Рефераты

Рассмотрение дел об административных правонарушениях арбитражными судами

p align="left">В судебной практике разрешен вопрос о соотношении срока давности привлечения к административной ответственности - материального срока и 15-дневного срока рассмотрения дела об административном правонарушении. Как было отмечено по одному из дел, «заявление административного органа о привлечении Общества к административной ответственности рассмотрено судом в установленный процессуальный срок, однако, на момент вынесения судебного решения (05.02.2007) истек срок давности привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, в связи с чем суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении заявления налогового органа по указанному основанию» Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19 сентября 2007 г. N А68-274/07-30/5 // СПС «Гарант». .

Этот срок может быть продлен арбитражным судом (но не более чем на месяц) по ходатайству лиц, участвующих в деле, или в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела, о чем выносится определение. Разумеется, такое продление лишено смысла, если истек срок давности для привлечения к административной ответственности.

После назначения дела к слушанию арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле. Однако неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Обязательной может быть признана явка в судебное заседание представителя административного органа, а также лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. Эти лица в таком случае вызываются для дачи объяснений. Поскольку юридические лица участвуют в процессе через своих представителей, постольку судья может признать обязательным их присутствие в судебном заседании (ч. 4 ст. 25.4 КоАП РФ). Если арбитражный суд признал явку участвующих в деле лиц обязательной, а названные лица не явились в судебное заседание, происходит отложение дела по определению судьи.

Неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения штрафа. «В то же время невыполнение указания суда о явке в предварительное судебное заседание по делам, возникающим из публичных правоотношений, не рассматривается как основание для наложения судебного штрафа. Например, в Постановлении ФАС Московского округа от 03.02.2004 N КА-А40/222-04 указано, что "ответственность за неисполнение определения суда о назначении предварительного судебного заседания или за неявку представителя в предварительное судебное заседание АПК РФ не установлена"» Приходько А. Предложение, от которого можно отказаться // эж-ЮРИСТ. 2006. №10. С. 7. .

КоАП РФ предусматривает также возможность привода. В том случае, если рассмотрение дела отложено в связи с неявкой без уважительной причины физического лица или представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также свидетеля и если их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, рассматривающий дело, выносит определение о приводе указанных лиц (ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ).

В части 2 ст. 27.15 КоАП РФ установлено, что привод осуществляется органом внутренних дел (милицией) на основании определения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел. На основании Инструкции по организации работы участкового уполномоченного милиции, утвержденной приказом МВД РФ от 16 сентября 2002 г. № 900 Приказ МВД РФ от 16 сентября 2002 г. № 900 "О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции" (с изменениями от 30 марта 2006 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. № 1; 2006. № 22., участковому уполномоченному предоставлено право осуществлять привод граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову, в случаях предусмотренных законодательством об административных правонарушениях. В целях реализации ч. 2 ст. 27.15 КоАП РФ, а также УПК РФ приказом МВД России от 21 июня 2003 г. № 438 Приказ МВД РФ от 21 июня 2003 г. № 438 "Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. № 47. утверждена Инструкция о порядке осуществления привода. Привод осуществляется органом внутренних дел (милицией) на основании определения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном МВД РФ.

Однако и в данном случае возникает коллизия норм арбитражно-процессуального и административного законодательства, так как исполнение судебных актов должно производиться в порядке, установленном статьей 318 АПК РФ и ФЗ об исполнительном производстве Федеральный закон от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" // Собрание законодательства РФ. 2007. №41. Ст. 4849. .

Порядок проведения судебного заседания, а также исследование доказательств по делам о привлечении к административной ответственности производятся арбитражным судом по правилам, установленным в АПК РФ для искового производства в суде первой инстанции.

Исследование и оценка доказательств - одна из центральных проблем данной категории споров.

Во-первых, споры о привлечении к административной ответственности имеют специфический предмет доказывания. КоАП РФ устанавливает правило о предмете доказывания по любому административному делу. С учетом этого можно говорить о модели предмета доказывания для абстрактного дела о привлечении к административной ответственности.

В предмет доказывания по любому делу о привлечении к административной ответственности включается ряд обязательных обстоятельств, подлежащих установлению (ст. 26.1 КоАП, ч. 6 ст. 205 АПК).

1. Событие административного правонарушения. Например, согласно ст. 6.14 КоАП РФ событием административного правонарушения является производство или оборот алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующей государственным стандартам, санитарным правилам и гигиеническим нормативам. Следовательно, в предмет доказывания в качестве события административного правонарушения включается факт производства или оборота названной продукции. Если такого факта нет, то нельзя говорить и о применении ответственности. Событие административного правонарушения фиксируется в протоколе об административных правонарушениях. В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное (в форме умысла или неосторожности) действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установил административную ответственность.

2. Наличие состава административного правонарушения. При этом «диспозиция норм, предусматривающих ответственность за конкретный вид административных правонарушений, не содержит определения всех составляющих состава правонарушения, поэтому для верного определения наличия состава требуется прибегать к нормам общей части административного законодательства» Титова Г. Применение административной ответственности // Финансовая газета. 2004. №48. С. 3. .

Для определения объекта административного правонарушения требуется определить вид общественных отношений, охраняемых административным взысканием. Так, например, правонарушение, связанное с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, нарушает общественные интересы в области охраны здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Объективная сторона - это противоправное деяние или бездействие субъекта (в результате которого причинен вред охраняемым общественным отношениям), а также причинная связь между действиями и причиненным вредом. Здесь же проверяется соответствие неправомерных действий диспозиции той статьи, которая предусматривает ответственность за правонарушение, характер и размер причиненного административным правонарушением ущерба. Деятельность субъекта должна быть связана с предпринимательской или с иной экономической деятельностью. Эти обстоятельства суд должен выяснять при принятии заявления, но в этот момент достаточно сложно установить характер деятельности. Кроме того, в ходе судебного разбирательства может быть подвергнут проверке и правовой статус. Если будет установлено, что дело возбуждено, а правонарушение не связано с предпринимательской деятельностью или иной экономической деятельностью, производство по делу должно быть прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, поскольку дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Необходимость доказывания сферы деятельности - предпринимательской или иной экономической деятельности - носит универсальный характер, распространяясь на все дела. Так, по одному из дел суды нижестоящих инстанций исходили из того, что не доказано, что хранившаяся без документов алкогольная продукция предназначалась для предпринимательских целей истца. Однако, как отметила кассационная инстанция, в деле имеется постановление, которым алкогольная продукция, изъятая у предпринимателя, была конфискована и уничтожена как находившаяся в незаконном обороте. Выводы, сделанные в данном постановлении, могут иметь значение для правильного разрешения спора, а оценка ему арбитражным судом не дана. Следовательно, не установлены все обстоятельства дела Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 февраля 2002 г. N Ф09-244/02АК // СПС «Гарант». .

Субъектами административной ответственности по делам, подведомственным арбитражным судам, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели. АПК РФ факт совершения административного правонарушения определенным субъектом связывает также с фактом составления в отношении его протокола об административном правонарушении. Здесь присутствует совокупность фактов - наличие надлежащего субъекта административной ответственности и протокола об административном правонарушении относительно именно данного субъекта. Наличие протокола об административном правонарушении само по себе свидетельствует о существовании необходимого доказательства, но, говоря о предмете доказывания, важно, чтобы протокол был составлен именно относительно субъекта, совершившего административное правонарушение, подлежащее наложению взыскания арбитражным судом по данному делу. Во многих делах, подведомственных арбитражному суду, составлению протокола предшествует проверка. Соответственно, арбитражный суд вправе затребовать материалы проверки из соответствующего органа в порядке, предусмотренном ст. 66 АПК РФ.

Субъективная сторона - должна быть установлена в арбитражном суде и отражена в судебном решении. В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, речь идет не о психологической теории вины с ее категориями умысла и неосторожности, а о теории объективной вины, применимой к юридическим лицам.

Состав административного правонарушения не охватывает обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность субъекта, обстоятельства, исключающие ответственность, поэтому перечисленные обстоятельства должны быть установлены судом отдельно.

3. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Круг этих обстоятельств установлен в ст. 4.2 КоАП РФ Важно, что судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Федерации об административных правонарушениях.

При применении нормы, определяющей обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и определении конкретного размера штрафа судам необходимо исходить из того, что в силу ч. 1 и 2 ст. 4.1 КоАП РФ размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса (абз. 2 п. 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. №2 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (с изменениями от 2 июня 2004 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2003. №3; 2004. №8. ).

4. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Эти обстоятельства установлены в ст. 4.3 КоАП РФ.

5. Отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу. Статья 24.5 КоАП РФ устанавливает следующие обстоятельства, исключающие производство по делу: 1) отсутствие события административного правонарушения; 2) отсутствие состава административного правонарушения или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); 3) действия лица в состоянии крайней необходимости; 4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; 5) отмена закона, установившего административную ответственность; 6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. 7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; 8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Особо хотелось бы остановиться на следующей категории обстоятельств, перечисленных выше. Согласно п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Поэтому при принятии решения по делу суд должен проверить, не истекли ли сроки, установленные ч. 1 и 3 ст. 4.5 КоАП РФ.

В ходе такой проверки необходимо учитывать положения ч. 5 этой статьи, предусматривающей основания и порядок приостановления сроков давности привлечения к административной ответственности.

Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд, в случае их пропуска, принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).

При проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. №2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (с изменениями от 2 июня 2004 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2003. №3; 2004. №8. .

В том случае, если протокол об административном правонарушении (материалы, приложенные к нему) составлен лицом, не уполномоченным на то, арбитражный суд возвращает его в орган или должностному лицу, которые составили протокол, для устранения недостатков. Соответствующее должностное лицо в силу закона (ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ) должно устранить недостатки в срок не более трех суток со дня поступления протокола. И затем в течение суток после устранения недостатков должностное лицо должно вернуть данные документы в арбитражный суд.

7. Отсутствие применения мер административного взыскания к тому же субъекту за совершение того же административного правонарушения.

8. Имущественное положение индивидуального предпринимателя и юридического лица. Данный вывод следует из содержания ст. 4.1 КоАП РФ, согласно которой при назначении административного наказания физическому лицу учитываются, в частности, личность виновного, его имущественное положение. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица. Однако если первое положение вопросов не вызывает, то второе - представляется странным. Гражданское законодательство рассматривает юридическое лицо как «персонифицированное имущество» Авилов Г.Е., Суханов Е.А. Юридические лица в современном гражданском праве // Вестник гражданского права. 2006. №1. С. 34. , которое его учредители обособили для участия в гражданском обороте. Поэтому назначение наказания в зависимости, например, от того, какой у юридического лица уставный капитал, как в данный момент распределяются его активы и пассивы - не имеет ничего общего с принципом справедливости наказания.

9. Другие обстоятельства, имеющие отношение к делу.

АПК РФ устанавливает определенные особенности в распределении обязанностей по доказыванию. Так, по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (ч. 5 ст. 205 АПК РФ).

Каждая сторона в силу обязанностей по доказыванию должна представить арбитражному суду необходимые доказательства. В случае непредставления административным органом, составившим протокол, доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать доказательства от указанного органа по своей инициативе. Истребование доказательств осуществляется по правилам, установленным в ст. 66 АПК РФ.

На распределение обязанностей доказывания оказывает влияние действующая презумпция невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ, ч. 6 ст. 108 НК РФ Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (далее - НК РФ) (с изменениями от 17 мая 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. №31. Ст. 3824; 2007. №23. Ст. 2691. ). Статья 1.5 КоАП РФ дает толкование действия презумпции невиновности. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Следовательно, обязанность доказывания виновности лица, совершившего административное правонарушение, лежит на административном органе, обращающемся в суд с заявлением о наложении на это лицо административной ответственности.

В силу АПК РФ и КоАП РФ доказательствами по делу являются сведения о фактах, с помощью которых устанавливаются обстоятельства, входящие в предмет доказывания. Обязательными (или необходимыми) доказательствами по делам о привлечении к административной ответственности являются следующие:

1) протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы. Эти материалы разнятся в зависимости от категории дела (ими могут быть заключения экспертов, письменные объяснения и пр.). Практически из протокола и приложенных к нему документов должно вытекать то, что есть событие и состав административного правонарушения;

2) документы, подтверждающие статус индивидуального предпринимателя или юридического лица (свидетельство о регистрации);

3) подтверждение того, что административное правонарушение связано с предпринимательской или иной экономической деятельностью. Это подтверждение может быть и в протоколе об административном правонарушении, но не обязательно. Например, «по делам, связанным с производством этилового спирта, производитель и он же субъект ответственности предъявляет лицензию на данный вид деятельности, выписку (копию) из учредительных документов, из которых следует, что данный субъект вправе заниматься производством этилового спирта, и т.д.» Рассмотрение арбитражными судами дел об административных правонарушениях. Комментарий законодательства. Обзор практики. Рекомендации / Под ред. Э.Н. Ренова. М.: Норма, 2003. С. 211. ;

4) объяснения лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. Объяснения могут стать необходимыми доказательствами, если без них судья не может установить обстоятельства дела, подлежащие доказыванию;

5) доказательства, подтверждающие или опровергающие наличие иных обстоятельств дела. Например, ими могут быть письменные объяснения и замечания на протокол об административной ответственности субъекта этой ответственности, данные после ознакомления составленного в его адрес протокола об административном правонарушении; заключения экспертов, допустим, подтверждающие факт производства спиртосодержащей продукции, не соответствующей установленным стандартам, и т.д. Так, Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. №864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию" Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. №864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию" (с изменениями от 16 июня 2006 г.) // Собрание законодательства РФ. 2006. №3. Ст. 299; 2006. №25. Ст. 2737. были утверждены форма справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и правила ее заполнения, что также является доказательством по соответствующей категории дел.

В отношении всех видов доказательств применимы правила, предусмотренные гл. 7 АПК РФ. Доказательства, определенные в АПК РФ и КоАП РФ, во многом совпадают. Это и письменные доказательства, среди которых обязательным является протокол об административном правонарушении, а также иные протоколы, предусмотренные КоАП РФ, документы, приобщенные к протоколу, и т.д. Кроме того, среди видов доказательств - объяснения лиц, участвующих в деле; показания свидетелей; заключение эксперта; вещественные доказательства; иные документы, включая показания специальных технических средств.

Спецификой доказательств по данной категории дел является то, что объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело в арбитражном суде, а также свидетелей могут быть выражены как в устной, так и в письменной форме. В качестве приложения к протоколу об административном правонарушении могут выступать объяснения лица, в адрес которого составлен протокол, его замечания на протокол. Письменные объяснения свидетеля могут быть также приложены к протоколу об административном правонарушении.

Кроме того, в самом протоколе отражаются как объяснения лица, в отношении которого составлен протокол, так и свидетелей. Следует, однако, отметить, что Президиум ВАС РФ допустил возможность составления протокола об административном правонарушении и без объяснений, и даже - в отсутствие законного представителя юридического лица в случае, когда имеются данные о его надлежащем извещении Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 августа 2003 г. N 1242/03 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2004. №1. С. 21. .

Наличие письменных объяснений названных лиц не препятствует суду вызвать их для дачи соответственно объяснений и показаний в судебном заседании.

При проведении административных действий привлекаются понятые (ст. 25.7 КоАП РФ). Однако при необходимости их допроса в арбитражном процессе они вызываются и выступают в качестве свидетелей по делу.

Особо следует сказать о протоколе об административном правонарушении как письменном доказательстве, который является необходимым доказательством по делам о привлечении к административной ответственности. КоАП РФ устанавливает требования, которым должен соответствовать протокол, а также факты, которые должны в нем отражаться. Протокол об административном правонарушении по общему правилу составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ).

Из этого правила названной статьей установлено два исключения. Во-первых, возможно составление протокола в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе (ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ). Во-вторых, при проведении административного расследования протокол составляется после завершения расследования (ч. 3 ст. 28.5 КоАП РФ).

Однако это лишь модель предмета доказывания, приемлемая для привлечения к административной ответственности по любому делу. И даже она не исчерпывает все обстоятельства, подлежащие установлению. Так же как и по исковым делам, источником формирования предмета доказывания по административным делам являются основания требований и возражений на них.

Особо следует сказать о независимости усмотрения суда в оценке доказательств. Так, по одному из дел суд квалифицировал как малозначительные «правонарушения, нашедшие свое подтверждение в материалах дела (в протоколах собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов не указаны: полное наименование должника и его местонахождение; арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве; номер дела; список участников собрания кредиторов. Эти сведения содержатся в приложениях к протоколам). Иных нарушений Закона о банкротстве суд не установил» Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 октября 2007 г. №12909/07 // СПС «Гарант». , следствием чего стал отказ Суда в удовлетворении заявления государственного органа (Управления ФРФ).

Решение по делу также должно соответствовать требованиям, установленным общей частью АПК применительно к судебным решениям, и состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей (ст. 170 АПК РФ). Арбитражный суд, рассмотрев заявление о привлечении к административной ответственности, может прийти к двум возможным выводам: 1) привлечь к административной ответственности или 2) отказать в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Если арбитражный суд пришел к выводу о привлечении субъекта к административной ответственности, то резолютивная часть решения должна содержать следующие сведения, предусмотренные ч. 3 ст. 206 АПК: 1) наименование лица, привлеченного к административной ответственности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; 2) нормы закона, на основании которых данное лицо привлекается к административной ответственности; 3) вид административного наказания и санкции, возложенные на лицо, привлеченное к административной ответственности.

Копия решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности направляется арбитражным судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд может направить копию решения также в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган (ч. 5 ст. 206 АПК РФ).

Решение суда о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия. Это укороченный срок, так как по общему правилу он составляет месяц со дня принятия, если не подана апелляционная жалоба (ч. 1 ст. 180 АПК РФ).

Арбитражное процессуальное законодательство установило апелляционный порядок обжалования решений о привлечении к административной ответственности. Поскольку законом установлен десятидневный срок для вступления решения о привлечении к административной ответственности, то именно в течение этого срока может быть подана апелляционная жалоба. На апелляционный пересмотр судебного решения распространяются уже общие правила, установленные АПК РФ.

Глава 3. Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности

3.1 Возбуждение арбитражными судами дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности

Право на обжалование привлечения к административной ответственности вытекает из конституционного права, предусмотренного ч. 2 ст. 46 Конституции РФ: "Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд".

Возбуждение дела об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности связано с совершением судьей ряда действий по определению того, есть ли основания для возбуждения дела в арбитражном суде.

Законодательно установлен срок подачи заявления в арбитражный суд на оспариваемый акт о привлечении к административной ответственности - в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом (ч. 2 ст. 208 АПК РФ). Соответственно КоАП РФ также установил десятисуточный срок обжалования действий административных органов о привлечении к административной ответственности, уточнив при этом, что срок исчисляется с момента вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). «В силу административного законодательства постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела» Воинов В.В., Трунтаева К.А. О допустимости судебного обжалования не вступившего в силу решения налогового органа // Налоговед. 2007. №12. С. 33. . Копия постановления по делу вручается под расписку представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или его представителю, в отношении которых оно вынесено, или по их просьбе высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Указанный выше десятидневный срок - это срок, установленный для обжалования постановления о привлечении к административной ответственности. Если постановление не обжаловано, то по истечении 10 суток оно вступает в законную силу. Заявление подается или через административный орган, вынесший постановление о наложении взыскания, или непосредственно в суд согласно установленной подсудности.

В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен арбитражным судом по общим правилам, установленным АПК РФ по ходатайству заявителя.

Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности должно соответствовать требованиям, указанным в АПК РФ, среди которых можно выделить общие требования, предъявляемые ко всем заявлениям, искам, и специфические, продиктованные особенностями рассмотрения дел данной категории.

Общие требования к заявлению (ч. 1, п. 1, 2, 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК РФ) следующие.

1. Заявление должно быть оформлено в письменной форме и подано в арбитражный суд заявителем или его представителем. В силу того что юридические лица участвуют в процессе только через представителя (обязательное представительство), то заявитель может лично подавать заявление лишь в том случае, если речь идет об индивидуальном предпринимателе. Однако и он может действовать через своего представителя. Арбитражный судья проверяет полномочия представителей и лиц, участвующих в деле, в порядке, установленном ст. 63 АПК РФ, которая определяет процедуру признания полномочий лиц, участвующих в деле, их представителей и допуска их к участию в судебном заседании. Данные действия совершаются на основании исследования представленных документов, подтверждающих полномочия и удостоверяющих личность участвующих в деле лиц и их представителей.

При участии в деле представителя суд проверяет его полномочия. «В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ). Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым… представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является… Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника… Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является» Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. №10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (с изменениями от 26 июля 2007 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2004. №8; 2007. №8, №9. .

2. В заявлении должны быть указаны: 1) наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление; 2) наименование заявителя, его место нахождения; если истцом является гражданин - его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; 3) перечень прилагаемых к заявлению документов. Среди этих документов в обязательном порядке должен быть приложен текст оспариваемого решения административного органа о привлечении к административной ответственности.

3. Уведомление о вручении другим лицам, участвующим в деле, копии заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом. Это правило уточняется в ч. 2 ст. 209 АПК РФ: к заявлению прилагаются уведомление о вручении или иной документ, подтверждающий направление копии заявления об оспаривании решения в административный орган, его принявший.

Специфика заявлений об оспаривании решений административных органов о наложении административного взыскания (ст. 209 АПК РФ) состоит в том, что в них должно быть указано следующее Сергеев Ю.В. Особенности реализации административного судопроизводства в арбитражных судах // Право и экономика. 2006. №8. С. 12. :

1) наименование административного органа, принявшего оспариваемое решение;

2) название, номер, дата принятия оспариваемого решения и иные сведения о нем;

3) права и законные интересы заявителя, которые нарушены, по его мнению, оспариваемым решением;

4) требование заявителя и основания, по которым он оспаривает решение административного органа.

Поскольку арбитражный суд может приостановить исполнение оспариваемого решения, постольку заявитель вправе обратиться с таким ходатайством.

НК РФ не освободил заявителя, оспаривающего наложение на него административного взыскания, от уплаты государственной пошлины. Согласно статье 333.21 НК РФ, она составляет 100 рублей для физических лиц и 2000 рублей для организаций. «При применении этого положения следует иметь в виду, что в соответствии с частью 2 статьи 329 АПК РФ заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагаются. Упомянутая норма АПК РФ не утратила юридической силы после введения в действие главы 25.3 Кодекса, о чем, исходя из универсальности воли законодателя, свидетельствует содержание подпункта 7 пункта 1 статьи 333.36 Кодекса, предусматривающего освобождение от уплаты государственной пошлины жалоб на действия судебного пристава-исполнителя, направленных в суды общей юрисдикции и мировым судьям. Из содержания части 2 статьи 329 АПК РФ, кроме того, следует, что по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы» Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 мая 2005 г. №91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2005. №7. С. 9. .

Однако в случае удовлетворения заявления «уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу» Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 марта 2007 г. №117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2007. №4. С. 34. .

О принятии заявления арбитражный суд выносит определение, которым возбуждается производство по делу. В определении указывается на подготовку дела к судебному разбирательству, действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки их совершения. Копии определения о принятии заявления к производству арбитражного суда направляются лицам, участвующим в деле, не позднее следующего дня после дня его вынесения (ст. 127 АПК РФ).

Однако, если заявление подано с нарушением ст. 125, 126, 204 АПК РФ, арбитражный суд оставляет заявление без движения, устанавливая срок, в течение которого должны быть устранены недостатки (ст. 128 АПК РФ).

Арбитражный суд возвращает заявление в случаях, установленных АПК РФ (этот вопрос, а также последствия возвращения заявления подробно были изложены выше при рассмотрении материала, посвященного делам о привлечении к административной ответственности арбитражным судом).

В случае неподведомственности дела арбитражному суду дело не подлежит возбуждению.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты