p align="left">Из постановления Конституционного Суда следует, что общий срок содержания обвиняемого под стражей в стадии предварительного расследования, включая время ознакомления с уголовным делом, по решению должностных лиц прокуратуры не должен превышать полутора лет. Суду же должно быть предоставлено право продлевать срок содержания обвиняемого под стражей на этапе ознакомления его с делом, если нет оснований для удовлетворения жалобы обвиняемого, а полномочия должностных лиц прокуратуры, предусмотренные ч.2 ст.97 УПК, исчерпаны. Во всех случаях - "продление" это не может превышать шести месяцев.
Соответствующие положения постановления Конституционного Суда реализованы в Законе о внесении изменений и дополнений в УПК.
Заслуживает внимания следующая новелла, внесенная в ч.4 ст.97 УПК: в случае, когда ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами дела до истечения предельного срока содержания под стражей невозможно, Генеральный прокурор Российской Федерации, прокурор субъекта Федерации, военный прокурор округа и приравненные к ним прокуроры вправе не позднее пяти суток до истечения предельного срока содержания под стражей возбудить ходатайство перед судьей областного, краевого и приравненных к ним судов о продлении этого срока.
Итак, в сферу судебного контроля за сроками содержания обвиняемых под стражей включены судьи областного, краевого и приравненных к ним судов. К ним должны быть отнесены и Верховные суды республик, входящих в состав Российской Федерации. В каких случаях в суды должен обращаться только Генеральный прокурор Российской Федерации, а в каких это возможно делать и прокурорам субъектов Федерации, а также приравненным к ним прокурорам? Ответ на этот и ряд других вопросов, в связи с принятием Закона РФ от 31 декабря 1996 г., целесообразно получить в соответствующих разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ.
Можно предположить, что Генеральный прокурор Российской Федерации обращается в суд субъекта Федерации, на территории которого расследуется уголовное дело, с ходатайством о продлении срока содержания обвиняемого под стражей на этапе ознакомления с материалами дела, если истекает санкционируемый им полуторагодичный или санкционируемый его заместителем годичный срок содержания обвиняемого под стражей, и он недостаточен для окончания ознакомления с делом и удовлетворения ходатайств обвиняемого и его защитника. Такие обращения возможны в исключительных случаях и только в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений.
Прокурор субъекта Федерации и приравненный к нему прокурор обращается в указанные выше суды с ходатайством о продлении срока содержания обвиняемого под стражей на этапе ознакомления с материалами дела, если истекает санкционируемый им шестимесячный срок содержания обвиняемого под стражей и он недостаточен для окончания ознакомления с делом и удовлетворения ходатайства обвиняемого и его защитника.
Представляется, что судья, рассматривая ходатайство прокурора о продлении срока содержания под стражей, вправе учесть мнение обвиняемого и его защитника о времени, необходимом им для ознакомления с делом и удовлетворения их ходатайств, если это мнение в письменном виде поступило до рассмотрения ходатайства прокурора.
§3. Общие гарантии законности ведения уголовного процесса
В ст.25 Конституции РФ закреплен принцип неприкосновенности жилища. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающего в нем иначе как в случаях, установленных федеральным зако-ном, или на основании судебного решения.
Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных перегово-ров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основания судебного решения (ст.23 Конституции РФ).
Статью 12 УПК РСФСР необходимо применять с учетом этих положений, закрепленных в Конституции.
«Гражданам гарантируется неприкосновенность жилища. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц.
Личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраняются законом.
Обыск, выемка, осмотр помещения у граждан, наложение ареста на корреспонден-цию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях могут производиться только на ос-нованиях и в порядке, установленных настоящим Кодексом».
Поскольку никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании судеб-ного решения, вышеназванные суды должны рассматривать материалы, подтверждаю-щие необходимость проникновения в жилище, если таковые представляются в суд.
По результатам рассмотрения материалов судьей выносится мотивированное постановление о разрешении провести оперативно-розыскные или следственные действия, связанные с ограничением права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, или с проникновением в жилище, либо об отказе в этом.
Закрепляя принципы неприкосновенности жилища граждан и тайны переписки, Конституция РФ предопределяет незыблемость процессуальных гарантий, действующих в системе уголовного процесса в целях охраны прав и законных интересов личности.
Обеспечивая неприкосновенность жилища и тайну пе-реписки, система процессуальных гарантий вместе с тем служит средством выявления преступлений, содействуя эффективной борьбе с преступностью.
Ст. 18 УПК РСФСР говорит о том, что говорит о том, что разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной тайны.
Закрытое судебное разбирательство, кроме того, допускается по мотивированному определению суда или постановлению судьи по делам о преступлениях лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста, по делам о половых преступлениях, а также по другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни уча-ствующих в деле лиц.
Принцип гласности судебного разбирательства предусмотрен ст. 123 (чч. 1 и 2) Конституции РФ, согласно которой установлено открытое разбирательство дел во всех судах. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Гласность судебного разбирательства, обеспечивая возможность гражданам при-сутствовать в зале суда и следить за ходом производства по делу, а также освещать ход и результаты процесса в печати, по радио, телевидению и т. п., является важным средством привлечения внимания общественности к осуществлению правосудия, средством кон-троля за деятельностью суда.
Широкая гласность - важное выполнение судом его воспитательных задач, пре-дупредительного воздействия правосудия. В этих целях суды принимают меры к уведом-лению граждан о предстоящих судебных процессах, сообщают о результатах рассмотре-ния дела, а также используют иные средства для привлечения внимания населения к рас-сматриваемому делу.
Гласность судебного разбирательства, предоставляющая всем гражданам, достиг-шим шестнадцатилетнего возраста, право присутствовать в зале судебного разбиратель-ства, не исключает права и обязанности суда (судьи) решить вопрос о том, в какой ауди-тории должно рассматриваться дело, а в необходимых случаях и пригласить тех лиц, для которых воспитательное воздействие рассматриваемого дела может оказаться наиболее желательным. Осуществление принципа гласности сочетается, таким образом, с целена-правленным воздействием судебного процесса на граждан.
Осуществление принципа гласности в судебном разбирательстве предполагает обязательное оглашение всех решений, принятых в результате рассмотрения дела и в хо-де его рассмотрения.
В связи с этим было бы неправильным какое-либо ограничение права лиц, находя-щихся в зале судебного заседания, вести записи по ходу процесса, если это не мешает су-ду выполнять установленные законом правила судопроизводства, а также публиковать сведения о процессах в печати, сообщать о них по телевидению и т. п.
Рассмотрение дел в закрытых судебных заседаниях в случаях, не указанных в за-коне, недопустимо.
Гласность судебного разбирательства является основой и необходимым услови-ем справедливого рассмотрения дела независимым и беспристрастным судом, а равно обеспечения возможностей для защиты лицам, обвиняемым в совершении преступлений (ст.ст. 10,11 Всеобщей декларации прав человека).
Статья 19 УПК РСФСР обеспечивает подозреваемому и обвиняемому права на защиту. Лицо, производящее дознание, следователь, прокурор и суд обязаны обеспечить подоз-реваемому и обвиняемому возможность защищаться установленными законом средст-вами и способами, а также охрану их личных и имущественных прав.
Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту прежде всего со-стоит в реальном получении своевременной юридической помощи, которая им необхо-дима для защиты от подозрения или обвинения. Но чтобы избрать средство защиты, указанным субъектам уголовного процесса необходимо знать, в чем конкретно они по-дозреваются или обвиняются. Вот почему первым их субъективным правом закон указывает на право знать, в чем они подозреваются они обвиняются. Зная об этом, указанные лица вправе осуществлять защиту лично либо с помощью защит-ника, который допускается к участию в деле с момента предъявления обвинения, а в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, или применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения - с мо-мента объявления ему протокола задержания или постановления о применении этой ме-ры пресечения.
Право на защиту подозреваемого реализуется его возможностью давать объяс-нения и показания, ходатайствовать о допросе в установленный законом срок с момента задержания; представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, обращаться с жалобами и заявлениями, знакомиться с материалами, направляемыми в суд по поводу ареста и задержания.
Под правом обвиняемого на защиту понимается совокупность всех предос-тавленных ему законом процессуальных прав для опровержения предъявленного обви-нения или смягчения ответственности.
Право на защиту не только реализуется самим обвиняемым, подозреваемым и их защитниками, но и обеспечивается уголовно-процессуальной деятельностью государст-венных органов (следователя, прокурора, лица, производящего дознание, суда, судьи).
Невыполнение этими органами возложенных на них обязанностей по обеспечению права на защиту влечет отмену приговора или возвращение дела для производства до-полнительного расследования с целью восстановления нарушенного права.
Суд (судья), прокурор, следователь, лицо, производящее дознание обязаны разъ-яснять обвиняемому и подозреваемому их права и обязанности.
Защищаться от предъявленного обвинения - это право, а не обязанность обви-няемого. Он может активно защищаться, равно как и не принимать никаких мер для этого. Однако пассивная защита или нежелание вовсе защищаться не могут быть ис-пользованы против обвиняемого и тем более не могут служить доказательством его ви-новности. Последнее в равной мере относится и к подозреваемому.
Для оказания юридической помощи гражданам действуют коллегии адвокатов. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
Нарушения, связанные с ограничением права на защиту, во всех случаях должны влечь отмену приговора. Так, право подсудимого на защиту считается нарушенным в случае, если защитник подсудимого не был достаточно хорошо ознакомлен с материа-лами дела.
Органы, ведущие производство по делу, охраняя права лиц, привлекаемых к уго-ловной ответственности, в частности, должны предотвращать и не допускать примене-ния к подозреваемому и обвиняемому не основанных на законе мер процессуального принуждения; обеспечить необходимую заботу о несовершеннолетних детях подозре-ваемого и обвиняемого, оставшихся без присмотра в связи с их арестом; принять меры к охране имущества или жилища лица, заключенного под стражу (ст. 98).
Установлена уголовная ответственность за принуждение к даче показаний путем применения угроз или иных незаконных действий.
В соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления должен иметь достаточно времени и возможности для подготовки своей защиты, и в це-лях объективного исследования обстоятельств дела допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на вызов и допрос свидетелей на тех же условиях, что и свидетелей, показывающих против него.
Мерой по охране личной жизни граждан является то, что при производстве выемки и обыска следователь обязан принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при обыске и выемки обстоятельства интимной жизни лица, занимающего данное помещение, или других лиц (ст.170 УПК).
Поскольку эти обстоятельства выявлены в процессе следственного действия, следователь вправе не только сделать общее предупреждение понятым, специалистами другим лицам, присутствовавшим при производстве обыска, но и предупредить их об уголовной ответственности.
Для того чтобы обеспечить соблюдение следователем закона в процессе следственного действия законом предусмотрено участие понятых. Их должно быть не менее двух (ст.135 УПК РСФСР). Если какой-нибудь факт устанавливается с участием только одного понятого, то результаты следственного действия не имеют доказательственного значения.
Участие понятых в процессе следственного действия повышает достоверность составленного протокола данного следственного действия, а в последующем дает возможность суду проверить соответствие фактических данных, зафиксированных в протоколе, обстоятельствам, имевшим место в действительности.
При возникновении в процессе судебного разбирательства уголовного дела сомнений относительно полноты и правильности фиксации в протоколе хода, содержания и результатов следственного действия суд вправе вызвать понятых и допросить их в качестве свидетелей по поводу того, что действительно имело место в ходе следственного действия, произведенного с их участием. Участие понятых является важной мерой по охране прав лености.
В соответствии со ст.52 конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Следователь обязан вынести постановление о признании лица потерпевшим своевременно, т.е. сразу после того, как установит, что конкретному лицу преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред.
Гражданин признается потерпевшим при наличии к тому достаточный оснований, независимо от того, участвует ли в уголовном деле обвиняемый.
На следователя возложена также обязанность разъяснить потерпевшему его процессуальные права и обязанности (ст.136 УПК РСФСР).
Что касается адвокатской тайны, то ст. 51 УПК РСФСР говорит о том, что защитник на вправе разглашать сведения, сообщенные ему в связи с осуществлением защиты и оказанием другой юридической помощи.
Обязанность не разглашать секреты разливной степени важности (государственные, военные, служебные, экономические, научные, коммерческие банковские и т. д.) налага-ется на лиц, достоянием которых они стали по службе или работе, и считается столь важной, что нарушение ее при-знается криминалом. Уголовно-правовая ответственность за разглашение перечисленных в УК РФ категорий сведений распространяется и на адвокатов, оказавшихся при ведении дел или при консультировании носителями таких сведе-ний -- независимо от дачи каких-либо подписок о нераз-глашении. Об этом не следует забывать, тем более что со-гласно решению Конституционного Суда Российской феде-рации любой адвокат, а не только имеющий специально оформленный допуск, может быть теперь приглашен для осуществления защиты по делу, содержащему секретные сведения.
От общего многочисленного ряда занятий, связанных с посвящением в охраняемые государством тайны, адво-катская и врачебная деятельность отличаются и тем, что соблюдение тайны, ставшей известной по работе, приз-нается профессиональным, а не служебным принципом.
Врач не только может, но и должен нарушить профес-сиональную тайну, если при оказании медицинской помо-щи узнает или заподозрит, что травма или болезнь связаны с совершенным преступлением. Есть ли такое право или обязанность у адвоката? Закон однозначно отвечает на этот вопрос. Положение об адвокатуре РСФСР, утвержденное Законом РФ от 20 ноября 1980 г., устанавливает: “Адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему довери-телем в связи с оказанием юридической помощи” (ст. 16). УПК РСФСР запрещает требовать у адвоката сведения, ставшие ему известными при оказании юридической по-мощи (ст. 72 УПК РСФСР).
Мотивы, которыми руководствовался при этом законо-датель, понятны. Гражданин может рассчитывать на полно-ценную юридическую помощь, гарантированную ему Кон-ституцией, только в том случае, если он сможет доверить-ся адвокату -- без опаски и сомнений. Эту возможность и обеспечивают нормы права, налагая на адвоката обет молчания.
Глава 2.
Пути решения проблем законности в уголовном процессе: совершенствование по всем направлениям
§1. Разграничение подследственности уголовных дел
Федеральным законом от 15 декабря 1996 г. "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР в связи с принятием Уголовного кодекса Российской Федерации" в числе других изменений и дополнений была принята новая редакция ст.126 УПК, определяющей обязательность предварительного следствия и разграничивающей подследственность уголовных дел.
Основной формой расследования преступлений остается предварительное следствие, производство которого обязательно не только по подавляющему большинству уголовных дел, но и по всем делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними и лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту. Предварительное следствие не проводится по ограниченному числу составов преступлений, перечень которых дан в ч.1 ст.126 УПК. В число этих составов включены дела, которые либо заканчиваются дознанием, либо оформляются протокольной формой досудебной подготовки материалов, а также дела частного обвинения (всего 57 статей УК РФ). Предварительное следствие по этим делам производится только в тех случаях, когда это признает необходимым суд или прокурор. Причем установлено, что подследственность в этих случаях определяет прокурор. Вместе с тем предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, перечисленных в ч.1 ст.126 УПК и совершенных несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, производится следователями органов внутренних дел.
Новая редакция ст.126 УПК довольно четко разграничивает подследственность между следователями органов прокуратуры, ФСБ, внутренних дел и налоговой полиции.
Так, в ч.З ст.126 УПК дается перечень преступлений, дела о которых расследуются следователями органов прокуратуры (всего 118 статей УК РФ). Кроме того, они проводят предварительное следствие по делам о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции и таможенных органов, по делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.
Впервые в УПК закреплена норма о подследственности дел следователям военной прокуратуры. К их исключительному ведению относятся дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также призванными на сборы военнообязанными, военными строителями, солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками, мичманами и лицами офицерского состава ФСБ и Службы военной разведки, гражданским персоналом Вооруженных Сил РФ в связи с исполнением ими служебных обязанностей либо в расположении воинской части, учреждения или военного образовательного учреждения профессионального образования. По решению Генерального прокурора РФ в тех местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие органы расследования, следователям военной прокуратуры может быть поручено производство расследования по уголовным делам обо всех преступлениях, по которым в силу закона обязательно производство предварительного следствия.
В чч.4 и 5 ст.126 УПК перечислены составы преступлений, производство по которым производится следователями ФСБ и МВД. В подследственность следователей органов внутренних дел включено порядка 105 статей УК РФ.
К подследственности следователей налоговой полиции отнесено два состава преступлений - ч.2 ст.198 и ст.199 УК РФ ("Уклонение гражданина от уплаты налогов" при квалифицирующих обстоятельствах и "Уклонение от уплаты налогов с организаций"). Ими же может производиться расследование еще по 20 составам преступлений (например, незаконное предпринимательство, коммерческий подкуп и др.), если расследование связано с преступлениями, по которым возбуждено уголовное дело, и оно не может быть выделено в отдельное производство (ч.6 ст.126 УПК).
Из Кодекса устранена норма об альтернативной подследственности ряда преступлений, по которым предварительное следствие ранее производилось тем органом, который возбуждал уголовное дело.
Вместе с тем сохранилось правило об альтернативной подследственности дел, связанных с так называемым "основным" уголовным делом. Так, по уголовным делам, предусмотренным десятью статьями УК РФ, предварительное следствие производится тем органом, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено данное дело. К таким составам относятся: ст.ст.150 ("Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления"), 285 ("Злоупотребление должностными полномочиями"), 286 ("Превышение должностных полномочий"), 306 ("Заведомо ложный донос"), 307 ("Заведомо ложные показания, заключение эксперта или неправильный перевод"), 309 ("Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу"), ч.2 ст.311 ("Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса" при квалифицирующих обстоятельствах), ст.ст.316 ("Укрывательство преступлений"), 320 ("Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа") и 327 ("Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков") УК РФ.
В законе (ч.8 ст.126 УПК) закреплено важное положение о том, что при соединении в единое следственное производство уголовных дел по обвинению одного или нескольких лиц в совершении преступлений, подследственных разным органам предварительного следствия, подследственность такого объединенного дела определяется прокурором.
Обращает на себя внимание, что некоторые преступления (например, ст.ст.209 ("Бандитизм"), 227 ("Пиратство"), 290 ("Получение взятки"), 291 ("Дача взятки"), 292 ("Служебный подлог"), 293 ("Халатность") УК РФ) отнесены к компетенции как следователей прокуратуры, так и МВД. А по ряду преступлений (например, ст.ст.188 ("Контрабанда"), 210 ("Организация преступного сообщества"), 272-274 ("Преступления в сфере компьютерной информации") УК РФ) расследование может производиться как следователями органов прокуратуры, так и ФСБ, а также следователями МВД. Некоторые составы преступлений (например, ст.ст.205 ("Терроризм"), 206 ("Захват заложника"), 207 ("Заведомо ложное сообщение об акте терроризма"), 208 ("Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем") УК РФ) подследственны следователям как ФСБ, так и МВД. Они вправе возбуждать уголовные дела по этим преступлениям. По моему мнению, хотя бы в ведомственных актах следует более четко определить, какой орган расследования и в каких случаях должен возбуждать уголовное дело по перечисленным выше преступлениям и проводить предварительное следствие.
Не следует забывать, что прокурор вправе в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования передать дело не только от одного следователя к другому, но и от одного органа предварительного следствия другому (п.9 ч.1 ст.211 УПК). В процессе передачи прокурор должен учитывать установленные законом правила о разграничении подследственности уголовных дел. Естественно, сохраняет силу норма ч.2 ст.31 Федерального закона "О прокуратуре РФ", в соответствии с которой прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления.
Четкое урегулирование вопросов о подследственности уголовных дел способствует повышению эффективности и укреплению законности при расследовании преступлений.
§2. Протокольная форма досудебной подготовки материалов: проблемы совершенствования
Протокольная форма досудебной подготовки материалов - самостоятельный вид деятельности по рассмотрению заявлений и сообщений о преступлениях, о которой, к сожалению, не внесены необходимые дополнения в гл. 8 УПК, посвященную работе по приему, рассмотрению заявлений и сообщений, принятию решений о возбуждении уголовного дела.
Надо признать, что рассмотрение определенной части заявлений и сообщений о преступлениях, указанных в ст. 414 УПК, заканчивается не составлением протокола и направлением материалов в суд, а вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Применение протокольной формы при рассмотрении заявления о преступлениях, указанных в ст. 414 УПК, возможно лишь в случаях, когда известна личность правонарушителя. С этим обстоятельством связано отличие протокольной формы от общего порядка рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях. Оно состоит в том, что в первом случае более полно собираются сведения о личности правонарушителя. Полнее собираются сведения об обстоятельствах совершения преступления и иные материалы, поскольку они имеют значение для рассмотрения дела в суде. Содержание этих материалов должно быть достаточным не только для возбуждения судом уголовного дела, но и для рассмотрения его в суде по существу.
В этой связи обратим внимание на получившее широкое распространение вынесение постановлений о медицинском (амбулаторном) обследовании в психоневрологическом диспансере лица, в отношении которого реализуется протокольная форма. Заключение комиссии врачей, не являющихся в данном случае судебными экспертами,- документ, на основании которого суд решает вопрос о назначении подсудимому принудительного лечения от алкоголизма. Но такое обследование до возбуждения уголовного дела, проведенное не в форме судебной экспертизы, является мерой принуждения, нарушающей конституционное положение о неприкосновенности личности.
Вместе с тем можно констатировать, что протокольная форма досудебной подготовки материалов не отличается принципиально от общего порядка рассмотрения заявлений и сообщений - ни по способам, ни по процессуальному характеру получения сведений. Однако решение, принимаемое по результатам рассмотрения заявления (сообщения) о преступлении в протокольной форме, выходит за рамки ч. 3 ст. 109 УПК. Дело в том, что решение о передаче заявления (сообщения) по подследственности или подсудности было предусмотрено ст. 109 УПК задолго до внесения в УПК дополнений, связанных с регламентацией досудебной подготовки материалов, и предназначено совсем для других случаев: направления заявления (сообщения) по подследственности или подсудности.
Отметим, что согласно ч. 5 ст. 415 УПК материалы, подготовленные в протокольной форме, должны направляться в суд далеко не всегда, а только тогда, когда невозможно применение к правонарушителю мер общественного воздействия.
Ранее такое направление материалов широко практиковалось. Таким образом, прослеживается явная несогласованность между содержанием глав 8 и 34 УПК.
В связи с этим в ч. 3 ст. 109 УПК целесообразно было бы внести п. 4 - о составлении протокола досудебной подготовки материалов в порядке, предусмотренном ст. 415 УПК. Начало ч. 1 этой статьи целесообразно изменить: "При рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, перечисленных в ст. 414 настоящего кодекса..." - и далее по тексту. Указанные нормы предлагается внести соответственно в ст.ст. 152 и 361 проекта УПК, воспроизводящие ст.ст. 109 и 415 действующего УПК.
Что касается ч. 5 ст. 415 УПК о возможности применения к правонарушителю мер общественного воздействия при решении вопроса о направлении протокола досудебной подготовки материалов в суд, то она должна быть исключена из ст. 415, поскольку это противоречит принципу осуществления правосудия только судом. С удовлетворением констатирую, что подобной нормы нет в соответствующей статье (250) проекта УПК.
Далее. В ст. 252 проекта УПК говорится о разъяснении прав, предоставляемых при досудебном производстве в протокольной форме лицу, в отношении которого ведется производство. Полагаю, что указанные права должны быть предоставлены каждому лицу, у которого берутся объяснения при рассмотрении заявления (сообщения) о преступлении.
Неоднократно многие авторы обоснованно, на мой взгляд, высказывались за то, чтобы в УПК были внесены дополнения и изменения, допускающие производство некоторых видов судебных экспертиз до возбуждения уголовного дела, т.е. при рассмотрении заявлений (сообщений) о преступлениях. Действительно, необходимость производства в стадии возбуждения уголовного дела судебно-медицинских экспертиз для установления, скажем, характера и степени тяжести телесных повреждений очевидна. В этих случаях согласно ст. 79 УПК (ст. 208 проекта УПК) проведение экспертизы обязательно. Такое требование имеет отношение и к делам о причинении умышленного легкого телесного повреждения или побоев (ст. 112 УК), по которым допускается протокольная форма досудебной подготовки материалов. По делам о данных преступлениях органы дознания в настоящее время поставлены в положение, когда они просто вынуждены нарушать требование УПК об обязательном проведении судебно-медицинской экспертизы для определения характера телесных повреждений (при соблюдении требования, запрещающего проведение судебно-медицинской экспертизы до возбуждения уголовного дела).
Если же в соответствии со ст. 418 УПК начинает действовать суд, то он должен возвращать для производства дознания каждое дело о преступлении, предусмотренном ст. 112 УК,- с целью производства судебно-медицинской экспертизы (либо, назначив экспертизу, приостанавливать рассмотрение дела). Возникает вопрос об исключении ст. 112 УК из перечня преступлений, предусмотренных ст. 414 УПК.
Если, однако, исключить из ст. 414 УПК все преступления, при рассмотрении которых в суде возникает необходимость производства судебных экспертиз, то это значительно сузит сферу применения протокольной формы досудебной подготовки материалов. Поэтому нельзя согласиться с предложением об исключении ч. 2 ст. 218 УК из списка преступлений, предусмотренных ст. 414 УПК (см. Ставицкая А., Щербина Т. Протоколировать или... расследовать? // Российская юстиция. 1996. N 1. С.27).
По моему мнению, целесообразно поступить иначе: внести в ч. 2 ст. 109 УПК (ст. 151 проекта УПК) дополнение, допускающее производство судебной экспертизы до возбуждения уголовного дела при рассмотрении заявлений (сообщений) о преступлениях - как для установления характера телесных повреждений, так и для решения вопросов, связанных с назначением принудительного лечения от алкоголизма. Отмечу, что за это предложение из числа опрошенных автором высказалось большинство прокуроров и следователей.
В случаях, когда производство экспертизы необязательно, органы дознания должны представить в суд вместе с другими материалами результаты исследований в форме документа, имеющего доказательственное значение. Его оформление следовало бы поручать сведующим лицам, занимающим должность эксперта. В этом случае экспертиза в суде будет назначена лишь тогда, когда возникнут сомнения в результатах проведенного исследования.
§3. Прекращение дел на досудебных стадиях
уголовного судопроизводства
В связи с принятием Конституции Российской Федерации возник вопрос о практике применения ст.ст.6 - 9 УПК (прекращение уголовных дел по нереабилитирующим основаниям) на досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Речь идет о возможности ограничения действия указанных статей на этапах предварительного расследования и о соответствии сложившейся практики принципу презумпции невиновности (ст.49 Конституции РФ).
Заметим попутно, что сам термин "нереабилитирующие основания" не совсем точен. Во-первых, к числу их относятся не только основания, предусмотренные ст.ст.6 - 9 УПК, но и те, что указаны в пп.3, 4 и 8 ч.1 ст.5 УПК. А во-вторых, вряд ли достаточно корректно объединять в одну группу те основания, которые представлены ст.6 УПК, с одной стороны, и ст.6.1 - 9 УПК - с другой.
Основания прекращения уголовного дела, предусмотренные ст.6 УПК, не вполне вписываются в группу "нереабилитирующих". Она, как известно, предоставляет возможность суду, прокурору и при согласии последнего - следователю и органам дознания прекратить уголовное дело при определенных условиях.
Как видно из анализа норм ст.6 УПК, в ней предусмотрена возможность прекращения дела по двум основаниям: совершенное деяние потеряло общественно опасный характер; лицо, совершившее деяние, перестало быть общественно опасным.
Эти основания прекращения дела обычно и относят к числу нереабилитирующих, тем самым без достаточных, я полагаю, оснований приравнивая к общепризнанным нереабилитирующим основаниям, указанным в ст.ст.6.1 - 9 УПК.
В самом деле, если вследствие изменения обстановки совершенное деяние ко времени расследования утратило свою общественную опасность, то возникает резонный вопрос: может ли при отсутствии признака общественной опасности деяние быть уголовно наказуемым. Ответ однозначен: там, где отсутствует общественная опасность деяния, нет объективной стороны состава преступления. Отсутствие же одного из обязательных его элементов означает и отсутствие в деянии самого состава. При таких обстоятельствах есть предпосылки к тому, чтобы рассматриваемое основание квалифицировать как частный (хотя и специфический) случай прекращения дела за отсутствием состава преступления (см. пп.2, 5 ч.1 ст.5 УПК).
Существуют различные взгляды на рассматриваемую проблему. Одни ученые считают, что потеря деянием признака общественной опасности означает, что основанием прекращения дела является отсутствие состава преступления. Других, полагая, что в указанном случае деяние содержит признаки состава преступления, отвергают возможность постановки вопроса о прекращении дела на основании отсутствия состава.
В основе столь существенных расхождений лежит совершенно различный подход к оценке деяния. В то же время не исключаю, что найдутся специалисты, которые вообще могут поставить под сомнение возможность отнесения интересующего нас основания (ст.6 УПК) как к реабилитирующим, так и нереабилитирующим. Это лишний раз подтверждает условность классификации (группировки) теоретиками оснований прекращения дела лишь на две группы. Данное соображение подтверждается и тем, что законодатель отделил основания, содержащиеся в ст.6 УПК, от тех, которые предусмотрены ст.ст.6.1 - 9 УПК.
Что же касается второй группы оснований к прекращению дела (если лицо перестало быть общественно опасным), то и в этом случае, как нам думается, тоже целесообразно сохранить существующий ныне порядок.
Частный случай прекращения уголовного дела по этому основанию - освобождение лица от уголовной ответственности в силу примечания к ст.174 УК (лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении него имело место вымогательство или это лицо после дачи взятки добровольно заявило о случившемся). Соответствующие вопросы, в основном, решают лица, осуществляющие производство по делу - на "досудебных этапах", что несомненно является наиболее приемлемым вариантом.
Возможность прекращения уголовных дел органами предварительного расследования (с согласия прокурора) по основаниям, указанным в ст.ст.6.1 - 9 УПК, в разное время и неоднократно обсуждалась на различным уровнях. Сомнение в правомерности прекращения дела по указанных основаниям органами предварительного расследования связывается прежде всего с принципом презумпции невиновности. Напомним, что п.1 ст.49 Конституции РФ установлено: "Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда".
Расхожее среди практических работников суждение о том, что при прекращении дела по основаниям, содержащимся в ст.ст.6.1 - 9 УПК, на досудебных этапах судопроизводства следователи, органы дознания и прокуроры не признают лицо виновным, можно считать обоснованным лишь отчасти. Действительно, той категорической формулы о признании или непризнании лица виновным, с которой начинается резолютивная часть судебного приговора, в постановлении следователя на этапах, предшествующих постановлению приговора, нет. Но это - лишь внешняя сторона дела. Напомним, что освободить от уголовной ответственности можно только лицо, совершившее преступление. Лицо, его не совершившее, не несет уголовной ответственности, и угроза в ее наступлении отсутствует. Естественно, нет надобности освобождать его от того, что не наступает и не может наступить.
Привлечение в качестве обвиняемого (т.е. привлечение к уголовной ответственности) связано, как правило, с наличием "достаточных доказательств", указывающих на совершение конкретного преступления определенным лицом (ст.ст.143, 144 УПК). Именно к этому моменту у следователя складывается представление о расследуемом преступлении и субъекте, его совершившем. С вынесением постановления о привлечении в качестве обвиняемого перед следователем (лицом, производящим дознание) параллельно может встать и вопрос об освобождении привлеченного от уголовной ответственности по вышеназванным основаниям.
Наличие такого рода норм в уголовном и процессуальном законах, видимо, и продиктовано заботой о том, чтобы обойти упрек законодателю в наделении следователя и других субъектов правом признавать лицо виновным до суда. Надо полагать, что, устанавливая указанный порядок, законодатель исходил из невозможности (по практическим соображениям) предоставлять решение соответствующих вопросов только суду.