Рефераты

Развитие права стран Западной Европы

Развитие права стран Западной Европы

2

Оглавление

  • Введение
    • 1. Основы зарождения государства и права
    • 1.1 Происхождение государства
    • 1.2 История права
    • 2. Развитие феодального государства и права
    • 2.1 Государство франков
    • 2.2 Византия
    • 2.3 Франция
    • 2.4 Германия
    • 2.5 Англия
    • 3. Основы феодального права стран Западной Европы
    • 3.1 Салическая правда
    • 3.2 Новые источники права
    • 3.3 Вещное право
    • 3.4 Брачно-семейные отношения
    • 3.5 Уголовное право и процесс
    • Заключение
    • Список литературы
Введение

Феодальное государство представляет собой организацию класса феодальных собственников, созданную в интересах эксплуатации и подавления правового положения крестьян. В одних странах мира оно возникло в качестве непосредственного преемника рабовладельческого государства (например, Византия, Китай, Индия), в других оно образуется как непосредственный результат возникновения и утверждения частной собственности, появления классов, минуя рабовладельческую формацию (как, например, у германских и славянских племен).

Актуальность темы "Феодальное право стран Западной Европы" определяется тем, что необходимо разбираться в непростых отношениях власти и населения стран Западной Европы в Средние века.

Цель написания дипломной работы - разобраться в основе производственных отношений феодализма, а именно - в собственности феодала на главное средство производства - землю и установление прямой власти феодала над личностью крестьянина.

Именно поземельные отношения и собственность на землю определяли в то время само лицо общества, характер его социального и политического строя.

Отсюда вытекает и сложная иерархическая сословная система феодального общества, отражавшая особый строй поземельных отношений. Кроме того, владение землей давало и непосредственное право на реализацию властных полномочий на определенной территории, т.е. земельная собственность выступала в качестве непосредственного атрибута политической власти.

Для решения цели работы необходимо решить следующие задачи:

1) определить особенности феодальной земельной собственности;

1) дать понятие её иерархическому и сословному характеру;

3) определить ограничения на права распоряжаться землей;

4) разобраться в основах феодального права некоторых стран Западной Европы.

Сословное деление феодального общества, будучи выражением фактического и формального неравенства людей сопровождалось установлением особого юридического места для каждой группы населения.

Господствующий класс феодалов в целом и каждая его часть в отдельности представляли собой более или менее замкнутые группы людей, наделенные закрепленными законом привилегиями - правом собственности на землю, владением крепостными и монополией на право участия в управлении и суде.

Отношения между феодалами в Европе строились на основе зависимости одних феодалов от других. Одни феодалы выступали в качестве сеньоров, другие - в качестве вассалов. Сеньоры давали своим вассалам земли и гарантировали им свою защиту, вассалы были обязаны по отношению к сеньорам военной службой и некоторыми другими повинностями. Отношения сюзеренитета-вассалитета создавали специфическую политическую иерархию внутри феодального государства.

Типичной формой феодального государства была монархия. Феодальная республика была характерна для сравнительно немногих средневековых городов Северной Италии, Германии, России. Что касается форм феодального государства, то за время своего развития оно прошло ряд этапов:

1. Раннефеодальная монархия (V-IX вв.) - характерна для периода становления феодальной собственности, когда формирующийся класс феодалов группируется вокруг политически укрепившейся власти короля. В этот период складываются первые относительно крупные феодальные государства.

2. Вассально-сеньориальная монархия (Х-ХIII вв.) - в этот период наблюдается расцвет феодального способа производства и господство натурального хозяйства, что повлекло за собой феодальную раздробленность, сопровождающуюся переходом власти от короля к отдельным феодалам и организацию государственной власти на основе вассальных связей.

3. Сословно-представительная монархия (XIV-XV вв) - для этого периода характерен процесс централизации государства и возникновения королевской власти. Начало функционирования представительных органов Генеральных штатов во Франции, Рейхстага в Германии, Кортесов в Испании и т.д.

4. Абсолютная монархия (XVI-XVII вв) - характеризуется сосредоточением всей полноты государственной власти, в том числе законодательных, судебных и фискальных функций, в руках короля; созданием большой профессиональной армии и бюрократического чиновничьего аппарата, что обеспечивает ему прямое управление и контроль за страной. Качановский Ю. В. Феодальное право Западной Европы. - Хабаровск, 1997. - С. 78-79.

Одновременно со складыванием феодальной государственности шел процесс становления феодального права.

Можно выделить следующие характерные черты феодального права.

Во-первых, основное место в феодальном праве, особенно на ранних этапах, занимают нормы, регулирующие поземельные отношения и нормы, обеспечивающие внеэкономическое принуждение.

Во-вторых, феодальное право в значительной степени является "правом-привилегией", закрепляющим неравенство различных сословий. Оно наделяло правами (или урезало их) в соответствии с тем положением, которое занимал человек в обществе.

В-третьих, в феодальном праве не было привычного для нас деления на отрасли права. Существовало деление на ленное право, церковное право, городское право и т.д., что объясняется его сословным принципом.

В-четвертых, огромное влияние на феодальное право оказали церковные нормы, нередко превращавшиеся сами в нормы права. Характерной чертой права Европы был партикуляризм, т.е. отсутствие единого права на всей территории государства и господство правовых систем, основанных на местных обычаях.

В-пятых, для многих народов Западной Европы феодальное право было первым правовым опытом классового общества.

По своей внешней форме, степени разработанности отдельных институтов, внутренней целостности и юридической технике оно в значительной степени уступало наиболее совершенным образцам рабовладельческого частного права, особенно римского, которое в Западной Европе было активно востребовано и пережило второе рождение, так называемую "рецепцию" римского права, которая будет рассмотрена в главе 1.2

1. Основы зарождения государства и права

1.1 Происхождение государства

Государство представляет собой социальное явление, ограниченное определенными историческими рамками.

Государство возникает в результате замены кровнородственных связей, характерных для первобытно-общественного строя, обменными. Племенные отношения превращаются в общественные, а первобытное общество в цивилизацию.

По историческим типам государственно-правовые системы делятся на первичные и развитые.

К первому типу относятся государства, возникшие вследствие разложения первобытно-общинного строя:

деспотии, сложившиеся в древности на Востоке (Египет);

рабовладельческие государства Средиземноморья (Римская империя, древнегреческие полисы Афины, Спарта);

феодальные государственные образования (Азия, Европа, в том числе Киевская Русь).

На смену им приходят развитые типы государственно-правовых систем капитализм со свойственными ему формами организации общества. Марксистко-ленинская теория ХХ в. также добавляет сюда еще один исторический тип - "социалистическое государство".

В первых, известных истории цивилизованных обществах в Египте, Древнем Вавилоне государство существовали уже к III тыс. до н.э. Лазарев В. В. Общая теория права и государства. - М.: Софит, 2003. - С. 142-144. Рабовладение в них не играло существенной роли, хотя развитию рабства (например, в Египте) способствовали многочисленные войны. Привилегированным положением в раннегосударственных образованиях пользовались, как правило, жреческое и воинское сословия. Земля в основном рассматривалась как государственная собственность.

В общественном строе многих ранних государственных образований (в частности городов-государств Древнего Вавилона) долгое время сохранялись пережитки родо-племенной организации, существенно ограничивавшие власть правителя: совет старейшин и народное собрание избирали главу государства, давали ему советы во всех важнейших делах, контролировали его деятельность, осуществляли суд и управление общественным имуществом.

Такой способ организации государства в фактически бесклассовом обществе Маркс и Энгельс в свое время назвали "азиатским способом производства", рассматривая его как один из вариантов возникновения государства.

Процесс образования государства у многих народов был тесно связан с завоевательной политикой и объективной необходимостью спешного создания государственного аппарата для управления покоренными народами (Древний Китай, раннегерманское государство).

Складывание развитой рабовладельческой системы отождествляется прежде всего с государствами Древней Греции (X в. до н.э. - III в. н. э) и Рима (c VIII в. до н. э). Эпоха классической Греции приходится на VI-IV вв. до н.э., а Римское государство наибольшего расцвета достигло в период Империи (I в до н.э. - I в. н. э). Чизхолм Д. Мировая История в датах. - М.: Росмэн, 1994. - С. 52-54.

Средневековая история государств Центральной Европы начинается фактически с VII-VIII вв. н.э., поскольку главным образом в этот период здесь происходит формирование централизованных феодальных государств (Франция, Италия, германские королевства и др.) Складывание первого государственного образования у восточнославянских народов (Киевская Русь) - традиционно связывается с именами варяжского конунга Рюрика (IX в) и его преемника князя Олега, хотя они по сути дела лишь завершили процессы, начавшиеся несколькими веками раньше. Образование русского централизованного государства приходится на XII в. Чизхолм Д. Мировая История в датах. - М.: Росмэн, 1994. - С. 109.

Эпоха нового времени в Европе открывается событиями Английской буржуазной революции 1640-1653 гг. В целом же складывание капиталистических отношений в передовых странах Западной Европы (Нидерланды, Великобритания) происходит главным образом в XVII-XVIII вв. Федоров К. Г., Лисневский Э. В. История государства и права зарубежных стран: Учеб. пособ. для вузов. - Ростов-на-Дону, 1994. - С. 89-90.

Исторический период, начавшийся после окончания первой мировой войны и продолжающийся по наше время, принято назвать эпохой новейшего времени.

В теории государства и права существует множество разнообразных концепций происхождения государства.

Авторы естественно-правовой теории происхождения государства (Ж. - Ж. Руссо, Г. Гоббс, П. Гольбах, Д. Дидро) считали, что государству предшествует естественное состояние человека, а само оно - результат юридического акта, своеобразного "общественного договора", положившего конец "войне всех против всех". Государство в их трактовке является порождением воли народа, изобретением человеческого разума.

Органическая теория возникновения государства (Платон, Аристотель) исходит из того, что общество и государство единое целое, социальный организм, действующий по аналогии с человеческим. Поэтому изолированное существование человека вне государства невозможно.

По мнению одного из последователей этой теории Г. Спенсера, государство появляется одновременно со своими составными частями людьми и будет существовать до тех пор, пока существует человеческое общество. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. / Под ред. Садикова В. Н., Черниловского З. М. - М.: Юристъ, 1998. - С. 117-118. Государственная власть в данном случае трактуется как господство целого над своими составными частями, ее цель - обеспечение благополучия всего народа.

Классовый подход в определение государства привнесли К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Государство, по их определению, есть результат борьбы классов, возникающих в результате общественного разделения труда, формирования семьи и частной собственности, распада кровнородственных связей.

"Самой чистой", классической формой возникновения государства Энгельс, например, считал Афины в Древней Греции, где государство появилось "непосредственно из классовых противоречий".

Первостепенное значение классики марксизма придавали насильственной стороне государственной власти классовой диктатуре, смена которой означает смену отношений собственности и, следовательно, социально-экономической формации.

Основной функцией государства, в определении классиков марксизма, является закрепление и охрана экономических и политических условий существования определенного класса. Отсюда следует трактовка государства как машины для поддержания господства одного класса над другим.

Марксистская теория выделяет четыре основных типа государства в зависимости от форм господствующей в них собственности: рабовладельческое, феодальное, буржуазное (капиталистическое) и социалистическое. Кроме того, Маркс и Энгельс рассматривают государство так называемого "азиатского способа производства", которые по своим признакам не соответствуют определению классового государства.

Для рабовладельческой социально-экономической формации, в соответствии с теорией марксизма, характерно наличие двух основных классов общества бесправных рабов и рабовладельцев, в собственности которых находятся все средства производства, включая самих рабов.

Феодальное общество характеризуется сосуществованием господствующего класса феодалов, в руках которых находится основное средство производства земля, и класса крестьянства, лично зависимого от своих сеньоров (феодалов).

Основные классы капиталистического общества пролетариат и буржуазия. Рабочие (пролетариат) лично свободны, но они лишены собственности на средства производства и вынуждены продавать свою рабочую силу собственникам средств производства капиталистам.

Теорию Маркса о капиталистическом способе производства Ленин дополнил учением об империализме как высшей и последней стадии капитализма. Империализм, в соответствии с ленинской теорией, посредством концентрации и монополизации производства и капитала обеспечивает благоприятные экономические условия для обобществления средств производства и перехода к строительству социализма.

Социалистическое общество, в соответствии с теорией марксизма-ленинизма, это первый этап становления коммунистической формации, своеобразный переходный период, цель которого уничтожение классов. В отличие от всех предшествующих этапов развития классового общества он исключает эксплуатацию человека человеком, поскольку средства производства в нем "принадлежат трудящимся" - т.е. находятся в общенародной собственности и потому служат для удовлетворения потребностей всех членов общества в соответствии с принципом "от каждого - по способностям, каждому - по труду".

Классовая теория не применима и ко многим современным постиндустриальным обществам, в которых нет классов в марксистском понимании, но существует сложная социальная структура: социальный статус человека в них определяется не столько его отношением к средствам производства, сколько его местом в системе производства и распределения.

От понятия "исторические типы государств" следует отличать понятия "формы организации государственной власти" (монархия, республика,) и "политический режим государства" (парламентский, фашистский, тоталитарный и т.п.).

1.2 История права

С момента своего возникновения право прошло в своем развитии длительный путь. Исторически первым регулятором поведения людей были обычаи, применение которых не требовало государственного принуждения. Необходимость в таком принуждении (а именно это отличает нормы права от др. социальных норм) возникает лишь тогда, когда появляются нормы, отвечающие только интересам определенных классов и слоев, а не всего населения.

С появлением государственной власти правило, вначале выражающееся в обычае, становится законом. Вместе с законом необходимо возникают и органы, которым поручается его соблюдение.

Таким образом, первой формой права явилось обычное право, которое первоначально не фиксировалось в письменной форме. Но уже в глубокой древности появляется писаное право (Судебник Ур-Намму в Двуречье, 21 в. до н.э., Хаммурапи законы в Вавилонии, 18 в. до н.э., Хеттские законы, 14 в. до н.э., Драконта законы в Афинах, 7 в. до н.э., Двенадцати таблиц законы в Древнем Риме, сер.5 в. до н.э., и др.). История государства и права зарубежных стран. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Часть 2. / Под общ. ред. О. А. Жидкова и Н. А. Крашенинниковой. - М.: Эдиториал, 2002. - С. 153-154.

В древнейшем писаном праве наряду с обычным правом важное место занимали записи решений судов. В историческом генезисе права большую роль играла религия, поэтому, как правило, древнейшее право имело религиозную окраску.

Право было одним из орудий нарождавшейся государственности в борьбе с родовым строем (напр., реформы Солона в Афинах, Сервия Туллия в Риме).

Право фиксировало появление института рабства, закрепляло возникавшее неравенство между свободными, наличие наряду с полноправными неполноправных свободных (мушкену в Вавилонии, периэки в Спарте, плебеи в Риме), ограничивало в правах пришлое население и иностранцев. Наиболее развитой системой права древности было римское право. Оно оказало огромное влияние на феодальное право и современное право, поскольку выработало универсальную систему норм, регулирующих гражданские имущественные отношения, основанные на частной собственности.

Среди основных причин рецепции необходимо выделить следующие:

1) римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства;

2) короли, находя в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами;

3) повышение интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античному творческому наследству.

Изучение римского права начинается уже с XI века. Большую роль в этом сыграл Болонский университет, при котором была создана школа глоссаторов - комментаторов римского права. Итогом работы этой школы стало издание в ХШ в. юристом Аккрусием сборника, обобщающего более 96 тысяч глосс (комментариев). С XIV века на первый план выходит школа постглоссаторов, очистившая и переработавшая римское право в соответствии с потребностями времени. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 1. / Под общей ред. Е. В. Поликарповой. - М.: Когито-Центр, 1999. - С. 203.

Процесс формирования феодального права в различных странах шел по-разному. В некоторых европейских странах право раннефеодального общества складывалось в ходе разложения первобытнообщинного строя, не испытывая значительного влияния римского права (англо-саксонские правды, Русская правда и др.).

В тех частях Римской империи, где феодализм складывался в результате синтеза разлагавшихся рабовладельческих и первобытно-общинных отношений, существовал дуализм правовых систем.

Так, для гало-римского населения действовало с определенными модификациями римское право, а для завоевателей - обычное право, которое было зафиксировано в так называемых варварских правдах.

В ряде случаев образование феодального права происходило путем трансформации римского права. Это характерно, например, для Византии, где уже Корпус Юрис Цивилис был попыткой приспособить рабовладельческое право к новым общественным потребностям. В период феодальной раздробленности в Европе господствующей формой права было обычное право, отличавшееся крайним партикуляризмом.

Для феодального права было характерно открытое закрепление юридического неравенства, различия прав сословий, оно выступало обычно как право - привилегия.

С развитием товарно-денежных отношений в Западной Европе возникло особое городское право, отражавшее специфическое положение города в средневековом обществе.

С 11 в. происходит рецепция римского права с его детальной регламентацией отношений товарного оборота. Параллельно с рецепцией римского права складывается система канонического права, регулировавшего внутрицерковные дела, брачно-семейные отношения и ряд иных отношений.

С ликвидацией феодальной раздробленности и образованием сословных, а затем абсолютных монархий происходит усиление роли централизованной власти в формировании права, постепенно ослабляется его партикуляризм. В процессе развития права в каждом государстве складывалась собственная система права, отразившая его исторические и национальные особенности и традиции.

По типу правовые системы, сложившиеся в 17-19 вв. и сохранившиеся в целом в современных государствах, делят на следующие:

романо-германскую, основой для которой служило римское право;

англо-саксонскую, т. н. систему прецедентного права, характерную для Великобритании и частично воспринятую в США и ряде др. стран, прежде всего, в бывших английских колониях. Марченко М. Н. Теория государства и права. - М.: Акалис, 2004. - С. 91-92.

Особую систему права представляет мусульманское право, основой которого является ислам.

Буржуазно-демократические революции 18-19 века провозглашают новые принципы права - свободу, равенство, права личности, народный суверенитет. Для ранней стадии развития современного права (т. н. "буржуазное право") был, однако, характерен разрыв между высокими принципами и реальной законодательной и правоприменительной практикой.

Вся история современного права представляет собой нескончаемую борьбу за осуществление на деле демократических принципов, провозглашенных Великой французской революцией.

Развитие товарных капиталистических отношений повлекло за собой быстрое развитие т. н. частного права, т.е. отраслей права (гражданское, торговое и др.), определяющих положение и отношения участников коммерческого оборота, а также процессуального права, регулирующего порядок разрешения многочисленных конфликтов, возникающих в этой сфере. Возрастает роль права в процессе политической власти и управления (конституционное и административное право).

Со второй половины 19 в. право западных государств начинается новая революция. Под напором рабочего движения возникают целые отрасли законодательства, неизвестные ранее - трудовое право, право социального обеспечения. Происходит быстрая демократизация государственного (конституционного) права путем распространения избирательных прав на средние, а затем и малоимущие слои населения. Впервые в истории право становиться действительно общесоциальным.

Этот процесс, однако, был заторможен и даже в ряде стран отброшен назад полосой острейших социально-политических кризисов в Европе и некоторых др. районах, разразившихся в начале 20 века. Расширенными демократическими правами и свободами воспользовались леворадикальные, коммунистические движения, попытавшиеся захватить власть в ряде стран.

Установление большевистской диктатуры в России в 1917 г. показало, что политикой коммунистов является уничтожения всех демократических правовых институтов и принципов, выработанных человечеством за столетия. На место современного права коммунисты поставили сконструированное ими т. н. "социалистические право".

Демагогически провозглашая многочисленные социально-экономические права "трудящихся", это право на деле стало ширмой для невиданного беззакония и произвола всесильного тоталитарного государства. Если отвлечься от современных юридических форм, "социалистическое право" можно поставить исторически в одном ряду с правом азиатских деспотий древности и средневековья.

Другой вызов современному демократическому праву был сделан со стороны различных праворадикальных движений, часто определяемых общим названием "фашизм". Фашистские движения возникли, чтобы отразить коммунистическую угрозу ее же методами.

В тех странах, где праворадикальные силы пришли к власти (Италия - 1922 г., Португалия - 1926 г., Германия - 1933 г., Испания - 1936-39 гг.) возникли своеобразные правовые системы, во многих отношениях перекликавшиеся с "социалистическими". Федоров К. Г., Лисневский Э. В. История государства и права зарубежных стран: Учеб. пособ. для вузов. - Ростов-на-Дону, 1994. - С. 124. Отрицая традиционные либерально-демократические принципы организации государственной власти, третирую политические и личные права и свободы, право фашистских государств в то же время сполна воплотило в себе многие положения социального законодательства.

Если не считать ряда репрессивных норм, уголовное законодательство этих стран было вполне приемлемым с точки зрения демократического права. Гражданское же законодательство и вовсе отличалось от классических образцов только более широким вмешательством государства в экономическую жизнь. Не случайно поэтому, большинство итальянских кодексов Муссолини пережило его режим на десятилетия (с минимальными изменениями).

Поражение фашизма во Второй мировой войне, усиление национально-освободительных движений, общемировой экономический и социальный прогресс дали мощный толчок дальнейшему развитию права. 1945 г. можно считать тем рубежом, с которого международное право превратилось в силу, сопоставимую с национальным правом.

Последовавшее после 1945 г. динамичное, опережающее развитие международного права, выражающего волю всего прогрессивного человечества, стало оказывать позитивное ускоряющее воздействие на развитие национальных правовых систем, часто помогая сглаживать цивилизованные и культурно-исторические различия.

Исключительно важное значение для формулирования общемировых принципов права имело принятие Устава ООН (1945) и Всеобщей декларации прав человека (1948). В последние десятилетия в международном праве стали выделятся международное право прав человека, международное экономическое право и другие новые отрасли.

2. Развитие феодального государства и права

2.1 Государство франков

Возникновение государства у франков связано с именем одного из военных вождей - Хлодвига из рода Меровингов: Под его предводительством на рубеже V-VI вв. франками была завоевана основная часть Галлии. Образование нового государства сопровождалось развитием в недрах франкского общества феодализма, становлением новых отношений собственности и формированием новых классов.

Развитие феодального государства у франков можно разделить на два этапа:

1) VI-VII вв. - период монархии Меровингов;

2) VIII в. - первая половина IX в. - период монархии Каролингов. Корсунский А. Р. Образование раннего государства в Западной Европе. - М.: Паимс, 2003. - С. 31-32.

В политическом отношении Франкское королевство при Меровингах не было единым государством. Сыновья Хлодвига после его смерти начали междоусобную войну, которая продолжалась с небольшими перерывами более ста лет. Но именно в этот период произошло формирование новых социально-классовых отношений. С целью привлечения франкской знати короли практиковали широкую раздачу земли. Подаренные земли становились наследственной и свободно отчуждаемой собственностью (аллодом). Постепенно происходило превращение дружинников в феодалов-землевладельцев.

Важные изменения происходили и в среде крестьянства. В марке (крестьянской общине у франков) утверждалась частная собственность на землю (аллод). Активизировался процесс имущественного расслоения и обезземеливания крестьян, которое сопровождалось наступлением феодалов на их личную свободу. Существовало две формы закабаления: с помощью прекария и коммендации.

Прекарием назывался договор, по которому феодал предоставлял крестьянину участок земли на условиях выполнения определенных повинностей, формально этот договор не устанавливал личной зависимости, но создавал благоприятные условия.

Коммендация означала передачу себя под покровительство феодала. Она предусматривала передачу господину права собственности на землю с последующим ее возвращением в виде держания, установление личной зависимости "слабого" от своего патрона и выполнение в его пользу ряда повинностей.

Все это постепенно привело к закабалению франкского крестьянства. Раздача франкскими королями земли привела к росту могущества знатных фамилий и ослаблению позиций королевской власти. Со временем позиции знатных укрепились настолько, что они по существу управляли государством, занимая пост майордома. На рубеже VII-VIII вв. эта должность делается наследственным достоянием знатного и богатого рода Каролингов, положившего начало новой династии.

В первой половине VIII в. майордом из этого рода Карл Мартелл провел ряд реформ, имевших важнейшие последствия для структуры франкского общества. Корсунский А. Р. Образование раннего государства в Западной Европе. - М.: Паимс, 2003. - С. 156.

Суть реформ сводилась к следующему. Земли и жившие на них крестьяне стали передаваться не в полную собственность, а в условное пожизненное держание - бенефиций. Держатель бенефиция должен был нести службу, главным образом военную, в пользу лица, вручившего землю. Объем службы определялся размерами бенефиция. Отказ от службы лишал права на бенефиции. Таким образом, было создано хорошо вооруженное конное войско, укрепившее позиции центральной власти.

Постепенно помимо главы государства бенефиции стали раздавать и крупные феодалы. Так стали складываться отношения соподчиненности феодалов, позже получившие название вассалитета.

Рост феодального землевладения сопровождался усилением военной, финансовой и судебной власти феодалов над крестьянами, жившими на их землях. Это выражалось в увеличении так называемых иммунитетных прав феодалов. Феодал, получивший иммунитетную грамоту от короля, осуществлял на подвластной ему территории всю полноту финансовой, административной и судебной власти без вмешательства королевских чиновников.

Эволюция государственного строя в этот период шла двумя направлениями: укрепление собственно королевской власти и ликвидация местного самоуправления.

Уже первые франкские короли обладали значительной властью. Они созывают народное собрание, ополчение и командуют им во время войны, издают общеобязательные распоряжения, чинят высший суд в государстве, собирают налоги. Неисполнение королевского повеления каралось крупным штрафом или членовредительством вплоть до смертной казни.

Постепенно были ликвидированы местные формы самоуправления -традиционные собрания деревень и их объединений (сотен). Страна была разбита на округа во главе с королевским чиновником (графом). Он осуществлял административную, судебную и военную власть во вверенном округе. Центральное управление было в то время сравнительно простым: майордом первый сановник (при Каролингах этот пост был отменен); маршал - руководитель королевской конницы (нередко командовал всем войском), пфальцграф - возглавлял королевский суд, референдарий - руководитель канцелярии, тезаурарий "хранитель сокровищ", фактически государственный казначей и т.д.

Источником права в этот период является обычай.

В период V-IX вв. на территории Франкского государства происходит запись обычаев племен в виде так называемых "варварских правд". Создаются Салическая, Ринуарская, Бургундская, Аллеманская и др. правды. В 802 г. по приказу Карла Великого были составлены правды племен, входивших в его государство, но не имевших к тому времени записей обычного права. Неусыхин А. И. Проблемы европейского феодализма. - М.: ДеКА, 2004. - С. 80-81.

С возрастанием королевской власти монархи начинают создавать законодательные постановления - капитулярии, имевшие общеобязательное значение. К источникам раннефеодального права можно отнести также иммунитетные грамоты и формулы. Иммунитетные грамоты, выдаваемые королем феодалам, изымали данную территорию из-под действия судебной, финансовой и полицейской юрисдикции государства, передавая эти полномочия феодалам.

Формулы представляли собой образцы грамот, договоров и других официальных документов.

Высшая судебная власть в королевстве франков принадлежала монарху. На местах большинство дел рассматривалось в "судах сотен", но постепенно судебная власть сосредоточилась в руках феодалов.

В начале IX века, после смерти Карла Великого, франкская монархия прекращает свое существование и распадается на ряд самостоятельных государств.

2.2 Византия

С XI века распространяется новая форма условного феодального держания - прония, аналогичного западно-европейским бенефициям. Чибиряев С. А. и др. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. - М.: Былина, 2002. - С. 168-169.

Высшим судебным органом Византии был императорский суд. Он рассматривал дела о наиболее тяжких государственных преступлениях, а также являлся апелляционной инстанцией.

Государственному Совету были подсудны дела о государственных преступлениях и преступлениях должностных лиц.

Константинопольскому эпарху были подсудны дела членов ремесленных и торговых корпораций.

Земельные споры и дела о завещаниях рассматривал квестор - один из высших судебных работников. В фемах и провинциях высшей судебной властью был претор. Разветвленную судебную систему имела церковная юстиция.

Византия имела весьма развитую систему законодательства в виде императорских указов, жалованных грамот, сборников законов и комментариев к ним, сборников судебной практики.

Из законодательных актов Византии наибольшую известность получили Хрисовулы (золотопечатные грамоты), закрепляющие целый ряд феодальных привилегий; "Книга Эпарха" - содержит нормы, определяющие организацию, жизнь и быт византийских торговых и ремесленных корпораций; а также "Шестикнижие" - сборник уголовного и гражданского права, составленный в XIV веке как частная кодификация. Ковалев С. И. История Западной Европы. Курс лекций. - СПб.: ОАО «Издательский дом Громова», 1998. - С. 42-43.

Распространены институты собственности, сервитутов, залога, наследственной арены, феодальное условное владение за военную службу - прений. Первоначально он давался на определенный срок, чаще всего пожизненно. Позднее он переходит в наследственную собственность. Прониар осуществлял на вверенной ему территории судебные и административные функции. Крестьяне, жившие на земле прониаров, должны были платить оброк и нести барщину.

В византийском праве согласно римской традиции возникновение обязательств делилось на обязательства из договоров и обязательства из деликтов. Основными видами договоров были договора купли-продажи, мены, найма, займа, хранения, товарищества и др. В большинстве случаев сделки заключались в письменной форме. Для договоров займа был установлен максимальный размер процентной ставки - 12% годовых.

В сфере семейно-брачных отношений в Византии господствовали нормы православного церковного права. Для вступления в брак требовалось достижение определенного возраста (14 лет для юношей и 12 лет для девушек), согласие жениха и невесты, их родителей или опекунов, отсутствие родства и наличия другого брака. В течение жизни в брак можно было вступать трижды. Развод допускался, но в ограниченных случаях. Наследование осуществлялось как по закону, так и по завещанию.

Уголовное право Византии носило сословно-классовый характер. За одно и то же преступление были предусмотрены различные виды наказания в зависимости от сословного и имущественного положения.

Лица моложе 7 лет и умалишенные ответственности за преступления не несли.

Не влекли наказания случайные (неумышленные) преступления, совершенные в состоянии аффекта, а также убийство вора или прелюбодея на месте преступления.

Покушение на преступление каралось так же, как и оконченное преступление. В отношении государственных и религиозных преступлений наказывался и умысел. Соучастие во всех формах наказывалось так же, как и само преступление. Рецидив усиливал наказания.

Среди преступлений законодательство выделяет следующие виды:

1) государственные, карались смертной казнью;

2) религиозные - вероотступничество, раскол - карались смертной казнью; святотатство, лжеприсяга, колдовство и пр. - членовредительными и телесными наказаниями;

3) имущественные преступления - кража, грабеж, разбой, поджег и пр. - карались телесными наказаниями и штрафом или смертной казнью;

4) преступления против нравственности и семьи - многобрачие, прелюбодеяние, изнасилование, кровосмешение и пр. - карались смертной казнью или телесными наказаниями;

5) преступление против личности - убийство - каралось смертной казнью; телесные повреждения, оскорбление, клевета - телесными наказаниями. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. - М.: Юристъ, 1999. - С. 129.

По мере развития феодального общества усиливается репрессивный характер уголовного законодательства. В системе наказаний денежные взыскания отступают на второй план, одновременно увеличивается количество преступлений, караемых смертной казнью. Распространены были телесные и членовредительные наказания. В качестве дополнительных наказаний упоминаются острижение и изгнание. Тюремное заключение в качестве самостоятельного наказания в византийских источниках не упоминалось.

Уголовный процесс в Византии носит инквизиционный характер, в следствии применяется пытка, исключается представительство как со стороны потерпевшего, так и со стороны обвиняемого. Свидетели по уголовным делам были обязаны явиться по вызову суда. Показаний одного свидетеля было недостаточно. Закон оговаривал круг лиц, не имевших права выступать в качестве свидетелей. Это несовершеннолетние, слабоумные, наемники, слуги, родственники, домашние и некоторые другие категории.

Сторона, недовольная решением суда, могла обратиться с апелляцией в вышестоящий суд.

Развитие государства и права Византии оказало большое влияние на государственно-правовое развитие южных и восточных славян.

2.3 Франция

Французское королевство возникло после распада империи Каролингов и прошло в своем развитии этапы феодальной раздробленности (IХ-ХIII вв), сословно-представительной монархии (XVI-XV вв) и абсолютной монархии (XVI-XVIII вв). Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. / Под ред. З. М. Черниловского. - М.: Планета, 2004. - С. 214.

В период феодальной раздробленности королевство состояло из множества феодальных владений (герцогств, графств, баронств и т.д.), которые формально считались его частью, а фактически представляли практически независимые политические образования. Соответственно власть короля на местах была или очень слабой или отсутствовала совсем. Лишь в своих личных владениях - "королевском домене" - он полностью контролировал ситуацию.

Вся структура государства этого периода определялась структурой феодальных поземельных отношений, выражавшейся в системе вассалитета.

Номинально верховным собственником всей земли в государстве считался король. Но большая часть земель находилась в руках феодалов в качестве фьефа (условного наследственного земельного владения). Они считались вассалами короля, а он их сеньором. Вассалы короля (герцоги и графы), оставляя себе домен, передавали значительную частью своих владений в качестве фьефов нижестоящей группе феодалов, становясь сеньорами уже по отношению к своим вассалам. И так вплоть до самой многочисленной группы "однощитовых" рыцарей. Но в реальности подчинение вассала было обусловлено лишь возможностью сеньора заставить вассала повиноваться.

Глава государства - король - в этот период был выборным. Его избирали представители знати и бывшие иерархи церкви. Как уже отмечалось, власть короля на многих территориях была номинальной. Этому способствовало и утвердившееся во Франции правило: "Вассал моего вассала - не мой вассал",

В этих условиях единственным, по существу, органом, имевшим возможность оказывать влияние на положение дел на большей части страны, явилась Королевская курия или Великий совет. По своему характеру это был съезд крупнейших феодалов страны.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты