Рефераты

Рейдерство с точки зрения уголовного права

аким образом, рейдерство имеет сходства и отличия от гринмэйла, силового предпринимательства и законных инструментов на рынке корпоративного контроля (недружественные поглощения) через захват, как процесс присвоения / отчуждения различных объектов собственности.

Мы провели сравнительное исследование общих признаков выделяемых видов рейдерства и обобщили результаты в Таблице 1.

Таблица 1

Сравнение видов деятельности на рынке корпоративного контроля

характер соответствия закону

характер воздействия на оппонентов

соответствующий уровень риска и доходности

«Черное» рейдерство

значительные нарушения закона

применение силы или угрозы ее применения

высокий уровень
риска и доходности

без применения силы или угроз ее применения

«Серое» рейдерство

незначительные или недоказуемые нарушения закона

«Белое» рейдерство

в соответствии с законом

обычный уровень риска и доходности

Далее в ходе исследования мы провели сравнительную характеристику рейдерства, гринмейла и силового предпринимательства, направленную на выявление общих и отличительных черт по целям, объектам, технологиям присвоения отчуждаемых и неотчуждаемых объектов собственности. Сравнительная характеристика рейдерства, гринмэйла и силового предпринимательства отражена в Таблице 2.

Таблица 2. Сравнительная характеристика рейдерства, гринмэйла и силового предпринимательства

Характеристики

Рейдерство

Гринмэйл

Силовое предпринимательство

Субъекты

Высокопрофессиональные

кадры

Высокопрофессиональные кадры (активные юристы, экономисты, управленцы)

Как правило, не высококвалифицированные кадры (спортсмены, бандиты) и бывшие сотрудники силовых структур

Объекты

Собственность в любой форме: ОАО, ЗАО, ООО, ФГУПы и т. д. (крупные, мелкие, средние предприятия), любые активы (финансовые, имущественные, неимущественные)

Как правило, стратегия компании, организационные инновации, а также собственность, акции ОАО

Как правило, денежные потоки в оптовой, розничной торговле, сфере услуг, малое предпринимательство

Цели

Смена собственника на отдельные высоколиквидные активы предприятия, контроль перераспределение активов и денежных потоков ит. д.

Выкуп доли акций по цене выше рыночной, контроль над собственностью, смена собственника всего имущественного комплекса предприятия

Контроль над денежными потоками

Технологии

Незаконные и законные, но с использованием сговора, подкупа, преднамеренное банкротство, подделка, вред имуществу для снижения его рыночной стоимости, силовое сопровождение, информационные атаки в СМИ и т. д.

Как правило, законные инструменты, но при злоупотреблении прав миноритарных акционеров, используя бреши в законодательстве, используется утечка инсайдерской информации

Технологии силового партнерства «крышивание», посредничество при незаконности механизмов их достижения (физические угрозы, похищения, уничтожение имущества, убийства и т. д.)

Как видно из Таблицы 2, объектом рейдерства выступает присвоение условий производства (финансовый капитал, отдельные элементы имущественного комплекса предприятия и т. д.), в гринмэйле доминирующим процессом является присвоение самого производства (стратегия компании, организационные инновации и т. д.), а силовое предпринимательство специализируется на присвоении результатов производства (денежные потоки, часть прибыли, откаты).

Также, как мы видим из Таблицы 2, развитие в Российской Федерации рейдерских технологий размываются, эволюционируют, но в тоже время сохраняют свои специфические черты и различия по объекту, субъекту, технологиям и механизмам действия и реализации в зависимости от специализации рейдерской деятельности, масштабности проводимых атак. Так крупные рейдеры постепенно переходят на технологии гринмейла и функционируют как отдельные хозяйственные единицы, а для мелких и средних рейдеров характерна специализация и сращивание с силовыми методами предпринимательства.

2.2 Характеристика форм и методов рейдерства

Как особый вид деятельности на рынке корпоративного контроля рейдерство представляет собой последовательную или параллельную реализацию рейдерских проектов (акций).

З.Э. Тарханова определяет рейдерскую акцию как «ограниченный по месту, масштабам и времени комплекс мероприятий, реализуемых рейдерами с целью получения контроля над экономическими активами». Цит.: Тарханова З.Э. Функционирование института рейдерства в РФ. Автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.01 / З.Э. Тарханова. - Владикавказ, 2008. - С. 18.

Результаты анализа российской деловой периодики свидетельствуют о распространении следующих основных форм рейдерских акций:

- недружественное (враждебное) поглощение компании, обладающей правами на привлекательный для рейдера актив;

- получение контроля над активами в ходе банкротства;

- оспаривание прав на активы с использованием судебной системы;

- принуждение к совершению сделки с активами, в том числе с применением инструментов корпоративного шантажа;

- получение контроля над активом путем его тайного хищения (кражи) или мошенничества;

- осуществление сделок с активами в результате вступления в сговор с должностными лицами компании-мишени;

- лоббирование интересов в различных государственных органах путем вступления в сговор с государственными служащими;

- иные формы рейдерских акций. См.: Киц А. Рейдерские схемы совершенствуются и побеждают / А. Киц // Следователь. Федеральное издание. - 2007. - № 11 (115). - С. 33.

