Рефераты

Продовольственная безопасность государства

Продовольственная безопасность государства

57

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические основы продовольственной безопасности государства

1.1 Понятие, специфика требований и основные факторы продовольственной безопасности государства

1.2 Нормативное правовое регулирование продовольственной безопасности России

1.3 Современное состояние продовольственной безопасности Российской Федерации

Глава II. Специфика национального проекта поддержки аграрной сферы

2.1 Анализ состояния нормативно-правовой базы аграрной сферы Свердловской области в контексте продовольственной безопасности

региона

2.2 Нормативное правовое обеспечение национального проекта «Развитие АПК» и его ориентированность на снижение уровня угроз продовольственной безопасности

2.3 Основные направления обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации

Заключение

Список литературы

Введение

Данную тему я выбрала неслучайно. На протяжении всей истории человечества обеспечение населения продовольствием является одной из наиболее важных государственных задач.

Продовольственная безопасность страны - неотъемлемая часть ее национальной безопасности. Улучшение обеспечения населения продуктами питания представляет собой важную социально-экономическую задачу, решение которой имеет огромное значение для России. Обеспечение продовольственной безопасности является приоритетным направлением государственной политики, так как охватывает широкий спектр национальных, экономических, социальных, демографических и экологических факторов.

Степень продовольственной безопасности государства зависит, прежде всего, от базового потенциала сельскохозяйственного производства. Аграрная политика в области обеспечения продовольственной безопасности должна быть направлена на оказание помощи отечественному сельхозтоваропроизводителю с использованием стратегии аграрного протекционизма.

Сегодня в странах с развитой рыночной экономикой производство сельскохозяйственной продукции и ее переработка рассматривается как важнейшее условие политической стабильности, как показатель национальной независимости и поэтому соответствующим образом регулируется.

Целью данной работы является комплексный теоретический анализ экономико-правовых механизмов в области обеспечения и поддержания продовольственной безопасности Российской Федерации на современном этапе и обобщение массива действующей нормативно-правовой базы системы продовольственной независимости России.

Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих основных задач:

· определить понятие, сущность и факторы, влияющие на состояние продовольственной безопасности государства на основе анализа основных научных подходов к данной проблеме;

· проанализировать зарубежный опыт государственного регулирования АПК в области обеспечения продовольственной независимости страны;

· рассмотреть современное состояние продовольственной безопасности Российской Федерации;

· выявить и проанализировать нормативно-правовую базу, направленную на обеспечение продовольственной безопасности России;

· определить состояние нормативно-правового обеспечения аграрного сектора Свердловской области в контексте продовольственной безопасности региона;

· проанализировать нормативно-правовую базу национального проекта «Развитие АПК» и степень его ориентированности на снижение уровня продовольственной зависимости Российской Федерации от импорта продовольствия;

· выявить и обобщить основные направления государственной политики, в области продовольственной безопасности страны.

Объектом исследования явились федеральные и региональные (по Свердловской области) нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также международные положения, касающиеся вопросов обеспечения продовольственной безопасности государства.

Предметом исследования послужили экономико-правовые критерии и факторы, определяющие уровень продовольственной независимости государства, а также приоритетные направления государственной политики российского государства в области решения задач продовольственной безопасности.

Глава I. Теоретические основы продовольственной безопасности государства

1.1 Понятие, специфика требований и основные факторы продовольственной безопасности государства

Среди различных видов безопасности объектов социальной природы особое место занимает национальная безопасность государства, под которой понимается состояние страны, когда отсутствуют или устранены внешние и внутренние угрозы национальным ценностям и национальному образу жизни, обеспечивается реализация ее важных интересов. Другими словами, национальная безопасность есть защищенность жизненно важных интересов граждан, общества, государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе (политических, экономических, военных, экологических и др.).

Роль продовольственной безопасности связана с тем, что продовольствие является базовым показателем жизнедеятельности человека. Уровень питания населения характеризует уровень ее экономического развития в целом, поскольку, как известно, производство продуктов питания было, есть и будет самым первым условием непосредственных производителей и всякого производства вообще, а уровень обеспечения населения продовольствием рассматривается как важнейший фактор и определяющий критерий уровня социальной жизни, жизнеспособности экономической структуры и государственного устройства страны.

Недостаточность продовольствия возникает по причине стихийных бедствий, вызванных природными явлениями, войнами, различного рода экономическими кризисами в государстве, радикальными изменениями общественного строя и т. п. В связи с этим как для отдельного человека, так и отдельного государства и мира в целом возникает проблема стабильного обеспечения продовольствием и продовольственной безопасности. Важность проблемы продовольственной безопасности в системе национальной безопасности заключается и в том, что она тесно связана с экологической безопасностью. Сельскохозяйственная деятельность оказывает определяющее воздействие на ухудшение экологической ситуации в мире, что, с одной стороны, препятствует росту производства сельскохозяйственной продукции как сырья для продовольствия, с другой - ведет к производству продукции, загрязненной различными токсическими веществами. В XX веке с развитием межгосударственной торговли продовольствие стало использоваться как оружие для политического давления одних стран на другие.

Таким образом, продовольственная безопасность является важнейшим элементом не только экономической безопасности государства, но и его политической и экологической безопасности, определяя ведущую роль продовольственной безопасности в национальной безопасности. Проблема продовольственной безопасности населения стала предметом активного рассмотрения мировым сообществом с середины 70-х годов ХХ века.

Впервые термин «продовольственная безопасность» был введен в практику на состоявшейся в 1974 г. в Риме Всемирной конференции по проблемам продовольствия, организованной ФАО после резкого роста мировых цен на зерно, и раскрыт как понятие более чем через 20 лет в 1996 году на всемирной встрече на высшем уровне по проблемам продовольствия. По итогам встречи была принята Римская декларация по всемирной продовольственной безопасности World Food Summit, WFS 96 3 - Corr. 1. Rome, Italy, 1996.. В соответствии с этой декларацией продовольственная безопасность - состояние экономики, при котором населению страны в целом и каждому гражданину в отдельности гарантируется обеспечение доступа к продуктам питания, питьевой воде и другим пищевым продуктам в качестве, ассортименте и объемах необходимых и достаточных для физического и социального развития личности, обеспечения здоровья и расширенного воспроизводства населения страны.

В России понятие «продовольственная безопасность» впервые юридически нашло свое закрепление в Федеральной целевой программе «Стабилизация и развития агропромышленного производства Российской Федерации на 1996-2000 гг.» Утверждена Указом Президента РФ от 18.06.96 № 933. - М.: Информагробизнес, - 1996. - 100 с., в которой в ранг государственной политики в области производства и потребления продукции агропромышленного комплекса была возведена задача - «достижение продовольственной безопасности страны».

Во второй половине 90-х годов прошлого века термин «продовольственная безопасность» стал широко использоваться как в официальных документах, так и в научной литературе. Знакомство с ними позволяет отметить, что до последнего времени в стране так и не сложилось четкое единое понимание сущности этой категории. Так, в проекте Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации она рассматривается как «способность государства не только в обычных, но и в экстремальных условиях, вне зависимости от внешних и внутренних угроз, удовлетворять потребности населения страны в продовольствии на уровне, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность человека». В Концепции продовольственной безопасности Российской Федерации она трактуется как «... способность государства гарантировать удовлетворение потребности в продовольствии на уровне, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность населения». В проекте Федерального закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации» понимается «... состояние экономики Российской Федерации, в том числе ее агропромышленного комплекса, которое обеспечено соответствующими ресурсами, потенциалом и гарантиями и при котором без уменьшения государственного продовольственного резерва, независимо от внешних и внутренних условий, удовлетворяются потребности населения в продуктах питания в соответствии с физиологическими нормами питания».

Следует отметить, что в отечественной экономико-правовой литературе трактовка понятия продовольственной безопасности весьма разнообразна. Так, по мнению Б.А. Чернякова «…продовольственная безопасность - это обеспечение жизненно важными продуктами питания из собственных источников и доступность его всем гражданам страны в объемах и ассортименте, максимально удовлетворяющих необходимые и полезные потребности» Черняков Б.А. Политика продовольственной безопасности зарубежных стран и интересы России // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, №5. 2002.. Н.С. Посунько формулирует понятие продовольственной безопасности страны как «... уровень развития национальной экономики (прежде всего отраслей АПК), обеспечивающий продовольственную независимость.

По мнению В.Г. Логинова, под продовольственной безопасностью следует понимать «... неограниченную во времени способность государства и общества обеспечить доступ населения к продуктам питания в количестве и качестве, достаточных для здорового физического и социального развития каждой личности в обычных условиях и минимально необходимых для поддержания здоровья и работоспособности в чрезвычайных ситуациях»

Таким образом, проблема продовольственной безопасности носит комплексный характер.

Продовольственная безопасность для Российской Федерации является одной из центральных проблем в системе национальной безопасности, поскольку без надежного снабжения продовольствием ни одна страна не в состоянии избежать зависимости от других государств.

Для оценки состояния продовольственной безопасности следует учитывать следующие факторы:

· уровень развития и устойчивости сельскохозяйственного производства;

· доходы и качество питания населения;

· степень обеспеченности продовольствием отечественного производства;

· масштабы импорта;

· степень открытости продовольственных рынков, механизм противодействия импортной интервенции;

· объемы продовольственных запасов;

· производственный потенциал сельского хозяйства;

· степень экологизации отрасли, качество аграрной продукции и продуктов питания;

· соответствие требований продовольственной безопасности правовому законодательству,

· системе нормативных актов, направлениям аграрной политики государства;

· угрозу продовольственной безопасности.

Обеспечение продовольственной безопасности является приоритетным направлением государственной политики, так как охватывает широкий спектр национальных, экономических, социальных, демографических и экологических факторов. В сфере продовольственной безопасности пересекаются узловые проблемы проведения агропромышленной и экономической реформ, объективные тенденции развития производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции, отечественного рынка, степени его зависимости от мирового рынка продовольствия, социального положения и платежеспособности потребителей в различных регионах России.

По словам министра сельского хозяйства Российской Федерации Алексея Гордеева «вступление в Продовольственную и сельскохозяйственную организацию ООН (ФАО) позволит России интегрироваться в мировой научный процесс, нацеленный на решение продовольственной проблемы в глобальном масштабе» www.mcx.ru. Ликвидация голода на планете является одной из задач этой Организации, учрежденной в 1945 году с целью повышения качества питания, роста производительности в аграрном секторе, улучшения условий жизни сельского населения и содействия мировому экономическому росту. Тем более, что в последние годы в деятельности ФАО особую актуальность приобрели вопросы, имеющие для России практическое значение. Это борьба с эпидемиями животных, сохранение генетических ресурсов животных и растений, продовольственная безопасность, безопасность продуктов питания, использование биотехнологий и генетически модифицированных организмов в производстве продуктов питания.

Таким образом, проблема продовольственной безопасности имеет много аспектов. Прежде всего, это глобальный (мировой). На сегодняшний день, существует огромная разница в развитии продовольственного хозяйства отдельных регионов. Значительные группы населения живут в условиях явно недостаточного питания, либо вообще голодают. Эти причины обусловлены, прежде всего, социально-экономическими факторами развития того или иного региона. Помимо этого, продовольственная безопасность включает в себя не только международные, но и внутренние - национально-политические и социально-экономические аспекты. Даже в странах с высоким жизненным уровнем имеются значительные группы населения с низким уровнем потребления продовольствия вследствие таких причин, как застойная безработица, отсутствие необходимого образования, неспособности адаптироваться к новым условиям постиндустриальной цивилизации.

1.2 Нормативное правовое регулирование продовольственной безопасности России

На сегодняшний день в большинстве стран мира уже создана разветвленная система правового обеспечения национальной продовольственной безопасности. Так, например, в Германии еще в 1955 году был принят закон «О сельском хозяйстве Германии». «В законе прямо указано, что государство обязано рассматривать проблему снабжения населения продовольствием как стратегическую, формировать продовольственные фонды, не использовать весь комплекс мер экономического стимулирования и поддержки и не ставить продовольственное снабжение в зависимость от третьих стран» Бурдуков П.Т., Саетгалиев P.З. Россия в системе глобальной продовольственной безопасности. М. 1999 г. С. 32.. Во Франции в соответствии с Законом «Об обеспечении стабильности сельскохозяйственного производства» министерству сельского хозяйства поручена разработка национальной аграрной политики и ее претворение в жизнь. Государство поддерживает конкурентноспособность сельхозпроизводства и регулирует внутренний рынок сельхозпродукции, следит, чтобы импорт продовольствия не наносил ущерба отечественному сельхозпроизводству, а цены на импортные товары не были ниже мировых и цен внутреннего рынка. В Швеции в 1947 г. был принят Закон «О рационализации сельского хозяйства», который был направлен на поддержку конкурентоспособности своих агропроизводителей и ограничения импорта продовольственного сырья путем квот и пошлин. При стимулировании сельскохозяйственного производства государство исходило из того положения, чтобы доходы фермеров были не ниже размера заработной платы квалифицированных рабочих в среднем по промышленности.

Продовольственный комплекс США относится к самым протекционистски защищенным. Для этого приняты специальные нормативные акты, направленные на обеспечение стабильного продовольственного снабжения за счет поддержки собственного сельского хозяйства и сохранения его природных ресурсов. Так в 1979 г. был принят Закон «О продовольственной безопасности», направленный на поддержку сельского хозяйства, создающего материальную основу права на питание и соответственно на жизнь. В соответствии с этим законом предусматривалась закупка зерна в государственный резерв для обеспечения продовольственной безопасности страны и оказание продовольственной помощи другим странам. В последствии также был принят ряд законодательных актов, направленных на обеспечение продовольственной безопасности страны. Так в 1986 г. был принят Закон «Об улучшении продовольственной безопасности», который закрепил систему мер по поддержке американских фермеров, включая субсидии на поддержание плодородия земель. Важно подчеркнуть, что реализация всех вышеперечисленных законов сопровождалась принятием специальных федеральных программ.

Говоря о законодательном обеспечении продовольственной безопасности в России, в частности в советский период развития нашего государства можно утверждать, что механизм правового регулирования этого вида национальной безопасности был прочно связан с управленческими традициями той эпохи. Советская экономика, прочно связанная в единый механизм с государственным и партийным аппаратами в единый объект управления, практически не требовала создания правовых механизмов. Фактически народное хозяйство было единым юридическим лицом, управление которым осуществлялось внутренними документами.

Таким образом, в условиях, когда государственные структуры и народное хозяйство фактически являлись единым юридическим субъектом, подавляющая часть нормативной базы - в том числе и нормативной базы продовольственной безопасности - существовала в виде совместных постановлений и решений ЦК и правительства, приказов и распоряжений Совмина, народнохозяйственных планов всех уровней, разного рода ведомственных инструкций и других внутренних документов.

В современных рыночных условиях хозяйствования агропродовольственный комплекс России испытывает необходимость учитывать последствия проводимых в стране преобразований с учетом задач различных органов законодательной и исполнительной власти. В связи с этим в стране принят ряд законов и указов Президента, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также разработана нормативно-правовая база, направленная на поддержание и обеспечение продовольственной безопасности России.

Законодательная база по вопросу продовольственной безопасности берет свое начало с того момента, когда Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации совместно с Академией сельскохозяйственных наук России в 1995 г. разработали «Концепцию аграрной политики и продовольственного обеспечения Российской Федерации» Назарчук А. - АПК на современной этапе экономической реформы: О концепции аграрной политики и продовольственного обеспечения Российской Федерации // Экономист. 1995 г. № 5 С. 34-44.. Данный документ включал не только основы комплексного решения проблем продовольственного обеспечения населения России с учетом производства, переработки, хранения и реализации сельхозсырья и продуктов питания, но и преследовал цель создания гарантированных продовольственных запасов и ресурсов. С учетом формирования законодательной базы необходимо исходить из того, что продовольственная безопасность - это «создание необходимых резервов продуктов питания и сельскохозяйственного сырья, повышение уровня продовольственного обеспечения, покупательного спроса всех слоев населения страны, улучшение качества продуктов питания и сельскохозяйственного сырья, обеспечение их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках» Безопасность России. Разд. I «Продовольственная безопасность». М.: МТФ «Знание», 2000. С. 104..

Необходимо отметить, что нормативную базу продовольственной безопасности с точки зрения закона, представляют, прежде всего, Конституция Российской Федерации и Гражданский кодекс России, в различных главах и разделах которых закреплены основы правового регулирования агропромышленного производства.

С целью формирования государственных резервов продовольствия 2 декабря 1994 г. Президент России подписал Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд предприятиям, организациям и учреждениям, расположенным на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности (в ред. от 02.02.2006 г.) Собрание Законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3303.. В Законе определено, что закупка и поставка сельскохозяйственного сырья для государственных нужд осуществляется в целях:

ь удовлетворения сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием федеральных потребностей и потребности субъектов Российской Федерации;

ь выполнения федеральных программ развития агропромышленного производства, других экономических и социальных программ, направленных на снабжение населения продовольствием;

ь обеспечения экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

ь формирования государственных резервов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

ь обеспечения необходимого уровня продовольственного снабжения для обороны и государственной безопасности.

В продолжение формирования законодательной базы, направленной на обеспечение деятельности по организации резервирования продовольствия для государственных нужд 13 декабря 1994 г. был принят Федеральный закон № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (в ред. от 24.07.2007 г.), который призван установить общие правовые и экономические принципы и порядок формирования, размещения и исполнения на контрактной (договорной) основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг для федеральных государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности, расположенных на территории Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 34. Ст. 3540..

Целями организации поставок продукции для федеральных государственных нужд являются:

ь создание и поддержание государственных материальных резервов Российской Федерации;

ь обеспечение экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных обязательств Российской Федерации

ь реализация федеральных целевых программ.

Также прямое отношение к правовым аспектам продовольственной безопасности России имеет принятый Государственной Думой 1 декабря 1999 г. и одобренный Советом Федерации Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» Указ Президента РФ от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. 2000. № 2. Ст. 150.. (в ред. от 30.12.2006 г.). Данный закон не только регулирует полномочия субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, но и определяет ответственность за нарушение настоящего закона. В соответствии со статьей 27 данного закона нарушение настоящего Федерального закона, приведшее к случаю возникновения заболевания, отравления или смерти человека, наступившему в результате употребления некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 28 Закона регламентирует вопросы гражданско-правовой ответственности за нарушение настоящего Федерального закона. Так, согласно п. 1 ст. 28 ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, а также оказание услуг в сфере общественного питания, за нарушение настоящего Федерального закона несут ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

Что касается ответственности должностных лиц органов государственного надзора и контроля, то за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также за сокрытие фактов, создающих угрозу жизни и здоровью человека, они также несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (ст.29).

В настоящее время, первоочередной задачей в продовольственной сфере и смежных отраслях экономики является введение в действие уже принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации». Однако данный закон еще не подписан Президентом России.

Так, согласно ст. 4 данного закона продовольственная независимость Российской Федерации считается обеспеченной, если годовое производство жизненно важных продуктов питания в Российской Федерации составляет не менее 80 процентов годовой потребности населения в таких видах продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами питания.

Что касается сферы государственного контроля и надзора в области продовольственной безопасности, то в соответствии со ст. 8 закона государственный контроль за обеспечением продовольственной безопасности осуществляется в целях исполнения законодательства Российской Федерации, реализации государственных гарантий в области продовольственной безопасности, выполнения программ и осуществления мероприятий по продовольственной безопасности, в том числе осуществления деятельности в области защиты населения в условиях продовольственных кризисов. Государственный контроль за обеспечением продовольственной безопасности осуществляют непосредственно Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также государственные службы и инспекции в пределах своей компетенции. Иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять функции государственного контроля за обеспечением продовольственной безопасности исключительно по поручению Правительства Российской Федерации. Государственный контроль за производством, хранением и реализацией продуктов питания осуществляется во всех организациях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

На особую значимость этого нормативно-правового акта в системе российского законодательства указывают как развитие законодательства зарубежных стран, так и развитие международного права, рассматривающего продовольственную безопасность в качестве необходимого условия механизма обеспечения основных прав и свобод человека, в том числе права на жизнь. При этом документы ООН подчеркивают, что продовольственная безопасность обеспечивается в первую очередь на национальном уровне, т.е. на уровне отдельных стран - членов ООН. В этой связи следует отметить, что статьи 17 и 18 Конституции Российской Федерации «Российская газета» от 25 декабря 1993 г., гарантирующие гражданам Российской Федерации права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и гласящие (ст.18), что «они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и местного самоуправления...».

Таким образом, своевременное принятие федерального закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации» позволит не только установить связь между Конституцией Российской Федерации и соответствующими законодательными актами всех уровней, установив цели и задачи исполнительной власти в единой сфере, но и привести законодательство Российской Федерации в более полное соответствие с нормами и практикой международного права.

1.4 Современное состояние продовольственной безопасности Российской Федерации

К концу XX века Россия оказалась в числе тех государств, которые утратили свою продовольственную независимость. Такая экономическая и политическая ситуация характеризуется, с одной стороны значительным снижением объемов отечественного производства продовольствия, а с другой, резким возрастанием импорта традиционно производимых в стране видов продовольственных продуктов и разрушением производственного потенциала АПК. В настоящее время в Россию завозится около 40% продуктов питания, в то время как считается, что при импорте 20% продовольствия страна уже теряет продовольственную независимость.

Продовольственная безопасность Российской Федерации может рассматриваться в рамках страны в целом и применительно к отдельным ее регионам. Региональный аспект обуславливается большими размерами страны, различием природно-климатических условий, экономической, демографической ситуацией и территориальным размещением населения.

«Под продовольственной безопасностью России и ее регионов понимается такой гарантированный уровень количественного и качественного обеспечения доступного всем продовольствия, при котором достигается максимально возможная в современных условиях средняя продолжительность жизни людей» Бурдуков П.Т., Саетгалиев P.З. Россия в системе глобальной продовольственной безопасности. М. 1999 г. С. 67..

Необходимо отметить, что регионы России находятся в различном положении относительно продовольственного обеспечения (одни из них вывозят продовольствие, другие за счет внутреннего производства не могут создать достаточного продовольственного обеспечения и вынуждены завозить его). Таким образом, регионы Российской Федерации можно классифицировать на производящие продовольствие и потребляющие продовольствие. К первой категории относятся регионы Центрально-Черноземного, Северо-Кавказского, Поволжского, Западно-Сибирского регионов. Во вторую группу входят регионы Северного, Восточно-Сибирского, Дальневосточного экономических районов Безопасность России. Разд. II «Продовольственная безопасность». М.: МГФ «Знание», 2001. С.258.

В Российской Федерации имеются также регионы, которые испытывают постоянную потребность в продовольственном обеспечении. К ним в первую очередь следует отнести районы и территории Крайнего Севера, Якутии, Бурятии, Камчатской области и др Балабанов В.С., Борисенко Е.Н. Продовольственная безопасность (международные и внутренние аспекты) // М. «Экономика». 2002. С. 216..

Для поддержания продовольственной безопасности на достаточном уровне в регионах необходимо разрабатывать и принимать соответствующие законодательные акты и программы. При их разработке необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на уровень продовольственной безопасности регионов:

ь обеспеченность земельными ресурсами,

ь степень деградации сельскохозяйственных земель,

ь степень обновления основных фондов агропромышленного комплекса,

ь уровень монополизации продовольственного рынка,

ь степень импортного давления на внутренний продовольственный рынок,

ь уровень безработицы в сельском хозяйстве,

ь уровень государственной поддержки сельхозпроизводителей,

ь уровень использования ресурсного потенциала в агропромышленном комплексе.

Программы должны обеспечиваться выделением необходимых финансовых средств на региональном и федеральном уровнях из бюджета, а их реализация может гарантировать продовольственную безопасность регионам России.

Сегодня ученые всего мира единодушно пришли к выводу, что, если страна завозит 25 процентов продуктов, значит, она теряет свою продовольственную независимость. По словам председателя Аграрной партии России Владимира Плотникова «…импорт продовольствия в РФ в 2006 году в денежном эквиваленте составил 550 миллиардов рублей. И только на 600 миллиардов рублей произвели продуктов питания отечественные хозяйства. После того как мы разрушили аграрный сектор сельского хозяйства и отказались от государственного регулирования, очень трудно отыграть ситуацию назад. Сейчас отечественное сельское хозяйство понемногу набирает обороты в производстве, но импорт превышает этот незначительный рост. Так, на каждый дополнительно произведенный килограмм мяса в России мы ввозим пять из-за рубежа» В. Плотников Почему не принимается Закон  о продовольственной безопасности? // РФ Сегодня №7. 2007..

Сбалансированное по количеству, ассортименту и качеству продовольственное снабжение населения России является важнейшим фактором обеспечения его здоровья, жизни и всеобщего благополучия. Согласно статистическим данным, в среднем на душу населения в России в 2006 г. было произведено 379 кг. Сельскохозяйственного продовольствия, что в два раза меньше, чем было произведено в 1990 г. Российский статистический ежегодник. 2006: Статистич. Сборник / Росстат. С. 81. На сегодняшний день, по уровню питания Россия находится лишь в третьей-четвертой десятке стран мира, тогда как в 70-80-е гг. СССР по данному показателю занимал 7-9 места.

Проблема продовольственного неблагополучия в России сегодня является настолько острой, что представляет серьезную угрозу самим биологическим основам здоровья и жизнедеятельности россиян. Сегодня, не теряют своей актуальности слова, высказанные В.В. Маслаковым почти 10 лет назад: «Российская Федерация до сих пор пассивно созерцает мировой бум вокруг продовольственной безопасности, не решаясь определить свою государственную стратегию между принятием условий ВТО и вступлением в эту организацию, сохранением импортной интервенции со стороны международных продовольственных пиратов и самообеспечением страны» Маслаков В.В. Концепция системы продовольственной безопасности индустриально-аграрного региона (на примере Урала и Сибири). Екатеринбург: УрО РАН, 1998. С. 4.. В современных условиях, обеспеченность внутреннего рынка России за счет импорта по многим группам продуктов питания значительно колеблется и составляет по мясу 53%, по птице 58%, молочным продуктам - 12%, сахару - 83%.

Большинство продовольственных товаров поставляются в Россию по демпинговым ценам. К тому же нередко импортные продукты питания бывают низкого качества, экологически опасными и даже запрещенными в развитых странах. Главной причиной роста импорта продовольствия в России является разрушение экономического потенциала страны, в первую очередь сельского хозяйства и смежных с ним отраслей. Реформы привели к абсолютному и относительному сокращению места и роли сельского хозяйства в экономике.

На положение отечественных сельхозпроизводителей всех форм собственности давит диспаритет цен между сельскохозяйственной продукцией и промышленными товарами и услугами, реализуемые аграриям. Потери сельского хозяйства от диспаритета цен в последние годы составили 240 млрд. руб., кроме того, через налоги в из сельского хозяйства было изъято свыше 20 млрд. руб. Низкие цены реализации продукции снижают рентабельность аграрного производства.

Для насыщения рынка продовольственными товарами и восстановление продовольственной безопасности необходимо, определить критерии оценки, пересмотреть программы выхода из аграрного кризиса, разработать меры, направленные на ликвидацию сложившихся угроз продовольственной безопасности.

Так, И.Г. Ушачев И.Г. Ушачев Стратегические направления обеспечения продовольственной безопасности России // Продовольственная безопасность России: Материалы международной конференции. (12-14 марта). Москва: Информационный бюллетень МИД РФ. 2002 г. выделил основные критерии оценки продовольственной безопасности России:

ь степень удовлетворения физиологических потребностей в компонентах и энергетическом содержании пищевого рациона;

ь соответствие ограничениям по содержанию в продуктах вредных для здоровья веществ; уровень физической и экономической доступности продовольствия для различных категорий населения, включая спецпотребителей;

ь степень зависимости продовольственного снабжения страны и ресурсного обеспечения агропромышленного комплекса от импортных поставок;

ь размеры стратегических и оперативных продовольственных запасов в сопоставлении с нормативными потребностями.

Необходимо разработать стратегию и тактику обеспечения продовольственной безопасности, определить цели и основные направления её осуществления. В первую очередь, необходимо восстановить уровень потребления продовольствия по основным продуктам и общей калорийности питания. Нужно определить среднесрочные и долгосрочные цели обеспечения продовольственной безопасности.

Среднесрочная цель - обеспечение продовольственной независимости по всем базовым продуктам питания, которые могут быть произведены в России.

Долгосрочная цель - выход страны с учетом обострения продовольственной проблемы в мире и положительного влияния глобальных изменений климата в большинстве регионов страны на мировой рынок продовольствия.

Реализовать эти цели можно через следующую систему мер:

ь через оптимальное сочетание государственного и рыночного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию;

ь через регулирование объема импорта по основным стратегическим видам продовольствия (зерну, мясу, молоку);

ь путем последовательного сокращения импорта этих продуктов питания, производство которых может быть осуществлено в России;

ь через активное регулирование уровня и структуры розничных цен на продовольствие для оживления платежеспособного спроса населения и повышения конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем, а в перспективе и на внешнем рынке;

ь проведение политики бюджетного субсидирования продовольствия для социально незащищенных слоев населения.

Таким образом, проблему продовольственной безопасности необходимо решать только путем сочетания рыночного саморегулирования с государственным воздействием на развитие рынка продовольствия и государственной поддержкой аграрного сектора экономики.

К тому же, например, по мнению Н.С. Оглуздина Оглуздин Н.С. Продовольственная безопасность России//geopolitika.narod.ru, продовольственная безопасность государства будет достигнута полностью, если:

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты