Рефераты

Реализация принципа разделения властей в организации и функционировании системы органов государственной власти Российской Федерации

p align="left">Приоритет единства системы государственной власти в условиях ее разделения по вертикали и горизонтали главным образом обеспечивается:

- взаимозависимостью ветвей и уровней государственной власти, их тесными взаимодействиями по определенному правом кругу вопросов;

- системой сдержек и противовесов;

- конституционной ответственностью;

- наличием органов, не входящих в систему разделения властей, но прямо ориентированных на решение общих для нее задач и конфликтных ситуаций;

- институтом федерального воздействия.

Под институтом федерального воздействия следует понимать основанный на Конституции Российской Федерации и федеральном законодательстве особый механизм неординарного воздействия федеральных органов государственной власти на ситуацию в субъекте или субъектах федерации в случае ее отклонения от конституционного правопорядка, который направлен на его восстановление.

Реализация принципа разделения властей на федеральном уровне имеет выраженное конституционно-правовое регулирование, создающее модель разделения властей по горизонтали, которая в значительной степени использована субъектами Российской Федерации. Такое положение создает предпосылки для выстраивания эффективной системы единой системы исполнительной власти в сфере ведения федерации и совместного ведения федерации и субъектов федерации, позволяет тесно координировать законодательную деятельность на всех уровнях государственной власти, обеспечивать единую систему законности и правосудия в стране.

Государственные органы, которые формально или в силу специфики их полномочий нельзя отнести ни к одной из ветвей государственной власти, имеют самое непосредственное отношение к механизму реализации принципа разделения властей, поскольку их основные полномочия, выходящие за рамки разделения властей, обеспечивают его основу - единство государственной власти в Российской Федерации.

Конституционно-правовое регулирование взаимодействия федеральных органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти обеспечивается стабильность политико-правового устройства Российской Федерации и служит реальной моделью разделения властей в субъектах Российской Федерации.

Наиболее общими вопросами для всех субъектов РФ при реализации принципа разделения властей являются следующие: социально-экономические возможности субъектов Федерации по реализации собственной компетенции, определение формы парламента субъекта Федерации, выработка и четкое определение элементов системы сдержек и противовесов, определение приоритетности законодательной ветви власти, повышение роли судебной власти в системе разделения властей.

В системе местного самоуправления возможно использование лишь отдельных элементов разделения властей, способствующих усилению участия населения в решении вопросов местного значения, а также эффективности управления, осуществляемыми местными администрациями. Связывать государственную систему разделения властей с теми элементами, которые могут усмотрены в системе местного самоуправления не следует. Противоположный подход приведет к нарушению конституционного принципа самостоятельности местного самоуправления от органов государственной власти.

Публичная власть местного самоуправления неразрывно связана с государственной властью и, порой, прямо является ее продолжением. И хотя автономия местного самоуправления в отношении государственных органов является его неизменной характеристикой, однако сама публичность муниципальной власти подразумевает существование сферы его взаимодействия с государством. В этой сфере приоритетное место занимают контрольные и регулирующие функции государства в отношении местного самоуправления. Нормативно-правовой основой ответственности органов местного самоуправления перед государством являются федеральное и региональное законодательство, а также уставы муниципальных образований.

С принятием Конституции России 12 декабря 1993 г. в реализации теории разделения властей в нашей стране начался новый, третий период, который продолжается вплоть до настоящего времени. В новой Конституции РФ принцип разделения властей был восстановлен. В ст. 10 подчеркивается, что "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную" и что "органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны. Конституция РФ 1993г. не только декларировала принцип разделения властей, но и довольно четко закрепила за каждой из них круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию".

Согласно Конституции законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание -- парламент. Он состоит из двух палат -- Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 94, 95). Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство РФ (ст. 110).

Судебная власть осуществляется "посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства" (ст. 118). В системе государственных органов, осуществляющих судебную власть, в конституционном порядке выделяются следующие: Конституционный Суд РФ выступает как судебный орган конституционного контроля, "самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства"; Верховный Суд РФ является "высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции" (ст. 126 Конституций РФ); Высший Арбитражный Суд РФ выступает как высший судебный орган "по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами" (ст. 127 Конституции РФ).

В системе высших властных структур современного российского государства особое место занимает институт президентства.

Согласно Конституции президент является главой государства. Он выступает как гарант Конституции, а также "прав и свобод человека и гражданина". В установленном Конституцией порядке президент принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; обеспечивает "согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти" (ст. 80 Конституции РФ).

В соответствии со своими конституционными полномочиями президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; принимает решение об отставке правительства; имеет право председательствовать на заседаниях правительства; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и министров; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка России, а также ставит вопрос о его освобождении.

Кроме того, согласно Конституции президент выполняет также ряд других полномочий и функций. По своей природе и характеру они являются в основном исполнительно-распорядительными полномочиями и функциями. Означает ли это, что в формально-юридическом, конституционном смысле Президент России как глава государства стоит по своему статусу не только над исполнительно-распорядительными, но и над законодательными и судебными органами?

Нет, не означает. Конституция РФ в связи с этим особо оговаривает, например, что в своей деятельности при определении основных направлений внутренней и внешней политики государства президент руководствуется Конституцией и федеральными законами. В Основном Законе страны особо подчеркивается, что "указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции.

Глава 4. Проблемы реализации принципа разделения властей по горизонтали и вертикали

4.1 Разделение власти в России по горизонтали

Вертикальное и горизонтальное разделение властей в Российской Федерации имеет не только взаимосвязанный, но и взаимопроникающий характер, обеспечивающий эффективность функционирования государства в целом.

Нормативной основой разделения властей в Российской Федерации, наряду с Конституцией Российской Федерации, являются конституции (уставы) субъектов Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Федерации, иные нормативно-правовые акты.

Механизм горизонтального разделения властей в Российской Федерации достаточно оригинален и во многих отношениях не вписывается в рамки более или менее типичных моделей, существующих в других странах. При этом в России явно прослеживаются политико-правовые механизмы, свойственные смешанной форме правления.

Нормативно-правовую основу разделения властей в федеративном государстве составляют: федеральная Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы Российской Федерации, регламентирующие основные принципы формирования органов государственной власти на региональном уровне, договоры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации, конституции (основные законы) субъектов федерации, а также региональные законы.

Наибольшую роль во взаимодействии федеральных органов государственной власти играет Президент Российской Федерации, наделенный полномочиями в отношении каждой из ветвей власти и участвующий либо в их функционировании, либо в формировании кадрового состава соответствующих органов. Президент РФ является главой государства; гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Президент РФ принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (части 1 и 2 статьи 80 Конституции РФ). Именно Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики. Таким образом, Президент Российской Федерации является по существу системообразующим центром федеральной государственной власти и рассмотрение вопросов конституционно-правового регулирования взаимодействия органов ее основных ветвей невозможно.

Носителем законодательной власти и представительным органом в России является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат. Это - Государственная дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих выборов, и Совет Федерации, который формируется путем косвенных выборов. Основным средством руководящего и формирующего воздействия законодательной власти на деятельность органов исполнительной власти является принятие законов, обязательных для всех граждан, юридических лиц, органов государственной власти и органов самоуправления. Контрольные функции законодательной власти исчерпываются контролем за исполнением бюджета и образованием специального органа такого контроля, правом Государственной думы решать вопрос о доверии Правительству.

Исполнительной властью наделено Правительство Российской Федерации (ч. 1 ст. 110), которое несет ответственность за свою деятельность, как перед Президентом страны, так и перед Государственной думой. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителя Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Председатель Правительства РФ определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу (ст. 113).

Судебная власть, согласно Конституции РФ 1993 года, представлена Верховным Судом РФ, Высшим арбитражным Судом РФ и Конституционным Судом РФ.

Нормативной основой разделения властей в Российской Федерации, наряду с Конституцией Российской Федерации, являются конституции (уставы) субъектов Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Федерации, иные нормативно-правовые акты.

Конституция Российской Федерации регулирует основы взаимодействия Федерального Собрания РФ, его палат с Правительством РФ, которые конкретизированы Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" и регламентами Правительства, Совета Федерации и Государственной Думы, а также другими правовыми актами. Деятельность Правительства активно отслеживается и контролируется Государственной Думой. Само Правительство как субъект права законодательной инициативы активно участвует в законодательной деятельности.

Разрабатываемые Правительством РФ проекты федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в обязательном порядке направляются Правительством РФ в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Правительство РФ дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

Поддержанию стабильности разделения властей на федеральном уровне способствует развитая система сдержек и противовесов, уравновешивающая, прежде всего, взаимоотношения законодательной и исполнительной власти.

Конституцией России предусмотрено участие Конституционного Суда РФ в решении важнейших вопросов взаимодействия федеральных органов государственной власти. Конституционный Суд РФ представляет заключение (по запросу Совета Федерации) о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Государственной Думой против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Палаты Федерального Собрания могут обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности не вступившего в законную силу международного договора.