Хотелось бы отметить, что рейдеру не важно, каким способом получена информация: помимо нелегального сбора информации об интересующем предприятии, они могут получать информацию совершенно законным путем См.: Тихомиров Б.И. Указ. соч. - С. 14-15.:

- через запросы в различные государственные органы, которые ведут государственные реестры. Причем государственные органы не вправе отказать в выдаче такой информации, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона РФ от 08.08.2001 г. № 129_ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) // "Собрание законодательства РФ", 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3431. содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными., за исключением сведений о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ;

- путем подачи запроса от миноритарного акционера. Обычно такие акционеры в деятельности предприятия не участвуют, но они вправе потребовать получить различные документы общества. Причем требовать предоставления документов могут не только сами акционеры, но и их представители по доверенности. Так, из реестра акционеров можно узнать, например, имена владельцев акций, количество акций у них, а также данные об эмитенте, его учредителях, о размере уставного капитала См.: Черезов А.В. Корпорации. Корпоративное управление / А.В. Черезов, Т.Б. Рубинштейн. - Москва: Экономика, 2006. - С. 142-143.;

- путем получения информации от планируемого к захвату предприятия в рамках судебного процесса. По вымышленным основаниям инициируется судебный процесс, и в его рамках вполне легально истребуются важные документы и информация;

- путем запроса информации в коммерческие компании, специализирующиеся на ведении собственных информационных реестров, при условии, что их выписки будут являться доказательствами и приниматься арбитражными судами.

Следующим этапом является так называемая разведка бизнеса, которая заключается в исследовании бизнеса компании-мишени на основании полученной информации. При этом выясняются реальные, а не отчетные, экономические показатели работы предприятия, оценивается стоимость основных активов - земли, зданий и оборудования.

После этого «захватчики» производят оценку способности защиты предприятия и его возможной реакции на попытки сменить собственника. Изучаются система физической охраны, состояние охранных систем и наличие взаимоотношений с различными охранными структурами (ЧОП, ОВО); выясняется, сможет ли объект организовать сопротивление силовому захвату, и др. Основная цель данного этапа - выяснить, существуют ли высокопоставленные покровители у собственника данного предприятия, и на основании этого спрогнозировать возможные риски при реализации захвата. См.: Горячев Д.Ю. Корпоративные слияния и поглощения: анализ неопределенности и рисков в оценке компаний / Д.Ю. Горячев. - М.: МАКС Пресс, 2000. - С. 11-14.

Далее рейдеры разрабатывают примерную схему захвата объекта и проводят мероприятия, которые позволят облегчить осуществление захвата. На этом этапе нередки случаи возбуждения сфабрикованного судебного иска против руководителей предприятия (членов их семей), захват и изоляция лиц, представляющих противоборствующую сторону, и прочие действия, облегчающие совершение захвата. Для разработки схемы захвата изучаются структура собственности объекта, место хранения и доступность учредительных документов, примерная стоимость затрат на «нейтрализацию» местных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также другие обстоятельства, которые позволят в дальнейшем рассчитывать на положительный конечный результат захвата. См.: Лупашко С.В. Слияния и поглощения компаний на российском рынке / С.В. Лупашко. - М.: МАКС Пресс, 2007. С. 52-56.

И только после такой тщательной и скрупулезной подготовки рейдеры начинают осуществление захвата. В соответствии с выработанной схемой на данном этапе непосредственно реализуются мероприятия по захвату, включающие в себя:

- установление контактов с государственными регистрационными органами (налоговой инспекцией, регистрационной палатой); цель: внесение изменений в реестр, получение копий нужных правоустанавливающих документов (например, различных договоров купли-продажи, сведений о внесенных изменениях в ЕГРЮЛ и т. д.);

- подготовку и удостоверение у нотариусов различных подложных правоустанавливающих документов предприятия и подписей на документах; цель: последующее предъявление этих документов в качестве доказательств;

- установление контактов с судебными органами и службой судебных приставов; цель: принятие судом решения об обеспечительных мерах, аресте реестра, запрете собрания акционеров, аннулировании результатов собрания акционеров и т. п., исполнение судебного решения службой судебных приставов;

- комплекс операций по нейтрализации охраны предприятия или силовых ведомств, покровительствующих данному предприятию;

- захват предприятия. Возможны два варианта захвата: силовой и без применения силы. Силовой захват применяется при хорошей охране и возможной резкой реакции прежнего собственника, его основная цель - подавление «морального духа» компании-мишени. Без применения силы, как правило, проходит захват объекта, имеющего формальную охрану и нерешительное руководство;

- утверждение нового («своего») руководящего состава предприятия. См.: Генкин А. Захват. Корпоративные шахматы. Игра на выживание / А. Генкин, А. Молотников. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - С. 137-152.

В развитых странах основной формой рейдерства стало недружественное поглощение, то в России широкое распространение получили «банкротные» схемы, мошенничество и принуждение к сделке. Именно поэтому рейдерство «по-российски» не гарантирует достижение эффективной структуры собственности и при неблагоприятном стечении обстоятельств может запустить множественные циклы конфликтных перераспределений активов между экономическими агентами. См.: Лабутин А.А. Рейдерство / А.А. Лабутин // Вестник ТИСБИ. - 2008. - № 1. - С. 16.

Развитие и распространение рейдерства по российскому образцу стало возможным вследствие несовершенного законодательства, коррупции, наличия масштабного внелегального сектора, особенностей менталитета российских граждан и необдуманной государственной политики как в различных секторах экономики, так и в макроэкономических аспектах.

Таким образом, рейдерство делят на три группы по степени несоблюдения законов: белое, серое и черное рейдерство. Белое - в рамках закона, что в принципе несложно; законов о рейдерстве немного. Серое - ситуации, когда даже самый беспристрастный судья не разберется, кто прав, а кто виноват. Черное - откровенно силовой, незаконный захват собственности.

В последние годы рейдерство в России, опираясь на административный ресурс и коррумпированные правоохранительные органы в своих методах, становится проще, на место многоходовых схем приходят более простые приемы. Он становится более похожим на «беловоротничковый» уголовный промысел, совершаемый организованными преступными группами. С одной стороны, подобные тенденции ведут к еще большей криминализации данного явления, что повышает его общественную опасность. С другой стороны, упрощение рейдерских схем облегчает борьбу с этим явлением - разумеется, при наличии достаточной политической воли.

3. Проблемы борьбы и предупреждения рейдерства

3.1 Проблемы уголовного законодательства и привлечения рейдеров к уголовно-правовой ответственности

Развитие уголовного права в принципе осуществляется как реакция на экономические и социальные вызовы, т. е. как реакция на возникновение новых форм поведения, оказывающихся опасными для общества и нуждающихся в уголовно-правовой оценке. В данном случае таким вызовом является определенная часть практики слияния хозяйствующих субъектов и поглощения одними хозяйствующими субъектами других, представленная в нашей стране в виде корпоративных захватов. В последнее время идут активные обсуждения возможности введения нового состава в УК РФ, устанавливающего ответственность за корпоративные захваты. Но, к сожалению, до практической реализации такие дискуссии не доходят. Причинами подобной демагогии мы видим ряд проблем. Во-первых, это разногласия научного сообщества в терминологическом смысле. Во-вторых, существующие разногласия по поводу целесообразности введения нового состава в УК РФ.

Рейдерство - это проблема, с которой необходимо целенаправленно бороться и в отношении которой требуется разработать эффективный механизм противодействия. С точки зрения уголовного закона силовой отъем, совершенный путем хищения имущества (движимых вещей), квалифицируется соответственно как кража (грабеж) либо иное предусмотренное соответствующей статьей УК РФ противозаконное действие, т. е. преступление (к примеру, ст. 158 («Кража»), ст. 159 («Мошенничество»), ст. 161 («Грабеж») и др.). Считается, что земельные участки, предприятия как имущественные комплексы и любая недвижимость, имеющая прочную связь с земельным участком, не могут быть похищены: то есть если украли машину - это уголовно наказуемое деяние, если захватили недвижимость-то это спор хозяйствующих субъектов. При этом, как правило, осуществляемый на практике захват, в том числе на основе судебного решения, вынесенного, в свою очередь, на основе недостоверных или подложных документов, преследует цель распродажи недвижимости либо бизнеса так называемым добросовестным приобретателем. См.: Кудрявцев А.Г. К вопросу о квалификации "рейдерства" / А.Г. Кудрявцев // Уголовное право. - 2008. - № 1. - С. 32.

В. Константинов отмечает, что и квалифицирующие признаки мошенничества также далеко не всегда могут быть применены для случаев захвата бизнеса, поскольку мошенничество - это либо хищение чужого имущества, либо приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 159 УК РФ). В действиях рейдера, как правило, отсутствует прямой обман бывшего собственника бизнеса и тем более злоупотребление его доверием. Поэтому при рассмотрении вопроса об установлении уголовной ответственности за осуществление силового захвата следовало бы расширить содержание таких понятий, как «обман» и «злоупотребление доверием». См.: Константинов В. Рейдерство - не мошенничество! / В. Константинов // Законность. - 2008. - № 11. - С. 38-43.

Еще одна проблема состоит в возможности регистрации фирм-клонов. Действующее законодательство позволяет осуществить государственную регистрацию юридического лица в той же организационно-правовой форме, с тем же фирменным наименованием и по тому же адресу, где находится выбранная для захвата организация, которой, в свою очередь, принадлежит интересующий рейдеров объект недвижимости. Данная схема использует правовой пробел, который должен был бы заполнить специальный федеральный закон о порядке регистрации и использования фирменных наименований, принятие которого прямо предусмотрено ст. 54 части первой Гражданского кодекса РФ "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 09.02.2009) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.. Пункт 4 указанной статьи говорит о том, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование, и юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. Однако такая процедура не нашла соответствующего отражения в принятом в августе 2001 года Федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц», поскольку в целом не соответствовала заявленной на тот период программе снижения административных барьеров.

В конце сентября 2008 г. Национальный Антикоррупционный Комитет сформулировал идею, которая давно витает в умах как представителей бизнеса, так и государственных структур, включая Госдуму, а также Федеральную Антимонопольную Службу и другие органы: ввести статью «Рейдерство» в УК РФ. См.: Буксман А. России необходим закон о рейдерстве / А. Буксман // Независимая газета. - 2008. - 15 октября. - № 236. - С. 3.

В то же время, никто из них не отрицает, что большинство рейдерских «методик» вполне могут быть классифицированы действующими статьями Уголовного кодекса РФ. В первую очередь, это статья 159 УК РФ (Мошенничество); ст. 169 УК РФ (Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности); ст. 170 УК РФ (Регистрация незаконных сделок с землей); ст. 174 УК РФ (Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем); ст. 183 УК РФ (Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения); ст. 186 УК РФ (Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну); ст. 202 УК РФ (Злоупотребление полномочиями частными нотариусами); ст. 204 УК РФ (Коммерческий подкуп) и ст. 290, 291 УК РФ (Дача и получение взятки); ст. 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями); ст. 286 УК РФ (Превышение должностных полномочий); ст. 292 УК РФ (Служебный подлог) и ч. 3 ст. 327 УК РФ (Использование заведомо подложного документа), а также ч. 1 ст. 327 УК РФ (Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков); ст. 299 УК РФ (Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности); ст. 301 УК РФ (Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей); ст. 302 УК РФ (Принуждение к даче показаний); ч. 2,3 ст. 303 УК РФ (Фальсификация доказательств по уголовному делу); ст. 305 УК РФ (Вынесение заведомо неправосудного решения или иного судебного акта); ст. 306 УК РФ (Заведомо ложный донос); ч. 1 ст. 325 УК РФ (Уничтожение, повреждение или сокрытие официальных документов, штампов или печатей); ст. 330 УК РФ (Самоуправство).

Таким образом, в нашем законодательстве уже существуют как минимум 22 статьи, которые в целом составляют достаточно полную правовую базу, чтобы решительно противостоять рейдерским захватам - и уж точно затруднять таковые. Однако, в настоящее время, как мы можем убедиться, все они действуют малоэффективно. Но причина этого отнюдь не в том, что законы «плохие». Проблема в том, что мы не можем обеспечить их неукоснительное исполнение, и это, к сожалению, относится не только к области отношений собственности и корпоративного права. Редкий рейдерский захват в России обходится без «своих» судей, чиновников, силовиков.

3.2 Развитие гражданско-административного законодательства Российской Федерации по противодействию рейдерству

Также совершенствуется законодательство в других отраслях права в целях противодействия рейдерству.

Законодателем были установлены четко определенные сокращенные сроки исковой давности по оспариванию решений органов управления акционерным обществом:

Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 120-ФЗ Федеральный закон от 07.08.2001 N 120-ФЗ (ред. от 05.01.2006, с изм. от 27.07.2006) "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" (принят ГД ФС РФ 12.07.2001) // "Собрание законодательства РФ", 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3423 были внесены изменения в ст, 49 Федерального закона «Об акционерных обществах» Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "Об акционерных обществах" (принят ГД ФС РФ 24.11.1995) // "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 1., которые определили, что акционер вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием акционеров с нарушением требований Закона об акционерных обществах, иных правовых актов Российской Федерации, устава общества, в случае если он не принимал участия в общем собрании акционеров или голосовал против принятия такого решения и указанным решением нарушены его права и законные интересы. Такое заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда акционер узнал или должен был узнать о принятом решении.

Федеральным законом от 2 декабря 2004 г. № 153-ФЗ Федеральный закон от 02.12.2004 N 153-ФЗ "О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об акционерных обществах" (принят ГД ФС РФ 12.11.2004) // "Собрание законодательства РФ", 06.12.2004, N 49, ст. 4852. были вне сены дополнения в ст. 68 Закона «Об акционерных обществах», в соответствии с которыми член совета директоров (наблюдательного совета) общества, не участвовавший в голосовании или голосовавший против решения, принятого советом директоров (наблюдательным советом) общества в нарушение порядка, установленного Законом об акционерных обществах, иными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, вправе обжаловать в суд указанное решение в случае, если этим решением нарушены его права и законные интересы. Такое заявление может быть подано в суд в течение одного месяца со дня, когда член совета директоров (наблюдательного совета) общества узнал или должен был узнать о принятом решении.

Также был установлен срок исковой давности по признанию недействительными выпусков ценных бумаг. Федеральным законом от 28 декабря 2002 г. № 185-ФЗ Федеральный закон от 28.12.2002 N 185-ФЗ (с изм. от 16.10.2006) "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и о внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (принят ГД ФС РФ 29.11.2002) // "Собрание законодательства РФ", 30.12.2002, N 52 (2 ч.), ст. 5141. были внесены дополнения в ст. 26 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 09.02.2009) "О рынке ценных бумаг" (принят ГД ФС РФ 20.03.1996) // "Собрание законодательства РФ", N 17, 22.04.1996, ст. 1918.. В соответствии с этими изменениями срок исковой давности для признания недействительными выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, сделок, совершенных в процессе размещения эмиссионных ценных бумаг, и отчета об итогах их выпуска был установлен в три месяца с момента регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительно го выпуска) этих ценных бумаг.

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 109-ФЗ Федеральный закон от 21.07.2005 N 109-ФЗ "О внесении изменения в статью 181 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 06.07.2005) // "Собрание законодательства РФ", 25.07.2005, N 30 (ч. II), ст. 3120. внес изменения в ст. 181 Гражданского кодекса РФ, касающиеся сроков исковой давности применения последствий недействительности ничтожной сделки. Срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки был сокращен до трех лет (вместо ранее существовавшего срока в 10 лет). Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Высший Арбитражный Суд и Верховный Суд РФ также внесли свой вклад в дело противодействия распространению рейдерства. Среди наиболее заметных шагов можно отметить следующие акты этих судебных инстанций.

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» от 18 ноября 2003 г. № 19 Постановление Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" // "Вестник ВАС РФ". - 2004. - N 1. уточнило и разъяснило основания для признания недействительными решений общих собраний акционеров:

«При рассмотрении исков о признании недействительным решения общего собрания акционеров следует учитывать, что к нарушениям Закона, которые могут служить основаниями для удовлетворения таких исков, относятся: несвоевременное извещение (неизвещение) акционера о дате проведения общего собрания (п. 1 ст. 52 Закона); непредоставление акционеру возможности ознакомиться с необходимой информацией (материалами) по вопросам, включенным в повестку дня собрания (п. 3 ст. 52 Закона); несвоевременное предоставление бюллетеней для голосования (п. 2 ст. 60 Закона) и др. Иск о признании решения общего собрания недействительным подлежит удовлетворению, если допущенные нарушения требований Закона, иных правовых актов или устава общества ущемляют права и законные интересы акционера, голосовавшего против этого решения или не участвовавшего в общем собрании акционеров.

Вместе с тем, разрешая такие споры, суд вправе с учетом всех обстоятельств дела оставить в силе обжалуемое решение, если голосование данного акционера не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и решение не повлекло причинения убытков акционеру (п. 7 ст. 49 Закона). Для отказа в иске о признании решения общего собрания недействительным по указанным основаниям необходима совокупность перечисленных обстоятельств.»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О вопросе, возникшем при применении ФЗ «Об акционерных обществах» от 10 октября 2001 г. № 12 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2001 N 12 "О вопросе, возникшем при применении Федерального закона "Об акционерных обществах" // "Бюллетень Верховного Суда РФ". - 2001. - N 12. лишило рейдеров одного из главных инструментов захвата и давления на акционерные общества. Постановление разъяснило, что «при рассмотрении дел об обжаловании решений органов управления акционерного общества судья или суд не вправе запрещать проведение общего собрания акционеров, поскольку это противоречит ст. 31 Конституции Российской Федерации "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445., гарантирующей гражданам Российской Федерации право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, а также нарушает право акционеров, не обжалующих решений органов управления акционерного общества, на участие в общем собрании акционеров, предоставленное им Федеральным законом «Об акционерных обществах».

Еще 15 января 2007 года правительство внесло в Госдуму проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов разрешения корпоративных конфликтов)» Проект Федерального закона N 384664-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов разрешения корпоративных конфликтов)" (ред., внесенная в ГД ФС РФ) // СПС «КонсультантПлюс». Документ предполагал, что корпоративные споры тесно связанных между собой субъектов предпринимательской деятельности должны рассматриваться арбитражным судом по месту нахождения юридического лица, вокруг которого ведется спор. Также предлагается ввести норму, согласно которой введение мер по обеспечению исков и заявлений по указанным требованиям допускается лишь арбитражным судом по месту нахождения юридического лица. В том же году законопроект был принят в первом чтении, однако второе чтение до сих пор не состоялось. В феврале 2007 г. глава думского комитета по собственности Виктор Плескачевский сообщил, что в ближайшее время будут доработаны поправки в законопроект. По его словам, поправки предполагают новое определение реестра акций. Это необходимо для того, чтобы исключить возможности манипулирования реестром. «Все захваты, а это 95-98 %, связаны с манипулированием реестром», - сказал депутат. См.: Плескачевский В. В Государственной Думе планируют принять законопроект против рейдерства до марта / В. Плескачевский // Российская газета. - 2007. - 15 феарвля. - № 4836. - С. 4.

Конечно, дорабатывать законодательство необходимо. Прежде всего - с целью закрыть все «легальные» возможности захвата чужого имущества. При этом, естественно, встает вопрос о реформе судебной системы - одно без другого просто не существует. Кроме того, нужно устанавливать жесткий контроль за судьями, суды являются главными и «окончательными» инстанциями, устанавливающими законность объекта владения.

3.3 Политические и социально-экономические методы предупреждения и противодействия рейдерству

Но первоочередная и самая главная составляющая борьбы с рейдерством - это результативная борьба с продажностью - такой хороший русский синоним иностранного термина - на всех уровнях. Пока же, к сожалению, активная государственная кампания по борьбе с коррупцией и произволом чиновников не удержала Россию от падения с 145_го на 149_е место в ежегодном рейтинге восприятия коррупции Transparency International, который был опубликован в сентябре 2008 г. См.: Корсак А.Б. Противодействие рейдерству в системе антикоррупционных мер / А.Б. Корсак // Безопасность бизнеса. - 2008. - № 3. - С. 22-23.

Криминальное рейдерство существует у нас в таком громадном объеме, пока в таком же объеме существует коррупция, пока речь идёт о слабости, некачественной работе или же прямой заинтересованности правоохранительных органов, судов и государственных чиновников в незаконных захватнических действиях. Рейдерство - один из видов теневой экономики, и это не причина, а следствие сложившейся системы экономических, социальных и политических отношений. Все законодательные меры будут бесполезны, если рейдеры используют коррупционные методы, в том числе подкуп работников судов, МВД, органов Прокуратуры, сотрудников БТИ и регистраторов.

Безусловно, необходимо привлекать к ответственности самих рейдеров, а главное - судей, чиновников, «силовиков», из-за попустительства или при участии которых стало возможным совершение преступления. Как правило, рейдерскую группу покрывают представители силовых структур, которые могут манипулировать доказательствами в интересах агрессора или давить на собственника угрозой возбудить уголовное дело. Большинство захватов не обходятся без «своих» судей, которые могут блокировать действия собственника, затягивать процесс, выносить неправосудные решения. Необходимо понимать: даже если уже завтра мы примем недостающие законы и поправки, ничего не изменится, если не будет дана оценка практике, если в суде будет продолжать действовать «телефонное право» или право «по прейскуранту».

Особенно жесткие меры должны применяться в случаях, когда государственный чиновник сам выступает как рейдер или конечный бенефициар рейдерских действий - к сожалению, такие ситуации нередко встречаются в российской практике.

Широкомасштабная программа по борьбе с коррупцией жизненно необходима, вместе с тем, нам всем стоит быть реалистами в этом вопросе. Ужесточение наказаний еще ни один вид преступности не ликвидировало сразу и полностью. Как правило, на начальном этапе процесса жёсткие меры банально повышают «цену вопроса», а первые позитивные результаты становятся заметны лишь в долгосрочном периоде. Нельзя полностью и навсегда устранить теневую экономику - это так же невозможно, как избавиться на сто процентов от всей преступности. Но минимизировать её долю и ликвидировать такие одиозные её проявления, как разгул криминального рейдерства, - более чем реально. Для этого нужна четкая государственная программа и система мер по защите бизнеса и частных предпринимателей от рейдерской агрессии.

Кроме того, государство должно стимулировать объединение предпринимателей, особенно малого и среднего бизнеса, в структуры и союзы, которые могли бы их защитить. Вероятность того, что продуманная корпоративная структура, обладающая серьёзной защитой и поддержкой, даст сбой, не так уж велика. Гораздо чаще происходит захват активов, которые не были должным образом защищены.

Сложившаяся сегодня в России система «рейдерства» в разы повышает коррупционный характер государства, снижая репутацию и инвестиционный потенциал страны. Бороться с рейдерством необходимо системно, не разбираясь с уже свершившимися фактами, а создавая на уровне законодательства институты, препятствующие распространению черных рейдерских схем и способствующие защите прав настоящего собственника.

Заключение

Таким образом, на основании вышеизложенного в курсовой работе можно сделать следующие выводы:

Рейдерство на рынке корпоративного контроля является особым видом деятельности и имеет существенные отличия от силового предпринимательства и деятельности гринмейла. Суть рейдерства заключается в последовательной или параллельной реализации рейдерских акций - особых инвестиционных проектов, характеризующихся высоким уровнем риска и доходности.

В России рейдерство возникло при острой потребности в изменении структуры распределения прав на экономические активы и при отсутствии условий для активизации трансакций. Рейдерство ускорило развитие рынка корпоративного контроля и обеспечило переток активов между субъектами экономики. Однако специфика социально-экономической и институциональной среды определила более агрессивный и менее цивилизованный характер рейдерских акций в России в сравнении с другими странами. В связи с этим рейдерство в России ведет не столько к достижению эффективного распределения прав на экономические активы, сколько к обострению социально-экономических и правовых проблем.

Рейдер в переводе с английского захватчик. В сегодняшних реалиях можно выделить определенные виды рейдеров. Первые - «белые рейдеры» работают исключительно в рамках закона и «черные рейдеры», которые используют весьма криминальные способы. Существуют также и гринмейлеры - «серые рейдеры».

«Белые» рейдеры в своем арсенале используют весьма стандартный набор приемов в основном они касаются различных манипуляций с акциями и долями общества и противоречий и пробелов корпоративного законодательства в достижение намеченной цели.

«Черные» рейдеры - это весьма опасный и определенно криминальный вид рейдерства. В их арсенале можно встретить подкуп суда, прокуратуры, администрации районов, судебных приставов исполнителей с вытекающими из этого последствиями в виде незаконных решений и действий по определенным вопросам касающихся активов общества. Не редко можно встретить и действия связанные с использованием фальшивых документов, а также незаконной выемкой документов и подделки печатей. Некоторые «черные» рейдеры иногда и прибегают к решению вопроса путем применения устрашающих мер виде бойцов со стволами.

Гринмейл («серые рейдеры») - это комплекс мер направленных на дестабилизацию обстановки в обществе с целью вынудить акционеров или участников приобрести акции (долю) гринмейлера по завышенной цене. Политика рядового гринмейлера сводится к следующему: он приобретает небольшой пакет акций или долю общества после чего он начинает различными действиями, которые не выходят за рамки закона, а наоборот основываются на нем, мешать обществу вести нормальную хозяйственную деятельность, так сказать «вставляет палки в колеса». В результате таких действий работа общества парализовывается, а управление будет нефункционально и придет к решению о выкупе акций у гринмейлера.

Рейдерская атака может привести к самым печальным последствиям. Бизнес может быть полностью утрачен, и бывший владелец не сможет ничего сделать, так как все будет в рамках закона. Если же всеми правдами и неправдами удастся вернуть свой бизнес, то все равно это будет связано с огромными потерями, как временными, так и финансовыми.

Основные признаки готовящегося рейдерского нападения

Результаты проведенного исследования российской практики рейдерства указывают на непрекращающуюся трансформацию этого бизнеса на протяжении всего периода его существования. К настоящему времени рейдерство уже прошло стадии зарождения и «расцвета», войдя в стадию поиска новых направлений и форм. Расширяется количество участников рейдерских атак, усложняются формы рейдерских акций, меняются способы оказания воздействия на оппонентов, преобразуется состав компаний, атакуемых агрессорами. Доходность рейдерства в его текущем виде и формах снижается, риски проектов возрастают. Это способно привести либо к значительному сокращению числа рейдерских атак, либо к новой трансформации рейдерства. Сценарий дельнейшего развития рейдерства зависит от действий государства. Отсутствие эффективной государственной политики противодействия рейдерству может привести к возникновению еще более агрессивных видов и форм передела собственности.

Место бессистемной борьбы с рейдерами должна занять политика стимулирования трансформации «белого» и «серого» рейдерства в необходимые экономике формы активности. По характеру поведения на рынке рейдеры имеют множество положительных характеристик, которые роднят их с венчурными инвесторами. Доходность венчурных инвестиций в инновационный бизнес может не уступать доходности рейдерских акций. В таком случае, эффективная государственная политика в сфере инноваций будет способствовать смене приоритетов в выборе рейдером проектов для реализации, формируя основы для инновационного развития российской экономики.

С такой позиции, основной стратегической целью государственного противодействия рейдерству должно стать обеспечение благоприятных условий для ускоренной трансформации «белого» и «серого» рейдерства в желательную для экономики инновационную активность.

Достижение цели государственной политики противодействия рейдерству возможно при условии соответствия проводимой политики ряду императивных принципов: системность, систематичность и последовательность, законность, приоритет экономического воздействия, открытость.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 09.02.2009) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 13.02.2009) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

3. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об акционерных обществах» (принят ГД ФС РФ 24.11.1995) // «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, № 1, ст. 1.

4. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 09.02.2009) «О рынке ценных бумаг» (принят ГД ФС РФ 20.03.1996) // «Собрание законодательства РФ», № 17, 22.04.1996, ст. 1918.

5. Федеральный закон от 08.01.1998 № 6-ФЗ (ред. от 21.03.2002, с изм. от 01.10.2002) «О несостоятельности (банкротстве)» (принят ГД ФС РФ 10.12.1997) // «Собрание законодательства РФ», 12.01.1998, № 2, ст. 222.

6. Федеральный закон от 07.08.2001 № 120-ФЗ (ред. от 05.01.2006, с изм. от 27.07.2006) «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (принят ГД ФС РФ 12.07.2001) // «Собрание законодательства РФ», 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3423

7. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) // «Собрание законодательства РФ», 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3431.

8. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О несостоятельности (банкротстве)» (принят ГД ФС РФ 27.09.2002) // «Собрание законодательства РФ», 28.10.2002, № 43, ст. 4190.

9. Федеральный закон от 28.12.2002 № 185-ФЗ (с изм. от 16.10.2006) «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и о внесении дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (принят ГД ФС РФ 29.11.2002) // «Собрание законодательства РФ», 30.12.2002, № 52 (2 ч.), ст. 5141.

10. Федеральный закон от 02.12.2004 № 153-ФЗ «О внесении изменения в статью 68 Федерального закона «Об акционерных обществах» (принят ГД ФС РФ 12.11.2004) // «Собрание законодательства РФ», 06.12.2004, № 49, ст. 4852.

11. Федеральный закон от 21.07.2005 № 109-ФЗ «О внесении изменения в статью 181 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 06.07.2005) // «Собрание законодательства РФ», 25.07.2005, № 30 (ч. II), ст. 3120.

12. Проект Федерального закона № 384664-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов разрешения корпоративных конфликтов)» (ред., внесенная в ГД ФС РФ) // СПС «КонсультантПлюс»

Материалы судебной практики

13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2001 № 12 «О вопросе, возникшем при применении Федерального закона «Об акционерных обществах» // «Бюллетень Верховного Суда РФ». - 2001. - № 12.

14. Постановление Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» // «Вестник ВАС РФ». 2004. - № 1.

Специальная научная и учебная литература

15. Анисимов С.Н. Рейдерство в России. Особенности национального захвата / С.Н. Анисимов. - СПб.: Невский проспект, 2007. - 224 с.

16. Астахов П.А. Противодействие рейдерским захватам / П.А. Астахов. - М.: Эксмо, 2007. - 240 c.

17. Генкин А. Захват. Корпоративные шахматы. Игра на выживание / А. Генкин, А. Молотников. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 256 с.

18. Горячев Д.Ю. Корпоративные слияния и поглощения: анализ неопределенности и рисков в оценке компаний / Д.Ю. Горячев. - М.: МАКС Пресс, 2000. - 44 с.

19. Киреев А.Ю. Рейдерство в Российской экономике: сущность, тенденции и возможности противодействия. Автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / А.Ю. Киреев. - М., 2008. - 22 с.

20. Лупашко С.В. Слияния и поглощения компаний на российском рынке / С.В. Лупашко. - М.: МАКС Пресс, 2007. - 114 с.

21. Никонова Е.Г. Рейдерство. Гражданско-правовые и уголовно-правовые аспекты / Н.Г. Никонова, К.Э. Добрынин, К.В. Крутильников. - М.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2009. - 290 с.

22. Рейдерство как социально-экономический и политический феномен современной России. Отчет о качественном социологическом исследовании. - М.: Центр политических технологий, 2008. - 74 с.

23. Тарханова З.Э. Функционирование института рейдерства в РФ. Автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.01 / З.Э. Тарханова. - Владикавказ, 2008. - 27 с.

24. Тихомиров Б.И. Рейдерство: Учебное пособие / Б.И. Тихомиров. - СПб.: ООО «СЕЗАМ-ПРИНТ», 2006. - 24 с.

25. Фаенсон М.И. Рейдерство (недружественный захват предприятий). Практика современной России / М.И. Фаенсон, А.А. Пиманова. - М.: Альфа-Пресс, 2007. - 120 с.

26. Черезов А.В. Корпорации. Корпоративное управление / А.В. Черезов, Т.Б. Рубинштейн. - Москва: Экономика, 2006. - 477 с.

Статьи в периодических изданиях

27. Буксман А. России необходим закон о рейдерстве / А. Буксман // Независимая газета. - 2008. - 15 октября. - № 236. - С. 3.

28. Валласк Е.В. Недружественное поглощение, корпоративный захват, рейдерство и их взаимосвязь с коррупцией / Е.В. Валласк // Преступность и проблемы борьбы с ней / Под общ. ред.: Долгова А.И., Каныгин В.И. - М.: Российская криминологическая ассоциация, 2007. - С. 186-191.

29. Валерьевич А. Рейдеры, работающие через банкротство - как не стать легкой добычей? / А. Валерьевич // Российская газета. - 2008. - 26 сентября. - № 4760. - С. 8.

30. Волков А., Рассуждение о рейдерстве по методе барона Кювье / А. Волков, А. Привалов // Эксперт. - 2007. - № 18 (559). С. 18-22.

31. Кашкин Д.А. Рейдерство: угроза конституционному строю России / Д.А. Кашкин, В.О. Лучин // Закон и право. - 2009. - № 1. - С. 8-11.

32. Киц А. Рейдерские схемы совершенствуются и побеждают / А. Киц // Следователь. Федеральное издание. - 2007. - № 11 (115). - С. 32-34.

33. Константинов В. Рейдерство - не мошенничество! / В. Константинов // Законность. - 2008. - № 11. - С. 38-43.

34. Корсак А.Б. Противодействие рейдерству в системе антикоррупционных мер / А.Б. Корсак // Безопасность бизнеса. - 2008. - № 3. - С. 20-24.

35. Кричевский Н.А. Рейдерство: штрихи к портрету явления / Н.А. Кричевский // Независимая газета. - 2007. - 10 декабря. - С. 8-9.

36. Кудрявцев А.Г. К вопросу о квалификации «рейдерства» / А.Г. Кудрявцев // Уголовное право. - 2008. - № 1. - С. 31-35.

37. Лабутин А.А. Рейдерство / А.А. Лабутин // Вестник ТИСБИ. - 2008. - № 1. - С. 16-24.

38. Лапина Н. Два цвета современного рейдерства / Н. Лапина // Российская газета. - 2006. - 4 августа. - № 4136. - С. 5.

39. Махлин М. Рейдеры наступают - всплеск недружественных поглощений / М. Махлин // Российская Бизнес-газета. - 2006. - 8 августа. - № 566. - С. 4.

40. Плескачевский В. В Государственной Думе планируют принять законопроект против рейдерства до марта / В. Плескачевский // Российская газета. - 2007. - 15 феарвля. - № 4836. - С. 4.

41. Пятилетова Л. «Кирпич» для рейдера. Юрий Лужков констатировал: в столице появилась преграда силовым захватам предприятий / Л. Пятилетова // Российская газета. - 2006. - 12 сентября. - № 4168. - С. 6.

42. Сычев П.Г. Отобрать и присвоить не проблема. Пробелы в законодательстве развязали рейдерам руки / П.Г. Сычев // Закон. - 2007. - Август. - С. 153-158.

43. Федоров А.Ю. Корпоративные конфликты и рейдерство / А.Ю. Федоров // Российская юстиция. - 2008. - № 4. - С. 65-73.

44. Яковенко Д. Самый эффективный рейдер в России - государство / Д. Яковенко // Время. - 2006. - 06 февраля. - С. 4.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты