p align="left">Формой устройства детей, близкой к патронату, являются семейные воспитательные группы, создаваемые в учреждениях социального обслуживания. Учреждение принимает на работу в качестве воспитателей граждан, которые берут на воспитание в свою семью детей, находящихся в учреждении на полном государственном обеспечении. Администрация учреждения является законным представителем ребенка и отвечает за его материальное обеспечение, оказание медицинской помощи, разработку и реализацию индивидуальной программы социально-психологической реабилитации. Воспитатель за свой труд получает заработную плату. Отличие семейных воспитательных групп от патроната заключается в то, что функции органа опеки и попечительства в этом случае исполняет администрация учреждения. Эта форма устройства детей поддерживается Министерством здравоохранения и социального развития Цимбал Е.И., советник юстиции, кандидат медицинских наук, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования // Социальное сиротство. Российская газета 2006г. .
1.3 Причины социального сиротства в России
Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты их называют по-разному: «отказные дети», «казенные младенцы», «рожденные, чтобы быть покинутыми», «вечные новорожденные» и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы Василькова Ю.В., Т.А. Василькова. Социальная педагогика. М.,1999 с. 56.
Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917г., тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20-х-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х - начала 90-х годов Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000..
С разрушением «векового здания русской культуры» оказалась нарушена и взаимосвязь прошлого - настоящего - будущего, взаимосвязь поколений. Удар, нанесенный культуре, отразился и на состоянии российской семьи. Согласно коммунистическим социальным концепциям того времени, роль семьи в обществе должна постепенно уменьшаться, пока, наконец, этот институт не исчезнет вообще. В 20-е-30-е годы в России регистрация брака и его расторжение были настолько упрощены, что занимали несколько минут. При этом заключить или расторгнуть брак мог один из супругов, даже не ставя другого в известность. Исчезло отношение к браку как к величайшему таинству и акту ответственности, на смену ему пришло легкомыслие.
В результате за десятилетие гражданской войны и первых лет строительства социализма был нанесен мощнейший удар по патриархальному укладу российского общества и связям между поколениями. При этом практически уничтоженными оказались дворянство, купечество, интеллигенция, духовенство, крестьянство, считавшие основами своего существования продолжение рода, семейные узы и связи, уважение старших поколений. (Положение детей в России. С.11). Так, в основе взаимоотношений между поколениями в русской крестьянской семье всегда лежало уважение к старшим - к родителям, к дедам и прадедам, к старикам в общине. Крестьянская нравственность, все нормы поведения требовали безусловного уважения родителей на протяжении всей их жизни. «В крестьянстве здешнем родители очень чадолюбивы, а дети послушны и почтительны. Не видано еще примеров, чтобы дети оставляли в пренебрежении отца или мать устаревших», - писали из Тульской губернии на рубеже XVIII- XIX веков. Общественное мнение резко осуждало лиц, позволявших себе непочтительное отношение к старшим
Крестьянская семья, прежде всего, представляла собой коллектив совместно хозяйствующих людей, и эта черта многое определяла в семейных отношениях. Но семья и община служили организующим началом во многих явлениях духовной жизни крестьян. Семья не только воспитывала детей и вела совместное хозяйство, будучи первичным и основным производственным коллективом. Она была носителем глубоких традиций, связывающих человека с окружающим его миром, хранительницей коллективного опыта. По православным понятиям, семья являлась «малой церковью», то есть, призвана была блюсти основы христианской жизни каждого своего члена
С разрушением православной культуры и церкви исчезла еще одна опора русской семьи. С изменением в 50-е годы политических ориентиров в стране произошли изменения и в семейной политике. Правительство предприняло ряд мер, направленных на укрепление института семьи. Однако «зло разрушения» принесло свои плоды: в России впервые за ее многовековую историю появились так называемые «отказные» дети, которых матери, не желая брать на себя ответственность за воспитание, передавали под расписку государству, навсегда отказываясь от прав на ребенка. Такие дети пополняли Дома ребенка, а позже - детские дома и школы-интернаты.
Прошли годы. Сегодня мир вступает в XXI век. Однако проблема детей-сирот приобретает еще большую остроту и актуальность, так как число их не уменьшается, а непрерывно растет. В сегодняшнем обществе происходят сложные и неоднозначные процессы Василькова Ю.В., Т.А. Василькова. Социальная педагогика. М.,1999 с. 56.
В развитии современной цивилизации ясно просматриваются две тенденции. С одной стороны, происходит религиозное и философское осознание человечеством смысла бытия, становление личностного сознания, осмысление мировым сообществом наличия глобальных общечеловеческих проблем, от стратегии разрешения которых зависит дальнейшее существование современной цивилизации. На рубеже столетий к таким глобальным проблемам специалисты относят: угрозу мировой термоядерной войны, истощение природных ресурсов, загрязнение природной среды и др.
С другой стороны, налицо явный кризис культуры, охвативший различные страны и слои общества и приведший к переоценке и перекомпоновке слагаемых духовно-смыслового ядра культуры, включая вековечные народные традиции; «крушение гуманизма», итогом которого стали разгул насилия, терроризма и обесценивание человеческой жизни; утверждение надындивидуальных форм культуры - от диктата группы до тоталитаризма; обострение проблем одиночества и взаимопонимания в обществе.
Политические и социально-экономические изменения, происходящие в последние 10 лет в нашей стране, придали этим явлениям особый трагизм. Особенностями России стали: обострение противоречий между жизненными установками поколений, различных слоев общества, резкое падение уровня жизни большинства населения, резкое и прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе, чему в немалой степени способствует и «расцвет» масс культуры, поддерживаемый средствами массовой информации. Проявлением общего духовного кризиса стал и кризис воспитания - серьёзнейшая проблема современной педагогической науки.
Начало реформ привело к фактической ликвидации централизованной экономики, а вместе с ней начала погибать и централизованная система социальной защиты, в том числе система поддержки семьи, материнства и детства Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000..
Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.
Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение.
В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в особо трудные условия. Среди них - сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях.
Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.
Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентацией, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков Василькова Ю.В., Т.А. Василькова. Социальная педагогика. М.,1999 с. 56.
Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде.
Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новое явление - так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.
Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Все больше становится семей, где детей воспитывает один отец. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака. Материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения в неполной семье негативно сказываются на детях. Они труднее налаживают контакты со сверстниками, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. Более 50% несовершеннолетних нарушителей выросли в неполной семье, более 30% детей, имеющих психические отклонения, росли без отца.
Дополнительным фактором риска для развития ребенка становится безработица родителей.
Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте.
Растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000..
По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью (после гражданской и великой Отечественной войн) волну социального сиротства.
Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным государственного комитета России по статистике сейчас в Российской Федерации проживает 40 миллионов детей), Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1 млн. беспризорных, 330 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Только в Московские больницы ежегодно попадает 1800 детей, совершивших попытку суицида. В нашей стране 573 тыс. детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тыс. детей; 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке.
В числе непосредственных причин социального сиротства назовем следующие: · добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка - правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью. Принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и т.д. Лишение родителей родительских прав - это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом. Смерть родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.
К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000..
ГЛАВА II ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА
2.1 Методы профилактики социальных сирот
Каковы же пути преодоления этого трагического, ставшего масштабным, социального явления? Назовем главные Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000.:
1. Стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе;
2. Возрождение духовной культуры нации;
3. Экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства;
4. Возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку; возвращение «воспитания» в учебные заведения;
5. Реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений;
6. Совершенствование системы устройства детей-сирот.
В настоящее время государство тратит громадные средства на содержание детей-сирот, вкладываются многомиллионные средства, создаются все новые и новые государственные, общественные организации и фонды, призванные помощь детям-сиротам, но это ни в коей мере не решает, попросив предупреждения социального сиротства. За годы Советской власти государство сформировало мощную структуру, обслуживающую сирот. Оно взрастило армию профессиональных служащих, занятых в сфере социальной помощи детям-сиротам, создало сильный чиновничий аппарат, управляющий этой службой, породило систему, в которой взрослые люди невольно оказались заинтересованными в пополнении рядов детей-сирот, недаром то тут, то там рождаются слухи о торговле сиротами, о том, как «сердобольная» няня уговаривает одинокую молодую женщину в родильном оставить ребенка, отдать его «в хорошие руки». Государственная система социального призрения сирот, построение но принципу «лечения симптомов», не только не решает вопросов «лечения причин болезни», но и, по существу, загоняет проблему в тупик. Ведь до настоящего времени государство не истратило практически ни копейки, чтобы хоть как-то предупредить социальное сиротство, чтобы понят причины, порождающие его. Прискорбно говорить, но профилактике столь сложного социального явления в практическом плане противостоят лишь акушер и юрист родильного дома, который оформляет документы для передачи ребенка в приют. Естественно, что ни тот, ни другой не подготовлен, ни психологически, ни профессионально и, как показывает практика, не только не помогает женщине, находящейся в состоянии психологического кризиса, но и, как правило, становятся дополнительным травмирующим фактором, способным лишь привести к противоположному эффекту.
Обобщая накопленный опыт по предупреждению социального сиротства во всем мире, можно увидеть, что решение проблемы профилактики социального сиротства должно включать целый комплекс мероприятий, осуществляемых на разных уровнях государства и общества. Эти мероприятия относятся к масштабам общей социальной политики государств и направлены на общество в целом, это и более селективные меры, относящиеся к определенным социальным группам. И, наконец, это - мероприятия, которые адресованы индивидуальному, личностному уровню конкретной женщины, находящейся в кризисной ситуации, угрожаемой отказом от материнства.
К мерам, направленным на предупреждение социального сиротства, проводимым в масштабах, касающихся существенных частей всего общества, относится вся социальная политика государства. Устранение нищеты и всех форм социальных лишений, обеспечение высокого жизненного уровня всего населения и особая помощь многодетным и юным семьям - это действительно базисные условия, существенные для предупреждения социального сиротства Брутман В. И. Социальное сиротство как комплексная медико-социально-педагогическая проблема. - М.: Асопир, 1994. с. 38.
Важными мероприятиями в масштабах государства являются: увеличение продолжительности декретного отпуска и мера его оплаты; открытие и распространение учреждений, помогающих семьям в воспитании детей начиная с яслей, детских садов и кончая домами социальной опеки сирот, опекающими семьями, интернатами и пр. Очень важным фактором являются также бесплатные службы здравоохранения. Социальная политика большинства современных европейских стран предусматривает оказание одиноким семьям значительной помощи со стороны государства. Одним из примеров модели помощи малообеспеченным одиноким родителям является Великобритания. Здесь более половины всех одиноких родителей получают материальную помощь в рамках программы "Поддержка дохода". При этом одинокая родительница может оставаться дома по достижении ребенком 16 лет, получая необходимое содержание от государства. Одинокие матери также получают пособие на детей, бес платно пользуются услугами государственного здравоохранения и имеют преимущественное право на получение государственного жилья. В 1987 году средний доход неполных семей по государственному пособию составлял 40% от среднего дохода полных семей.
В Норвегии одиноким матерям представляется специальная материальная помощь, с тем, чтобы они могли оставаться дома, но достижении ребенком 10 лет. Кроме того, неполные семьи имеют систему социальных льгот и пособий, позволяющих им жить выше уровня официальной бедности в стране.
Во Франции одинокие матери получают специальное пособие первые три года после рождения ребенка помимо общего государственного пособия, которое выплачивается всем семьям с детьми до их совершеннолетия. Налоговая политика в этих странах создает социальную ситуацию, при которой одинокой матери не выгодно дополнительно работать даже в режиме неполной занятости. Поэтому, но достижении совершеннолетия и, соответственно, окончании выплаты пособий, женщины испытывают трудности с трудоустройством в связи с утратой трудовой фиксации, привычки к труду в Швеции, где уровень неполных семей самый значительный в Европе и достигает 32%, стратегия государственной политики, направленной на помощь неполным семьям, ориентированна на успешное сочетание одинокими родителями родительской и профессиональной деятельности. Одинокие матери получают специальное пособие лишь на детей, а не на содержание неработающей матери. При этом государство обеспечивает ей не только рабочее место, но и временные выплаты в период переобучения или приобретения специальности, необходимой для получения более высокооплачиваемой работы. Работающие родители имеют широкий выбор различных форм внесемейного ухода за детьми.
В США государственная помощь одиноким семьям несравненно ниже Европейской, однако она может быть чрезвычайно высокой в связи с широким распространением программ на уровне отдельных штатов, частных и религиозных благотворительных обществ, иных территориальных программ. Широкое распространение в США получили группы само- и взаимопомощи неполным семьям. Члены таких организаций обмениваются педагогическим опытом, помогают друг другу проводить выходные дни, отпуска. Организации оказывают им юридическую поддержку. Типичные группы взаимоподдержки состоят из 12-15 человек, имеющих различный брачный статус. Они собираются раз в несколько месяцев м обсуждают на своих встречах различные проблемы: воспитание ребенка, взаимоотношения с детьми, личностные переживании, стратегия преодоления трудностей. В СИТА существует множество просветительских программ, оказывающих педагогическую и психологическую помощь одиноким семьям с детьми. Они действуют при церквях, семейных службах, местных социальных агентствах, работающих с бедными семьями, в школах, медицинских учреждениях. Однако, для проведения целенаправленной и эффективной социальной политики но предупреждению нарушенного материнского поведения и их, последствий необходимо учитывать, что актуализация только отдельных (в данном случае материальных) факторов в ущерб другим приводит к негативным результатом. Так, опыт экономически развитых стран показывает, что огромные материальные вложения государств в стимуляцию рождаемости путем только увеличения социальных пособий одиноким и неимущим матерям, создание для рисковых групп беременных благоприятной общественной моральной ситуации действительно резко снижают число наиболее агрессивных форм отказов от материнства (детоубийств и физического бросания), однако, перед обществом в полный рост встают проблемы истязаемых, насилуемых, растлеваемых матерями детей-сирот при живых родителях, даже во внешне благополучных семьях. Поэтому в комплексе мероприятий, проводимых в масштабах всего общества, задачами неоценимой значимости являются работа с общественным сознанием в отношении вопросов социального сиротства; воспитание родительских чувств, осведомленность родителей (будущих родителей) в вопросах психологии супружеской жизни, возрастной психологии и педагогики. Орудием данного воспитания являются популярные публикации, лекции и вся система массовой информации. Просвещение общества в области проблем, социального сиротства, истинных причин, его порождающих, его драматических последствий для ребенка и матери может ознакомить широкую общественность и создать необходимый благоприятный моральный климат для беременных женщин, находящихся в кризисной ситуации, угрожающей отказом от ребенка, а также для потенциальных приемных родителей. Ведущей задачей просвещения в данной области является указание путей, с помощью которых можно преодолеть противоречие между потребностями ребенка в тесном и непосредственном контакте с матерью (в том числе с приемной) и потребностями общества в современных условиях.
Специальной формой социально-педагогической деятельности, нацеленной на молодежь, является воспитание родительских чувств и обязанностей. К сожалению, иногда данное воспитание суживается до информации о сексуальных вопросах. Однако, воспитание будущих родителей является гораздо более широкой и глубокой задачей.
Чрезвычайно актуальной формой деятельности по предупреждению отказов от материнства является конкретная работа в группах повышенного риска. Одно из таких форм является женский кризисный центр. К примеру, в Швеции типичные женские центры существуют как изолированные, полузасекреченные организации, в которых женщина (одна или с детьми) должна себя чувствовать в безопасности. Внешние контакты у клиенток центра резко ограничены,' Встречи возможны только по истечении определенного срока, вне стен центра, что предохраняет пациенток от дополнительных психических травм. Центр имеет круглосуточный телефон доверия, на котором работают психологи. Посетители центра могут пользоваться его услугами до 4-х месяцев. За этот период персонал центра (психологи, социальные работники, юристы) снимают стрессовые состояния, заставляют объективно оценить причины и характер кризиса, найти оптимальный путь выхода из создавшейся ситуации, нормализовать социальные связи, укрепить внутрисемейные отношения.
Кризисная женская клиника для молодых беременных женщин более 30 лет функционирует в США на базе университетской клиники. Созданию клиники предшествовало осознание того факта, что беременность юной незамужней женщины открывает собой порочный цикл: прерванное образование и низкий материальный достаток влекут за собой зависимость юной матери от систем социальной помощи государства, снижают мотивацию для создания собственной, стабильной семьи, тем самым начинают новый цикл воспроизводства внебрачного потомства. В результате пойманная в этот цикл девушка становится депрессивной, зависимой, потерявшей перспективу многодетной матерью. Цель деятельности клиники - оказать психологическую и моральную помощь юным беременным. Находясь в клинике, будущие матери проходят курс специальной подготовки, обучаются эффективным формам поведения, уходу за будущим ребенком и т. д.
Чрезвычайно распространенной и весьма эффективной формой помощи беременным из социально неблагополучных слоев общества является движение «поддерживающих семей». Деятельность этого организуемого религиозными общинами движения заключается в том, что благополучные (обычно многодетные, имущие) семьи берут под опеку и оказывают всестороннюю помощь одиноким, многодетным и молодым беременным - становятся на время не только источником дополнительных материальных средств, но и моральной поддержкой для кризисных и малоимущих семей.
В нашей стране ничего подобного нет, и беременные получают исключительно акушерско-гинекологическую помощь в районных женских консультациях, в то время как большой круг проблем, с которыми сталкивается женщина в период беременности и родов, имеет психологическую природу, т. к. женщина, решившаяся на то, чтобы иметь ребенка, совершенно не защищена психологически. Она тяжелее переживает семейные конфликты, связанные с развитием семьи, непонимание молодого супруга, родителей. Беременные вообще острее переживают постоянно существующую в обществе агрессию, отсутствие деонтологическои культуры и психологической поддержки у медицинского персонала, работающего с беременными. Глобальный страх за свое будущее, за будущее своего ребенка становится характерным для всех беременных женщин и особенно для женщин из социально незащищенных слоев общества и может подтолкнуть их к отказу от активной борьбы за свое будущее - к отказу от своего ребенка. Поэтому, исходя из жизненной необходимости решения проблемы профилактики отказов от материнства в нашей стране, группа специалистов и исследователей врачей, психологов, юристов, социальных работников - объединились для реализации программы под общим названием: «ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА».
Впервые в нашей стране предпринимается попытка помочь женщинам, находящимся в тяжелом жизненном кризисе, способном подтолкнуть ее к роковому поступку, создается служба, способная возвратить ребенка его биологической матери.
Разработанная программа носит отчетливо профилактическую направленность. Мы ни в коем случае не собираемся в очередной раз уговаривать женщину забрать своего младенца из родильного дома. Мы уважаем свободу личности, право женщины самой решать свою судьбу. Однако, мы считаем своим нравственным долгом оказать посильную помощь тем женщинам, которые ее ищут, тем женщинам, которые: в силу особых жизненных обстоятельств, под влиянием личностного кризиса, временных психологических коллизий, преходящих психических расстройств утратили веру в себя, в свои силы и способности воспитать ребенка, отдать ему материнское тепло и чувства.
С учетом сложности каждой ситуации и трудностей ее коррекции система профилактики построена как многоступенчатая модель, позволяющая длительно находиться в постоянном контакте с молодыми родителями, особенно с матерями, с тем, чтобы иметь возможность оказать ей медико-социальную помощь в любом необходимом объеме с учетом всех причинных компонентов ситуации отказа от материнства. Исходя из поставленных задач, к осуществлению программы привлекаются специалисты разных областей медицинские работники (акушеры-гинекологи, психиатры, педиатры и др.), психологи, психотерапевты, социальные работники, экономисты; каждый из которых на разных этапах профилактической деятельности имеют свои четко очерченные задачи. Для решения этой главной задачи необходимо: соблюдение законности, прав человека и строгой добровольности в работе с «отказницами»; - принимая во внимание тот факт, что психологический кризис, который приводит будущую мать к отказу от своего ребенка, развивается задолго до родов; важно как можно раньше выявить таких женщин; учитывая многообразие вариантов «отказного поведения», в каждом конкретном случае необходимо глубоко разобраться в его причинах, разработать и осуществить соответствующие мероприятия. Привлечь для этих целей самый широкий круг специалистов: психологов, врачей, социальных работников, юристов; - оказать социальную, психологическую и другие виды помощи беременным и молодым матерям, оказавшимся в состоянии душевного кризиса, угрожающего нарушить связь с младенцем, но способным при определенной поддержке найти в себе силы в будущем организовать свою жизнь; - оказать нуждающимся медицинскую и психокоррекционную помощь, предпринять попытку к реабилитации и помочь женщинам с преходящими психическими нарушениями адаптироваться к роли матери, научить их правильному взаимоотношению с ребенком; мы должны разработать четкие критерии, которые позволили бы как можно раньше выявить женщин, вообще не готовых выполнять материнские функции. Способствовать скорейшему усыновлению детей, рожденных от таких матерей, оказать им соответствующую помощь; разработать механизм объективизации отбора женщин для прерывания беременности по «социальным» показаниям; - необходимо стремиться нормализовать психологический и социальный климат в семьях бывших «отказниц» и тем самым способствовать профилактике рецидивов, учредить институт социально-психологического патронажа таких семей; - одним из главных направлений всей профилактической политики должно стать улучшение качества наблюдения за беременными женщинами. Особое внимание следует уделять ведению беременности несовершеннолетних женщин, матерей-одиночек, женщин из социально незащищенных слоев общества. Добиваться внедрения современных форм и методов пренатальной поддержки, включающей обязательную социально-психологическую помощь беременным женщинам, в том числе и стационарную; - важную роль должно сыграть санитарное просвещение в т. н. группах высокого риска (выпускницы интернатных заведений, ПТУ и т. д.) по вопросам полового воспитания, основ планирования семьи, использования контрацептивов; - необходимо добиваться повсеместного внедрения современных принципов контрацептивной политики по отношению к женщинам с хроническими психическими заболеваниями; - глубоко изучить законодательный опыт зарубежных стран в области предупреждения социального сиротства, внедрить его современные формы, в том числе институт анонимных родов. К сожалению, в нашей стране для реализации намеченных задач пока отсутствует необходимая материальная база. Предлагаемая нами организационная структура системы предупреждения отказов от материнства является перспективной и может в дальнейшем нуждаться в доработке.
Необходимые звенья данной организационной структуры должны включать в себя два взаимосвязанных подразделения:
Первое - с задачами «кризисного центра» для оказания социально-психологической помощи женщинам на дородовом этапе.
Второе - «реабилитационный центр», который служит для реабилитации женщин, переживающим кризис «отказа» на послеродовом этане.
«Кризисный центр» осуществляет свою деятельность на базах женских консультаций и в родильных домах.
В женской консультации формируется кабинет социально-психологической помощи, «телефон доверия», выездная бригада. Они призваны оказывать социальную, психологическую и медико-психотерапевтическую помощь (в том числе и анонимную) будущим матерям, оказавшимся в критическом состоянии, беременным с психологическими и семенными проблемами, с нервно-психическими нарушениями.
Кризисная бригада, включает в свой состав психолога, психиатра, социального работника. По вызовам она выезжает в родильные дома для выяснения на месте причин отказа, для оказания экстренной социально-психологической помощи матерям - «отказннцам» и решения вопроса о дальнейшем реабилитации.
В родильном доме группа специалистов постоянно работает с социально незащищенными группами женщин, помогая им преодолеть психологические конфликты, корригируя нервно-психические нарушения, формируя у них положительную установку на вынашивание беременности, на материнство, обучая навыкам взаимодействия с будущим младенцем. В процессе такой превентивной психотерапевтической работы выявляются женщины, угрожаемые по деструктивному материнскому поведению, осуществляется интенсивная психокоррекционная и социальная помощь. Может оказаться целесообразным выделять специальные койки, а в крупных городах и целые отделения в родильном доме, куда на последних неделях беременности стационируются социально неблагополучные женщины, угрожаемые по отказу от материнства.
«Реабилитационный центр» объединяет специализированный пансионат и приют для отверженных матерей. Пансионат «Мать-дитя» с санаторными условиями содержания, в которых мать, переживающая кризис «отказа» в попытках сохранить своего ребенка, может получить в полном объеме необходимую психологическую, медицинскую, педон-сихологическую, социально-экономическую, в том числе и финансовую поддержку Смагина Л.И. Сиротство как социальная проблема: Пособие для педагогов, Минск., 1999, с 102. После выписки из пансионата женщина в течение нескольких лет может (а в случае оказания ей конкретной материальной помощи - должна) находиться под наблюдением «центра», который формирует для этого специальную патронажную службу.
«Приют» создается в целях временного проживания и социальной адаптации отверженных от семьи, экономически остро нуждающихся, а также бездомных матерей с детьми. Приют осуществляет свою деятельность на принципах само- и взаимопомощи, что не исключает социальной, экономической, медико-психологической поддержки этих женщин и их детей. Находясь в приюте до тех пор, пока не возникнет реальная возможность самостоятельно устроить свою жизнь, эти женщины получают помощь в трудоустройстве, переквалификации, в продолжение обучения. Приют может стать частично самоокупаемым за счет организации производственных подразделений, приусадебных хозяйств, в которых будут трудиться матери.
Патронажная служба, создается в рамках реабилитационного центра и призвана решать задачу по дальнейшей реабилитации н социализации сохраненных семей.
Научно-методическая группа служит для создания банка данных по проблемам отказов от материнства, разработки новых методов коррекции, обобщения материалов, создания методической литературы и средств наглядной агитации, организации постоянно действующего лектория по вопросам материнства, детско-родительских отношений, планирования семьи, современной контрацепции, подготовка новых кадров и т. д.
В настоящее время реализация программы «Профилактика социального сиротства» осуществляется на двух основных уровнях. Первый уровень включает превентивную деятельность в группах риска среди беременных на базе, созданного для этих целен, кабинета социально-психологической помощи. Второй уровень экстренная психокоррекционная деятельность, которая осуществляется на базе родильных домов Брутман В. И. Социальное сиротство как комплексная медико-социально-педагогическая проблема. - М.: Асопир, 1994. с. 38.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальное сиротство - это сложное социальное явление, ставшее чрезвычайно актуальным в России в наши дни, в период вступления страны в период глобального и резкого социального сдвига.
Старая система государственной социальной защиты и содержания сирот, направленная на «лечение» последствий не только не приводит к уменьшению их числа, но и порождает крайне негативные последствия. Доказано: что содержание младенцев с первых недель жизни даже в самых комфортабельных и психологически щадящих условиях дома ребёнка закономерно приводит более чем 90% случаев к нарушениям его развития, психическим расстройствам личностным искажениям. В связи с ростом населения, страдающего алкоголизмом, наркоманиями, психическими расстройствами, Десоциализированных и криминальных личностей, неполных семей, являющихся основными контингентами, поставляющими детей для сиротских заведений происходит прогрессирующее ухудшение генетических характеристик таких детей. Твердо устоявшаяся, вопреки законодательству, судебная практика обязательной передачи ребенка при разводе родителей матери без учета её социальных личностных данных не редко приводят его в сиротское учреждение.
В стране отсутствует система социальной и психологической поддержки дезадаптированных матерей и семей как групп риска по отказу от своих детей. Особенности сформированного за длительный период общественного сознания в плане остро негативного отношения к матери, вынужденной отказываться от своего ребёнка, не редко глубоко травматичная для неё ситуация отказа (особенно в родильных домах, где родительница подвергается мощному прессингу со стороны персонала и юриста, принуждающих её изменить драматичное решение) заставляют многих женщин вынашивать не желанную беременность, что приводит в 40% случаев к рождению недоношенных детей, не менее 70% из которых и до родов, и во время них получают мозговые повреждения различной степени тяжести.
Отказничество - одна из причин социального сиротства как предмет научного исследования отсутствует в нашей стране. Отсутствует курс преподавания проблем сиротства в медицинских и социальных учебных заведениях.
Степень разработанности в данной области очень мала. Отсутствует полноценная система изучения проблем социального сиротства. Это социальное явление до сих пор не стало предметом серьезных научных исследований.
Профилактика социального сиротства в России - это, прежде всего, создание различных фондов, которые в свою очередь будут разрабатывать, и внедрять региональные и муниципальные модели профилактики социального сиротства; разрабатывать и внедрять профилактические услуги для семьи и детей; реализовать образовательные программы; оказывать экспертные и консультационные услуги; осуществлять проекты, направленные на остановку роста социального сиротства в России. Только такими способами Россия сможет преодолеть такое кризисное состояние, как социальное сиротство.
Конечно, в объеме одной курсовой работы невозможно раскрыть тему в полном объеме, однако я считаю, что достигла поставленной цели в данной работе. Я полностью и всесторонне раскрыла необходимые вопросы и понятия для понимания социального сиротства в целом; охарактеризовала социальное сиротство в Российской Федерации; проанализировала формы устройства социальных сирот; проанализировала методы профилактики социальных сирот в России и зарубежных странах; привела, наиболее необходимые для России, методы преодоления социального сиротства (профилактика).
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева И., Новосельский И. Модель оказания помощи детям группы риска по социальному сиротству в малодоступных и отдаленных районах. // Социальная профилактика и здоровье. Научно-практический журнал, № 3, 2006.
2. Брутман В. И. Социальное сиротство как комплексная медико-социально-педагогическая проблема. - М.: Асопир, 1994.
3. Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия: Ред.-сост. Иванова Н.П.-М.:АПО, 1996.