История российского земельного права - история государственных политических и экономических преобразований, формирование земельного права как отрасли и как дисциплины. В данной работе рассматривается развитие не только и не столько земельного права, сколько понятия «колхозного землепользования», выделившегося в дальнейшем в самостоятельный земельно-правовой институт.
Колхозное право как отрасль социалистического права представляет собой совокупность установленных либо санкционированных Советским государством правовых норм, закрепляющих основные принципы, формы и порядок организации и деятельности колхозов, регулирующих их отношения с членами колхоза, семьями колхозников и колхозными дворами, регламентирующих организацию и деятельность выборных колхозных органов, а также межколхозных предприятий, организаций и их объединений. Сложилось впервые в Советском государстве на теоретической основе марксистско-ленинского учения о социалистическом кооперировании трудящегося крестьянства
В процессе деятельности колхозов складываются различные по своей природе и характеру общественные отношения: между колхозом и отдельными его членами; колхозом и входящими в его состав общественными предприятиями и подразделениями; колхозом и семьями колхозников (колхозными дворами); колхозом и другими юридическими и физическими лицами. Будучи урегулированы нормами права, эти общественные отношения становятся правовыми отношениями. Колхозные правоотношения представляют собой сложный комплекс органически связанных имущественных, трудовых и организационно-управленческих отношений, базирующихся на членстве в колхозе и на уставном характере прав и обязанностей его участников.
В данной курсовой работе охвачен период развития колхозного права с 1917 г. по начало 1980-х гг., вместе с тем рассмотрены основные этапы развития земельного права, правовая основа и организационная структура колхоза 1970-х годов. Изучение выделенных тем в совокупности позволяет, на мой взгляд, более полно представить картину развития колхозного права в СССР.
Вторым съездом Советов рабочих и солдатских делегатов на второй день после свершения Октябрь-ской революции, т. е. 26 октября (8 ноября) 1917 г. был принят Декрет о земле, на основе которого был уничтожен земельный строй дореволюционной России и создан новый земельный строй России. В нем была провозглашена отмена частной собственности на землю: земля «…государственная, удельная, кабинетская, майоратная, частновладельческая, монастырская, церковная, посессионная, общественная и крестьянская и т. д. отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней…». Приложенный к Декрету как составная часть Крестьянский наказ о земле давал более подробные формулировки и закреплял принцип перехода как земли, так и недр, лесов и вод в собственность государства.
В силу политической значимости аграрного вопроса и экономического значения сельского хозяйства земельное законодательство с первых лет советской власти преимущественное внимание уделялось правовому регулированию отношений, связанных с использованием сельскохозяйственных земель.
III Всероссийский съезд Советов 18 января 1918 г. принял основные положения Декрета о социализации земли. Съезд поручил ВЦИК доработать и утвердить весь Декрет в целом. 9 февраля 1918 г. ВЦИК утвердил Декрет о социализации земли.
Декрет состоял из 13 разделов, в которых были развиты и более детально сформулированы основные принципы и положения Декрета о земле. Первая же статья декрета о социализации земли закрепляла концепцию «…об отмене навсегда всякой собственности на землю, недра, воды, леса и живые силы природы в пределах Российской Федеративной Советской республики…».
В 1919 г. ВЦИК принял Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию. Это Положение неразрывно связало мероприятия по землеустройству и переустройству сельского хозяйства. В Положении обосновывалась необходимость перехода от единоличных форм землепользования к землепользованию совхозов, сельскохозяйственных коммун, артелей, товариществ по общественной обработке земли. Положением предусматривались всякого рода преимущества и создавались благоприятные условия для развития коллективных форм землепользования. Содержались требования рационального использования сельскохозяйственных земель, охраны земли от истощения, строительства оросительных и осушительных сооружений, насаждения защитных лесов, укрепления песков и т. д.
Вместе с тем Положение регламентировало и единоличное землепользование трудовых хозяйств.
Положение впервые ввело понятие единого государственного земельного фонда, который находится в непосредственном заведовании и распоряжении соответствующих органов государственной власти и управления (ст. 1 и 2). Составные части единого государственного земельного фонда хотя и не перечислялись, но упоминались такие категории земель, как земли сельскохозяйственного назначения; земли, занятые промышленными предприятиями, транспортом, курортами; городские и поселковые земли.
Положение определило цели и задачи землеустройства, круг землеустроительных действий, очередность и порядок составления и исполнения государственных записей и учета землепользования.
Идеология, отрицающая право частной собственности на землю, оставила свой след в последующих законодательных актах. Так, за всяким фактическим владением землей закрепился термин «землепользование». Право землепользования стало одним из основных земельных институтов советского права. Декрет о земле ввел принцип трудового землепользования, определил принципы и формы владения и пользования землей Земельные участки с высококультурными хозяйствами превращались в государственные хозяйства. Основная масса земель передавалась на основе уравнительного землепользования крестьянам по трудовым или потребительско-трудовым нормам и подвергалась периодическим переделам. Правом пользования землей наделялись все граждане России, желающие обрабатывать ее своим трудом вместе с семьей или в товариществе. Наемный труд не допускался Формы пользования землей допускались различные, в зависимости от желания граждан отдельных селений и поселков: подворные, хуторские, общинные, артельные. Впоследствии одни формы (например, хуторское, общинное, единоличное землепользование) были отменены, а другие укрепились и в конечном счете стали преобладающими и основными. Установление национализации земли привело к возникновению и последующему развитию земельного законодательства.
Однако более четкое признание законодательством государственной собственности на землю и тем самым завершение национализации земли получили только в 1922 г. с принятием первого Земельного кодекса РСФСР. Не подчеркивая прямо исключительный характер государственной собственности на землю, Земельный кодекс во всех своих положениях исходил из признания принадлежности всех земель в стране на праве собственности только государству.
Земельным кодексом 1922 г. аренда земли в определенной мере была разрешена и ей был посвящен специальный его раздел -- «О трудовой аренде земли». В соответствии со ст. 28 Кодекса для трудовых хозяйств, временно ослабленных вследствие стихийных бедствий, либо недостатка инвентаря или рабочей силы, либо по иным причинам, допускалась сдача всей или части земли в аренду за уплату деньгами, продуктами или другими видами вознаграждения. Срок аренды равнялся трем годам. Аренда была исключительно трудовой, ибо никто не мог арендовать земли более того количества, которое работник мог дополнительно к своему наделу обработать силами своего хозяйства. Таким образом, здесь просматривается, хотя и весьма робкий и с большими ограничениями, отход от административного оборота, обусловленный потребностями практики.
В связи с тем, что ЗК РСФСР 1922 г. основное внимание уделял правовому режиму сельскохозяйственного землепользования и мало затрагивал вопросы, связанные с установлением режима других земель, их режим определялся отдельными нормативно-правовыми актами: Лесным кодексом РСФСР 1923 г., положениями «О недрах земли и разработке их» от 07.07.1923 г., «О земельных распорядках в городах» от 13.04.1925 г., «О землях, предоставленных транспорту» от 28.08.1925 г., «Горным положением Союза ССР» 1925 г., Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1933 г. «О составлении и утверждении проектов планировки и социалистической реконструкции городов и других населенных мест».и др. В период индустриализации, требовавшей новых земельных территорий для промышленности и строительства городов, которые отводились для этих целей в основном за счет сельскохозяйственных земель, ВЦИК и СНК СССР 4 марта 1929 г. приняли специальное «Положение об изъятии земель для государственных и общественных надобностей», допускавшее изъятие участков лишь необходимого размера и обязывающее предприятия, учреждения и организации, которым передавались земли, возместить вызванные изъятием земель убытки.
К началу периода НЭПа (1921-1929 гг.) производительные силы в стране находились на стадии глубокого упадка. Из-за отсутствия необходимой сельскохозяйственной техники, не позволявшего перейти к организации крупных хозяйств в земледелии, подъем сельскохозяйственного хозяйства мог быть обеспечен лишь в рамках крестьянских хозяйств.
