Проблемы и защита осуществления родительских прав и обязанностей
Проблемы и защита осуществления родительских прав и обязанностей
Московский Пограничный Институт
Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации
Кафедра: государственно-правовых дисциплин
Контрольная работа
По дисциплине: Семейное право
На тему: Проблемы и защита осуществления родительских прав и обязанностей
Выполнила: Масленникова К.А.
Группа: № 882-Ш
Проверил: Круглик Н.В.
Москва 2010 г.
Введение
Актуальность исследования определяетсярядом причин политического, социального, экономического и правового характера. Одним из приоритетных направлений политики государства, осуществляемой в современный период, является поддержка семьи, создание условий, обеспечивающих права и интересы как семьи в целом, так и отдельных членов семьи.
Традиционно особое внимание уделяется разработке и внедрению системы мер, обеспечивающих реализацию и защиту прав и интересов несовершеннолетних членов семьи. Приведение национального законодательства в соответствие с положениями Конвенции ООН о правах ребенка явилось предпосылкой для формирования так называемого «ювенального» права, соответствующей комплексной отрасли законодательства. Последние законодательные инициативы Президента РФ, иных представителей государственной власти свидетельствуют об усилении внимания со стороны государства к проблеме обеспечения прав и интересов детей и, прежде всего, к проблеме ненадлежащего осуществления родителями своих прав и обязанностей по содержанию и воспитанию детей.
Исторический опыт свидетельствует о различных подходах государства к регулированию отношений между родителями и детьми: в отдельные периоды развития государства и общества предполагался исключительный приоритет интересов детей, фактически полное игнорирование интересов родителей. В настоящее время Семейный кодекс Российской Федерации (далее - СК РФ) в ст. 65 предусматривает: «Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей». Это свидетельствует о некотором смещении акцентов, но все-таки интересы детей приоритетны, что вполне обоснованно.
Интерес к проблематике осуществления и защиты родительских прав обусловлен также непосредственно спецификой родительского правоотношения. Законодатель оперирует понятиями «мать» и «отец» ребенка только при регулировании отношений по установлению происхождения ребенка. В правоотношениях по воспитанию детей родители выступают на одной стороне, что зачастую приводит к признанию их в качестве одного особого субъекта права. В свою очередь, это создает сложности в определении субъекта семейного правонарушения в сфере воспитания детей.
Специфика родительского правоотношения состоит и в том, что некоторые права ребенка соответствуют и правам родителей. Таким образом, нарушение прав одного из родителей может повлечь за собой и нарушение прав ребенка. Например, если родитель, проживающий отдельно от ребенка, лишается возможности общения с ним, это означает и нарушение права ребенка на общение с родителем, проживающим отдельно от него.
Отдельные нормы СК РФ содержат указание на особый правовой режим, применяемый при регулировании отношений по воспитанию ребенка, если один из родителей проживает отдельно от ребенка. В подобной ситуации один из родителей не может по-прежнему осуществлять свои родительские права, что предполагает установление соответствующего порядка их осуществления и защиты.
Действующее законодательство допускает возможность установления опеки (попечительства) или передачи ребенка на воспитание в семью по другим основаниям, даже если его родители не лишены родительских прав. В подобной ситуации возникает конфликт интересов родителей и лиц, на воспитание которым передан ребенок.
В науке семейного права проведено множество исследований, посвященных вопросам обеспечения прав и интересов детей, в том числе и при осуществлении родительских прав. В то же время совершенно необоснованно за пределами внимания ученых остались вопросы обеспечения прав и интересов родителей.
Отношения между родителями и детьми регулируются нормами не только права, но и морали и нравственности, религиозными нормами, традициями и обычаями. Не вызывает сомнений существующий в науке семейного права вывод о том, что нельзя предусмотреть в законе четкие правила осуществления родительских прав. Однако законодатель устанавливает меры семейно-правовой ответственности за ненадлежащее осуществление родительских прав. Отсутствие критериев определения надлежащего характера осуществления родительских прав создает условия для нарушения прав и родителей, и ребенка. Данные обстоятельства определяют необходимость выявления и фиксации принципов, пределов, форм и способов осуществления родительских прав, форм и способов защиты родительских прав, научного их осмысления существующих в законодательстве и практике его применения коллизий.
Отсутствие теоретического обоснования позиции законодателя в сфере регулирования процесса осуществления и защиты родительских прав, наличие ряда спорных положений вызывает трудности в практической деятельности органов опеки и попечительства, судов, а также других правоприменительных органов. Этим и обусловлена потребность в научном исследовании, содержащем как теоретические разработки, так и практические рекомендации.
Вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы настоящего исследования, его теоретической и практической значимости.
1. Степеньнаучной разработанности проблемы
Проблемы правового регулирования отношений между родителями и детьми разрабатываются такими исследователями, как Ю.Ф. Беспалов, Г.В. Богданова, О.Ю. Ильина, А.М. Нечаева, Н.М. Савельева и другими. В работах данных авторов исследованы такие понятия, как «интересы ребенка», «права ребенка», проанализированы действующее законодательство и практика его применения в сфере осуществления родителями своих прав и обязанностей по воспитанию и содержанию детей, привлечения родителей к юридической ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих прав и обязанностей по отношению к детям.
Однако в науке семейного права отсутствуют специальные исследования, посвященные вопросам осуществления родительских прав сквозь призму интересов родителей, защиты родительских прав как обоих родителей, так и каждого из них.
В имеющихся научных трудах по семейному праву не рассматриваются способы и пределы осуществления родительских прав, принципы осуществления родительских прав, что представляется необходимым для формирования теории родительского правоотношения, комплексного подхода к исследованию соответствующей сферы семейных отношений.
В науке семейного и гражданского процессуального права имеется много исследований, посвященных вопросам защиты семейных прав граждан, прав и интересов детей. Однако при этом споры, связанные с воспитанием детей, другие семейно-правовые споры анализируются с точки зрения защиты прав и интересов детей. В то же время вопросы защиты прав и интересов родителей (одного из них) не обозначаются и, соответственно, не исследуются.
Цель исследования состоит в комплексном изучении теоретических проблем и анализе действующего законодательства, регламентирующего отношения между родителями и детьми, сквозь призму обеспечения прав и интересов родителей.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить и обобщить имеющиеся в науке семейного права исследования по данной проблематике для того, чтобы определить степень и уровень теоретической разработанности избранной темы;
- проанализировать действующее законодательство, регулирующее отношения между родителями и детьми;
- исследовать структуру и содержание родительского правоотношения;
- исследовать структуру и содержание правоотношения по воспитанию детей;
- выявление сущности и особенностей механизма осуществления родительских прав;
- выявить и проанализировать формы, способы и пределы осуществления родительских прав;
- разработать и обосновать систему принципов осуществления родительских прав;
- разработать систему способов защиты родительских прав обоих родителей;
- разработать систему способов защиты родительских прав одного из родителей;
- разработать и обосновать предложения по совершенствованию семейного, гражданского и гражданского процессуального законодательства, регулирующего отношения в сфере осуществления и защиты родительских прав;
- разработать и обосновать предложения по использованию результатов данного исследования в правоприменительной практике.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении и защите родителями своих родительских прав.
Предметом исследования являютсяправовые нормы, регулирующие отношения, возникающие между родителями и детьми, а также иными лицами в сфере воспитания, образования и содержания детей.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания (материалистическая диалектика) и вытекающие из него общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, а также частнонаучные методы: системно-структурный, формально-юридический и другие. Процесс осуществления и защиты родительских прав исследован в работе как комплексное явление, представляющее интерес для юриспруденции, педагогики, психологии.
Теоретическую базу исследования составили труды таких представителей науки семейного права, как: М.В. Антокольская, И.В. Афанасьева, Ю.Ф. Беспалов, Г.В. Богданова, Л.Ю. Грудцына, О.Ю. Ильина, А.Е. Казанцева, И.М. Кузнецова, О.Ю. Косова, В.Н. Леженин, Р.П. Мананкова, Л.Ю. Михеева, С.А. Муратова, А.М. Нечаева, Л.М. Пчелинцева, А.М. Рабец, В.Д. Рузанова, Н.М. Савельева, Н.Н. Тарусина, Е.А. Татаринцева, О.А. Хазова, Е.А. Чефранова, Н.С. Шерстнева и других.
В процессе исследования также были использованы работы социологов, педагогов, психологов: И.С. Кона, А. Карлсона, А.И. Антонова, Я. Корчака, Н.И. Берестова и других. Это позволило обосновать некоторые выводы и результаты исследования с точки зрения не только юриспруденции, но и других наук.
Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, иные федеральные законы и законы субъектов РФ, регулирующие отношения между родителями и детьми, а также иные отношения, связанные с воспитанием детей.
Научная новизна диссертации состоит в том, что это одно из первых комплексных исследований теоретических и практических проблем осуществления и защиты родительских прав. В современной науке семейного права отсутствуют работы, посвященные вопросам осуществления и защиты родительских прав.
