Проблемы обжалования действий следователя или лица, производившего дознание
p align="left">1) предание суду,
2) контроль за следствием,
3) признание недопустимыми доказательств, полученных с нарушением закона.
Обвинительная камера состоит из трех судей. В ее работе участвует генеральный прокурор при апелляционном суде. Обвинительная камера может признать недействительными отдельные следственные акты и производство в целом. Прокурор вправе подать в обвинительную камеру апелляцию на все постановления следственного судьи, а обвиняемый (защитник) и гражданский истец на те, которые их касаются.
Обвинительная камера может заслушать должностное лицо, действия которого обжалованы, и объявить ему замечание, временно или окончательно отстранить его от должности, а если оно совершило преступление,-- направить материал Генеральному прокурору для производства расследования.
Муратова Н.Г. в целях оптимизации судебного контроля предлагает введение должности следственного судьи. Введение должности следственного судьи позволит обеспечить действенность и эффективность судебного контроля на досудебном этапе. В системе судебного контроля должны быть самостоятельные вертикали судебной власти: следственный судья судебно-контрольная коллегия в судах апелляционной и кассационной инстанциях; пенитенциарные судьи уголовно-исполнительные коллегии в судах апелляционной и кассационной инстанциях. Прокурорский надзор за следствием возник почти одновременно с учреждением прокуратуры. После октябрьской революции 1917 г. в первом же Положении о прокурорском надзоре (1922 г.) устанавливалась обязанность прокуроров осуществлять надзор за следствием и дознанием. Эта функция российских прокуроров воспроизводилась в последующих правовых актах и сохранилась поныне. До конца 20-х годов народные следователи состояли при судах, и прокурорский надзор за ними осуществлялся в несколько смягченной форме (в частности, они имели право обжаловать требования и указания прокурора в суд). Но после передачи следственного аппарата в прокуратуру (1928-1929 гг.) был учрежден широкий, тотальный прокурорский надзор за следствием и дознанием. Более 30 лет следственный аппарат состоял в ведении прокуратуры. Но следственные органы ВЧК ЧК НКВД ГПУ МГБ КГБ образовывали самостоятельные структуры и преследовали «врагов народа» в годы массовых репрессий (1934-1952 гг.), не подвергаясь ни прокурорскому надзору, ни судебному контролю. В 1963 г. был создан следственный аппарат в системе МВД. К его подследственности относились все новые и новые составы преступлений, и в настоящее время он расследует до 80% уголовных дел. Прокурор - «хозяин» на предварительном следствии и дознании. Его обширные полномочия в стадии предварительного расследования можно разделить на две группы: 1) процессуальное руководство и 2) надзор.
Процессуальное руководство характерно тем, что прокурор непосредственно в полном объеме или частично участвует в расследовании и в частности: поручает органам дознания исполнение своих (и следователя) постановлений о производстве процессуальных действий и принятии мер для раскрытия преступления; участвует в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично проводит отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу; возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении; прекращает или приостанавливает производство по уголовному делу. Остальные полномочия прокурора носят преимущественно надзорный характер (требует от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, материалы, документы, отменяет незаконные и необоснованные постановления следователя и лиц, производящих дознание; дает следователю или органу дознания письменные указания о расследовании преступления и производстве отдельных процессуальных действий; санкционирует ряд следственных действий; продлевает срок расследования и содержания обвиняемого под стражей, возвращает дела со своими указаниями для производства дополнительного расследования и др.).
Прокурорский надзор контролирует состояние законности во всех четырех ветвях следствия. В определенной мере он распространяется и на оперативно-розыскную деятельность (ОРД) спецслужб МВД, ФСБ и некоторых других ведомств. Прокурорский надзор является важным средством обеспечения прав и законных интересов личности в стадии возбуждения уголовного дела. Вместе с тем, действующее уголовно-процессуальное законодательство не предоставляет достаточную правовую базу для осуществления надзора на первоначальном этапе судопроизводства. Общие положения уголовно-процессуального закона о прокурорском надзоре не раскрыты в специальных нормах, регламентирующих правоотношения в стадии возбуждения уголовного дела.
Как правило, деятельность прокурора по осуществлению надзора в первоначальной стадии уголовного процесса рассматривается в двух аспектах: проверка соблюдения требований закона и ведомственных нормативных актов о приеме и регистрации заявлений (сообщений) о преступлениях и надзор за законностью и обоснованностью решений, принимаемых в стадии возбуждения уголовного дела.
Такое понимание роли прокурорского надзора в первоначальной стадии уголовного процесса, на наш взгляд, узко, хотя в определенной степени оправдано и обусловлено рядом причин. Во-первых, наибольшее количество нарушений прав и законных интересов личности допускается при получении, регистрации заявлений (сообщений) о преступлениях, а также принятии итоговых решений в стадии возбуждения уголовного дела.
Во-вторых, среди ученых и практических работников укрепилось мнение о том, что при приеме заявления (сообщения) о преступлении, а также принятии решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела права и законные интересы личности могут быть нарушены наиболее существенным образом. Это, на наш взгляд, не достаточно верно. Существенно нарушаются права и законные интересы граждан и при проведении предварительной проверки информации о преступлении.
Маршунов М.И. отмечает, что в УПК РФ прокурор на предварительном следствии - обвинитель. С этим можно согласиться, но нужно отдавать себе отчет в том, что это неминуемо должно повлечь коренную реконструкцию всего предварительного расследования. Ведь следователь и дознаватель по УПК РФ тоже выполняют функцию обвинения. Кроме того, на стороне обвинения - и оперативно-розыскные службы, задача которых - раскрывать преступления. И этот мощный «обвинительный кулак» занесен над обвиняемым, который довольно часто содержится под стражей, до окончания следствия не знает, какими доказательствами подкреплено обвинение, и лишен возможности собирать оправдывающие его доказательства. Сторона защиты (обвиняемый, защитник) обращается с ходатайствами и жалобами к стороне обвинения - прокурору, дознавателю, следователю, - от которых трудно ждать благоприятных для защиты решений. Поэтому, по мнению Маршунова, если наделять прокурора, следователя и дознавателя только обвинительной функцией, то потребуется контрольный орган, который разрешал бы все процессуальные конфликты между обвинением и защитой на предварительном следствии и дознании. И такого рода арбитром может быть только суд (судья). В этом случае предварительное расследование станет состязательным. Придется ввести в штат судов судей, которые специализировались бы на рассмотрении жалоб и ходатайств сторон на предварительном следствии, а также выдаче судебных решений, позволяющих обвинительной власти производить аресты, обыски и другие следственные действия, ограничивающие конституционные права и свободы граждан. Для уравновешивания сил обвинения и защиты следовало бы предоставить адвокатам право вести «параллельное расследование», то есть собирать доказательства, оправдывающие обвиняемого или смягчающие его вину. В случаях, когда обнаружение таких доказательств сопряжено с применением мер процессуального принуждения, а также с необходимостью официальной фиксации в протоколе полученных данных, требование адвоката о производстве следственных действий при наличии указанных в законе оснований для их проведения должно быть обязательным для прокурора, следователя и дознавателя. Притом защитник должен обладать правом участия в производстве таких действий. Существует некоторый образец подобной организации предварительного расследования. В Англии стороны (полиция и защита) собирают соответственно обвинительные и оправдательные доказательства и представляют их суду. Собиранием доказательств защиты занимаются в основном адвокаты-солиситоры и привлекаемые ими частные детективы, а выступают в судах адвокаты-барристеры. Собранные полицией доказательства по делам, подсудным суду присяжных, проходят через «сито» предварительного слушания, которое проводит судья-магистрат (низшее звено судебной системы). Доказательства, полученные с нарушением закона, признаются недопустимыми, что не позволяет стороне обвинения использовать их в суде. Прокуратуры в Англии вообще нет. Но в конце 80-х годов XX в. создан аппарат государственных обвинителей (2400 человек), подчиненный Директору публичных преследований. Обвинители в расследовании преступлений не участвуют и впервые появляются в деле на стадии предварительного слушания. Деятельность полиции по расследованию преступлений контролируется судами.
3. Типичные поводы и основания обжалования действий следователя или лица, производящего дознание и пути оптимизации работы с жалобами и ходатайствами
Органы расследования и дознания отличаются от иных органов государственной власти лишь исключительно широкой возможностью применения к людям разнообразных принудительных мер, в связи с чем вероятность необоснованных ограничений прав граждан при расследовании преступлений возрастает. Наличие принципиальной возможности обжаловать действие или решение следователя является дополнительным фактором, удерживающим его от незаконных действий.
Уполномоченный по правам человека РФ в Докладе о деятельности за 2006 год отмечает, что в целом тематика жалоб, принятых Уполномоченным к производству, на протяжении 2000-2005 годов существенно не менялась и настораживает тенденция увеличения обращений по уголовно-правовой тематике: в 2000 году - 30% от всех поступивших в аппарат Уполномоченного обращений, в 2005 году их число возросло до 51%.
В официальной судебной статистической отчетности появляются первые анализы механизма реализации судебного контроля в уголовном судопроизводстве. Так, при характеристике работы федеральных судов общей юрисдикции в I полугодии 2006 г. в порядке судебного контроля рассмотрено 132 тыс. материалов: ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу - 115,4 тыс., или 28,2% от общего числа рассмотренных районными судами, из них 90,6% удовлетворено; ходатайства о продлении срока содержания под стражей - 53,9 тыс., или 13,2%, из них 96,9% удовлетворено; жалобы на действия должностных лиц, осуществляющих уголовное производство, - 15,6 тыс., или 3,8%, из них 37,2% удовлетворено. Проведенные исследования показали, что общий процент признания судом процессуальных действий и решений на досудебном производстве незаконными и необоснованными составляет примерно такое же количество - 33,3%. Анализ статистических данных прокурорского надзора показал, что прокуроры удовлетворяют 30,6% жалоб при расследовании уголовных дел.
По Ростовской области существует следующая статистика. В 2006 году с отменой постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенных сотрудниками милиции, городскими и районными прокурорами возбуждено 84 уголовных дела, для производства дополнительной проверки направлено 240 материалов.
В ходе прокурорских проверок выявлены факты необоснованного приостановления и прекращения уголовных дел сотрудниками ОВД. За 2006 год прокурорами отменено 1310 постановлений о приостановлении и 510 постановлений о прекращении производства по уголовным делам.
Так, прокурорами Заветненского и Ремонтненского районов были отменены незаконные постановления органов внутренних дел о прекращении в связи с отсутствием события преступления уголовных дел, возбужденных по фактам совершенных в ноябре-декабре 2006 г. краж. Эти процессуальные решения были приняты без учета того, что на момент совершения преступления минимальный размер оплаты труда составлял 900 рублей, следовательно, прекращать дела по указанному основанию можно было в случае, если ущерб не превышает суммы 5400 рублей. Не изжиты случаи волокиты, бесплановости расследования преступлений, не на должном уровне осуществляется ведомственный контроль за расследованием уголовных дел ОВД.
По фактам выявленных нарушений 17 должностных лиц органов внутренних дел привлечены к дисциплинарной ответственности.
Однако Владимир Осин отмечает, что в работе органов прокуратуры существует много недостатков. Так, например, он отмечает, что по статистике 40 тысяч работников прокуратуры РФ за второе полугодие 2006 года внесли 60 тысяч протестов и 75 тысяч представлений. Следовательно, на одного сотрудника прокуратуры приходится не более 4 протестов и представлений, что недопустимо мало.
Удручающими являются и сведения о количестве уголовных дел, находящихся в производстве у прокуроров. 138 тысяч уголовных дел было в производстве следователей прокуратуры, которых насчитывается более 7,5 тысячи человек, в 2006 году. Получается, что не более 18 дел находилось в производстве каждого следователя, то есть не более двух дел в месяц.
По ряду наиболее важных вопросов, затрагивающих права и свободы граждан России, протесты и представления прокурорами не выносились. Граждане сами обжаловали законы, которые не соответствовали Конституции РФ.
Прокурорский надзор также по мнению В. Осина, не выдерживает никакой критики. В частности, он приводит следующий пример.
«Анализ материалов дела по обвинению Данкова в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 228 УК РФ, свидетельствовал о том, что уголовное дело было возбуждено без данных о том, что у Данкова были изъяты наркотические средства, содержащие героин, и что вес наркотика составлял 0,04 г. Однако, вопреки требованиям закона (ст. 116 УПК), прокурор не принял мер к отмене постановления о возбуждении уголовного дела и оставил без проверки факт фальсификации с возбуждением уголовного деля. Оставался бездеятельным прокурорский надзор и на всех остальных стадиях уголовного судопроизводства по данному делу.
Более 16 часов Данков был неправомерно лишен свободы, так как протокол о его задержании не составлялся. Вопреки требованиям закона (ст. 52 УПК) его допрашивали по делу в качестве подозреваемого и фактически лишили участия защитника с момента задержания, так как ему не разъяснили это конституционное право.
В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительном заключении указали, что расследованием не установлено, в какое время, в каком месте и каким способом Данков приобрел наркотические средства, однако ему вменили в вину такой признак преступления, как приобретение, то есть, вопреки требованиям закона, привлекли заведомо невиновного к уголовной ответственности за приобретение наркотических средств, а прокурор Останкинской межрайонной прокуратуры г. Москвы это обвинительное заключение утвердил, поставив точку во всех этапах «отслеживания следственных действий» по данному делу.
Между тем, обвинение в совершении преступления, предусмотренного частью I статьи 228 УК РФ, основывалось на доказательствах, полученных с нарушением порядка судопроизводства, установленного Конституцией РФ и уголовно-процессуальным законом. Так, в числе доказательств в обвинительном заключении назван «протокол досмотра и изъятия», который не предусмотрен УПК, был составлен лицом, не уполномоченным на его составление, и само обнаружение и изъятие наркотических средств было проведено с нарушением порядка, установленного законом.
Тем самым надзор был слеп к конституционным требованиям о том, что виновность обвиняемого должна быть установлена в порядке, предусмотренном федеральным законом, который предписывает, что установленный уголовно-процессуальным законом порядок судопроизводства является единым и обязательным по всем уголовным делам и для всех органов прокуратуры.»
Прокурорами игнорируются не только требования Конституции РФ и порядок судопроизводства, обязательный для всех органов прокуратуры, но игнорируются и приказы, издаваемые самим надзирающим ведомством. Так, пункт 1.14 Приказа Генерального прокурора РФ от 18.06.97 г. «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» обязывает прокуроров исключать из уголовного дела доказательства, полученные с нарушением требований Конституции РФ и федеральных законов, но и этого ведомственного предписания прокуроры не исполняют.
Марфицин П.Г. отмечает, что существенно нарушаются права и законные интересы граждан и при проведении предварительной проверки информации о преступлении. Так, в ходе проведения предварительной проверки информации о преступлении, работники уголовного розыска изъяли у гр. Беляева целлофановый пакет с порошкообразным веществом зеленого цвета, имеющим характерный запах конопли. Для подтверждения факта потребления наркотика у Беляева получены необходимые образцы, что зафиксировано в «протоколе выемки крови из вены, мочи и слюны у гражданина, назвавшегося Беляевым». Такие действия являются не только грубым нарушением уголовно-процессуального закона, но и существенно ущемляют права и законные интересы личности.
К нарушениям прав и законных интересов личности при осуществлении проверочных действий могут быть отнесены действия (бездействие) должностных лиц по разъяснению прав участникам предварительной проверки заявлений и сообщений о преступлениях. Хотя в уголовно-процессуальном законодательстве весьма лаконично упоминается о субъективных правах лиц, участвующих в стадии возбуждения уголовного дела, тем не менее, практические работники не доводят до сведения граждан этот малочисленный по объему круг прав, которыми они могут воспользоваться при рассмотрении и разрешении информации о преступлении. Например, ст.10 УПК Российской Федерации предусматривает, что направление материалов без возбуждения уголовного дела для применения мер общественного воздействия может иметь место только в тех случаях, когда лицо, совершившее деяние, не возражает против этого. Анализ материалов, по которым решение было принято в соответствии со ст.10 УПК Российской Федерации показал, что мнение таких лиц выяснялось и отражалось в процессуальных документах лишь в 16,4% случаев. Следовательно, в значительной части случаев лицо, в отношении которого материалы направлялись для принятия мер общественного воздействия, не только не имело возможности высказывать свои возражения, но даже не было ознакомлено с этим правом, предоставленным ему законом. Тем не менее, проведенное исследование показало, что прокуроры, осуществляющие надзор, не достаточно принципиально относятся к такого рода бездействиям лиц, производящих дознание, и следователей.
Значительное количество нарушений прав и законных интересов личности допускается при проведении такого процессуального действия, как истребование необходимых материалов. Это, на наш взгляд, связано с тем, что законодатель не предусмотрел порядок и форму проведения этого действия. Многие юристы рассматривают его как универсальное средство в которое можно вместить все многообразие встречающихся в практике и неурегулированных законом методов предварительной проверки заявлений и сообщений о преступлениях. Часто истребованием материалов «маскируются» фактически проведенные обыски, принудительное получение до возбуждения уголовного дела продуктов жизнедеятельности человека образцов крови, мочи, слюны и др. В большинстве случаев такие действия оформляются документами, не предусмотренными уголовно-процессуальным законодательством (протоколами изъятий, различными актами и т.п.).
При осуществлении надзора не проявляется должного реагирования на такие нарушения закона, как проведение до возбуждения уголовного дела отдельных следственных действий. Среди них в изученных материалах наиболее часто встречались: назначение экспертизы (20,4%), производство обыска или выемки (0,8%), допрос (5,4%). Так, по уголовному делу об изготовлении и хранении наркотических веществ в квартире гр. Кочкина был проведен обыск до возбуждения уголовного дела и в ночное время. До возбуждения уголовного дела также была назначена и проведена химическая экспертиза, согласно заключения которой представленный на исследование образец содержит в своем составе гашиш. Подобная практика влечет нарушение прав и законных интересов личности на первоначальном этапе уголовного судопроизводства.
Усиленное внимание со стороны прокурорского надзора следует уделять попыткам должностных лиц, производящих предварительную проверку информации о преступлениях, фальсифицировать фактические данные для осуществления необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела. Тем более, что в последнее время проявляется тенденция увеличения подобных нарушений.
Несомненно, за порядком приема, регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, а также законностью и обоснованностью решений, принимаемых в стадии возбуждения уголовного дела, необходим контроль. Но между моментом поступления информации о преступлении и моментом вынесения постановления о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, как правило, лежит отрезок уголовно-процессуальной деятельности целью которой является установление наличия или отсутствия данных, указывающих на признаки преступления. Порядок осуществления этой деятельности в законодательстве урегулирован явно недостаточно. Не определен и круг ее участников, а также их правовое положение. Такое положение осложняется и тем, что законодатель не пошел по пути подробной правовой регламентации полномочий прокурора по осуществлению надзора за предварительной проверкой заявлений и сообщений о преступлениях. Рассмотренные факторы, по мнению Марфицина П.Г., явились существенным препятствием осуществления должного надзора за законностью предварительной проверки информации о преступлении и обеспечением при этом прав и законных интересов личности.
Марфицин П.Г. высказывает мнение, что к предмету прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела относить:
1) действия (бездействие) органов дознания и следователей при решении вопроса о возбуждении уголовного дела,
2) процессуальные акты, выносимые органами дознания и следователями при возбуждении уголовного дела,
3) процессуальные сроки в стадии возбуждения уголовного дела,
4) действия (бездействие) граждан в стадии возбуждения уголовного дела,
5) жалобы на действия и решения органов дознания или следователей при возбуждении уголовного дела.
Для реального осуществления надзора в стадии возбуждения уголовного дела прокурор должен обладать определенными полномочиями.
В литературе уже высказывались различные мнения о реформировании ст.116 УПК Российской Федерации в целях детальной регламентации прав и обязанностей прокурора по осуществлению надзора в первоначальной стадии процесса. В частности, М.А. Ковалев предлагает дополнить ее ссылкой на то, что прокурор, осуществляя надзор в стадии возбуждения уголовного дела, вправе пользоваться полномочиями, предоставленными ст.211 УПК Российской Федерации. Предлагаемый подход позволит несколько конкретизировать права и обязанности прокурора в стадии возбуждения уголовного дела, но, по нашему мнению, не разрешит ряд возникающих в практике применения законодательства вопросов. Кроме того, ст.116 УПК Российской Федерации будет отсылать к правовой норме, в большей части регламентирующей права и обязанности прокурора по осуществлению надзора в стадии предварительного расследования. В тоже время ст.ст.211, 212 УПК Российской Федерации ничего не говорят о надзоре прокурора за соблюдением сроков предварительной проверки информации о преступлениях, дачи указаний прокурором по регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, а также их проверке. Уголовно-процессуальным законодательством особо не выделяются полномочия прокурора по соблюдению прав и законных интересов личности в стадии возбуждения уголовного дела, они лишь охватываются его надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.
Басков В.И. считает, что 2 ст.116 УПК Российской Федерации должна содержать самостоятельную детальную регламентацию полномочий прокурора по осуществлению надзора в стадии возбуждения уголовного дела. Представляется, что она может быть названа «Полномочия прокурора по осуществлению надзора в стадии возбуждения уголовного дела» и изложена в следующей редакции:
«Прокурор осуществляет надзор за соблюдением законов, обеспечением прав и законных интересов личности в стадии возбуждения уголовного дела. При этом он:
1) не реже одного раза в месяц проверяет исполнение требований закона о приеме, регистрации, рассмотрении и разрешении информации о совершенных или подготовляемых преступлениях;
2) требует от органов дознания и предварительного следствия для проверки документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях;
3) дает указания о регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, а также порядке их проверки;
4) участвует в производстве предварительной проверки заявлений и сообщений о преступлениях и в необходимых случаях лично производит процессуальные действия;
5) проверяет сроки рассмотрения информации о преступлениях;
6) осуществляет надзор за законностью и обоснованностью решений, принимаемых в стадии возбуждения уголовного дела.
Если дело возбуждено следователем или органом дознания без законных поводов и оснований, прокурор своим постановлением отменяет постановление следователя или органа дознания, отказывая в возбуждении уголовного дела, либо прекращает дело, если по нему были произведены следственные действия.
В случае неосновательности отказа в возбуждении уголовного дела прокурор своим постановлением отменяет постановление следователя или органа дознания и возбуждает уголовное дело».
При этом необходимо исключить из ст.ст.211, 212 УПК Российской Федерации все, что касается прокурорского надзора за стадией возбуждения уголовного дела. Муратова Н.Г. отмечает, что любые действия либо бездействие прокурора, следователя, дознавателя, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства, либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в суд по месту производства предварительного следствия (ч.1 ст.125 УПК РФ). Необходимо произвести классификацию оснований, влекущих обжалование в суд незаконных действий и решений органа дознания, следователя и прокурора в стадии предварительного расследования. Законом не определен критерий своевременности и необходимости применения механизма судебного контроля в досудебном производстве, не определена тактика следственных действий, проводимых под контролем суда, не достаточно четко определены полномочия участников уголовного судопроизводства в механизме судебного контроля. Представляется, в связи с этим, предложить следующие возможные пути решения проблемы:
1. Создание специальных методик производства неотложных следственных действий в условиях реализации принципа свободы обжалования (ст.19 УПК РФ) и нового назначения уголовного судопроизводства (ст.6, п.19 ст.5, ст.20 УПК РФ).
2. Определение на законодательном уровне более четкой процедуры рассмотрения жалоб на действия и решения должностных лиц при выявлении преступлений и обнаружении признаков преступлений.
3. Определение соответствия видов раскрытия преступлений (полное, неполное, окончательное) с процессуальной процедурой рассмотрения уголовных дел с целью исключения следственных и судебных ошибок.
Сама мысль о том, что после ознакомления с материалами уголовного дела возможно заявить ходатайство об этом этапе уголовного процесса, позволяет стороне защиты рассчитывать на эффективный и своевременный судебный контроль в форме предварительного слушания. Муратова Н.Г. считает, что целью этого этапа уголовного судопроизводства является предупреждение необоснованных решений о привлечении к уголовной ответственности невиновных лиц и их осуждение. Таким образом, назрела проблема об определении субъекта уголовно-процессуальной деятельности, полномочного осуществить судебный контроль в стадии предварительного слушания. Представляется возможным предложить внести в ч.1 ст.234 УПК РФ «Порядок проведения предварительного слушания» нового субъекта судебной деятельности следственного судью и сформулировать эту часть следующим образом: ч.1 «Предварительное слушание проводится судьей единолично в закрытом судебном заседании с участием сторон с соблюдением требований глав 33, 35 и 36 настоящего Кодекса с изъятиями, установленными настоящей главой. Следственный судья проводит предварительное слушание по основаниям, указанным пп. 1 и 2 ч.2 ст. 229 УПК РФ». Внесение в новое уголовно-процессуальное законодательство изменений позволит более четко определить правовую природу предварительных слушаний по уголовным делам и обеспечить разграничение функций правосудия и судебного контроля в уголовном судопроизводстве.
В заключение раздела отметим, что заслуживает внимания опыт прокуратуры Ростовской области. Работа с обращениями является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры.
Задачи, стоящие перед органами прокуратуры на современном этапе, требуют применения новых форм и методов организации как работы с жалобами, так и их анализа, так как обращения граждан являются важнейшим источником информации, необходимой для принятия качественных решений, своевременного реагирования на защиту прав населения и общества в целом.
Через анализ жалоб граждан выявляются мнения и настроения общества, позитивные и негативные тенденции в реализации органами публичной власти их компетенции. Коллективные обращения могут служить также своего рода «системой раннего оповещения», привлекающей внимание к изменениям в обществе и призывающей органы прокуратуры к своевременному принятию всего комплекса мер прокурорского воздействия.
В целях обеспечения реализации конституционного права граждан на обращения как важного средства осуществления и охраны прав человека, а также совершенствования порядка рассмотрения и разрешения заявлений, обращений и жалоб граждан, обращений (запросов) депутатов, органов законодательной и исполнительной власти в прокуратуре Ростовской области с января 2005 года внедрена и действует автоматизированная информационно- справочная система АИСС «Учет и контроль исполнения обращений граждан».
Эта программа охватывает все структурные подразделения аппарата прокуратуры области и образует автоматизированные рабочие места в канцелярии каждого подразделения и у каждого прокурорского работника. Автоматизация этой работы позволяет контролировать работу исполнителей, сроки прохождения и исполнения документов; формировать справочные отчеты для прокуроров, в том числе разделы 5 и 6 отчета «О работе прокурора» формы П, получать другие статистические сведения о работе с обращениями; осуществлять упреждающий контроль за рассмотрением жалоб, поступивших с контролем исполнения, в том числе вместе с обращениями депутатов; готовить справки о нарушении сроков рассмотрения обращений исполнителями.
Поступающие в прокуратуру области обращения регистрируются на алфавитной картотеке делопроизводителем общей канцелярии, который в соответствии с поставленным при разметке индексом передает документ в канцелярию структурного подразделения-исполнителя. Там делопроизводитель вносит указанную руководством фамилию исполнителя, а тот, в свою очередь, по рассмотрении обращения заполняет электронную статистическую карточку (одновременно с ее аналогом на бумажном носителе).
Программа на основании сформированной таким способом базы данных позволяет формировать отчеты о работе с обращениями по аппарату прокуратуры области в целом, по управлению, отделу или отдельно по каждому исполнителю за любой заданный промежуток времени.
При этом отчет «Контроль нарушения срока разрешения обращений» выводит сведения не только о заявителе, номере надзорного производства и исполнителе, но и о причине продления срока рассмотрения обращения с указанием даты направления промежуточного ответа заявителю. При таком положении автоматически контролируются требования п.5.9 Инструкции о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 15.01.03 №3 (в ред. приказа от 16.03.06 №13).
Отчет «Контроль исполнения документов в функциональных отделах» позволяет выводить сведения не только о рассмотренных, но и о находящихся в производстве обращениях, с указанием даты срока исполнения. Это позволяет заранее планировать работу, как исполнителям, так и руководству, способствует снижению количества жалоб, рассмотренных с нарушением установленного срока.
Отчет «Сравнительный анализ» позволяет проводить сравнение сведений о количестве поступивших и рассмотренных обращений в течение двух заданных промежутков времени как в процентном, так и в количественном соотношении (раздельно разъяснений, отклонений и удовлетворений жалоб с указанием количества внесенных по ним актов прокурорского реагирования, а также обращений, рассмотренных с нарушенным сроком).
В управлении по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами на базе указанной программы разработана карточка «УСН», которая заполняется при внесении представлений по результатам рассмотрения обращений граждан, ходатайств городских и районных прокуроров, по результатам проведенных проверок, а также при направлении ходатайств в Генеральную прокуратуру о необходимости внесения актов прокурорского реагирования на федеральном уровне.
Приведенные данные являются базой для проведения плодотворной аналитической работы, поскольку в них отражены практически все сведения об этом направлении прокурорской деятельности, причем как о работе управления, так и прокуроров. Наглядная информация, выдаваемая программой по запросам, позволяет зональным прокурорам своевременно принимать необходимые меры организационно-контрольного характера.
Несколько модифицированные аналогичные карточки можно использовать в других структурных подразделениях прокуратуры области (управлении по надзору за соблюдением федерального законодательства, отделе по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе и др.).
Немаловажное значение имеет предусмотренная возможность использования указанной программы в режиме удаленного доступа. Подключение к этой программе городских и районных прокуратур позволит вышестоящим прокурорам напрямую осуществлять контроль и проверку своевременности и качества разрешения обращений подчиненными прокуратурами, не отвлекая их от текущей работы.
Таким образом, внедрение в работу информационно-справочной системы АИСС позволяет организовать учет обращений, поступающих в органы прокуратуры, а также автоматизировать контроль за рассмотрением и разрешением обращений в строгом соответствии с требованиями Федерального закона № 59 ФЗ от 02.05.06 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Инструкции о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ № 3 от 15.01.03 (в ред. приказа от 16.03.06 № 13), а также полно отражать другие направления прокурорского надзора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основным средством при защите прав и свобод человека и гражданина на досудебной стадии уголовного процесса является обжалование процессуальных действий и решений соответствующих органов и должностных лиц в порядке, установленном в ст. 46 Конституции РФ. В отраслевом законодательстве оно подробно конкретизируется в Уголовно-процессуальном кодексе РФ, а именно в гл. 15 и 16 о ходатайствах и жалобах. Этому праву соответствует обязанность суда, прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя при поступлении жалобы принимать соответствующие меры реагирования.
За последние годы в РФ были усилены гарантии права на жалобу, расширился круг должностных лиц и органов, чьи действия и решения обжалуются в суд, в том числе при определенных условиях в Конституционный Суд РФ, Уполномоченному по правам человека, и в Международный суд по правам человека, юрисдикцию которого признала Российская Федерация.
Согласно ч. 4 ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ, получив жалобу на нарушение конституционных прав и свобод гражданина или запрос суда, обязан проверить конституционность закона, примененного либо подлежащего применению в конкретном уголовном деле, и в случае подтверждения жалобы признать обжалуемый акт неконституционным, подлежащим отмене.
На досудебных стадиях прокурор обязан рассмотреть жалобу в течение трех суток со дня ее получения и лишь в исключительных случаях, связанных с истребованием необходимых документов, - до 10 суток. При обжаловании действий должностных лиц, включая прокурора, в судебном порядке законность и обоснованность принятых ими решений проверяется не позднее пяти суток.
Должностные лица уголовного судопроизводства обязаны разъяснять участникам производства по уголовному делу и их представителям имеющееся у них право на обжалование любых действий и решений и юридические последствия подачи такой жалобы.
Важнейшей гарантией свободы обжалования действий и решений должностных лиц уголовного судопроизводства является стадийное построение процесса, при котором деятельность определенных должностных лиц и принимаемые ими решения могут быть обжалованы на последующих стадиях производства по делу.
При подтверждении обстоятельств, указанных в жалобе, соответствующее должностное лицо обязано немедленно принять меры по удовлетворению законных требований заявителя.
В случае оставления жалобы без удовлетворения заявителю должен быть дан мотивированный ответ с указанием оснований принятого решения.
Каждый, кто осужден, имеет право на пересмотр приговора вышестоящей судебной инстанцией согласно закону.
Жалоба является безусловным основанием для рассмотрения уголовного дела в суде апелляционной и кассационной инстанций. Производство по делу в надзорном порядке, ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, а также разрешение вопросов, возникающих на стадии исполнения приговора, осуществляются в числе прочих оснований по материалам, полученным в результате рассмотрения жалоб заинтересованных лиц.
Если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, лицо вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обратиться в Европейский Суд по правам человека.
Поскольку нарушения порядка разрешения жалоб и ходатайств в определенных случаях чреваты негативными процессуальными последствиями для судопроизводства, особая ответственность на досудебных стадиях ложится на должностных лиц прокурорского надзора, а на судебных стадиях - на суд и председательствующего по уголовному делу, апелляционные и кассационные инстанции.
Судебный контроль и прокурорский надзор играют основную роль при обжаловании действий следователей или дознавателей. Судебный контроль за расследованием осуществляется в трех формах: 1) предварительный (разрешительный), 2) последующий в пределах стадии расследования.
Предварительный (разрешительный) контроль суда состоит в рассмотрении и разрешении ходатайств прокуроров, следователей, органов дознания и ОРД о проведении процессуальных и оперативных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (арестов, осмотров почтово-телеграфных отправлений, прослушивания телефонных и иных переговоров, установки прослушивающих устройств, вхождения в жилище для производства обысков, выемок, помещении обвиняемых в психиатрические учреждения для производства экспертиз).
Последующий контроль в пределах стадии расследования состоит в рассмотрении и разрешении судом жалоб на незаконные и необоснованные решения и действия дознавателя, следователя, прокурора, нарушившие конституционные права граждан (жалобы на незаконный и необоснованный арест, отказ в возбуждении уголовного дела, неправильное прекращение дела и т. п.).
Прокурорский надзор контролирует состояние законности во всех четырех ветвях следствия. Полномочия прокурора при контроле за обжалованиями действий следователей или дознавателей носят преимущественно надзорный характер (требует от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, материалы, документы, отменяет незаконные и необоснованные постановления следователя и лиц, производящих дознание; дает следователю или органу дознания письменные указания о расследовании преступления и производстве отдельных процессуальных действий; возвращает дела со своими указаниями для производства дополнительного расследования и др.).
Подводя итоги работы, можно сделать вывод, что отсутствие единого теоретического и методологического подхода к определению сути и содержания обжалования действий следователей и дознавателей в досудебном уголовном судопроизводстве России не может не сказаться на эффективности данного направления судебной и прокурорской деятельности и качественного обеспечения конституционных прав личности, защиты прав и свобод граждан. Поэтому имеет место небывалый интерес законодателя и Конституционного Суда РФ к вопросам обеспечения прав и свобод человека в досудебном уголовном судопроизводстве, к вопросам реализации судебной власти в досудебном производстве по уголовному делу, а также к вопросам о возможности изменения судебной системы и системы прокурорского надзора с целью их совершенствования и эффективности функционирования на всей территории Российской Федерации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция РФ.
2. Уголовный Кодекс РФ.
3. Уголовно-процессуальный Кодекс РФ.
4. Постановление КС РФ №18-П от 08.12.2003.
5. Приказ Прокуратуры РФ от 5 июля 2002 г. № 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства».
6. Гриненко А.Б. Конституционные основы досудебного уголовного процесса Российской Федерации. - М. 2006.
7. Жданов А. Законность или обоснованность ареста // Российская юстиция. 2003. №1.
8. Ковалев М.А. Процессуальные вопросы прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела: Автореф. дисс. на соиск. учен. степени канд. юрид. наук. М., 2004.
9. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. - М.: Юристъ, 2001.
10. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий /Отв. ред. В.А. Четвернин. - М.: Юристъ, 2002.
11. Комментарий к УПК РФ. Под ред. А.Я. Сухарева. - М. 2002.
12. Комментарий к УПК РФ. Под ред. Д.Н. Козака, Е.Б. Мизулиной. - М. 2002.
13. Комментарий к УПК РФ. Под. Ред. И.Л. Петрухина. - М. 2002.
14. Лазарева В. Теория и практика судебной защиты в уголовном процессе. Самара, 2005.
15. Ларин А. Постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела можно обжаловать в суд // Российская юстиция. - 2006. - №9.
16. Лебедев В.М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. М., 2003.
17. Марфицин П.Г. О прокурорском надзоре за обеспечением прав и интересов личности в стадии возбуждения уголовного дела. Российская юстиция. 2005. №1.
18. Муратова Н.Г. Судебная власть и проблема законности процессуальных действий и решений следователя. // Новый УПК РФ и практика его применения./ Под ред. проф. А.П. Гуськовой. Оренбург: ИПК ОГУ, 2002.
19. Муратова Н.Г. Судебное обжалование процессуальных действий и решений при раскрытии преступлений. // Проблемы раскрытия преступлений в свете современного уголовно-процессуального законодательства: Материалы Всерос.науч.-практ. конф., посвященной памяти проф.,д-ра юрид. наук, заслуж. юриста РФ И.Ф. Герасимова, Екатеринбург, 6-7 февр. 2003 г. Екатеринбург: Изд-во «Чароид», 2003.
20. Муратова Н.Г. Судебная власть и проблема законности процессуальных действий следователя. // Информационный бюллетень. Прокуратура РТ №3. Казань, 2002.
21. Осин В. Есть ли в России прокурорский надзор? // Законность. - 2004. - №1.
22. Особое мнение судьи Конституционного Суда Т.Г.Морщаковой // Российская газета. - 2003. - 15 апреля.
23. Пикалов И.А. Неуклонное соблюдение принципа состязательности как залог объективного уголовного судопроизводства в РФ // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы взаимодействия материального и процессуального права России: теория и практика». Издательство УрГЮА, 2004.
24. Пикалов И.А. О состязательности уголовного процесса // Закон и право. 2004. № 5.
25. Пикалов И.А. Равноправие сторон на досудебных стадиях уголовного процесса // Закон и право. 2005. № 6.
26. Прокурорский надзор в Российской Федерации /Под ред. Чувилева А.А. М, 2004.
27. Федоров И.3. Применение в досудебных стадиях уголовного процесса конституционных норм, допускающих ограничения прав и свобод человека и гражданина. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2004.