Рефераты

Реорганизация юридических лиц, проблемы защиты прав кредиторов

аким образом, имущество (права на имущество), указанное в передаточном акте или разделительном балансе, может не всегда соответствовать активам, которые должны быть отражены в бухгалтерском балансе организации. Учитывая изложенное, хотелось бы предостеречь от составления передаточного акта или разделительного баланса на основании только данных бухгалтерского учета. Указанные документы должны составляться в соответствии с требованиями гражданского законодательства с использованием при этом данных бухгалтерского учета. Вместе с тем, используя сведенья передаточного акта или разделительного баланса для целей бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, всегда надо иметь в виду различия гражданского и бухгалтерского законодательства Степанов А.Г. Общие вопросы хозяйственной деятельности юридического лица [Текст] // Право и экономика. - 2004. - №10. - С. 117..

2.3 Отдельные виды реорганизации юридических лиц

Определим особенности форм реорганизации. При слиянии права и обязанности двух ликвидируемых юридических лиц переходят к новому юридическому лицу. При присоединении в состав юридического лица, не прекращающего свою деятельность, вливается прекращающее существование юридическое лицо. При разделении права и обязанности прекращающего существование юридического лица переходят к двум (нескольким) новым юридическим лицам. При выделении образуется новое юридическое лицо, являющееся правопреемником реорганизовавшегося юридического лица, причем деятельность последнего не прекращается. Выделение - единственная форма реорганизации, при которой не прекращается деятельность ни одного юридического лица. При преобразовании происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица.

Реорганизация в формах слияния, разделения, выделения и преобразования считается законченной с момента осуществления государственной регистрации новых юридических лиц.

Реорганизация в форме присоединения оканчивается моментом внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Реорганизация юридического лица в форме слияния, как правовая процедура регламентируется ГК РФ, так как это закон прямого действия, регулирующий деятельность хозяйствующих субъектов. "Правовой смысл реорганизации в форме слияния состоит в том, что реорганизуемые юридические лица объединяются во вновь создаваемое юридическое лицо, при этом их существование прекращается, а новая организация проходит государственную регистрацию и приобретает правоспособность в соответствии с законодательством, кроме того, к этой организации переходят все права и обязанности реорганизованных юридических лиц" Межникова Ю.Л. Реорганизация в форме слияния: права и обязанности плательщика НДС // Аудиторские ведомости. - 2003. - №8. - С. 31..

При слиянии следует учитывать, что помимо юридических лиц, непосредственно участвующих в слиянии, существуют третьи лица, которые имели свои интересы в реорганизуемых юридических лицах. Это кредиторы. Статьей 60 ГК РФ установлены гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации, в том числе письменное уведомление, а также право прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков Грибков А. Реорганизация акционерного общества путем слияния [Текст]// Финансовая газета. Региональный выпуск.- 2003. - №6. - С. 49..

Законом установлен 30-дневный срок с даты принятия решения о слиянии последним из обществ, участвующих в слиянии, для письменного уведомления об этом кредиторов, а также опубликования в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщения о принятом решении о слиянии. В течение 30 дней с даты направления уведомлений или с даты опубликования сообщения о принятом решении кредиторы вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков Долинская В.В. Поглощения и реорганизация [Текст]//Гражданское право. -2008.- № 1.-С.22. .

В отличие от порядка, действовавшего до 1 января 2002 г., в настоящее время государственная регистрация обществ, созданных в результате слияния, внесение записей о прекращении деятельности обществ в единый государственный реестр невозможны без доказательств факта уведомления кредиторов в установленном законом порядке. В качестве доказательств могут быть использованы копии заказных писем, разосланных кредиторам, с информацией о реорганизации общества с уведомлением о вручении и подлинником квитанции об отправке, экземпляры печатных изданий, предназначенных для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, в которых публиковались сообщения о принятых решениях Кошелев Я.С. Слияние акционерных обществ [Текст] // Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения. - 2005. - №3. - С. 45..

Согласно п.4 ст.57 ГК РФ юридические лица считаются реорганизованными с момента регистрации нового юридического лица. ГлаваV Федерального закона от 8.08.01 г. №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", которого регулирует особенности государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации. В ст.14 данного Закона приведен полный перечень документов, которые необходимо подать в регистрирующий орган для регистрации образовавшегося юридического лица. Согласно ст.16 указанного Закона определено, что реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность.

Присоединение одного юридического лица к другому представляет собой форму реорганизации юридического лица, осуществляемую в соответствии со ст.57 ГК РФ. При реорганизации юридических лиц во всех случаях осуществляется переход прав и обязанностей реорганизуемого лица к вновь возникающим в порядке универсального правопреемства.

Существуют несколько способов реорганизации обществ. Один из них - укрупнение, когда на основе двух или нескольких обществ создается одно, более крупное, поглощающее ранее существовавшие. Сюда же относится и присоединение обществ.

В случае присоединения происходит объединение двух или нескольких обществ, но одно из них, к которому присоединяются другие, сохраняет статус юридического лица, а присоединяемые вливаются в него и прекращают самостоятельную деятельность. При реорганизации в форме присоединения возникает не новое юридическое лицо, а изменяется юридический статус общества, к которому присоединились другие. При этом государственной регистрации подлежит не общество, а изменения и дополнения к его учредительным документам. Само же общество, к которому проведено присоединение, считается реорганизованным с момента исключения присоединяемых обществ из реестра юридических лиц Ивлиева М.Ф. Последовательность осуществления процедуры присоединения ЗАО к ООО [Текст] // Финансовые и бухгалтерские консультации. - 2000.- №10. - С. 6..

В результате присоединения одного или нескольких обществ к другому обществу присоединяемые общества прекращают существование, и все их активы, права и обязанности переходят к присоединяющему обществу, которое, в свою очередь, сохраняет свой юридический статус и, следовательно, все права и обязанности, вытекающие из этого статуса Мирошниченко М.Ю., Юцковская И.Д. Бухгалтерский учет и налогообложение операций по присоединению акционерных обществ [Текст]// Налоговый вестник. - 2003. - №5. - С. 10..

Выделение и разделение являются формами реорганизации юридического лица (ст.57 ГК РФ). Основным отличием реорганизации в форме выделения от разделения является то, что в последнем случае реорганизуемое общество перестает существовать, тогда как при выделении ранее действующее общество передает только часть своих прав и обязанностей создающемуся обществу, а само продолжает прежнюю деятельность.

При разделении и выделении обществ процедура реорганизации имеет общие особенности, отражающие суть происходящего в этих случаях процесса.

Для того чтобы наиболее успешно разобраться в вопросах выделения или разделения юридического лица, напомним основные моменты, характеризующие указанные формы реорганизации:

а) решение о разделении либо выделении общества принимается общим собранием участников (акционеров), как и в иных случаях реорганизации, большинством в три четверти голосов;

б) в решении о разделении или выделении общества должны быть определены порядок и условия проведения соответствующей реорганизации, статус создаваемых обществ, порядок конвертации акций реорганизуемого общества в акции или иные ценные бумаги вновь создаваемых обществ.

Разделительный баланс является документом, служащим основанием для передачи имущества и обязательств юридического лица при реорганизации в форме выделения и разделения (п.3, 4 ст.58 ГК РФ). Данный документ является обязательным, поскольку непредставление его в регистрирующий орган, а также отсутствие в нем положений о правопреемстве по обязательствам юридического лица влекут отказ в государственной регистрации реорганизуемого юридического лица (п.2 ст.59 ГК РФ).

На основании разделительного баланса производится передача имущества и обязательств правопреемникам. Хотя этот документ и назван балансом, однако бухгалтерский баланс как форма отчетности при реорганизации является только частью рассматриваемого документа.

Необходимо выделить следующие блоки информации, которые, на взгляд некоторых авторов Новодворский В.Д., Клинов Н.Н. Составление бухгалтерского баланса при реорганизации юридического лица в форме выделения и разделения [Текст] // Бухгалтерский учет. - 2002. - №20. - С. 21., подлежат включению в разделительный баланс:

а) общая информация о реорганизации (полное наименование реорганизуемого юридического лица (правопреемника), его организационно-правовая форма, вид реорганизации, правопреемство);

б) разделительный бухгалтерский баланс, содержащий активы, обязательства и собственный капитал реорганизуемого юридического лица, а также количественное выражение распределения балансовых статей между бухгалтерскими балансами правопреемников;

в) пояснения к разделительному балансу, затрагивающие отдельные статьи активов, обязательств и собственного капитала, а также особенности распределения балансовых статей между правопреемниками Абакшин А. Права акционеров при реорганизации акционерного общества в форме выделения [Текст] // Право и экономика. - 2005. - №4. - С. 71..

Выделение характеризуется сингулярным (частным) правопреемством, при котором, в отличие от универсального (общего) правопреемства, правопреемник занимает место правопредшественника не во всех, а только в некоторых правоотношениях. Необходимо иметь в виду, что правопреемство не допускается в случаях, когда права и обязанности носят личный характер (право на имя, авторство, обязанность по возмещению вреда) либо имеется прямой запрет закона Абакшин А. Выделить и не обделить [Текст]// ЭЖ-ЮРИСТ. - 2004. - №27. - С. 31..

Выделение отличается от прочих форм реорганизации также тем, что реорганизуемое общество не ликвидируется, в то время как при остальных формах реорганизации прекращается деятельность по крайней мере одного юридического лица Жданов Д.В. Реорганизация в форме выделения [Текст] // Законодательство. - 1999. - №5.- С. 66..

Преобразование наряду со слиянием, присоединением, разделением и выделением является одной из форм реорганизации юридического лица. В соответствии с п.5 ст.58 Гражданского кодекса РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Анализ указанной нормы ГК РФ позволяет выделить следующие отличительные черты преобразования как формы реорганизации юридического лица. Во-первых, в процедуре реорганизации в форме преобразования участвует одно юридическое лицо, прекращающее свое существование по ее завершении. Во-вторых, на месте реорганизуемого юридического лица возникает новое юридическое лицо-правопреемник иной организационно-правовой формы. Наконец, в-третьих, правопреемство вновь возникающего юридического лица по отношению к реорганизованному оформляется отдельным документом - передаточным актом. Таким образом, преобразование можно считать самой простой формой реорганизации, поскольку в отличие от слияния, присоединения, разделения и выделения в нем участвует только одно юридическое лицо и только одно юридическое лицо возникает в ходе его проведения. Однако отмеченные признаки преобразования принимаются не всеми учеными. Так, в литературе высказывалось мнение о том, что при проведении преобразования сохраняется реорганизуемое юридическое лицо, у которого изменяется организационно-правовая форма, и, соответственно, новое юридическое лицо не возникает Долинская В.В. Акционерное право [Текст]. - М.: Юстицинформ, 1997. - С.266..

Круг возможных вариантов преобразования ограничивается законом, который определяет, в какие организационно-правовые формы могут преобразовываться те или иные виды юридических лиц. Применительно к коммерческим организациям подобное правило установлено п.1 ст.68 ГК РФ, предусматривающим, что хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ. Ограничения для преобразования акционерных обществ в иные коммерческие организации установлены п.2 ст.104 ГК РФ, предусматривающим для юридических лиц данной организационно-правовой формы лишь возможность преобразования в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив. Вместе с тем положения п.2 ст.104 ГК РФ расширяют формулировку ст.68 ГК РФ за счет включения в перечень юридических лиц, в которые может быть преобразовано акционерное общество, некоммерческих организаций, при этом порядок проведения такого преобразования должен быть установлен законом.

Учитывая, что преобразование является одной из самых распространенных форм реорганизации юридических лиц, рассмотрим подробнее преобразование на примере акционерного общества. Порядок проведения преобразования акционерного общества регулируется Федеральным законом "Об акционерных обществах". Отличительной чертой Закона является то, что термин "преобразование" в нем применяется не только для обозначения одной из разновидностей реорганизации: под преобразованием понимается также изменение типа акционерного общества - с открытого на закрытое и наоборот. При превышении в закрытом обществе установленного Законом предельного числа участников оно обязано провести такое преобразование в течение года, в противном случае общество подлежит ликвидации в судебном порядке Долинская В.В. Актуальные вопросы поглощения и реорганизации [Текст]// Юрист.- 2008.- № 4.С.45..

Действующим законодательством предусмотрены случаи, когда изменение типа общества не может производиться или прямо запрещено:

1) в соответствии с п.4 ст.7 Закона об акционерных обществах открытые акционерные общества, акции которых находятся в государственной (муниципальной) собственности, не могут быть преобразованы в закрытые общества. Не допускается изменение типа акционерного общества в случаях, когда в соответствии с законодательством они могут создаваться только в форме открытых (например, инвестиционные фонды) либо только в форме закрытых (аудиторские организации);

2) открытое общество не может быть преобразовано в закрытое, если число его акционеров превышает 50 - предел, установленный для закрытых обществ (п.3 ст.7 Закона об акционерных обществах);

3) закрытое общество не подлежит преобразованию в открытое, если размер уставного капитала создаваемого акционерного общества окажется ниже минимального уровня, установленного для открытых обществ ст.26 Закона об акционерных обществах. Но органы общества, к компетенции которых относится увеличение уставного капитала, вправе принять соответствующее решение, после чего тип акционерного общества может быть изменен.

При преобразовании акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив необходимо учитывать ограничения числа их участников, которые установлены законодательством (50 участников в обществе с ограниченной ответственностью, не менее пяти членов в производственном кооперативе), а также особый характер объединения лиц в производственный кооператив, где одним из условий является объединение не только имущественных паевых взносов, но и личное трудовое или иное участие членов кооператива в его деятельности Шапкина Г.С. АО меняет образ [Текст] // Бизнес-адвокат. - 1997. - №6. -С.11.. Таким образом, в общество с ограниченной ответственностью может свободно преобразоваться только закрытое акционерное общество; в открытом обществе сначала нужно уменьшить количество акционеров путем выкупа у некоторых из участников с их согласия акций или путем проведения в качестве предварительной процедуры реорганизации в форме разделения или выделения. Обществу с количеством участников менее пяти нужно привлечь необходимое количество акционеров для возможности проведения преобразования в производственный кооператив с учетом того, что из каждых пяти членов кооператива четверо должны участвовать в его деятельности личным трудом.

Глава 3. Проблемы законодательного регулирования обеспечения прав кредиторов юридического лица

3.1 Правопреемство при реорганизации

Поскольку реорганизация всегда связана с имущественным правопреемством между юридическими лицами, при ее проведении существенное значение имеет вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих к правопреемнику. В результате реорганизации права и обязанности реорганизованных юридических лиц могут переходить:

а) в полном объеме только к одному правопреемнику (при слиянии, присоединении и преобразовании);

б) в полном объеме, но к нескольким правопреемникам в соответствующих частях (при разделении);

в) частично как к одному, так и к нескольким правопреемникам (при выделении).

В соответствии со ст.58 ГК РФ переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому в процессе реорганизации оформляется соответствующими правоустанавливающими документами: передаточным актом (при реорганизации в формах слияния, присоединения и преобразования) или разделительным балансом (при реорганизации в формах разделения и выделения). Учитывая большую значимость этих документов, к ним предъявляются особые требования. В частности, в п.1 ст.59 ГК РФ предусматривается, что передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами.

Исходя из приведенной нормы закона, можно сделать вывод о том, что в передаточном акте и разделительном балансе должны содержаться сведения о всех обязательствах долгового характера, а также всех правах требования, передаваемых реорганизуемым юридическим лицом своему правопреемнику, с обязательным указанием (подробной балансовой расшифровкой) числящихся по каждому кредитору и должнику денежных сумм Тебряев А.А. Некоторые вопросы правопреемства при реорганизации юридического лица [Текст]//Банковское право.- 2008.-№ 2.- С.30..

Чтобы не допустить нарушения порядка оформления правопреемства при реорганизации, в Гражданском кодексе предусмотрено специальное правило, согласно которому в случае отсутствия в передаточном акте или в разделительном балансе положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица государственная регистрация вновь возникших юридических лиц не производится (абз.2 п.2 ст.59).

Несмотря на столь жесткие требования закона, на практике они не всегда выполняются, что нередко приводит к серьезным затруднениям, а порой и к невозможности установления правопреемства при реорганизации в отношении определенных обязательств.

В развитие затронутой темы С.А. Чубаров, например, замечает, что неопределенность в вопросах правопреемства при реорганизации может возникнуть лишь в случаях разделения и выделения. При других формах (слиянии, присоединении и преобразовании) определить правопреемника по тем или иным обязательствам реорганизованного юридического лица не составляет труда - правопреемником в этих случаях в отношении всех прав и обязанностей прекращающих существование юридических лиц всегда является одно юридическое лицо Чубаров С.А. Правопреемство при реорганизации юридических лиц [Текст] // Законодательство. - 2009. - №7. - С. 61..

При разделении и выделении правопреемник может быть неочевиден. Объясняется это тем, что к вновь образованным юридическим лицам переходят лишь отдельные имущественные права и обязанности реорганизованных юридических лиц. Так, при разделении все права и обязанности ликвидируемого юридического лица в определенных пропорциях распределяются среди нескольких вновь образованных юридических лиц. В случае же выделения к правопреемнику переходит только часть имущественных прав и обязанностей реорганизованного юридического лица. Именно поэтому применительно к реорганизации в формах разделения и выделения законодательство устанавливает дополнительные гарантии для кредиторов. В частности, в п.3 ст.60 ГК РФ предусматривается, что если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, то вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

На первый взгляд может показаться, что указанное правило о солидарной ответственности вновь образованных юридических лиц позволяет разрешить любые сложности при определении правопреемника в случае реорганизации в формах разделения и выделения. Однако это далеко не так. Следует иметь в виду, что ответственность, установленная п.3 ст.60 ГК РФ, является мерой, призванной обеспечивать права кредиторов юридического лица при его реорганизации. Она наступает только в тех случаях, когда разделительный баланс не позволяет определить правопреемника по долгам реорганизованного юридического лица. В практике же арбитражных судов встречаются случаи, когда проблемы определения правопреемника касаются обязательств, в которых реорганизованное юридическое лицо выступало не в роли должника, а в роли кредитора. В гражданском праве нет норм, регламентирующих ситуацию, при которой разделительный баланс не позволяет определить правопреемника реорганизованного юридического лица по правам требования. Вследствие этого при разбирательстве подобных споров возникают предложения о применении законодательства по аналогии. Так, в случаях невозможности определения правопреемника по конкретным правам требования вновь возникшие юридические лица могут рассматриваться как солидарные кредиторы и, согласно ст.326 ГК РФ, любое из них вправе предъявить к должнику требование в полном объеме.

Однако данная позиция представляется неверной. В силу п.1 ст.6 ГК РФ одним из важнейших условий применения к отношениям, не урегулированным нормами права, законодательства по принципу аналогии является наличие в нем норм, регулирующих сходные отношения. И если применить по аналогии нормы законодательства, регулирующие солидарные требования, к случаям невозможности определения правопреемника по правам требования реорганизованного юридического лица, это условие оказывается нарушенным, поскольку между неурегулированными отношениями и отношениями, регулируемыми указанными нормами, нет сходства.

По общему правилу, в соответствии с п.1 ст.322 ГК РФ, солидарное требование возникает, если такая солидарность предусмотрена договором или установлена законом. Подчеркнем, что независимо от характера основания (договорного или законодательного) солидарность требований всегда предполагает участие в обязательстве одновременно нескольких лиц на стороне кредитора. (В п.2 ст.322 ГК РФ, в частности, презюмируется, что требования нескольких кредиторов в обязательстве, связанном с предпринимательской деятельностью, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное).

Реорганизация же юридического лица не влечет появления в обязательстве дополнительных участников ни на стороне кредитора, ни на стороне должника, происходит лишь прекращение участия реорганизуемого юридического лица во всех обязательствах, права и обязанности по которым переходят в порядке универсального правопреемства к другим юридическим лицам. Причем сами обязательства не прекращаются, а продолжают исполняться лицами, заменившими выбывшего из обязательства первоначального участника.

Следовательно, утверждение о возможности распространения действия норм законодательства, регулирующих солидарные требования кредиторов, по аналогии на случаи невозможности определения правопреемника по правам требования при реорганизации юридического лица с правовой точки зрения несостоятельно.

Исходя из того, что в силу ст.59 ГК РФ, документами, устанавливающими правопреемство реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, служат только передаточный акт и разделительный баланс, как представляется, в процессе разрешения подобных споров никакие другие доказательства, кроме указанных документов, использованы быть не могут, так как это противоречит правилу допустимости доказательств. Поэтому, если в ходе судебного разбирательства по иску (в котором заявленные требования основываются на правопреемстве, возникшем вследствие реорганизации юридического лица) выяснится, что в представленном истцом разделительном балансе отсутствует указание на то, как распределяются между вновь созданными юридическими лицами права требования по обязательствам реорганизованного юридического лица, то в удовлетворении иска должно быть отказано по причине его бездоказательности.

Данная позиция подкрепляется еще и тем, что в соответствии с требованиями п.1 ст.385 ГК РФ должник вправе не исполнять обязательства новому кредитору до представления последним доказательств перехода требования к нему. В связи с этим в тех случаях, когда разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника по правам требования реорганизованного кредитора в отношении конкретного должника, вынести решение о принудительном исполнении обязательства таким должником перед вновь образованными юридическими лицами не представляется возможным.

Помимо выполнения общих требований законодательства, предъявляемых к содержанию передаточного акта и разделительного баланса, при их подготовке также должны быть соблюдены специальные правила, определяющие форму такого рода документов.

Согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 20 мая 2003 г. №44н "Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций", в состав передаточного акта и разделительного баланса, оформляемых при реорганизации юридических лиц, включается бухгалтерская отчетность, составляемая в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке в объеме форм годового бухгалтерского отчета на последнюю отчетную дату (дату реорганизации). Этим же нормативным актом предусмотрено, что при разделении юридических лиц (выделении из состава юридического лица одного или нескольких подразделений) разделительный баланс состоит из общего баланса по ранее действовавшему юридическому лицу и балансов каждого нового юридического лица, образованного на базе подразделений, входивших в состав прежнего юридического лица. Данные разделительного баланса являются также данными баланса каждого нового юридического лица на дату начала его деятельности после их государственной регистрации.

По логике указанного предписания, во всех случаях реорганизации (независимо от формы ее проведения) в состав передаточного акта и разделительного баланса должна включаться годовая бухгалтерская отчетность по каждому юридическому лицу, участвующему в реорганизации.

Поскольку (в отличие от слияния, присоединения и преобразования) при реорганизации в формах разделения и выделения у вновь образованных юридических лиц правопреемство возникает лишь в отношении строго определенных обязательств реорганизованного юридического лица, предусмотрено, что подготавливаемый в этих случаях разделительный баланс должен состоять не менее чем из двух частей: баланса реорганизуемого юридического лица и баланса создаваемого юридического лица. Данное требование к его форме объясняется тем, что только при сопоставлении балансов реорганизованного юридического лица и каждого вновь образованного юридического лица можно определить объем прав и обязанностей, перешедших в процессе реорганизации к правопреемникам, и в каких пропорциях эти права и обязанности распределяются между ними.

Анализируя требования к оформлению правопреемства при реорганизации, нужно заострить внимание еще на одном важном требовании законодательства. В соответствии с п.2 ст.12 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. №34н Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации [Текст]: [Приказ Минфина РФ № 34н, принят 29.07.1998 г., по состоянию на 26.03.2007]// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 1998. - №23., при реорганизации любого предприятия или организации в обязательном порядке должна проводиться инвентаризация его имущества и денежных обязательств. Основными целями инвентаризации являются:

а) выявление фактического наличия имущества;

б) сопоставление фактического имущества с данными бухгалтерского учета;

в) проверка полноты отражения в учете обязательств (п.1.4 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств [Текст]: [Приказ Минфина РФ № 49, принят 13.06.1995 г.]// Экономика и жизнь. - 1995. - №29.);

г) установление действительности обязательств, права и обязанности по которым в процессе реорганизации перешли к правопреемнику.

Для успешного выполнения указанных задач необходимо, чтобы к разделительному балансу реорганизованного юридического лица был приложен последний акт инвентаризации Жданов Д.В. Правопреемство в отношении налогов при реорганизации акционерных обществ [Текст]// Законодательство. - 1998. - №11. - С. 31..

Поскольку в законодательстве отсутствуют нормы о последствиях признания реорганизации юридических лиц недействительной, то предлагается признать действия по передаче имущества в ходе реорганизации односторонними сделками, что позволит в случае признания реорганизации недействительной признать недействительными и действия по передаче имущественных прав и тем самым применить к этим действиям по передаче нормы ГК РФ о недействительных сделках и произвести реституцию. Предлагается дополнить ст.58 ГК РФ частью 6: "В случае признания реорганизации юридических лиц недействительной, действия по передаче имущества в ходе реорганизации признаются односторонними сделками, что позволит в случае признания реорганизации недействительной признать недействительными и действия по передаче имущественных прав и тем самым применить к этим действиям по передаче нормы ГК РФ о недействительных сделках и произвести реституцию".

3.2 Гарантии кредиторов юридического лица

С 31 декабря 2008 г. ст.60 Гражданского кодекса РФ "Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица" действует в новой редакции, включающей в себя положение, исключающее бесспорное право кредиторов открытого акционерного общества, реорганизуемого в форме слияния, присоединения или преобразования, требовать досрочного исполнения обязательства, должником по которому является такое реорганизуемое юридическое лицо, если последним предоставлено достаточное обеспечение исполнения соответствующих обязательств. При этом кредитор может воспользоваться своим правом исключительно в судебном порядке.

Как показывает практика, именно рассматриваемое право кредиторов является в настоящее время наиболее существенным препятствием для реорганизации. Во многих случаях реорганизация улучшает положение кредиторов, однако даже в этих случаях они зачастую пользуются своим правом, делая реорганизацию невозможной.

По нашему мнению, порядок, предусмотренный п.3 ст.60 Гражданского кодекса РФ, следует распространить и на прочие хозяйственные общества, реорганизуемые в форме слияния, присоединения и преобразования. При этом необходимо дать кредиторам абсолютно четкие и ясные гарантии, которые защищают их права при проведении процессов реорганизации предприятий. Поэтому в ст.60 ГК РФ необходимо сделать указание, что кредиторы реорганизуемой организации вправе обратиться в суд с требованием о прекращении или досрочном исполнении соответствующих обязательств реорганизуемой организации и возмещении им связанных с этим убытков и (или) о возложении на принимающие организации солидарной ответственности по обязательствам передающего. Однако следует законодательно установить, что суд должен отказать в удовлетворении таких требований, если реорганизуемая организация или ее правопреемники докажут, что в результате реорганизации опасности ненадлежащего исполнения обязательств не возникает. Данный механизм, с одной стороны, эффективно защищает интересы кредиторов (варианты их защиты расширяются по сравнению с действующим законодательством), а с другой стороны, дает реорганизуемой организации возможность избежать досрочного исполнения обязательств в случае, если она (ее правопреемники) докажет, что проводимая реорганизация не ущемляет интересы кредиторов Вагайцева Т.В. К вопросу об обеспечении гарантии прав кредиторов при реорганизации юридических лиц [Текст]// Юрист.- 2008.- № 3.- С.15. .

В то же время нельзя не отметить точку зрения ряда специалистов в области гражданского права, по мнению которых реорганизация в перечисленных выше формах в любом случае таит в себе значительные опасности для кредиторов: "... присоединение или слияние грозит кредиторам увеличением их числа, отнюдь не обязательно сопровождающимся увеличением имущества должника (если, например, имущество присоединяемого юридического лица уже обременено многочисленными долгами). Изменение организационно-правовой формы в результате преобразования может повлечь исключение дополнительной ответственности участников юридического лица перед кредиторами (например, при преобразовании общества с дополнительной ответственностью или производственного кооператива в общество с ограниченной ответственностью).

Поэтому закон требует, чтобы лица или органы, принявшие решение о реорганизации, письменно уведомили об этом всех кредиторов, а последние вправе независимо от поступления уведомления требовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств и возмещения возникших убытков (п. п.1 и 2 ст.60 ГК). Данные правила составляют важнейшие юридические гарантии прав и интересов кредиторов реорганизуемого юридического лица" Гражданское право: В 4 т. Т. 1: Общая часть [Текст]: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2008. - С.344..

Возвращаясь к концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, следует отметить, что при ее разработке авторы намерены использовать опыт, наработанный цивилистами зарубежных стран. Профессор Е.А. Суханов в своем интервью отмечает: "... зарубежный опыт свидетельствует - минимальный уставный капитал юридического лица должен быть именно в деньгах, т.е. в том, что называют ликвидным имуществом, причем этих денег должно быть достаточно много, не менее 25000 евро. К этому надо стремиться и в нашей стране" Суханов Е.А. Опасные юридические лица [Текст] // ЭЖ-Юрист. - 2008. - № 47. - С.5.

В этой связи мы предлагаем обратиться к зарубежному опыту и в части решения проблемы, связанной с ведением бизнеса, с которой сталкиваются акционеры (особенно иностранные граждане и юридические лица), имеющие намерение предоставить право вести дела общества нескольким лицам. Проблема заключается в том, что в настоящее время без доверенности действовать от имени общества вправе только единоличный исполнительный орган акционерного общества (п.2 ст.69 Федерального закона "Об акционерных обществах"), а членство в коллегиальном исполнительном органе таких прав не дает. Реализация указанных намерений акционеров осуществляется только посредством избрания одной из предложенных кандидатур на должность генерального директора (лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа общества), а другие назначаются на должности руководящих работников. При этом, как нетрудно заметить, российское акционерное законодательство ставит указанных лиц в заведомо неравноправное положение: в частности, возможность реализации руководящими работниками полномочий на совершение сделок от имени общества непосредственно зависит от доброй воли единоличного исполнительного органа, поскольку руководящий работник вправе совершать сделки от имени общества только при наличии у него доверенности, выдаваемой единоличным исполнительным органом общества Ламсков Д.С. Защита прав кредитора при реорганизации акционерного общества [Текст]//Юрист.- 2008.- № 6.- С.34..

Мировая практика, в том числе акционерное право государств, придерживающихся континентальной системы права, позволяет формировать коллегиальный исполнительный орган общества, каждый член которого имеет право вести дела от имени общества. В частности, Акционерный закон ФРГ 1965 г. Современное зарубежное и международное частное право [Текст]. М., 1996. Ч. II. - С. 167 - 327. предусматривает создание исполнительного органа - правления, которое может состоять из одного или нескольких человек (параграф 76). Если правление состоит из нескольких лиц, то по общему правилу ведение дел осуществляется по общему согласию всех членов правления. Уставом или внутренним документом общества может быть предусмотрена возможность принятия решений квалифицированным большинством голосов (параграф 77). Представление интересов общества перед третьими лицами осуществляется всеми членами правления совместно, если иное не установлено уставом общества. Устав может предоставить право представления интересов общества отдельным членам правления, а сами члены правления вправе уполномочить одного из них совершать определенные сделки или определенные виды сделок (параграф 78).

Закон Англии о компаниях 1985 г. устанавливает, что совет директоров может состоять из одного или нескольких лиц (акционерное право Англии придерживается двухзвенной системы управления обществом, поэтому совет директоров является исполнительным органом общества). Минимальное количество директоров для публичной компании (акционерного общества, акции которого торгуются и котируются на фондовой бирже) составляет два, а частной - один (ст.282).

Представляется целесообразным и отвечающим требованиям бизнеса внедрение такой практики в Российской Федерации. В Федеральном законе "Об акционерных обществах" предлагается предусмотреть возможность формирования в акционерном обществе коллегиального исполнительного органа общества, каждый член которого будет иметь право вести дела от имени общества. Данное положение позволит акционерам предоставить право вести дела общества нескольким лицам, что решит многие проблемы, связанные с ведением бизнеса Захарова З., Минакова С. Ответственность за нарушение законодательства в ходе реорганизации [Текст]//Корпоративный юрист.- 2008.- № 11.- С.12..

При разработке концепции особое внимание, на наш взгляд, следует уделить вопросам обеспечения прав кредиторов хозяйственных обществ, минимальной гарантией имущественных интересов которых, в соответствии с действующим законодательством, является уставный капитал. Как заметил Е.А. Суханов: "На практике получается, что многие компании, причем даже крупные европейские, открывают в странах СНГ фирмы с аналогичным названием, вносят в уставный капитал старые компьютеры, оценивая их в 10000 рублей. Конечно, иначе как безобразием это назвать нельзя... " Суханов Е.А. Опасные юридические лица [Текст]// ЭЖ-Юрист. - 2008. - № 47. - С.5..

В этой связи мы предлагаем предусмотреть обязательное указание в уставе хозяйственных обществ видов и стоимости имущественных вкладов в уставный капитал обществ. В настоящий момент в уставе акционерного общества указывается лишь размер уставного капитала. Размер и порядок оплаты акций определяется договором учредителей, прекращающим свое действие в момент регистрации общества, и протоколом учредительного собрания. Закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" предусматривает указание видов неденежных вкладов, внесенных в уставный капитал, только в учредительном договоре. Данные положения законодательства не отвечают интересам контрагентов обществ, которые не обладают необходимой информацией относительно порядка формирования его уставного капитала, определяющего минимальный размер имущества общества, гарантирующего их интересы. При этом эффективным средством борьбы с завышением стоимости имущественных вкладов может быть только доступность информации о них.

С нашей стороны полагаем, что заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ В.В. Витрянский - автор книги "Защита имущественных прав акционеров и акционерных обществ" Защита имущественных прав акционеров и акционерных обществ. Практика Высшего Арбитражного Суда [Текст] / Ред. кол.: В.В. Витрянский, А.А. Глушецкий (гл. ред.) и др. М.: Центр деловой информации, 1994. - С. 165. в интервью журналу "Юрист" вполне обоснованно заметил, что "необходим закон о корпоративных спорах", которым будет изменена подведомственность соответствующих дел: все подобные дела будут сосредоточены в арбитражном суде по месту нахождения корпоративной организации, что позволит профессионально разрешать корпоративные споры с участием всех обращений акционеров (участников обществ с ограниченной ответственностью) .

Действительно, высшие судебные органы постоянно вырабатывают и обобщают судебно-арбитражную практику Сборник Постановлений Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ[Текст]. М.: Проспект, 2008. - С. 80. по разрешению споров, связанных с деятельностью хозяйственных обществ, дают соответствующие рекомендации нижестоящим судам. На практике вырабатываются способы защиты прав акционеров, которые позволяют обеспечивать их реальную защиту, в том числе и от рейдерских захватов.

Довольно эффективным, полагаем, становится способ восстановления корпоративного контроля, когда арбитражный суд по обращению акционера (акционеров) восстанавливает их долю участия в уставном капитале, что позволяет вернуть акционеров в их управление, с тем чтобы отношения с третьими лицами, которыми были приобретены акции, были урегулированы в самостоятельном порядке.

Исследования современного состояния законодательства в области деятельности хозяйственных обществ подталкивают нас не только обобщать и далее лучшие теоретические разработки ученых и практиков, но, осмыслив изученные материалы, дать свои рекомендации и предложения об улучшении деятельности рассматриваемых юридических лиц.

Заключение

Итак, сделаем выводы. Реорганизация представляет собой прекращение деятельности юридического лица с переходом прав и обязанностей. При ней деятельность подвергшегося реорганизации юридического лица продолжают другие лица.

Статьи 57 и 58 различают пять видов реорганизации: слияние (два и более юридических лиц превращаются в одно), присоединение (одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому), разделение (юридическое лицо делится на два или более юридических лиц), выделение (из состава юридического лица выделяются одно или несколько юридических лиц, при этом юридическое лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать) и преобразование (юридическое лицо одного вида трансформируется в юридическое лицо другого вида).

1. Предложено определение понятия реорганизации применительно к сфере гражданско-правовых отношений: "Реорганизация юридических лиц - это изменение статуса и смена участников имущественных и иных гражданско-правовых отношений, вызванная прекращением юридических лиц или изменением их организационно-правовой формы, вследствие чего наступает универсальное правопреемство вновь возникших юридических лиц".

2. Обосновывается вывод о том, что в хозяйственных обществах, созданных в порядке реорганизации, следует различать учредителей и участников. Учредителями являются юридические лица (другие хозяйственные общества, товарищества, производственные кооперативы, некоммерческие партнерства и другие), которые приняли решение о реорганизации в хозяйственное общество. Участниками являются физические лица, хозяйственные общества, некоммерческие организации и другие субъекты, которые являются владельцами долей и акций в созданном в порядке реорганизации хозяйственном обществе.

3. Поскольку в споре в связи с реорганизацией кредиторы нередко ссылаются на п.1 ст.391 ГК (который допускает перевод долга только с согласия кредитора), а реорганизационные процедуры происходят без согласия кредитора и его согласия на перевод долга, в разделительном балансе или в передаточном акте не требуется, то возникают трудности при разрешении споров. Поэтому п.1 ст.391 предлагается дополнить словами "кроме случаев, установленных в ст. ст.57-60 настоящего Кодекса".

4. В связи с тем, что в Гражданском кодексе РФ нет прямого указания о том, каковы последствия невключения в передаточный акт или в разделительный баланс правопреемника по отдельному обязательству, предлагается признать за кредитором по такому обязательству, которое не включено в передаточный акт, право предъявить солидарное требование ко всем правопреемникам юридического лица, прекратившего свое существование в результате реорганизации. Предлагается следующее дополнение в ст.59 ГК РФ частью 3: "В случае невключения в передаточный акт или в разделительный баланс правопреемника по отдельному обязательству, предлагается признать за кредитором по такому обязательству, которое не включено в передаточный акт, право предъявить солидарное требование ко всем правопреемникам юридического лица, прекратившего свое существование в результате реорганизации".

5. Поскольку в законодательстве отсутствуют нормы о последствиях признания реорганизации юридических лиц недействительной, то предлагается признать действия по передаче имущества в ходе реорганизации односторонними сделками, что позволит в случае признания реорганизации недействительной признать недействительными и действия по передаче имущественных прав и тем самым применить к этим действиям по передаче нормы ГК РФ о недействительных сделках и произвести реституцию. Предлагается дополнить ст.58 ГК РФ частью 6: "В случае признания реорганизации юридических лиц недействительной, действия по передаче имущества в ходе реорганизации признаются односторонними сделками, что позволит в случае признания реорганизации недействительной признать недействительными и действия по передаче имущественных прав и тем самым применить к этим действиям по передаче нормы ГК РФ о недействительных сделках и произвести реституцию".

Внесение в законодательство соответствующих изменений позволило бы сбалансировать защищаемые законом интересы сторон в процессе реорганизации.

Библиографический список

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. // Российская газета. -1993. - № 237.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: [Федеральный закон № 51-ФЗ, принят 30.11.1994 г. по состоянию на 05.05.2009] // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст.3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: [Федеральный закон № 14-ФЗ, принят 26.10.1996 г. по состоянию на 05.05.2009] // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст.410.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) [Текст]: [Федеральный закон № 146-ФЗ, принят 26.11.2001 г. по состоянию на 05.05.2009] // СЗ РФ. -2001. - № 49. - Ст.4552.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) [Текст]: [Федеральный закон № 230-ФЗ, принят 18.12.2006 г., по состоянию на 05.05.2009] // СЗ РФ. - 2006. - № 52 (1 ч). - Ст.5496.

6. О защите конкуренции [Текст]: [Федеральный закон № 135-ФЗ, принят 26.07.2006 г., по состоянию на 18.07.2009] // СЗ РФ. - 2006. - № 31. - Ст.3434.

7. О несостоятельности (банкротстве) [Текст]: [Федеральный закон № 127-ФЗ, принят 26.10.2002 г., по состоянию на 19.07.2009] // СЗ РФ. - 2002. - №43. - Ст.4190.

8. Об акционерных обществах [Текст]: [Федеральный закон № 208-ФЗ, принят 26.12.1995 г., по состоянию на 18.07.2009] // СЗ РФ. - 1996. - №1. - Ст.1.

9. Об обществах с ограниченной ответственностью [Текст]: [Федеральный закон № 90-ФЗ, принят 08.02.1998 г., по состоянию на 02.08.2009] // СЗ РФ. - 1998. - №7. - Ст.785.

10. О бухгалтерском учете [Текст]: [Федеральный закон № 129-ФЗ, принят 21.11.1996 г., по состоянию на 03.11 2006] // СЗ РФ. - 1996. - №48. - Ст.5369.

11. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Текст]: [Федеральный закон № 129-ФЗ, принят 08.08.2001 г., по состоянию на 19.07.2009] // СЗ РФ. - 2001. - №33. - Ст.3431.

12. О производственных кооперативах [Текст]: [Федеральный закон № 41-ФЗ, принят 08.05.1996 г., по состоянию на 18.12.2006] // СЗ РФ. - 1996. - №20. - Ст.2321.

13. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях [Текст]: [Федеральный закон № 161-ФЗ, принят 14.11.2002 г., по состоянию на 18.07.2009] // СЗ РФ. - 2002. - №48. - Ст.4746.

14. О приватизации государственного и муниципального имущества [Текст]: [Федеральный закон № 178-ФЗ, принят 21.12.2001 г., по состоянию на 18.07.2009] // СЗ РФ. - 2002. - №4. - Ст.251.

15. Об утверждении Положения о порядке и сроках определения стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов, стоимости чистых активов паевых инвестиционных фондов, расчетной стоимости инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, а также стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов в расчете на одну акцию [Текст]: [Приказ ФСФР РФ № 05-21/пз-н, принят 15.06.2005 г., по состоянию на 15.12.2005] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2005. - № 29.

16. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации [Текст]: [Приказ Минфина РФ № 34н, принят 29.07.1998 г., по состоянию на 26.03.2007] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 1998. - №23.

17. Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств [Текст]: [Приказ Минфина РФ № 49, принят 13.06.1995 г.] // Экономика и жизнь. - 1995. - №29.

18. Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций [Текст]: [Приказ Минфина № 44н, принят 26.10.2002 г., по состоянию на 04.08.2008] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2003. - №40.

Научная и учебная литература:

19. Абакшин А. Выделить и не обделить [Текст] // ЭЖ-ЮРИСТ. - 2004. - №27. - С.31.

20. Абакшин А. Права акционеров при реорганизации акционерного общества в форме выделения [Текст] // Право и экономика. - 2005. - №4. - С.71.

21. Архипов Б.П. Реорганизационные договоры о слиянии и поглощении акционерных обществ [Текст] // Законодательство. - 2002. - №10. - С.61.

22. Архипов Б.П. Юридическая природа фактического состава, опосредующего реорганизацию акционерного общества [Текст] // Законодательство. - 2002. - №3. - С.90.

23. Бакулина Е.В. Решение о реорганизации и реорганизационный договор: содержание, условия и порядок принятия (утверждения) [Текст] // Законодательство. - 2004. - №11. - С.30.

24. Безрученко Г. Передаточный акт и разделительный баланс [Текст] / ЭЖ-ЮРИСТ. - 2003. - №39. - С.9.

25. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право [Текст]. - М.: Статут, 1999. - С.392.

26. Брагинский М.И., Медведева Т.М., Тимофеев А.В. Реорганизация и ликвидация юридических лиц по законодательству России и стран Западной Европы [Текст]. М., Юрайт, 2000. - С.69.

27. Вагайцева Т.В. К вопросу об обеспечении гарантии прав кредиторов при реорганизации юридических лиц [Текст] // Юрист. - 2008. - № 3. - С.15.

28. Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность [Текст]. М.: Изд-во АН СССР, 1948. - С.13.

29. Гражданское право [Текст]: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. - М.: Бек, 1998. Т.1. - С. 203.

30. Гражданское право [Текст]: Учебник. Часть I / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. - М.: Проспект, 1998. - С.137.

31. Гражданское право: В 4 т. Т.1: Общая часть [Текст]: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2008. - С.344.

32. Грибков А. Реорганизация акционерного общества путем слияния [Текст] // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2003. - №6. - С.49.

33. Долинская В.В. Актуальные вопросы поглощения и реорганизации [Текст] // Юрист. - 2008. - № 4. С.45.

34. Долинская В.В. Акционерное право [Текст]. - М.: Юстицинформ, 1997. - С.266.

35. Долинская В.В. Несостоятельность? Реорганизация? Реструктуризация? (на примере акционерных обществ) [Текст] // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2007. - №3. - С.45.

36. Долинская В.В. Поглощения и реорганизация [Текст] // Гражданское право. - 2008. - № 1. - С.22.

37. Долинская В.В. Реорганизация юридических лиц [Текст] // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2006. - №2. - С.42.

38. Жданов Д.В. Правопреемство в отношении налогов при реорганизации акционерных обществ [Текст] // Законодательство. - 1998. - №11. - С.31.

39. Жданов Д.В. Реорганизация в форме выделения [Текст] // Законодательство. - 1999. - №5. - С.66.

40. Захарова З., Минакова С. Ответственность за нарушение законодательства в ходе реорганизации [Текст] // Корпоративный юрист. - 2008. - № 11. - С.12.

41. Защита имущественных прав акционеров и акционерных обществ. Практика Высшего Арбитражного Суда [Текст] / Ред. кол.: В.В. Витрянский, А.А. Глушецкий (гл. ред) и др. М.: Центр деловой информации, 1994. - С.165.

42. Ивлиева М.Ф. Последовательность осуществления процедуры присоединения ЗАО к ООО [Текст] // Финансовые и бухгалтерские консультации. - 2000. - №10. - С.6.

43. Кирюшина И. Реорганизация: этапы проведения и отражение в отчетности [Текст] // Экономика и жизнь. - 2003. - № 47. - С.12.

44. Комментарий к Федеральному закону "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" [Текст] / Под ред. Тихомирова М.Ю. - М.: Издание Тихомирова М.Ю., 2003. - С.120.

45. Комментарий к Федеральному закону "Об акционерных обществах" [Текст]. Третье издание, дополненное и переработанное / Под общ. ред. Тихомирова М.Ю. - М.: Издание Тихомирова М.Ю., 2002. - С.87.

46. Кошелев Я.С. Слияние акционерных обществ [Текст] // Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения. - 2005. - №3. - С.45.

47. Ламсков Д.С. Защита прав кредитора при реорганизации акционерного общества [Текст] // Юрист. - 2008. - № 6. - С.34.

48. Межникова Ю.Л. Реорганизация в форме слияния: права и обязанности плательщика НДС // Аудиторские ведомости. - 2003. - №8. - С.31.

49. Мельников А.А. Гражданско-правовое регулирование прекращения деятельности юридических лиц [Текст]: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. - М.: Издательство Саратовского университета, 1997. - С.13.

50. Мирошниченко М.Ю., Юцковская И.Д. Бухгалтерский учет и налогообложение операций по присоединению акционерных обществ [Текст] // Налоговый вестник. - 2003. - №5. - С.10.

51. Новодворский В.Д., Клинов Н.Н. Составление бухгалтерского баланса при реорганизации юридического лица в форме выделения и разделения [Текст] // Бухгалтерский учет. - 2002. - №20. - С.21.

52. Савенко Л.И. Некоторые вопросы реорганизации и ликвидации юридических лиц [Текст] // Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа. - 2002. - №1. - С.47.

53. Савенко Л.И., Шапочка О.А. Практика рассмотрения споров, связанных с применением законодательства об акционерных обществах // Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа. - 2002. - №3. - С.13.

54. Сафарян К.В. Разделительный баланс и передаточный акт при реорганизации. Налогообложение [Текст] // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2006. - №2. - С.34.

55. Современное зарубежное и международное частное право [Текст].М., 1996.Ч. II. - С.167 - 327.

56. Степанов А.Г. Общие вопросы хозяйственной деятельности юридического лица [Текст] // Право и экономика. - 2004. - №10. - С.117.

57. Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву [Текст]. - М.: ТЕИС, 2000. - С.249.

58. Суханов Е.А. Опасные юридические лица [Текст] // ЭЖ-Юрист. - 2008. - № 47. - С.5

59. Тебряев А.А. Некоторые вопросы правопреемства при реорганизации юридического лица [Текст] // Банковское право. - 2008. - № 2. - С.30.

60. Телюкина М.В. Реорганизация как способ прекращения деятельности юридических лиц [Текст] // Законодательство. - 2000. - №1. - С.13.

61. Чубаров С.А. Правопреемство при реорганизации юридических лиц [Текст] // Законодательство. - 2009. - №7. - С.61.

62. Шапкина Г.С. АО меняет образ [Текст] // Бизнес-адвокат. - 1997. - №6. -С.11.

63. Яворская Ю.В. Новое в законодательстве о хозяйственных обществах: вопросы теории и практики [Текст] // Российский судья. - 2009. - № 4. - С.22.

Материалы судебной практики:

64. О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах [Текст]: [Постановление Пленума ВАС РФ № 19, принят 18.11.2003 г.] // Вестник ВАС РФ. - 2004. - № 1. - С.36.

65. Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства [Текст]: [Информационное письмо Президиума ВАС РФ № 32, принят 30.03.1998] // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 1998. - №5. - С.33.

66. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 октября 2009 г. №796/09 [Текст] // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2001. - №1. - С.55.

67. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 июля 2007 г. №А55-1890/2007-3262/2000-11 [Текст] // Вестник ВАС РФ. 2008. №8. С.13.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты