Рефераты

Реализация земельного права граждан

Реализация земельного права граждан

3

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Контрольная работа

по Земельному праву

План

  • 1. Особенности правового режима земель граждан
    • 2. Государственный контроль за использованием и охраной земель, система органов земельного контроля
    • 3. Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком
    • Литература
1. Особенности правового режима земель граждан

Граждане могут иметь земельные участки на праве собственности, приобретенном по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Общие основания возникновения гражданских прав и обязанностей установлены ст.8 Гражданского кодекса. При этом право собственности на земельный участок может возникать по следующим основаниям:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. В соответствии с п.2 ст.218 ГК "право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества". Для применения этих положений ГК необходимо учитывать норму п.2 ст.8 ГК, согласно которой "права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом". В соответствии с п.1 ст.131 ГК право собственности на недвижимые вещи, его возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Пунктом 1 ст.130 ГК земельные участки отнесены к недвижимому имуществу. Государственная регистрация возникновения, перехода и прекращения права собственности на недвижимое имущество осуществляется в соответствии с Законом о регистрации прав на недвижимость.

В соответствии с абз.2 п.2 ст.218 ГК "в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом". Как само завещание, содержащее распоряжение наследодателя, сделанное на случай смерти и определяющее юридическую судьбу земельного участка, так и вступление в наследство в отношении земельного участка, являются односторонними сделками.

2) из актов государственных органов, органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей. Применительно к земельным отношениям таким актом является акт о предоставлении земельного участка в собственность. По указанному основанию право собственности на земельные участки возникает в случаях предоставления земельных участков гражданам из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности. Примером такого возникновения права собственности на земельный участок может служить судебное решение о разделе земельного участка, находящегося в общей собственности;

4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом. Таким основанием может служить приобретение права собственности на основании приобретательной давности;

5) вследствие причинения вреда одним лицом другому. Статья 1082 ГК, регулируя способы возмещения такого вреда, предусматривает возможность его возмещения в натуре, путем предоставления лицом, обязанным возместить вред, вещи того же рода и качества;

6) вследствие неосновательного обогащения. В соответствии с п.1 ст.1104 ГК "имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре".

Право граждан "на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность" должно трактоваться как право на приобретение земельного участка в собственность из государственных или муниципальных земель, поскольку этому праву соответствует обязанность отчуждателя земельного участка не оказывать при его отчуждении предпочтений тем или иным лицам. В противном случае это будет противоречить п.2 ст.1 ГК, в соответствии с которым "граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора".

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан или юридических лиц.

Существует ограничение для иностранных граждан и лиц без гражданства на возможность обладания земельными участками на праве собственности на приграничных территориях.

2. Государственный контроль за использованием и охраной земель, система органов земельного контроля

Действие организационно-правового механизма обеспечения требований земельного права и провозглашение гарантий земельных прав не принесут желаемого результата без постоянного регулярного разноуровневого контроля за использованием и охраной земель всеми и охраной земель всеми физическими и юридическими лицами - земельного контроля. В течение XX века функции государственного земельного контроля исполнял собственник земель - государство. В период рыночных реформ он продолжает быть эффективным средством контроля исполнения земельно-правовых требований.

Основными задачами земельного контроля являются:

проверка соблюдения требований земельного законодательства и нормативов качества окружающей среды;

проверка выполнения мероприятий и соблюдение требований по рациональному использованию и охране земель (в том числе государственный контроль за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения) организациями независимо от организационно-правовых формы, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.

На реализацию указанных задач ориентирован государственный, общественный (муниципальный) и производственный контроль за использованием и охраной земель. Каждый из этих видов контроля имеет специфические функции и адекватные средства их реализации, занимает свое место в защите земельных прав физических и юридических лиц, обеспечении выполнения ими своих земельных обязанностей.

В период экономических и социальных преобразований, развития и защиты равноправных форм собственности на землю значение государственного земельного контроля не только не уменьшается, но и увеличивается. Это обуславливается тем, что земля является специфическим и своеобразным видом имущества, включенным в окружающую среду, служащим основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Со стороны государства земельный контроль осуществляется исполнительной органами государственной власти и специально уполномоченными на то государственными органами.

В условиях реформирования земельных отношений и многообразия форм земельной собственности и управления ею немаловажное значение приобретает система органов, полномочных осуществлять государственный земельный контроль. В соответствии с Положением о государственном земельном контроле Утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 689 контрольные функции возлагаются на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами при взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, организациями и гражданами.

Государственный земельный контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся в соответствии с утвержденными планами вышеуказанных органов. Внеплановые проверки проводятся:

для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства;

в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства.

Мероприятия по государственному земельному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

Юридические и физические лица, использующие земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, обязаны обеспечить должностным лицам специально уполномоченных органов доступ на эти участки и предоставить документацию, необходимую для проведения проверки.

3. Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком

Государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и местного самоуправления могут предоставляться земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на срок до одного года.

Право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон:

1) по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен;

2) при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок.

Право безвозмездного срочного пользования земельным участком, прекращаются принудительно при:

использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;

использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

неустранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:

отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;

нарушение установленного режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;

систематическая неуплата земельного налога;

неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

реквизиции земельного участка;

в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Литература

1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // "Российская газета" от 30 октября 2001 г. № 211-212

2. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // "Российская газета" от 8 декабря 1994 г. № 238-239

3. Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 689 "О государственном земельном контроле" // "Российская газета" от 23 ноября 2006 г. № 263

4. Боголюбов С.А. Земельное право: Учебник. - М.: Высшее образование, 2006


© 2010 Современные рефераты