Важно также подчеркнуть, что в силу полномочий, которыми обладают федеральные органы власти по вопросам совместного ведения, к решению соответствующих вопросов привлекаются органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, установленное Конституцией Российской Федерации разделение властей по вертикали политико-государственного устройства страны представлено во всей системе взаимодействий федеральных органов государственной власти, связанных с решением вопросов, затрагивающих интересы регионов.

4.2 Разделение власти в России по вертикали

Разграничение предметов ведения и полномочий по вертикали в Российской Федерации представляет собой сложный вопрос, порождающий различные проблемы. От того, каким образом решаются данные проблемы, зависит и развитие федеративных отношений в целом.

Вертикальное разделение властей не имеет универсальной и идеальной модели. Актуальным в научном плане и продуктивным для практического применения, на наш взгляд, остается обращение к опыту различных государств для изучения возможностей его применения в государственно-правовом строительстве с учетом специфики Российской Федерации, где продолжается поиск оптимального разрешения вопроса о соотношении компетенции и полномочий федеральной власти и власти субъектов Федерации.

Особенность разделения власти по вертикали в России определяется тем, что отношения между Федерацией и ее субъектами традиционно строились и продолжают строиться на довольно жесткой, централизованной основе. Поэтому Федерации принадлежат не только те социально-экономические сферы и полномочия, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности единого государства, но и те, которые защищают от полной и окончательной дезинтеграции некогда централизованный политический организм. Необходимым элементом вертикального разделения властей в Российской Федерации, как, впрочем, и в других федеративных государствах является институт федерального воздействия. Его природа и сущность вытекают из вертикальной структуры федерации и наличия у федерального центра особых полномочий, обеспечивающих конституционный правопорядок, территориальную целостность, суверенитет и единство федеративного государства, которые являются приоритетными по отношению к предметам ведения и полномочиям субъектов Федерации.

В ст.5 Конституции РФ, устанавливающей базовые принципы федеративного устройства, в качестве одного из этих принципов называется разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Данный принцип является производным от принципа разделения государственной власти между федерацией и её субъектами, поскольку первичным уровнем отношений в федеративном государстве являются отношения между федерацией и её субъектами, характер которых и предопределяет отношения между органами государственной власти по вертикали.

О том, что принцип разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и её субъектами положен в основу вертикального разделения властей, можно судить на основании ст. 71, 72, 73 Конституции РФ. Предметы ведения - это сферы общественной жизни, отрасли народного хозяйства и объекты имущества, которые регулируются самостоятельно или совместно. Они делятся на три вида, закрепленных в соответствующих статьях Конституции РФ: а) относящиеся к исключительному ведению Российской Федерации (ст. 71); б) к совместному ведению Федерации и ее субъектов (ст. 72); в) к исключительному ведению субъектов Федерации (ст. 73).

Разграничение предметов ведения - это вопрос об отношениях между федерацией и её субъектами, а вопрос о разграничении компетенции или отдельных полномочий касается отношений между отдельными видами федеральных органов и органов субъектов федерации. Другой вопрос, ответ на который раскрывает ещё один важный элемент системы разделения государственной власти по вертикали, связан с определением того, что следует делить на федеральном конституционном уровне. Ключевыми для формирования федеративных отношений являются, по меньшей мере, три задачи: - во-первых, разделения предметов ведения между федерацией и её субъектами; - во-вторых, разграничения компетенции (полномочий) между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ; - в-третьих, определения конкретных объектов, в отношении которых реализуются властные полномочия (собственность, природные ресурсы, финансы).

"По вертикали" полномочия между федеральными и региональными органами государственной власти разграничиваются следующим образом. Федеральный конституционный закон или федеральный закон определяет полномочия органов государственной власти субъектов Федерации исчерпывающим образом, при этом в законе должны быть определены пределы полномочий Президента РФ и федеральных органов исполнительной власти по отношению к органам власти субъектов Федерации.

Эти выводы вполне применимы и к разграничению полномочий по предметам совместного ведения между федеральными и региональными органами государственной власти.

Последовательное проведение принципа разделения государственной власти Российской Федерации и государственной власти субъектов РФ в современных условиях развития российской правовой системы означает, прежде всего, определение приоритетов в формах правового регулирования. Прежде всего, необходимо дальнейшее развитие конституционной модели разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти по вертикали.

4.3 Основы разделения и взаимодействия органов субъектов Российской Федерации. Элементы разделения властей в структуре органов местного самоуправления

Нормативно-правовая база разделения властей на федеральном уровне преимущественно повторяется и на уровне субъектов Федерации, поскольку они не только являются составной частью определенной государственной территории, но и входят в единое правовое пространство определенного государства. Это предполагает относительно единую систему органов государственной власти, построенную на общих принципах, основополагающим из которых является принцип разделения властей. Здесь разделение властей следует рассматривать в его горизонтальном аспекте, выделяя соответственно законодательную (представительную), исполнительную и судебную ветви власти субъектов Федерации.

Одной из существенных особенностей разделения властей на региональном уровне в Российской Федерации является тот факт, что для субъектов Российской Федерации определяющее значение имеет проблема разделения полномочий, взаимодействия, ответственности не между тремя (что характерно для классического варианта разделения властей по горизонтали), а между двумя ветвями власти - законодательной и исполнительной.

В качестве нормативно-правовой основы организации законодательной власти в субъектах подчеркиваются принцип независимости законодательной ветви власти, ее самостоятельность, ограничение ее в возможности безосновательно вмешиваться в деятельность других ветвей власти, определяя тем самым принцип разделения властей, на котором строится система государственных органов в субъектах Российской Федерации.

Законодательные органы субъектов Федерации подконтрольны избирателям посредством системы народного представительства и свободных демократических выборов, благодаря которым они формируются. Это дает им право выступать от имени народа, выражать его волю в законодательных актах и добиваться проведения ее в жизнь. Именно поэтому в название этих органов добавляется важная характеристика - представительный орган.

Имеющаяся у субъектов Российской Федерации возможность создания своих собственных судов - в лице конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей - не влияет существенным образом на то положение, что в региональной системе разделения властей основные судебные функции сохраняются за федеральными органами конституционного, гражданского, административного судопроизводства.

Конституционные положения, характеризующие основы разделения государственной власти субъектов Российской Федерации, получили свое обоснование в целом ряде решений Конституционного Суда РФ, неоднократно подтверждавшего обязательность построения системы органов государственной власти на основе принципа разделения властей, необходимость обеспечения баланса полномочий каждой из ветвей власти, недопустимость превалирования органов какой-либо из ветвей власти над другими.

Поскольку в статье 10 Конституции Российской Федерации говорится о принципе разделения властей как о принципе организации государственной власти, он не может рассматриваться как принцип организации местного самоуправления в Российской Федерации. Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Действующее законодательство о местном самоуправлении исходит из принципа единства муниципальной власти. Четких указаний на необходимость ее разделения по ветвям и уж тем более по уровням местного самоуправления ни в Конституции Российской Федерации, ни в действующем законодательстве не существует. Обязательное наличие представительного органа и местной администрации в структуре местного самоуправления полноценного разделения властей не образует, представительный орган занимается не только правотворчеством, он осуществляет как контрольные, так и в некоторых случаях непосредственные управленческие полномочия. Вместе с тем, в структуре органов местного самоуправления между представительными органами и соответствующими местными администрациями, существуют элементы разделения властей, которые выражаются в законодательном разграничении некоторых полномочий между ними. В целом использование принципа разделения властей в системе местного самоуправления является дискуссионным. По нашему мнению его полноценное воплощение в местных органах власти может ущемить конституционное право населения на осуществление местного самоуправления.

Повседневная деятельность по реализации основных функций местного самоуправления, его компетенции осуществляется на практике в основном обязательными, специально созданными для этого органами. Степень сложности задач, решаемых публичной властью в целом, и местным самоуправлением, в частности, постоянно возрастает, требует профессионального подхода и постоянства в их осуществлении, чего невозможно обеспечить лишь формами общественного характера. Тем не менее, система органов местного самоуправления должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить представительство населения как основного субъекта местного самоуправления. Наличие органов местного самоуправления, избираемых непосредственно населением, является обязательным условием его существования.

Функцию представительства населения муниципального образования реализует, прежде всего, представительный орган, обладающий для этого необходимым объемом властных полномочий. Решениями представительного органа утверждаются все основные правила, программы развития, что является правовой базой для осуществления вопросов местного значения иными органами местного самоуправления. В небольших муниципальных образованиях допустимо существование не выборного органа, а выборного должностного лица, при условии, что традиционные полномочия представительного органа будут осуществляться одной из форм прямой демократии. Федеральный закон № 131-ФЗ устанавливает обязательное наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации исполнительно- распорядительного органа муниципального образования, за исключением случаев, предусмотренных этим Законом.

Право граждан на представительство означает также возможность регулярного обновления состава выборных органов, а также досрочного прекращения полномочий выборных лиц в определенных случаях. Федеральный закон 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в статье 40 предусматривает, что срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. В большинстве случаев такой срок составляет четыре-пять лет.

Для реализации функций управления муниципальным имуществом и финансовыми средствами, оказания муниципальных услуг в муниципальных образованиях создаются исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления или местные администрации.

Фактическое законодательное закрепление принципа "разделения власти" на местном уровне, которое наметилось в настоящее время, довольно спорно. Речь должна идти о разделении управленческих функций между различными органами местного самоуправления. Законодательно достаточно предусмотреть механизмы, обеспечивающие функциональное обособление нормотворческой представительной) и исполнительной деятельности муниципальной власти, а также невозможность совмещения в одном органе (у должностного лица) местного самоуправления правотворческих, исполнительных, контрольных функций.

Таким образом, в Российской Федерации разделение властей реализуется как по горизонтали, так и по вертикали. Вертикальное и горизонтальное разделение властей в Российской Федерации имеет не только взаимосвязанный, но и взаимопроникающий характер, обеспечивающий эффективность функционирования государства в целом.

Горизонтальное разделение властей подразумевает разделение власти на исполнительную, законодательную и судебную ветви, вертикальное же разделение обусловлено федерализмом и определяется отношениями между Федерацией и ее субъектами.

Заключение

В настоящей курсовой работе была рассмотрена общетеоретическая сторона такого вопроса, как принцип разделения властей, а также практика его реализации в Российской Федерации. В заключение проведенного исследования можно сделать обобщающие выводы.

Разделение властей - конституционный принцип правового государства в условиях подлинного гражданского общества. Закрепленное в Конституции РФ правовое государство, права и свободы человека и гражданина, принцип разделения властей содержательно и законодательно взаимосвязаны. Однако потенциал их реальной достижимости еще сравнительно невелик.

Как показывает весь ход исторического развития, принцип разделения властей неизменно приобретал актуальность в тех государствах, где проводились демократические преобразования системы государственной власти. В настоящее время принцип разделения властей закреплен в конституциях подавляющего большинства стран мира, однако механизмы его реализации существенно отличаются друг от друга.

В науке нет единого мнения о том, какой момент следует считать началом возникновения теории разделения властей. Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов ученые пытаются разрешить, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества.

Идея разграничения деятельности государственных органов в самом общем виде высказывалась еще античными мыслителями -- Платоном, Аристотелем, Полибием и др.

Как показывает весь ход исторического развития, принцип разделения властей неизменно приобретал актуальность в тех государствах, где проводились демократические преобразования системы государственной власти. В настоящее время принцип разделения властей закреплен в конституциях подавляющего большинства стран мира, однако механизмы его реализации существенно отличаются друг от друга.

Российское государство на современном этапе характеризуется противоречивым состоянием проводимых преобразований, связанных с критической переоценкой своего прошлого и с выбором будущего, необходимостью поиска перспектив общественного развития. Решение проблемы коррекции содержания и форм многих правовых явлений выступает необходимым условием эволюции правовой системы, ее ориентации на общемировые стандарты. В системе таких явлений находится и разделение властей.

Разделение властей - конституционный принцип правового государства в условиях подлинного гражданского общества. Закрепленное в Конституции РФ правовое государство, права и свободы человека и гражданина, принцип разделения властей содержательно и законодательно взаимосвязаны. Однако потенциал их реальной достижимости еще сравнительно невелик.

Реализация принципа разделения властей не нарушает единства государственной власти, под которым следует понимать единство стратегических целей и направлений деятельности всех государственных органов. Поэтому главной задачей демократического государства является разграничение полномочий различных властных органов, исходя из принципа единства государственной власти, а также установление начал взаимодействия этих органов.

Различают два аспекта разделения властей: юридический и политический. Первый предполагает его формально - юридическое закрепление, второй - фактическое "разделение властей". Между ними нередко образуется разрыв, который нетрудно обнаружить в конституционном законодательстве многих государств.

Реализация принципа разделения властей заключается в установлении правовых норм и возникновении правоотношений, направленных на организацию взаимодействия всех органов государственной власти. В современном мире результаты процесса реализации принципа разделения властей проявляются в разных моделях взаимоотношений органов государственной власти, и исследование этих моделей важно для понимания структурно - функционального соотношения субъектов государственной власти.

Реализация принципа разделения властей на федеральном уровне имеет выраженное конституционно-правовое регулирование, создающее модель разделения властей по горизонтали, которая в значительной степени использована субъектами Российской Федерации. Такое положение создает предпосылки для выстраивания эффективной системы единой системы исполнительной власти в сфере ведения федерации и совместного ведения федерации и субъектов федерации, позволяет тесно координировать законодательную деятельность на всех уровнях государственной власти, обеспечивать единую систему законности и правосудия в стране.

Конституционно-правовое регулирование взаимодействия федеральных органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти обеспечивается стабильность политико-правового устройства Российской Федерации и служит реальной моделью разделения властей в субъектах Российской Федерации.

Вертикальное и горизонтальное разделение властей в Российской Федерации имеет не только взаимосвязанный, но и взаимопроникающий характер, обеспечивающий эффективность функционирования государства в целом.

Нормативной основой разделения властей в Российской Федерации, наряду с Конституцией Российской Федерации, являются конституции (уставы) субъектов Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Федерации, иные нормативно-правовые акты.

Разграничение предметов ведения и полномочий по вертикали в Российской Федерации представляет собой сложный вопрос, порождающий различные проблемы. От того, каким образом решаются данные проблемы, зависит и развитие федеративных отношений в целом.

Особенность разделения власти по вертикали в России определяется тем, что отношения между Федерацией и ее субъектами традиционно строились и продолжают строиться на довольно жесткой, централизованной основе. Поэтому Федерации принадлежат не только те социально-экономические сферы и полномочия, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности единого государства, но и те, которые защищают от полной и окончательной дезинтеграции некогда централизованный политический организм.

Итак, мы считаем, что поставленные в начале работы задачи были исследованы достаточно глубоко и вполне внимательно. Необходимо, однако, сразу же отметить некоторые возможные недостатки данной работы, обусловленные ограниченным её объёмом. Вопросы определения принципа разделения властей и его реализации требуют более детального изучения, сравнения российского опыта с опытом реализации данного принципа в других странах, более глубокого изучения и исторического российского опыта, особенно на современном этапе развития.

Использованная литература

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. 25.12.1993.

2. Бережнов А.Г. Принцип разделения властей в контексте теории и практики советской и современной российской государственности / Разделение властей: история и современность / Отв. ред. М.Н. Марченко -- М., 2004.-- С. 320.-323.

3. Голубок С.А. Конституционное право России: учебник. - М.: ИД РИОР, 2008.

4. Горобец В.Д. Доктрина разделения властей и права человека // Журнал российского права, 2005.

5. Карелин А.В. Разделение властей как один из основополагающих принципов построения системы государственных органов в демократических государствах // Современное право. 2009. № 12(1). C. 30-34.

6. Карелин А.В. Реализация принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации // Образование и право. 2010. № 1(5). C. 18-24.

7. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - "Эксмо", 2009 г.

8. Косов Р.В. Пределы власти (История возникновения, содержание и практика реализации доктрины разделения властей): монография. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2005.

9. Краснов Ю.К. Принцип разделение властей в России: теория и практика / Ю.К.Краснов // Право и управление. XXI век. - 2005. - №1.

10. Мартьянова Г.В. Принцип разделения властей в системе публичной власти субъекта Российской Федерации (в порядке постановки проблемы) / Право: история, теория, практика. Сб. статей и материалов. Вып.2 // Брянск: ГУП" Брянск. Обл. полиграф. объединение", 2007.

11. Монтескье Ш. Избранные произведения. М.: Научная книга, 1955.

12. Николаев А. Некоторые проблемы реализации принципа разделения властей в Конституции РФ // Право и жизнь, 2000, № 25.

13. Полянский И.А., Комарова В.В. Реализация принципа разделения властей в РФ // Государственная власть и местное самоуправление, 2001.

14. Руссо, Ж.-Ж. Трактаты / Ж.-Ж. Руссо. М.: Канон-Пресс, 1998.

15. Смоленский М.Б., Мархгейм М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - М.: Изд-во "Феникс", 2007.

16. Сперанский, М.М. Проекты и записки /М.М. Сперанский. СПб.: Ленинградское отделение института истории АН СССР, 1961.

17. Усанов В.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - М.: Изд-во Элит, 2008.

18. Черепанов В.А. О принципах разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами // Журнал российского права. 2005. № 9. С. 63.

19. Энтин, Л.М. Разделение властей: опыт современных государств / Л.М.Энтин. - М.: Юридическая литература, 2007.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты