственных ей функций». Но при этом он считает, что прокуратура, повышая правозащитную функцию, «при любой модели должна оставаться субъектом следствия»Чайка Ю.Я. О развитии органов прокуратуры // Адвокат. 2006. № 7. С. 67..
Принимая во внимание наличие различных подходов к определению места прокуратуры в системе органов государственной власти в реалиях сегодняшнего дня, прокуратура не включена ни в одну из составляющих триады разделения властей. Вместе с тем в целях упорядочения службы в прокуратуре возникает необходимость приведения ряда нормативных правовых актов, в том числе ведомственных, в соответствие с содержанием и сущностью государственной службы. В частности, имеется в виду следующее: определение наименования государственных должностей в прокуратуре, которые замещаются лицами, именуемыми по Закону о прокуратуре «прокурорскими работниками»; установление квалификационных требований к лицам, претендующим на занятие государственных должностей в прокуратуре, и государственным служащим системы прокуратуры; формирование перечня должностей государственной службы в прокуратуре и включение их в Реестр должностей федеральной государственной службы, утверждаемый указом Президента России; разработка для каждого государственного служащего прокуратуры должностного (служебного) регламента его деятельности, содержащего требования, предъявляемые к государственному служащему, замещающему соответствующую должность прокурора, следователя или иного прокурорского работника, его должностные (служебные) права, обязанности и ответственность в зависимости от функциональных особенностей данной должности государственной службы; определение способов и условий замещения государственных должностей в системе прокуратуры (конкурсный отбор, сдача квалификационных экзаменов и т.п.); организационное обеспечение службы в прокуратуре (выделение полномочий кадровых служб в отношении прохождения службы прокурорскими работниками) и др.Кобзарев Ф.М. Правовой статус российской прокуратуры и проблемы его развития. М., 2002. С. 43. Вопрос о конституционном закреплении места и роли прокуратуры в государственном механизме, выполняемых ею функций давно назрел и требует своего разрешения. Учитывая необходимость обеспечения стабильности Конституции, нормы, посвященные прокуратуре, должны содержать не переходные положения, а отражать тот статус прокуратуры и ту систему ее функций, которые присущи ей в демократическом правовом государстве и которые должны выступать конечной целью проводимой реформыКайнов В.И., Садыгова М.М. Роль прокуратуры Российской Федерации в системе разделения властей теоретико-правовой аспект // История государства и права. 2007. № 9. С. 39-41..
Таким образом, отсутствие конституционного решения вопроса о функциях и полномочиях прокуратуры стало одной из причин различных подходов к определению места прокуратуры в системе органов государственной власти. Специфичность деятельности прокуратуры как органа государственного надзора состоит в том, что она напрямую не относится ни к одной из ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной или судебной), осуществляет деятельность самостоятельно и независимо от них, выполняя функцию одного из элементов механизма реализации государственной власти. В своей деятельности прокуратура активно взаимодействует, сотрудничает со всеми ветвями власти, так как они все заинтересованы в сохранении и укреплении единой законности, охране права и прав субъектов правоотношений от нарушений.
Без сомнения, реформировать прокуратуру необходимо, но это должно происходить постепенно, по мере становления правового государства и усиления контроля гражданского общества, по мере выработки конкретных положений, и прежде чем начинать реформирование, необходимо иметь в виду, что прокуратура в России - это уникальный, зарекомендовавший себя, очень важный и, самое главное, высоко востребованный орган. И отношение к нему должно быть соответствующее, иначе можно повторить печальные ошибки прошлого.
Несмотря на номинально провозглашенный Конституцией России принцип разделения властей, многие считают, что фактического разделения властей в России не существует, так как и в авторитарном государстве этот принцип неосуществим на практикеСм.: Болдырева Р. С. Разделение властей. Теоретико-правовые аспекты: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.01. - М., 1998. - 164 с.. Согласно другой точке зрения, принцип разделения властей в России имеет место, но исполнительная власть доминирует над законодательной и судебной властью, система «сдержек и противовесов» еще не создана См.: Ишеков К. А. Конституционный принцип разделения властей в субъектах Российской Федерации: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.02. - Саратов, 2004. - 202 с..
Помимо Президента России, некоторые государственные органы с особым статусом также нельзя отнести ни к одной из основных ветвей власти:
* Администрация Президента России - обеспечивает деятельность Президента Российской Федерации;
* Полномочные представители Президента Российской Федерации в регионах - представляют Президента Российской Федерации и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа;
* Органы прокуратуры России - осуществляют от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих законов и другие функции;
* Центральный банк России - основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти -- защита и обеспечение устойчивости рубля;
* Центральная избирательная комиссия России - проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий;
* Счётная палата России - осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета;
* Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - рассматривает жалобы граждан России и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав;
* другие федеральные государственные органы, также не относящиеся ни к одной из основных ветвей государственной власти.
Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» - разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов России, а также разделение властей в самих субъектах федерации.
Статьей 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»В редакции Федерального закона от 29.03.2008 № 30-ФЗ / Рос. газета 2 апреля 2008 г. от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов России. К судам субъектов Российской Федерации относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах России также действуют федеральные суды, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента России, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.
Глава 3. Осуществление принципа разделение властей в Республике Башкортостан
3.1 Законодательная власть
Система органов государственной власти в республике построена на принципах единства государственной власти и разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан (ст. 5 ч. 3, ст. 11 ч. 3 Конституции Республики Башкортостан), а также разделения властей (ст. 10 Конституции России и ст. 6 Конституции Республики Башкортостан). Еникеев З.И. Правовой статус Башкортостана в составе России: историко-правовое исследование. Уфа: Гилем. 2002. С. 317.
Многонациональный народ Российской Федерации как единственный источник власти представляет собой единство населения всех субъектов России. Таким образом, с одной стороны, власть в субъектах России осуществляется многонациональным народом России, а с другой стороны, в каждом отдельном субъекте России власть осуществляется составной частью многонационального народа Российской Федерации - населением субъекта России. И в этом смысле население субъекта России, безусловно, является его источником власти. Гомбожапов О.С. К вопросу о полноте государственной власти субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 7. С. 34-41.
Принципиально важным является то, что в Конституцию Республики Башкортостан в качестве части I был включен Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан», названный в письме Президента Российской Федерации В.В. Путина главным документом, характеризующим взаимоотношения России и Башкортостана. См.: Адигамов И. А. Основной Закон: проблемы стабильности и обновления. Исполняется пятнадцать лет со дня принятия Конституции Республики Башкортостан 1993 года. 24 декабря 2008 // http://www.bashvest.ru.
Решение вопроса о суверенитете в России в современной правовой практике России является однозначным и опирается на официальное и окончательное толкование Конституции РФ. Результатом этому послужило приведение конституций республик в соответствие с Конституцией Российской Федерации.
Например, если согласно прежней редакции Конституции Конституция Республики Башкортостан. В ред. Закона Республики Башкортостан от 03.11.2000 № 94-з «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан» // СПС Гарант. Республика Башкортостан конституировалась в качестве демократического правового суверенного государства в составе Российской Федерации, суверенитет которого выражался в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан, то после принятия изменений в 2002 г. Конституция Республики Башкортостан (в ред. Закона Республики Башкортостан от 03.12.2002 № 369-з "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан") // СПС Гарант. вместо существовавшего ранее положения о суверенитете закрепляется, что «Республика Башкортостан обладает всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан».
Основополагающие принципы демократических преобразований нашли свое отражение в статье 6 Конституции Республики Башкортостан, которая четко определила разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную при условии их самостоятельности и единства, Особенность рассматриваемого нами принципа государственного устройства заключается в том, что он составляет первичную и основополагающую нормативную базу для остальных положений Конституции, иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан. В них закрепляются юридические и иные гарантии принципа разделения власти, устанавливается компетенция органов государственной власти Республики Башкортостан, порядок принятия ими нормативных правовых актов, закрепляется система сдержек и противовесов, с помощью которых каждая ветвь власти может ограничивать другие, обеспечивается взаимодействие властей как единого государственного механизма. Анализ конституционного разделения властей высвечивает две плоскости вопроса: горизонтальную и вертикальную. По горизонтали - это вопросы разделения властных полномочий между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. По вертикали - вопросы разделения государственно-властных полномочий между федеральным центром и органами государственной власти республики. В силу Конституции Республики Башкортостан (статьи 6, 7) органами, олицетворяющими законодательную, исполнительную и судебную власти, являются Государственное Собрание Республики Башкортостан Президент Республики Башкортостан, Кабинет Министров Республики Башкортостан, суды Республики Башкортостан. Принцип разделения властей требует строгого разграничения компетенции государственных органов, что получило свое закрепление в Конституции, предусмотренных ею законах и других нормативных правовые актах республики. Так, глава VIII Конституции «Организация государственной власти) закрепляет в своих статьях статус Президента Республики Башкортостан основы организации и деятельности, компетенцию Государственного Собрания и Кабинета Министров Республики Башкортостан, В главе XII определены основы судебной системы республики. Краткая характеристика каждой ветви власти, основанная на конституционных нормах, может быть следующей. В соответствии со ст. 70 Конституции Республики Башкортостан высшим представительным и единственным законодательным органом. В республике является Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан.
К ведению Государственного Собрания Республики Башкортостан относятся:
1) принятие Конституции Республики Башкортостан, внесение в нее изменений и дополнений;
2) осуществление законодательного регулирования по предметам ведения Республики Башкортостан и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан в пределах полномочий Республики Башкортостан;
3) толкование законов Республики Башкортостан, контроль за их исполнением;
4) утверждение программ социально-экономического развития Республики Башкортостан;
5) утверждение бюджета Республики Башкортостан и отчета о его исполнении;
6) установление в соответствии с федеральным законом налогов и сборов Республики Башкортостан;
7) утверждение бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Башкортостан и отчетов об их исполнении;
8) осуществление контроля за исполнением бюджета Республики Башкортостан и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Башкортостан;
9) установление порядка управления и распоряжения государственной собственностью Республики Башкортостан и контроль за его соблюдением;
10) установление административно-территориального устройства Республики Башкортостан и порядка его изменения;
11) решение вопросов, связанных с изменением границ Республики Башкортостан;
12) утверждение заключения и расторжения договоров Республики Башкортостан;
13) установление порядка назначения и проведения референдума Республики Башкортостан, назначение даты проведения референдума Республики Башкортостан;
14) установление порядка проведения выборов и назначение даты выборов депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан;
15) принятие решения о наделении кандидатуры, представленной Президентом Российской Федерации, полномочиями Президента Республики Башкортостан;
16) избрание Председателя Государственного Собрания Республики Башкортостан;
17) решение вопроса о недоверии (доверии) Президенту Республики Башкортостан;
18) согласование назначения на должность Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан;
19) назначение на должность Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда Республики Башкортостан;
20) согласование назначения Прокурора Республики Башкортостан;
21) внесение на рассмотрение Президента Республики Башкортостан, органов исполнительной власти Республики Башкортостан предложений об изменениях и (или) дополнениях в правовые акты Президента Республики Башкортостан, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Башкортостан либо об их отмене;
22) обжалование актов Президента Республики Башкортостан, органов исполнительной власти Республики Башкортостан в судебном порядке;
23) осуществление права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
24) проведение парламентских расследований и парламентских слушаний;
25) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Республике Башкортостан;
26) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан;
27) принятие обращений в Конституционный Суд Республики Башкортостан, Конституционный Суд Российской Федерации;
28) избрание мировых судей;
29) участие в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом;
30) назначение представителей общественности в квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан и прекращение их полномочий;
31) назначение в пределах своих полномочий членов Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан;
32) установление в пределах своих полномочий порядка проведения выборов в органы местного самоуправления;
33) заслушивание по отдельным вопросам информации руководителей исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан;
34) учреждение государственных наград Республики Башкортостан, почетных званий Республики Башкортостан;
35) иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящей Конституцией и законами Республики Башкортостан к ведению Государственного Собрания Республики Башкортостан.
Государственное Собрание Республики Башкортостан при осуществлении своих полномочий обеспечивает соблюдение Конституции Российской Федерации и федеральных законов. Еникеев З.И. Конституционно-правовое развитие Башкортостан. - Уфа: Китап, 2008. С. 72-75.
Порядок деятельности Государственного Собрания определяется Законом Республики Башкортостан «О Государственном Собрании - Курултае Республики Башкортостан» Закон Республики Башкортостан от 30.12.2002 № 448-з «О Государственном Собрании - Курултае Республики Башкортостан». В ред. от 06.11.2007 Закона РБ № 482-з // Респ. Башкортостан. № 5. 2003. 10 января., иными законами Республики Башкортостан, Регламентом Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан. Постановление Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 06.03.2003 № ГС-875 «О регламенте Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан». В ред. Постановления Государственного Собрания - Курултая РБ от 16.12.2008 № ГС-464 // СПС КонсультантПлюс.
Реализация конституционного принципа разделения власти как единого государственного механизма возможна только при действии его внутренней части, которая состоит из системы сдержек и противовесов. Продолжая общее освещение исследуемого принципа, рассмотрим « его действие в другой плоскости. Реализация принципа разделения государственной власти, закрепленная в конституции, нормах, соотносится с федеральной системой государственного устройства. Речь идет о разделении властей по вертикали. Рассматривая конституционный принцип разделения властей в соотношении положений Конституции Российской Федерации (статьи 10,11) и Конституции Республики Башкортостан (статья 5) становится очевидным наличие разграничения властных функций между федеральными и республиканскими органами власти. Скорее всего, это вопрос пределов централизации и децентрализации государственной власти. Правовая регламентация данного вопроса заложена в конституционных нормах и получила свое развитие в договорных отношениях.
Какой бы ни была мотивация государственных деятелей разных уровней при осуществлении властных полномочий, на первый план неизбежно выходят проблемы, связанные с соблюдением пропорций федерального и республиканского бюджетов. Субъективные причины, на наш взгляд, лежат в сознании прошлого, усилении централизованной власти в последние годы, также антикризисные мероприятия направлены на усиление позиций центра (например, сбор налогов). Стереотипы административно-командного управления не позволяют развиваться, существенно тормозя развитие процесса договорных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации. В этой связи нам предстоит трудоемкая организационно-правовая работа.
3.2 Исполнительная власть
Высшим исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан является Правительство Республики Башкортостан.
Правительство Республики Башкортостан возглавляет Президент Республики Башкортостан.
Главой Республики Башкортостан является Президент Республики Башкортостан.
Президент Республики Башкортостан является высшим должностным лицом Республики Башкортостан, представляет Республику Башкортостан в отношениях с Президентом Российской Федерации, Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, иными федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами и при осуществлении международных и внешнеэкономических связей.
Обращаясь к Конституции Республики Башкортостан нельзя не заметить, что государственная власть в виде полупрезидентской республики сконструирована прежде всего с целью создания эффективной, динамичной. Но в тоже время ответственной в политическом плане перед Государственным Собранием исполнительной власти. Еникеев З.И. Правовой статус Башкортостана в составе России: историко-правовое исследование. Уфа: Гилем. 2002. С. 324-325.
Президентом Республики Башкортостан может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет. Срок полномочий Президента Республики Башкортостан составляет пять лет.
Президент Республики Башкортостан приступает к осуществлению своих полномочий с момента принесения им присяги.
Президент Республики Башкортостан:
1) гарантирует реализацию прав и свобод человека и гражданина, защищает экономические и политические интересы Республики Башкортостан, обеспечивает законность и правопорядок на ее территории;
2) определяет основные направления социально-экономического развития Республики Башкортостан;
3) формирует Правительство Республики Башкортостан и руководит его деятельностью; принимает решение об отставке Правительства Республики Башкортостан;