В 1928 г. ЦИК СССР утвердил «Общие начала землепользования и землеустройства». В них нашел отражение курс советской власти на дальнейшее развитие коллективизации крестьянских хозяйств и социалистических форм землепользования. Изменилась вся система землепользования, основными землепользователями стали колхозы и совхозы, а удельный вес единоличного трудового землепользования резко сократился, потеряв былое значение. Это был последний нормативный акт, который при всеобщем поощрении коллективных форм хозяйствования еще допускал свободу выбора форм землепользования и не исключал наемный труд в сельском хозяйстве. По существу, он развивал нормы принятого 16 марта 1927 г. Постановления ЦИК и СНК СССР «О коллективных хозяйствах», которым устанавливался ряд льгот и преимуществ для коллективных хозяйств и предусматривались меры по обеспечению условий для выделения земель вновь организуемым совхозам.
На следующий год после принятия «Общих начал», т. е. в 1929 г., открылась трагическая страница в жизни крестьянства. В этот год («великого перелома») началась всеобщая кампания по принудительной коллективизации и раскулачиванию крестьян. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 1 февраля 1930 г. была отменена аренда сельскохозяйственной земли и запрещено использование в единоличных крестьянских хозяйствах наемного труда. Крестьян, наиболее эффективно ведущих хозяйство, отнесли к категории кулаков и на этом основании вообще лишили права пользования землей. Многие из них были отправлены в ссылку. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 30 июля 1930 г. «О ликвидации земельных обществ в районах сплошной коллективизации» были упразднены земельные общества как организации единоличных землепользователей.
Начиная с 1929 г. укрепление устойчивости крестьянского землепользования перестало быть основной задачей земельного законодательства в СССР. Основной задачей стало всемерное содействие коллективным формам землепользования.
В связи с переходом к сплошной коллективизации сельского хозяйства издаются специальные нормативные акты, регулирующие колхозное землепользование. Принимается первый Примерный устав сельскохозяйственной артели, утвержденный СНК СССР и президиумом ЦИК СССР 1 марта 1930 г. Согласно Уставу все межи, разделявшие земельные наделы членов артели, уничтожаются и все полевые наделы сливаются в единый земельный участок. Члены колхоза не получали права на какие-либо доли в земельном массиве колхоза, а в случае их выбытия из колхоза не имели право на получение земли за счет его земельной площади.
Колхозное землепользование как самостоятельный земельно-правовой институт получил свое правовое оформление в новом Примерном уставе сельскохозяйственной артели, утвержденном СНК СССР и ЦК ВКП (б) 17 февраля 1935 г. Согласно Уставу земля, занимаемая колхозами, закреплялась за ними в бессрочное пользование.
В принятой 5 декабря 1936 г. Конституции СССР установлено, что «… земля, ее недра, воды и леса в СССР являются государственной собственностью…», т. е. всенародным достоянием. После принятия конституции 1936 года развитие земельного законодательства шло в основном применительно к таким важнейшим институтам земельного права, как право исключительной государственной собственности на землю и право колхозного землепользования. Каждый колхозный двор мог иметь в личном пользовании небольшой приусадебный участок и в личной собственности подсобное хозяйство согласно Уставу колхоза. С целью упрочения устойчивости коллективных форм землепользования и воспрепятствованию перерастанию личных подсобных хозяйств колхозников на приусадебном участке в основной источник получения дохода Постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания» от 27.05.1939 г. предусматривалось изъятие всех обнаруженных приусадебных земель сверх установленных норм, прекращение права приусадебного землепользования в случае невыработки трудоспособными членами колхозного двора установленного минимума колхозных трудодней без уважительных причин.
Политика на урезание подсобного хозяйства и приусадебных участков, приведшая к раскрестьяниванию и превращению колхозника-крестьянина в рабочего с огородом, продолжалась и в последующие годы.
Уделяя первостепенное значение правовому регулированию колхозного землепользования, земельное законодательство конца 30х гг. значительное внимание уделяло также и землепользованию граждан - не членов колхоза, проживающих в сельской местности. СНК СССР и ЦК ВКП (б) 28.06.1939 г. приняли Постановление «О приусадебных участках рабочих, служащих, сельских учителей, агрономов и других не членов колхозов, проживающих в сельской местности», устанавливающее в том числе размер выделяемого приусадебного участка - 0,15 га, включая площадь, занятую постройками.
Обновление и развитие общесоюзного земельного закона 1928 г., который после коллективизации сельского хозяйства фактически утратил юридическую силу, затянулось на десятки лет. В послевоенный период активизируется работа по кодификации земельного законодательства и издаются нормативные акты, направленные, как и прежде, на обеспечение рационального использования и охраны сельскохозяйственных земель. В июле 1946 г. Совет Министров СССР принял решение возобновить прерванную войной работу по подготовке проекта Основ землепользования СССР. К 1948 г. такой проект был разработан и опубликован для широкого обсуждения. Однако на рассмотрение законодательных органов он вынесен не был. Затем началась работа по подготовке проекта Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, первый вариант которых был подготовлен в 1957 г. Для дальнейшей работы над проектом этого закона в 1960 г. создается представительная комиссия из практических работников и ученых. Работа над проектом Основ земельного законодательства завершается к концу 1968 г. 13 декабря этого года данный закон принимается Верховным Советом СССР и вводится в действие с 1 июля 1969 г. От Общих начал землепользования и землеустройства 1928 г. Основы земельного законодательства отличались тем, что они содержали больше земельно-правовых институтов. Что же касается сути земельно-правового строя, основанного на праве собственности на землю исключительно государства, то Основы целиком и полностью восприняли и укрепили это основополагающее положение. Но этот закон был рассчитан не на хозяйственную самостоятельность крестьянского населения и не на многообразие форм пользования землей, а на жесткую централизацию и командное управление сельским хозяйством. Провозглашенная в «Основах» концепция материальной заинтересованности колхозов, совхозов, крестьян в более эффективном использовании и охране земель не была подкреплена надлежащим хозяйственным механизмом.
После войны было принято решение об отмене так называемого института права застройки. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 г. «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» и Постановлением Совета Министров СССР, принятым в тот же день и установившим порядок применения этого Указа, были решены вопросы предоставления земельных участков в бессрочное пользование гражданам, проживающим в городе и вне города, для строительства индивидуальных жилых домов.
Основными землепользователями на землях сельскохозяйственного назначения являются колхозы и совхозы. В главе XI Кодекса определяется правовой режим землепользования колхозов, в том числе и рыболовецких. Земли, предоставляемые колхозу по. государственному акту на бессрочное (вечное) пользование, состоят из земель общественного пользования и приусадебных; земель. Земли общественного пользования колхоза предназначены для ведения коллективного сельскохозяйственного производства, увеличения общественного богатства, подъема материального благосостояния колхозников, для жилищного, культурно-бытового и другого строительства.
Земли приусадебного фонда используются для наделения земельными участками членов колхоза, специалистов сельского хозяйства, рабочих, служащих и других граждан, проживающих в сельской местности.
Землепользование совхозов и других государственных сельскохо-зяйственных предприятий и организаций, научно-исследовательских, учебных и других сельскохозяйственных учреждений, землепользование несельскохо-зяйственных предприятий, организаций и учреждений предусматривается соответственно в главах XII, XIII и XIV Кодекса. Земли совхозов состоят из земель основного (производственного) назначения и приусадебных земель.
Глава XV регулирует землепользование семьи колхозника (колхозного двора). В ней закреплены наиболее важные положения о праве землепользования семьи колхозника (колхозного двора). По остальным вопросам, связанным с землепользованием семьи колхозника (колхозного двора), Земельный кодекс отсылает к уставу колхоза, в котором они подробно урегулированы.
Конкретизировав нормы, содержавшиеся в Основах земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, и предусмотрев дополняющие положения, Земельный кодекс РСФСР 1970 г. обеспечил нормативную связь положений Основ с особенностями регулирования земельных отношений на территории РСФСР. Земельный кодекс РСФСР 1970 г. действовал до 1990 г., когда под влиянием экономических реформ и, в частности, земельной, начинает изменяться и земельное законодательство.
В 1970-хх гг. также принимаются нормативно-правовые акты, направленные на обеспечение наиболее правильного и рационального использования земель: Указ президиума Верховного Совета СССР «Об административной ответственности за нарушением земельного законодательства» от 14.05.1970 г., Положение о государственном контроле за использованием земель, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 14.05.1970 г.
Примерный устав колхоза - нормативный акт, регламентирующий основные вопросы деятельности колхозов: их цели и задачи, порядок пользования землёй, правовой режим колхозного имущества, права и обязанности колхозников, распределение доходов, вопросы планирования и организации производственной деятельности, оплата труда, социальное обеспечение колхозников и т.д. Принят 3-м Всесоюзным съездом колхозников и утвержден постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР 28 ноября 1969 (СП СССР, 1969, № 26, ст. 150). Состоит из 12 разделов (61 пункт).
Примерный Устав колхоза отразил социально-экономические преобразования, происшедшие в советской деревне после принятия ранее действовавшего Примерного устава с.-х. артели (1935), восполнил пробелы, существовавшие в правовом регулировании ряда колхозных отношений, подробно определил правовое положение колхоза, привёл несколько институтов колхозного права (например, вопросы членства в колхозе, колхозной собственности, правового регулирования производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, организации и оплаты труда, управления делами колхоза и т.д.) в соответствие с требованиями современного этапа развития колхозного строя. Так, Устав предоставил колхозам широкую возможность на добровольных началах участвовать в деятельности межколхозных и государственных колхозных предприятий и организаций, вступать в объединения и союзы; закрепил принципы гарантированной оплаты труда колхозников, установив наряду с основной дополнительную оплату и др. виды материального стимулирования. Кроме того, Устав ввёл такие новые институты, как социальное страхование колхозников, материальная ответственность членов колхоза и др.
В Примерном уставе колхоза выражены основные направления дальнейшего развития колхозного строя: укрепление и развитие колхозной собственности, а на её основе -- хозяйственной самостоятельности колхозов; расширение социальных прав членов колхоза и закрепление юридических гарантий этих прав; развитие колхозной демократии.
На основе Устава колхозы разрабатывают и принимают свои уставы, конкретизируя положения Устава с учётом специфики того или иного колхоза.
Для правового регулирования колхозных отношений характерно сочетание государственного и внутриколхозного регулирования.
Основу всей системы организации управления колхоза составляет колхозная демократия. Высший орган управления -- общее собрание колхозников (в крупных хозяйствах -- собрание уполномоченных). Для повседневного руководства производственной деятельностью избирается правление колхоза во главе с председателем, а для контроля за деятельностью правления и должностных лиц колхоза -- ревизионная комиссия. Органы управления и контроля избираются открытым или тайным голосованием, по усмотрению общего собрания колхозников. Введена выборность руководителей производственных подразделений, созданы советы бригад, играющие большую роль в производственных делах колхоза и жизни колхозников. По решению 3-го Всесоюзного съезда колхозников создаются выборные Советы колхозов в районах, областях, краях, республиках и в центре. Их задача -- обсуждение наиболее важных вопросов жизни и деятельности колхоза, обобщение опыта организации производства и выработка рекомендаций по наиболее полному использованию резервов роста общественного хозяйства.
Государственные органы осуществляют своё руководство внутриколхозными отношениями в основном методом рекомендаций; обязательные предписания применяются главным образом в вопросах планирования.
Принципиальные вопросы развития колхозного строя решаются на основе законов СССР (например, Закон о дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций 1958 г., Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов от 15 июля 1964 г.). Деятельность колхозов регулируется и другими союзными и республиканскими нормативными актами, совместными постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР (например, постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 мая 1966 г. «О повышении материальной заинтересованности колхозников в развитии общественного производства, рекомендовавшее колхозам ввести гарантированную оплату труда, исходя из тарифных ставок соответствующих категорий работников совхозов»).
Производственнаяиорганизационнаяструктураколхоза
Членами колхоза могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста и изъявившие желание своим трудом участвовать в общественном хозяйстве колхоза Приём в члены колхоза производится общим собранием колхозников по представлению правления в присутствии лица, подавшего заявление. Член колхоза имеет право: на получение работы в общественном хозяйстве с гарантированной оплатой в соответствии с количеством и качеством вложенного им труда; участвовать в управлении делами колхоза, избирать и быть избранным в органы его управления; вносить предложения по улучшению деятельности колхоза, устранению недостатков в работе правления и должностных лиц; получать от колхоза, помощь в повышении производственной квалификации и приобретении специальности; пользоваться приусадебным земельным участком для ведения на нём подсобного хозяйства, строительства жилого дома и хозяйственных построек, а также колхозными пастбищами, общественным рабочим скотом и транспортом для личных нужд в установленном в колхозом порядке; на социальное обеспечение, культурно-бытовое обслуживание и помощь колхозу в строительстве и ремонте жилого дома и обеспечении топливом.
Член колхоза обязан: соблюдать Устав колхоза и Правила внутреннего распорядка, выполнять постановления общих собраний и решения правления колхоза; добросовестно трудиться в общественном хозяйстве, соблюдать трудовую дисциплину, овладевать передовыми методами и приёмами работы; рационально и правильно использовать земли общественного пользования и приусадебного фонда. Заявление колхозника о выходе из колхоза рассматривается правлением и общим собранием членов колхоза Членство в колхозе сохраняется за лицами, временно выбывшими из колхоза (прохождение действительной срочной военной службы, избрание на выборную должность в советские общественные и кооперативные организации, поступление на учёбу с отрывом от производства, направление на работу в межколхозные организации, в промышленность или другие отрасли народного хозяйства на срок, установленный правлением колхоза), а также за колхозниками, прекратившими работу по старости или инвалидности, если они продолжают проживать на территории колхоза. Исключение из членов колхоза может быть допущено как крайняя мера лишь в отношении лиц, систематически нарушающих трудовую дисциплину или Устав колхоза, после применения к этим лицам др. мер взыскания.
В целях более полного и равномерного использования трудовых ресурсов и местных источников сырья, повышения доходности хозяйства колхоза создают, не в ущерб сельскохозяйственному производству, подсобные предприятия и промыслы. Для выполнения крупных строительных работ (электростанций, ремонтных мастерских, домов отдыха и санаториев и других культурно-бытовых объектов), организации откормочных животноводческих пунктов, птицефабрик, предприятий и цехов по переработке овощей, картофеля, фруктов и других сельскохозяйственных продуктов и т.д. организуются межколхозные производственные организации и объединения (на конец 1971 г. их насчитывалось 4781). Строятся государственные, колхозные и межколхозные животноводческие комплексы -- крупные специализированные предприятия индустриального типа по производству продуктов животноводства на базе современной промышленной.
Приусадебный участок закрепляется в пользование за семьей колхозника для ведения подсобного хозяйства. На 1 ноября 1971 за К. закреплено навечно 337,8 млн. га земли (32,0% всех земель в пользовании сельскохозяйственных предприятий и хозяйств), в том числе общественного пользования 332,8 млн. и приусадебных земель 4,6 млн. га. Охрана земли, повышение её плодородия -- важнейшая обязанность колхоза.
Основу колхоза, наряду с государственной собственностью на землю, составляет общественная собственность колхоза -- предприятия, здания, сооружения, техника, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, материалы (семена, удобрения, ядохимикаты, нефтепродукты и др.), продукция, денежные средства и другое имущество. Основные и оборотные производственные фонды и основные непроизводственные фонды являются неделимыми -- не подлежат разделу между членами колхоза и используются только по целевому назначению.
Формами организации производства и труда в колхозе являются производственные участки, фермы животноводческие, бригады производственные, звенья и другие подразделения. За этими подразделениями закрепляются земельные участки, тракторы, машины и инвентарь, рабочий и продуктивный скот, необходимые постройки и другие средства производства. Деятельность производственных подразделений осуществляется на основе внутрихозяйственного расчёта.
Все работы в колхозе выполняются колхозниками. Исключение допускается только в периоды напряжённых сельскохозяйственных работ, если для своевременного их выполнения собственных сил недостаточно. Со стороны колхоз может привлекать также квалифицированных работников для выполнения специальных работ (агрономов, зоотехников, механиков, строителей и др.).
За работу в общественном производстве колхоз устанавливает гарантированную оплату труда (до 1966 велась оплата по трудодням с применением авансирования колхозников) и применяет дополнительную оплату и другие виды материального стимулирования колхозников. В счёт оплаты труда деньги выдаются не реже одного раза в месяц, а продукты (продовольствие и корма) -- по мере их поступления. Оплата труда в колхозе производится в соответствии с количеством и качеством труда, вложенного каждым колхозником в общественное хозяйство. Рост оплаты труда членов колхоза осуществляется на основе опережающего роста производительности труда. Члены колхоза получают пенсии по старости, инвалидности, в случае потери кормильца (женщины, кроме того, пособия по беременности и родам), а также пособия по временной нетрудоспособности, путёвки в санатории и дома отдыха и другие виды социального страхования. Порядок исчисления пенсий колхозникам установлен такой же, как рабочим и служащим. Социальное обеспечение и социальное страхование колхозников осуществляется за счёт централизованных союзных фондов. Колхоз помогает колхозникам повышать квалификацию и культурный уровень, приобретать специальность. За счёт общественного фонда потребления содержатся детские ясли и сады, благоустраиваются населённые пункты, проводятся культурные мероприятия и т.д.
С середины 1970-х годов в области земельных (аграрных) отношений не было предпринято явных реформ, однако социально-экономическая ситуация в стране привела к кризису в общем в сельском хозяйстве.
Хозяйственно-политические решения конца 1970-х годов, как никогда, страдали внутренней несогласованностью: мероприятия по активизации экономических стимулов сочетались с ограничением прав предприятий, возрастало число директивных показателей, а дезорганизация в народном хозяйстве все возрастала. Возникала целая система ослабления экономических инструментов власти, окончательно оформился механизм социально-экономического торможения, который заблокировал развитие советского общества. Ограничение самостоятельности, хозрасчетных прав объединений и предприятий, нарушение социалистических принципов оплаты по труду, социальной справедливости подрывали основы материального стимулирования, препятствовали достижению высоких конечных результатов, вели к снижению трудовой активности людей, падению дисциплины и порядка, к отчуждению трудящихся от собственности.
Принимались меры для подъема аграрного производства: частичное использование экономических стимулов к труду (списание долгов с колхозов и совхозов; надбавки за сверхплановую продажу продукции государству), программы комплексной механизации аграрного производства, химизации почв и мелиорации). Был сделан акцент на агропромышленную интеграцию - организованное кооперирование колхозов и совхозов с обслуживанием их отраслями промышленности. Периодически повышались заготовительные цены на зерновые культуры, картофель, молоко и другие виды продукции. Вводились надбавки к закупочным ценам на продукцию, производимую хозяйствами в худших природных условиях. Сельское хозяйство впервые стало одной из приоритетных отраслей народного хозяйства, обогнав легкую промышленность.
Для улучшения управления агросферой были созданы Государственный агропромышленный комитет, а на местах районные агропромышленные объединения. Новые управленческие структуры не улучшили положения дел.
Кроме того, падение темпов сельскохозяйственного производства, миграция крестьянского населения в города, обострение экологической обстановки, снижение уровня жизни народа, сильнейшие неурожаи и осложнение продовольственной проблемы привели обострению кризиса в сельском хозяйстве.
Государство сдерживало развитие товарно-денежных отношений; во многих случаях они подменялись натуральными расчетами. Действовали натуральные пропорции поставок сельхозпродукции, которые устанавливались государством в одностороннем порядке. Государственный аппарат осуществлял широкое вмешательство в сельскохозяйственное производство. Экономическая инициатива хозяйств нередко подавлялась, поскольку ее результаты не отвечали предписанным натуральным показателям. Попытки реформирования экономического механизма, в том числе в сельском хозяйстве, неоднократно предпринимались, однако это не давало результатов. Земельное хозяйство находилось в застое.
Не была в полной мере осознана острота положения - нарастание кризисных явлений в развитии экономики, общества в целом. Проявлялось стремление к лакировке действительности, когда желаемое принималось за действительное. Акцент, как правило, делался на констатацию успехов, а нарастающие противоречия или вовсе замалчивались, или вскрывались без необходимой остроты и глубины.
Необходимость реформирования советского общества была обусловлена кризисом гипертрофированного руководства народным хозяйством со стороны руководства. Это проявлялось и в сфере земельных отношений: в излишней централизации при решении вопросов изъятия и предоставления земли, отстранении от многих земельных дел местных властей, предпочтительном удовлетворении интересов военно-промышленного комплекса, в том числе при земельных отводах, в фактическом отказе от экономии земли при ее застройке. С развитием нового строительства и освоением новых земель все нагляднее проявлялась проблема бесхозяйственности - проблема, в которую попадали (и пребывали) все большие по размеру земельные площади.
В этот период произошли существенные изменения в численности и составе сельскохозяйственного населения, которые определялись как комплексом внешних по отношению к нему факторов (индустриализация аграрного производства, перемены в системе расселения и т. п.), так и внутренних (сдвиги в социально-экономическом положении, условиях его существования, жизненных установках и пр.). В результате снизилась роль сельскохозяйственного населения в экономике и в сельском сообществе. И хотя аграрная отрасль и в конце 80_х гг. оставалась наиболее массовой сферой приложения труда в деревне, однако уже не занятые в ней, а работники несельскохозяйственных специальностей определяли социальный образ села.
Деревня почти утратила колхозный облик, поскольку доля колхозников в ее населении снизилась до минимума, а работники аграрного производства стали в основном связаны с государственной формой собственности. Вместе со сворачиванием колхозной организации труда деревня теряла и социальную базу традиционной крестьянской жизни. К концу 80_х гг. занятые в сельском хозяйстве существенно отличались от таковых 30 лет назад. Они были иными по численности, характеру трудовой деятельности, половозрастной структуре и другим показателям. Село вряд ли можно было рассматривать как исключительно аграрную сферу, а его население - как только крестьянское. Производственная деятельность в основном осуществлялась в общественном секторе. Личное подсобное хозяйство как один из признаков крестьянствования сельских жителей благодаря весьма непоследовательной политике государства, объективно принижавшей значение малых форм хозяйствования, имело неуклонную тенденцию к свертыванию.
Заключение
Если рассматривать развитие в стране колхозного строя, крестьянства в целом, не ограничиваясь определенными историческими периодами, то можно сделать вывод, что если, начиная с 1930 г. крестьянство рассматривалось только в виде колхозов, то в итоге многолетних социально-демографических и правовых изменений (особенно в 1960-1980-х гг.) в СССР фактически осуществился переход сельского сообщества из традиционного в современное урбанизированное, сформировались соответствующие ему социальные группы - произошло превращение крестьян в наемных государственных работников, где бы они ни были заняты - в колхозе или совхозе.
Назревший к концу 1970-х гг. кризис в социальной экономической, политической и других областях жизни советского общества требовал реформирования советской системы, в том числе, и в области правового регулирования земельных отношений. Например, в вопросе существования частной собственности на землю: возможно, становление и развитие административно-командной системы как в политической, так и в экономической сфере СССР в условиях государственной собственности на средства производства и существования единого государственного сектора экономики в сельском хозяйстве делало нереальной и не нужной постановку вопроса о трансформации земельной собственности, но эта проблема не могла быть не поднята в условиях кардинальных экономических преобразований, которые были начаты в России в начале 90-х годов.
Попытка превратить колхозы и совхозы в истинно демократичные, хозяйственно свободные, жизненно активные предприятия не удалась - возобладало усиление командно-административных приемов управления колхозно-совхозной системой. Крестьянин, арендатор, фермер, рабочий колхоза или совхоза могут стать хозяевами земли и своей собственной судьбы не от насильственного превращения одной формы хозяйствования в другую, но лишь как свободные граждане правового государства.
Источники:
1. История государства и права России: полный курс лекций. Исаев И.А. -2е изд. перераб. и доп.-М.:Юрист, 1994 - 448 с.
2. История отечественного государства и права. Курс лекций в 2-х частях. Под ред. П.Ф. Лунгу, М.Н. Марченко, Е.А. Суханова. Ч. II. Вып.5, 6, 7 М.: Изд-во «Юридический колледж МГУ». 1995. 84 с.
3. История отечественного государства и права. Курс лекций в 2-х частях. Под ред. П.Ф. Лунгу, М.Н. Марченко, Е.А. Суханова. Вып. 2. М.: Изд-во «Юридический колледж МГУ». 1994. 77 с.
4. Земельное право России. Учебник по специальности «Правоведение»/Под редакцией В.В.Петрова.М., 1997-300 с.
5. Земельное право России. Учебник. под редакцией Жарикова Ю.Г., Улюкаева В.Х., Ларионова Г.А., Мкарова О.А. М.:Изд-во «Былина», 1997 - 406 с.
6. Земельный кодекс РСФСР 1970 г.
7. Статьи М.И. Козыря. http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/063/066.htm