Рефераты

Присвоение и растрата: уголовно-правовые,социально-психологические и криминологические аспекты

p align="left">Уголовно-исправительное законодательство предусматривает и льготы. Так, осуждённым, не допускающим нарушений Правил внутреннего распорядка исправительных центров и имеющим семью, по постановлению на-чальника исправительного центра может быть разрешено проживание с семьей на арендованной или собственной жилой площади. Эти осужденные обязаны являться для регистрации до четырех раз в месяц. Периодичность регистра-ции устанавливается постановлением начальника исправительного центра.

Осужденным к ограничению свободы разрешается заочно обучаться в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания.

Наказание данного вида предполагает психологическое воздействие на осужденного, создает возможности для надзора за его поведением и огра-ничения личных свобод осужденного, а также возложения на осужденного тягот, связанных с вынужденной необходимостью соблюдения режима, ко-торый так или иначе должен существовать в любом специальном учрежде-нии, и подчинения личности ограничивающим ее потребности условиям дан-ного учреждения.

Совершенно несомненно, что здесь возможен высокий уровень собст-венно карательного воздействия на личность, ее физическую и психическую структуру. Этот уровень будет в самой сильной степени зависеть не только, а иногда и не столько от суда, сколько от состояния дел в учреждении, исполняющем ограничение свободы.

Ограничение свободы может заменять обязательные работы и испра-вительные работы 1 . В этом случае оно может быть назначено на срок менее одного года. Сроки же ограничения свободы по ч. 2 статьи могут быть различными.

Такое решение законодателя предпо-лагает более широкое использование ограничения свободы при совершении неосторожных преступлений.

По ч. 4 статьи замена ограничения свободы лишением свободы осу-ществляется судом в случае злостного уклонения от отбывания наказания.

Ограничение свободы. Арест

Ограничение свободы -- вид наказания, предусмот-ренный УК РФ. Оно назначается лицам, достигшим к моменту суда восемнадцатилетне-го возраста, кроме инвалидов I и II групп, женщин, достигших 55 лет, и мужчин, достигших 60 лет, бере-менных женщин и женщин, имею-щих детей в возрасте до восьми лет, а также военнослужащих, проходя-щих военную службу по призыву. Это наказание может быть назна-чено за совершение

__________________________

1 см. комментарий к ст. 49, 50.

умышленных преступлений -- на срок от одного года до трех лет лицу, не имеюще-му неснятых и непогашенных судимостей, а за совершение преступле-нии по неосторожности -- на срок от одного года до пяти лет.

Прави-ло о назначении ограничения свободы на срок не менее одного года объ-ясняется как относительно неболь-шим уровнем кары, так и тем, что в условиях исправительного центра, где отбывают наказание осужденные данной категории, проводится менее интенсивная воспитательная работа с отбывающими наказание, чем в местах лишения свободы. Если это наказание назначено взамен обяза-тельных работ или исправительных работ за злостное уклонение от их отбывания, его срок может быть и ме-нее одного года.

Срок ограничения свободы ис-числяется с момента постановки осужденного на учет в исправи-тельный центр. В срок наказания не засчитывается время самоволь-ного отсутствия осужденного на работе или по месту жительства свыше одних суток.

Лица, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, находят-ся под надзором и обязаны:

1) вы-полнять требования правил внут-реннего распорядка в исправитель-ном центре;

2) работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра;

3) посто-янно находиться в пределах грани-цы исправительного центра, не по-кидать его территорию без разреше-ния администрации;

4) проживать, как правило, в специально предна-значенных для них общежитиях и не покидать их в ночное время без разрешения администрации исправительного центра;

5) участвовать без оплаты труда в работах по бла-гоустройству здании и территории исправительного центра в порядке очередности, как правило, в нера-бочее время продолжительностью не более двух часов в неделю.

К осужденным, нарушающим трудовую дисциплину, обществен-ный порядок, а также порядок от-бывания наказания, администра-цией исправительного центра мо-гут применяться меры взыскания. За злостное уклонение от отбыва-ния ограничения свободы (само-вольное, без уважительных причин оставление осужденным террито-рии исправительного центра; не-возвращение или несвоевременное возвращение к месту отбывания наказания; оставление места рабо-ты или места проживания, а также нарушение порядка и условий от-бывания наказания, допущенное не менее трех раз при условии, что каждое последующее нарушение совершено после наложения взыс-кания за предыдущее) суд заменя-ет это наказание лишением свобо-ды из расчета день за день.

Арест является видом основного наказа-ния. Заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и назначает-ся на срок от одного до шести ме-сяцев. При назначении ареста вза-мен обязательных работ или ис-правительных работ срок этого наказания может быть и менее од-ного месяца.

Наказание в виде ареста не мо-жет быть назначено лицам, не до-стигшим к моменту вынесения при-говора шестнадцатилетнего возрас-та, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в воз-расте до восьми лет. Несовершенно-летним в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет арест назнача-ется на срок от одного до четырех месяцев.

Осужденные к аресту будут отбывать это наказание по месту осуждения в арестных домах. На них распространяются условия со-держания, установленные для лиц, отбывающих лишение свободы на общем режиме в тюрьме. Кроме того, важное значение имеет ре жим строгой изоляции. Осужден-ным к аресту не предоставляются свидания с родственниками и ины-ми лицами, за исключением адво-катов; не разрешается получение денежных переводов, а также по-сылок, передач, бандеролей, за ис-ключением содержащих предметы первой необходимости и одежду по сезону.

Общеобразовательное и профессионально-техническое обу-чение этих лиц с учетом весьма кратких сроков их пребывания под арестом не осуществляется, пере-движение без конвоя не разреша-ется. Осужденные ежедневно поль-зуются прогулкой продолжитель-ностью не менее одного часа, а несовершеннолетние -- не менее одного часа тридцати минут. При исключительных личных обстоя-тельствах может быть разрешен те-лефонный разговор с близкими род-ственниками. Несовершеннолетним осужденным предоставляются крат-косрочные свидания продолжитель-ностью до трех часов с родителями или лицами, их заменяющими, один раз в месяц.

Осужденные к аресту не работают. Они могут выполнять лишь работы по хозяйственному обслуживанию арестных домов без опла-ты продолжительностью не более четырех часов в неделю. За хорошее поведение к осужденным могут применяться меры поощрения в виде благодарности, и досрочного снятия ранее наложенного взыскания или телефонного разговора.

За нарушение порядка отбывания наказания разрешается применять взыскания в виде выго-вора или водворения в карцер на срок до десяти суток. Материально-бытовое обеспе-чение осужденных к аресту осу-ществляется в соответствии с нор-мами, установленными для лиц, от-бывающих наказание в тюрьмах на общем режиме, а для несовершен-нолетних -- в соответствии с нор-мами, установленными для воспи-тательных колоний.

Содержание в дисциплинарной воинской части

Содержание в дисциплинарной воинской части назначается во-еннослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также во-еннослужащим, проходящим военную службу по контракту на должно-стях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Это наказание устанавливается на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Осо-бенной части настоящего Кодекса за совершение преступлений против военной службы, а также в случаях, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисци-плинарной воинской части на тот же срок 1 . При содержании в дисциплинарной воинском части вместо ли-шения свободы срок содержания в дисциплинарной воинской части определяется из расчета один день лишения свободы за один день со-держания в дисциплинарной воинской, части.

Статья 55 серьезно изменяет положения ст. 34 прежнего УК: расширяет круг лиц, которые могут быть подвергнуты этому виду наказа-ния, за счет группы контрактников; уменьшает срок лишения свободы, кото-рый может быть заменен содержанием в дисциплинарной воинской части с трех до двух лет, снимает ограничения на применение этого вида наказания к лицам, ранее отбывавшим лишение свободы.

Данный вид наказания назначается в случаях, прямо предусмотрен-ных санкциями статей Особенной части настоящего Кодекса, устанавливаю-щих ответственность за преступления против военной службы.

Также содер-жание в дисциплинарной воинской части может быть назначено в случаях возможности замены им предполагаемого лишения свободы осужденному, если характер преступления и личность виновного позволяют это сделать.

Отнесение лиц к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим. Проходящим военную службу по кон-тракту на должностях рядового и сержантского состава, а также определе-ние начального момента и момента прекращения прохождения службы осу-ществляется на основе специального законодательства.

__________________________

1 см. комментарий к ст. 55 Уголовного кодекса.

Понятие и цели наказания,

анализ судебной практики

Наказание есть мера государственного принуждения, назначае-мая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотрен-ных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод это-го лица 1.

Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупрежде-ния совершения новых преступлений.

Данная статья содержит в себе ряд новых предписаний по сравне-нию с УК РСФСР. Новыми являются понятие наказания и определение его содержания, а также указание на применение наказания в, целях восстановле-ния социальной справедливости. Кроме того, снято упоминание о каре и устра-нена риторика, не отвечающая современным реалиям 2 .

Предписания данной статьи основаны на действующей Конституции РФ. Все правовые нормы о наказании, содержащиеся в настоящем У К, УИК и иных нормативно-правовых актах, должны соответствовать положениям Конституции РФ и данной статьи.

Наказание рассматривается как ответ государства па совершение пре-ступления и регламентируется данной статьей как уголовно-правовой, спе-цифический способ правового реагирования па преступление.

Законодатель отграничивает его от иных мер воздействия, предусмотренных настоящим Кодексом, а именно: принудительных мер воспитательного воздействия, ко-торые применяются к несовершеннолетним, либо в исключительных случаях в ограниченном объеме -- к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет 3, а также от принудительных мер медицинского характера.

____________________________

1 с. 43 Уголовно- исполнительного кодекса

2 см. ст. 20 УК РСФСР.

3 см. комментарий к ст. 90 и 96 Уголовно- исполнительного кодекса

Не являются наказанием и, соответственно, не могут быть применены к лицу со ссылкой на совершение им преступления любые меры, не назначенные судом и не предусмотренные настоящим Кодексом.

Применение к граж-данину квазинаказания, т. е. наказаний, не предусмотренных уголовным законом, противоречит Конституции РФ и настоящему Кодексу.

Своим содержанием предписания данной статьи обращены как к законодателю, так и к правоприменителю. Законодатель обязан при установле-нии ответственности за отдельные преступления исходить из целей наказа-ния, сформулированных в ст. 43 УК, соблюдать порядок его назначения по приговору суда и применения только к лицу, признанному виновным в со-вершении преступления.

Правоприменитель обязан руководствоваться поло-жениями о природе наказания и его целях при назначении и исполнении наказания. Судебные органы несут в пределах своей компетенции ответст-венность за соответствие назначаемого и исполняемого наказания предписа-ниям данной статьи. Учреждения и органы, исполняющие наказание, исхо-дят из того, что наказание, назначенное судом, является справедливым и создаст необходимые условия для реализации, в частности предусмотренных п. 1 ст. 1 УИК таких целей уголовно-исполнительного законодательства РФ, как исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступ-лений осужденными и иными лицами.

Данная статья наряду с положениями гл. 1 УК указывает на роль наказания как вспомогательного, а не главного средства борьбы с преступно-стью. При всем своем огромном потенциале воздействия на поведение людей наказание рассматривается как последний довод государства. Оно применя-ется соразмерно преступному деянию, когда иные средства воздействия ока-зались либо заведомо могут оказаться неэффективными.

Понятие наказания как меры означает, что каждый вид наказания имеет количественные границы и определенное содержание, т. е. представляет собой потенциально осуществимый способ воздействия на осужденного, строго регламентированный уголовным законом. Никто невправе выходить за пре-делы количественных и качественных характеристик наказания, установлен-ных законом.

Только в рамках наказания как меры суд вправе на основе уго-ловного закона, определяя сроки и режим наказания, установить, в каких количе-ственных, а в. ряде случаев и качественных пределах применяется наказание к конкретному лицу незаконным признается лишение либо ограничение прав и свобод осужденного, не предусмотренных уголовным законом и не входя-щих в уголовное наказание как меры государственного принуждения.

Содержание наказания как способа воздействия на осужденного, закрепленного в уголовном законе и могущего быть примененным судом, конкретизируется уголовно-исполнительным законодательством, которым в соответствии с п. 2 ст. 2 УИК "устанавливаются общие положения и принци-пы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового харак-тера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; поря-док и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств ис-правления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, ис-полняющих наказания; порядок участия органов государственной, власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объе-динений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобожде-ния от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам".

При этом уголовно-исполнительное законодательство не может усили-вать карательный потенциал наказания, предусмотренный уголовным за-коном.

Государственный характер меры принуждения означает, что нака-зание может быть назначено только от имени государства, и является публич-но-правовой, государственной оценкой деяния как преступного, а совершив-шего его лица как обязанного претерпеть наказание.

Государство обладает исключительной монополией на назначение уго-ловного наказания. Только оно определяет полномочия в сфере назначения и исполнения наказания, устанавливает основания применения наказания, виды и содержание наказания. Действуя от имени государства, органы и должно-стные лица, полномочия которых установлены Конституцией, несут ответст-венность за соответствие практики назначения и исполнения наказания пред-писаниям Конституции РФ, имеющим высшую юридическую силу. В уста-новленных законом случаях должностные лица также могут нести уголов-ную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность за наруше-ние законодательства об уголовном наказании.

Присвоение прав законодательной власти либо попытка подмены суда в области применения наказания является посягательством на правопорядок в Российской Федерации.

Уголовное наказание как мера воздействия на осужденного влечет материальные затраты со стороны государства, требующие значительных бюджетных ассигнований. Законодатель вводит новые виды наказания, а равно расширяет сферу применения наказания только при наличии необхо-димых для этого условий 1.

Принудительный характер наказания как государственной меры оз-начает, что все участники публичного правового оборота обязаны подчинять-ся вступившим в законную силу решениям о наказании, а государство впра-ве применять для их реализации соответствующие меры воздействия, т. с. пре-дусмотренные законом необходимые способы, обеспечивающие подчинение

____________________________

1см. ст. 4 Федерального закона о введении в дейст-вие Уголовного кодекса Российской Федерации относительно введения в действие положений настоящего Кодекса о наказаниях в виде обязательных работ и ареста после вступления в силу УИК по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 года

лиц и органов такого рода решениям, включая необходимые меры физиче-ского воздействия.

Принудительный характер наказания также означает обязанность осу-жденного претерпевать лишения и ограничения, связанные с применением к нему наказания.

Наказание может быть назначено только по приговору суда и приме-няется только к лицу, признанному виновным в совершении преступления.

Содержанием наказания является лишение или ограничение прав и свобод. Любое потенциальное лишение или ограничение прав и свобод лица, отбывающего наказание, или лица, к которому применено наказание, должно иметь правовое обоснование соответствовать закону.

Незаконным является лишение осужденного предусмотренных законом средств поддержания его существования, приводящее к нанесению вреда здоровью, распространению эпидемий, равно как и лишению осужденного государственной защиты от пося-гательств или иных форм негативного воздействия со стороны третьих лиц,

По смыслу данной статьи в содержание наказания, исходя из его государственно-правовой природы и целей, входят различные действия, про-водимые органами, исполняющими наказание, как для защиты тех прав и свобод, которых осужденный не лишался по приговору суда, так и для обес-печения эффективности наказания.

Целями применения наказания являются восстановление социаль-ной справедливости, а также исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. Содержанием целей наказания по данной статье является правомерное поведение граждан и соблюдение установлен-ного правопорядка. Моральное совершенствование личности не провозгла-шается целью наказания.

Юридическая обязательность и социальная необходимость подчинять наказание целям, сформулированным в данной статье, не подрывается их неосуществимостью в отдельных случаях. Закон направляет наказание на достижение целей, по не может полностью гарантировать их достижение.

Восстановление социальной справедливости путем наказания осуж-денного осуществляется применительно как к обществу в целом, так и к потерпевшему в частности.

Социальная справедливость в обществе восста-навливается в возможных пределах: государство частично возмещает причи-ненный ущерб за счет штрафа, конфискации имущества, исправительных работ и других видов наказания; граждане убеждаются в том, что государст-во способно обеспечить наказание преступника, и наказывает его в соответ-ствии с законом, исходя из рациональных и социопсихологических сообра-жений, т. е. учитывая начала гуманизма, соразмерности, эффективности.

По отношению к потерпевшему социальная справедливость восстанавливается путем защиты его законных интересов и прав, нарушенных преступлением. Реализуя эту цель, наказание должно обеспечить возможность возмещения причиненного вреда и в возможных пределах -- соразмерность лишения или ограничения прав и свобод осужденного страданиям потерпевшего, которые он вынужденно претерпел вследствие совершенного преступления.

Исправление осужденного соответствует цели специального пре-дупреждения преступлений. Она достигается, когда осужденный не совершает новых преступлений.

По данной статье цель исправления осужденного не направлена на достижение таких результатов, как перевоспитание осуж-денного в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам общежития, хотя и предполагает использование лю-бых законных и разумных средств позитивного изменения личности и соци-альных связей осужденного.

Для достижения данной цели, т. е. специального предупреждения пре-ступлений, наказание должно действовать на осужденного наряду с иными правовыми и неправовыми средствами. Эффективность достижения данной цели выражается в соотношении общего и специального рецидива.

Предупреждение совершения новых преступлении соответствует це-лям общего предупреждения и относится к тем лицам, к которым наказание не- применялось. При этом наказание остается мерой реагирования государ-ства на преступление, совершенное индивидом.

Соответственно, цель общего предупреждения преследуется лишь в рамках, установленных настоящим Кодексом.

Эффективность общего предупреждения должна предполагаться законо-дателем и судом. Степень достижения этой цели зависит от многих факторов.

2. 2. Уголовно-процессуальные меры предупреждения и пресечения хищений, совершаемых в форме присвоения и растраты

Сущность мер пресечения и предупреждения

При наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда или воспрепятствует установлению истины по уголовному делу, или будет заниматься преступной деятельностью, а также для обеспечения исполнения приговора лицо, производящее дознание, следователь, прокурор и суд вправе применить в отношении обвиняемого одну из следующих мер пресечения: подписку о невыезде, личное поручительство или поручительство общественных орга-низации, заключение под стражу 1.

С санкции прокурора или по определению суда в качестве меры пресечения может применяться залог.

К военнослужащим может применяться в качестве меры пресечения наблюдение за ними командования воинских частей, в которых они состоят на службе. При отсутствии оснований, делающих необходимым применение меры пресечения, у обвиняемого отбирается обязательство являться по вызовам и сообщать о перемене места жительства.

Мера пресечения -- это разновидность превентивных мер уголовно-процессуального принуждения, заключающихся в лишении или ограничении свободы обвиняемо-го.

Цели применения МП: предотвращение возможности обвиняемого (подо-зреваемого) скрыться от дознания, предварительного следствия или суда; воспрепятствовать установлению истины по уголовному делу; продолжать преступную деятельность; а также для обеспечения исполнения приговора.

_____________________________

1 Комментарий к ст. 89 Уголовного кодекса РФ

В российском праве применяются следующие меры пресечения: подписка о невыезде, личное поручительство, поручительство общественной организации, заключе-ние под стражу, залог, наблюдение командования воинской части 1 , кроме того, в отношении несовершеннолетних -- отдача под присмотр роди-телей, опекунов, попечителей; отдача под надзор администрации закрытых детских учреждений 2 .

Применение меры пресечения недопустимо связывать с другими целями, в частности, охраной лиц от физической расправы родственников; соблюдением правил общежития и др.

Основаниями применения МП является совокупность доказательств. Одни из них уличают обвиняемого (подозреваемого) в совершении преступления, другие -- устанавливают обстоятельства, указывающие на степень вероятнос-ти его ненадлежащего поведения.

Включение в основания для избрания МП первой группы доказательств имеет большое практическое значение, поскольку применение их недопусти-мо в отношении лица, которое может оказаться невиновным. Именно с этой точки зрения оценивается необходимость применения заключения под стражу по мотивам одной лишь опасности совершенного преступления 3. Вторая группа доказательств включает в себя как обстоятельства, ука-занные в ст. 89, так и предусмотренные ст. 91.

О намерении скрыться могут свидетельствовать такие данные, как приоб-ретение проездных билетов, снятие с регистрационного учета, увольнение с работы, снятие с военного учета, распродажа имущества.

О возможности воспрепятствовать установлению истины по делу -- угрозы, подкуп, уговоры свидетелей и потерпевших, попытки хищения, уничтожения, фальси-фикации вещественных доказательств; воздействие на специалистов и экспертов.

_____________________________

1 Комментарий к ст. 89 Уголовного кодекса РФ

2. Там же. К ст. 394

3 Там ж. К ч. 2 ст. 96.

О намерении заниматься преступной деятельностью -- приобретение ору-жия и приискание иных приспособлений для совершения преступления, наличие преступных связей, отсутствие работы и др.

Применение меры пресечения в целях обеспечения исполнения приговора прежде всего связано с назначенным судом наказанием. Лишение свободы, как правило, предполагает и заключение осужденного под стражу в порядке применения меры пресечения.

Изучение практики показывает, что установление таких обстоятельств, как наличие прошлой судимости, характера и способа совершенного пре-ступления, отрицательное поведение в быту, привлечение к административ-ной ответственности, отсутствие места жительства и т. п., которые относятся к учитывающимся при избрании конкретной меры пресечения, в действительности указы-вает, прежде всего, на необходимость применения процессуального при-нуждения.

Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности” 1 предусматривает, что результаты ОРД могут быть использованы в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

При отсутствии оснований для применения меры пресечения у обвиняемого отбирается обязательство являться по вызовам и сообщать о перемене места жительства в письменной форме.

Данное обязательство не является мерой пресечения и не ограничивает свободы передвижения обвиняемого. Оно не может быть взято у подозреваемого. Умышленное нарушение его обвиняемым влечет за собой привод и последующее применение мер пресечения

Мера пресечения может применяться ЛПД, следователем, прокурором и судом. Закон предоставляет такое право и судье единолично 2.

__________________________

1 Комментарий ст. 11 Уголовного кодекса.

2 см. ком. к ст. 35, 222.

Следователь и ЛПД вправе применить меру пресечения только по делу, находящему-ся в их производстве, а прокурор -- и по делам, находящимся в производстве следователя и ОД, за деятельностью которых он осуществляет надзор. Судья решает вопрос о мере пресечения в отношении подсудимого

Суд и судья 1 могут применить меру пресечения к лицу, в отношении которого ими в судебном разбирательстве будет возбуждено уголовное дело, а также при постановлении приговора 2.

При производстве проверки законности и обоснованности ареста или про-длении срока содержания под стражей судья вправе одновременно с поста-новлением об отмене меры пресечения в виде заключения под стражу избрать любую другую, предусмотренную законом меру пресечения 3.

К обвиняемому (подозреваемому) может быть применена лишь одна из предусмотренных в законе мер пресечения. ЛПД, следователь, прокурор, суд и судья не только вправе решать, какую конкретно меру пресечения применить, но, при наличии оснований, обязаны это сделать.

Для применения заключения под стражу и залога требуется санкция прокурора, определение суда или постановление судьи.

Меры пресечения предназначены для предотвращения возможного ненадлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого).

В случае ненадлежащего его поведения или высокой степени вероятности такового следует прибегнуть к заключению под стражу.

Небольшая степень вероятности наступления последствий, для предупреж-дения которых применяются рассматриваемые меры принуждения, позволяет предупредить их с помощью мер, не связанных с лишением обвиняемого (подозреваемого) свободы. Должностное лицо или орган на основе фактических данных должны прогнозировать возможное ненадлежащее поведение обвиняемого (подозреваемого).

_______________________________________

1 ст. 35, 256 Уголовного кодекса.

2 Там же. ст. 303, 315, 316.

3 Там же. ст. 220.

Любая мера пресечения, в зависимости от степени вероятности такого поведения может быть реальной для достижения целей, с которыми закон связывает их дейст-вие. Так, для того, чтобы предотвратить со стороны некоторых обвиняемых (подозреваемых) возможность ненадлежащего поведения, достаточно приме-нить любую из мер пресечения, не связанную с лишением свободы. В зависимости от субъекта совершенного преступления это может быть наблюдение командо-вания воинской части или отдача несовершеннолетнего под присмотр.

При материальном ущербе, наличии денежных средств или ценностей -- залог. В ряде случаев достаточно личного поручительства или поручительства общест-венной организации, которые могут положительно воздействовать на обвиняе-мого (подозреваемого).

Мера пресечения, в том числе заключение под стражу, не являются уголовным наказанием и не могут быть строже возможной меры ответственности по уголовному закону. Недопустимо арестовывать лицо за преступление, за которое не предусмотрено наказание в виде лишения свободы.

В исключительных случаях мера пресечения может быть применена в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, и до предъ-явления ему обвинения. В этом случае обвинение должно быть предъявле-но не позднее десяти суток с момента применения меры пресечения. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, мера пресечения отменяется.

Исключительность применения меры пресечения к подозреваемому состоит в том, что данных для предъявления обвинения еще нет.

К подозреваемому может применяться любая МП, но на практике чаще ставится вопрос об его аресте, поскольку одной из целей задержания является разрешение вопроса о применении к задержанному МП в виде заключения под стражу.

Закон требует предъявить обвинение не позднее 10 суток с момента применения данной меры пресечения. После его предъявления мера пресечения может быть отменена, изменена на менее или более строгую в зависимости от оснований.

Если мера пресечения остается прежней, вынесение нового постановления, санкциони-рования у прокурора залога и заключения под стражу не требуется.

Десятидневный срок предъявления обвинения никем не может быть про-длен. Исключение может составлять лишь случай, когда подозреваемый скрылся или место нахождения его неизвестно.

К иным исключительным обстоятельствам можно отнести лишь такие, которые объективно лишают возможности своевре-менно предъявить обвинение. Это стихийные бедствия: землетрясение, наводне-ние, пожар, эпидемия, дезорганизация работы СИЗО, начало военных действий и некоторые другие. В случае тяжелого заболевания подозреваемого либо иных исключительных обстоятельств личного характера мера пресечения отменяется.

Закон дает исчерпывающее и однозначное указание исчисления 10-днев-ного срока с момента применения меры пресечения до момента предъявления обвинения. Он не изменяется и в случае задержания лица по ст. 122.

Обстоятельства, учитываемые при

избрании меры пресечения

При разрешении вопроса о необходимости применить меру пресечения, а также об избрании той или иной из них лицо, производящее дознание, следователь, прокурор, суд учитывают, помимо обстоятельств, указанных в статье 89 настоящего Кодекса, также тяжесть предъявленного обвинения, личность подозреваемого или обвиняемого, род его занятий, возраст, состо-яние здоровья, семейное положение и другие обстоятельства 1.

Обстоятельства ст. 91 в совокупности с обстоятельствами, указанными в ст. 89, составляют основания для избрания МП. Перечень обстоятельств, учитываемых при избрании МП, не является исчерпывающим.

Под другими обстоятельствами понимаются отягчающие и смягчающие ответственность, введение режима чрезвычайного или военного положения, вооруженные конфликты и тому подобные обстоятельства, влияющие на частную жизнь граждан и функционирование предприятий, учреждений, орга-низаций и правоохранительных органов.

Обстоятельства, указанные в ст. 91, особо тщательно должны анализи-роваться при решении вопроса о заключении лица под стражу, применении МП в отношении несовершеннолетнего и подозреваемого.

О применении меры пресечения лицо, производящее дознание, следо-ватель, прокурор выносят мотивированное постановление, а суд -- моти-вированное определение, содержащее указание на преступление, в кото-ром подозревается или обвиняется данное лицо, и основание для избрания примененной меры пресечения 2.

Постановление или определение объявля-ется лицу, в отношении которого оно вынесено, и одновременно ему разъясняется порядок обжалования применения меры пресечения.

Копия постановления или определения о применении меры пресечения немедленно вручается лицу, в отношении которого оно вынесено.

Процессуальный порядок применения МП состоит из вынесения постановле-ния (определения); объявления его обвиняемому (подозреваемому); разъяснения порядка обжалования применения МП; немедленного вручения копии постановле-ния или определения лицу, в отношении которого оно вынесено.

_________________________________

1 Ст. 91 Уголовно- процессуального кодекса

2 Там же ст. 92.

О применении МП ЛПД, следователь, прокурор, судья выносят мотиви-рованное постановление, а суд -- определение.

Решение о применении МП приобретает юридическую силу сразу с момента вынесения постановления, определения, если они принимаются про-курором, судом или судьей.

Для применения заключения под стражу или залога ЛПД, следователю необходима санкция прокурора, поэтому вынесенное ими постановление еще не порождает юридических последствий, они наступают после санкционирова-ния, тогда и должно происходить объявление, разъяснение права на обжало-вание и вручение копии постановления.

Поскольку несовершеннолетние обвиняемые (подозреваемые) допра-шиваются при решении вопроса об аресте во всех случаях лично прокурором, он либо ЛПД, следователь сразу объявляют постановление, разъясняют права и вручают копию. Такая же процедура и для любого другого обвиняемого (подозреваемого), если прокурор допрашивал его лично.

Если обвиняемый (подозреваемый) содержится в ИВС, он должен быть поставлен в известность о применении в отношении его ареста в максимально короткий срок, но не позднее, чем завершается срок задержания по ст. 122. С момента предъявления постановления о заключении под стражу защитник допускается к участию в деле 1 .

В постановлении (определении) обязательно указывается на преступле-ние, в котором подозревается или обвиняется данное лицо, а также основания для избрания МП.

Недостаточно ограничиться только ссылкой на статью Особенной части УК, необходимо указать сущность обвинения либо подозрения и на чем оно основано, а также привести конкретные фактические данные, составляющие основание для избрания МП.

______________________

1 см. комментарий к ст. 47 Уголовно- процессуального кодекса

Факт объявления постановления (определения), разъяснение прав и обязанностей и вручение копии подтверждается подписью обвиняемого (подо-зреваемого) на экземпляре, находящемся в деле. Не исключается взятие об этом отдельной подписи.

В случае отказа его от подписи действия выполняются в соответствии со ст. 142. Постановление об избрании МП ЛПД, следователем, кроме заключения под стражу, обжалуется надзирающему прокурору, а решение прокурора -- вышестоящему прокурору в порядке ст. 218.

Применение заключения под стражу обжалуется в суд в порядке ст. 220 и производится судьей по месту содержания лица под стражей 1.

По смыслу ст. 92 копия постановления судьи об избрании, изменении МП в порядке ст. 222, 223, 230 должна вручаться немедленно.

Если МП не связана с заключением под стражу, подсудимый должен быть поставлен в известность о ее избрании, изменении в кратчайший срок, но не позднее трех суток до начала судебного заседания 2 .

Введение судебной проверки законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей означает, что определение суда или постановление судьи об избрании меры пресечения обжалованию не подлежат и являют-ся окончательными.

До введения указанной нормы в законе также не содержалось прямого указания об обжаловании определения суда и постановления судьи об избра-нии МП, хотя это не исключало возможности ставить вопрос о правильности применения меры пресечения при обжаловании приговора, решения о воз-буждении УД в порядке ст. 256, о назначении судебного заседания (ст. 230). о

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты