Рефераты

Родительские права и обязанности по воспитанию детей

Родительские права и обязанности по воспитанию детей

2

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие и объем прав и обязанностей родителей

1.1 Классификация прав и обязанностей родителей

1.2 Принципы осуществления родительских прав и исполнения обязанностей

Глава 2. Особенности реализации отдельных прав и обязанностей родителей

2.1 Реализация права и обязанности воспитывать детей

2.2 Реализация прав на общение с ребенком

2.3 Выполнение обязанностей обеспечить ребенка образованием

2.4 Обязанность реализовать неимущественные права ребенка

2.5 Реализовать права и обязанности защиты интересов ребенка

Глава 3. Меры защиты и ответственности родителей

3.1 Ограничение в родительских правах и отобрание ребенка

3.2 Лишение родительских прав

3.3 Споры о передаче детей на воспитание и определение порядка участия в воспитании ребенка

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы исследования объясняется переменами в Семейном кодексе Российской Федерации, вызванными Конституцией РФ 1993 года. Отныне забота о детях, их воспитание рассматривается на конституционном уровне как равное право и обязанность родителей. Это обстоятельство диктует необходимость более пристального и глубокого анализа сущности и содержания, родительских прав в современной России. Кроме того, перенос акцента на права гражданина (ст. 17 Конституции РФ) обязывает к принципиально иному взгляду на институт родительских прав, предоставляемых родителям государством ради достижения главной цели - надлежащего воспитания подрастающего поколения. Остроту проблемы наглядно демонстрирует правоприменительная практика, свидетельствующая о растущей тенденции к злоупотреблению родительскими правами, неисполнению родительских обязанностей, увеличению числа детей, лишенных родительского попечения. Только в 2008 году мерам административного воздействия за злостное неисполнение обязанностей по воспитанию своих детей были подвергнуты 450 тыс. родителей. (В 2004г. их было 248 тыс., в 2003 - 237, 8 тыс.).1Вместе с тем идет постоянное увеличение количества предъявляемых в суд исков о лишении родительских прав. В2006 году таких исков было 30, 4 тыс., в 2007г. - 33 тыс., в 2008 году 50 тыс. Растет число родителей, привлеченных к уголовной ответственности за неисполнение своих обязанностей (с 2,5 тыс. в 2006 году до 5,5 тыс. в 2008 году). О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. М., 2008г., С. 56. В результате увеличивается контингент детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав: от 41411 чел. в 2003 году до 56350 в 2007 году. Отсюда острота проблемы профилактической работы с неблагополучной семьей, поиска более эффективных мер семейно-правовой ответственности родителей.

Актуальность избранной темы исследования подчеркивается и необходимостью соблюдения Российской Федерацией требований Конвенции ООН 1989 года “о правах ребенка”, Европейской Конвенции “о защите прав человека и основных свобод”, в части, касающейся родительских прав и обязанностей.

Государство, будучи заинтересованным в качестве подрастающего поколения, возлагает на родителей права и обязанности по воспитанию, образованию, защите и содержанию своих детей. Предоставляются родительские права не только для удовлетворения материнских и отцовских потребностей, но и в целях обеспечения интересов детей. Именно по средством реализации этих прав, и достигается, полноценное развитие ребенка. Но осуществление родителями своих прав не должно осуществляться в противоречии интересам детей. Именно обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Чаще всего в семье дети страдают по вине родителей, в результате безразличного отношения к родительским правам или их использования не по назначению. А в результате - искалеченная судьба, ущербная личность, имеющая асоциальные установки, словом, все то, что подрывает корни физического и психического здоровья будущих граждан. Ведь именно семья оказывает активное воздействие на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирование жизненных планов.

Но все чаще и чаще используется термин «неблагополучная семья». Что же понимается под семейным неблагополучием: материальная неустроенность семьи, неполная семья или неблагополучие отношений между родителями и детьми? Мне видится, что именно последнее является основным критерием попадания семьи в данную категорию. Семейное неблагополучие выражается чаще всего в сочетании таких факторов, как деформация семейных связей и отношений; низкий культурный общеобразовательный и профессиональный уровень родителей; примитивный круг интересов; искаженные нравственные и правовые воззрения. Проблема заключается в том, что число таких, неблагополучных семей, где родители не могут, а часто и не хотят заботиться о естественных потребностях своих детей, воспитывать детей в духе моральных и правовых норм, проявляют безразличие, отрицательно влияют на них своим образом жизни и психологией, с каждым годом растет. Следует отметить, что влияние стиля жизни неблагополучной семьи на формирование личности несовершеннолетнего настолько высоко, что представляется необходимым какое-то счастливое стечение обстоятельств, чтобы подросток из такой семьи не имел антиобщественной или аморальной ориентации или не стал на путь правонарушений. Беда заключается в том, что ребенок не получая от родителей, прежде всего, удовлетворения в своих естественных потребностях: в пище, тепле, безопасности, вынужден удовлетворять их сам вставая на путь бродяжничества, воровства, попрошайничества, преступности. На улице появились не единицы, а десятки и сотни беспризорных детей, которые «болтаются» на вокзалах, рынках, в поездах. Они отличаются от других детей внешним видом, развязанным поведением, грубой нецензурной речью.

Будущее этих детей с уверенностью можно предсказать. Они пополнят армию безработных, т.к. уже лишены возможности получения полноценного образования, в будущем хорошей профессии, встанут на путь наркомании и преступности. В чем же причина этого явления, принимающей массовый характер? Прежде всего, в родителях, на которых лежит обязанность по воспитанию своих детей, обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии несовершеннолетних, именно родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Многие родители, и их число с каждым годом растет, не чувствуют ответственности за судьбу своих детей. Одни уклоняются от выполнения обязанностей родителей, что проявляется в нежелании заботиться о потребностях своего ребенка, оставление его без надзора; другие отказываются от своих детей, оставляя их в родильных домах; третьи, при осуществлении родительских прав причиняют вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

Целью исследования является проведение анализа прав и обязанностей родителей по воспитанию несовершеннолетних детей, на основе действующего законодательства РФ.

В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи исследования:

1) проанализировать права и обязанности родителей;

2) проследить, как действующее законодательство регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию несовершеннолетних детей;

3) изучить принципы осуществления родительских прав и исполнения обязанностей;

4) проанализировать особенности реализации отдельных прав и обязанностей родителей;

5) рассмотреть правовые последствия неисполнения родителями своих прав и обязанностей (лишение родительских прав, ограничение родительских прав).

Предмет исследования: в рамках исследования анализируются правовые нормы, содержащиеся в семейном, гражданском, гражданско-процессуальном законодательстве, формулирующие права и обязанности родителей, и устанавливающие порядок их реализации. Изучаются современные проблемы, возникающие в процессе их реализации.

Объектом исследования являются права и обязанности родителей по воспитанию детей, и особенности их реализации.

Методологическая база исследования. В работе использованы как общенаучный диалектический метод познания, так и частные научные методы системно-структурного анализа (функциональный, сравнительного правоведения, исторический, технико-юридический метод комментирования).

Дипломная работа включает в себя следующие структурные части: введение, три главы и заключение, список использованной литературы, приложения.

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных правоведов советского и современного периодов в области общей теории права, гражданского и семейного права- М.М. Агаркова, С.С. Алексеева, М.В. Антокольской, Л.М Пчелинцевой, Ю.Ф.Беспалова, В.В. Мамонова, Ю.А.Королева, Кузнецовой И. М., Л.М. Звягинцевой, Т.И. Илларионовой, О.С. Иоффе, Н.И.Матузова. Нормативную основу составили: Конституция РФ Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. Инфра-М,2004, федеральное законодательство, затрагивающее вопросы семейных отношений, положения международных нормативных актов. Судебная практика представлена разъяснениями Пленума Верховного суда, решениями федеральных и иных судов.

Глава 1. Понятие и объем прав и обязанностей родителей

1.1 Классификация прав и обязанностей родителей

Основанием возникновения прав и обязанностей родителей и детей является происхождение детей. Происхождение - это биологическая (кровная) связь ребенка и его родителей. Происхождение ребенка считается установленным и становится юридическим фактом, если оно удостоверено в установленном законом порядке. Таким порядком является государственная регистрация рождения ребенка в органах загса. Порядок государственной регистрации рождения ребенка установлен Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» (ст.14-23).

При государственной регистрации рождения ребенка, которая должна быть произведена в течение одного месяца после его рождения, составляется запись акта о рождении ребенка, в которой указываются необходимые сведения, определяющие личный статус ребенка, а также сведения о его родителях. Запись о родителях, произведенная органом загса, является доказательством происхождения ребенка от указанных в ней лиц и может быть оспорена только в судебном порядке.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 38}, забота о детях, их воспитание в равной степени право и обязанность обоих родителей. Это означает, что забота воспитание не только нравственный долг каждого родителя, но и его конституционные право и обязанность, существование которых, не зависит от наличия или отсутствия брака между родителями.

Именно родители, прежде всего, помогают ребенку стать полноценным членом общества, воспитывают в нем нравственные принципы, передают жизненный опыт, оказывают воздействие на формирование его характера, влияют на уровень его образования и на все его последующее развитие.

СК РФ предельно полно раскрывает содержание родительских прав и обязанностей и тем самым определяет их сущность. Причем глава СК, именуемая «Права и обязанности родителей», почти целиком посвящается их личным правам и обязанностям. Семейный кодекс РФ 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ (разд.4,гл12.)

Права и обязанности возникают у родителей при рождении ребенка; основываются на его происхождении, удостоверенном в установленном законом порядке, и прекращаются по достижении совершеннолетия (возраста 18 лет), а также в случаях, предусмотренных законом. Наличие брака между родителями дает основание считать их отцом и матерью ребенка. Отсутствие брака между родителями порождает следующие последствия: установление отцовства в добровольном порядке и по суду. Добровольное установление отцовства заключается в подаче совместного заявления в загс, позволяющего записать отца ребенка в свидетельство о рождении ребенка. При отсутствии совместного заявления родителей ребенка или заявления фактического отца отцовство устанавливается судом, который должен установить один-единственный факт - действительное происхождение ребенка. Право на предъявление такого требования имеют: мать, фактический отец ребенка и др. лица, предусмотренные законом (ст.49 СК РФ). При вынесении судом решения об установлении отцовства ответчик записывается отцом в свидетельство о рождении ребенка, и он обязан его содержать.

Права родителей в отношении их несовершеннолетних детей означает, что им рекомендуется линия поведения, направленная на совершение полезных, желательных с точки зрения государства действий и поступков для блага ребенка. Это достигается путем наделения родителей родительскими правами, которые одновременно являются родительскими обязанностями, (ст. 61.СК);

В Семейном кодексе нашего государства закреплены следующие виды личных прав и обязанностей родителей:

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ).

2. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами, включая и близких родственников ребенка (п. 1 ст. 63 СК РФ).

3. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ). При этом родители не вправе причинять вред психическому и физическому здоровью своих детей и их нравственному развитию (п. 1 ст. 65 СК РФ).

4. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ).

5. Родители, с учетом мнения детей, имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ).

6. Родители имеют право и обязаны защищать права и интересы своих детей без специальных на то полномочий (п. 1 ст. 64 СК РФ).

7. Родители имеют право требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основаниях закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ).

8. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общее с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (п. 1 ст. 66 СК РФ), а родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать реализации этого права.

9. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о нем из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других (п. 4 ст. 66 СК РФ).

В соответствии с Семейным кодексом РФ родители не только обязаны воспитывать своих детей, но и имеют на это право, тогда как ранее действовавший Кодекс о браке и семье РСФСР (ст. 52), предусматривал только обязанность родителей по воспитанию своих детей. Кодекс о браке и семье РСФСР от 01.11.69г.// «Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1969г., №32, Ст.1086. Под воспитанием ребенка понимается воздействие на его духовное, нравственное и физическое развитие, обучение правилам поведения, обеспечение образования ребенка.

Родители имеют преимущественное право лично воспитывать своих детей. Будучи свободными в выборе методов и способов воспитания, они при этом должны исходить из интересов ребенка, общества и государства. Государство в свою очередь принимает меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей.

Осуществляя воспитание ребенка, родители обязаны заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Важнейшей предпосылкой полноценного, всестороннего развития личности ребенка является крепкое здоровье. В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции нашего государства за каждым человеком признается право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. Инфра-М,2004 Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается детям бесплатно. Охрана здоровья детей обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий быта, отдыха, воспитания и обучения, контролем за производством и реализацией продуктов питания, предоставлением детям доступной медико-социальной помощи. Здоровье ребенка во многом зависит от его питания, занятия физкультурой и спортом, своевременного предоставления медицинской помощи в случае болезни, здорового микроклимата в семье, способствующего нормальному психическому развитию. Духовное и нравственное развитие ребенка, прежде всего, зависит от личных неотъемлемых качеств родителей, их духовных ценностей.

В случае неисполнения родителями или ненадлежащего исполнения обязанности по воспитанию детей, не проявления заботы о детях, они могут быть привлечены, к семейно-правовой (лишение родительских прав и ограничение родительских прав при недостойном поведении родителей), гражданско-правовой (ответственность родителей и лиц, их заменяющих за вред причиненный несовершеннолетними детьми), к административной (ответственность родителей и лиц, их заменяющих за невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей), и даже к уголовной ответственности (ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

Как уже подчеркивалось, неотъемлемой частью процесса воспитания ребенка является его образование. Согласно п. 4 ст. 43 Конституции РФ, п. 2 ст. 63 СК РФ родители или лица их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. При этом наше государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (п. 2 ст. 43 Конституции РФ). Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. Инфра-М,2004

Выполняя обязанность по получению детьми основного общего образования, родители имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей с учетом их мнения Семейный кодекс РФ 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ. Данное право основано на положении ст. 26 Декларации прав человека о приоритетном праве родителей в выборе вида образования для своих малолетних детей. Закон РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13 января 1996г. также предоставляет родителям право выбора образовательного учреждения, где будет обучаться их ребенок, а также формы обучения до получения ребенком основного общего образования. Следовательно, прежде всего от выбора родителей зависит, где и в какой форме их дети получат образование: очно, заочно, в форме экстерната, самообразования, семейного образования и др. Однако необходимо учитывать, что избранная форма образования должна соответствовать единому государственному образовательному стандарту (ст. 10 Закона РФ «Об образовании»).

Учет мнения несовершеннолетнего ребенка при выборе учебного заведения и формы обучения обязателен независимо от возраста ребенка. Однако, если пожелания ребенка противоречат его интересам (например, ребенок не может обучаться в компьютерном классе из-за слабого зрения) либо не могут быть выполнены в силу объективных причин (уровень материальной обеспеченности семьи не позволяет обучать ребенка в платной школе), родители вправе поступить по своему усмотрению.

Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей Семейный кодекс РФ 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ(ст. 64 СК РФ) соотносятся с правом ребенка на защиту своих прав и законных интересов, закрепленного в ст. 56 СК РФ. Родители защищают не только права детей, предусмотренные семейным законодательством, но и права, закрепленные в нормах других отраслей права, а также интересы, которые вообще не входят в сферу правового регулирования. К предмету правового регулирования иных отраслей относятся жилищные права ребенка, наследственные права, право на охрану его жизни и здоровья, право на социальное обеспечение, право на защиту чести и достоинства и другие гражданские и конституционные права.

Родители являются законными представителями своих детей, и выступают в защиту их прав и интересов, в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в административных и судебных органах, без каких-либо специальных полномочий, им достаточно предъявить документы, подтверждающие происхождение детей от конкретных родителей (свидетельство о рождении ребенка и паспорт отца или матери ребенка).

Способы защиты законных прав и интересов детей могут быть самыми разнообразными: родители могут принимать меры к предупреждению нарушений прав ребенка, могут требовать восстановления нарушенного права ребенка, могут выступать от имени несовершеннолетних в суде и т.п.

Исключением из правила, предусмотренного п. 1 ст. 64 СК РФ, являются случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких ситуациях родители не вправе представлять интересы ребенка в силу нормы п. 2 ст. 64 СК РФ. При наличии противоречий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Право родителей требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ), взаимосвязано с преимущественным правом родителей на воспитание своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ). Основаниями предъявления родителями требования о возврате ребенка являются:

- факт удержания ребенка иными лицами, включая других родственников ребенка;

- такое удержание не основано на законе (например, нахождение ребенка у опекуна в связи с установлением опеки, нахождение в лечебном, воспитательном учреждении) или судебном решении (судебное решение об усыновлении ребенка).

Требования родителей о возврате им ребенка рассматриваются судом в порядке искового производства. При рассмотрении дела суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка (ч. 2 п. 1 ст. 68 СК РФ). Мнение ребенка учитывается судом в соответствии с требованиями ст. 57 СК РФ.

При рассмотрении таких дел, суд учитывает реальную возможность родителя, обеспечить достойное воспитание ребенка, характер сложившихся взаимоотношений родителя с ребенком, привязанность ребенка к лицам, у которых он находится, и другие конкретные обстоятельства, влияющие на создание нормальных условий жизни и воспитания ребенка родителем, а также лицами, у которых фактически проживает и воспитывается несовершеннолетний.

Если в ходе судебного процесса будет установлено, что ни родители, ни лица, у которых находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд, отказывая в удовлетворении иска, передает несовершеннолетнего на попечение органа опеки и попечительства с тем, чтобы были приняты меры для защиты прав и интересов ребенка и был выбран наиболее приемлемый способ устройства дальнейшей его судьбы (п. 2 ст. 68 СК РФ, п. 6 постановления Пленума ВС РФ от 27 мая 1998г. «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»). Постановление Пленума Верховного суда РФ от 27 мая 1998г. №10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей"//Сборник постановлений Верховных судов РФ по гражданским делам.М.,1999

В соответствии с п. 1 ст. 66 СК РФ, родитель проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования, а родитель, с которым проживает ребенок, не должен мешать общению ребенка с другим родителем, если оно не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.

Порядок и способы осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, могут быть определены в письменном соглашении между родителями (п. 2 ст. 66 СК). В нем можно определить место общения, продолжительность встреч, график встреч, предусмотреть вид образовательного учреждения и форму обучения ребенка.

Если родители не могут прийти к консенсусу, возникший спор разрешается судом по требованию родителей или одного из них с участием органа опеки и попечительства (ч. 2 п. 2 ст. 66 СК РФ).

Исходя из права родителя, проживающего отдельно от ребенка, на общение с ним, а также из необходимости защиты прав и интересов несовершеннолетнего при общении с этим родителем, суду с учетом обстоятельств каждого конкретного дела следует определить порядок такого общения (время, место, график, продолжительность общения и т.п.), изложив его в резолютивной части решения.

При определении порядка общения родителя с ребенком принимаются во внимание возраст ребенка, состояние его здоровья, привязанность к каждому из родителей и другие обстоятельства, способные оказать воздействие на физическое и психическое здоровье ребенка, на его нравственное развитие.

В исключительных случаях, когда общение ребенка с отдельно проживающим родителем может нанести реальный вред ребенку, суд, исходя из нормы п. 1 ст. 65 СК РФ, не допускающей осуществление родительских прав в ущерб физическому и психическому здоровью детей и их нравственному развитию, вправе отказать этому родителю в удовлетворении иска об определении порядка его участия в воспитании ребенка, изложив мотивы принятого решения.

Аналогично должно разрешаться и требование об устранении препятствий родителям, не лишенным родительских прав, в воспитании детей, находящихся у других лиц на основании закона или решения (п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 27 мая 1998г. № 10).

При неисполнении решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные гражданско-процессуальным законодательством. А при злостном неисполнении решения суда, суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может вынести решение о передаче ему ребенка, исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения (п. 3 ст. 66 СК РФ).

В соответствии со ст. 406 Гражданско-процессуального кодекса РФ на родителя, не исполняющего решение суда об устранении препятствий другому родителю общаться с ребенком и принимать участие в его воспитании, может быть наложен штраф в размере до двухсот установленных законом минимальных размеров оплаты труда. Уплата штрафов не освобождает должника от выполнения решения суда.

Как разъяснено в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998г. № 10 в качестве злостного невыполнения решения суда, которое может явиться основанием для удовлетворения требования родителя, проживающего отдельно от ребенка, о передаче ему несовершеннолетнего, может расцениваться невыполнение ответчиком решения суда или создание им препятствий для его исполнения, несмотря на применение к виновному родителю предусмотренных законом мер.

Отдельно проживающий от ребенка родитель имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной зашиты населения и других аналогичных учреждений (п. 4 ст. 66 СК РФ).

Эта норма является новой для российского семейного законодательства, и она еще раз подчеркивает принцип равенства прав и обязанностей родителей в отношении своих детей. Согласно п. 4 ст. 9 Конвенции ООН «О правах ребенка» право на получение информации о своих детях имеют оба родителя, если они по каким-либо причинам разлучены со своими детьми.

В п. 4 ст. 66 СК РФ не названа информация, которую вправе получать о ребенке родитель, но исходя из примерного перечня учреждений, которые должны предоставлять информацию о ребенке, можно сделать вывод, что она должна касаться состояния здоровья ребенка, его поведения, отношения ребенка к учебе, занятиям спортом, уровня его материальной обеспеченности, нуждаемости в одежде и других необходимых материально бытовых предметах. Родителю следует сообщать о необходимости приобретения для ребенка лекарств, путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха и др.

В представлении информации о ребенке может быть отказано только при наличии угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. При этом отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке.

Таковы основные личные права и обязанности родителей, в отношении своих детей, которые предусмотрены в главе 12 СК РФ «Права и обязанности родителей», помимо этого к личным правам родителей относятся: право выбора имени и фамилии своему ребенку, право давать согласие на усыновление ребенка, право на восстановление в родительских правах и иные, которые рассматриваются в других разделах.

1.2 Принцип осуществления родительских прав и исполнения обязанностей

Родительские права и обязанности имеют определенные особенности.

Во-первых, родители обладают равными правами и несут равные обязанности, в отношении своих детей (п. 1 ст. 61 СК РФ). При этом не имеет значения, в зарегистрированном браке родился ребенок или нет, признано отцовство в добровольном порядке или установлено судом.

Во-вторых, родительские права и обязанности ограничены во времени. Они прекращаются при достижении ребенком совершеннолетия, либо приобретении ребенком полной дееспособности ранее восемнадцати лет (при эмансипации и вступлении в брак при снижении брачного возраста). Так как с момента приобретения дееспособности в полном объеме, гражданин может своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Из этого правила есть исключение: в соответствии с п. 1 ст. 85 СК РФ родители обязаны содержать своих нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. Однако, если, исходить из того, что согласно п. 1 ст. 54 СК РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), то обязанность родителей по содержанию нетрудоспособных совершеннолетних детей находится за рамками родительского правоотношения.

В-третьих, при осуществлении родительских прав и обязанностей должен соблюдаться приоритет интересов ребенка (п. 1 ст. 65 СК РФ). Это положение имеет принципиальное значение, поскольку возможны жизненные ситуации, когда интересы родителей расходятся с интересами ребенка. Например, родители не оказывают должного внимания духовному развитию ребенка, ссылаясь на нехватку времени. Не занимаясь воспитанием ребенка, родители ущемляют права несовершеннолетнего. Приоритет прав и интересов ребенка является основополагающим при осуществлении родительских прав и обязанностей, он закреплен во многих нормах СК РФ.

Четвертая особенность родительских прав и обязанностей заключается в том, что родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (п. 1 ст. 63 СК РФ), отступление от этого правила, возможно, только в случаях, когда нарушаются интересы ребенка.

В-пятых, правам родителей соответствуют их определенные обязанности: права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей (ст. 63 СК РФ), права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей (ст. 64 СК РФ). Поэтому осуществление родительских прав является одновременно и исполнением обязанностей родителей.

Осуществление родительских, как и иных семейных прав, возможно, двумя способами:

-- посредством активных действий родителей (право на воспитание ребенка, на общение с ребенком);

- посредством требования соответствующего поведения от других лиц (право родителей требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его не на основании закона или судебного решения).

Осуществление субъективных родительских прав и исполнение обязанностей проявляется в основном в длящихся, многократно повторяющихся действиях (право и обязанность воспитывать ребенка, забота о здоровье и развитии ребенка и др.).

Так как родители наделены равными правами и обязанностями по воспитанию своих детей, предполагается, что и осуществлять их они должны в одинаковом объеме. При этом участие каждого родителя в решении вопросов воспитания и образования ребенка может происходить в различных формах. Например, супруг, с которым проживает ребенок, может выбрать для ребенка учебное заведение, детский сад, другой может одобрить выбор и предоставить средства на обучение, либо предложить свой вариант выбора учебного заведения или детского сада.

Принципы осуществления родительских прав можно подразделить на общие, характерные для всех семейных прав, и специальные, предусмотренные в ст. 65 СК РФ. К общим относятся: соответствие действий по осуществлению прав и исполнению обязанностей требованиям закона:

- осуществление семейных прав и исполнение обязанностей не должно нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан;

- семейные права должны осуществляться в соответствии с их назначением.

Специальные принципы осуществления родительских прав следующие:

- Во-первых, родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.

- Во-вторых, при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

- В-третьих, способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Иногда при реализации родительских прав возникают разногласия между родителями. Они могут носить поверхностный характер и разрешаться родителями самостоятельно путем предоставления взаимных уступок и достижения соглашений. Иначе дело обстоит с более серьезными конфликтами, когда родители непримиримы в позициях по поводу воспитания ребенка. В таких ситуациях родители (один из них) вправе обратиться за разрешением разногласий в орган опеки и попечительства или в суд (ч. 2 ст. 65 СК РФ). При этом следует учитывать, что в силу предоставленных законом полномочий, органы опеки и попечительства могут лишь рекомендовать родителям тот или иной способ разрешения сложившейся ситуации. Если же возникшие между родителями разногласия переросли в спор о праве, родителям предоставлена возможность для разрешения конфликта обратиться в суд.

Разрешение судами споров, связанных с воспитанием детей, способствует обеспечению охраны прав детей и родителей, повышению ответственности родителей за надлежащее воспитание детей, пресекает использование родителями прав в противоречии с интересами детей, является одной из мер предупреждения правонарушений несовершеннолетних.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного суда РФ «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» № 10 от 27 мая 1998г. судебному рассмотрению подлежат следующие споры:

- о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ);

- об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ);

- об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК РФ);

- о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ);

- о возврате ребенка опекунам (попечителям) от любых лиц, удерживающих его без законных оснований (п. 2 ст. 150 СК РФ);

- о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения (п. 3 ст. 153 СК РФ);

- о лишении родительских прав (п. 1 ст. 70 СК РФ);

- о восстановлении родительских прав (п. 2 ст. 72 СК РФ);

- об ограничении родительских прав (п. 1 ст. 73 СК РФ);

- об отмене ограничения родительских прав (ст. 76 СК РФ) и другие.

В соответствии с п. 3 этого постановления, при рассмотрении всех судебных споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в их защиту, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства. Если указанный орган не является стороной по делу, то он привлекается судом к участию в процессе как орган государственного управления для дачи заключения. Заключение органа опеки и попечительства основывается на акте обследования условий жизни ребенка. Указанное обследование проводится органом опеки и попечительства. Целью его проведения является установление условий жизни ребенка; выяснение мнения детей, их отношения к сторонам по рассматриваемому делу; при необходимости проводится опрос ребенка. Опрос ребенка не является обязательным по каждому делу о воспитании ребенка. Если же по обстоятельствам дела судом будет признана необходимость опросить ребенка, то такой опрос следует проводить с учетом возраста и развития ребенка, в присутствии педагогов, в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц.

Таким образом, делая вывод по главе можно отметить, что права и обязанности родителей возникают при рождении ребенка. Семейный кодекс РФ 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ Права и обязанности родителей имеют свои принципы осуществления. В соответствии с Семейным кодексом, родители обязаны не только воспитывать детей, как это было до этого в Кодексе о браке и Семье, но и имеют на это право.

Глава 2. Особенности реализации отдельных прав и обязанностей родителей

2.1 Реализация права и обязанности воспитывать детей

Воспитание ребенка есть личное неотъемлемое дело каждого родителя. Утратить это право можно лишь в случаях, предусмотренных законом: при лишении родительских прав и усыновлении ребенка. Право предполагает возможность лично воспитывать своих детей. Все вопросы, касающиеся воспитания ребенка, родители решают самостоятельно. Однако, в целях достойного воспитания ребенка, привития ему взаимной любви и уважения, помощь в этом вопросе родителям могут оказывать дедушка, бабушка, братья, сестры ребенка и другие близкие родственники. При нормально сложившихся отношениях родители, как правило, не возражают против такого общения, а наоборот всячески его поощряют. Приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов. Этот принцип отражает положение, закрепленное в ст. 38 Конституции РФ: «Забота о детях, их воспитании - равное право и обязанность родителей». Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. Инфра-М,2004 Ребенок в семье признается самостоятельным субъектом права, а не зависимым объектом «родительской власти». Интересы детей являются основным критерием при решении всех спорных вопросов, касающихся их жизни и воспитания.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты