Производство по делам об административных правонарушениях
p align="left">Статья 28.3. КоАП РФ определяет перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы о тех или иных видах административных правонарушений. Данный перечень содержит более 80 субъектов (например, должностные лица налоговых, таможенных, пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел и т.д.) В соответствии с данной статьей протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.
В ст. 28.4 КоАП РФ предусмотрен перечень дел об административных правонарушениях, которые возбуждаются прокурором согласно Закону « О Прокуратуре РФ»._ Комментарий к КоАП РФ. Под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чанкова. - М.: Юрист, 2006. - С. 677 В установленные сроки о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится мотивированное постановление. При вынесении данного постановления прокурор должен выяснить: образует ли действие характер административного правонарушения, какое предписание закона нарушено, истек ли срок привлечения к административной ответственности, установлено ли лицо, совершившее административное правонарушение и т.д. Если производство по делу об административном правонарушении возбуждено постановлением прокурора, то протокол не составляется.
В КоАП РФ сроки составления протокола об административном правонарушении регламентируются впервые. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения._ Романовский Г.Б. Административное право Российской Федерации. - Архангельск: Изд-во МИУ, 2005. - С. 266
Должностное лицо, может самостоятельно принять решение о наложении административного наказания и исполнить его немедленно. Важным условием при назначении административного наказания без составления протокола является совершение малозначительного нарушения, а также то, что привлекаемое к ответственности лицо не оспаривает назначенное ему административное наказание. В противном случае составляется протокол об административном правонарушении.
Нововведением КоАП РФ является назначение административного расследования при выявлении административных правонарушений в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о защите прав потребителей, налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте. _ Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. - М.: Изд-во Тихомирова, 2005. - С. 605 Главным условием для принятия решения о проведении административного расследования является необходимость осуществления экспертиз или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат. Срок расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела.
Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении. Ранее в КоАП РСФСР сроки направления на рассмотрение протокола об административном правонарушении не были установлены. В настоящем КоАП, по общему правилу, протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления._ Четвериков В.С. Административное право. - М.: МГСУ; Ростов н/Д: «Феникс», 2006. - С. 488 В случае наложения административного ареста, протокол передается на рассмотрение судье немедленно после его составления.
В случае если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении._ Агапов А.Б. Административное право. - М.: Эксмо, 2006. - С. 194 Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
Уполномоченные лица вправе применять предусмотренные КоАП РФ меры процессуального обеспечения производства. К ним относится: доставление, административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей; досмотр транспортных средств, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; задержание ТС и запрещение его эксплуатации; арест товаров, ТС и иных вещей; привод; временный запрет деятельности._ Липатов В.В., Лысенко В.В., Матвиенко Г.В. Административное право. - М.: Экзамен, 2006. - С. 271 Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Возможность прекращения производства по делу до его передачи на рассмотрение связана с обстоятельствами, исключающими производство по делу. Сюда относятся: отсутствие события административного правонарушения или отсутствие состава административного правонарушения, действия лица в состоянии крайней необходимости, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, установившего ответственность за данное правонарушение, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу и др. (ст. 24.5 КоАП РФ)._ Аникин Е.М. Административное право. - СПб: Питер, 2005. - С. 215
2.2 Рассмотрение дела об административном правонарушении
Данная стадия является центральной в производстве по делам об административных правонарушениях. В процессе ее осуществления условно можно выделить группы взаимосвязанных действий судьи, органа, должностного лица, именуемые этапами. _ Попов Л.Л. Административное право России. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - С. 235 Традиционно выделяются этапы: а) подготовки дела к рассмотрению, б) анализа обстоятельств дела и собранных материалов, в) принятия и объявления постановления по делу.
Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:
1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
6) имеются ли ходатайства и отводы.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья обязан произвести перечисленные в статье 29.1 КоАП РФ процессуальные действия в целях выполнения предусмотренных статьей 24.1 КоАП РФ задач._ Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5. - Бюллетень ВС № 6, 2005. - С. 3 К этим задачам относится: всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Вопрос о компетенции в рассмотрении дел об административных правонарушениях это прежде всего вопрос о подведомственности, то есть об относимости дел об административных правонарушениях к ведению того или иного судьи, органа, должностного лица. При подготовке к рассмотрению дела надо установить, правильно ли определена подведомственность данного дела об административном правонарушении.
В целях решения задач объективного, полного, всестороннего выяснения обстоятельств каждого дела и разрешения его в соответствии с законом КоАП РФ установил обстоятельства исключающие возможность рассмотрения дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом. Наличие родственных отношений подразумевает что судья, член коллегиального органа, должностное лицо состоит в кровной связи с лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического или юридического лица, защитником или представителем. Личная заинтересованность выражается в возможности получения выгоды судьей, должностным лицом, членом коллегиального органа в зависимости от того или иного исхода рассмотрения дела._ Бочаров С.Н. Административная юрисдикция. - М.: Щит-М, 2005, - С. 246
Наличие обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностного лица порождает у участников производства по делам об административных правонарушениях и субъектов рассматривающих данные дела определенные права и обязанности. Эти права и обязанности связаны с осуществлением процедуры отвода и самоотвода.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:
1) о назначении времени и места рассмотрения дела;
2) о вызове лиц, указанных в ст. 25.1, 25.10 КоАП РФ, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу (см. Приложение Г), о назначении экспертизы;
3) об отложении рассмотрения дела;
4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица._ Агапов А.Б. Административное право. - М.: Эксмо, 2006. - С. 257
Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица._ Бахран Д. Н. Административное право. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2005. - С. 289
Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование, о правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства. Частью 2 статьи 29.7 КоАП РФ также предусмотрено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, показания других лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства. Срок рассмотрения дела начинает отсчитываться со дня получения уполномоченным на рассмотрение дела об административном правонарушении судьей, органом, должностным лицом протокола об административном правонарушении и других материалов. КоАП РФ установил срок рассмотрения дела в пятнадцать дней. Установленный срок может быть продлен в двух случаях. Во-первых, в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении и, во-вторых, когда возникла необходимость в дополнительном выяснении обстоятельств дела. Решение о продлении установленного срока принимается судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело в форме мотивированного определения. Срок может быть продлен не более чем на один месяц._ Комментарий к КоАП РФ. Под ред. В.В. Черникова, Ю.П. Соловья. - М.: Юрайт, 2007. - С. 471
Конституция РФ объявила человека, его права и свободы высшей ценностью. Поэтому общество нуждается в более быстром реагировании государства на административные правонарушения, посягающие на права граждан. Эта потребность выразилась в установлении пятидневного срока рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56 КоАП РФ. При этом установлен запрет на продление данного срока.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении представляет собой определенную последовательность процессуальных действий, направленную на защиту прав и законных интересов лиц участвующих в производстве по делу об административном правонарушении и установление объективной истины. Прежде чем перейти к рассмотрению дела по существу, субъект уполномоченный рассматривать дело должен установить наличие всех условий необходимых для рассмотрения дела об административном правонарушении.
На стадии анализа обстоятельств и собранных материалов дела, изучаются и проверяются доказательства. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела._ Конин Н.М. Административное право Российской Федерации. - М.: НОРМА, 2006. - С. 220 Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.
В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы._ Дмитриев Ю.А. Административное право. - М.: Эксмо, 2005, - С. 388 Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Это обусловлено тем, что заключение эксперта является видом доказательств, а в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению и никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Однако заключение эксперта, как одно из важных доказательств по делу об административном правонарушении, не может быть произвольно проигнорировано и, в силу этого, несогласие с заключением должно быть мотивировано._ Комментарий к КоАП РФ. Под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чанкова. - М.: Юрайт, 2007. - С. 446
Существуют и вещественные доказательства. Вещественными доказательствами являются объекты материального мира. Орудиями совершения правонарушения являются предметы, с помощью которых оно было совершено (например, при нарушении правил пользования объектами животного мира - охотничье оружие, рыболовная сеть и др.). Предметами совершения правонарушения являются объекты, на которых непосредственно было направлено правонарушение (например, выловленная рыба, убитое животное). Вещественные доказательства должны приобщаться к делу об административном правонарушении. Фотографирование или иная фиксация вещественных доказательств необходимы в тех случаях, когда приобщение или сохранение их в неизменном виде являются невозможными либо нецелесообразными.
Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении._ Конин Н.М. Административное право России. - М.: Проспект, 2006. - С. 368 Для фиксации способа и обстоятельств совершения правонарушений нередко возникает необходимость использования специальных технических средств. Для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, должностному лицу соответствующего территориального органа. Этот порядок распространяется на те федеральные органы исполнительной власти, которые имеют свои территориальные органы в субъектах Российской Федерации. При необходимости получения каких-либо сведений, необходимых для осуществления производства по делу об административном правонарушении, орган или должностное лицо, в производстве которых находится данное дело вправе направить определение об истребовании сведений.
В отличие от запроса, предусмотренного ст. 26.9 КоАП РФ и направляемого в территориальные органы органов исполнительной власти, определение об истребовании сведений может быть направлено в любую организацию, независимо от форм собственности. Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Статья 29.8 КоАП РФ обязывает составлять протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении, когда оно рассматривается коллегиальным органом. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
1) о назначении административного наказания;
2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении._ Миронов А.Н. Административное право. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - С. 214
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:
1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ;
2) объявления устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ;
3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:
1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица._ Бахран Д. Н. Административное право. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2005. - С. 315
Постановлением по делу об административном правонарушении является правоприменительный акт, вынесенный судьей, органом, должностным лицом по результатам рассмотрения конкретного дела об административном правонарушении. В нем должны быть указаны данные субъекта, рассматривающего дело, дата и место рассмотрения дела. Целью этой информации является подтверждение компетенции судьи, органа, должностного лица, их права на рассмотрение дела. Кроме того из текста постановления должно быть видно что не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности по данному делу. Обязательным реквизитом постановления по делу об административном правонарушении выступают сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело.
Постановление по делу об административном правонарушении должно быть объявлено немедленно и в полном объеме по окончании рассмотрения дела. Оно должно быть объявлено в полном объеме немедленно по окончании рассмотрения дела._ Постановление Пленума ВС РФ № 5. Бюллетень ВС РФ № 6, 2005. - С. 3
Можно выделить три группы определений, выносимых в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, на разных стадиях рассмотрения. Это определения, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, определения, выносимые в процессе рассмотрения дела и определения по делу, предусмотренные ст. 29.9 КоАП РФ._ Попов Л.Л. Административное право России. - М.: ТК Велби, Проспект, 2006. - С. 675 Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, рассматривается в течение месяца после его получения организациями и должностными лицами, которые должны сообщить субъекту внесшему представление о принятых мерах.
Само по себе введение в КоАП РФ нормы, предусматривающей административное расследование, направлено на упорядочение осуществления административно-юрисдикционных полномочий органами государственной власти и должностными лицами и ликвидацию поверхностного подхода к производству по наиболее сложным делам об административных правонарушениях.2.3 Исполнение и пересмотр вынесенных постановлений по делам об административных правонарушениях
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1 - 25.5 КоАП РФ:
1) вынесенное судьей - в вышестоящий суд;
2) вынесенное коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
3) вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, - в районный суд по месту рассмотрения дела._ Бахран Д. Н. Административное право. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2005. - С. 324 Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении выступает важной процессуальной гарантией защиты конституционных прав и свобод и привлечения к административной ответственности. Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана по желанию лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем. Эти и другие права граждан и юридических лиц не должны нарушаться.
Примером тому может служить Постановление Верховного Суда РФ. В жалобе В. просит отменить постановление заместителя председателя Верховного суда Республики Татарстан от 21.04.2006 г., ссылаясь на то, что он не был извещен о подаче Н. жалобы на определение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 16.02.2006 г., копию жалобы не получал, в результате чего был лишен судом возможности представить свои возражения против доводов жалобы. Кроме того, В. указывает на неправомерность выводов о нарушении им Правил дорожного движения._ Постановление Верховного Суда РФ № 11-АД07-9. - Бюллетень ВС РФ № 4, 2007. - С. 18
Подведомственность судьям арбитражных судов по делам об административных правонарушениях устанавливается абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП, в отношении дел об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Данные дела рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными в § 2 гл. 25 АПК (Арбитражным процессуальным кодексом)._ Бочаров С.Н. Административная юрисдикция. - М.: Щит-М, 2005, - С. 268
Согласно ч. 2 ст. 207 АПК производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
В соответствии со статьями 30.2 и 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в вышестоящий орган или суд._ Четвериков В.С. Административное право. - М.: МГСУ; Ростов н/Д: «Феникс», 2006. - С. 498 Пятидневный срок установлен по таким категориям дел, как дела в отношении административных правонарушений посягающих на права граждан в сфере проведения выборов и референдумов. В случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. КоАП РФ не требует от подателя жалобы прилагать к ней какие-либо документы, в том числе уведомление о вручении жалобы административному органу.
Жалоба может составляться в произвольной форме (ст. 30.2 КоАП РФ); рассмотрение жалобы может производиться без вызова органа, должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление; срок рассмотрения жалобы (ст. 30.5 КоАП РФ) исчисляется лишь с момента поступления жалобы со всеми материалами дела об административном правонарушении, представление которых возлагается на орган, вынесший обжалуемое постановление (ст. 30.2 КоАП РФ), и т.п._ Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях РФ. Под ред. В.В. Черникова, Ю.П. Соловья. - М.: Юрайт, 2007. - С. 477
Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению. Так же он может обратиться к общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях государственной пошлиной не облагаются (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ)._ Романовский Г.Б. Административное право Российской Федерации. - Архангельск: Изд-во МИУ, 2005. - С. 288
При подготовке к рассмотрению жалобы, на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо:
1) выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу;
2) разрешают ходатайства, при необходимости назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы;
3) направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующих судьи, должностного лица.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу. Проблемы могут возникнуть, при невозможности представления дела об административном правонарушении по подведомственности для рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении._ Липатов В.В., Лысенко В.В., Матвиенко Г.В. Административное право. - М.: Экзамен, 2006. - С. 310 Это может возникнуть в связи с нахождением материалов дела в органах прокуратуры или предварительного следствия, в данном случае необходимо предоставить информацию о причинах, обусловивших задержку их направления, а также принять скорейшие меры к их получению.
Пятидневный срок рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении установлен по таким категориям дел, как дела в отношении административных правонарушений посягающих на права граждан в сфере проведения выборов и референдумов. Если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению, то срок рассмотрения жалобы на постановление об административном аресте, либо административном выдворении сокращается до одних суток с момента подачи жалобы.
Необходимо обратить внимание на наличие других сроков. В налоговых органах жалоба должна быть рассмотрена в 30-дневный срок, и указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу. А по трудовому законодательству предусмотрен общий 30-дневный срок рассмотрения первоначальной жалобы и возможность продления данного срока начальником этого таможенного органа, но не более чем еще на один месяц, о чем сообщается лицу, подавшему эту жалобу, в письменной форме с указание причин продления._Попов Л.Л. Административное право России. - М.: ТК Велби, Проспект, 2006. - С. 720
Должностное лицо, осуществляющее рассмотрение, не связано доводами жалобы (протеста) и проверяет дело в полном объеме._ Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях РФ. Под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чанкова. - М.: Юрайт, 2007. - С. 480 Акцентируется внимание на законности и обоснованности, дополнительно представленных материалов, заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении. Так же при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП и ГПК. При рассмотрении жалобы разрешаются заявленные отводы и ходатайства, заслушиваются объяснения лиц, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении, заслушиваются показания других лиц, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия. В целях удостоверения совершения должностным лицом, рассматривающим жалобу, и иными участниками производства действий, предусмотренных на стадии рассмотрения жалобы, а также в целях удостоверения соблюдения прав лица, обратившегося с жалобой, может вестись протокол рассмотрения жалобы._ Миронов А.Н. Административное право. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - С. 251
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 2.45 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом._ Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. - М.: Изд-во Тихомирова, 2005. - С. 646
Исходя из положений ст. 4.5 и ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться, не может. В нарушение указанных норм, заместитель председателя Верховного суда Республики Татарстан 21.04.2006 г. отменил указанное определение судьи от 16.02.2006 г. о прекращении производства по делу и прекратил дело за истечением срока давности привлечения к административной ответственности, указав на доказанность вины В. в нарушении Правил дорожного движения и совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.13 КоАП РФ._Постановление Верховного Суда РФ № 11-АД07-9. - Бюллетень ВС РФ № 4, 2007. - С. 20
Поскольку в нарушение требований ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено мировым судьей в отсутствие Т. и данных о его надлежащем извещении, постановление мирового судьи судебного участка N 1 Центрального АО г. Тюмени от 18 сентября 2006 года подлежит отмене. Производство по делу подлежит прекращению в соответствии с п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением установленного ст. 4.5 КоАП РФ двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности. На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.11 КоАП РФ, суд постановил: постановление мирового судьи судебного участка N 1 Центрального АО г. Тюмени от 18 сентября 2006 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, в отношении Т. - отменить. Производство по делу прекратить._Постановление Верховного Суда РФ № 89-АД07-2. - Бюллетень ВС РФ № 7, 2007. - С. 14
Решение по жалобе на постановление (решение) о назначении административного наказания, решение по жалобе на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении оглашаются вынесшими их судьей, должностным лицом немедленно после их вынесения. Резолютивная часть решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении должна быть конкретной и четкой, исключающей различные понимание и толкование. Исполнимости решения по жалобе (особенно в случаях изменения вида и меры административного наказания) призваны способствовать соблюдение правил о немедленном оглашении решения, вручении (или высылке) его копии и доведении его до сведения органа исполнения, а также заинтересованных участников производства.
Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении (в т.ч. постановление судьи) и (или) последующие решения вышестоящих органов (должностных лиц) по жалобам на такое постановление могут быть опротестованы прокурором._ Комментарий к КоАП РФ. Под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чанкова. - М.: Юрайт, 2007. - С. 481
Пересмотр решений вынесенных по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении непосредственно зависит от того, каким органом рассматривалось дело. Если дело рассматривалось органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, то его постановление может быть обжаловано в районный суд, а военнослужащими - в гарнизонный военный суд. Решение судьи районного суда или гарнизонного военного суда, принятое по жалобе на такое постановление, может быть обжаловано в соответствии с частями 1 и 2 статьи 30.9 КоАП РФ в вышестоящий суд.
Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вынесенное органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, или арбитражным судом может быть обжаловано в арбитражный суд. Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вынесенное судьей суда общей юрисдикции, может быть обжаловано в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ в вышестоящий суд общей юрисдикции._ Комментарий к КоАП РФ. Э.Г. Липатова, С.Е. Чанкова - М.: Юрайт, 2007. - С. 483
Если дело рассматривалось мировым судьей, судьей районного суда или гарнизонного военного суда, то их постановление может быть обжаловано только в вышестоящий суд: соответственно в районный суд либо в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, автономной области, автономного округа, окружной (флотский) военный суд. Постановление Верховного Суда РФ № 11-АД07-9. - Бюллетень ВС РФ № 4, 2007. - С. 21 Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы прокурором.
При применении статьи 30.11 КоАП РФ необходимо иметь в виду, что положения, закрепленные в данной норме, не лишают гражданина, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, а также других лиц, имеющих в силу статьи 30.1 КоАП РФ права обжалования постановления по делу об административном правонарушении. Так же права непосредственно обращаться к председателю или заместителю председателя соответствующего вышестоящего суда, правомочным на основании части 3 статьи 30.11 КоАП РФ пересматривать вступившие в законную силу постановления. В противном случае будет нарушено право этих лиц на судебную защиту (часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации).
Статья 46 Конституции РФ устанавливает, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде._ Колесникова Е.А. Административное право. - Ростов н /Д: «Феникс», 2005. - С. 194 Исходя из этого, КоАП РФ не содержит ограничений на обжалование постановлений по делу об административном правонарушении.
Право граждан на обжалование определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, постановлений и решений по делам об административных правонарушениях представляет собой гарантированную государством возможность восстановления нарушенных прав и охраняемых интересов, средство выявления и устранения недостатков в деятельности органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
В теории административного права исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях рассматривается как стадия исполнения, являющаяся неотъемлемой составной частью производства и завершающая все производство по делам об административных правонарушениях.
В отличие от других стадий она характеризуется большей автономностью, что обусловлено особенностями проявления процессуальных принципов, спецификой решаемых задач и осуществляемых функций, специфическим составом и ролью субъектов исполнительной деятельности, сущностью складывающихся правоотношений и наступлением свойственных только для данной стадии правовых последствий. _ Россинский Б.В. Административное право. - М.: Право и закон, 2005. - С. 671
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
3) немедленно после вынесения, не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление
Заключение
Содержание Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет выделить следующие основные стадии производства по делам об административных правонарушениях: возбуждение дела, его рассмотрение, вынесение постановления по делу, исполнение принятого решения, обжалование и опротестование постановления.
Возбуждение дела об административном правонарушении - начальная стадия производства. Применительно к производству по делам об административных правонарушениях данная стадия имеет специфическое процессуальное оформление. Суть его состоит в составлении особого процессуального документа, а именно - протокола об административном правонарушении (ст. 28.2).
На стадии возбуждения дела в необходимых случаях осуществляются процессуальные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст. 27.1). Их цель - пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя, составление протокола. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении (ст. 28.1) являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, органов местного самоуправления материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации, содержащие такие данные.
Составлению протокола может предшествовать административное расследование на основании определения, вынесенного должностным лицом, уполномоченным составлять протокол. Административное расследование проводится, если осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат; его срок не может превышать один месяц с момента возбуждения дела.
Рассмотрение дела об административном правонарушении - центральная стадия производства, в рамках которой наиболее отчётливо проявляются многие важные черты, свойственные юрисдикционной административно-процессуальной деятельности. Её содержание может быть раскрыто на основе рассмотрения ряда принципиальных вопросов, среди которых, прежде всего - вопрос об органах и должностных лицах, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. К этим органам и должностным лицам относятся: лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении; законные представители физического и юридического лица; защитник и представитель; свидетель; понятой; специалист; эксперт; переводчик; прокурор. Естественно, что участником является судья или орган (должностное лицо), уполномоченный на рассмотрение и разрешение дел, а так же должностное лицо, возбудившее данное дело.
Дальнейший этап работы - выяснение обстоятельств, от которых зависит решение, а именно: было ли совершено правонарушение; виновно ли данное лицо в его совершении; подлежит ли оно административной ответственности; имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность; причинён ли правонарушением имущественный ущерб; нет ли обстоятельств, исключающих производство по делу.
Постановление по делу об административном правонарушении должно содержать следующие данные: наименование органа (должностного лица), вынесшего постановление; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на статью нормативного акта, предусматривающего ответственность за данное правонарушение; принятое по делу мотивированное решение; срок и порядок обжалования постановления.
Исполнение постановлений о наложении административных наказаний - заключительная обязательная стадия производства. Обжалование постановлений считают факультативной стадией производства по делам об административных правонарушениях.
Таким образом, в процессе исследования данной темы были решены следующие задачи: определены понятие, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях, рассмотрены участники производства и определена их роль, исследован порядок возбуждения дела, определена процедура его рассмотрения, проанализирован порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, изучен порядок рассмотрения жалоб и протестов по делам об административных правонарушениях.
На сегодняшний день разработана методика расследования лишь по делам о нарушении таможенных правил. В то же время мы с полным основанием можем заявить, что исследования особенностей методик расследования различных видов административных правонарушений необходимо продолжить. Следует при этом учитывать, что многие признаки составов административных правонарушений практически идентичны смежным составам преступлений и отличаются лишь последствиями. Это касается целого ряда экологических преступлений и административных правонарушений в области охраны окружающей природной среды и природопользования, в области дорожного движения, незаконного оборота наркотических средств и ряда других. Поэтому имеющиеся криминалистические наработки, например, по расследованию ДТП, вполне с легкой долей адаптации могут быть использованы и в административном процессе. Полагаем, что методика расследования преступлений и административных правонарушений должна быть единой. Тем более что криминалистическая наука имеет фундаментальные разработки различных видов преступлений. В основу методики административного расследования должны быть положены разнообразные криминалистические средства и методы.
В заключение отметим, что механически переносить криминалистические знания в административный процесс нельзя, нужна их определенная адаптация. В связи с этим следует отметить, что в ближайшие годы совместными усилиями криминалистов и работников административной структуры, возможно, разработается целостная концепция административного расследования.
Глоссарий
№
п/п
Новые понятия
Содержание
1
2
3
1.
Административная
юрисдикция
правоохранительная, административно-процедурная деятельность субъектов исполнительной власти по решению административно-правовых споров, рассмотрению жалоб граждан
2.
Административное правонарушение
противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность
3.
Административное производство
нормативно урегулированный вид деятельности полномочных субъектов исполнительной власти по рассмотрению и разрешению индивидуальных административных дел; различают производство по делам об административных правонарушениях, дисциплинарное производство, производство по жалобам, согласительное производство
4.
Административный процесс
разновидность юридического процесса, совокупность последовательных действий, совершаемых субъектами исполнительной власти для достижения юридических результатов, решения управленческих дел, урегулированных нормами административного права процессуального характера
5.
Административный надзор
наблюдение уполномоченными на то субъектами исполнительной власти за исполнением действующих в сфере управления специальных норм, общеобязательных правил, закреплённых в законах и подзаконных актах
6.
Административное задержание
кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении
7.
Вещественные доказательства
орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы
8.
Законность
единообразное понимание и точное соблюдение действующего законодательства всеми органами государства, общественными организациями, должностными лицами и гражданами
9.
Доказательства
любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
10.
Доставление
принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным
11.
Досмотр транспортного средства
обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения
12.
Лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях
лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители физического и юридического лица; защитник и представитель; свидетель; понятой; специалист; эксперт; переводчик; прокурор
13.
Общий прокурорский надзор
надзор органов прокуратуры за исполнением законов органами государственной власти и местного самоуправления, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением законов органами и учреждениями, исполняющими наказание
14.
Переводчик
любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении
15.
Потерпевший
физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред
16.
Свидетель
лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению
17.
Специалист
любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств
18.
Специальные технические средства
измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Юристъ, 2007. - 39с. - ISBN 5-94462-025-0.
2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: Закон от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ в ред. 10.01.2008 г. (посл. изм. 01.07.2008г.) - М.: «ГроссМедиа», 2008. - 288 с. - ISBN 5-472-01864-1.
3 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: Закон от 24.07.2002 г. N 95-ФЗ в ред. 02.10.2007 г. // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». - Посл. Обновление 02.10.2007.
4 Федеральный закон. О прокуратуре Российской Федерации: Закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 с изм. от 24.07.2007 г. // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». - Посл. Обновление 24.07.2007.
5 Федеральный закон. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Закон от 24.07.2007 г. N 210-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». - Посл. Обновление 24.07.2007.
6 Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Об оптимизации практики применения КоАП при проведении административного расследования по делам, связанным с защитой прав потребителей в сфере потребительского кредитования: Письмо от 12.07.2007 г. № 0100/7062-07-32 // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». - Посл. Обновление 12.07.2007.Научная и обзорная литература
1 Агапов, А.Б. Административное право [Текст]: учебное пособие / А.Б. Агапов. - М.: Эксмо, 2006. - 398с. - (Российское юридическое образование).
ISBN 5-699-15367-5
2 Административное право [Текст]: Учебник / Под. ред. Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2005. - 697с. - ISBN 5-7975-0488-Х
3 Административное право [Текст]: курс лекций / Э.В. Липатов, В.В. Лысенко, Г.В. Матвиенко и др. - М.: Экзамен, 2006. - 509с. - ISBN 5-472-01656-8
4 Административное право [Текст]: учебное пособие для вузов / Е.М. Аникин и др. - СПб: Питер, 2005. - 252с. (Краткий курс). - ISBN 5-94723-900-0
5 Административное право России [Текст]: Учебник / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачёв, С.В. Тихомиров; отв. ред. Л.Л. Попов. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 688с. - ISBN 5-482-00874-6
6 Административный процесс как разновидность юридического процесса [Текст]: Учебник / А.Н. Алёхин. - М.: «Законы России: опыт, анализ, практика, № 1, 2007 // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / Компания «Гарант».
7 Административная юрисдикция [Текст]: учебное пособие / Московский университет МВД России; С.Н. Бочаров и др. - М.: Щит-М, 2005. - 316с. - ISBN 5-93004-195-4
8 Административная юрисдикция [Текст]: учебное пособие / МВД РФ Московский университет. Тамбовский филиал; Под. ред. Н.Е. Бунякина. - Тамбов: Тамбовский филиал МосУ МВД РФ, 2005. - 96с.
9 Бахран, Д.Н. Административное право [Текст]: Краткий учебный курс / Д.Н. Бахран. - М.: Норма-Инфра, 2005. - 275с. (Краткие учебные курсы юридических наук). - ISBN 5-89123-423-8
10 Габричидзе, В.Н. Административное право [Текст]: Учебник / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский, - М.: Проспект, 2005. - 477с. - ISBN 5-902171-49-0
11 Гирев, В.Н. Административное право [Текст]: Практикум: Учебное пособие / В.Н. Гирев. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 192с. - (Высшее образование).- ISBN 5-16-001172-2
12 Дмитриев, Ю.А. Административное право [Текст]: учебник для юридических вузов / Ю.А. Дмитриев, А.А. Евтеева, С.М. Петров. - М.: Эксмо, 2005. - 1007с. - ISBN 5-699-09669-8
13 Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях [Текст] / Под общей ред. Э.Г. Липатова и С.Е. Чанкова // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / Компания «Гарант», 2007.
14 Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях [Текст] / Под ред. В.В. Черникова и Ю.П. Соловья. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 774с. - (Профессиональные комментарии). - ISBN 5-94879-053-3
15 Конин, Н.М. Административное право [Текст]: краткий учебник / Н.М. Конин, М.П. Петров. - М.: Норма, 2005. - 367с. - (Повторительный курс). - ISBN 5-89123-921-3
16 Конин, Н.М. Административное право России [Текст]: учебник / Н.М. Конин. - М.: Проспект, 2006. - 447с. - ISBN 5-48200411-2
17 Конин, Н.М. Административное право Российской Федерации [Текст]: учебно-методический комплекс / Н.М. Конин, В.В. Журик, М.П. Петров. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: НОРМА, 2006. - 447с. - ISBN 5-468-00006-7
18 Котельникова, Е.А. Административное право [Текст] / Учебное пособие. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - 352с. - ISBN 5-222-02653-1
19 Миронов, А.Н. Административное право [Текст]: учебник для сред. проф. обр. / А.Н. Миронов. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 303с. - ISBN 5-8199-0300-5
20 Романовский, Г.Б. Административное право Российской Федерации [Текст]: Практикум/ Г.Б. Романовский; Лига развития науки и образования (Россия), Международный институт управления (МИУ) и др. - Архангельск: Изд- во МИУ, 2005. - 308с. - ISBN 5-8382-0028-6
21 Россинский, Б.В. Административное право [Текст]: Учебно-методическое и практическое пособие. - М.: Право и закон, 2005. - 687с. - (Учебная литература). - ISBN 5-7858-0074-8
22 Тихомиров, Ю.А. Административное право и процесс [Текст]: Полный курс. - М.: Изд-во Тихомирова Ю.А., 2005. - 651с. - ISBN 5-89194-091-4
23 Четвериков, В.С. Административное право [Текст]: Учебно-методическое пособие для вузов / В.С. Четвериков. - М.: МГСУ; Ростов н/Д: «Феникс», 2006. - 505с. - (Высшее образование). - ISBN 5-222-04740-7
Судебная практика
1 Постановление Верховного суда Российской Федерации. О рассмотрении жалобы гражданина Т. на постановление мирового судьи судебного участка № 1 центрального автономного округа г. Тюмени от 18.09.2006 г. по делу об административном правонарушении, пред. ч.1 ст. 12.8 КоАП РФ: Постановление от 06.06.2007 г. № 89-АД07-2. - Бюллетень Верховного суда Российской Федерации № 7, 2007. - 31 с.
2 Постановление Верховного Суда Российской Федерации. О рассмотрении жалобы гражданина В. На постановление зам. пред. ВС Республики Татарстан от 24.04.2006 г. по делу об административном правонарушении, пред. ч.2 ст.12.13 КоАП РФ. Постановление от 05.06.2007 г. № 11-АД07-9. // Бюллетень Верховного суда Российской Федерации № 4, 2007. - 31 с.
3 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ. Постановление № 5 от 24.03.2005. // Бюллетень Верховного суда Российской Федерации № 6, 2005. - 31 с.
4 Письмо УФНС России по г. Москве. Возбуждено дело об административном правонарушении (организация не в полном объёме подала информацию в налоговый орган): Письмо от 02.05.2007 г. № 09-14/040159 // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». - Посл. Обновление 02.05.2007.
5 Письмо УФНС России по г. Москве. Инспекция выявила факт оказания услуг без применения контрольно-кассовой техники: Письмо от 15.02.2007 г. № 09-17/024332 // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». - Посл. Обновление 15.02.2007.
Список сокращений
абз. - абзац;
АП - административное правонарушение;
ВС РФ - Верховный Суд Российской Федерации;
г. - год;
ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации;
ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;
зам. пред. - заместитель председателя;
КоАП РФ - Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации;
п. - пункт;
Посл. - последнее;
РСФСР - Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика;
с. - страница;
ст. - статья;
т.е. - то есть;
т.д. - так далее;
ТС - транспортное средство;
ч. - часть;
Приложение А
Процесс производства
по делам об административных правонарушениях
Совершено административное правонарушение
Возбуждение дела
- вынесение определения должностным лицом;
- вынесение постановления прокурором;
- осуществление процессуальных мероприятий;
- составление протокола либо вынесение постановления о прекращении дела;
- направление протокола на рассмотрение судье (должностному лицу);
- подготовка к рассмотрению дела (компетенция, обстоятельства, отводы);
- процесс рассмотрения дела;
- составление протокола (при коллегиальном рассмотрении);
- вынесение постановления по делу (решение, определение о передаче дела, представление об устранении причин и условий способствовавших совершению правонарушения, о прекращении производства);
- подача жалобы в орган вынесший постановление;
- направление жалобы в компетентный орган;
- подготовка к рассмотрению жалобы (протеста);
- рассмотрение жалобы (протеста);
- вынесение решения по жалобе;
- пересмотр вступивших в законную силу постановлений по результатам рассмотрения поступивших жалоб;
Исполнение постановлений
Пересмотр постановления вступившего (не вступившего) в законную силу
Приложение Б
Схема содержания протокола об административном правонарушении
Дата и место составления
Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол
Сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об АП
Фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших (если имеются свидетели и потерпевшие)
Место, время совершения и событие АП
Статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное АП
Объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело
Иные сведения, необходимые для разрешения конкретного дела