Рефераты

Производство по делам о налоговых правонарушениях

p align="left">Специалист, как и эксперт, обладает специальными знаниями и навыками. Важнейшее различие между ними заключается в том, что специалист не дает заключение. Это делает только эксперт. В соответствии с п.8 ст.95 НК РФ эксперт излагает в своем заключении суть проведенных исследований, сделанные выводы и обосновывает ответы на поставленные вопросы. Эксперт формирует доказательственную базу. В отличие от него специалист не проводит исследований и не дает заключений, а лишь содействует проведению налогового контроля Налоговый процесс: учебное пособие/Под ред. Козырина А.Н. - ЦППИ, 2007.// Система ГАРАНТ..

1.3.5 Переводчик

Для осуществления письменных переводов документов, содержание которых имеет значение для целей налогового контроля, а также устных переводов в случае, если лицо, участвующее, например, в производстве по делам о налоговых правонарушениях, не владеет русским языком, в соответствии со ст.97 НК РФ привлекается переводчик (лицо, не являющееся заинтересованным в исходе дела, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода). К переводчику приравнивается также лицо, понимающее знаки немого или глухого физического лица.

Согласно п.3 ст.97 НК РФ переводчик обязан явиться по вызову назначившего его должностного лица налогового органа и точно выполнить порученный ему перевод. Законодатель не дал даже примерной расшифровки понятия «точного перевода», не установил порядок вызова и назначения переводчика, не определил круг лиц, из числа которых может быть привлечён переводчик, не обозначил временные рамки выполнения перевода. Также не решён вопрос о возможности привлечения переводчика и в качестве свидетеля по аналогии с п.3 ст.96 НК РФ.

Эксперт, специалист и переводчик несут ответственность в соответствии со ст.129 НК РФ. За отказ от участия в проведении налоговой проверки указанные лица должны уплатить штраф в размере пятисот рублей. Если же эксперт даст заведомо ложное заключение или переводчик предоставит заведомо ложный перевод, ответственность будет в виде штрафа в размере одной тысячи рублей.

1.3.6 Свидетель

В соответствии со ст.90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (в частности, сотрудники проверяемой организации-налогоплательщика, сотрудники организаций (индивидуальных предпринимателей), являющиеся хозяйственными партнёрами проверяемой организации, иные лица, которым могут быть известны фактические обстоятельства совершения налогоплательщиком хозяйственных операций, имеющих значение для формирования налоговой базы, при наличии у проверяющих оснований полагать, что данные операции совершены с нарушением действующего законодательства либо не отражены (неправильно отражены) в учете налогоплательщика). Вместе с тем в качестве свидетелей не могут быть вызваны физические лица, которые в силу малолетнего возраста, физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать и (или) воспроизводить обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

Правом вызова лица в качестве свидетеля обладает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, в компетенцию которого в соответствии со ст.101 НК РФ входит принятие решения по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок и других документов, составляемых должностными лицами налоговых органов и фиксирующих факты налоговых правонарушений Исакина Е.Н. Участие свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков, понятых в действиях по осуществлению налогового контроля. Налоговый вестник.-2006.-№ 3.// Система ГАРАНТ..

Вызов свидетеля в налоговый орган производится на основании повестки за подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, вручаемой лицу, вызываемому в качестве свидетеля, под расписку либо направляемой заказным письмом с уведомлением о получении. Из содержания повестки следует, кто вызывается в качестве свидетеля, куда, к кому, в какой день и час ему следует прибыть для дачи показаний. Неявка без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, образует состав налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст.128 НК РФ.

Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Согласно ст.51 Конституции РФ свидетель не обязан давать показания против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. В соответствии со ст.5 УПК РФ наряду с супругом близкими родственниками признаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка и внуки. При этом право определенных лиц на отказ от дачи показаний (в частности, адвоката, аудитора, а также члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального собрания РФ Ст.19 Федерального закона от 08.05.1994г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». //Система ГАРАНТ.) закон связывает с характером осуществляемой ими деятельности.

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача им заведомо ложных показаний влечёт взыскание штрафа в размере трёх тысяч рублей (статья 128 НК РФ).

1.3.7 Понятые

Участие понятых - это одна из гарантий прав лица, в отношении которого производится то или иное процессуальное действие Налоговый процесс: учебное пособие/Под ред. Козырина А.Н. - ЦППИ, 2007.// Система ГАРАНТ.. НК РФ устанавливает необходимость вызова понятых при осуществлении таких форм налогового контроля как осмотр (п.3 ст.92 НК РФ), выемка документов и предметов (п.3 ст.94 НК РФ). Также согласно п.7 ст.77 НК РФ присутствие понятых обязательно при аресте имущества налогоплательщика-организации. Целью присутствия понятых является недопущение произвола налоговых органов как субъектов, наделенных властными полномочиями. Понятые подтверждают соответствие зафиксированных в протоколе данных тому, что было на самом деле произведено должностными лицами налоговых органов в их присутствии. Вызов понятых является не правом, а обязанностью налогового органа. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица, за исключением должностных лиц налоговых органов.

Согласно п.5 ст.98 НК РФ понятые могут быть опрошены по обстоятельствам действий, производившихся в их присутствии, что означает возможность их участия в производстве по делам о налоговых правонарушениях, но уже в качестве свидетелей.

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ О НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах регламентируется ст.ст.101.1, 101, 101.2. - 101.4. НК РФ, определяющими порядок, последовательность, содержание и итог конкретных процессуальных действий. Другими словами, указанные правовые нормы определяют круг процессуальных лиц, их права и обязанности; последовательность, стадии и сроки производства; виды доказательств и условия их использования; содержание и порядок оформления процессуальных документов; виды, размеры и порядок применения мер процессуального обеспечения; порядок возмещения процессуальных расходов.

Ведя речь о производстве по делам о налоговых правонарушениях, нельзя не коснуться вопроса о его стадиях.

Стадия - совокупность процессуальных последовательно определенных, взаимосвязанных и взаимообусловленных, сменяющих друг друга действий, объединенных частной целью производства. Каждая стадия последовательно сменяется другой и имеет свойственные только ей задачи, решение которых оформляется специальным процессуальным документом, после чего начинается следующая стадия Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России: Учебник. - ЗАО Юстицинформ, 2005.// Система ГАРАНТ..

На существование таких стадий также обратил внимание КС РФ, указав, что привлечение к налоговой ответственности (производство по делам о налоговых правонарушениях) включает в себя ряд последовательных этапов и представляет собой стадийный процесс возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений, субъектами которых являются, с одной стороны, государство в лице властных органов, наделённых правомочием выявлять и доказывать совершение лицом правонарушения, налагать налоговые штрафы и осуществлять их взыскание, а с другой - лицо (физическое либо юридическое), совершившее правонарушение и обязанное претерпевать лишения в виде мер налоговой ответственности Постановление КС РФ от 14.07.2005г. № 9-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа». //Система ГАРАНТ..

Действующее налоговое законодательство даёт основание различать следующие стадии налогового производства:

а) возбуждение производства;

б) рассмотрение дела по факту выявленного налогового правонарушения;

в) пересмотр вынесенного решения;

г) исполнение решения о применении к лицу, признанному виновным в совершении налогового правонарушения, определённых мер ответственности.

2.1. Возбуждение дела о налоговом правонарушении

НК РФ каким-либо специальным образом отдельно не выделяет стадию начала (возбуждения) производства по делу о налоговом правонарушении. Однако представляется, что любая процедура привлечения лица к предусмотренной законом ответственности в любом случае имеет определённую «отправную точку», прохождение которой влечёт за собой изменение статуса лиц, принимающих участие в производстве такого рода, и подчинение всех субъектов дела о правонарушении жестко определённой схеме действий.

Такое понятие как «возбуждение дела о налоговом правонарушении» в НК РФ отсутствует. В то же время сложившаяся судебная и арбитражная практика свидетельствует об активном использовании судами такого термина Постановления КС РФ от 14.07.2005г. № 9-п «По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждански Г.А. Поляковой и Федерального арбитражного суда Московского округа», ФАС Северо-Западного округа от 31.01.2006г. № А56-15868/2005, ФАС Московского округа от 06.08.2007г. № КА-А40/6329-07. //Система ГАРАНТ..

Еналеева И.Д. и Сальникова Л.В. Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России: Учебник. - ЗАО «Юстицинформ», 2005.// Система ГАРАНТ. также указывают, что любое производство по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах начинается со стадии возбуждения соответствующего производства, которая, в свою очередь, начинается с момента обнаружения правонарушения и его фиксации в процессуальном документе. По мнению Пантюшова О.В.процесс привлечении я налогоплательщика к налоговой ответственности начинается с составления акта по результатам налогового контроля Пантюшов О.В. Процедура привлечения к налоговой ответственности (с учётом изменений, вступивших в силу с 01.01.2007). //Налоговая политика и практика.-2007.-№2.// Система ГАРАНТ.. Реут А.В. определяет производство по делам о налоговых правонарушениях как процесс привлечения лица к ответственности за совершённое им налоговое правонарушение Налоговый процесс: учебное пособие/Под редакцией Козырина А.Н.-ЦППИ, 2007.// Система ГАРАНТ..

На взгляд автора следует обратить внимание на позицию КС РФ, которую последний озвучил в своём постановлении от 14.07.2005г. № 9 - П Постановление КС РФ от 14.07.2005г. № 9-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа». //Система ГАРАНТ., воспроизведя её потом в определении от 12.07.2006 г. № 267-О Определение КС РФ от 12.07.2006г. № 267-О «По жалобе открытого акционерного общества «Востоксибэлектросетьстрой» на нарушение конституционных прав и свобод положениями частей третьей и четвёртой статьи 88, пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации». //Система ГАРАНТ. В названных судебных актах КС РФ разъяснил, что итоговым актом налогового контроля и одновременно правоприменительным актом, которым возбуждается преследование за совершение налогового правонарушения, то есть начинается процесс привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, выступает соответствующий акт, в котором фиксируется выявленное налоговое правонарушение. Помимо указанных судебных постановлений, федеральными арбитражными судами округов также были сделаны шаги к определению момента начала производства по делам о нарушении законодательства о налогах и сборах. Так, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 26.06.2007г. № Ф04-4204/2007 (35606-А46-23) Система ГАРАНТ. заключил, что возбуждение производства по делу о налоговом правонарушении прямым образом связано с оформлением акта налоговой проверки. При выявлении налоговым органом факта налогового правонарушения он обязан поставить налогоплательщика в известность о том, что ведется производство по делу о налоговом правонарушении - такой вывод сделал ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 31.01.2006г. № А56-15868/2005 Система ГАРАНТ.. Аналогичная точка зрения содержится в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 27.10.2005г. № А42-9863/04-23, ФАС Дальневосточного округа от 05.07.2006г. № Ф03-А51/06-2/1766 Система ГАРАНТ. и в ряде других судебных актов.

Кроме того, стоит отметить постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» Система ГАРАНТ.. Разъясняя порядок исчисления сроков для обращения налоговых органов в суд с иском о взыскании налоговой санкции, согласно действующей в тот период редакции НК РФ, Суд в п.7 названного постановления фактически указал, что привлечение налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах начинается с процедуры фиксации налогового правонарушения, в частности, с оформления акта по результатам выездной налоговой проверки.

Завершая изложение точек зрения специалистов в области налогового права, а также примеров судебной и арбитражной практики, надлежит привести мнение Тараканова С.А., который считает, что оформление акта (налоговой проверки) является отправной точкой для начала процедуры привлечения лица, в отношении которого проводилась проверка, к налоговой ответственности Тараканов С.А. Рассмотрение дел о налоговых правонарушениях. //Российский налоговый курьер.-2008.-№17.// Система ГАРАНТ. и Кустовой М.В., полагавшей, что акт выездной налоговой проверки является процессуальным документом, на основании которого происходит возбуждение производства по делам о налоговых правонарушениях Кустова М.В. Производство по делам о нарушениях налогового законодательства. Налоговое право России. Общая часть. Учебник /ответственный редактор Шевелева Н.А. М., 2001..

Таким образом, возбуждение производства по делу о налоговом правонарушении производится налоговым органом с момента обнаружения налогового правонарушения в рамках налоговых проверок или иных мероприятий налогового контроля. Следовательно, документом, фиксирующим факт правонарушения и обстоятельства его совершения, является соответствующий акт, оформление которого в окончательном виде означает инициирование уполномоченным государственным органом процедуры привлечения соответствующего лица к налоговой ответственности. Как отмечает М. Ю. Евтеева, акт налоговой проверки является аналогом протокола об административном правонарушении Евтеева М.Ю. Практика рассмотрения дел, связанных с применением санкций по части первой Налогового кодекса Российской Федерации.//Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.- 2001.- № 4.. С подобным сравнением вполне можно согласиться, однако надо иметь ввиду, что по выявленным налоговым органом нарушениям, за которые налогоплательщики -- физические лица или должностные лица налогоплательщиков-организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции (п.15 ст.101 НК РФ).

Как следует из смысла стст101, 101.4. НК РФ поводом для возбуждения производства по делам о налоговых правонарушениях в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) служит обнаружение налоговыми органами в ходе осуществления мероприятий налогового контроля достаточных данных, свидетельствующих о неисполнении названными лицами требований законодательства о налогах и сборах.

НК РФ предусматривает два порядка оформления результатов мероприятий налогового контроля, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, и соответственно два порядка рассмотрения дел о налоговых правонарушениях.

Первый порядок установлен в ст.100 НК РФ и регламентирует оформление результатов камеральной и выездной налоговых проверок. Результаты иных мероприятий налогового контроля, связанных с камеральными и выездными налоговыми проверками, также указываются в акте налоговой проверки. Следует повторить: данный акт одновременно является как итоговым документом проверки налоговыми органами соблюдения требований налогового законодательства, так и отправным документом для начала производства по делам о налоговых правонарушениях (в случае выявления таковых).

Результаты проведенной выездной налоговой проверки оформляются актом, который подписывается уполномоченными лицами (абз.1 п.1 ст.100 НК РФ). При выездной налоговой проверке акт составляется независимо от того, выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах или нет. Согласно п.1 ст.100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки акт оформляется в течение двух месяцев со дня составления справки Форма справки о проведённой выездной налоговой проверке утверждена приказом ФНС от 31.05.2007г. № ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах». //Система ГАРАНТ. о проведении такой проверки.

В абз.2 п.1 ст.100 НК РФ определено единственное основание для составления налоговым органом акта при камеральной налоговой проверке, а именно: выявление фактов нарушения законодательства о налогах и сборах. На оформление акта, которое в силу п.5 ст.88 НК РФ производится в том же порядке, что и акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки, отводится десять рабочих дней с момента окончания камеральной налоговой проверки.

Итак, оформление результатов налоговой проверки актом, в котором изложены конкретные факты налоговых правонарушений, - обязательное условие дальнейшей процедуры привлечения налогоплательщика к ответственности и применения механизмов принудительного взыскания налогов. При отсутствии акта налоговой проверки либо его составлении с нарушением существующего порядка решение налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к налоговой ответственности рассматривается арбитражными судами как вынесенное без наличия на то законных оснований Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 05.06.2000г. № А29-3305/99, ФАС Западно-Сибирского округа от 08.06.2005г. № Ф04-3467/2005, ФАС Уральского округа от 31.10.2006г. № Ф09-9577/06-С1, ФАС Московского округа от 02.06.2008г. № КА-А40/4615-08, ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.02.2009г. № А33-7452/2008-Ф02-125/2009. //Система ГАРАНТ..

Формы актов выездной (повторной выездной) и камеральной налоговых проверок, а также требования к их составлению (далее - Требования) утверждены приказом ФНС от 25.12.2006г. № САЭ-3-06/892@ Приказ ФНС от 25.12.2006г. № САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки» //Система ГАРАНТ.. Кроме того, перечень сведений, подлежащих отражению в акте проверки, содержится в п.3 ст.100 НК РФ.

Акт выездной (повторной выездной) или камеральной налоговой проверки должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах и иных имеющих значение обстоятельств, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за выявленные налоговые правонарушения.

Акт выездной (повторной выездной) или камеральной налоговой проверки составляется на бумажном носителе, на русском языке и должен иметь сквозную нумерацию страниц. Структурно акт выездной (повторной выездной) или камеральной налоговой проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой. При этом вводные части актов камеральной и выездной (повторной выездной) налоговых проверок несколько различаются между собой.

Так, водные части акте выездной (повторной выездной) или камеральной налоговой проверке должны содержать:

- номер и дату акта проверки;

- наименование места составления акта проверки;

- сведения о лице (лицах), проводивших проверку;

- ИНН и КПП налогоплательщика;

- указание на то, что проверка проведена в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

- дату начала и окончания проверки;

- место нахождения организации (ее филиала, представительства или иного обособленного подразделения) или место жительства физического лица;

- сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

- иные необходимые сведения.

В то же время, в водной части акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки указывается следующая информация, не подлежащая включению в акт камеральной проверки:

- данные сотрудников внутренних дел, привлекавшихся к участию в проверке;

- период, за который проведена проверка, с указанием конкретных дат;

- место проведения проверки;

- указание на вопросы проверки;

- сведения о наличии лицензируемых видов деятельности, о фактически осуществляемых видах финансово-хозяйственной деятельности;

- сведения о методе проведения проверки.

В свою очередь, только в акте камеральной проверке (в его вводной части) находят отражение сведения о налоговой декларации (расчете), на основе которой проведена камеральная налоговая проверка, и лице эту декларацию представившем, перечень документов, представленных проверяемым лицом, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, на основе которых проведена проверка.

Описательная часть акта выездной (повторной выездной) или камеральной налоговой проверки содержит информацию о документально подтвержденных фактах нарушений налогового законодательства, выявленных в ходе проверки (указание на отсутствие таковых), связанных с этими фактами обстоятельствах, имеющих значение для принятия обоснованного решения по результатам проверки, и должна отвечать требованиям объективности и обоснованности, полноты и комплексности отражения всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам нарушений законодательства о налогах и сборах, чёткости, лаконичности, доступности и системности изложения.

В итоговой части акта выездной (повторной выездной) или камеральной налоговой проверки указываются:

- сведения об общих суммах, выявленных при проведении проверки неуплаченных, об исчисленных в завышенных размерах налогах (сборах), сведения о других установленных проверкой фактах нарушений (об исчисленных для целей налогообложения в завышенных размерах суммах убытков, о неудержании и неперечислении налогов и т.д.).

- предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений;

- выводы проверяющих о наличии в деяниях налогоплательщика признаков налоговых правонарушений.

- количество листов приложений;

- право представления возражений по результатам выездной (повторной выездной) или камеральной налоговой проверки.

Перечень документов, отражающих факты проведения мероприятий налогового контроля, которые касаются налоговых проверок, но не могут быть квалифицированы в качестве итогового документа налогового контроля (акта налоговой проверки), включает:

- письменные пояснения налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, вызванного на основании письменного уведомления в налоговый орган для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) им налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, полученные в порядке, указанном в пп.4 п.1 ст.31 НК РФ;

- документы, составляемые по итогам инвентаризации (пп.6 п.1 ст.31 НК РФ);

- справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах (ст.86 НК РФ);

- документы, содержащие информацию, полученную от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ. Такая информация запрашивается в порядке, установленном в конкретном международном договоре РФ, в котором закреплены положения, касающиеся налогообложения и сборов и применяемые в силу ст.7 НК РФ;

- протоколы допросов свидетелей, составленные по правилам, изложенным в ст. 90 НК РФ;

- протоколы осмотра территорий, помещений, документов и предметов, оформленные в соответствии со ст.92 НК РФ;

- документы, истребованные на основании положений ст.93 НК РФ. Речь идёт, в том числе, о документах, указанных в пп.5 п.1 ст.23 НК РФ (книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций, бухгалтерская отчётность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учёте» от 21.11.1996г. № 129-ФЗ Система ГАРАНТ., за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным не обязаны вести бухгалтерский учёт или освобождены от ведения такого учёта) и абз.4 п.7 ст.45 НК РФ (копия оформленного на бумажном носителе поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счёт в Федеральном казначействе);

- документы (информацию) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информацию о конкретных сделках, истребованные в соответствии со ст.93.1 НК РФ;

- документы и предметы, полученные в результате выемки (ст.94 НК РФ);

- экспертные заключения, составленные по результатам экспертизы в порядке, указанном в ст.95 НК РФ.

Исключение составляют материалы, полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, которые связаны с налоговыми проверками и предусмотрены в п.6 ст.101 НК РФ. Такие сведения в акте налоговой проверки не отражаются и входят в состав дополнительных материалов налоговой проверки Тараканов С.А.Правила оформления и рассмотрения дел о налоговых нарушениях. //Российский налоговый курьер. -2007.-№ 17.//Система ГАРАНТ..

Следует иметь в виду: круг доказательств, используемых в налоговом контроле, не ограничен документами, полученными в ходе контрольных мероприятий, которые непосредственно касаются данной налоговой проверки, проводимой в отношении конкретного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Доказательствами могут служить любые документы, которые имеются у налогового органа, в частности:

- налоговые декларации (расчёты), представленные в установленном порядке в налоговый орган по месту учета (пп.4 п.1 ст.23 НК РФ);

- сообщения налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты (п.п.2, 3 ст.23 НК РФ);

- сообщения налоговых агентов (пп.2 п.3 ст.24 НК РФ);

- иные сведения налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, указанные в части второй НК РФ;

- информация банка (п.3.1 ст.60 НК РФ);

- сообщения банка об остатках денежных средств налогоплательщика-организации, полученные в порядке, установленном в п.5 ст.76 НК РФ;

- документы, представленные органами, учреждениями, организациями и должностными лицами и содержащие сведения, которые связаны с учётом налогоплательщиков (ст.85 НК РФ);

- информация, полученная в результате ранее проведенных мероприятий налогового контроля (в том числе налоговых проверок);

- сведения, выявленные в результате мероприятий налогового контроля в отношении иных лиц;

- материалы, которые получены вне рамок налогового контроля в соответствии с полномочиями налоговых органов, прямо предоставленными налоговым органам законодательством РФ, не относящимся к законодательству о налогах и сборах;

- письменные сообщения лиц, у которых отсутствует обязанность представления документов (информации), но предоставленные ими в добровольном порядке либо на основании соглашений, совместных приказов с органами государственной власти и по иным основаниям.

К акту выездной (повторной выездной) налоговой проверки могут прилагаться:

- ведомости, таблицы и другие материалы, содержащие сгруппированные факты однородных массовых нарушений, выявленные в ходе выездной налоговой проверки. Порядок их оформления приведен в подпункте «г» пункта 1.8.2. Требований;

- материалы, полученные в ходе мероприятий налогового контроля;

- иные документы и предметы, составляющие доказательственную базу по выявленным в ходе выездной налоговой проверки нарушениям законодательства о налогах и сборах, на которые в акте налоговой проверки имеются ссылки.

Перечень документов и материалов, которые прилагаются к акту выездной (повторной выездной) налоговой проверки, остающемуся на хранении в налоговом органе, содержится в пункте 1.14. Требований. Это, в частности, решения налогового органа о проведении (приостановлении, возобновлении, продлении) налоговой проверки, требования о представлении документов (информации), справка о проведенной проверке. Указанные документы не являются обязательными приложениями к акту.

Кроме того, к акту выездной налоговой проверки могут прилагаться решения налогового органа, принятые в ходе выездной налоговой проверки в отношении проверяемого лица, если на момент составления акта их копии не были вручены (направлены) налогоплательщику в соответствии с требованиями ст.21 НК РФ.

Акт налоговой проверки подписывают все лица, проводившие ее, а также проверяемое лицо либо его представитель (п.2 ст.100 НК РФ). Если лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представитель отказывается подписать акт, об этом в акте делают запись. Следует помнить: факт подписания акта проверки не означает безоговорочного согласия налогоплательщика с содержащимися в нем выводами. Подписание любого документа направлено, прежде всего, на то, чтобы зафиксировать его содержание Тараканов С.А. Рассмотрение дел о налоговых правонарушениях. //Российский налоговый курьер.-2008.-№ 17.// Система ГАРАНТ..

Акт налоговой проверки составляется в двух экземплярах, один из которых хранится в налоговом органе, второй - в установленном порядке вручается руководителю организации, индивидуальному предпринимателю либо физическому лицу (их представителям) под расписку. В случае если в выездной налоговой проверке участвовали сотрудники милиции, дополнительно оформляется третий экземпляр акта проверки, который направляется в соответствующий орган внутренних дел.

В п.п.1, 3 ст.26 НК РФ записано, что налогоплательщик вправе участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством (п.3 ст.29 НК РФ).

Таким образом, налоговые органы вручают копии акта налоговой проверки, проведенной в отношении налогоплательщика-организации, законным представителям организации, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, уполномоченным представителям налогоплательщика, если имеется документальное подтверждение их полномочий согласно установленному законом порядку.

Если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его законный (уполномоченный) представитель уклоняется от получения акта налоговой проверки, то данный факт отражается в акте. Уклонение от получения акта может выразиться, в частности, в неявке в налоговый орган для получения акта (при наличии документа, подтверждающего вызов налогоплательщика в налоговый орган). Акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В этом случае датой вручения акта считается шестой день с даты отправки заказного письма (п.5 ст.100 НК РФ).

Фактическое время доставки почтового отправления может превысить установленные законом шесть рабочих дней. Несмотря на это, юридически акт будет считаться врученным Тараканов С.А. Рассмотрение дел о налоговых правонарушениях. //Российский налоговый курьер.-2008.- № 17.// Система ГАРАНТ..

Из п.5 ст.100 НК РФ следует, что акт налоговой проверки может быть вручен не только лицу, в отношении которого проводилась проверка, но и его представителю. Однако при направлении акта по почте заказным письмом адресатом почтового отправления выступает только лицо, в отношении которого проводилась проверка.

В соответствии с п.5 ст.100 НК РФ налоговые органы направляют акт выездной или камеральной налоговой проверки по месту нахождения организации (ее обособленного подразделения). Обычно под местом нахождения понимается адрес организации, приведенный в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Но нередко место нахождения налогоплательщика, указанное в уставе, не совпадает с его фактическим адресом. Особенно это актуально для крупных городов. Тем более что различные районы (округа) в пределах одного города могут быть подведомственны нескольким налоговым органам.

Если у налогового органа имеется информация о фактическом адресе налогоплательщика (например, он содержится на фирменном бланке писем налогоплательщика либо последний сам обратился с просьбой вести с ним переписку по какому-либо конкретному адресу), документы, которые согласно налоговому законодательству могут быть направлены по почте, отправляются по этому адресу.

Вместе с тем соблюдение прав лица, привлекаемого к налоговой ответственности, обеспечивается лишь при наличии у налоговых органов сведений о фактическом месте нахождения организации. Иначе может быть нарушена процедура рассмотрения материалов налоговой проверки. Ведь у налогоплательщика, не получившего акт налоговой проверки, отсутствует возможность представить объяснения или возражения по акту.

Надо отметить, что направление акта выездной или камеральной проверки организации только по местонахождению, указанному в ЕГРЮЛ, формально соответствует законодательству о налогах и сборах и является правомерным.

Акт налоговой проверки направляется по месту нахождения головной организации, если проводилась выездная налоговая проверка организации в целом либо камеральная налоговая проверка налоговых деклараций (расчетов), представленных в налоговый орган по месту нахождения организации. Единственное исключение из этого правила касается крупнейших налогоплательщиков. В соответствии с абз.4 п.3 ст.80 НК РФ они подают налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика. Камеральная налоговая проверка указанной налоговой отчетности осуществляется, в том числе, иными налоговыми органами, например, по месту нахождения принадлежащих организации транспортных средств, недвижимого имущества, земельных участков.

Акт налоговой проверки высылается по адресу филиала, представительства или обособленного подразделения в случае, если по данному филиалу (представительству) проводилась самостоятельная выездная налоговая проверка, когда налоговый орган по местонахождению обособленного подразделения, в том числе не имеющего статуса филиала или представительства, проводил камеральную налоговую проверку налоговых деклараций (расчётов).

Действующим законодательством не предусмотрено направлять акты налоговых проверок по месту жительства (месту пребывания) законного или уполномоченного представителя налогоплательщика. Поэтому отправка актов проверок по данному адресу не допускается.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе представить в налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям (п.6 ст.100 НК РФ). На это отводится пятнадцать рабочих дней со дня получения акта проверки. К письменным возражениям могут прилагаться документы или их заверенные копии, подтверждающие обоснованность приведенных возражений. Налогоплательщик имеет право передать указанные документы в налоговый орган отдельно от письменных возражений в согласованный срок.

Несмотря на формальную необязательность подавать документы либо их заверенные копии, подтверждающие обоснованность возражений, рекомендуется такие доказательства все-таки представлять. Дело в том, что согласно п.8 ст.101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются доводы (при наличии) лица, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту и результаты их проверки. Доводы проверяют на основе имеющихся доказательств. Если доказательства не представлены, проверка сведется к констатации факта, что в распоряжении налогового органа отсутствуют документы, подтверждающие доводы налогоплательщика.

Налоговый орган не обязан доказывать обстоятельства, на которые ссылается налогоплательщик как на основание своих возражений. Таким образом, задача налогового органа в подобной ситуации - обеспечить налогоплательщику возможность представить доказательства, а не собирать их за него.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты