p align="left">На прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №2202-1 в ред. от 28.11.2009 №303-ФЗ.
4.Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ
Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ определяются статьей 129 Конституции РФ и статьей 4 Федерального закона о прокуратуре, а также в нормативных актах Генерального прокурора РФ.
Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры составляют единую систему. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается (п. 3 статьи 11 Закона о прокуратуре). Каждый прокурор действует на соответствующей территории или (и) в сфере правовых отношений от имени Российской Федерации, наделен едиными полномочиями. Принцип единства проявляется в том, что вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей, принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить или отменить любое его решение, кроме случаев, специально предусмотренных законом.
Принцип централизации системы органов прокуратуры проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ. Он назначает на должность прокуроров субъектов РФ по согласованию с органами власти этих субъектов. Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность только Генеральным прокурором РФ. Независимо от порядка назначения, все прокуроры освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены ему и подотчетны. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих прокуроров и осуществляют контроль. Прокурор обязан представлять материалы и объяснения любому вышестоящему прокурору в силу действия принципа централизации и связанными с ним принципами подчиненности и подотчетности нижестоящих прокуроров вышестоящему и их всех - Генеральному прокурору РФ. Принцип независимости органов прокуратуры состоит в том, что все свои функциональные решения и действия каждый прокурор и следователь осуществляют только на основе закона, своего внутреннего убеждения и материалов проверок и расследований, осуществленных в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности их проведения.
Воздействие в какой-либо форме на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое ими решение или воспрепятствовать их деятельности влечет установленную законом ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную). Воспрепятствование деятельности прокурора или следователя может проявляться в недопущении их на территории и в помещения органов и учреждений, организаций; в ограничении доступа к их документам и материалам; в непредоставлении материалов и документов по запросам; отказе или умышленном затягивании проведения по поручению проверок, ревизий и т.д. Для преодоления воспрепятствования деятельности прокуратуры используются совокупность правовых средств - принудительный привод, выемка, использование помощи органов милиции, возбуждение производства об административном правонарушении.
Порядок и условия осуществления государственной защиты прокуроров и следователей определяются Федеральным законом от 20.04.1995 №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», а также иными нормативными правовыми актами. В органах прокуратуры создана служба обеспечения собственной безопасности и физической защиты их работников, принимаются иные меры по обеспечению безопасности прокуроров и следователей, членов их семей и имущества.
Прокуроры и следователи не могут быть членами выборных, назначаемых, создаваемых и иных органов, образуемых органами государственной власти и местного самоуправления.
Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, средств массовой информации (Например, статьи о деятельности и уголовных делах, расследуемых Тяжинским межрайонным следственным отделом, еженедельно публикуются в Тяжинской районной газете «Призыв»).
В целях обеспечения принципа гласности в со ставе Генеральной прокуратуры РФ создано структурное подразделение - Управление информации и общественных связей, на которое возложено информирование через печать, радио, телевидение и другие средства массовой информации граждан о состоянии законности в стране и отдельных ее регионах. Ограничение принципа гласности определяется конституционными требованиями, а также нормами федерального законодательства. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 №5485-1 «О государственной тайне» устанавливает специальные требования к осуществлению прокурорского надзора в этой сфере.
Принцип политической независимости (внепартийности) прокурорских работников сформулирован в п. 4 статьи 4 Закона о прокуратуре. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. В своей служебной деятельности прокуроры не связаны решениями любых общественных объединений. Конкретизацией принципа независимости прокуратуры является недопустимость совмещения прокурорскими работниками своей основной деятельности с иной деятельностью. Исключение составляет преподавательская, научная и творческая деятельность.
Принцип законности - главенствующий принцип деятельности прокуратуры, обеспечивающий верховенство закона, единство и укрепление законности. Одновременно он означает и обеспечение ее требований в деятельности самих органов прокуратуры.
В деятельности органов прокуратуры используются в качестве организационных зональный и предметный принципы.
Зональный принцип предполагает такую организацию, когда весь объем работы, возложенный на структурные подразделения аппаратов прокуратур, распределяется между конкретными их работниками по определенным территориальным участкам («зонам»). (Например, в следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре РФ по Кемеровской области имеются зональные прокуроры-криминалисты, за которыми закреплены разные районы области).
Предметный принцип означает такую организацию работы прокуроров, когда обязанности между ними распределяются по конкретным сферам правового регулирования. Имеются в виду законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие определенные группы правовых отношений, надзор за исполнением которых осуществляет прокуратура. (Например, должностные обязанности распределены между оперативными работниками прокуратуры Тяжинского района, Тяжинского межрайонного следственного отдела (Приложение 2).
5.Основные направления деятельности прокуратуры РФ
Основные направления деятельности прокуратуры обусловлены различными факторами политического, социально-экономического и иного характера. По своей значимости выделяют постоянные приоритетные направления деятельности и динамичные направления- с учетом состояния правовой ситуации в районе, городе, стране в целом.
К числу постоянных приоритетов относятся:
· соблюдение законов при издании правовых актов федеральными, региональными органами власти, на которые распространяется компетенция прокуратуры, органами местного самоуправления;
· надзор за исполнением законов прежде всего государственными органами, на которые возложено осуществление функций вневедомственного контроля за соблюдением законов, иных нормативных правовых актов;
· соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными Министерствами, службами и агентствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; особенно соблюдение прав и свобод несовершеннолетних граждан.
В соответствии с Законом о прокуратуре Генеральный прокурор издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ и порядок реализации мер материального и социального обеспечения этих работников. Регулируемые данными актами вопросы охватывают все важнейшие аспекты организационной деятельности системы прокуратуры.
6.Проблемы развития прокуратуры РФ
Сегодня прокуратура - это многофункциональный орган надзора за исполнением законов, имеющий необходимую правовую и организационно-распорядительную базу, подготовленные кадры, пусть далекие от идеальных, материально-технические и иные условия для своей деятельности. Что же вызывает неудовлетворенность? От каких пороков следует избавиться, чтобы идти дальше?.. Прокуратура все больше возвращается к тому, чтобы «влезать во все и заниматься всеми». Часть специалистов и практиков считают, что прокуратура в настоящих условиях должна обладать максимальными функциями и полномочиями и предлагают расширить их круг. Но, по мнению многих авторов, этого делать не следует. Сейчас прокуратура во многих сферах не в силах добиться заметных изменений в обеспечении требований законов, но нередко вынуждена отвечать за нерешенные обществом и государством проблемы укрепления правопорядка. Сегодня найти регион или сферу правовых отношений, где бы после мер прокурорского реагирования прочно утвердилась законность, весьма затруднительно. Далеко не все зависит только от прокуратуры. Низкий для России уровень правовых традиций, правовой культуры и правовой нигилизм сохраняют и, видимо, еще долго будут сохранять подчиненную и весьма зависимую роль права. По мнению А. Мыцыкова, Мыцыков А. Прокуратура. Проблемы развития//Законность. - 2000. - №3. - С.5. надо отказаться от широкозахватного надзора за исполнением законов, а взамен сосредоточить усилия на направлениях, делающих заметным общественно полезный результат прокурорских акаций - это противодействие правонарушениям, посягающим на базисные сектора социально-экономической жизни: государственная собственность, природные ресурсы, налоги, внешняя торговля, землепользование, банковская деятельность. Главное, чтобы эти сферы стали стратегией прокурорского надзора. В надзоре за законностью дознания, следствия и оперативно-розыскной деятельностью тоже устраивает далеко не все, так как прокуратуре приходится самой нести ответственность за раскрываемость и розыскные действия. Такое широкое поле деятельности лишает возможности сосредоточиться на актуальных делах и сформировало в общественном сознании устойчивое мнение о том, что прокуратура ответственна за результаты расследования едва ли не всех уголовных дел. Негативную лепту вносит и то, что во многом предписания приказов Генерального прокурора оказываются оторванными от надзорной практики, специфики региона, не обусловлены состоянием законности или даже наличием объектов надзора. Все это лишает прокурора субъекта Федерации возможности сосредоточить усилия на действительно актуальных для своего региона проблемах и вынуждает подходить к организации работы с позиции вынужденной «срочности» Казаков С. Нельзя объять необъятное//Законность. - 2000. - №4. - С.25.. Остро стоит проблема кадрового обеспечения прокуратуры. И причина вовсе не в том, что нет высококвалифицированных и морально устойчивых специалистов, а в недостатках практики их подбора. Джатиев В. Зачем России прокуратура?// Законность. - 2008. - №8. - С.32.
Я могу отметить ряд проблем, касающихся Следственного комитета при прокуратуре РФ и его подразделений, одной из них является проблема стабильности кадрового состава. А. Мыцыков Мыцыков А. Прокуратура. Проблемы развития//Законность. - 2000. - №3. - С.6. считает, что нужна программа закрепления следственных кадров, суть которой может быть сформулирована так: если тот или иной молодой специалист показал себя «божией милостью» следователем, он им и должен остаться. Но его необходимо выделять классными чинами, налоговыми, социальными льготами - тем, что будет работать на закрепление следователей, развивать стремление повышать профессионализм, а в конечном итоге создать стабильный следственный аппарат, создать специализацию следователей. Нужны существенные изменения в критериях оценок деятельности прокуроров. Престиж прокуратуры, ее социальная полезность наряду с другими факторами определяются конкретными результатами прокурорской деятельности в сфере упорядочения законности и защиты прав граждан.
7.Нравственные основы прокурорской деятельности
Определение моральных, нравственных норм - один из способов регулирования поведения людей в обществе, причем во всех сферах общественной жизни. ХХ век обозначил новые нравственные требования. Необходимость соблюдения нравственных норм непосредственно относится и к деятельности российских прокуроров. Властные полномочия, предоставленные им законом, многократно повышают их ответственность перед обществом за достойное выполнение своих обязанностей. Прокурор должен обладать высокими нравственными, морально-волевыми, психологическими качествами, поскольку личностные изъяны могут привести к опасным последствиям.
Закон о прокуратуре содержит конкретные нормы, определяющие нравственные требования к поведению прокуроров. В частности, п.1 статьи 40 установлено, что прокурором может быть лицо, которое, наряду с наличием российского гражданства и высшего юридического образования, полученного в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, должно обладать также необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также способное по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на него служебные обязанности. Лицо, впервые назначаемое на должность прокурора, принимает Присягу прокурора, в соответствии с которой обязуется, в частности, чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры. Последний абзац текста Присяги прокурора совершенно определенно указывает на то, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры. Требования к этике прокурора разработаны и утверждены на международном уровне - в соответствии со Стандартами профессионального поведения и ответственности прокуроров, принятыми 23 апреля 1999 года Международной ассоциацией прокуроров. Таким образом, на первый взгляд кажется, что требования соблюдения нравственных норм в деятельности прокуроров надлежащим образом облечены в правовые нормы.
Однако это не совсем так. Действующее законодательство не конкретизирует и не дает толкования тому, что же понимать под «необходимыми моральными качествами», (п. 1 ст. 40 Закона о прокуратуре), «соблюдением объективности и справедливости при решении судеб людей», «моральной чистотой», «внутренним убеждением» и «совестью» (на основании которых судьи, присяжные заседатели, а также прокурор, следователь и дознаватель оценивают доказательства - ст. 17 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Для разрешения данной проблемы вполне возможной представляется разработка и принятие корпоративного Кодекса прокурорской этики, приказа Генерального прокурора РФ, в котором возможно закрепить конкретные требования к поведению прокурорского работника. Карпов Н. Нравственные основы прокурорской деятельности// Законность. - 2008 .- №12. - С. 12-15.
В связи с тем, что я работаю в органах прокуратуры не первый год, считаю, что именно нравственность в поведении прокурорского работника играет важную роль в правовом воспитании детей, повышает доверие граждан к органам прокуратуры. Если этой компоненты нет - неизбежно появляется правовой нигилизм со всеми вытекающими из этого последствиями. Прокурорскому работнику необходимо понимать, что за каждым обращением гражданина скрывается личность с ее проблемами, и игнорирование их может привести порой к непоправимым для человека последствиям. Это я могу утверждать на собственном опыте.
Заключение
Прокуратура является органом государства, специально предназначенным для осуществления правоохраны совместно с другими органами. Прокуратура осуществляет правоохрану путем надзора, уголовного преследования и иных видов правоохраны. Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В Федеральном законе о прокуратуре отмечено, что приоритеты деятельности прокуратуры направлены, прежде всего, на защиту прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем органы прокуратуры отстаивают интересы общества и государства, которое призвано служить человеку и обществу, не противопоставляя их правам гражданина
Современная российская прокуратура не идеальна. Ей трудно, но она, как может, старается противостоять беззаконию. Укрепление российской прокуратуры и совершенствование ее деятельности возможны на основе конкретных и реализуемых принципов (идей), отражающих решимость государства обеспечивать законность в стране и не допускающих каких-либо отступлений от них в чьих бы то ни было интересах.
Cписок литературы
10.1 Список нормативно-правовых актов
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ);
2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. №2202-1 в ред. Федеральных законов от 28.11.2009 №303-ФЗ;
3. Федеральный закон «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 г. №138-ФЗ;
4.Федеральный закон «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 г. №223-ФЗ;
5. Федеральный закон «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 г. №63-ФЗ;
6. Федеральный закон «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 г. №174-ФЗ;
7. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 05.06.2007 №87-ФЗ;
8. Конвенция о правах ребенка. Конвенция одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., подписана от имени СССР 26 января 1990 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. августа 1990 г. Конвенция вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.
9. Закон Кемеровской области от 05 06.1997 №10-ОЗ. Устав Кемеровской области в ред. Законов Кемеровской области от 29.06. 2009 №71-ФЗ. Принят Законодательным Собранием Кемеровской области 09.04.1997
10.2 Учебники
1. Правоохранительные органы России. Учебник/ под ред.В.П. Божьева. - М., 2009.
2. Прокурорский надзор. Учебник/ под ред. О.А. Галустьяна, О.В. Ендольцевой, Н.Х. Сафиуллина. - М., 2009.
10.3 Научные статьи
1. Говорков, Н. Хотели сделать лучше… /Законность.- 2008. - №7.- С.31-33.
2. Джатиев, В. Зачем России прокуратура?/ Законность. - 2008. - №8. - С.30-32.
3. Казаков, С. Нельзя объять необъятное/ Законность. - 2000. - №4. - С.25-27.
4. Карпов, Н. Нравственные основы прокурорской деятельности/Законность. - 2008 .- №12. - С. 12-15.
5. Ломовский, В. Какой власти принадлежит прокуратура? /Российская юстиция. - 2001. - №9. - С.21-23.
6. Мельников, Н.В. Прокурорская власть / Государство и право. - 2002. - №2. - С.14-20.
7. Мыцыков, А. Прокуратура. Проблемы развития/Законность. - 2000. - №3. - С.4-7.
Задания для выполнения контрольных работ по курсу
«Правоохранительные органы» для студентов ОЗО и второго высшего образования
Вариант 3 (У-Я)
Задача 1. На сессии Государственного Собрания (Эл- Курултай) Республики Алтай был принят Закон Республики Алтай «О регулировании трудовых отношений на территории Республики Алтай», который содержал нормы, противоречащие Трудовому кодексу Российской Федерации. Участвовавший в работе сессии заместитель прокурора республики обращал внимание депутатов на противоречия федеральному законодательству, но депутаты приняли закон в предложенном варианте, сославшись на то, что он в большей степени, чем федеральный закон, соответствует местным условиям.
Каковы полномочия прокурора в данном случае? О каком направлении деятельности прокуратуры идет речь в данной задаче?
Ответ: Согласно ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №2202-1 (в ред. от 28.11.2009) прокурор или его заместитель должен принести протест на противоречащий закону правовой акт в представительный (законодательный) орган - Государственное Собрание (Эл- Курултай) Республики Алтай, или должен обратиться в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании Государственного Собрания (Эл- Курултай) Республики Алтай, о результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. О дне заседания Государственного Собрания (Эл-Курултай) Республики Алтай сообщается прокурору, принесшему протест. Направление деятельности прокуратуры - прокурорский надзор, а именно надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Источник: Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №2202-1 (в ред. от 28.11.2009), ст. 23, п.2 ст. 1.
Задача 2. К прокурору района 5 июля 2002 года явился следователь следственного отдела РУВД с материалом проверки поступившего в дежурную часть РУВД сообщения о совершенном разбое. Во время работы по поступившему сообщению экипажем патрульно-постовой службы был доставлен в дежурную часть гражданин Акентьев, на которого очевидцы указали как на лицо, совершившее разбой. При досмотре у Акентьева был обнаружен самодельный пистолет. Следователь представил прокурору вынесенное постановление о возбуждении уголовного дела и предложил решить вопрос о заключении Акентьева под стражу. Каковы должны быть действия прокурора?
Ответ: На основании ст. 4 Уголовно-процессуального кодекса РФ при производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения. Условиями задачи задана дата 05.07.2002 года. На тот момент действовал Федеральный закон «Уголовно-процессуальный кодекс РФ» от 18.12.2001 №174-ФЗ в редакции Федеральных законов от 29.05.2002 №58-ФЗ.
На основании п. 3 ст. 108 УПК РФ в редакции Федеральных законов от 29.05.2002 №58-ФЗ при необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу прокурор должен дать на это согласие. На основании п.4 ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса РФ постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда с обязательным участием прокурора. Участие прокурора обязательно в судебном заседании, он дает свое заключение по обоснованности ходатайства.
В настоящее время данная редакция УПК не действует.
Источник: Федеральный закон «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 №174-ФЗ в редакции Федеральных законов от 29.05.2002 №58-ФЗ.
На основании п. 3 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ предварительное следствие по уголовному делу о преступлении, предусмотренном ст. 162 Уголовного кодекса РФ, производится следователями органов внутренних дел РФ. На основании п. 1 ст. 91 Уголовно-процессуального кодекса РФ следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Гражданин Акентьев был задержан на основании того, что очевидцы указали на него как на лицо, совершившее преступление, при нем был обнаружен самодельный пистолет. На основании п. 1 ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса РФ заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. П. 1 ст. 162 Уголовного кодекса РФ предусматривает лишение свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
На основании п. 3 ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса РФ следователь с согласия руководителя следственного органа возбуждают перед судом соответствующее ходатайство. В постановлении излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства (копия постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству, копия рапорта, копия паспорта или формы №1, копия сообщения о задержании подозреваемого, сведения о судимости из ИЦ ГУВД, справки психиатра и нарколога, характеристики участкового уполномоченного ОВД, копии приговоров суда (если есть), копия протокола задержания подозреваемого, копия постановления о назначении защитника, копия ордера адвоката, копия протокола допроса подозреваемого, копия протокола явки с повинной). Копия ходатайства и прилагаемых к нему материалов направляются прокурору. На основании п.4 ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса РФ постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда с обязательным участием прокурора. В начале заседания судья объявляет, какое ходатайство подлежит рассмотрению, разъясняет явившимся в судебное заседание лицам их права и обязанности. Затем прокурор либо по его поручению лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает его.
Источники: Федеральный закон «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 г. №63-ФЗ, Федеральный закон «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 г. №174-ФЗ.
1. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Ст. 21.
2. Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Ст. 50, 51.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
В соответствии с планом изучения курса правоохранительные органы студенты должны выполнить контрольную работу по одной из предлагаемых ниже тем. Написание контрольной работы позволит глубже уяснить одну из предлагаемых проблем в рамках указанного курса.
Написание контрольной работы - это процесс, включающий в себя несколько этапов:
Ш сбор, анализ и обобщение материалов исследования;
Ш выработка студентом собственных суждений по рассматриваемому вопросу, что предполагает формирование критического отношения к существующим научным позициям и юридической практике, формулировку выводов и рекомендаций по их улучшению;
Ш решение практического либо теоретического задания с использованием нормативной и доктринальной аргументации.
Для успешного написания контрольной работы необходимо использовать рекомендованную литературу, самостоятельно просмотреть новейшие исследования в данной области, использовать нормативные источники и учебно-методические материалы, указанные в программе курса «Правоохранительные органы»
Кроме того, желательно использовать материалы центральной и местной печати, научные и публицистические статьи в журналах: «Российская юстиция», «Законность», «Журнал российского права», «Российский юридический журнал», «Государство и право», «Правоведение» и др.
Фактический материал и примеры могут быть приведены как на момент написания работы, так и с использованием архивных данных и исторического материала. Без конкретных примеров по теме работа не может получить положительной оценки.
Подбор информационных материалов для написания контрольной работы следует рассматривать как начало необходимого и постоянного в дальнейшей профессиональной деятельности юриста процесса накопления информации.
Сбор, анализ и обобщение материалов по теме - один из самых сложных и трудоемких этапов деятельности студента, так как предстоит ознакомиться не только с нормативно-правовым материалом, но и с большим количеством монографических и соавторских работ.
Прежде всего, необходимо обратиться к учебникам и учебным пособиям для высших учебных заведений, а затем переходить к иным источникам научной, специальной и иной литературы. Сбор материала предполагает и приобретение оригинальных источников в личную библиотеку, а также создание картотеки, позволяющей выход на библиотечные фонды. Ознакомление с источником следует проводить на основе методики анализа. Это позволяет усвоить содержание, взаимосвязь, подчиненность и соподчиненность материалов.
В процессе исследования нормативно-правовых актов и литературных источников целесообразно делать выписки, которые затем классифицируются и систематизируются студентом по отношению к теме контрольной работы. Пользу могут принести составление конспекта, представляющего собой обзор книги или отдельной главы, подчеркивание нужных частей текста, заметки на полях.
Изученный, проанализированный и обобщенный таким образом, материал должен лечь в основу логически выстроенной системы сведений по существу темы контрольной работы.
Контрольная работа должна:
Ш носить творческий характер с использованием актуальных статистических данных и действующих нормативных правовых актов;
Ш отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов;
Ш отражать умения студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативно-правовыми актами;
Ш быть правильно оформлена (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок, списка литературы и нормативно-правовых актов, аккуратность исполнения).
Цель контрольной работы: систематизация, закрепление и расширение исторических, теоретических и практических знаний студента в области правоохранительных органов, применение этих знаний в будущей работе.
Тема контрольной работы выбирается не произвольно, а по первым двум буквам Вашей фамилии. Объем работы не должен превышать 30 страниц. Работу следует сдавать в напечатанном виде (в крайнем случае - писать разборчиво), отмечая сноски и список использованной литературы. Контрольные работы, не соответствующие данным требованиям, возвращаются студентам без рецензирования.
Кроме приведенного списка литературы и нормативного материала к работе, Вы можете обратиться к Программе курса, где приводится перечень основных учебников и сборников документов.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ
Контрольная работа является одной их форм учебного процесса, научной работы и предусматривается учебным планом по отдельным темам дисциплины.
При написании контрольной работы преследуются следующие цели:
1. Углубленное усвоение студентом лекционного курса, отдельных институтов, актуальных вопросов административного права;
2. Приобретение навыков творческого подхода к самостоятельному изучению, поиску специальной и нормативной литературы по конкретной теме, а также практики применения действующего законодательства судебными, административными органами, организациями;
3. Развитие способностей увязывать вопросы теории административного права с практикой применения административно-правовых норм, делать обобщения, выводы, предложения по совершенствованию теории и практики действующего законодательства.
Студенту предоставляется право выбора контрольной работы в соответствии с утвержденной примерной тематикой. Студент может предложить свою тему с мотивировкой целесообразности ее написания. Однако для охвата всей тематики контрольных работ, написание контрольной работы по одной теме ограничивается числом студентов (на одну тему - не более 5 студентов).
Написание контрольной работы осуществляется под руководством преподавателя - научного руководителя. Студент с участием руководителя уточняет круг вопросов, подлежащих изучению, составляет план работы, определяет ее структуру, сроки выполнения, необходимую специальную и нормативную литературу и другие материалы (практики применения законодательства, результаты экспериментов и др.).
Структура контрольной работы должна способствовать раскрытию избранной темы.
Структурными элементами контрольной работы являются:
1. Титульный лист;
2. Содержание;
3. Введение;
4. Основная часть (состоит из вопросов и задач (заданий);
5. Заключение;
6. Список использованной литературы;
Общий объем контрольной работы должен быть в пределах 10-13 страниц машинописного текста. В тексте контрольной работы не должно быть сокращений слов, за исключением общепринятых. Допускается рукописное написание контрольной работы разборчивым почерком
Все структурные элементы контрольной работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязи.
Контрольная работа подписывается студентом и руководителем на титульном листе с указанием даты.
Преподаватель - научный руководитель проверяет выполненную студентом контрольную работу в срок до 10 дней и дает по ней письменное заключение - рецензию, где делается вывод, допускается ли работа к защите и выставляет оценку: «зачтено» / «незачтено»
Контрольная работа должна быть защищена до сдачи экзамена.
Контрольная работа должна быть правильно оформлена: на писчей бумаге стандартного формата на одной стороне листа, которые сшиваются в папке-скоросшивателе или переплетаются.
Отдельные темы контрольных работ и их варианты приведены ниже. Примерная тематика дана также в рабочей программе по дисциплине.