Проблемы соотношения уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности
Проблемы соотношения уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности
План
Введение
1. Понятие, значение и общая характеристика уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности
1.1 Понятие, роль и значение уголовно-процессуальной деятельности
1.2 Оперативно-розыскная деятельность: значение, общая характеристика
2. Проблемы соотношения оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности
2.1. Процесс доказывания как важнейшая составляющая уголовно-процессуальной деятельности
2.2 Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовно-процессуальном доказывании
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы исследования. Относительно использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве действующий Уголовно-процессуальный кодекс ограничивается краткой нормой, согласно которой в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам. Однако, процедура введения в уголовный процесс сведений, полученных в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий Кодексом не регулируется.
В связи с обстоятельствами, указанными выше, в научных кругах не сложилось единого мнения относительно использования результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания; отсутствие четких предписаний затрудняет использование оперативной информации в уголовном судопроизводстве.
Степень разработанности темы. Проблема использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе находит свое отражение в трудах таких ученых-процессуалистов, как Б.Т. Безлепкин, В.П. Божьев, В.Н. Григорьев, Е.А. Доля, Л.Д. Кокорев, Н.П. Кузнецов, П.А. Лупинская, А.В. Победкин, В.И. Радченко, С.А. Шейфер и др.
Цель и задачи работы. Цель данной работы - рассмотрение проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания; способов «трансформации» оперативных сведений в доказательства. В связи с этим, необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и общую характеристику уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности; выделить их общие и отличительные черты;
- охарактеризовать процесс доказывания и установить, какие требования предъявляются к доказательствам;
- определить, каким образом можно придать сведениям, полученным при проведении оперативно-розыскных мероприятий статус доказательства по уголовному делу, а также как данная проблема решается на практике в настоящее время.
Структура работы. Представленная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
1.Понятие, значение и общая характеристикауголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности
1.1 Понятие, роль и значение уголовно-процессуальной деятельности
В Конституции Российской Федерации (далее - РФ) закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В современном обществе, в условиях постепенного построения демократии особую роль играет деятельность государства по соблюдению, признанию и защите прав и свобод человека и гражданина. Основным институтом, гарантирующим защиту интересов личности, является установленная Конституцией РФ судебная защита прав и свобод. Статья 46 Конституции РФ гласит:
1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Наиболее опасные посягательства на охраняемые государством общественные отношения отнесены к сфере уголовного права. В уголовном законе даны не только общее нормативное понятие преступления, полный их (преступлений) перечень, но и признаки каждого из них. Уголовный Кодекс РФ (далее - УК РФ) определил пределы должного и возможного применения мер уголовного наказания, а при определенных основаниях, указанных в уголовном законе, - освобождения виновных от уголовной ответственности или уголовного наказания См.: Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. В.П. Божьева. 3-е изд., исп. и доп. - М., 2002. С. 5..
Однако, одного лишь нормативного закрепления преступных деяний и ответственности за их совершение недостаточно - необходимо существование особого механизма по применению уголовного права в случае совершения преступления. И здесь очевидно, что речь идет о уголовном судопроизводстве.
Что касается понятия уголовного судопроизводство, то можно отметить, что в п. 56 ст. 5 Уголовно-Процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) дано следующее определение: уголовное судопроизводство - досудебное и судебное производство по уголовному делу.
При соотнесении понятий «уголовное судопроизводство» и «уголовный процесс», нельзя не согласиться с В.И. Радченко, который отмечает, что термин «уголовный процесс» содержится в основных понятиях, используемых в Кодексе. В пункте 58 ст. 5 УПК сказано: участники уголовного судопроизводства - лица, принимающие участие в уголовном процессе. Из приведенной дефиниции усматривается, что уголовное судопроизводство равно уголовному процессу, и наоборот - уголовный процесс есть уголовное судопроизводство См.: Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.И. Радченко. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- М., 2006. С. 9.. Таким образом можно сделать вывод, что законодатель употребляет эти понятия как синонимы. Однако, существуют и научные определения уголовного процесса, различные между собой.
Например, В.П. Божьев рассматривает уголовный процесс как особый вид правоотношений. По его мнению, уголовный процесс - это установленная уголовно-процессуальным законом и основанная на конституционных принципах система отношений ответственных за ведение уголовных дел государственных органов между собой с гражданами и другими субъектами в связи с выполнением задач уголовного судопроизводства См.: Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. В.П. Божьева. 3-е изд., исп. и доп. - М., 2002. С. 7..
Ряд процессуалистов определяет уголовный процесс как деятельность специально уполномоченных государственных органов и их должностных лиц, которая представляет собой вид государственной деятельности и заключается в раскрытии, расследовании преступлений, разрешении уголовных дел в суде и в проверке законности и обоснованности вынесенных судебных решений См.: Григорьев В.Н. Уголовный процесс: учебное пособие / В.Н. Григорьев, А.В. Победкин, В.Н. Яшин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2009. С. 23..
В.И. Радченко, анализируя и обобщая нормы УПК приходит к выводу, что уголовный процесс означает производство по преступлению, о котором стало известно органу дознания, дознавателю, следователю или прокурору, а также суду и судье См.: Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.И. Радченко. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- М., 2006. С. 13..
На наш взгляд, про определении понятия уголовного процесса, в него, помимо деятельности государственных органов и должностных лиц, необходимо включать и деятельность иных участников процесса. В таком случае, наиболее точным является определение Б.Т. Безлепкина, который рассматривает уголовный процесс как регламентированную законом и облеченную в форму правоотношений деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда при участии представителей учреждений, предприятий и организаций, должностных лиц и граждан, содержанием которой является возбуждение, предварительное расследование, судебное рассмотрение и разрешение уголовных дел, а также судебная деятельность по исполнению приговоров См.: Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России: Учеб. Пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. С. 5..
Несмотря на различное толкование понятия уголовного судопроизводства, представляется возможным выделить его отличительные признаки.
1. Уголовно-процессуальная деятельность урегулирована уголовно-процессуальным законом и осуществляется в строгом соответствии с его предписаниями. В ст. 1 УПК сказано, что порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается УПК РФ, основанным на Конституции Российской Федерации. Кроме этого, уголовное судопроизводство в России регулируются нормами международного права и международными договорами.
2. Уголовно-процессуальная деятельность носит публичный характер, правом ее осуществления наделены только компетентные органы государства, к которым можно отнести органы дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора, суд. Однако, это не означает, что государственные органы не учитывают, например, заявления и интересы обвиняемого и потерпевшего. В связи с этим можно указать на обязанность лиц, ведущих уголовное дело, разъяснить участвующим лицам права и обеспечить их осуществление; на обязанность этих же субъектов обеспечить в установленных случаях обязательное участие защитника и т. д См.: Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. В.П. Божьева. 3-е изд., исп. и доп. - М., 2002. С. 8..
3. Уголовно-процессуальная деятельность направлена на решение специфических задач и достижению целей, которые стоят только перед такого рода деятельностью. Как отмечают некоторые ученые-процессуалисты, в науке уголовного процесса нет единого мнения относительно соотношения понятий цели и задачи уголовного процесса, а также содержания указанных понятий. Новое уголовно-процессуальное законодательство вообще не содержит категории «задачи», а указывает на «назначение уголовного судопроизводства» (ст. 6 УПК). См.: Григорьев В.Н. Уголовный процесс: учебное пособие / В.Н. Григорьев, А.В. Победкин, В.Н. Яшин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2009. С. 23.
Исходя из положений ст. 6 УПК к задачам уголовного процесса следует относить:
- защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;
- защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод;
В УПК особо подчеркивается, что уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.
Однако, наука уголовного процесса не ограничивается положениями закона. К примеру, С.П. Ефимичев и П.С. Ефимичев утверждают, что данные положения не раскрывают в полной мере задач уголовного процесса и утверждают, что главное назначение уголовного судопроизводства состоит в обеспечении законного, обоснованного и справедливого применения к лицам, совершившим преступления, норм уголовного права, устанавливающих уголовную ответственность и наказание за совершение конкретных преступлений См.: Ефимичев С.П., Ефимичев П.С. Функции в уголовном судопроизводстве: понятие, сущность, значение // Журнал российского права. N 7. 2005 г. С. 63.. Если выполняется данная задача, то с ее помощью будут реализованы и те задачи, которые обозначены в уголовно-процессуальном кодексе.
А.В. Победкин помимо задач, закрепленных в УПК, выделяет еще ряд перспективных задач уголовного судопроизводства, которые реализуются в процессе производства по уголовным делам. К таким задачам можно отнести:
- укрепление законности, предупреждение преступлений и правонарушений;
- охрана прав, законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций;
- воспитание граждан в духе соблюдения Конституции РФ, законов, уважения к обществу. См.: Григорьев В.Н. Уголовный процесс: учебное пособие / В.Н. Григорьев, А.В. Победкин, В.Н. Яшин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2009. С. 14.
Таким образом, задачи уголовного судопроизводства можно классифицировать на непосредственные, которые считаются достигнутыми по окончании производства (ст. 6 УПК), и перспективные, которые реализуются путем постоянного достижения непосредственных задач в ходе производства по неопределенному количеству уголовных дел См.: Там же. С. 15..
Кроме того, в науке уголовного процесса стоит вопрос о соотношении понятий «правосудие» и «уголовное судопроизводство», который требует своего разрешения. При ответе на данный вопрос необходимо обратиться к Конституции РФ, в которой сказано, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Отсюда следует, что уголовное судопроизводство, понимаемое как одна из форм осуществления правосудия, выражается в деятельности суда по уголовным делам, где судебная власть реализуется через действия и решения суда. Только суд может признать лицо виновным и назначить ему наказание. Очевидно, что уголовный процесс и уголовное судопроизводство не являются деятельностью тождественной. Кратко рассмотрим соотношение этих понятий:
- правосудие исчерпывается деятельностью суда (ст. 118 Конституции), тогда как уголовный процесс помимо суда ведется органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, т.е. в этом смысле уголовный процесс - понятие более широкое;
- правосудие осуществляется посредством как уголовного, так и иного судопроизводства, т.е. уголовное производство в данном случае является частью правосудия;
- уголовный процесс - деятельность компетентных органов и их должностных лиц, а также система правовых отношений, правосудие же - деятельность только суда. В этой части правосудие по уголовным делам - понятие более узкое, чем уголовный процесс на тех же стадиях См.: Григорьев В.Н. Уголовный процесс: учебное пособие / В.Н. Григорьев, А.В. Победкин, В.Н. Яшин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2009. С. 19..
Таким образом, уголовный процесс представляет собой регламентированную законом и облеченную в форму правоотношений деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда при участии представителей учреждений, предприятий и организаций, должностных лиц и граждан, которая заключается в раскрытии, расследовании преступлений, разрешении уголовных дел в суде и в проверки законности и обоснованности вынесенных судебных решений.
Значение уголовно-процессуальной деятельности заключается в том, что посредством уголовного судопроизводства реализуются нормы уголовного права, происходит полное и всестороннее исследование обстоятельств дела, а также охрана прав, свобод и законных интересов участников уголовного процесса.
1.2 Оперативно-розыскная деятельность: значение, общая характеристика
Розыскная (сыскная) деятельность имеет глубокие исторические корни и неразрывно связана с развитием российской государственности. Когда конкретно возник сыск, неизвестно, однако, изначальные упоминания об установлении лица по общему свойству следов на земле и определение места, где преследуемый находится, относится к первобытнообщинному строю См.: Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций /под ред. заслуженного деятеля науки РФ, доктора юридических наук, профессора Г.К.Синилова. М., 2002. С. 6..
В XIII-XV вв. появились специальные лица, которые получали полномочия от князя вести розыск в городах. Уже в начале XVII в. политическому сыску придавалось особое значение. Дела по политическим преступлениям выделялись из общего числа уголовных дел. В Соборном Уложении они квалифицировались как государственные политические преступления и за них предусматривалась смертная казнь. Тем самым была создана правовая база, обеспечивающая охрану царской власти и личности царя См.: Там же. С. 7..
Учрежденный в 1655 г. приказ тайных дел, осуществлял контроль за расследованием деяний, направленных против существующего строя и царя. В.И. Елинский полагает, что этот приказ можно считать родоначальником органов политического сыска в Русском государстве даже несмотря на то, что в скором времени (1676 г.) он был упраздненСм.: Елинский В.И. Методология теории оперативно-розыскной деятельности (по материалам органов внутренних дел): М., 1999. С. 58..
В дальнейшем наблюдается усовершенствование как оперативно-розыскной деятельности, так и законодательства, ее регламентирующего. К основным событиям в сфере ОРД прошлых столетий можно отнести:
- образование Канцелярии тайных розыскных дел (1718 г.);
- деятельность Преображенского приказа и Тайной канцелярии, которые выполняли функции политической полиции;
- учреждение министерств 8 сентября 1802 г., в число которых входило и Министерство внутренних дел, в составе которого был выделен специальный орган политического сыска - Особенная канцелярия Министерства внутренних дел, а с 1811 г. по 1819 г. - Особенная канцелярия Министерства полиции, в число функций которых входила контрразведкаСм.: Оржеховский И.В. Самодержавие против революционной России. М., 1982. С. 14..
- создание специализированного органа уголовного розыска - сыскной части в конце XIX в.
- принятие Закона от 6 июля 1908 г. «Об организации сыскной части», который завершил формирование структур этих частей.
В советский период продолжается развитие нормативно-правовой базы розыскной деятельности, однако, при огромном количестве отдельных Положений, Инструкций и т.д. на протяжении долгого времени, вплоть до принятия Закона об оперативно-розыскной деятельности (далее - «ОРД») в 1992 году, не было единого систематизированного акта, который регламентировал бы все аспекты оперативно-розыскной деятельности.
В настоящее время ОРД урегулирована Конституцией РФ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» 1995 года (далее - Закон об ОРД), ведомственными нормативными актами. Итак, что же из себя представляет оперативно розыскная деятельность?
Впервые научно обоснованное понятие ОРД как вида общественной практики было дано А.Г. Лекарем в 1966 г. Под ОРД он понимал основанную на законах и подзаконных актах систему разведывательных (поисковых) мероприятий, осуществляемых преимущественно негласными средствами и методами в целях предотвращения и раскрытия преступлений и розыска скрывшихся преступников См.: Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций /под ред. заслуженного деятеля науки РФ, доктора юридических наук, профессора Г.К.Синилова. М., 2002. С. 25. . Естественно, данное определение изменялось, дополнялось и улучшалось в течение длительного времени.
Сейчас понятие оперативно-розыскной деятельности закреплено в ст. 1 Закона об ОРД. Согласно ему, ОРД - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то данным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Таким образом, исходя из данного определения, можно выделить признаки, присущие оперативно-розыскной деятельности:
- гласная и негласная форма проведения. Негласность означает скрытность проводимых оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) от лиц, в них не участвующих, в первую очередь, от объектов, в отношении которых они проводятся. При гласном проведении ОРМ их содержание, цели, участники не скрываются ни от окружающих, ни от объектов их проведения См.: Теория оперативно-розыскной деятельности / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К.Синилова. - М., 2006. С. 24-25..
Гласные и негласные формы комплексно используются в оперативно-розыскной деятельности, однако, предпочтение отдается негласным. Это обусловлено тем, что раскрыть неочевидные преступления с помощью только гласных мер невозможно, а поэтому крайне затруднительно привлечь лиц, их совершивших, к уголовной ответственности.
С учетом того, что при проведении негласных ОРМ затрагиваются права и свободы человека и гражданина, существуют споры о целесообразности и моральной обоснованности применения данных мер. На наш взгляд, подобное вмешательство государства в личную сферу человека вполне оправданно, иначе невозможно было бы обеспечить полноценную защиту как индивида, так и всего общества. Конституционный Суд РФ справедливо отмечает, что оперативно - розыскная деятельность объективно невозможна без значительной степени секретности. Прежде всего это касается сведений о лицах, участвующих в ней или способствующих ей. Осуществление негласных оперативно - розыскных мероприятий с соблюдением требований конспирации и засекречивание сведений в области оперативно - розыскной деятельности само по себе не нарушает прав человека и гражданина См.: Определение Конституционного суда РФ от 14 июля 1998 г. N 86-О по делу о проверке конституционности отдельных положений федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой. .
- ОРД осуществляется специальными субъектами, которыми являются только оперативные подразделения государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД (исчерпывающий перечень данных субъектов закреплен в ст. 13).
- отличительной особенностью ОРД является ее разведывательно-поисковой характер деятельности. Это обусловлено в первую очередь тем, что в своем большинстве преступники действуют тайно, в условиях неочевидности: скрывают свои следы, тщательно разрабатывают план преступления, используют дорогостоящую спецтехнику и т.д. Подобные действия присущи субъектам, представляющим наибольшую общественную опасность. Поэтому ОРД и направлена на добывание оперативно значимой информации; выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; осуществление розыска лиц и т.д. (ст. 2 Закона об ОРД).
В научной литературе отмечено, что на разведывательно-поисковой характер ОРД указывают такие ее принципы, как конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств; возможность использования технических средств для негласного получения информации и т. д См.: Теория оперативно-розыскной деятельности / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К.Синилова. - М., 2006. С. 23..
- Государственный характер ОРД. Как отмечает Е.С. Дубоносов, государственный характер ОРД определяет ее положение в системе государственных мер борьбы с преступностью. Борьба с преступностью представляет собой сложный комплекс социально-экономических, правовых, специальных и иных мероприятий, проводимых всеми государственными органами и общественными организациями См.: Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций /под ред. заслуженного деятеля науки РФ, доктора юридических наук, профессора Г.К.Синилова. М., 2002. С. 27..
Цели ОРД определены законодательно. В соответствии со ст. 1 Закона об ОРД, к ним можно отнести защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности; обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Защита включает в себя систему оперативно-розыскных, организационных, правовых и иных мер, принимаемых участниками ОРД для обеспечения безопасности перечисленных в ст. 1 Закона об ОРД объектов от преступных посягательств, и устранение причин и условий совершения преступлений См.: Там же. С. 28..
В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы представляют собой совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
Отметим, что ОРД проводится в отношении деяний, которые могут быть квалифицированны как преступления, т.е. деяния, которые не относятся к преступлениям, находятся вне юрисдикции государственных органов.
В науке отмечается, что цели ОРД детализируются широким кругом задач, сформулированных в ст. 2 Закона об ОРД, а также определяются задачами субъектов, их осуществляющих, прежде всего в сфере борьбы с преступностью, где проявляется наиболее четко специализированная направленность и эффективность ОРД, а также в сфере обеспечения безопасности, где ОРД является исключительным ее средством См.: Теория оперативно-розыскной деятельности / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К.Синилова. - М., 2006. С. 27..
Итак, как было сказано выше, в Законе об ОРД также закреплены задачи ОРД, к которым законодатель относит:
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
- добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
Е.С. Дубоносов, отмечает, что уже в XIX в. предупреждение преступлений и недопущение их до совершения, противодействие и уничтожение поводов и возможностей преступлений были выделены известным русским юристом А.А. Квачевским в качестве важнейших задач полиции См.: Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций /под ред. заслуженного деятеля науки РФ, доктора юридических наук, профессора Г.К.Синилова. М., 2002. С. 29.. Итак, под предупреждением и пресечением преступлений понимается превентивное воздействие на условия и причины, способствующие совершению преступления, или на поведение конкретного лица (группу лиц) с целью не допустить совершения им общественно опасного деяния См.: Там же..
Раскрытие преступления - довольно долгий процесс, который начинается с момента получения информации о совершенном преступлении и заканчивается вынесением судебного решенияСм.: Теория оперативно-розыскной деятельности / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К.Синилова. - М., 2006. С. 34.. Проведение ОРМ приобретает особую значимость при раскрытии неочевидных преступлений, когда нет или мало следов преступления и информации о лицах, их совершивших. Зачастую при подобных условиях только скрытые действия сотрудников могут принести результат.
Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от наказания представляет собой комплекс мер, направленных на установление места нахождения разыскиваемого лица и его задержание. Как отмечает Е.С. Дубоносов, если лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, то меры по его установлению не входят в понятие розыска, а составляют содержание процесса расследования и раскрытия преступления См.: Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций /под ред. заслуженного деятеля науки РФ, доктора юридических наук, профессора Г.К.Синилова. М., 2002. С. 32..
В соответствии с ч. 1 ст. 210 УПК РФ, инициатором розыска скрывшегося обвиняемого выступает следователь, который поручает розыск органам дознания. Если во время судебного разбирательства скрывается подсудимый, то суд выносит определение о розыске данного лица (ч. 3 ст. 253 УПК РФ).
Под розыском без вести пропавшего понимается осуществление поисковых мероприятий, направленных на обнаружение лиц, исчезнувших с постоянного места пребывания по неизвестным для окружающих и родственников причинам См.: Там же. С. 33..
К числу задач, не связанных с уголовным процессом, относится добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
В научной литературе особо указывается, что суть рассматриваемой задачи не сводится добыванию информации о действиях, которые квалифицируются в качестве преступления (например, против общественной безопасности, в сфере экономики и др.)См.: Теория оперативно-розыскной деятельности / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К.Синилова. - М., 2006. С. 40.. Объясняется это тем, что подобная деятельность вписывается в рамки приведенных выше задач. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
При рассмотрении данной задачи в первую очередь необходимо опираться на нормы Закона РФ «О безопасности». В соответствии с ним, для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности (ст. 4 Закона РФ «О безопасности»). К числу таких органов отнесены и органы, осуществляющие ОРД, которые наделены правом использования в своей деятельности специальных сил и средств; действуют в своей компетенции и в соответствии с законодательством (ст. 12 Закона РФ «О безопасности»).
Таким образом, оперативно-розыскная деятельность и уголовный процесс связанны между собой. Это проявляется в том, что данные, полученные в результате ОРД нередко создают предпосылки к возбуждению уголовных делСм.: Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. В.П. Божьева. 3-е изд., исп. и доп. - М., 2002. С. 18.; ОРД позволяет установить скрывающегося преступника, получить фактические данные, которые могут быть использованы в процессе расследования преступлений; кроме этого, уголовно-процессуальная и оперативно-розыскная деятельности имеют сходные задачи. Б.Т. Безлепкин отмечает, что уголовное судопроизводство на стадии предварительного расследования и оперативно-розыскную деятельность объединяет общая цель, которая заключается в раскрытии преступлений См.: Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России: Учеб. Пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. С. 9.
Однако, несмотря на некоторые сходства, данные виды деятельности кардинально различаются по нормативной основе, средствам и методам осуществления, результатам, а также субъектам.
Как было сказано выше, оперативно-розыскная деятельность осуществляется на основании ФЗ об ОРД и многочисленных подзаконных нормативно-правовых актов, не редко с грифами ограниченного доступа в то время, как уголовно-процессуальная деятельность своей нормативной основой имеет УПК и ее регулирование нормативными актами ниже федерального уровня недопустимо.
Что касается средств и методов, необходимо сказать, что в уголовном процессе они прямо предусмотрены и детально регламентированы законом, носят открытый характер, являются гласными. Оперативно-розыскная же деятельность основывается на принципе сочетания гласных и негласных методов и средств, причем среди них более распространены именно негласные.
Сведения, полученные в ходе ОРД, имеют вспомогательный, ориентирующий характер, однако, доказательствами они не являются. Это связано с тем, что ОРД, в отличие от процессуальной, не сопровождается системой достаточных гарантий как достоверности результатов, так и соблюдения прав и свобод человекаСм.: Григорьев В.Н. Уголовный процесс: учебное пособие / В.Н. Григорьев, А.В. Победкин, В.Н. Яшин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2009. С. 13.. Полученная в результате ОРД информация, а также документы и предметы могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу только при соблюдении требований уголовно-процессуального закона, предъявляемых к доказательствам.
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется органами дознания, в то время, как уголовно-процессуальная имеет достаточно широкий круг субъектов, причем, органы дознания, в частности органы внутренних дел в лице криминальной милиции и милиции общественной безопасности осуществляют как оперативно-розыскную, так и уголовно-процессуальную деятельностьСм.: Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России: Учеб. Пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. С. 10. Однако возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия, не допускается (ч. 2 ст. 41 УПК РФ)См.: Григорьев В.Н. Уголовный процесс: учебное пособие / В.Н. Григорьев, А.В. Победкин, В.Н. Яшин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2009. С. 12..
Таким образом, ОРД - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то данным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Соотнесение уголовного процесса и ОРД позволяет сделать вывод о принципиальном различии этих видов деятельности. Несмотря на сходство по гносеологической природе, задачам, данные виды деятельности кардинально различаются по нормативной основе, субъектам, процедуре, юридическому значению результатов.
2.Проблемы соотношения оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности
2.1 Процесс доказывания как важнейшая составляющая уголовно-процессуальной деятельности
В науке вопросы, связанные с доказыванием имели и продолжают иметь огромное значение, ведь именно доказывание и составляет сущность деятельности в уголовном процессе на всех стадиях уголовного судопроизводства.
А.В. Победкин выделяет, что доказывание в уголовном процессе представляет собой разновидность познания человеком реальной действительности См.: Победкин А.В. Уголовно-процессуальное доказывание. - М., 2009. С. 8.. То есть, уголовно-процессуальное доказывание тесно связано с гносеологической теорией (теорией познания), однако, в связи с особенностями, присущими уголовному судопроизводству, оно не может не отличаться от познания в гносеологическом смысле.
А.В. Победкин выделяет семь аспектов, по которым уголовно-процессуальное познание отличается от познания в философииСм.: Там же. С. 31.:
1. Форма уголовно-процессуального познания.
Познание должно быть облечено в процессуальную форму, если при его осуществлении не соблюдаются нормы уголовно-процессуального права, то сведения, полученные в результате такого познания, теряют свое юридическое значение. Аккумулируя в себе многовековой опыт производства по уголовным делам и обеспечивая точность, четкость, планомерность предварительного расследования и судебного разрешения уголовного дела, она представляет собой наиболее надежно выверенное историей средство реализации назначения уголовного судопроизводства См.: Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России: Учеб. Пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. С. 6..
2. Сроки доказывания.
Уголовно-процессуальный Кодекс четко закрепляет сроки, в течение которых необходимо осуществить уголовно-процессуальное познание. Например, ст. 162 - срок предварительного следствия; ст. 223 закрепляет порядок и сроки дознания и т.д. Установление данных сроков стимулирует активную доказательственную деятельность. Кроме этого нельзя не согласиться с А.В. Победкиным, который отмечает, что установление и соблюдение процессуальных сроков максимально приближает момент возложения уголовной ответственности на виновное лицо к моменту совершения преступления См.: Победкин А.В. Уголовно-процессуальное доказывание. - М., 2009. С. 34..
3. Субъекты доказывания.
Многие авторы к субъектам уголовно-процессуального познания относят органы следствия и дознания, суд, судью. Однако, не стоит забывать, что и на иные участники уголовного судопроизводства могут участвовать в процессе доказывания. Поэтому, наиболее верной представляется позиция Н.Н. Ковтун, который к субъектам уголовно-процессуального доказывания относит суд как беспристрастный орган правосудия, сторону обвинения (уголовного преследования) и сторону защиты, отстаивающих или преследующих в суде свои или публичные интересы См.: Уголовный процесс России: Учебник / А.С. Александров, Н.Н. Ковтун., М.П. Поляков, С.П. Сереброва; Науч. Ред. В.Т. Томин. - М., 2003. С. 181..
4. Предмет доказывания.
В уголовном процессе доказыванию подлежит ограниченный круг фактов, которые помогают создать полную и ясную картину события. Обстоятельства, подлежащие доказыванию, закреплены законодательно (ст. 73 УПК РФ).
5. Познание в уголовном процессе представляет собой исследование событий прошлого, т.е. ретросказание См.: Победкин А.В. Уголовно-процессуальное доказывание. - М., 2009. С. 35..
На момент производства по делу явление, которое исследуется в уголовном процессе, уже завершено, т.е. мы не можем наблюдать какое-либо событие, мы можем лишь воссоздать его образ по следам, которые были оставлены этим явлением. Основной способ познания при ретросказании - восприятие прошедших событий, которое опирается на внешние источники, следы. При подобном восприятии возникают своего рода трудности: к примеру, след - это лишь материальное отображение события, а не само событие, т. к. полностью отобразить какой-либо факт не способен ни один след. Кроме этого, оценка следов события в уголовном процессе осуществляется лицом, которое не видело происходившего. В результате такого восприятия невозможно выстроить полную картину произошедшего, можно лишь говорить о большей или меньшей вероятности определенного события.