Проблемные вопросы получения доказательной информации о совершении преступления во время проведения следственных действий
Проблемные вопросы получения доказательной информации о совершении преступления во время проведения следственных действий
2
Проблемные вопросы получения доказательной информации о совершении преступления во время проведения следственных действий
Содержание
Введение
1. Теоретические основы алгоритмизации следственных действий
1.1 Теоретические основы использования результатов следственной деятельности при расследовании преступлений
1.2 Тактическая операция как способ разрешения следственных ситуаций с высокой степенью информационной неопределенности
1.3 Тактика следственного осмотра и освидетельствования следователем
1.4 Неотложные следственные действия и ошибки при их производстве
2. Анализ проблемных вопросов получения доказательной информации во время проведения следственных действий
2.1 Требования к следственному действию как источнику получения доказательства в ГГУ ГУ МВД Украины в Донецкой области
2.2 Следственные действия и ошибки получения доказательной информации о совершении преступлений в ГГУ ГУ МВД Украины в Донецкой области
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что исторический этап, переживаемый Украиной, и связанный с развитием и становлением демократического правового государства, в котором должны уважаться и соблюдаться права и свободы человека и гражданина, обеспечиваться свобода экономической деятельности, повлек за собой не только ощутимый рост преступности, но и обусловил возникновение новых видов преступлений и новых форм их совершения. Обозначилась тенденция внедрения криминального мира в сферу экономики и финансов, его проникновение в структуры, осуществляющие властные полномочия. Усиливается организованность преступных сообществ, как на внутригосударственном, так и на международном уровнях.
На результатах успешной борьбы с преступностью сказывается целый ряд взаимосвязанных факторов экономического характера, технической оснащенности органов внутренних дел, подбора, воспитания и расстановки кадров, социальной защищенности сотрудников и некоторых других. Однако одним из решающих обстоятельств, способным остановить перечисленные негативные процессы, является гибкость, «мобильность» законодательства, то есть такое его состояние, при котором обеспечивается соответствие законодательства реалиям происходящих в обществе социально-экономических изменений.
В качестве объекта исследования в рамках темы рассмотрены деятельность правоохранительных органов по использованию результатов следственной деятельности при расследовании преступлений, ее тенденции и закономерности, особенности реализации результатов следственной деятельности в уголовном процессе.
Предметом исследования являются нормы права (уголовно-процессуального, оперативно-розыскного, и международного), регулирующие вопросы использования результатов следственной деятельности в уголовном процессе; теоретические воззрения на разрабатываемую проблему; судебная и следственная практика, отраженная в материалах уголовных дел.
Цель исследования состоит в том, чтобы, опираясь на изучение и анализ международно-правовых принципов и стандартов, а также правовых систем зарубежных государств, на основе научных исследований и эмпирического материала с учетом отечественного опыта выявить проблемные вопросы получения доказательной информации о совершении преступления во время проведения следственных действий.
Для достижения указанной цели перед исследованием были поставлены следующие задачи:
-теоретически обосновать необходимость, аргументировать значение практического использования результатов следственной деятельности при расследовании преступлений;
-раскрыть структуру, содержание и значение теоретической концепции использования результатов следственной деятельности при расследовании преступлений;
- охарактеризовать правовое регулирование и механизмы использования результатов следственных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, и оперативно-розыскных мероприятий, не связанные с ограничением прав граждан;
- выявить проблемные вопросы получения доказательной информации о совершении преступления во время проведения следственных действий в ГГУ ГУ МВД Украины в Донецкой области.
Инструментом в добывании фактического материала служат традиционные методы материалистической диалектики, исторический, формально-логический, системный, сравнительно-правовой, статистический и социологический, а также наблюдение, анализ, синтез, аналогия, абстрагирование, моделирование и обобщение.
Теоретическую базу составили труды по философии, международному, уголовному, уголовно-процессуальному, административному праву, иным областям научного знания, в которых рассматривались вопросы, связанные с уголовно-процессуальной и следственной деятельностью в контексте использования результатов следственной деятельности при расследовании преступлений.
1. Теоретические основы алгоритмизации следственных действий
1.1 Теоретические основы использования результатов следственной деятельности при расследовании преступлений
Получение информации, имеющей значение для раскрытия и расследования преступления, является первым звеном в успешном выполнении органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, своих правовых обязанностей. Очень важно, чтобы эта информация своевременно доводилась до сведения следователей (органов дознания) в целях ее использования уже в рамках уголовно-процессуальной деятельности. Оперативные работники, нередко, получив ценную для следователя информацию, по тем или иным причинам до него ее не доводят. Чаще всего это объясняется тем, что они не всегда четко видят перспективу использования такой информации в процессе следствия по делу. Зачастую и следователи не имеют возможности доказать, что лица, подозреваемые в совершении преступления, знакомы друг с другом, хотя при этом в материалах дела имеются кино- фотодокументы, на которых они запечатлены вместе. Кроме того, далеко не все следователи имеют полное и правильное представление о той роли, которую могут сыграть следственные данные в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.
Последнее десятилетие прошлого века сопровождалось существенными политическими и социально-экономическими преобразованиями в нашей стране, которые неизбежно отразились не только на количественных, но и качественных показателях преступности. В этом аспекте необходимо отметить, прежде всего, изменение характера преступности, в частности рост преступлений, совершаемых организованными преступными группировками (в том числе преступными сообществами), которые способны оказать мощное противодействие по всем направлениям деятельности правоохранительных органов и, в частности, процессу расследования.
Чтобы определить теоретические основы использования результатов следственной деятельности при расследовании преступлений, следует обратиться к историческим фактам.
В римском праве судебное производство распадалось на два отдела: предварительное производство (in iure), заменявшее собой современное предварительное Следствие и предание суду, и окончательное (in iudicio).
Предварительное разбирательство в конце республиканского периода состояло в том, что обвинитель являлся к претору или вообще председателю соответствующего суда и просил разрешения начать уголовное преследование (postulatio); затем следовало более точное указание обвиняемого и совершенного им преступления (nominis vel criminis delatio), причем вызывался и обвиняемый, подвергавшийся допросу (interrogatio) по главным пунктам обвинения как со стороны обвинителя, так и судьи [4, 120].
После этого составлялся окончательный протокол, в котором определялось преступление, время и место его совершения и виновное в нём лицо (inscriptio). На основании этого протокола делалось постановление о принятии дела к разбирательству (nominis receptio) и назначался день судебного заседания. С этого момента лицо, против которого было начато преследование, становилось обвиняемым и теряло право быть свидетелем и избираться в должности, а обвинитель мог требовать полномочия на собирание доказательств, вызов свидетелей и т. д. В период империи (до смерти Юстиниана) предварительное производство значительно изменилось вследствие постепенного усиления в процессе следственного, розыскного начала [5, 84].
Предъявление обвинения было соединено с его окончательным принятием. Положение обвиняемого также изменилось; он стал подвергаться как большим ограничениям в правах, так обыкновенно и строгому предварительному заключению.
В древней Руси процесс уголовный и гражданский был обвинительным; все зависело от деятельности заинтересованных лиц; никаких твердо разграниченных ступеней судопроизводства не было. В Московском государстве впервые рядом с обвинительным процессом становится следственный и делается различие между судом и сыском. Последний является сначала экстраординарным средством, применяемым к лихим людям, уголовное преследование в таком случае начиналось по инициативе власти. Здесь уже можно различить, хотя и не вполне определенно, предварительное производство, состоявшее в собирании материала для судебного рассмотрения. Важнейшими средствами этого собирания были вначале обыск и пытка.
Со времени Петра Великого к нам переносятся западные формы процесса, усиливается значение тайны и письменности; предписывается, напр., не сообщать обвиняемым в важнейших преступлениях пунктов обвинения. По воинским процессам предварительное С. отделяется от окончательного; главными его средствами остаются допрос с пристрастием и пытка; заканчивается оно постановлением заключения (сентенции), в которое вносятся все собранные доказательства. Петровское законодательство просуществовало, с некоторыми изменениями, до судебных уставов 1864 г. Согласно данным судебным уставам, произошло большее (хотя и не окончательное) разграничение функций суда и обвинения [8, 147].
В украинском праве расследование преступлений представляет собой досудебную стадию производства по уголовному делу -- предварительное расследование, которое может производиться в форме дознания или предварительного следствия. Судебная стадия -- Судебное следствие, не является этапом или частью расследования по уголовному делу, а представляет собой установленную законодательством стадию уголовного процесса, в ходе которой стороны обвинения и защиты, а также суд, изучают доказательства, положенные в основу обвинения на предмет их относимости, допустимости и достоверности.
Определение дознания и следствия в УПК Украины не содержится, вместе с тем, расследование в форме предварительного следствия может осуществляться при производстве по любому уголовному делу. Следователь при производстве предварительного следствия обладает всеми процессуальными полномочиями, предусмотренными уголовно-процессуальным законодательством. Производство предварительного расследования в форме дознания осуществляется исключительно при расследовании уголовных дел о преступлениях.
Предварительное следствие - это процесс, целью которого является восстановление прошлого события преступления по следам, обнаруженным следователем в настоящем [17, 105]. Основным определяющим компонентом психологической структуры деятельности следователя является его познавательная деятельность по собиранию и исследованию самых разнообразных фактов, на основании которых им полностью восстанавливается прошлое событие, все взаимоотношения различных лиц, связанных с этим событием, познается личность субъекта, совершившего преступление. Именно на предварительном следствии производится процесс создания модели прошлого события преступления.
Начиная процесс собирания фактов, следователь часто заранее не знает конечного результата сбора этих сведений, не может представить полную мысленную модель имеющегося в прошлом события. Эта особенность познавательной деятельности приводит к существенным трудностям при сборе, отборе, оценке получаемой информации, к необходимости выдвижения и проверки большого количества самых разнообразных версий по поводу природы, действительной ценности тех или иных фактов, взаимосвязи между отдельными фактами.
В деятельности следователя существенное значение приобретают криминалистические знания и опыт, которые создают условия для понимания имеющейся информации, ее поиска, правильного выбора необходимой информации. Эти знания и опыт являются необходимой предпосылкой и для активизации воссоздающего воображения.
Познавательная деятельность следователя проявляется в решении им системы простых и сложных мыслительных задач, в стратегиях решения проблем, в творческом подходе к ситуациям, требующим познавательной активности. Простые задачи решаются алгоритмически - путем выполнения определенного круга известных следователю правил. Например, обнаружение и изъятие материальных следов, процессуальная их фиксация - пример простой алгоритмической задачи. Решение же сложных задач связано с творческим, эвристическим поиском ответа в проблемных ситуациях. Познание прошлого события всегда основывается на фактах настоящего. В связи с этим возникает необходимость построения мысленных моделей взаимосвязей фактов, явлений настоящего с прошедшим событием. Познание включает в себя и практическую деятельность, направленную на проверку, оценку познаваемых фактов, явлений. В процессе этой деятельности широко применяются эксперименты с объектами, выявленными в процессе познавательной деятельности.
На предварительном следствии процесс познания отличается определенной неупорядоченностью поступления информации. Поступление информации здесь не всегда зависит от желания и не поддается полностью регулированию лицом, осуществляющим познание. Объем информации, скорость, время ее поступления во многом зависят от обстоятельств, при которых осуществляется познание.
Преступление как предмет исследования - сложное и многостороннее явление, и ни один очевидец не может созерцать всех элементов:
1) приготовительных действий,
2) сговора участников,
3) субъективной стороны,
4) причинной связи между действием и результатом,
5) причин и условий, способствовавших совершению преступления, и т. д.
Все это в совокупности устанавливается (доказывается) при посредстве других фактов. Предварительное расследование в целом - это не теоретически познавательная, а прежде всего, практическая деятельность, регламентируемая уголовным процессом. Закон не только предусматривает отдельные следственные действия, но и устанавливает определенный порядок всего расследования. Он регулирует отношения следователя с участниками уголовного процесса, гражданами, должностными лицами, учреждениями и организациями, определяет последовательность выполнения различных действий, очередность решения промежуточных задач расследования, обязывает к соответствующему комплексу действий на том или ином его этапе и ограничивает деятельность следователя определенными сроками. Это придает работе следователя ярко выраженный нормативный характер, не свойственный подавляющему большинству других профессий.
Деятельность следователя характеризует чрезвычайное разнообразие задач, правильное решение которых требует применение различных качеств, навыков и знаний. Нужны специальные познания в области медицины и педагогики, товароведения и бухгалтерии, транспорта и психологии и т. д. Для того чтобы применить эти знания в сложных ситуациях расследования, необходимо, чтобы они были систематизированы. Для эффективного использования объективных психологических закономерностей, проявляющихся в период того или иного следственного действия, следователь должен иметь еще и психологическую программу, которая вооружит следователя методами диагностики личности и организации психологического воздействия на личность с целью получения информации и перевоспитания.
Дознание по уголовным делам представляет собой несколько упрощенную форму предварительного расследования по уголовному делу, например при производстве расследования в форме дознания, лицо, подозреваемое в совершении преступления, не привлекается в качестве обвиняемого, а по окончании расследования дознаватель составляет обвинительный акт, который по своей сути заменяет процедуру привлечения в качестве обвиняемого и по юридической технике проще, чем обвинительное заключение в предварительном следствии.
Противодействие процессу расследования затрудняет выявление расследование и рассмотрение уголовных, гражданских дел, что негативно сказывается на сроках следствия, препятствует исследованию обстоятельств, подлежащих доказыванию. В результате противодействия могут быть по разным основаниям прекращены уголовные дела, сокращена доказательственная база, вынесены оправдательные приговоры.
В настоящее время начинает формироваться учение о преодолении противодействия расследованию преступлений, чему способствовали теоретические и практические исследования вопросов противодействия украинскими криминалистами.
Этап становления любой частной теории, в том числе и теории преодоления противодействия расследованию преступлений, как самостоятельной области научного знания, характеризуется в своем начале интенсивным накоплением эмпирического материала, наличие которого позволяет говорить о создании теоретических построений. Научные работы настоящего периода носят преимущественно описательный характер, они ставят своей задачей собирание и фиксацию фактов, добытых эмпирическим путем. Примером такого описания служит собирание сведений о видах противодействия, способах их преодоления и пр.
Наиболее удачное определение противодействия при расследовании можно найти в работах Р.С. Белкина: «Если раньше под противодействием расследованию понимали преимущественно различные формы и способы сокрытия преступления, то теперь это понятие наполнилось более широким содержанием и может быть определено как умышленная деятельность с целью воспрепятствования решению задач расследования и в конечном счете установлению истины по делу»[4, 123].
Свое понятие противодействия предлагают практические работники органов прокуратуры. Так, Ендольцева А.В. говорит: «Под противодействием расследованию понимают любую противоправную деятельность обвиняемого (подозреваемого) и содействующих ему лиц с целью уклонения от ответственности или необоснованного максимального ее смягчения»[7, 69]. Представляется, что автор слишком узко определяет понятие противодействия, потому что не все лица осуществляющие противодействие, преследуют цель уклонения от уголовной ответственности или необоснованного ее смягчения. Например, лицо, которое дает ложные показания с целью дальнейшего использования этого обстоятельства для шантажа, не преследует вышеуказанных целей, хотя и осуществляет противодействие.
К причинам роста противодействия следствию также можно отнести знание лицами, подготавливающими, совершающими преступления и способствующими их совершению многих приемов и способов расследования преступлений благодаря их широкой популяции средствами массовой информации и отечественной литературой.
В этой связи можно говорить о возможности изучения противодействия раскрытию и расследованию преступлений, как с теоретических, так и практических позиций.
Изучение противодействия расследованию на теоретическом уровне предполагает раскрытие в процессе научной деятельности закономерностей, свойственных этому явлению, формирование четкой и стройной системы базисных положений для разработки конкретных рекомендаций и положений. К сожалению, среди криминалистов практически не существует единого мнения по многим вопросам противодействия расследованию преступлений, что позволяет сделать вывод лишь о становлении такой частной теории, как преодоление противодействия расследованию.
В практическом плане изучение противодействия расследованию представляет собой получение на основе научных разработок данных о понятии и сущности, видах, приемах и способах выявления и преодоления противодействия расследованию.
В криминалистической литературе определение противодействия расследованию давалось многими авторами. Анализ этих определений свидетельствует о том, что в определении данного понятия авторы поддерживаются разных точек зрения, но наиболее часто встречается выделение противодействия расследованию по цели, которую преследуют субъекты противодействия. Таким образом, можно выделить субъективную и объективную направленность в понятиях противодействия расследованию.
Субъективная направленность выражена в определении Гайкова В.Т. «Противодействие расследованию преступления - это выбор заинтересованными лицами соответствующей линии поведения, принятие мер, направленных на создание препятствий в собирании и использовании доказательств с целью уклонения от ответственности, которые совершаются после выявления преступления и начала его расследования»[6, 99].
Жалинский А.Э. утверждает: «Любая противоправная деятельность обвиняемого (подозреваемого) и содействующих ему лиц с целью уклонения от уголовной ответственности или необоснованно максимального ее смягчения»[8, 123].
Исходя из приведенных высказываний, можно сделать вывод, что определение противодействия расследованию преступлений во многом зависит от целей этого противодействия и представляет собой деятельность, препятствующую выявлению, пресечению и раскрытию преступлений.
Развитие системы научных знаний о противодействии расследованию предлагает четкое определение и форм его осуществления. Но обычно формы противодействия, представленные в научной литературе не носят системного характера, а представляют собой перечень актов противодействия, которые, по мнению того или иного автора, наиболее часто встречаются в практике.
Особенно важно показать как с практической, так и с теоретической точек зрения зависимость тех или иных форм противодействия от субъектов, их применяющих.
С появлением в населенных центрах этнических преступных групп нередко возникают проблемы с поиском переводчиков и общением с ними при производстве следственных действий. С их стороны возможны такие акты противодействия, как:
· неполный перевод ответов допрашиваемого;
· передача информации подследственному при допросе от его соучастников;
· переговоры с обвиняемым, подозреваемым по обстоятельствам дела, после которых возможно изменение показаний.
Противодействие следователю может быть оказано и иными участниками процесса: следователем, сотрудником органа дознания, прокурором, судьей. Это делается как в силу непрофессионализма, так и в силу иных причин.
1.2 Тактическая операция как способ разрешения следственных ситуаций с высокой степенью информационной неопределенности
Практически каждый шаг в деятельности следователя связан с принятием решений, от своевременности которых во многом зависит успех расследования. Однако психологами справедливо подмечено, что решение само по себе не является началом деятельности, а представляет собой результат обширной предварительной работы мозга. Поэтому, исследуя теорию принятия решений, необходимо вовлекать в сферу исследования не только стадию непосредственного принятия решения, но и стадию так называемого "предрешения", которая формирует и предопределяет его направленность. Именно на стадии предрешения субъекту необходимо осознать и отобразить в сознании окружающую обстановку и учесть все обстоятельства, способные оказать на нее влияние. Поэтому одним из первых этапов принятия решения следует считать осознание и анализ ситуации, сложившейся к определенному моменту.
Аналогично в процессе расследования конкретного преступления еще до принятия какого-либо решения следователю необходимо познать следственную ситуацию, а для этого - воссоздать ее в сознании для последующего мысленного исследования, анализа и оценки, т. е. создать мысленную модель реальной ситуации.
В общих чертах суть ситуационного моделирования как метода познания и разрешения следственных ситуаций может быть сведена к следующему. В ходе расследования различных преступлений возникает огромное множество разнообразных следственных ситуаций, требующих от следователя их анализа и разрешения. Вместе с тем, как известно, следователь может принять не бесконечное, а лишь ограниченное число вполне конкретных решений. С учетом этого процесс ситуационного моделирования предполагает упорядочение большого количества следственных ситуаций в однотипные классы. Указанная задача является вполне реальной, несмотря на то, что любая конкретная следственная ситуация строго индивидуальна в силу влияния на нее большого числа связей и отношений. Ситуации, встречающиеся в следственной практике, нужно разбить на ряд классов, а при необходимости и подклассов, количество которых будет определяться числом возможных следственных решений.
В аспекте ситуационного подхода деятельность следователя по принятию решений можно определить как мысленное творческое сопоставление конкретной следственной ситуации с типовой. В случае, если эти ситуации однотипны, предлагаемый алгоритм по разрешению типовой ситуации может быть использован для ситуации конкретной [15, 178].
Ситуационное моделирование в расследовании преступлений требует соблюдения ряда условий: систематического накопления информации о ситуации; знания типовой ситуационной структуры; а также обязательного учета субъективных и объективных факторов, способных изменить ситуацию. Представляется, что следственная ситуация детерминирована такими факторами, как наличие и характер имеющейся в распоряжении следователя доказательственной и непроцессуальной информации, что обусловлено спецификой криминальной ситуации и ее способностью оставлять следы в окружающей среде; интенсивность процессов исчезновения доказательств; характер источников информации (их надежность, полнота); наличие или отсутствие данных о подозреваемом; вмешательство в процесс расследования посторонних лиц и т.д.
Важное значение в моделировании следственных ситуаций приобретает и фактор времени. Связанные с ним закономерности довольно часто играют важную роль в выборе той или иной альтернативы при принятии тактического решения следователем. Некоторые элементы следственной ситуации, такие как, к примеру, возможность утраты доказательств, погодные условия, опасность сговора участников, сокрытие похищенного - воздействуют на решения следователя именно в связи с временными факторами.
Общую процедуру использования ситуационного моделирования для познания и разрешения следственных ситуаций можно представить следующим образом.
I этап. Построение модели следственной ситуации (осознание и анализ ситуации).
1. Восприятие информации о ситуации.
2. Фильтрация полученной информации по признакам относимости и допустимости в уголовном процессе.
3. Систематизация информации согласно структуре соответствующего типа ситуации.
4. Определение "пробелов" (незаполненных информацией структурных элементов ситуации), их заполнение посредством получения соответствующих дополнительных сведений.
5. Учет объективных и субъективных факторов, способных существенно повлиять на динамику ситуации.
II этап. Модельные эксперименты (типизация ситуации, выработка решения).
1. Обобщение ситуации посредством абстрагирования от несущественных для исследования признаков.
2. Типизация ситуации в соответствии с принятой классификацией.
3. Отыскание соответствующих типовых программ.
4. Определение ряда альтернативных решений по управлению ситуацией.
5. "Проигрывание" решений на модели, оценка полученных результатов.
6. Выбор оптимального решения из числа допустимых.
Проведенное интервьюирование следователей показало, что в уяснении сущности простых ситуаций у них не возникает каких-либо трудностей, однако при анализе сложных следственных ситуаций складывается несколько иное положение. Так, 34 % опрошенных заявило, что в процессе анализа подобных ситуаций им сложно учесть все определяющие ситуацию факторы в совокупности, во взаимосвязи, в результате чего происходит (иногда и существенное) упущение из виду важной информации; 27% опрошенных видят трудности в неумении скомпоновать имеющуюся информацию. В целом 76% следователей в процессе принятия решения определяют вид следственной ситуации интуитивно, "на глазок", вследствие чего восприятие ситуации не всегда бывает адекватным, а принятые решения - оптимальными [13,46].
При ситуационном моделировании следует учитывать динамический характер ситуации. В ходе расследования следователь по мере необходимости проводит различные следственные действия, обращается к данным криминалистических учетов, использует возможности оперативно-розыскной деятельности, помощь общественности. В результате возникает (и соответственно моделируется у следователя в сознании) качественно новая следственная ситуация, имеющая более полную информационную базу.
Информация, составляющая процессуально-тактический компонент следственной ситуации, характеризует состояние производства по уголовному делу: какие следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия на момент оценки следственной ситуации уже проведены, какая конкретно мера пресечения выбрана в отношении подозреваемого, какие тактические приемы были применены следователем, степень эффективности их использования.
Информация, составляющая психологический компонент следственной ситуации, должна объединять в себе:
а) личностные характеристики отдельных участников процесса (подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля), их психологические особенности, моральные и иные качества;
б) особенности взаимоотношений участников процесса между собой, их отношение к расследуемому событию, к следователю, к самому факту расследования.
При изучении взаимодействия участников процесса между собой следователю особо тщательно следует выяснять: нет ли со стороны обвиняемого (подозреваемого), его родственников и друзей влияния на потерпевшего или свидетелей посредством уговоров или, наоборот, путем запугивания.
Информация организационно-управленческого характера, составляющая одноименный компонент следственной ситуации, отражает стратегическую и информационную стороны расследования, результаты взаимодействия с иными службами, включая психологические особенности взаимодействия с ними следователя, поскольку, как доказано психологами, личностные взаимоотношения между работниками коллектива или взаимодействующих коллективов значительно предопределяют выполнение ими своих служебных обязанностей15.
После систематизации имеющейся в распоряжении следователя информации о ситуации в соответствии с вышеназванными ее компонентами и детального их анализа возникает следующий этап ситуационного моделирования - типизация ситуации.
Процесс типизации ситуации всегда требует ее "усреднения", проводимого посредством отвлечения от частностей, выдвижением на первый план ситуационных признаков группового характера. Следственная практика показывает, что при анализе ситуаций расследования можно выделить задачи, требующие своего осмысления и разрешения, присутствующие одновременно в информационном, в психологическом и в тактическом компонентах ситуации. Однако тип ситуации будет предопределяться уровнем сложности и необходимостью первостепенного разрешения возникающей в ней той или иной задачи. В зависимости от приоритетного получения сигнала о наличии требующей разрешения проблемы в том или ином компоненте ситуации и определяется ее тип.
Анализируя ситуацию с проблемой (то есть с задачей, требующей решения) в информационном компоненте, определив, что на первый план в ней выступает задача получения недостающего следователю знания о преступлении и лице, его совершившем, а также задача отыскания таких знаний в ходе анализа модели ситуации, следует отнести такую ситуацию к познавательному типу.
Если же анализ модели ситуации выявит трудности, обусловленные конфликтом между следователем и проходящими по делу лицами, либо состоящие в том, что расследование затруднено спецификой взаимоотношений отдельных участников уголовного процесса между собой, то в этом случае ситуацию можно отнести к разряду конфликтных.
При возникновении трудностей в организации, планировании процесса расследования, в управлении им (первостепенно "подает сигнал" о своей неразрешенности организационно-технический компонент) появляются ситуации организационно-управленческого типа.
При мысленном анализе отдельных следственных ситуаций, в процессе выработки тактического решения изучение возможной альтернативы решений может выявить и так называемые "рисковые" позиции следователя. Такого рода ситуации мы определим как ситуации тактического риска, поскольку появляются они при наличии проблем организационно-тактического характера, при "сигнале" тактического компонента.
Работа с информационной моделью криминальной ситуации (ее исследование, эксперименты) во многом способствует непосредственному разрешению ситуаций познавательного типа, логическому "выведению" недостающих знаний о преступнике.
Для отдельного вида преступлений характерна повторяемость исходных следственных ситуаций, обусловленная однотипностью криминальных ситуаций (те же способы совершения, сокрытия), что позволяет типизировать следственные ситуации и разработать алгоритмы расследования.
Существенное значение имеет использование для этой цели криминалистических характеристик соответствующего вида преступления, типовых версий. Результаты практической проверки версий должны быть сопоставлены с уже имеющейся информацией.
Процесс ситуационного моделирования может быть оптимизирован посредством использования средств вычислительной техники, безусловно, при условии интерактивного взаимодействия мышления следователя и возможностей искусственного интеллекта.
К примеру, при разрешении ситуации управленческого типа использование компьютера целесообразно на заключительных этапах ситуационного моделирования. Следователь самостоятельно анализирует конкретную следственную ситуацию, сопоставляя отраженные в его сознании информационные, тактические, материальные ресурсы с непосредственной целью управленческого характера и определяет характер ситуации. Отвлечение от ее индивидуальных особенностей дает возможность определить тип ситуации.
Компьютерный этап моделирования начинается с введения данных об исследуемой ситуации, который осуществляется путем ответов на альтернативные вопросы. В оперативную память компьютера направляется запрос на поиск описания типовой следственной ситуации, которая была бы однотипна модели, построенной следователем. После этого начинается автоматический поиск оптимального варианта разрешения такой ситуации. В конечном итоге на запрос следователя выдается адаптированная для данной ситуации типовая программа расследования. Причем чем детальнее описана ситуация, тем конкретнее выдаются рекомендации.
Полученная при помощи компьютера типовая программа расследования не может рассматриваться в качестве конечного продукта ситуационного моделирования. На завершающем этапе ситуационного моделирования предложенные рекомендации надо приспособить к конкретным признакам исследуемой следственной ситуации, а на этой основе создать индивидуальную программу ее разрешения.
1.3 Тактика следственного осмотра и освидетельствования следователем
Следственный осмотр - это процессуальное действие, которое заключается в непосредственном обнаружении и изучении объектов, имеющих значение для установления истины по уголовному делу, их признаков, свойств, состояния и взаиморасположения.
Для следственной деятельности характерно преодоление сопротивления со стороны не заинтересованных в успешном расследовании дела лиц. Пожалуй, нет другого вида человеческой деятельности, успешному проведению которой так активно противоборствовали бы заинтересованные люди и группы людей. Следует учесть, что организованное сопротивление виновных деятельности следователя, направленной на расследование и раскрытие преступления, может значительно ее затруднить.
Наиболее заинтересован в этом сам преступник, который, как правило, всеми силами активно противодействует следователю. На какие только ухищрения ни пускается он: хитрость, шантаж, ложь, обман, клевета, фальсификация, подкуп - арсенал его средств фактически не ограничен ничем. Следователь же вправе действовать только законными и безупречными в нравственном отношении средствами.
Следователь имеет право использовать тактические приемы, в том числе основанные на применении психологических реагентов, которые могут быть определенным образом систематизированы по признаку действительной или мнимой цели их использования (например, основанные на неразглашении подлинной цели действия следователя с использованием фактора внезапности; основанные на создании впечатления у подозреваемого, что его соучастник разоблачен; основанные на внушении мысли о «целесообразных» действиях подозреваемого и т. д.). Однако успешное применение психологического реагента не должно переоцениваться, это не снимает со следователя обязанности самым тщательным образом проверить любые показания обвиняемого, принять все меры к установлению истины по уголовному делу, строго согласовывать свои действия с правовыми и этическими нормами.
Тактика следственного осмотра во многом определяется его видом, а также конкретными обстоятельствами преступления. Вместе с тем существуют и некоторые исходные положения, имеющие общее значение для видов следственного осмотра. Такими общими требованиями тактики являются [22, 157]:
· единое руководство осмотром. Несогласованность в действиях влечет неполноту, бессистемность осмотра. Следователь или (в его отсутствие) старший по должности обязан занять положение лидера и возглавить осмотр;
· неотложность осмотра. Здесь должно соблюдаться единое правило: чем раньше произведен осмотр, чем меньше времени отделяет его от преступления, тем лучше;
· объективность, всесторонность и полнота осмотра. Нельзя выезжать на осмотр места происшествия с уже определенной версией, а результаты осмотра "подгонять" потом под эту версию;
· целеустремленность осмотра. Для выполнения этого требования определяются конкретные его задачи;