Рефераты

Производство по гражданским делам у мирового судьи

p align="left">Для соответствия требованиям имущественного ценза: в уездах необходимо было владеть недвижимым имуществом на сумму 15 тыс. руб., в городах - столицах - не менее 6 тыс. руб., в прочих городах - не менее 3 тыс. руб. Преодолеть поставленную планку было нелегко даже обеспеченным кандидатам в мировые судьи. Известны случаи, когда в одном уезде «не смогли избрать ни одного мирового судью - не набирали ценза». Более того, доходило и до прямого мошенничества: закон обходили путем приобретения фиктивных титулов. Отчасти спасало то, что этот ценз был не строгим. Имущество могло принадлежать и не самому лицу, а, к примеру, его жене. В отношении образовательного ценза закон также проявлял лояльность к кандидатам, довольствуясь окончанием курса в средних учебных заведениях. Но и это требование не являлось необходимым в случае, если кандидат на пост мирового судьи не менее трех лет занимал должность, при исполнении которой мог приобрести практические сведения в производстве судебных дел. Кроме этих условий для должности мирового судьи было сделано еще одно специальное запрещение: принимать на себя звания мирового судьи не мог священнослужитель и церковный причетник.

Должность мирового судьи была выборной. Срок службы избранного мирового судьи составлял три года. Составители Уставов сочли необходимым обеспечить несменяемость только для должностей судейского звания в общих судебных местах, заменив ее для мировых установлений «срочной несменяемостью, обеспечиваемой лишь на трехлетний период». Мировой судья избирался всеми сословиями в совокупности, и утверждался правительством. Выборы проводились на уездных земских собраниях, а в столицах - в городских думах.

Выборный порядок замещения должности мирового судьи не везде получил свое воплощение. Так, в Астраханской и Оренбургской губерниях, мировой судья назначался правительством по представлению министра юстиции; в Варшавском, Тифлисском округах, в северо-западных губерниях, Прибалтийском крае и некоторых других местностях - министром юстиции единолично или по согласованию с местным генерал-губернатором. Однако это скорее исключения, нежели правила. Мировой судья все же являлся выборным. Сомов С. Развитие института мировых судей и баланс интересов Федерации и регионов // Российская юстиция. 2006. - N 11. - С.19.

К компетенции мировых судей относились дела, предусмотренные специально для них составленным Уставом о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Если деяние было помещено в этом кодексе и дополнениях к нему, то это был признак мировой подсудности, поскольку даже деяния незначительной важности, обложенные наказаниями, не выходящими из пределов власти мирового судьи по их тяжести, но помещенные в Уложении о наказаниях или в специальных кодексах, по общему правилу не подлежали их разбирательству. В гражданском судопроизводстве мировому судье были подсудны: иски по личным обязательствам и договорам до 500 рублей, иски о движимости по цене не свыше 500 рублей; иски о вознаграждении за ущерб и убытки, когда размер их не превышал 500 рублей; иски о личных обидах и оскорблениях; иски о восстановлении нарушенного владения, когда со времени нарушения прошло не более шести месяцев; иски о городских и сельских сервитутах, когда с момента нарушения прошло не более года. В сфере уголовного судопроизводства к компетенции мирового судьи были отнесены проступки, за которые предусматривались следующие наказания: выговоры, замечания и внушения; денежные взыскания не свыше 300 рублей; арест на срок не свыше 3-х месяцев; заключение в тюрьму на срок не свыше одного года. «Сверх дел, представленных разбирательству мировых судей по роду определенных за преступные действия наказаний, ведомству их подлежат собственно для склонения сторон к миру дела, которые хотя и влекут за собой наказания более строгие, но по закону начинаются не иначе, как по жалобе потерпевших, и могут быть прекращаемы примирением».

Мировой судья все подсудные ему дела разбирал единолично и разрешал их по внутреннему убеждению, основанному на совокупности обнаруженных обстоятельств.

Мировой суд пользовался популярностью у простого народа, в мировые суды пошли с жалобами на притеснения и обиды, на мелкие кражи и мошенничество, которые раньше оставались вне поля зрения правоохранительных органов. Это объяснялось рядом обстоятельств. Прежде всего, их доступностью, отсутствием обременительных формальностей и быстротой разрешения дел. Производство в мировых судах было освобождено от сборов, установленных в общих судах. Прошения принимались в любой час, где бы проситель ни встречал судью и в любой форме. По гражданским делам после поступления искового заявления ответчик вызывался в канцелярию суда и знакомился с содержанием иска. При неявке ответчика судья мог разбирать дело в его отсутствии. Неявка истца влекла прекращение дела. Рассмотрение уголовных дел в мировом суде проходило также упрощенно, без производства предварительного расследования путем «простого устного разбора». По возможности дело должно было быть закончено в одно заседание. Все решения мирового судьи ввиду возможных ошибок и неправильностей могли быть обжалованы.

Уездный съезд мировых судей, как вторая инстанция, действовал коллегиально в составе не менее трех судей. Он рассматривал дела по жалобам на решения и приговоры мировых судей в апелляционном порядке, т.е. по существу, в полном объеме, с вызовом свидетелей, привлечением дополнительных доказательств и принятием нового решения.

В целом мировые суды составили учреждения, обособленные от общих судов, однако связь с ними, имелась в лице кассационных департаментов Сената, до которых могли доходить дела мировой юстиции.

Созданный с целью упрощения судебной системы, приближения правосудия к населению, мировой суд воплотил в себе и иные идеалы суда - равенство всех сословий, независимость, доступность. Даже за время своего недолгого существования он смог привнести в народную жизнь право как факт на место права существовавшего как мертвая буква закона.

Учрежденный Судебными Уставами институт мировых судей просуществовал недолго, около четверти века, вплоть до 12 июля 1889 года, когда во всех местностях, за исключением столиц и еще некоторых крупных городов, местная юстиция была упразднена. Ей на смену пришли судебно-административные установления: земские участковые начальники и городские судьи - в первой инстанции, уездные съезды - во второй и губернские присутствия - в третьей инстанции.

Таким образом, принципы и институты, установленные судебными уставами 1864 года были пересмотрены законами 70-80 годов о суде, и к началу 90-х годов контрреформа была завершена.

В 1912 году был принят закон о преобразовании местного суда, который уничтожал судебную власть земских начальников и городских судей и заменял их мировыми судьями, выбираемыми земскими собраниями (даже с некоторым расширением полномочий). Мировая юстиция возродилась, но не надолго, окончательно упразднен этот институт вместе со всей царской системой суда Декретом о суде №1 от 24 ноября 1917 года. С установлением Советской власти он был заменен местными судами в лице судьи и двух заседателей. И только 17 декабря 1998 г. принят Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации», которым в судебной системе страны возрожден институт мировых судей.

1.1.2 История мировой юстиции Челябинской области

В декабре 2001 года при посещении Челябинской области посол США в России А. Вершбоу изъявил желание встретиться с председателем Челябинского областного суда и начальником Управления Судебного департамента по вопросам осуществления в области судебной реформы.

В числе других вопросов ему было интересно узнать, как удалось Челябинской области быстро и качественно создать институт мировой юстиции, аналогов которого нет в США. Ответ был прост - только в результате активной совместной работы всех ветвей государственной власти области: законодательной, исполнительной и судебной, в целях обеспечения свободного доступа жителей области к правосудию в новых экономических условиях. История мировой юстиции Челябинской области. http://www.mirovoy-sud74.ru/

Предпосылки необходимости создания мировой юстиции возникли в связи с развитием в стране демократии, рыночных отношений, возникновением социальных проблем в условиях «молодого» российского законодательства. Всё это порождало много споров и конфликтов и требовало быстрого цивилизованного разрешения возросшего количества споров. Следует отметить, что с начала судебной реформы районные (городские) суды были перегружены уголовными, административными, а особенно гражданскими делами. По данным судебной статистики за 1998 год, нагрузка судей районных (городских) судов составляла 55 дел и материалов в месяц. Большие нагрузки негативно влияли на сроки и качество рассмотрения дел.

Сразу после принятия Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. Управлением совместно с областным судом была начата работа по расчету необходимой численности мировых судей и подготовке проекта закона области «О порядке назначения и деятельности мировых судей Челябинской области».

Расчет необходимого числа должностей мировых судей в городах и районах области производился не только исходя из требований Федерального закона - численности населения на одном судебном участке от 15 до 30 тысяч, но и предположительной нагрузки мировых судей, которая высчитывалась с учетом категорий дел, отнесённых к подсудности мировых судей.

Однако эти предложения не были поддержаны на федеральном уровне, и в расчет была принята только численность населения (22.5 тысячи на 1 судебный участок), поэтому Федеральным законом «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участком и субъектах Российской Федерации» от 29 декабря 1999 г. для Челябинской области было определено 164 мировых судьи, вместо предлагаемых 182.

Разработанные областные законопроекты были обсуждены на коллегии при Губернаторе области, на которой главными вопросами были объемы финансировании, количество должностей аппарата мировых судей и орган, который возьмет на себя обязанности по организационному обеспечению деятельности мировых судей. В результате обсуждения было принято решение о финансировании первоначального материально-ресурсного оснащения мировых судей и о численном составе аппарата: помощник мирового судьи, секретарь судебного заседания и специалист, чтобы обеспечить надежную работу мировых судей. В федеральных судах институт помощников судей начал вводиться только с 2002 года, тогда как мировые судьи в нашей области были ими уже обеспечены. Во многих регионах России сейчас пытаются увеличить численность аппарата мировых судей, однако решение этого вопроса идет сложно, так как административная реформа предусматривает сокращение численности государственных служащих всех уровней.

По предложению областного суда, согласованному с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, организационное обеспечение деятельности мировых судей было взято на себя Управлением как единственным в области органом, профессионально осуществляющем организационное обеспечение деятельности судов. Но поскольку Федеральным законом «О мировых судьях в РФ» на Управление возлагалось только финансирование зарплаты и социальных гарантий мировых судей, то между Губернатором и Управлением было заключено Соглашение о делегировании функций по обеспечению деятельности мировых судей в полном объеме с созданием при Управлении отдельной структуры, финансируемой из областного бюджета.

Важным вопросом при подготовке законопроекта стали разработка принципов определения и описании границ судебных участков. В целях четкого определения территориальной подсудности дел мировых судей было принято решение по описанию границ судебных участков аналогично описанию границ административно-территориальных образований, дополнительно перечислялись населенные пункты, улицы, а при необходимости дома и указывалась численность населения, проживающего на территории судебного участка, это позволило избежать случаев пропуска домов, улиц и необходимости внесения изменений при введении новостроек.

Создание судебных участков и их распределение по городам и районам области (с учетом численности населения и предполагаемой нагрузки мировых судей) осуществлялось законом области, а определение границ судебных участков и их номера производилось решениями глав муниципальных образований, принятыми на основе предложений Управления, согласованных с председателем областного суда. Это позволило оптимизировать и ускорить процедуру «нарезки» судебных участков, а следовательно и начало работы мировых судей.

Параллельно с законотворческим процессом Управлением совместно с председателями районных (городских) судов велась активная работа по формированию резерва мировых судей и работников их аппаратов, которое проводилось в соответствии с квалификационными требованиями, предусмотренными федеральным законодательством о статусе судей и об основах государственной службы после обязательного собеседования с начальником Управления, что обеспечило достаточно высокий уровень качества подбора кадров.

Законы области «О создании судебных участков и должностей мировых судей» и «О порядке назначения и деятельности мировых судей Челябинской области» были приняты Законодательным собранием области 31 августа 2000 года, а первое назначение 34 мировых судей состоялось 28 сентября того же года. Активная подготовительная работа позволила до конца 2000 года назначить на должности 74 мировых судьи, а в 2001 году завершить комплектование мировых судей и их аппарата. Апостолова Н.Н. Мировые суды в Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2005. - С.78.

За пять лет работы мировых судей Челябинской области сложилась практика рассмотрения дел, в том числе по определению подсудности, устоялась нагрузка: ежегодно ими рассматривается около 100 тысяч гражданских, 8 тысяч уголовных и 70 тысяч административных дел, что значительно «разгрузило» районные (городские) суды, позволило сократить сроки и улучшить качество рассмотрения дел, тем самым обеспечив доступность правосудия в Челябинской области.

Более того, за 5 лет уже 70 мировых судей назначены на должности федеральных, а с сентября 2004 года началось назначение мировых судей на второй, уже пятилетний, срок полномочий, переназначено 65 мировых судей. Таким образом, мировая юстиция области не только полностью сформировалась, заняла свое место в судебной системе, приобрела опыт работы, но и стала надежным резервом для районных судов. История мировой юстиции Челябинской области. http://www.mirovoy-sud74.ru/

1.2 Сущность института мирового судьи в РФ, его цели и задачи

Издавна предпринимались попытки определить сущность мирового судьи. К сожалению, смысл термина «мировой судья» до сих пор непонятен многим гражданам, особенно тем, кто не имеет отношения к юриспруденции. Они воспринимают термин «мировой» как синоним слову «всемирный», полагая, что речь идет о каком-то международном органе. Не могут похвастать точными представлениями о его формах и содержании даже юристы-профессионалы, поскольку мировой судья был на протяжении десятилетий обделен вниманием российских ученых. Тем более что для обозначения одного явления используется несколько терминов: justice, magistrate (мировой судья); Justice of the Реace, Lay justice (мировая юстиция); magistrates court (мировой суд). Дорошков В.В. Мировой судья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности. С.27

Чаще всего эти термины употребляются как синонимы, хотя и имеют свои индивидуальные смысловые оттенки. Так, например, в Англии термин magistrate противопоставляется термину justice как, соответственно, платный мировой судья - мировому судье, выполняющему свои обязанности без вознаграждения. В юридической литературе также правомерно утверждалось, что термин «мировой» следует считать производным от понятия «мир» в значении «порядок, спокойствие» (английское peace, французское paix). см. Там же

В действующем законодательстве сформулировано определение термина «мировой судья»: мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. (ст. 1 Закона «О мировых судьях в Российской Федерации»). Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 22.07.2008) "О мировых судьях в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 11.11.1998) www.consultant.ru

По мнению В.В. Дорошкова данная характеристика мирового судьи имеет двойственный характер. С одной стороны, он является судьей общей юрисдикции субъекта Федерации, его введение зависит от содержания регионального законодательства, а с другой - законодатель признает его полноценным носителем судебной власти, элементом (звеном) единой судебной системы Российской Федерации, принимающим судебные постановления от имени Российской Федерации. Дорошков В.В. Мировой судья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности. С.27

В связи с этим возникают следующие резонные вопросы. А кто же такой современный мировой судья в России? Чем он отличается от мировых судов и мировых судей, существующих в иных государствах? Почему в состав судебной системы включены мировые судьи, а не мировые суды? Представляется, что для ответа на такие непростые вопросы потребуется не только выявление, но и всесторонний анализ всех основных признаков мирового судьи.

В юридической литературе под мировым судьей принято понимать физическое (должностное) лицо, принадлежащее к корпусу мировых учреждений, осуществляющее правосудие и иную деятельность, которое избирается или назначается центральными или местными органами государственной власти, единолично рассматривает дела в мировом суде и способствует установлению мирных отношений между спорящими сторонами.

Таким образом, при определении учеными сущности института мирового судьи отмечаются характеризующие его организационные и процессуальные признаки, но они не разграничиваются.

Результаты исследования российского законодательства позволяют обозначить следующие доминирующие признаки мирового судьи.

1. Мировой судья является носителем судебной власти. Он наделяется полномочиями осуществлять правосудие, исполняя свои обязанности на профессиональной основе, выступать от имени судебной власти. Способом осуществления правосудия закон признает разбирательство и разрешение дел в судебных заседаниях, где наиболее полно реализуются все демократические принципы судебной деятельности.

2. Мировой судья - судья общей юрисдикции, т.е. относится к судьям, которые рассматривают и разрешают дела в порядке гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Он является частью судебной системы, судьей общей юрисдикции, чьи решения обжалуются в апелляционном, кассационном, надзорном порядке.

3. Мировые судьи одновременно признаются судьями субъектов Федерации и судами субъектов Федерации.

В юридической литературе справедливо обращалось внимание на то, что в одном случае законодатель под мировым судьей подразумевает физическое лицо, обладающее определенным статусом (ч. 1 ст. 1 Закона «О мировых судьях в Российской Федерации»), в другом - звено судебной системы (ч. 4 ст. 4 Закона «О судебной системе Российской Федерации»). Дорошков В.В. Мировой судья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности. С.27

4. Мировые судьи провозглашаются элементом (звеном) единой судебной системы Российской Федерации.

5. Мировой судья является должностным лицом, наделенным полномочиями осуществлять правосудие, исполняющим свои обязанности на профессиональной основе, обладающим специальным статусом. В действующем законодательстве мировой судья упоминается в различных значениях, а именно: 1) суд субъекта Федерации; 2) состав суда; 3) участник процесса.

Вместе с тем «суд» в русском языке толкуется весьма расширительно, включая в себя не только полномочие, но и учреждение одновременно.

В одном из решений Верховного Суда РФ по гражданскому делу отмечалось, что мировой судья и его аппарат не являются юридическим лицом, казенным предприятием либо учреждением, а поэтому им не может быть передано имущество на праве оперативного управления. Дорошков В.В. Мировой судья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности. С.29

Как и любой субъект процессуальных правоотношений, мировой судья характеризуется своими отличительными признаками, в которых выражается его сущность. Многие из этих признаков организации и деятельности мирового судьи отражены не только в законах «О судебной системе Российской Федерации» и «О мировых судьях в Российской Федерации», но и в процессуальном законодательстве (УПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ). Выделяя общие и частные признаки, затрагивающие вопросы судоустройства и судопроизводства, можно составить следующий перечень признаков, характерных для института российского мирового судьи:

1) выполнение только судебных функций суда низшей судебной инстанции;

2) профессионализм (наличие высшего юридического образования и пятилетнего стажа работы по юридической профессии);

3) статус местного (локального) суда субъекта Федерации;

4) особый, более демократичный порядок наделения властными полномочиями путем выборов населением участка или законодательным органом субъекта Федерации;

5) небольшие сроки осуществления своих полномочий (сменяемость);

6) специальная ограниченная юрисдикция (т.е. рассмотрение гражданских и уголовных дел о малозначительных спорах, правонарушениях, административных проступках);

7) осуществление судопроизводства только единолично;

8) склонение сторон к примирению, ликвидации конфликта как важная цель любого вида судопроизводства;

9) использование отдельных упрощений юридических процедур в гражданском и уголовном судопроизводстве (суммарный процесс);

10) наличие апелляционного порядка пересмотра судебных решений.

Безусловно, указанный перечень отличительных признаков мирового судьи непостоянен и в любой момент может быть расширен или сужен законодателем в зависимости от конкретной исторической ситуации и тех задач, которые будут поставлены перед мировой юстицией.

Как уже отмечалось выше, историческая обусловленность возрождения в России в конце XX в. мировой юстиции была продиктована во многом необходимостью решения назревших в обществе проблем при осуществлении правосудия. Отдельные ученые-процессуалисты справедливо считали, что перед мировыми судьями на данном этапе развития российской судебной системы ставились следующие основные цели:

1) облегчить доступ населения к правосудию;

2) воплотить идеи судебного федерализма;

3) разгрузить районное звено судебной системы;

4) повысить оперативность судопроизводства.

Анализ законов субъектов Федерации, посвященных мировым судьям, позволяет убедиться в том, что лишь отдельными субъектами Федерации предпринимались робкие попытки формулирования целей и задач, стоящих перед мировыми судьями.

Так, в преамбуле Закона Калининградской области от 19 мая 2000 г. №202 «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области» указывается, что этот Закон «принят с целью повышения качества и оперативности судопроизводства, эффективности отправления правосудия и реализации прав граждан на судебную защиту».

Закон г. Москвы от 31 мая 2000 г. №15 «О мировых судьях в городе Москве» в преамбуле содержит положение о том, что он «принят с целью регламентации отношений в сфере организационно-правового, кадрового и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей в городе Москве». Дорошков В.В. Мировой судья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности. С.29

Между тем судебная власть в правовом государстве призвана обеспечить защиту и охрану прав граждан и права в целом от любых правонарушений и тем самым обеспечить господство права. Мировые судьи могут обеспечивать и защищать нарушенные или оспариваемые права, свободы и охраняемые законом интересы многих субъектов, в том числе человека и гражданина, действуя в пределах своей компетенции.

Таким образом, генезис мирового суда в России представляется следующим. В начале поддержание мира и порядка (в том числе судом по малозначительным делам) является прерогативой самоуправляющихся общностей, затем эти функции - как политически значимые - принимает на себя государство, и уже оно делегирует их специальным учреждениям (мировым судам). Затем государство не просто передает функции поддержания мира и порядка специальным учреждениям, но и устанавливает за ними достаточно жесткий контроль через вышестоящие судебные инстанции и законодательные органы субъектов Федерации. Особо актуально подобное решение в условиях ограничения народа в осуществлении правосудия после отказа от института народных заседателей и участия присяжных заседателей лишь по строго ограниченному УПК РФ числу дел. По гражданским и административным делам непосредственное участие народа в осуществлении правосудия вообще устранено.

С учетом положения мировых судей в судебных системах различных государств, задач, поставленных перед ними, можно сделать вывод, что в истории европейских стран мировые суды и их аналоги возникали в основном для охраны государственного и общественного порядка на местном уровне. При этом они были достаточно самостоятельными, действующими автономно, либо входящими в состав единой судебной системы страны.

Сравнительный анализ законов о судоустройстве и судопроизводстве позволяет сделать вывод, что все многообразие форм, которые принимал мировой суд в различных государственно-правовых системах, способствует вычленению наиболее общих признаков, характеризующих его как государственно-правовой институт. Эти признаки затрагивают вопросы не только судоустройства, но и судопроизводства, к ним можно отнести:

1) статус местного (локального) суда;

2) выполнение функции низшего звена судебной системы;

3) особый, более демократичный порядок наделения властными полномочиями;

4) небольшие сроки осуществления своих полномочий (сменяемость):

5) специальная ограниченная юрисдикция (т.е. рассмотрение гражданских и уголовных дел о малозначительных спорах, правонарушениях, административных проступках);

6) осуществление судопроизводства единолично;

7) активное использование примирительных процедур;

8) использование отдельных упрощений юридических процедур (суммарный процесс) для сокращения сроков рассмотрения дел;

9) оказание помощи сторонам в собирании доказательств;

10) наличие апелляционного порядка пересмотра судебных решений.

Однако одних лишь этих признаков, характеризующих мировой суд, явно недостаточно для составления более или менее полного теоретического представления о российском мировом судье. Дополнить общую картину позволит выделение и анализ особенностей, присущих мировым судьям и их аналогам, которые ранее действовали на территории России. Ведь все указанные признаки в большей степени присущи не судье, а суду, представляющему звено судебной системы.

Всё вышеизложенное приводит к выводу, что обеспечение доступности правосудия путем облегчения работы и снижения нагрузки на районные суды хотя, несомненно, и явилось одной из основных целей учреждения в России мировой юстиции, следует признать, что ее нельзя рассматривать как единственное основание для создания новой судебной инстанции.

2. Производство по гражданским делам у мировых судей

2.1 Подсудность гражданских дел мировым судьям

Среди судов общей юрисдикции, рассматривающих гражданские дела по первой инстанции, особое место занимают мировые судьи.

Законодательное закрепление института мировых судей как одного из звеньев судебной системы осуществлено Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 4). Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2009) "О судебной системе Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) Ст 4.www.consultant.ru Позднее, 11 ноября 1998 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации». В соответствии со ст. 28 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Распределение дел, подлежащих рассмотрению в судах общей юрисдикции по первой инстанции, происходит по правилам подсудности. Устюжанинов В., Сапожников С. Компетенция мирового судьи по рассмотрению гражданских дел // Российская юстиция. 2005. - N 12. - С18. Подсудность, как относимость подведомственного судам юридического дела к ведению определенного суда, в зависимости от рода подлежащего разрешению дела и от территории, на которой действует тот или иной суд, подразделяется на родовую и территориальную. Борисов Г., Хатимин В. От мировых судей к мировым судам//Российская юстиция. N 3. - 2007.- С.5.

Родовая подсудность гражданских дел мировых судей определена в ст. 23 ГПК РФ.

Порядок рассмотрения и разрешения отнесенных к компетенции мирового судьи гражданских дел подчинен общим правилам гражданского судопроизводства. Однако место, занимаемое мировым судейством в системе судов общей юрисдикции, те задачи, которые оно призвано решать при осуществлении правосудия по гражданским делам, особенности организации судебной деятельности, оказали влияние на судебные процедуры рассмотрения и разрешения мировыми судьями конкретных дел.

До включения в судебную систему мировой юстиции вопрос об отграничении компетенции районных судов от судов иного уровня по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции решался достаточно просто. Действовало правило, согласно которому все гражданские дела по первой инстанции рассматривались районными судами, за исключением тех, которые специально закон относил к введению вышестоящих судов.

Мировым судьям переданы на рассмотрение и разрешение некоторые гражданские дела, которые ранее рассматривались районными судами.

Подсудность между районными судами и мировыми судьями распределяется исходя из категории дела, характера спора, его предмета, объема имущественных требований, субъектного состава спорного материально-правового отношения. При этом законодатель не идет по пути передачи мировым судьям «менее сложных и менее значимых» дел. Гражданский процесс : учеб. для вузов / Под ред. М. К. Треушникова д.ю.н., проф., засл. деятеля науки РФ. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Городец, 2007.- С.437

Статья 23 ГПК определяет, что мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции: Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ) от 14.11.2002 N 138-ФЗ Ст.23 http://www.consultant.ru/

Мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции:

1) дела о выдаче судебного приказа;

2) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

3) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей;

4) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

5) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей;

6) дела об определении порядка пользования имуществом.

Таким образом, в соответствии со ст. 23 ГПК подсудность дел мировым судьям можно поделить на две основные группы:

1) дела о выдаче судебного приказа (пп. 1 п. 1);

2) дела, содержащие спор о праве (пп. 2-6 п. 1).

Рассмотрим более подробно подсудность дел мировым судьям согласно группам.

2.1.1 Дела о выдаче судебного приказа

Первую группу составляют дела о выдаче судебного приказа (пп. 1 п. 1 ст. 23 ГПК). В соответствии со ст. 121 ГПК судебный приказ выдается мировым судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника, по требованиям, которые исчерпывающим образом перечислены в ст. 122 ГПК. Гражданский процесс Российской Федерации: Учебник / под. ред. А. А. Власова. - М.: Юрайт, 2007. С.78.

Согласно статье 122 ГПК РФ судебный приказ выдается, если: Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ) от 14.11.2002 N 138-ФЗ Ст.122 http://www.consultant.ru/

1) требование основано на нотариально удостоверенной сделке;

2) требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме;

3) требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;

4) заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц;

5) заявлено требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам;

6) заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы;

7) заявлено органом внутренних дел требование о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника, или ребенка, отобранного у должника по решению суда.

Следует отметить, что дела о выдаче судебного приказа подсудны мировому судье вне зависимости от цены заявленного требования. Например, если кредитор на основании нотариально удостоверенной сделки обращается с заявлением о взыскании денежных сумм, превышающих пятьсот установленных законом минимальных размеров оплаты труда, то дело все равно будет подсудно мировому судье. Данное положение связано с тем, что судебный приказ выдается в порядке приказного производства, без вызова сторон.

В соответствии со ст. 125 ГПК мировой судья вправе отказать в принятии заявления о выдаче судебного приказа, если заявленное требование не предусмотрено ст. 122 ГПК. В данном случае заинтересованное лицо вправе обратиться в порядке искового производства для защиты нарушенного права. Такое исковое заявление может быть подано этому же мировому судье, если оно в соответствии с правилами подсудности подлежит рассмотрению мировым судьей.

2.1.2 Дела, содержащие спор о праве

2.1.2.1 Дела, вытекающие из семейных правоотношений

Вторую группу составляют категории дел, рассматриваемые мировыми судьями в порядке искового производства.

Так, в соответствии с пп. 2-4 п. 1 ст. 23 ГПК мировой судья рассматривает дела, возникающие из семейно-правовых отношений.

Закон (ст. 23 ГПК РФ) Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ) от 14.11.2002 N 138-ФЗ Ст.23 http://www.consultant.ru/ содержит ряд исключений из подсудности исковых дел мировым судьям. К таким исключениям относятся: по семейным правоотношениям - споры об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении ребенка; по трудовым правоотношениям - споры о восстановлении на работе; по гражданским правоотношениям - имущественные споры при цене иска свыше 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления. Эти споры подсудны районному суду.

Обращаясь к подсудным мировому судье делам, вытекающим из семейных правоотношений, следует отметить, что прежде всего речь идет о спорах, в основе разрешения которых лежит применение норм семейного законодательства. Они могут носить и имущественный характер. Например, дела о разделе имущества, относящегося к совместной собственности супругов, независимо от цены иска, о взыскании алиментов, о снятии задолженности по алиментам, об изменении условий соглашения, об алиментах или о прекращении его действия и т.п. В то же время не относятся к семейным спорам имущественного порядка требования о выделении доли из общей долевой собственности, приобретенной лицами, хотя и совместно проживающими, но не состоящими в зарегистрированном браке. Гражданский процесс : учеб. для вузов / Под ред. М. К. Треушникова д.ю.н., проф., засл. деятеля науки РФ. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Городец, 2007. - С.438

В семейных спорах, подсудных мировому судье, особо выделены дела о расторжении брака. При этом в законе подчеркивается, что не могут быть рассмотрены мировыми судьями дела о расторжении брака, если между супругами имеется спор о детях (ст. 23 ГПК РФ).

Определяя наличие спора о детях в бракоразводном процессе, следует исходить из положений ст. 24 Семейного кодекса РФ, согласно которой при расторжении брака в судебном порядке супруги могут представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети. Если такое соглашение представлено, то нет сомнений в том, что дело подлежит рассмотрению мировым судьей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты