Глава 1. Судьба гражданско-правовых обязательств при реорганизации юридического лица
1.1 Реорганизация как форма прекращения юридического лица
1.2 Правопреемство по обязательствам реорганизуемого юридического лица
Глава 2. Права кредиторов реорганизуемого юридического лица
2.1 Уведомление кредиторов
2.2 Согласие кредитора на "переход долга"
Глава 3. Защита прав кредиторов реорганизуемого юридического лица
3.1 Общегражданские способы защиты
3.2 Специальные способы защиты
3.3 Солидарная ответственность юридических лиц, созданных в результате реорганизации
Заключение
Библиографический список
ВведениеАктуальность темы исследования. Жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. В сфере имущественного оборота объединение лиц и капиталов осуществляется в основном в форме юридических лиц.Конструкция юридического лица была известна еще римскому праву. Форма юридического лица оказалась в одинаковой мере пригодной для самых разнородных образований. Все они получили благодаря ей возможность принимать участие в общегражданском обороте. При этом характерными чертами юридического лица являлись известная организация и обособленное имущество, служащее целям этой организации Ельяшевич В.Б. Юридическое лицо, его происхождение и функции в римском частном праве. [Текст] - М., Статут. 2000. - С. 447-449..Во-первых, реорганизация юридических лиц, наряду с их ликвидацией рассматривалась исключительно как способ прекращения юридического лица. Исходя из этого, законодатель формулировал общие обязательные правила, не уделяя внимания особенностям, присущим именно реорганизации. Практически отсутствовало дифференцированное регулирование реорганизации отдельных видов юридических лиц, несмотря на очевидность их специфики.Во-вторых, законодателем игнорировались права и интересы кредиторов по обязательствам юридического лица, подвергшегося реорганизации. Решение всех вопросов зависело от воли собственника имущества либо уполномоченного им органа. Кредиторы же ставились перед фактом, в результате чего автоматически ущербным делалось их волеизъявление, выраженное при заключении договора. Они оказывались в ситуации, когда в роли должника по обязательствам, независимо от их воли, оказывался новый субъект или субъекты, появившиеся в ходе реорганизации юридического лица, с которым был заключен договор. Все попытки кредиторов обнаружить правопреемников реорганизованного должника нередко были обречены на неудачу. Между тем имущественный оборот - это и учет интересов третьих лиц, то есть кредиторов по гражданско-правовым обязательствам Витрянский В.В. Реорганизация и ликвидация юридических лиц: забота об интересах кредиторов [Текст] // Закон. - 1995. - № 3. - С. 98..Реорганизация - одна из наиболее применяемых в последнее время процедур в процессе деятельности юридических лиц любой организационно-правовой формы. Объясняется это условиями экономической системы, построенной на началах конкуренции, а также социальными и правовыми условиями, в которых существуют юридические лица. При этом на первый план выходит защита прав и законных интересов кредиторов. Поэтому Гражданский кодекс Российской Федерации (ст.60) закрепил основные гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о его реорганизации, обязаны в письменной форме оповестить кредиторов о предстоящей реорганизации юридического лица. Статья предоставляет право кредитору до реорганизации юридического лица предъявить ему требование о прекращении или досрочном исполнении обязательства и возмещении всех убытков. В случае невозможности определения правопреемника реорганизованного юридического лица по разделительному балансу, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.Вопросы защиты прав кредиторов при реорганизации юридических лиц, действующих в различных организационно-правовых формах, нашли отражение и в специальных нормативных актах: Федеральном законе "Обакционерных обществах" Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 1.. Федеральном законе "Об обществах с ограниченной ответственностью" Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 7. - Ст. 785.. Федеральном законе "О государственных муниципальных и унитарных предприятиях" Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 48. - Ст. 4746..Степень разработанности проблемы. Вопросы реорганизации рассматриваются, как правило, в совокупности с другими положениями о юридических лицах (работы С.Н. Братуся, А.В. Бенедиктова, В.П. Грибанова, В.Б. Ельяшевича, О.С. Иоффе, М.И. Кулагина, Д.И. Мейера, В.С. Мартемьянова, В.П. Мозолина, Л.И. Петражицкого, Б.И. Пугинского, В.А. Рахмиловича, Н.С. Суворова, Ю.К. Толстого, Е.Б. Хохлова, А.Ф. Шершеневича), либо через призму одного из признаков реорганизации (Б.Б. Черепахин исследовал вопросы правопреемства при реорганизации). Несмотря на всю очевидность существующих проблем, связанных с защитой прав кредиторов при реорганизации юридических лиц, нельзя сказать, что в трудах современных ученых они получили необходимое отражение. Вопросы защиты прав кредиторов в разной степени затрагиваются в работах: В.А. Белова, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, Е.Н. Дивера, В.В. Долинской, Д.В. Жданова, Т.В. Кашаниной, Н.В. Козловой, В.В. Лаптева, Д.В. Ломакина, С.Д. Могилевского, М.Г. Нановой, Е.А. Суханова, Ю.А. Тарасенко, М.В. Телюкиной, М.Ю. Тихомирова, С.А. Чубарова и других. Публикации иных авторов по вопросам защиты прав кредиторов в основном представляют собой комментарии действующего законодательства.Цель исследования. Целями настоящей работы является исследование теоретических и практических проблем защиты прав кредиторов при реорганизации юридических лиц, а именно:анализ реорганизации как формы прекращения юридических лиц; рассмотрение института правопреемства как обязательного условия при реорганизации юридических лиц;определение содержания прав кредиторов реорганизуемых юридических лиц, таких как уведомление о реорганизации, согласие на переход долга;выделение общегражданских и специальных способов защиты прав кредиторов при реорганизации юридических лиц, таких как требование о прекращении или досрочном исполнении обязательств, возмещение убытков;рассмотрение солидарной ответственности юридических лиц, созданных в результате реорганизации, как особого способа защиты прав кредиторов;проведение анализа гражданского законодательства и правоприменительной практики в сфере защиты прав кредиторов при реорганизации юридических лиц для разработки на этой основе рекомендаций по совершенствованию законодательства.Объект исследования. Объектом настоящего исследования является комплекс отношений, возникающих между юридическими лицами, находящимися в процессе реорганизации, и их кредиторами.Предмет исследования. Предметом исследования являются нормы гражданского законодательства, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральных законах "Об акционерных обществах, "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О производственных кооперативах", "О государственных муниципальных и унитарных предприятиях" и иных федеральных законах, которые относятся к защите прав кредиторов при реорганизации юридических лиц.Методы исследования. Теоретической основой исследования являются положения и выводы, содержащиеся в работах ведущих отечественных цивилистов. В работе автором использовались исторический, логический, сравнительно-правовой методы, а также комплексный и системный анализ исследуемых отношений.Структура и содержание работы. Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.Глава 1. Судьба гражданско-правовых обязательств при реорганизации юридического лица1.1 Реорганизация как форма прекращения юридического лицаВ юридической литературе применительно к реорганизации речь идет об универсальном правопреемстве. В гражданском праве выделяют два случая, когда имеет место универсальное правопреемство при изменении субъектного состава в гражданских правоотношениях в связи с прекращением существования субъекта права:1) реорганизация - в отношении юридических лиц и 2) наследование - в отношении физических лиц. При этом наследование рассматривается как переход имущества умершего (наследодателя) к другим лицам (наследникам).По мнению М.И. Брагинского, поскольку очевидно, что прекращение юридических лиц может происходить только путем ликвидации или реорганизации и, соответственно, речь идет о дихотомии, для определения понятия "реорганизация" можно легально использовать определение ликвидации. Если сутью ликвидации признается "прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам", то отсюда, от противного, можно сделать вывод о том, что реорганизацией является прекращение юридического лица с переходом прав и обязанностей к другим лицам Брагинский М.И. Реорганизация и ликвидация юридических лиц по законодательству России и стран западной Европы. [Текст] - М., Юрист. 2000. - С. 25..Многие авторы (Е.А. Суханов, М.В. Телюкина), исследуя правовую природу реорганизации, также отождествляют данный процесс с прекращением юридического лица Гражданское право: в 2 т. Том I: учебник [Текст] / Под ред. Суханова Е.А. - М., Волтерс Клувер. 2008. - С.210. .Проблема прекращения деятельности юридического лица при его реорганизации заслуживает рассмотрения в силу того, что вследствие указанного события такое лицо выбывает из числа субъектов гражданского права, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее существование юридическое лицо. При этом передача прав и обязанностей происходит в порядке универсального правопреемства.В соответствии со статьей 57 ГК РФ реорганизация юридического лица проводится в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. При этом прекращение деятельности юридического лица происходит во всех случаях за исключением выделения из его состава другого или других юридических лиц. При выделении образуется новое юридическое лицо, являющееся правопреемником реорганизовавшегося юридического лица, деятельность которого не прекращается. В этой связи существует мнение ряда исследователей, что сущность реорганизации не ограничивается только прекращением юридического лица.С.В. Мартышкин понимает под реорганизацией особый процесс, в ходе которого происходит прекращение и (или) создание юридического лица, сопровождающееся переходом прав и обязанностей реорганизованного юридического лица (правопредшественника) в порядке правопреемства к другому юридическому лицу (правопреемнику) Мартышкин С.В. Понятие и признаки реорганизации юридического лица. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. [Текст] - Волгоград., 2000. - С. 6..В связи с изложенным можно предложить следующее определение реорганизации. Реорганизация - прекращение либо изменение организационно-правовой формы юридического лица с переходом в порядке правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.Примечательно, что понятие и сущность реорганизации в российском законодательстве во многом схожи с понятием и сущностью реорганизации в законодательстве зарубежных стран.В целях совершенствования законодательства о реорганизации юридических лиц Министерством экономического развития и торговли РФ был подготовлен проект федерального закона "О реорганизации и ликвидации коммерческих организаций" Зайцев О.Р. К вопросу об обоснованности признания преобразования формой реорганизации [Текст] // Цивилист. - 2008. - № 2. - С. 21.. Предпосылкой к его появлению послужило следующее. Российское корпоративное законодательство строилось по принципу "отдельная организационно-правовая форма - особый федеральный закон". Такой принцип, по мнению авторов законопроекта, пагубно отразился на регулировании реорганизационных процедур, а также процессах реструктуризации компаний: при существующем положении сфера действия специального закона определяется конкретной организационно-правовой формой, которой и посвящается закон. В таком случае вопросы, связанные с реорганизацией коммерческих организаций, в результате которой создается организация той или иной (по отношению к регулируемой данным законом) форме, не находят правовой базы. Законодательство, посвященное отдельным организационно-правовым формам юридических лиц, также не отвечает реальным запросам. В итоге в реформировании нуждается уже не только специальное законодательство, но и Гражданский кодекс Российской Федерации в части, касающейся реорганизации и ликвидации юридических лиц Степанов Д. Закон о реорганизации, каким ему быть? [Текст] // Коллегия. - 2008. - № 8. - С. 12..Пункт 1 ст.57 ГК РФ устанавливает, что реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Согласно Федеральному закону "Об акционерных обществах" вопрос о реорганизации акционерного общества выносится на решение общего собрания акционеров советом директоров (наблюдательным советом) общества. Принятие решения о реорганизации в соответствии с Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества. Федеральный закон "О производственных кооперативах" предусматривает, что реорганизация кооператива в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования также может быть осуществлена добровольно по решению общего собрания членов кооператива.Поскольку для проведения реорганизации необходимо добровольное волеизъявление участников юридического лица, выраженное в соответствии с правилами принятия решений, то реорганизацию можно определить как трансформацию волеизъявления учредителей юридического лица, связанную с их участием в реорганизации.В соответствии с п.2 ст.57 ГК РФ принудительная реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.По общему правилу реорганизация юридического лица проводится им добровольно, по решению его учредителей либо уполномоченного учредительными документами органа. Особый порядок принятия решения о реорганизации предусмотрен Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". В соответствии с п.5 ст.20 названного Федерального закона решение о реорганизации унитарного предприятия принимает его собственник Сутягин А.В. Как быстро и без проблем ликвидировать или реорганизовать компанию [Текст] - М., ГроссМедиа. 2008. - С. 76.. Права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно Постановлению Правительства РФ от 3 декабря 2004 года № 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 50. - Ст. 5074. решение о реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, принимается Правительством РФ. Проект указанного решения вносится в Правительство Российской Федерации федеральным министерством, федеральным агентством или федеральной службой, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.Подготовка принятия решения о реорганизации заключается в предоставлении для ознакомления участников соответствующей информации и материалов. При этом российское законодательство не устанавливает определенных требований к подготовке принятия решения о реорганизации. Так, например, п.1 ст.52 Федерального закона "Об акционерных обществах" регламентирован порядок сообщения о проведении общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации - не позднее, чем за 30 дней до даты его проведения; п.3 этой же статьи закрепляется перечень информации (материалов), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров. Однако в названном перечне не упоминаются ни договор о слиянии (присоединении), ни передаточный акт, ни разделительный баланс Соцкова А.В. Некоторые вопросы реорганизации акционерных обществ [Текст] // Юридический мир. - 2006. - № 1. - С. 21..Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2003 года № 19 Вестник ВАС РФ. - 2004. - № 1. - С. 36. при рассмотрении исков о признании недействительным решения общего собрания акционеров следует учитывать, что к нарушениям Федерального закона "Об акционерных обществах", которые могут служить основаниями для удовлетворения таких исков, относятся: несвоевременное извещение (не извещение) акционера о дате проведения общего собрания (пункт 1 статьи 52 Закона); не предоставление акционеру возможности ознакомиться с необходимой информацией (материалами) по вопросам, включенным в повестку дня собрания (пункт 3 статьи 52 Закона); несвоевременное предоставление бюллетеней для голосования (пункт 2 статьи 60 Закона) и другие.Так, например, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа оставил без изменения решение суда первой инстанции, признавшего недействительной регистрацию общества с ограниченной ответственностью, созданного путем выделения из акционерного общества, поскольку решение о реорганизации акционерного общества принято единолично лицом, не являющимся акционером этого общества Постановление ФАС Поволжского округа от 18.12.2007 № А55-22333/07 // Вестник ВАС РФ. - 2008. - № 4. - С. 56..Закрытое акционерное общество "Норд-Вест Ойл 2000" (далее - ЗАО "Норд-Вест Ойл 2000") обратилось в арбитражный суд с иском к Регистрационной палате Администрации Самары (далее - регистрационная палата) о признании недействительной государственной регистрации в качестве юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Норд-Вест Ойл" (далее - ООО "Норд-Вест Ойл").В качестве третьих лиц к участию в деле были привлечены закрытое акционерное общество "Норд-Вест Ойл" (далее - ЗАО "Норд-Вест Ойл") и ООО "Норд-Вест Ойл".Решением от 04.09.07 признана недействительной регистрация 000 "Норд-Вест Ойл" - свидетельство регистрационной палаты от 20.06.07 (запись в Едином городском реестре юридических лиц и в журнале регистрации N 197980). Постановлением апелляционной инстанции от 30.10.07 решение от 04.09.02 оставлено без изменения. В кассационной жалобе ООО "Норд-Вест Ойл" попросил отменить решение и постановление, в иске отказать. Податель жалобы ссылался на то, что судом неправильно применены нормы материального права, применен закон, не подлежащий применению, и выводы суда не соответствуют имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, истец не доказал, что решение о реорганизации ЗАО "Норд-Вест Ойл" принято лицом, не являвшимся его акционером.Проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не нашла оснований для их отмены.В соответствии со статьей 28 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" права владельцев на эмиссионные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска удостоверяются в системе ведения реестра записями на лицевых счетах у держателя реестра. Согласно статье 29 названного Закона право на именную бездокументарную ценную бумагу переходит к приобретателю в случае учета прав на ценные бумаги в системе ведения реестра с момента внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя. Судом первой инстанции были исследованы доказательства перехода прав на акции ЗАО "Норд-Вест Ойл": анкеты зарегистрированных лиц на Старовойтова А.Н. от 31.05.02 и Старовойтова Н.А. от 11.06.07; выписка из регистрационного журнала эмитента, осуществлявшего ведение реестра акционеров в спорный период времени. В регистрационном журнале отражены записи с 27.05.07 по 08.07.07, свидетельствующие о переходе к названным лицам прав на все акции ЗАО "Норд-Вест Ойл". Представленной ЗАО "Единый регистратор" (последующим держателем реестра ЗАО "Норд-Вест Ойл") выпиской из реестра подтверждено, что все акции ЗАО "Норд-Вест Ойл" в количестве 90 штук распределены между пятью физическими лицами: Старовойтовым А.Н., Старовойтовым Н.А., Солодовниковым В.А., Солодовниковой Е.А. и Шихалевой Н.Н. Решение от 17.06.07 о реорганизации ЗАО "Норд-Вест Ойл" в форме выделения из него ООО "Норд-Вест Ойл" было принято Ивановым С.В. в качестве единственного акционера ЗАО "Норд-Вест Ойл". Однако вышеприведенные доказательства, оцененные судом первой инстанции, свидетельствуют о том, что на день принятия решения о реорганизации ЗАО "Норд-Вест Ойл" Иванов С.В. не являлся его акционером. В материалах дела отсутствуют какие-либо данные о том, что на 17.06.07 Иванов С.В. являлся акционером ЗАО "Норд-Вест Ойл".В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 48 Федерального закона "Об акционерных обществах" решение о реорганизации общества принимает общее собрание акционеров.Поскольку решение от 17.06.07 о реорганизации ЗАО "Норд-Вест Ойл" принято единолично лицом, не являющимся акционером этого общества, суд правомерно признал недействительной регистрацию ООО "Норд-Вест Ойл", созданного путем выделения из ЗАО "Норд-Вест Ойл" на основании названного решения.Договоры, заключаемые в ходе реорганизации, обычно называются реорганизационными. Реорганизационный договор является консенсуальным и взаимным. Взаимный характер этого договора вытекает из того, что все стороны договора имеют права и обязанности по отношению к другим участникам. Что касается консенсуальности, то передача имущества сливающимися обществами производится в соответствии с условиями передаточного акта, которые являются существенными условиями реорганизационного договора. Таким образом, стороны будут иметь возможность исполнить реорганизационный договор в части передачи имущества только при том условии, что реорганизационный договор и передаточный акт вступят в силу к моменту передачи. Поэтому, по мнению Б.П. Архипова, нельзя связывать момент вступления договора в силу с передачей каких-либо вещей или совершения каких-либо иных фактических действий, поскольку вопрос о реорганизации отнесен к исключительной компетенции общего собрания акционеров и волеизъявление общества относительно реорганизации содержится именно в решении общего собрания, в то время как любые действия по передаче имущества от имени общества совершаются его исполнительным органом, с фактическими действиями которого нельзя связывать вступление в силу соглашений по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции общего собрания Архипов Б.П. Реорганизационные договоры о слиянии и поглощении акционерных обществ. [Текст] // Законодательство. - 2002. - 10. - С. 46..Существенные условия реорганизационных договоров требуют обязательного согласования сторонами. В существенных условиях фиксируются права и обязанности контрагентов, составляющие основное содержание соответствующего правоотношения. Необходимо, чтобы все существенные условия договора о реорганизации были утверждены в рамках единого решения общего собрания. Иной подход к правовой природе решения общего собрания позволил бы разбить общий вопрос о реорганизации на множество мелких (об условиях договора, о порядке конвертации акций, о передаче имущества), утверждаемых разными решениями общего собрания. В этом случае увеличивается вероятность злоупотреблений, связанных, например, с манипуляцией составом участников разных общих собраний Тихомиров М.Ю. Общество с ограниченной ответственностью: реорганизация [Текст] // Адвокат. - 2007. - № 11. - С. 29..Действующее гражданское законодательство предусматривает заключение договоров при осуществлении реорганизации в форме слияния и присоединения. ГК РФ не только не регламентирует условия указанных договоров, порядок их заключения, изменения, расторжения, но даже не упоминает о них. В соответствии со ст.58 ГК РФ при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему лицу в соответствии с передаточным актом. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Термины "договор о слиянии" и "договор о присоединении" используются в специальных Федеральных законах "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью".Еще одно отличие реорганизационных договоров от учредительных договоров и договоров о совместной деятельности состоит в том, что последние имеют своей целью организацию продолжительной деятельности без создания или с созданием юридического лица, в то время как реорганизационные договоры преследуют лишь цели создания и прекращения юридических лиц и не затрагивают их текущую деятельность.B. C. Eм и Н.В. Козлова приводят ряд убедительных аргументов в пользу того, что при учредительном договоре "после передачи учредителями в уставный капитал юридического лица определенных видов имущества, у этого лица возникает особое право на использование такого имущества" Гражданское право: в 2 т. Том II. Полутом 2: учебник [Текст] / Под ред. Суханова Е.А. - М., Волтерс Клувер. 2008. - С. 402., не совпадающее с правами учредителей на это имущество. Пределы владения таким имуществом и его использование определяются учредительным договором и уставом общества. В случае реорганизационного договора объем передаваемых прав на имущество, подлежащее передаче поглощаемому (новому) обществу, тождествен объему прав передающего общества. В этом также заключается отличие реорганизационных договоров от учредительных.Д.В. Жданов отмечает, что по своей природе договор о слиянии (присоединении) является договором простого товарищества, общая цель участников в этом случае состоит в образовании нового юридического лица (при слиянии), передаче активов и пассивов правопреемнику реорганизуемых юридических лиц Жданов Д.В. Реорганизация акционерных обществ в Российской Федерации. [Текст] - М., Лекскнига. 2007. - С. 76..На основании изложенного представляется, что реорганизационные сделки являются самостоятельным правовым институтом в российском гражданском праве.На практике к договорам о слиянии или присоединении предъявляется ряд основных требований. В договоре о слиянии или присоединении должны быть отражены условия осуществления сторонами всех предусмотренных действующим законодательством, а также их уставами действий, необходимых для осуществления реорганизации в форме слияния или присоединения, в том числе:обязанности сторон по подготовке реорганизации: подготовке проектов решений органов управления обществ, передаточных актов, документов для предоставления в антимонопольный орган для получения в случае необходимости предварительного согласия на реорганизацию, по привлечению независимого оценщика для определения рыночной стоимости акций реорганизуемых обществ и иных необходимых документов;порядок действия сторон при проведении процедуры реорганизации;сроки проведения общих собраний реорганизуемых обществ;дата, место и время поведения совместного общего собрания;дата и порядок составления списка акционеров реорганизуемых обществ, имеющих право на участие в совместном общем собрании;порядок формирования органов совместного общего собрания;порядок голосования на совместном общем собрании;порядок определения кворума совместного общего собрания;порядок принятия решений по вопросам повестки дня этим собранием;порядок и условия конвертации;права владельцев всех типов размещаемых при реорганизации акций создаваемого или продолжающего существовать акционерного общества;условия, гарантирующие соблюдение прав владельцев голосующих акций всех реорганизуемых обществ, а также иных акций этих обществ, подлежащих обмену на голосующие акции создаваемого или продолжающего существовать акционерного общества;обязанности сторон по выявлению и уведомлению кредиторов;обязанности сторон по совершению сделок по отчуждению имущества и иных активов обществ, участвующих в реорганизации, с момента заключения договора и до завершения процесса реорганизации;основания и порядок изменения и расторжения договора;ответственность сторон при нарушении его условий;иные существенные условия, определенные сторонами Тебряев А.А. Некоторые вопросы правопреемства при реорганизации юридического лица [Текст] // Банковское право. - 2008. - № 2. - С. 31.. Необходимо отметить, что в целом порядок вынесения вопроса о реорганизации и процедура принятия решения о ее проведении на общем собрании одинаковы для слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. Исключение составляют государственные и муниципальные унитарные предприятия, наделенные законом особым правовым статусом. В отличие от юридических лиц корпоративного типа, у которых реорганизация (слияние, присоединение) осуществляется на основе договора, заключаемого между реорганизуемыми обществами, унитарные предприятия осуществляют реорганизацию на основании решения собственника его имущества. Решением собственника имущества унитарного предприятия также утверждается передаточный акт, устав унитарного предприятия и назначается его руководитель.Реорганизация в форме разделения и выделения является наиболее распространенной в российской предпринимательской практике. В зарубежной системе корпоративного права, наоборот, популярна процедура реструктуризации бизнеса, направленная на концентрацию капитала Степанов Д.И. Правопреемство при реорганизации в форме выделения [Текст] // Вестник ВАС РФ. - 2002. - № 8. - С. 103..Е.А. Суханов отметил, что процесс реорганизации таит в себе значительные опасности для кредиторов реорганизуемых юридических лиц. Они могут столкнуться с ситуацией, когда имеющиеся перед ними у юридического лица обязательства после разделения или выделения окажутся переданными наиболее слабым в имущественном отношении преемникам Гражданское право: в 2 т. Том I: учебник [Текст] / Под ред. Суханова Е.А. - М., Волтерс Клувер. 2008. - С.201..Первоначально в российском законодательстве преобразование использовалось в процессе приватизации государственного и муниципального имущества для юридического оформления смены собственника. Государственное или муниципальное предприятие выбывало из гражданского оборота, и его место занимало акционерное общество. Таким образом, приватизированным юридическим лицам придавался новый правовой статус.После принятия первой части ГК РФ необходимо было привести существующие организационно-правовые формы юридических лиц в соответствие с новыми нормами гражданского законодательства. Федеральным законом "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3302. предусматривалось, что к товариществам с ограниченной ответственностью, акционерным обществам закрытого типа, акционерным обществам открытого типа, смешанным товариществам, государственным и муниципальным предприятиям, основанным на праве полного хозяйственного ведения, федеральным казенным предприятиям с момента введения в действие первой части ГК РФ применяются нормы гражданского законодательства соответственно об обществах с ограниченной ответственностью, акционерных обществах, товариществах на вере, об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения, и унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления. При этом учредительные документы данных организаций продолжали действовать в части, не противоречащей ГК РФ, и в установленные сроки должны были быть приведены в соответствие с нормами закона. Кроме того отличительным признаком такого преобразования явилось отсутствие требований о составлении передаточного акта и оформления иной документации, необходимой при реорганизации.Учеными неоднократно высказывалось мнение о том, что преобразование предприятий в иную организационно-правовую форму, отличается от реорганизации по двум признакам:1) субъектный состав остается неизменным;2) отсутствует правопреемство. При преобразовании не происходит замены одного юридического лица другим, а видоизменяется лишь организационно-правовая форма предприятия. Поскольку в обороте продолжает действовать прежний субъект с прежним объемом прав и обязанностей, отпадает и проблема правопреемства Вагайцева Т.В. Правопреемство при реорганизации юридических лиц [Текст] // Нотариус. - 2008. - № 4. - С.16..По мнению В.В. Залесского "преобразование стоит несколько особняком: по сути, здесь отсутствует правопреемство, остается существовать один и тот же субъект гражданского оборота, изменивший лишь внутреннюю структуру" Залесский В.В. Комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» [Текст] - М., Инфра-М. 2008. - С. 9..Действительно, в смысле теоретических положений, рассматриваемых в настоящей главе, при преобразовании не происходит изменения субъектного состава в правоотношении. Как следствие - не происходит перехода прав и обязанностей от одного субъекта к другому.При преобразовании отсутствует отличительная особенность, характерная для реорганизации, а именно: не прекращаются прежние и не создаются новые юридические лица. Преобразование является способом изменения организационно-правовой формы одного и того же юридического лица.В соответствии с п.1 ст.68 ГК РФ хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида. При этом не исключается возможность преобразования обществ, относящихся к одной организационно-правовой форме юридического лица (акционерных обществ): закрытых в открытые и открытых в закрытые.На основании изложенного необходимо отметить следующее.1. До настоящего времени в законодательстве нет четкого определения понятия "реорганизация", равно как и единого подхода к определению существа этого понятия.Представляется недостаточным говорить о реорганизации лишь как о способе прекращения юридического лица. Скорее, с правовой точки зрения, реорганизация юридического лица представляет собой сложный юридический состав и может быть направлена не только на прекращение действующих, но и на создание новых юридических лиц.И, наконец, принимая во внимание правопреемство как принципиальное отличие реорганизации юридического лица от его ликвидации, можно сказать, что реорганизация - это прекращение либо изменение организационно-правовой формы юридического лица с переходом в порядке правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.2. Российское законодательство развивается по модели правового регулирования реорганизации, предполагающей наличие основного закона, регламентирующего общие признаки реорганизации (ГК РФ), а также специальных законов, развивающих и адаптирующих базовые положения к отдельным формам юридических лиц (Федеральные законы "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О государственных муниципальных и унитарных предприятиях"). Поэтому представляется необходимым закрепить в ГК РФ определение понятия "реорганизация", общее для всех видов юридических лиц, а также основные правила, касающиеся порядка ее проведения.Особое внимание требуется уделять реорганизационным договорам. Действующее гражданское законодательство (Федеральные законы "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью") предусматривает заключение договоров при осуществлении реорганизации в форме слияния и присоединения. ГК РФ не только не регламентирует условия указанных договоров, порядок их заключения, изменения, расторжения, но даже не упоминает о них. В ст.58 ГК РФ указывается лишь, что при слиянии и присоединении юридических лиц переход прав и обязанностей осуществляется на основании передаточного акта. Необходимо говорить о реорганизационных договорах как о самостоятельном правовом институте, являющемся основанием для проведения реорганизации. В ГК РФ следует включить не только определение понятия "реорганизационный договор", но и его существенные условия, фиксирующие права и обязанности контрагентов, составляющие основное содержание соответствующего правоотношения. При этом реорганизационный договор можно рассматривать как договор, опосредующий переход всего комплекса прав и обязанностей от одного юридического лица к другому.3. Представляется обоснованным рассматривать преобразование как самостоятельный правовой институт, не являющийся реорганизацией и заключающийся в изменении организационно-правовой формы одного и того же юридического лица.При преобразовании не происходит изменения субъектного состава в правоотношении. Как следствие - не происходит перехода прав и обязанностей от одного субъекта к другому. Отсутствует также отличительная особенность, характерная для реорганизации, а именно: не прекращаются прежние и не создаются новые юридические лица.Вместе с тем, у юридического лица не происходит прекращения прежних или возникновения новых правоотношений с кредиторами, которые, в свою очередь, не вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств. В данном случае не следует говорить о правопреемстве как о результате прекращения правопредшественника и появлении на его месте во всех правоотношениях правопреемника. Можно говорить только о порядке и юридических последствиях перехода к иной организационно-правовой форме. Поскольку при преобразовании субъекты занимают свои прежние места в правоотношении, это значительно упрощает защиту прав кредиторов.4. Существует объективная необходимость в совершенствовании специальных нормативно-правовых актов, касающихся порядка проведения реорганизации. Так, по общему правилу, подготовка принятия решения о реорганизации заключается в предоставлении для ознакомления участников общего собрания соответствующей информации (материалов). При этом Федеральными законами "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью" среди требований, установленных для подготовки решения о реорганизации среди перечня информации (материалов) не содержится информации о реорганизации (реорганизационный договор, передаточный акт, разделительный баланс). На основании изложенного, требуется внести изменения в п.1 ст.52 Федерального закона "Об акционерных обществах" и в п.3 ст.36 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", закрепив среди перечня информации (материалов), предоставляемых для ознакомления участников общего собрания, реорганизационный договор, передаточный акт, разделительный баланс.1.2 Правопреемство по обязательствам реорганизуемого юридического лицаПонятие правопреемства не является новым в теории права. Под правопреемством понимают переход прав и обязанностей от одного лица (правопредшественника) к другому лицу (правопреемнику), заменяющему его в правоотношении.М.М. Агарков трактовал правопреемство как процесс передачи прав и обязанностей Агарков М.М. Перевод долга. [Текст] // Право и жизнь. - 1923. - № 3. - С. 25..Б.Б. Черепахин определял правопреемство как "переход субъективного права (в широком смысле также правовой обязанности) от одного лица (праводателя) к другому лицу (правопреемнику) в порядке произвольного правоприобретения (в соответствующих случаях - производного приобретения правовой обязанности) Черепахин Б.Б. Правопреемство по советскому гражданскому праву. [Текст] - М., Юридическая литература. 1962. - С. 6..