В системе трех ветвей государственной власти особое место принадлежит судебной власти, которая в условиях разделения властей играет особую роль в жизни государства и всего общества, в укреплении демократии и законности. Полное и последовательное применение концепции разделения властей предполагает повышение авторитета судебной власти, восстановление и утверждение престижа власти, защиту, в конечном счете, в полной мере прав, свобод и законных интересов человека.
Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества.
Актуальность проблем судебной власти обусловлена, прежде всего, той ролью, которая возлагается на эту ветвь власти в правовом государстве. Судебная власть должна обеспечить защиту прав граждан и права в целом от любых правонарушающих действий и решений, от кого бы они не исходили, в том числе от должностных лиц, обладающих властными полномочиями, и от государства в целом, и тем самым обеспечить господство права.
Цель данной контрольной работы:
1. рассмотреть понятие и признаки судебной власти;
2. принципы осуществления правосудия;
3. органы судейского сообщества России.
2. Основная часть
2.1. Понятие, признаки судебной власти
Судебная власть - одно из проявлений государственной власти в целом. Следовательно, её понятие производно от общего понятия власти и понятия государственной власти, в частности.
Общее понятие власти, как известно, категория многоаспектная и многоликая. В него нередко включают, прежде всего, способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью таких средств, как авторитет, волевое влияние, правовые веления, принуждение и т.п.
Другими словами, власть - это не какое - то лицо, орган, объединение, учреждение. Они - действующие лица, но не власть. Они лишь реализуют предоставленную им возможность (способность) делать что - то, влиять на чьи - то поступки, достигать какой-то цели.
Более узким является понятие государственной власти. В отличие от общего это понятие персонифицировано. Властью государственной (политической) принято стать возможность и способность народа и (или) государства в лице его органов оказывать воздействие на поведение людей и в целом на процессы, происходящие в обществе, с помощью убеждения, принуждения либо иных способов
Ещё уже понятие судебной власти. Это одна из ветвей государственной власти. Субъектом, осуществляющим ее, является не любой государственный орган, а лишь суд, который обладает присущими только ему возможностями и способностями воздействия на поведение людей, а через это - и на процессы, происходящие в обществе. Поэтому судебную власть можно было бы определить как возможность и способность занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы.
Чарыев М. Р. судебную власть рассматривает в пяти аспектах - функциональном, институциональном, организационном, регулятивном и идеологическом.
Функциональный аспект судебной власти предполагает выделение направлений ее деятельности; институциональный предусматривает рассмотрение ее в качестве самостоятельного института государственной власти; организационный удобен для характеристики системы, структуры, полномочий судов, определения подсудности дел; регулятивный включает в себя социальные нормы, регулирующие деятельность субъектов, входящих в судебную систему, связи между ними, закрепляет их права и обязанности; идеологический воздействует на правовую культуру граждан, связан с воздействием судебной власти на сознание людей, формированием их мировоззрения относительно судебной власти Чарыев М. Р. Судебная власть в системе обеспечения государственной безопасности // Российский судья, 2006, № 3..
В соответствии с ч.2 ст.118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Субъектом судебной власти является суд, обладающий исключительными возможностями и способностями оказывать воздействие на поведение людей.
Судопроизводство, т.е. порядок рассмотрения дел судами, заключается в строгой, установленной законом процедуре ведения судебного разбирательства, гарантирующей права и свободы участникам процесса в целом и личности в частности, их полное равенство, гласность, законность и справедливость решений суда.
Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия, т.е. наличие права судить.
Судебная власть основана на праве и реализуется путем применения права для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих вмешательства суда.
Судебная власть характеризуется следующими основными признаками:
1.Судебная власть - вид государственной власти. Она - одна из трех самостоятельных ветвей власти.
2. Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами - судами. Они являются ее непосредственными носителями. Федеральный суд - орган государственной власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ (высшие судебные инстанции) или федеральным конституционным законом субъектов РФ. При этом ни один суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы отправления правосудия одновременно не переданы в юрисдикцию другого суда.
Суд состоит из судей, работающих на профессиональной основе, в его состав могут входить представители народа в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей.
3. Исключительность судебной власти - признак, тесно связанный с предыдущими. Никакие другие органы и лица, суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Так, только суд может признать человека виновным в совершении преступления и подвергнуть его к уголовному наказанию.
Конституция запрещает создание чрезвычайных судов, в том числе и в условиях чрезвычайного и военного положения.
4. Судебная власть едина, вследствие чего установлено единство судебной системы страны. Исчерпывающий перечень судов установлен Конституцией РФ и федеральным конституционным законом о судебной системе. Изменение его возможно только на основе изменения этих актов.
5. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти. При выполнении своих полномочий суды подчиняются только Конституции РФ и закону. Никто не вправе давать судьям указания, как разрешить то или иное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе.
Самостоятельность судебной власти означает, что судебная власть неделима, а решения суда не требуют чьих - то санкций или утверждения.
Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в какую - либо другую структуру.
6. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства, что определено ст.118 Конституции РФ и ст.5 Федерального конституционного закона « О судебной системе Российской Федерации». Судопроизводство - это форма реализации судебной власти. В более узком смысле под судопроизводством понимают порядок рассмотрения дел судами.
7. Процессуальный порядок деятельности - ещё один важный признак судебной власти. Этот порядок определяет только закон. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с Федеральным законом « О Конституционном Суде Российской Федерации». Гражданское, уголовное и арбитражное - по правилам, установленным УПК РСФСР, ГПК РСФСР и АПК РФ. По делам об административных правонарушениях процессуальный порядок деятельности определяется КоАП РСФСР.
8. Подзаконность судебной власти означает, что она действует в пределах предоставленной компетенции в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
Подзаконность судебной власти распространяется как на все отмеченные выше ее проявления - правосудие, конституционный и судебный контроль, толкование законов и других нормативных правовых актов и т.д., так и на все без исключения органы, ее представляющие.
9. Обязательность постановлений судебной власти для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Это означает, что решения суда имеют властный характер и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории государства. В случае невыполнения для реализации судебных решений органы, их исполняющие, могут применить принудительные меры (привод, наложение ареста на имущество, арест и т.д.).
2.2. Принципы осуществления правосудия
Принципы правосудия - общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны организации и деятельности органов, осуществляющих правосудие - судов.
Принципы правосудия определяют смысл и содержание всех законодательных норм, регламентирующих порядок организации и деятельности судов, характеризуют средства и способы, с помощью которых выполняются стоящие перед судами задачи. В случае возникновения коллизии правовых норм, пробелов в законодательстве, регламентирующем порядок судоустройства и судопроизводства, противоречия отдельных норм принципам осуществления правосудия всегда следует применять нормы - принципы, поскольку именно они имеют руководящее значение и определяют смысл любого закона.
Принципы правосудия реализуются не самопроизвольно, а в процессе организации и деятельности органов, осуществляющих правосудие, - судов.
Принципы правосудия носят императивный характер и содержат предписания, обязательные для всех граждан, должностных лиц и органов, вовлеченных в судоустройственную и судопроизводственную деятельность.
В основе принципов правосудия лежат положения международно - правовых актов, определяющих стандарты в области организации и деятельности судов, а также прав личности, вовлеченной в орбиту судопроизводства (Всеобщей Декларации прав человека, международного Пакта о гражданских и политических правах, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.).
Конституция РФ, ориентируясь на международно - правовые стандарты, закрепила в качестве принципов основные положения, определяющие наиболее важные черты организации деятельности судебных органов и порядок осуществления правосудия.
Большинство принципов правосудия закрепления Конституцией РФ (презумпция невинности (ст. 49), осуществление правосудия только судом (ст.118), состязательность (ст.122), обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 48) и др.) или же непосредственно вытекают из смысла Основного закона (законность, обеспечение законности, компетенции и беспристрастности суда и др.).
Принципы правосудия находят свое отражение и в законодательстве о судебной системе, статусе судей, отраслевом процессуальном законодательстве.
Судебная реформа, активно реализуемая в последние годы и имеющая своей целью укрепление судебной власти и повышение авторитета суда, наполняет принципы правосудия, закрепленные в Конституции РФ, новым демократическим содержанием11 Правоохранительные органы: Учебник / Под ред. Н. А. Петуховой и Г. Н.Загорского. М., 2003, с. 45..
Отраслевые нормы, дублируя конституционные положения, конкретизируют их содержание, детализируют их и устанавливают законодательный механизм их реализации.
Принципы правосудия могут быть условно классифицированы по содержанию. Исходя из того, определяют ли принципы порядок судопроизводства либо порядок организации и деятельности организации и деятельности органов и лиц, осуществляющих правосудие, все принципы могут быть разделены на две группы:
1. судоустройственные принципы (осуществление правосудия только судом, самостоятельность суда и независимость судей, равенство все перед судом и т.д.);
2. судопроизводственные (презумпция невиновности, обеспечение
подозреваемому и обвиняемому права на защиту и т.д). Каждый из принципов правосудия представляет собой самостоятельное правовое положение, определяющее одну или несколько сторон деятельности судов. Однако это не означает, что принципы правосудия полностью автономны и независимы друг от друга. Принципы правосудия составляют такую целостную систему, которая представляет собой совокупность этих принципов, взятых в их взаимосвязи, определяющих сущность и содержание правовых норм и институтов, регламентированных рамками единого правового поля.
Действие принципов правосудия различно.
В системе принципов правосудия есть такие, которые играют главенствующую роль и определяют смысл и значение других принципов (законность, равенство всех перед законом и судом), и те, которые определяют содержание отдельных правовых институтов (презумпция невиновности, участие граждан в отправлении правосудия и т.д.).
2.3. Органы судейского сообщества России
Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:
· Всероссийский съезд судей;
· конференции судей субъектов Российской Федерации;
· Совет судей Российской Федерации;
· советы судей субъектов Российской Федерации;
· общие собрания судей судов;
· Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;
· квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации»11 ФЗ от 14.03.2002г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (ред. от 05.04.2005, с изм. от 02.02.2006)..
Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами), положениями. К таковым относятся следующие основные правовые акты:
Постановление Совета судей РФ от 19 октября 1994 г. "Об образовании комиссии Совета по вопросам финансирования судов (финансовая комиссия)";
Постановление Совета судей РФ от 20 октября 1995г. "О созыве 4 Всероссийского съезда судей";
Постановление Совета судей РФ от 20 октября 1995г. "Об актуальных проблемах функционирования судебной системы РФ и прогнозе её развития";
Указ Президента РФ "О мерах по реализации концепции судебной реформы в Российской Федерации" (в ред. от 14 октября 1997г. № 1115);
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 1996г. № 7 "Об утверждении регламента арбитражных судов" (в ред. от 30 декабря 2002г. № 12);
Регламент арбитражных судов Российской Федерации;
Приказ Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от 31 мая 1999г. № 54 "Об объявлении положения об экзаменационных комиссиях по приему экзамена на должность судьи суда общей юрисдикции";
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 февраля 2002г. № 61 "Об утверждении формы документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи";
Положение о квалификационных коллегиях судей, утв. Высшей квалификационной коллегией судей РФ от 15 июля 2002г.;
Регламент Высшей квалификационной коллегии судей РФ, принят на V Всероссийском съезде судей 29 ноября 2000г.;
Положение о квалификационной аттестации судей (в ред. от 14 марта 2002г. № 30-ФЗ), утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 13 мая 1993г. № 4960-1;
Инструкция о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов (зарег. в Минюсте РФ 4 февраля 1997г. № 1250);
Кодекс чести судьи РФ, утв. Постановлением Совета судей РФ от 21 октября 1993г.
Основными задачами органов судейского сообщества являются:
1) содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;
2) защита прав и законных интересов судей;
3) участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
4) утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.
Рассмотрим первую задачу - содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства.
В Российской Федерации суды подразделяются на два вида - суды федеральные и суды субъектов РФ. Статья 4 ФКЗ от 31 декабря 1996г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" определяет перечень федеральных судов общей юрисдикции. Это Верховный Суд РФ, ВС республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), суды автономной области и автономных округов, районные суды.
Особую ветвь в подсистеме судов общей юрисдикции занимают военные суды: гарнизонов, соединений, флотилий, армий, военных округов, флотов, видов и групп войск, а также Военной коллегии, как подразделения Верховного Суда РФ.
Второй блок - арбитражные суды: федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов РФ (арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов).
Конституционный Суд РФ занимает обособленное положение среди федеральных судов.
Согласно ч. 1 ст. 27 Закона о судебной системе РФ (с последующими изменениями и дополнениями) в субъектах Федерации могут создаваться конституционные (уставные) суды для рассмотрения вопросов о соответствии законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Указанные суды не образуют стройную судебную систему (подсистему), ибо конституционные (уставные) суды не имеют взаимосвязанных и взаимоподчиненных структур и функционируют автономно друг от друга.
Судопроизводство в буквальном значении - производство в суде. Очевидно, не случайно законодатель в п. 2 ст. 118 Конституции РФ указывает: "Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства". "Судопроизводство - также совокупность процессуальных (процедурных) норм, определяющих порядок деятельности при отправлении правосудия, право участников процесса, гарантии их прав, общие положения (принципы) построения данной отрасли права"
Совершенствование судебной системы и судопроизводства. Прежде всего, к совершенствованию указанных систем мы отнесём факт распространения и публикаций Советом судей РФ и ВКК судей РФ разъяснений по вопросам применения материальных и процессуальных правовых норм, а также постановлений Совета судей РФ.
Так, в 2002г. вышел в свет первый номер "Вестника Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации". В нем председатель ВКК судей РФ В. Кузнецов отметил: "Еще недавно мы вели лишь разговоры о том, что наша работа не находит адекватного отражения в общественном сознании и средствах массовой информации, что судебная власть является единственной ветвью государственной власти, не имеющей собственной системы информационного обеспечения. Сегодня от слов мы перешли к делу. Система информационного обеспечения судебной власти начинает формироваться. И "Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации" является одним из первых и надежных звеньев этой системы".
Представляя "Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации", следует выразить слова благодарности Российско-Американскому судейскому партнерству и его руководителю судье Бетти Барто за участие в подготовке нашего информационного издания и финансовую поддержку. Издание "Вестника Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации" является реальным вкладом американских коллег в укрепление судебной власти в нашей стране.
В первом номере "Вестника" даны сведения о членах Высшей квалификационной коллегии судей РФ, помещен обзор результатов деятельности ВКК судей РФ и квалификационных коллегий судей общих, арбитражных и военных судов за 2001г., представлены решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ о прекращении полномочий судей по подп. 9 п. 1 ст. 14 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" за совершение поступков, позорящих честь и достоинство судьи или умаляющих авторитет судебной власти.
К совершенствованию работы органов судейского сообщества следует также отнести аналитическую работу Совета судей РФ и совета судей различных уровней, а также ВКК и квалификационных коллегий нижестоящих судебных звеньев по выявлению нарушений отдельными судьями РФ сроков рассмотрения различных категорий дел. Целесообразно указать и на публикацию ВКК судей РФ (например, 17 - 21 марта 2003г.) разъяснений и рекомендаций в форме "вопрос - ответ".
О второй задаче органов судейского сообщества - защите прав и законных интересов судей.
Это защита чести, достоинства и деловой репутации как судей, так и конкретного суда. В этом плане заслуживает внимания Постановление Совета судей РФ от 26 декабря 2002г. № 79 "О практике работы по разрешению конфликтных ситуаций между судебными органами и средствами массовой информации, связанных с защитой чести и достоинства судей", которым утверждены Рекомендации Совета судей Российской Федерации по разрешению конфликтных ситуаций между судебными органами и средствами массовой информации, связанных с защитой чести и достоинства судей.
О третьей задаче органов судейского сообщества - об их участии в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении.
Организационное участие предполагает участие всех органов судейского сообщества РФ в их деятельности.
Кроме того, Совет судей РФ, ВКК (включая советы и квалификационные коллегии нижестоящих уровней) направляют деятельность судебной системы страны, дают рекомендации, разъяснения и издают различные постановления и приказы, направленные на качественное улучшение организационной деятельности всех звеньев судебной системы РФ.
О четвертой задаче органов судейского сообщества - об утверждении авторитета судебной власти, обеспечении выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.
Авторитет судебной власти базируется на конституционном правоустановлении (ст. 121 Конституции РФ) о несменяемости судей и о том, что полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Судья, вступая в свою должность, принимает присягу. Общие требования, предъявляемые к судье, правила осуществления профессиональной деятельности судьи, внеслужебная деятельность судьи и морально-этические требования, которыми должен руководствоваться судья, изложены в Кодексе чести судьи Российской Федерации, утвержденном Постановлением Совета судей РФ от 21 октября 1993г.
Схема органов судейского сообщества:
Всероссийский съезд судей - высший
орган судейского сообщества
формирует:
Совет судей РФ Высшую
квалификационную
коллегию судей РФ
Схема органов судейского сообщества на примере
конкретной области, в частности, Вологодской области:
Конференция судей Вологодской
области - высший орган судейского
сообществаформирует:
Совет судей квалификационную
Вологодской области коллегию судей
Вологодской области
3. Заключение
Итак, мы рассмотрели понятие и признаки судебной власти; принципы осуществления правосудия; органы судейского сообщества России.
Судебная власть - это инструмент, посредством ко-торого право воздействует на общественные отношения. Инстру-мент не единственный, но главнейший в конфликтных случаях.
Потребность в суде как социальном институте защиты, способном разрешить социальный конфликт, возникла в обществе из потребности восстановить нарушенную справедливость. Граждане обращаются в суд в надежде получить государственную защиту. С другой стороны, суд, являясь государственным учреждением, представляет интересы государства. Может ли суд быть в связи с этим не заинтересованной стороной в споре между государством и гражданином? В уголовном процессе, где индивид, обвиняемый в совершении преступления, всегда противостоит обществу и государству в целом, таким образом, оказывается лицом к лицу с государственной машиной.
Из всех властей судебная власть - самая слабая, так как она не опирается на волеизъявление избирателей, как законодательная власть, и не располагает силовыми структурами для принуждения, как власть исполнительная. Но сила судебной власти в уважении цивилизованного общества к праву и к суду как его профессиональному толкователю и справедливому применителю.
Не случайно в западных странах юристы не сразу могут взять в толк, о чем идет речь, когда мы спрашиваем их о последствиях неисполнения судебных решений. Они не могут себе представить, как это возможно - не исполнить решение суда.
Дальнейшее совершенствование и проведение реформы судебной власти послужит развитием и создаст условия реализации естественных неотчуждаемых прав и свобод человека. Естественные права являются требованием отражения к условиям существования человека в обществе.
Список используемой литературы:
· Конституция РФ 1993г.
· ФЗ от 14.03.2002г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (ред. от 05.04.2005, с изм. от 02.02.2006).
· Лебедев В. М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития. СПб.,2001, с. 384.
· Качалов В. И. Правоохранительные органы: Курс лекций / Под ред. В. И.Качалова и О. В Качаловой. М., 2005, с. 320.
· Правоохранительные органы: Учебник / Под ред. Н. А. Петуховой и Г. Н. Загорского. М., 2003, с. 504.
· Чарыев М. Р. Судебная власть в системе обеспечения государственной безопасности // Российский судья, 2006, № 3.