Рефераты

Производство в надзорной инстанции

Производство в надзорной инстанции

Реферат

ПРОИЗВОДСТВО В НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ

Содержание

1. Понятие надзорной инстанции

2. Требования, предъявляемые к надзорной жалобе либо представлению

3. Порядок рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции

4. Виды решений надзорной инстанции

5. Понятие новых и вновь открывшихся обстоятельств

6. Сроки возобновления производства по делу

7. Заключение прокурора по результатам проверки

8. Компетенция суда

1. Понятие надзорной инстанции

Надзорная инстанция - это суд, рассматривающий в порядке надзора уголовные дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов (п. 16 ст. 5 УПК РФ). Таким образом, основным отличием надзорной инстанции от кассационной является то, что кассационная инстанция пересматривает судебные решения, не вступившие в законную силу, а надзорная, напротив, - вступившие.

Кассационное и надзорное производство сходно в целях, задачах, основаниях для отмены или изменения приговора, в ряде общих правил для этих форм проверки законности и обоснованности приговоров (ревизионное начало, запрет «поворота к худшему» и т.д.). Однако, несмотря на наличие ряда общих положений у обеих стадий, институт рассмотрения дел в порядке надзора относится в силу указанных выше свойств к числу исключительных стадий уголовного процесса.

Законом предусмотрено, что осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший, его представитель, а также прокурор вправе ходатайствовать о пересмотре приговора, определения, постановления суда, вступивших в законную силу. Ходатайство прокурора именуется надзорным представлением. Ходатайства остальных участников именуются надзорными жалобами (ст. 402 УПК). В данной статье перечислены участники уголовного судопроизводства, наделенные уголовно-процессуальным законом правом обжаловать приговор, постановление или определение суда, которое уже вступило в законную силу и находится в стадии исполнения либо уже исполнено. Данный перечень участников имеющих право надзорного обжалования является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В соответствии со ст. 403 УПК РФ, в порядке надзора могут быть обжалованы:

1) приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, кассационное определение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа - в президиум Верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа;

2) судебные решения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, если они обжаловались в порядке надзора в президиум Верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа; приговор, определение и постановление верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховным судом Российской Федерации в кассационном порядке; постановление президиума Верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа - в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда Российской Федерации;

3) приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, кассационное определение окружного (флотского) военного суда - в президиум окружного (флотского) военного суда;

4) судебные решения, указанные в пункте 3, если они обжаловались в порядке надзора в президиум окружного (флотского) военного суда; приговор, определение и постановление окружного (флотского) военного суда, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховным судом Российской Федерации в кассационном порядке; постановление президиума окружного (флотского) военного суда - в Военную коллегию Верховного суда Российской Федерации;

5) определение Кассационной коллегии Верховного суда Российской Федерации, приговор и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Российской Федерации или Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации, постановление судьи Верховного суда Российской Федерации о назначении судебного заседания - в Президиум Верховного суда Российской Федерации.

2. Требования, предъявляемые к надзорной жалобе либо представлению

Надзорные жалоба или представление составляются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к составлению жалоб и представлений в кассационном порядке и направляются непосредственно в суд надзорной инстанции, правомочный пересматривать обжалуемое судебное решение.

К надзорным жалобе или представлению прилагаются: копия приговора или иного решения, которые обжалуются; копия приговора или определения апелляционной инстанции, определения кассационной инстанции, постановления надзорной инстанции, если они выносились по данному уголовному делу; в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в жалобе или представлении.

Пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела не допускаются (ст. 405 УПК).

В соответствии со ст. 406 УПК РФ, надзорные жалоба или представление рассматривается судьей надзорной инстанции в срок не позднее тридцати суток со дня их поступления.

В необходимых случаях судья, рассматривающий жалобу или представление, вправе истребовать в пределах компетенции любое уголовное дело для разрешения жалобы или представления. Изучив надзорные жалобу или представление, судья выносит одно из следующих постановлений:

1) об отказе в удовлетворении жалобы или представления;

2) о возбуждении надзорного производства и передаче жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным делом, если оно было истребовано.

Из этого следует, что сам факт подачи надзорной жалобы или представления не является обязательным поводом для возбуждения надзорного производства, т.к. в данном случае, возбуждению надзорного производства предшествует проверка судьей наличия оснований для его возбуждения и возбуждение надзорного производства либо отказ в возбуждении такового зависит от того, будут ли установлены такие основания.

Председатель суда субъекта Российской Федерации, или Председатель Верховного суда Российской Федерации, или его заместители вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления. В этом случае он отменяет такое решение и выносит постановление о возбуждении надзорного производства.

3. Порядок рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции

Статья 407 предусматривает, что жалобы и представления подлежат рассмотрению судом надзорной инстанции в судебном заседании в срок не позднее пятнадцати суток, а Верховным судом Российской Федерации - в срок не позднее тридцати суток со дня принятия предварительного решения.

В судебном заседании принимают участие прокурор, а также осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом. Этим лицам предоставляется возможность ознакомиться с жалобой или представлением. Дело докладывается членом президиума или другим судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении данного уголовного дела. Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание приговора, определения или постановления, мотивы жалобы или представления. Докладчику могут быть заданы вопросы.

Затем предоставляется слово прокурору для поддержания внесенного им представления или дачи заключения по надзорной жалобе.

Если в судебном заседании участвуют осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший и его представитель, то они вправе после выступления прокурора дать свои устные объяснения. Затем стороны удаляются из зала судебного заседания. После удаления сторон из зала судебного заседания президиум суда субъекта Российской Федерации, Президиум Верховного суда Российской Федерации выносят постановление, а Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Российской Федерации - определение. Решение об отмене или изменении приговора, определения, постановления суда принимается большинством голосов судей. При равенстве голосов судей надзорные жалоба или представление считаются отклоненными, за исключением случаев, когда при рассмотрении Президиумом Верховного суда Российской Федерации надзорных жалобы или представления по уголовному делу, по которому в качестве меры наказания назначена смертная казнь, то эти надзорные жалоба или представление об отмене смертной казни и о замене ее более мягким наказанием считаются удовлетворенными, если за оставление смертной казни проголосуют менее двух третей членов Президиума Верховного суда Российской Федерации, присутствующих на заседании.

4. Виды решений надзорной инстанции

Свое решение надзорная инстанция выносит в форме определения.

В результате рассмотрения уголовного дела в порядке надзора суд надзорной инстанции вправе (ст. 408 УПК):

1) оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения;

2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;

3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение;

4) отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;

5) отменить кассационное определение, а также последующие судебные решения, если они были вынесены, и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;

6) внести изменения в приговор, определение или постановление суда.

В случаях, предусмотренных пунктами 2-6, суд надзорной инстанции должен указать конкретное основание отмены или изменения судебного решения: несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой или апелляционной инстанции; нарушение уголовно-процессуального закона; неправильное применение уголовного закона; несправедливость приговора. Данные основания полностью аналогичны основаниям отмены или изменения судебного решения в кассационном порядке и изложены в ч. 1 ст. 379 УПК РФ.

Кроме того, определение суда первой инстанции или постановление судьи, определение кассационной инстанции, определение и постановление надзорной инстанции подлежат отмене или изменению, если суд надзорной инстанции признает, что это определение или постановление:

1) суда первой инстанции незаконно или необоснованно;

2) вышестоящего суда необоснованно оставляет без изменения, отменяет или изменяет предшествующие приговор, определение или постановление по уголовному делу;

3) вынесено с нарушением требований УПК РФ, которые повлияли или могли повлиять на правильность вынесенного судом определения или постановления.

Определение и постановление суда надзорной инстанции должны соответствовать требованиям статьи 388 УПК РФ, т.е. требованиям, предъявляемым уголовно-процессуальным законом к кассационному определению. Определение подписывается всем составом суда, а постановление - председательствующим в заседании президиума. Определение или постановление суда приобщается к уголовному делу вместе с надзорными жалобой или представлением, послужившими поводом для возбуждения надзорного производства, постановлением судьи надзорной инстанции, в производстве которого находились данные надзорные жалоба или представление, а также постановление председателя суда надзорной инстанции.

При рассмотрении уголовного дела в порядке надзора суд не связан доводами надзорных жалобы или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме. В случае, если по уголовному делу осуждено несколько лиц, а надзорные жалоба или представление принесены только одним или в отношении некоторых из них, то суд вправе проверить уголовное дело в отношении всех осужденных. Суд при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора может смягчить назначенное осужденному наказание или применить уголовный закон о менее тяжком преступлении. В случае, когда по уголовному делу осуждено или оправдано несколько подсудимых, суд не имеет права отменить приговор, определение или постановление в отношении тех оправданных или осужденных, в отношении которых надзорные жалоба или представление не внесены, если отмена приговора, определения или постановления ухудшает их положение. Указания суда надзорной инстанции обязательны при повторном рассмотрении данного уголовного дела судом нижестоящей судебной инстанции.

Суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора не вправе (ст. 410 УПК):

1) устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или были отвергнуты им;

2) предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, о достоверности или недостоверности того или иного доказательства и о преимуществах одних доказательств перед другими;

3) принимать решение о применении судом первой или апелляционной инстанции того или иного уголовного закона и о мере наказания.

Также суд надзорной инстанции никоим образом не может, отменяя кассационное определение, предрешать выводы, которые могут быть сделаны кассационной инстанцией при повторном рассмотрении данного дела.

После отмены первоначального приговора или кассационного определения уголовное дело подлежит рассмотрению в обычном порядке, в зависимости от суда, в который было возвращено дело после рассмотрения в порядке надзора. Уголовно-процессуальный закон, а в частности статья 412 УПК РФ, запрещает внесение повторных надзорных жалоб или представлений в порядке надзора в суд надзорной инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения.

5. Понятие новых и вновь открывшихся обстоятельств

Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает, что вступившие в законную силу приговор, определение и постановление суда могут быть отменены и производство по уголовному делу возобновлено ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств (ст. 413 УПК).

Данная стадия по своей сущности близка к рассмотрению дел в порядке надзора. Целью обеих стадий является исправление судебных ошибок и нарушений закона, допущенных при вынесении приговора, определения либо постановления.

Закон предусматривает два основания возобновления производства по уголовному делу, ими являются:

Во-первых, вновь открывшиеся обстоятельства - такие обстоятельства, которые существовали на момент вступления приговора или иного судебного решения в законную силу, но не были известны суду;

Во-вторых, новые обстоятельства - это обстоятельства, неизвестные суду на момент вынесения судебного решения, которые устраняют преступность и наказуемость деяния.

Вновь открывшимися обстоятельствами являются:

1) установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомая ложность показаний потерпевшего или свидетеля, заключения эксперта, а равно подложность вещественных доказательств, протоколов следственных и судебных действий и иных документов или заведомая неправильность перевода, повлекшие за собой постановление незаконного, необоснованного или несправедливого приговора, вынесение незаконного или необоснованного определения или постановления;

2) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия дознавателя, следователя или прокурора, повлекшие за собой постановление незаконного, необоснованного или несправедливого приговора, вынесение незаконного или необоснованного определения либо постановления;

3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия судьи, совершенные им при рассмотрении данного уголовного дела.

Новыми обстоятельствами являются:

1) признание Конституционным судом Российской Федерации нормы закона, примененной судом в данном уголовном деле, не соответствующей Конституции Российской Федерации;

2) установленное Европейским судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом Российской Федерации уголовного дела, связанное с:

а) применением федерального закона, не соответствующего положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод;

б) иными нарушениями положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод;

3) иные новые обстоятельства (получение данных об участии в совершении преступления других лиц; обнаружение нового преступления, совершенного осужденным, которое существенно влияет на квалификацию содеянного и т.д.).

Новые обстоятельства могут быть установлены помимо приговора определением или постановлением суда, постановлением прокурора, следователя или дознавателя о прекращении уголовного дела за истечением срока давности, вследствие акта амнистии или помилования, в связи со смертью обвиняемого или недостижением им возраста для привлечения в качестве обвиняемого. Обязательным условием рассмотрения дела по вновь открывшимся обстоятельствам является то, что фактический материал, приводимый в качестве повода для возобновления дела ввиду открытия новых обстоятельств, должен быть абсолютно новым, не фигурировавшим в нем ранее

6. Сроки возобновления производства по делу

Важным вопросом для определения сроков возобновления уголовных дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам является вопрос о моменте открытия этих обстоятельств. Согласно ст. 414 УПК РФ, пересмотр обвинительного приговора ввиду вновь открывшихся обстоятельств в пользу осужденного никакими сроками не ограничен. Вместе с тем, пересмотр оправдательного приговора, определения, постановления о прекращении уголовного дела, а также пересмотр обвинительного приговора по мотивам мягкости наказания или необходимости применения к осужденному закона о более тяжком преступлении допускается лишь в течение сроков давности привлечения к уголовной ответственности, установленных ст. 78 Уголовного кодекса Российской Федерации, и не позднее одного года со дня открытия новых обстоятельств.

Днем открытия новых обстоятельств, соответственно, считается:

1) день вступления в законную силу приговора, определения, постановления суда в отношении лица, виновного в даче ложных показаний, представлении ложных доказательств, неправильном переводе или преступных действиях, совершенных в ходе уголовного судопроизводства, - в случаях, указанных в ч. 3 ст. 413 УПК РФ;

2) день вступления в силу решения Конституционного суда Российской Федерации о несоответствии закона, примененного в данном уголовном деле, Конституции Российской Федерации (в случае указанном в п. 1 ч. 4 ст. 413 УПК);

3) день вступления в силу решения Европейского суда по правам человека о наличии нарушения положений Конвенции по защите прав человека и основных свобод;

4) день подписания прокурором заключения о необходимости возобновления производства ввиду новых обстоятельств - в случае, указанном в п. 3 ч. 4 ст. 413 УПК РФ (иные новые обстоятельства).

Законом предусмотрена возможность возобновления производства по уголовному делу и в отношении умершего, однако, в этом случае целью такого возобновления может быть только его реабилитация.

7. Заключение прокурора по результатам проверки

Право возбуждения производства ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств принадлежит прокурору (за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 415 УПК). Никто из должностных лиц судебных инстанций не вправе возбуждать производство по новым и вновь открывшимся обстоятельствам и производить их расследование, не могут также и вносить заключения о рассмотрении дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Поводами к возбуждению производства ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств могут быть сообщения граждан, должностных лиц, а также данные, полученные в ходе расследования и рассмотрения других уголовных дел.

Если в поступившем сообщении имеется ссылка на наличие обстоятельств, предусмотренных п. 1-3 ч. 3 ст. 413 УПК РФ прокурор своим постановлением возбуждает производство ввиду вновь открывшихся обстоятельств, проводит соответствующую проверку, истребует копию приговора и справку суда о вступлении его в законную силу, а также постановления Конституционного суда Российской Федерации, Европейского суда по правам человека.

Если в сообщении указывается на иные новые обстоятельства, прокурор выносит постановление о возбуждении производства ввиду новых обстоятельств и производит расследование этих обстоятельств или дает соответствующее поручение следователю. При расследовании новых обстоятельств могут производиться следственные и иные процессуальные действия в порядке, установленном УПК РФ.

В случае признания Конституционным судом РФ закона, примененного судом в данном уголовном деле, не соответствующем Конституции РФ, либо установления Европейским судом по правам человека нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом Российской Федерации уголовного дела - пересмотр приговора, определения или постановления суда осуществляется Президиумом Верховного суда РФ по представлению Председателя Верховного суда РФ не позднее одного месяца со дня поступления данного представления. По результатам рассмотрения представления Президиум Верховного суда РФ отменяет или изменяет судебные решения по уголовному делу в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ или постановлением Европейского суда по правам человека. Копии постановления Президиума Верховного Суда РФ в течение 3 суток направляются в Конституционный Суд РФ, лицу, в отношении которого принято данное постановление, прокурору и Уполномоченному Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека.

По окончании проверки или расследования и при наличии основания для возобновления производства по уголовному делу прокурор направляет уголовное дело со своим заключением, а также копией приговора, либо решения Конституционного суда РФ, либо Европейского суда по правам человека, соответственно, и материалами проверки или расследования в соответствующий суд.

При отсутствии оснований для возобновления производства по уголовному делу прокурор своим постановлением прекращает возбужденное им производство. Постановление о прекращении производства доводится до сведения заинтересованных лиц. При этом им разъясняется право обжалования данного постановления в суд, который правомочен решать вопрос о возобновлении производства по данному уголовному делу ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств

8. Компетенция суда

В соответствии со ст. 417 УПК РФ, заключение прокурора о необходимости возобновления производства по уголовному делу ввиду вновь открывшихся обстоятельств рассматривается, в пределах своей компетенции, следующими судами:

1) приговора и постановления мирового судьи - районным судом;

2) приговора, определения, постановления районного суда - президиумом Верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа;

3) приговора, определения, постановления Верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа - Судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда РФ;

4) приговора, определения, постановления Судебной коллегии по уголовным делам или Военной коллегии Верховного суда РФ, вынесенного ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, - Кассационной коллегией Верховного суда РФ;

5) определения Кассационной коллегии Верховного суда РФ, а также определения Судебной коллегии по уголовным делам или Военной коллегии Верховного суда РФ, вынесенного ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда второй или надзорной инстанции, - Президиумом Верховного суда РФ;

6) приговора, определения, постановления гарнизонного военного суда - окружным (флотским) военным судом;

7) приговора, определения, постановления окружного (флотского) военного суда - Военной коллегией Верховного суда РФ.

Предыдущее рассмотрение уголовного дела в кассационном порядке или в порядке надзора не препятствует его рассмотрению той же судебной инстанцией в порядке возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Заключение прокурора о возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств рассматривается в судебном заседании в порядке рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции (ст. 407 УПК). Судья районного суда рассматривает заключение прокурора о возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств единолично в порядке, установленном ч.ч. 1-7 ст. 407 УПК РФ.

Рассмотрев заключение прокурора о возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, суд выносит одно из следующих решений:

1) об отмене приговора, определения суда или постановления судьи и передаче уголовного дела для производства нового судебного разбирательства;

2) об отмене приговора, определения или постановления суда и о прекращении уголовного дела;

3) об отклонении заключения прокурора (ст. 418 УПК).

После отмены судебных решений ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, судебное разбирательство по уголовному делу, а также обжалование новых судебных решений производится в общем порядке (ст. 419 УПК).


© 2010 Современные рефераты