Теоретическая значимость исследования определяется анализом семейных правоотношений, в которых реализуются родительские права; изучением особенностей структуры и содержания соответствующих правоотношений. Изучена теория осуществления родительских прав и обязанностей, в рамках которой раскрыто соотношение родительских прав и обязанностей, впервые сформулированы и обоснованы пределы, принципы, формы и способы осуществления родительских прав. Совершенно новым направлением для науки семейного права является исследование форм и способов защиты родительских прав.
Выводы и предложения могут быть использованы в дальнейшей научной разработке соответствующей проблематики.
Практическая значимость исследования.Результаты исследования могут быть использованы в законотворческой деятельности при совершенствовании действующего законодательства.
Материалы контрольной также могут найти применение в учебном процессе при чтении курсов лекций по семейному и гражданскому процессуальном праву, специальных учебных курсов, освещающих проблемы защиты прав и интересов детей и их родителей.
Отдельные рекомендации могут быть учтены органами опеки и попечительства, судами и применяться при разрешении разногласий и споров соответственно.
2. Понятие и особенности родительского правоотношения
Эта главапосвящена основным теоретическим проблемам определения понятия и правовых признаков отношений, возникающих между родителями и детьми, понятия родительского правоотношения, его содержания и структуры.
Правоотношения между родителями и детьми занимают основную нишу в сфере семейных правоотношений. Однако, несмотря на это единого мнения по вопросу понятия и содержания родительского правоотношения в науке не существует.
Исследование понятия «родительское правоотношение» объективно необходимо начинать с выявления и характеристики юридических фактов, которые порождают такое правоотношение. В соответствии с законом основанием возникновения соответствующих правоотношений является происхождение детей, удостоверенное в установленном законом порядке (ст.47 СК РФ). Большинство ученых придерживается точки зрения, согласно которой основанием возникновения родительских прав и обязанностей является сложный юридико-фактический состав, включающий в себя факт происхождения ребенка от конкретных мужчины и женщины и государственную регистрацию рождения ребенка.
В настоящее время существуют объективные предпосылки для признания в качестве основания возникновения родительского правоотношения не только генетического (биологического) родительства, но и так называемого социального родительства.
Анализ положений современного семейного законодательства свидетельствует о приоритете именно социального родительства, наиболее ярким проявлением которого является правило о записи женщины, выносившей и родившей чужого ей ребенка, в качестве его матери (ч.2 п.4 ст.51 СК РФ).
По моему мнению, реализация данных и аналогичных по сути правовых предписаний (ч.1 п.4 ст.51 СК РФ) исключает использование понятия «происхождение» при характеристике соответствующих отношений. Смысловую нагрузку указанного понятия составляют признаки, подчеркивающие наличие генетической связи, а не только свидетельствующие о факте рождения как физиологическом акте, что имеет место при рождении ребенка суррогатной матерью.
Представляется, что с целью формирования единообразного подхода к определению оснований возникновения родительских прав и обязанностей необходимо ст. 47 СК РФ изложить в следующей редакции: « Права и обязанности родителей и детей основываются на государственной регистрации рождения ребенка и записи родителей».
Родительское правоотношение является сложным по своему содержанию и включает: отношения по материальному содержанию детей; отношения, связанные с воспитанием и образованием детей; а также иные отношения, возникающие при реализации личных и имущественных прав и обязанностей родителей и детей.
Специфика правоотношения такого рода проявляется в том, что его субъекты приобретают сразу всю совокупность прав и обязанностей, входящих в это правоотношение.
В данной работе я проанализировала научную дискуссию по вопросу о характере родительского правоотношения - абсолютное или относительное это правоотношение, исходя из особенностей соотношения прав и обязанностей родителей и детей. Я также считаю необходимым учитывать правоотношения по воспитанию детей, которые складываются между родителями и третьими лицами.
К особенностям родительских правоотношений в науке семейного права относятся: срочный характер, особый субъектный состав, равенство прав и обязанностей родителей, тождество родительских прав и обязанностей, применение особых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских прав и обязанностей и т.д. В рамках настоящей работы хочу предложить новый взгляд на каждый из указанных признаков, что позволяет однозначность некоторых из них поставить под сомнение. В частности, традиционно продолжительность родительского правоотношения определяется достижением ребенком возраста совершеннолетия или фактом признания его полностью дееспособным до достижения совершеннолетия. Поскольку семейное законодательство в отдельных случаях регулирует отношения между родителями и совершеннолетними детьми, есть все основания утверждать, что родительское правоотношение не прекращается при достижении ребенком возраста восемнадцати лет или при признании его полностью дееспособным. Наступление указанных юридических фактов является основанием лишь для изменения объема родительских прав и обязанностей, но не для полного их прекращения.
По моему мнению, теоретическая значимость характеристики выявленных признаков родительского правоотношения определяет и специфику осуществления и защиты родительских прав.
3. Эволюция правоотношений между родителями и детьми в советский и российский периоды развития семейного законодательства
В данном параграфе я постаралась представить краткий историко-сравнительный анализ положений отечественных кодексов, регулировавших отношения между родителями и детьми, а также ныне действующего кодекса.
Начало формирования новых принципов регулирования отношений по воспитанию детей в семье было положено первыми Декретами советской власти. В частности, из механизма правового регулирования отношений между родителями и детьми было исключено понятие «родительская власть», провозглашалось, что родители и дети обладают взаимными правами и обязанностями.
Кодекс законов об Актах гражданского состояния, Брачном, Семейном и Опекунском праве 1918 г. ввел в оборот понятие «родительские права», которые должны были осуществляться исключительно в интересах детей, и при неправомерном их осуществлении суду предоставлялось право лишить родителей этих прав. Таким образом, цель - признание прав и интересов детей в отношениях с родителями, провозглашенная при отмене института родительской власти, была достигнута. Однако теперь поведение родителей было поставлено в исключительную зависимость от интересов детей.
В Кодексе законов о браке, семье и опеке РСФСР 1927 г. концепция отношений родителей и детей осталась неизменной - права и обязанности принадлежали исключительно родителям, ребенок воспринимался более как «объект» воздействия родителей и иных лиц. Следует отметить, что отныне не предусматривалась такая обязанность родителей как забота о личности ребенка. Вместе с этим было дополнено содержание одной из обязанностей родителей: теперь речь шла о подготовке ребенка к общественно-полезной, а не просто «полезной», как это было раньше, деятельности. Данный Кодекс сохранял в целом прежними правила в части осуществления родительских прав и обязанностей. Тем не менее, продолжал прогрессировать принцип исключительного приоритета интересов детей, права родителей в сфере воспитания детей определялись государственной политикой, при малейшем подозрении на ненадлежащее поведение родителей ребенок передавался на воспитание в государственное учреждение. Таким образом, правовое регулирование отношений между родителями и детьми на данном этапе отражало приоритет общественного воспитания детей перед семейным, приоритет государственной заботы о детях перед родительской, что было завуалировано в законе формулой «исключительно в интересах детей».
Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. выделял права и обязанности родителей в специальную главу, при этом существенно расширилось содержание родительских обязанностей.
Новеллами Семейного кодекса РФ 1996 г. в регулировании родительских правоотношений является закрепление приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, установление общей нормы об осуществлении родительских прав.
Хотелось бы подчеркнуть, что в задачи исследования не входила полная характеристика отечественного семейного законодательства в сфере отношений между родителями и детьми. Внимания заслуживают тенденции в регулировании отдельных отношений в сфере осуществления родительских прав: установление отцовства и материнства; определение перечня родительских прав и обязанностей, прав детей; установление оснований и форм ответственности родителей. Безусловно, исторический опыт должен быть учтен, любые явления современности могут быть правильно оценены только сквозь призму эволюции.
4. Виды родительских правоотношений
В этом параграфе я хочу предложить разработанную мной научную классификацию видов правоотношений между родителями и детьми по критериям объективного и субъективного характера.
По моему мнению, данная классификация имеет теоретическое и практическое значение, поскольку позволяет теоретически обосновать особенности осуществления и защиты родительских прав, проявляющиеся в практической плоскости.
Классификация видов родительских правоотношений проведена по нескольким критериям.
В зависимости от наличия брака между родителями ребенка различаются правоотношения между родителями-супругами и родителя, не состоящими в браке между собой. Проведенное мной исследование позволило сделать новые выводы о влиянии факта регистрации брака между родителями на содержание способов осуществления и защиты родительских прав. В частности, при расторжении брака родителей на суд возлагается обязанность решить вопрос о месте жительства несовершеннолетних (ст. 24 СК РФ), что одновременно обеспечивает право родителя на общение с ребенком; супруг (бывший супруг), который воспитывает ребенка, имеет право требовать выплаты алиментов на свое содержание в случаях и порядке, предусмотренных законом (ст. 89, 90 СК РФ); учитывая интересы несовершеннолетних детей, суд вправе отступить от начала равенства долей супругов при разделе общего имущества супругов (п. 2 ст. 39 СК РФ) и т.п.
Совместное или раздельное проживание ребенка с родителями является основанием для выделения двух видов соответствующих правоотношений. Теоретически родители имеют равные права и обязанности в отношении своего ребенка. Практически этот паритет существует только в благополучном браке, когда родители совместно проживают друг с другом. Расторжение брака, фактическое раздельное проживание или рождение ребенка вне брака влекут возможность перераспределения прав и обязанностей между родителями. Хотелось бы отметить, что родитель, проживающий отдельно от ребенка, сохраняет полный комплекс родительских прав и обязанностей, изменяются лишь способы и формы их осуществления. Кроме того, проживание отдельно от ребенка обуславливает применение таким родителем особых способов защиты своих родительских прав.
Возраст родителей также выступает критерием в классификации родительских правоотношений. Следует учитывать, что возможность реализации репродуктивных прав и возможность приобретения родительских прав представляют собой самостоятельные категории. Ныне действующий СК РФ впервые предусмотрел нормы, определяющие правовой статус несовершеннолетних родителей и порядок осуществления ими своих родительских прав.
Анализ соответствующих семейно-правовых норм позволил выявить особенности осуществления родительских прав несовершеннолетними родителями, состоящими и не состоящими в браке, эмансипированными и не эмансипированными, достигшими возраста 16 лет и не достигшими и т.д. Для характеристики содержания родительских правоотношений с участием несовершеннолетних родителей были использованы результаты имеющихся в науке семейного права исследований. Однако в рамках настоящей работы отмечается и соотношение двух родительских правоотношений, в одном из которых несовершеннолетний - ребенок, а в другом - родитель.
При классификации видов родительских правоотношений критериальное значение имеет и объем родительских прав. С учетом этого предлагается различать правоотношения, в которых: а) родители обладают полным комплексом родительских прав и обязанностей; б) родители ограничены в родительских правах; в) родители лишены родительских прав.
Родителям, родительские права которых ограничены судом, могут быть разрешены контакты с ребенком, если это не оказывает на ребенка вредного влияния. Термин «контакты» предполагает любые формы общения, что позволяет родителям осуществлять большинство родительских прав. Кроме того, ограничение родительских прав не освобождает родителей от исполнения обязанности по выплате алиментов на содержание ребенка.
Как аксиома в семейном праве воспринимается положение, в соответствии с которым лишение родительских прав прекращает правоотношения между родителями и ребенком, в отношении которого они лишены родительских прав. Это противоречит определению родительских прав как комплексного понятия, предполагающего единство родительских прав и обязанностей. Есть основания утверждать о наличии у родителей, лишенных родительских прав, частичного объема данных прав. Во-первых, они сохраняют право обратиться в суд с иском о восстановлении в родительских правах. Содержание данной возможности обусловлено именно спецификой правовой связи между родителями и ребенком. Во-вторых, сохраняются их обязанности по содержанию ребенка, по возмещению вреда, причиненного ребенком, если будет установлено, что такое поведение ребенка явилось следствием ненадлежащего осуществления родителями своих обязанностей по его воспитанию, и др.
Самостоятельный вид родительских правоотношений имеет место при передаче на воспитание третьим лицам ребенка, родители которого не лишены и не ограничены в правах. В такой ситуации возникает сложное правоотношение по воспитанию ребенка, поскольку воспитателями выступают и родители, и третьи лица. При этом необходимо учитывать, что дополнительно правоотношение возникает между родителями ребенка и лицами, на воспитание которым он передан, что также определяет содержание и особенности реализации правомочий по воспитанию ребенка. Характеристика родительских правоотношений данного вида осложнена проблемой соотношения преимущественного права родителей на воспитание своего ребенка перед всеми третьими лицами и правомочий третьих лиц, на воспитание которых передан ребенок.
Особым критерием классификации родительских правоотношений является характер обстановки или особые условия осуществления родительских прав. Например условия, связанные с личностью ребенка или его родителей (нахождение на излечении, арест, лишение свободы, недееспособность и др.).
Формирование теории социального родительства послужило основанием для выделения видов родительских правоотношений исходя из наличия генетического родства между родителями и ребенком.
Предложенная классификация видов родительских правоотношений позволяет признать юридическое значение критериев данной классификации, специфику осуществления и защиты родительских прав в зависимости от вида правоотношения между родителями и детьми.
5. Осуществление родительских прав
В данном параграфе мной рассмотрена теория осуществления родительских прав.
В работы анализируется научная дискуссия по вопросу о понятии и структуре родительского права. В частности, отдельные авторы предлагают различать родительские права и родительские обязанности, некоторые авторы утверждают о единстве родительских прав и обязанностей. Соответствующие рассуждения влекут за собой и полемику об абсолютном или относительном характере отношений между родителями и детьми в части корреспондирования родительских по воспитанию детей и обязанности детей претерпевать такое воспитание.
Основанием для формирования в науке семейного права различных подходов к данному вопросу являются и положения СК РФ об ответственности родителей за ненадлежащее осуществление родительских прав, уклонение от исполнения родительских обязанностей.
Таким образом, специфика процесса осуществления родительских прав обусловлена тождеством родительских прав и обязанностей по воспитанию, содержанию и образованию детей, что находит отражение в формах и способах осуществления родительских прав.
Наличие особых мер семейно-правовой ответственности, применяемых к родителям, свидетельствует о доминирующем характере обязанностей в структуре родительского права.
Представленная в данной работе классификация родительских прав на личные неимущественные и имущественные обусловлена анализом положений СК РФ и иных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения между родителями и детьми.
Хотелось бы отметить приоритетное значение интересов ребенка при определении пределов осуществления родительских прав, наличие среди принципов семейного законодательства принципов осуществления родительских прав, их содержание.
Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы родителей. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Именно интересы детей должны быть критерием определения правомерности поведения (действий и бездействия) родителей, а нарушение интересов детей или создание реальной угрозы их нарушения выступает основанием для применения к родителям мер юридической ответственности. В науке семейного права предпринимались попытки разработки системы принципов семейного воспитания, принципов осуществления родительских прав.
Также хотелось бы акцентировать внимание на формах и способах осуществления родительских прав, на вопросах правовой формализации поведения родителей при осуществлении своих родительских прав, анализе допустимых способов реализации родительских прав и обязанностей.
Прежде всего, нужно исследовать один из принципов семейного права, изложенный в ч. 1 ст. 7 СК РФ: «граждане по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им правами, вытекающими из семейных отношений (семейными правами)». Буквальное толкование данной нормы означает, что закон позволяет родителям осуществлять либо не осуществлять свои права.
Осуществление родительских прав предполагает, прежде всего, реализацию родителями правомочий на собственные действия. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Родители имеют преимущественное право перед всеми третьими лицами на воспитание своего ребенка, что предполагает четкое правовую регламентацию отношений при передаче ребенка на воспитание третьим лицам по тому или иному основанию. Возникающая в некоторых случаях коллизия правомочий родителей и иных лиц, на воспитании которых находится ребенок, может быть обусловлена правовым положением третьих лиц. В частности, согласно п.1 ст.148.1 СК РФ, если иное не установлено федеральным законом, родители утрачивают свои права и обязанности по представительству и защите прав и законных интересов ребенка с момента возникновения прав и обязанностей опекуна или попечителя.
Законодательством предполагается, что родительские права осуществляются надлежащим образом, поскольку ненадлежащее их осуществление является основанием для применения к родителям мер семейно-правовой, административно-правовой и уголовно-правовой ответственности. Надлежащее осуществление родительских прав предполагает осуществление их в надлежащей форме и надлежащими способами, а злоупотребление ими является основанием для их лишения, в связи с чем были рассмотрены возможные формы злоупотребления родителями своими правами, критерии квалификации поведения родителей как осуществления родительских прав во зло ребенку.
Многие научные работы посвящены исследованию механизма защиты родительских прав, функционирование которого предполагает наличие специальных форм и способов защиты родительских прав. При этом хочу отметить, что действующее законодательство и правоприменительная практика сориентированы, в основном, на защиту прав ребенка. Нисколько не умаляя правовой и социальной значимости проблемы защиты прав и интересов детей, я считаю, что нынешнее семейное законодательство нуждается в новом для науки семейного права направлении - обеспечении прав и интересов родителей.
Формы защиты родительских прав в действующем законодательстведелятся на юрисдикционные и неюрисдикционные, также существует административный и судебный порядок защиты прав родителей (одного из них).
В юридической литературе высказываются мнения о необходимости совершенствования внесудебного порядка защиты семейных прав, в частности, деятельности органов опеки и попечительства по разрешению разногласий, возникающих между родителями, между родителями и третьими лицами, а также при осуществлении названными органами иных полномочий, возложенных на них законом.
Анализ положений семейного законодательства, устанавливающих оснований и формы участия органов опеки и попечительства в родительских отношениях, позволяет утверждать об одностороннем характере деятельности названных органов - обеспечении интересов детей. В то же время, осуществление и защита родительских прав во многих случаях зависят от усмотрения органов опеки и попечительства. В связи с этим очевидна необходимость не только совершенствования деятельности органов опеки и попечительства, но и разработки новой внесудебной системы защиты прав родителей и детей.
Особое внимание уделено самозащите в родительских правоотношениях, формам и пределам ее осуществления, а также характеристике способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст.12 ГК РФ и применимых при защите родительских прав; способов защиты семейных прав, предусмотренных СК РФ и применимых в родительских правоотношениях. Кроме этого, я полагаю, что необходимо сформулировать перечень способов защиты родительских прав обоих родителей или прав только одного из них; способов, которые одновременно могут обеспечивать защиту прав ребенка и его родителей.
Система способов защиты родительских прав включает в себя предъявление родителями (одним из них) следующих требований: об установлении и оспаривании отцовства (материнства), о лишении и ограничении родительских прав, о восстановлении и отмене ограничения в родительских правах, об определении порядка осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, о передаче ребенка на воспитание, о возврате ребенка, об отмене усыновления.
Самостоятельным способом защиты родительским прав является заключение так называемого соглашения о детях. Предметом соглашения о детях могут быть любые вопросы, связанные с осуществлением всех родительских прав и обязанностей. В связи с этим необходимо дополнить п.2 ст.65 СК РФ абзацем следующего содержания: «Родители вправе заключить соглашение о порядке и способах осуществления ими своих родительских прав и обязанностей. Если в данном соглашении определяются порядок, размеры, формы и способы выплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей, оно подлежит нотариальному удостоверению».
Соглашение о детях можно сравнить с другими семейно-правовыми соглашениями, в частности, с соглашениями об уплате алиментов, заключенными между родителями и детьми. Такие соглашения могут выступать способом защиты родительских прав, когда родители выступают плательщиком, а также, когда родители претендуют на получение алиментов от своих трудоспособных совершеннолетних детей.
Особым способом защиты родительских прав является также обжалование действий (решений) органов опеки и попечительства, органов записи актов гражданского состояния.
Заключение
Таким образом, в ходе работы представлен и обоснован новый подход к определению оснований возникновения родительского правоотношения, значению кровного (биологического) родства между ребенком и его родителями.
Проанализирован механизм осуществления родительских прав, раскрыто тождество субъективных прав и обязанностей родителей, обоснован доминирующий характер родительских обязанностей.
Сформулированы принципы осуществления родительских прав; разработана классификация названных принципов; представлена характеристика предпосылок и оснований для защиты родительских прав; впервые в науке семейного права сформулирован перечень способов защиты родительских прав обоих родителей и одного из родителей; выявлены особенности формы защиты родительских прав.
Особое внимание уделено пробелам и противоречиям, имеющимся в законодательстве и правоприменительной практике, предложены пути их устранения.
Научная новизна исследования проявляется также в положениях, выносимых на защиту:
1. Разработано понятие «родительское правоотношение», в качестве которого предлагается рассматривать правоотношение между родителями и их несовершеннолетними детьми, возникающее на основании государственной регистрации отцовства (материнства) даже при отсутствии генетической связи. Такой подход позволяет обосновать вывод о том, что современные социальные условия характеризуются наличием различных, признаваемых законом, оснований возникновения прав и обязанностей родителей в отношении детей. В связи с этим употребление термина «происхождение» не соответствует реальной действительности. Происхождение ребенка, то есть кровное, биологическое родство является традиционным, но не единственным основанием возникновения родительских прав и обязанностей.
С целью формирования единообразного подхода к определению основания возникновения родительских прав и обязанностей предлагается изложить ст.47 СК РФ в следующей редакции: « Права и обязанности родителей и детей основываются на государственной регистрации рождения ребенка и записи родителей».
2. Обосновывается вывод о тождестве родительских прав и обязанностей по воспитанию, содержанию и образованию детей, что находит отражение в формах и способах осуществления родительских прав. Анализ структуры большинства родительских прав дает основания утверждать: осуществляя свои права, родители в то же время исполняют свои обязанности, которые в свою очередь обеспечивают реализацию прав детей.
Наличие особых мер семейно-правовой ответственности, применяемых к родителям, свидетельствует о доминирующем характере обязанностей в структуре родительского права.
3. Определены критерии надлежащего осуществления родительских прав, в качестве которых предлагается рассматривать принципы осуществления родительских прав: единство родительских прав и обязанностей, равенство родительских прав и обязанностей обоих родителей, непротиворечие интересам детей, учет интересов родителей, совпадение интересов детей и родителей, недопущение злоупотребления родительскими правами, осуществление родительских прав в соответствии с их назначением, преимущественный характер родительских прав перед всеми третьими лицами.
Применение данных критериев позволит наиболее четко определять характер правонарушения и вид правовой ответственности (семейно-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой) родителей.
4. Разработана классификация родительских правоотношений, критериями которой являются: наличие генетического родства, наличие брака между родителями ребенка, возраст родителей, совместное проживание родителей и ребенка, объем родительских прав, передача на воспитание третьим лицам, характер обстановки (недееспособность или ограниченная дееспособность, лишение свободы, нахождение на лечении и др.).
Данная классификация имеет значение для определения способов и формы осуществления родительских прав, а также оснований, способов и формы защиты родительских прав.
5. Доказано, что в семейном законодательстве отсутствует самостоятельный институт- защита родительских прав. Защите родительских прав посвящена ст.68 СК РФ, однако в ней предусматривается единственный способ защиты - право родителей требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения.
В связи с этим представляется необходимым дополнить данную статью пунктом третьим следующего содержания: «Защита родительских прав может осуществляться и другими способами, предусмотренными настоящим Кодексом».
6. Разработан и сформулирован перечень способов защиты родительских прав. Утверждается, что способами защиты родительских прав являются установление и оспаривание отцовства (материнства), лишение и ограничение родительских прав, восстановление и отмена ограничения в родительских правах, заключение соглашения о детях, определение порядка осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, требование о передаче ребенка на воспитание, требование о возврате ребенка, отмена усыновления, обжалование действий (решений) органов опеки и попечительства, органов записи актов гражданского состояния.
Названные способы предлагается классифицировать на три группы: способы защиты прав обоих родителей; способы защиты прав одного из родителей; способы защиты прав родителей (одного из них) и ребенка.
7. Обосновано положение о том, что особым способом защиты родительских прав является заключение соглашения о детях. Представляется, что предметом соглашения о детях могут быть любые вопросы, связанные с осуществлением всех родительских прав и обязанностей.
В связи с этим предлагается дополнить п. 2 ст. 65 СК РФ абзацем следующего содержания: «Родители вправе заключить соглашение о порядке и способах осуществления ими своих родительских прав и обязанностей. Если в данном соглашении определяются порядок, размеры, формы и способы выплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей, оно подлежит нотариальному удостоверению».
Список литературы
I. Нормативные акты
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.06.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008)
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 23.07.2010)
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009)
6. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (ред. от 27.07.2010)
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 04.10.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 08.11.2010)
9. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 24.07.2009) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (принят ГД ФС РФ 26.04.1995)
10. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "Об исполнительном производстве" (принят ГД ФС РФ 14.09.2007)
11. Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О судебных приставах" (принят ГД ФС РФ 04.06.1997)
12. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 28.09.2010) "Об образовании"
II. Специальная литература
1. Антокольская М.В. Семейное право. - М., 2010.
2. Азарова Е.Г. Право на пособие. Виды и размеры выплат. Комментарий законодательства., - М., 2010.
3. Бороданков А., Джандвери А. Лишение родительских прав преступников при рассмотрении уголовных дел //Соц. Законность. - 1969. -№7.
4. Волкова Н. Насилие над детьми требует ужесточения наказания за содеянное: Комментарий специалиста //Человек и закон. -2010. -№7.
5. Королев Ю.А. Супруги, родители, дети. - М., 2010.
6. Кострова Н.М. Семью защитит закон. - Махачкала, 2009.
7. Кривоносова П.А. Лишение родительских прав //Правоведение. - 2010.-№2.
8. Мороз Л.К. Рассмотрение судами дел о лишении родительских прав. -М., 2010.
9. Нечаева А.М. Правонарушения в сфере личных семейных отношений. -М., 2010.
10. Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. - М., 2010г.
11. Нечаева А.М. Семейный кодекс о правах и обязанностях родителей и детей.//Начальная школа.-2010.-№9.
12. Нечаева А.М. споры о детях. - М., 2009.
13. Нечаева А.М. Исполнение по делам, связанным с воспитанием детей//Российская юстиция.-2008. -№4.
14. Нечаева А.М. Новый семейный кодекс//Государство и право.-2010. №6.
15. Овчинникова И.Г. Осторожно дети.-М.,2010.
16. Пчелинцева Л.М. Семейное право России.-М.,2009.
17. Комментарий к Семейному кодексу под ред.И.М.Кузнецова.-М.,2009.
18. Комментарий к Уголовному кодексу РФ под ред.Ю.И.Скуратова-М.,2010.