Реализация права наций на самоопределение в первые месяцы Советской власти
Реализация права наций на самоопределение в первые месяцы Советской власти
- 2 -
Содержание
Введение
1. Дореволюционный период
1.1 Политика Временного правительства и деятельность политических партий
2. Период Великой Октябрьской социалистической революции
2.1 Разработка и закрепление права наций на самоопределение
2.2 Становление независимой Финляндской Республики
2.3 Становление независимой Украинской Республики
2.4 Становление независимой Республики Армении
2.5 Национальные отношения с другими народностями
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Несмотря на девяносто лет, прошедшие со времени Великой Октябрьской революции, тема остается не только интересной для изучения, но и довольно актуальной, поскольку в настоящее время существуют вопросы о национальном единстве, не только на территории России, но и в мире, при желании можно привести яркие примеры, подтверждающие это. Поэтому при исследовании выбранной темы возможно установить какие-либо аналогии по отношению к сегодняшнему положению вещей с учетом исторического развития и специфики государств.
Целью исследования данной работы является изучение национальной политики, проводимой большевистской партией в первые месяцы Советской власти, в особенности в сфере провозглашенного ею права народов на самоопределение, а также предшествующей ей деятельности Временного правительства и политических партий в соответствующий ему период.
Раскрывая вытекающие из цели задачи исследования следует, прежде всего, отметить необходимость в освещении такого важного вопроса, как идея разработки изучаемого здесь права для народов как в дореволюционный период, так и после революции, а также последующее за этой стадией закрепление в официальной юридической форме.
Не менее важным аспектом рассмотрения данной темы для исследования являются непосредственная реализация и результаты претворения в жизнь новых идей, принципов в области национальной политики.
Хотя данная тема носит достаточно важный характер, работ, специально посвященных праву наций на самоопределение и образованию национальной государственности у различных народов, недостаточно, при этом в литературе этот вопрос в основном рассматривается совместно с другими. Юридических же исследований еще меньше. Свой вклад в развитие темы внесли как русские, так и зарубежные исследователи. Однако объективный материал изложен не во всех трудах. Эта проблема часто встречается у иностранных авторов, некоторые из которых критикуют советскую политику и искажают различные факты, тем самым выражая в работах свое субъективное мнение, не всегда совпадающее с действительностью.
1. Дореволюционный период
1.1 Политика Временного правительства и деятельность политических партий
В первой четверти XX века в России остро стоял вопрос государственного единства. Политика притеснения различных народов, входящих в состав Российской империи, несмотря на Февральскую революцию, фактически сохранялась и в новом правительстве и была «наследием самодержавия и монархии» Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 31, с. 439..
На все попытки народов официально скорректировать свои положения оно отвечало постоянными отказами, а на самовольные мероприятия вооруженными выступлениями. В отношении некоторых национальных окраин Временное правительство шло лишь на небольшие уступки, практически ничего не меняя.
Но нараставшее недовольство с усилением народных движений и революционный подъем вынудили власть пересмотреть старую форму территориального устройства. Специально для этой цели было создано Совещание по разработке областной реформы «Собрание узаконений Временного правительства», № 192, ст. 1114., работу, однако, так и не начавшее, и в марте 1917 года было решено оставить всю систему государственного единства без преобразований.
Таким образом, во время управления страной Временным правительством были совершены только лишь несущественные изменения, что является одной из главных особенностей политики, которая поддерживалась меньшевистско-эсеровским большинством на I Всероссийском съезде Советов. Такое положение выражалось отсутствием у них собственной программы по решению национального вопроса в отличие от большевистской партии, которая имела ее, и при этом предельно четкую Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 32, с. 4..
Одно из основных положений программы большевиков было посвящено именно вопросам национальной государственности, в чем и заключалось важнейшее различие политической партии В. И. Ленина с остальными.
Она изначально выявляла в виде главенствующего аспекта в своей национальной политике право наций на самоопределение, которое, по ее мнению, должно было выражаться ничем не ограниченной свободой выбора в плане отношений с нацией, господствующей в данном государстве. Малая нация могла как остаться в составе единого государства, так и выйти из него путем создания своего собственного. Это последнее утверждение было характерной чертой трактовки права наций на самоопределение большевиками - самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного национального государства. В. И. Ленин определял данный вопрос даже следующим образом: «Вместо слова самоопределение, много раз подававшего повод к кривотолкам, я ставлю совершенно точное понятие: «право на свободное отделение» Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 34, с. 378-379.. Он требовал это право абсолютно для всех народов, даже для самых отсталых. Хотя и понимал, что в большинстве своем народы не станут выделяться в независимые государства по причине наличия широких связей с Россией. Но большевики и не считали, что выход из ее состава будет самым лучшим решением со стороны наций, и были за «право на самоопределение для тех наций, которые по тем или иным причинам не могут остаться в рамках государственного целого» и за «свободу отделения <…> только потому, что они за свободное, добровольное сближение и слияние, а не за насильственное» Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 30, с. 120..
Программа партии также ставила одним из условий создание «политической автономии областей, представляющих целостную хозяйственную территорию с особым бытом и национальным составом населения, с «делопроизводством» и «преподаванием» на своем языке» Сталин И. В. Полн. собр. соч., т. 3, с. 170. , который раскрывался в том, что не желавшие отделения нации могут создать свои национально-государственные образования, включенные в единое Российское государство.
Партии национальных окраин начинали совершать попытки преобразований в соответствии с большевистской программой, но для реального их осуществления необходима была социалистическая революция.
2. Период Великой Октябрьской социалистическойреволюции
2.1 Разработка и закрепление права наций на самоопределение
Национальные коллизии стали одной из предпосылок Великой Октябрьской социалистической революции и свержения власти Временного правительства, а также в последующие за этими событиями созыв и передачу власти в руки II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, в котором участвовали также делегаты от Советов крестьян.
Съезд юридически закрепил создание нового Советского государства, представленного теми же территориями, что и в период Российской империи, так как, по определению, революция меняет лишь тип государства и власти, не воздействуя на пространство, на котором существует любое государственное образование.
II съезд Советов был составлен из подавляющего большинства представителей Советов Российской Республики, в том числе и делегатов от национальных районов «Второй Всероссийский съезд Советов», с. 112-143., что повлияло на принятие решений на съезде с учетом их мнений.
Но, несмотря на такой многонациональный характер, никто не поставил вопрос о выходе какого-либо национального района или об изменении формы государственного единства России. Более того, данный вопрос ни разу не был затронут во время обсуждений.
Однако изначально проблема национального вопроса должна была быть представлена партией большевиков. Поэтому на заседании Центрального Комитета партии 21 октября (3 ноября) 1917 года В. И. Ленину было поручено подготовить доклады к началу съезда, в числе которых значился доклад и на тему национального вопроса «Протоколы Центрального Комитета РСДРП (б). Август 1917 - февраль 1918». М., 1958, с. 118.. Но как было сказано выше, этот вопрос не поднимался, что, очевидно, было выражено наличием других более важных проблем, требовавших скорейшего разрешения. И хотя национальный вопрос имел большую важность, острая необходимость в его решении не стояла. Гораздо сильнее в тот момент ощущалась потребность в рассмотрении вопросов о власти, о земле и о мире.
Это подтверждается тем, что ни в указаниях национальными Советами своих требований для съезда, ни в актах, принятых местными Советами, ни в письмах местных партий, направленных в Секретариат Центрального Комитета РСДРП (б), ни в документах партийных организаций национальный вопрос не значился, за редким исключением и лишь с косвенными указаниями на него. Сам В. И. Ленин неоднократно указывал на его вторичность.
Таким образом, II съезд Советов никак не изменил территориальную целостность России, но организовал юридические возможности для проведения преобразований. Несмотря на отсутствие национального вопроса на повестке съезда, по инициативе В. И. Ленина Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 35, с. 11, 13, 29. было обещано введение права наций на самоопределение, предоставление его всем народам мирам, а также положено начало для создания особого органа для осуществления национальной политики Советского государства - Народного Комиссариата по делам национальностей, возглавленного И. В. Сталиным.
Первым документом, фактически установившим право наций на самоопределение, являлся Декрет о мире СУ РСФСР, 1917, № 1, ст. 2., в котором был изложен план борьбы за мир В. И. Ленина, единогласно принятый съездом Советов. По нему предлагалось заключить демократический мир всем воюющим странам, то есть без контрибуций и аннексий, под которыми Советским государством понимались не просто захват, а удержание чужих земель, захваченных во время войны или до нее, и независимо от того, «в Европе или в далеких заокеанских странах эта нация живет».
Вторым документом по последовательности принятия, но не по значимости, явилась Декларация прав народов России СУ РСФСР, 1917, № 2, ст. 18., которая четко провозгласила главные аспекты национальной политики Советского государства, проводимой большевистской партией. Роль данного документа в порядке рассмотрения права наций на самоопределение очень велика. Она заключается в том, что в Декларации было прямо заявлено введение «права народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства» наряду с «равенством и суверенностью народов России, отменой всех и всяких национально-религиозных привилегий и ограничений», а также «свободным развитием национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России». Позже некоторые из этих положений были также продублированы в Конституции 1918 года.
Данные документы в совокупности основали фундамент для разрешения национального вопроса и национально-государственных преобразований в России путем отделения некоторых национальных районов, находящихся в составе страны. И скоро предоставленное нациям право на самоопределение было осуществлено отдельными народами при опоре на советские конституционные акты.
Для лучшего понимания темы следует, прежде всего, рассмотреть и изучить условия осуществления этого права тремя различными народами, проживавшими на территории Финляндии, Украины и Турецкой Армении, так как процессы их отделения от России наиболее противоречивы и неординарны.
2.2 Становление независимой Финляндской Республики
После свержения Временного правительства политика независимости Финляндии была направлена на скорейший выход из состава единого государства. Но существовало два варианта обретения независимости. Социал-демократическая партия считала необходимым урегулировать данный вопрос на основе новых документов советского правительства. В противовес ей выступали буржуазные партии, поддерживаемые Германией, желавшие не обращаться к большевистскому правительству В. И. Ленина, а искать поддержку для признания независимости у западных держав.
В результате различных мнений и противоборства двух сторон в стране быстро обострилась политическая борьба, каждый настаивал на своем варианте решения проблемы. Такая нестабильная обстановка, сопровождавшаяся всеобщей забастовкой, привела к неизбежной смене правительства Юссила О., Хентиля С., Невакиви Ю. Политическая история Финляндии. М.., 1998., с. 109.. Новый орган во главе со П.Э. Свинхувудом, получивший название «сенат независимости», был составлен только из представителей буржуазных партий, и его главной задачей было получение международного признания. Это правительство категорически не хотело обращаться к России, тем самым не желая признавать новую власть.
Была сформирована Декларация независимости Финляндии, с которой правительство собиралось обратиться к странам мира для признания ее независимости, но с умолчанием относительно проблемы урегулирования отношений с Россией. После победы проекта буржуазных партий над социал-демократическим, заключавшимся в создании совместной комиссии по урегулированию взаимоотношений, на собрании парламента 6 декабря Декларация была признана официальным документом. Но мировая общественность, в том числе и Германия со Швецией, не пожелала признавать свободу Финляндии до того, как этот вопрос не будет решен с Россией.
Сенат был вынужден отправить своих представителей в Россию для решения проблемы. Встреча прошла 14 (27) декабря в Смольном, где В.И. Ленин и Л.Д. Троцкий выразили согласие на отделение Финляндии Юссила О., Хентиля С., Невакиви Ю. Политическая история Финляндии. М.., 1998., с. 112.. Независимость была фактически признана уже на следующий день на заседании Центрального Комитета РСДРП. За этими событиями последовало и юридическое оформление соглашения. В ответ на ходатайство финляндской делегации П.Э. Свинхувуда, прибывшей в Петроград, советское правительство 18 (31) декабря 1917 года представило Декрет о государственной независимости Финляндии «Декреты Советской власти», т. I, с. 250., который несколькими днями позже был утвержден Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов. По нему должна была быть провозглашена непосредственная независимость Финляндской Республики и организована комиссия по урегулированию отношений.
Таким образом, советское правительство признало буржуазный сенат Финляндии. Признание же Финляндии другими странами: Швецией, Францией, Германией, Великобританией и США было направлено исключительно на извлечение политической выгоды.
В начале 1918 года Финляндия была формально признана независимой страной. Но почти сразу же в ней прошла революция, установившая на части территории страны власть красного движения. А сопротивление белых финнов в лице буржуазного сената перешло в гражданскую войну. Двумя политическими центрами были заключены договоры с Россией и Германией. Запланированное В.И. Лениным вхождение Финляндии в состав конфедерации посредством революции на добровольных началах было отвергнуто, и был установлен договор по «укреплению дружбы и братства между упомянутыми свободными республиками», подчеркивающий признание полной и безусловной независимости Финляндской республики «Декреты Советской власти», т. I, с. 505.. Договор же с Германией предполагал помощь в прекращении финляндской революции, осуществление которого привело к победе белого движения и окончанию гражданской войны.
2.3 Становление независимой Украинской Республики
В Украине также имелись свои сложностью с обретением независимости. Напряжение в стране, связанное с продолжением войны, голодом и разрухой, вылилось в формирование революционных сил, фактически ликвидировавших царское управление. В связи с этим произошла легализация различных политических и общественных организаций и появление таковых. Среди них наибольшее значение имел общеукраинский общественно-политический центр - Украинская Центральная Рада, созданная 3 марта 1917 года во главе с Грушевским, основной целью которой являлось восстановление национальной государственности и получение от Временного правительства широкой автономии для Украины.
В связи с этим принимались различные манифесты и проводились мероприятия. Так, прошли Украинский национальный конгресс, имевший целью добиться переговоров с Россией и два Украинских войсковых съезда, создавших основу украинской армии, необходимую для возрождения государственности, однако так и не признанную Радой по идеологическим причинам. Свои же обращения к народу она оформляла в виде так называемых Универсалов.
В поисках компромисса в Петроград были отправлены представители от Украины с прошениями. Однако Временное правительство отказало Украине даже в «скромнейшем и законнейшем» Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 32, с. 350., по выражению В. И. Ленина, праве на автономию, которое Советская власть безоговорочно бы признала право украинского народа на автономию. Ответом ему последовал первый Универсал, принятый на закрытии II войскового съезда, фактически закреплявший государственные функции за Центральной Радой. После него также был сформирован Главный Секретариат, исполнявший роль правительства. В июле 1917 года Генеральный Секретариат попытался найти компромисс с Временным правительством, поэтому был создан II Универсал, по которому Украинская Рада шла на значительные уступки по отношению к России, в числе которых значился и отказ от создания войска, несмотря на усиление военных сил в стране. Однако ей так и не удалось договориться с Российским правительством
После Октябрьской революции украинские большевики поддержали Петроградские события, однако захват власти на территории Украины им не удался. Ситуацию исправила Рада, имевшая широкую поддержку населения.
В этих сложных условиях ей принимается III Универсал, провозглашающий создание Украинской Народной Республики, основанной на связях с Россией, наряду с другими не менее важными пунктами. То есть юридически закреплялось создание воссоздание национального государства.
Большевикам необходимо было свергнуть органы бывшего Временного правительства на всей территории страны, но ими было встречено большое сопротивление националистов Рады. Поэтому большевики переехали в Харьков, объявили Центральную Раду вне закона и провозгласили там создание Украинской Советской Социалистической Республики, ставшую впоследствии второй после России советской республикой. Был также избран ее Центральный Исполнительный Комитет, образовавший правительство Советской Украины - Народный Секретариат вместе с 13 секретарствами - органами отраслевого управления. И в отличие от Украинской Народной Республики, УССР и ее правительство были официально признаны Советом Народных Комиссаров РСФСР уже через несколько дней.
Правовое положение Советской Украины не было еще точно определено. Предполагалось создание независимой, находящейся в федеративной связи на основах равенства республики, хотя признавала себя частью России, подобно автономным государствам Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских социалистических республик. Сб. документов. т., II. М., 1960, с. 15-17..
С УНР на тот момент все обстояло по-другому. СНК выдвигал ей различные обвинения, основным из которых являлось непризнание новой советской власти, а также устанавливал ультимативные требования, заявляя, что их исполнение приведет к «признанию Украинской Народной Республики, ее права полностью отделиться от России».
Но все же Рада не пошла на сближение и в январе 1918 года в соответствии с Декларацией прав народов России приняла IV Универсал, в котором провозглашалась полная независимость УНР и содержался призыв для борьбы с большевиками. Мир быстро узнал об этом событии, и ряд стран признал эту самостоятельность.
Однако такая ситуация не устраивала Россию, что привело к наступлению большевистских войск, в результате которого был захвачен Киев. Но, желая как можно скорее подписать мирный договор, РСФСР была вынуждена признать полномочия украинской делегации на проходивших в то время в Брест-Литовске мирных переговорах между воюющими странами Музыченко П. П. История государства и права Украины. Киев, 2001, с. 245.. Несмотря на свою немногочисленность, эта делегация активно защищала свои национальные интересы и поэтому подписала мирный договор, а также сделала обращение к странам австро-венгерского и немецкого блока с просьбой о помощи в сохранении единой целостности своего государства. И в середине февраля войска этих стран начали оккупацию Украины. С середины февраля 1918 года началось наступление немецких и украинских войск на территорию, захваченную большевиками. К апрелю вся Украина была освобождена. Однако с самого начала немецкие власти начали активно вмешиваться в украинские дела. На одной из состоявшихся сессий Центральной Рады, была принята конституция УНР и избран президент УНР - Михаил Грушевский. Однако в тот же день, при поддержке немцев, власть захватил Павел Скоропадский, ставший впоследствии гетманом Украины. Но, проводя репрессивную политику, он быстро лишился почти всей поддержки в обществе и никакие меры уже не смогли спасти его положение. Украинские оппозиционные партии провели восстание против гетмана. Скоропадский отрекся от власти, и она перешла к Директории - управляющему органу, захвативших управление, партий. Войдя в Киев, Директория заново создала УНР, а немецкие войска вынуждены были освободить оккупированную территорию. В результате этого весной 1919 года советское правительство вернулось в Украину. Украинская Социалистическая Советская Республика была провозглашена как самостоятельное государство, подписано принятие ее Конституция. И к концу 1920 года Советская власть была установлена на большей части территории Украины.
2.4 Становление независимой Республики Армении
В первом десятилетии XX века Армения, вместе с народами России, устремилась к новым идеалам - политическая обстановка в России вызвала забастовочное движение, демонстрации, крестьянские волнения в Восточной Армении и всем Южном Кавказе.
Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года и уход российской монархии с исторической сцены не внесли существенных изменений в военную ситуацию на Кавказском фронте, но значительно оживили политическую жизнь Южного Кавказа. Демократические партии считали революцию завершенной и сотрудничали с Временным правительством.
Придя к власти, большевики вскоре после Октябрьской революции занялись подготовкой решения национального вопроса в Армении. Ими было официально сделано заявление о том, что армянам, живущим в Турецкой Армении, будет обеспечено право свободно определить свою политическую судьбу «Документы внешней политики СССР», т. I, М., 1957, с. 35..
Под неослабным интересом В. И. Ленина к этому вопросу Совет Народных Комиссаров Советской России издал декрет «О турецкой Армении» Мнацаканян А. Н. Ленин и решение национального вопроса в СССР, Ереван, 1970, с. 116, 117., которым правительство Советской России провозгласило право Западной Армении на полное самоопределение. Декретом предусматривалось беспрепятственное возвращение на родную землю беженцев-армян, образование народного правительства, избранного на демократической основе, вывод всех иностранных войск «Декреты Советской власти», т. I, с. 298, 299..
Советское правительство старалось всеми мерами способствовать осуществлению данного документа, что открывало возможность образования на территории Турецкой Армении независимого демократического национального государства и создания в будущем на его основе единого суверенного советского армянского государства, находящегося в связях с Россией. Однако историческая обстановка конца 1917 года и начала 1918 года сделала невозможной реализацию этого декрета.
В январе 1918 года Турция, воспользовавшись отводом русских войск с Кавказского фронта, начала наступление на Южный Кавказ. Правительство Советской России выразило протест туркам в ноте союзнику Турции - Германии. 22 апреля 1918 года Закавказский Сейм объявил об отделении Закавказья от Советской России и провозглашении «независимой республики», которую сразу же признала Турция. Большевистские организации Закавказья выразили протест против этого акта. Турецкое правительство, нарушив перемирие, заключенное с независимой республикой, в мае 1918 года вновь начало наступление войск, которое, однако, удалось остановить.
После самороспуска Закавказского Сейма в конце мая 1918 года Армения наряду с Грузией и Азербайджаном объявили себя независимыми, а армянский Национальный Совет провозгласил Республику Армению.
Осенью 1918 года, после поражения в мировой войне Германии и ее союзников, Турция освободила занятые ею территории Восточной Армении, были восстановлены границы 1914 года. Однако послевоенный хаос в экономике, инфляция, развал сельского хозяйства в Республике Армении, новое турецкое нашествие на Армению явились одними из причин, по которым в ноябре 1920 года власть в республике перешла в руки Революционного Комитета, возглавлявшегося большевиками.
2.5 Национальные отношения с другими народностями
Существовали и другие народности, пожелавшие использовать предоставленное им право на самоопределение. Но с их отделением не было таких проблем, как с описанными выше нациями. Так, безоговорочно были подтверждены права на выход Польши и Тувы.
Но Польское государство на тот момент не было создано по причине нахождения его территорий под немецкой оккупацией.
А в только что созданной Тувинской республике Советская власть была свергнута Колчаком, провозгласившим восстановление Российской империи Москаленко Н. П. Этнополитическая история Тувы в XX веке. М., 2004, с. 62-65..
Народы Прибалтики же, имея в своем распоряжении эти самые права, не пожелали юридически оформить свой выход, либо просто не было решимости объявить о создании нового государственного образования, что имело место быть по отношению к Латвии. Народы же Хивинского и Бухарского ханств сначала не признали Советскую власть и делали попытки достигнуть компромисса с местным представительством свергнутого Временного правительства. Однако, даже после того, как произошло изменение отношений с новой властью, правоотношения России с этими ханствами не были по-настоящему урегулированы.
Заключение
Таким образом, изучая данную тему, стало возможным понять и осмыслить историю и причины закрепления права наций на самоопределение в Советском законодательстве.
Непосредственная реализация этого права была рассмотрена на конкретных примерах, благодаря чему можно делать выводы о проводимой большевиками политике по созданию благоприятных условий для различных народов. Политика Советской власти была направлена исключительно на благо народных масс без какой-либо политической выгоды. Не понимая этого, отдельные нации лишь препятствовали получению помощи из рук нового правительства, в то время как другие разумно использовали предоставленные им возможности самоопределения.
В результате осуществления права наций на самоопределение территория Российской Республики уменьшилась в размерах. Но все же случилось так, как и предполагал В.И. Ленин. Большинство народов не захотели отделиться от «свободной социалистической Российской Республики». Такая политика оказала положительное действие и принесла хорошие плоды.
Социальное и национальное напряжение было снижено и в некоторой степени нормализовано. А также не менее важным фактом явилось то, что право на самоопределение создало возможность для преобразования не только территории, но и внутренней структуры Советского государства, изменения формы его государственного единства в сторону усложнения, в сторону федерации.
Список использованной литературы
1. Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Сб. документов, М., 1957.
2. Декреты Советской власти, т. I.
3. Документы внешней политики СССР, т. I. М., 1957.
4. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М., 1958.
5. Мнацаканян А.Н. Ленин и решение национального вопроса в СССР, Ереван, 1970.
6. Москаленко Н.П. Этнополитическая история Тувы в XX веке. М., 2004.
7. Музыченко П.П. История государства и права Украины. К., 2001.
8. Протоколы Центрального Комитета РСДРП (б). Август 1917 - февраль 1918. М., 1958.
9. Собрание узаконений Временного правительства. М, 1942.
10. Собрание узаконений РСФСР. М., 1917.
11. Сталин И.В. Полное собрание сочинений. М., 1952.
12. Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских социалистических республик. Сб. документов, т. II. М., 1960.
13. Чистяков О.И. История отечественного государства и права, ч. 2. М., 2006.
14. Чистяков О.И. Становление «Российской Федерации» (1917-1922). М., 2003.
15. Юссила О. и др. Политическая история Финляндии. М., 1998.