по теме: «Система госнадзора за страховой деятельностью»
План
Введение
Государственный надзор за страховой деятельностью.
Функции органов страхового надзора.
Заключение
Список литературы
Введение
Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется Министерством финансов РФ. Основными функциями федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью являются: а) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности; б) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров; в) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков; г) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности; д) выдача в предусмотренных настоящим Законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение сделок с участием иностранных инвесторов по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, а также на открытие филиалов страховыми организациями с иностранными инвестициями; е) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным настоящим Законом к компетенции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью ж) обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.
Государственный надзор за страховой деятельностью
Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.
Система государственного надзора за страховой деятельностью должна предполагать:
1) организацию основ страхового надзора в РФ, в первую очередь путем создания специальных органов по надзору за страховой деятельностью на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;
2)создание нормативных актов надзора за страховой деятельностью, выработку единых методических принципов организации и осуществления страхового дела;
3) определение специальных требований к страховым организациям, установление лицензирования и сертификации страховой деятельности;
4) установление единых квалификационных требований к руководителям и специалистам страховых организаций, сюрвейерам, аварийными комиссарами и т.п.
Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, действующим на основании Положения, утверждаемого Правительством РФ (Закон о страховании. Ст. 30).
Постановлением Совета Министров -- Правительства РФ от 19 апреля 1993 г. №353 (с изменениями от 24 октября 1994 г.) было утверждено Положение о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью.
Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью была создана для осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о страховании, регулирования единого страхового рынка в РФ на основе установления общих требований по лицензированию и ведению государственного реестра страховых организаций, контроля за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков, учета и отчетности, методологии страхования, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросам страхования.
Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1177 Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью упразднена, а ее функции переданы Министерству финансов Российской Федерации (Собрание законодательств РФ. 1996. №34. Ст. 4082), где образован Департамент страхового надзора, осуществляющий функции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.
Как уже было упомянуто, основными функциями федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью являются:
1) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;
2) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;
3) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков:
4) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности:
5) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным законодательством к компетенции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;
6) обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства РФ о страховании.
Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью для выполнения возложенных на него функций вправе:
1) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на него функций информацию от организаций, в том числе банков, а также от граждан;
2) производить проверки соблюдения страховщиками законодательства РФ о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;
3) при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;
4) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства РФ, а также о ликвидации организаций, осуществляющих страхование без лицензий.
Правительством РФ по предложению федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, согласованному с заинтересованными органами государственной власти, созданы территориальные органы страхового надзора в целях соблюдения требований законодательства РФ по вопросам страхования и создания условий для эффективного развития страховых услуг, а также защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Территориальные органы страхового надзора осуществляют непосредственный надзор за страховой деятельностью в субъектах РФ, для чего они наделены правом проводить проверки достоверности представляемой страховыми организациями отчетности и соблюдения страхового законодательства, получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на них функций информацию от организаций, в том числе банков, а также от граждан.
Территориальные органы страхового надзора осуществляют свою деятельность под руководством федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, а по вопросам, входящим в компетенцию республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Санкт-Петербурга, -- во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение Постановления Совета Министров -- Правительства РФ от 26 июня 1993 г. №609 «О территориальных органах страхового надзора» (Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1993. №27. Ст. 2557) приказом Росстрахнадзора от 3 августа 1993 г. №02-02/21 было утверждено Положение «Об инспекции Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью (Инспекции Росстрахнадзора)» (Российские вести. 1993. №154), возложившее на территориальные органы страхового надзора следующие функции:
а) обеспечивать контроль за соблюдением требований законодательства РФ о страховании;
б) осуществлять контроль за исполнением страховщиками нормативных актов Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью, связанных с проведением страховой деятельности;
в) осуществлять контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
г) осуществлять контроль за соблюдением установленных Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью правил формирования и размещения страховых резервов;
д) обобщать практику работы страховщиков, страховых посредников и других участников страхового рынка и представлять в федеральные органы исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью предложения по совершенствованию практики надзора за страховой деятельностью и законодательства о страховании;
е) рассматривать заявления и жалобы физических и юридических лиц по вопросам, связанным с нарушением законодательства РФ о страховании;
ж) представлять в установленном порядке бухгалтерскую, статистическую и иную предусмотренную законодательством отчетность о своей деятельности.
Территориальные органы страхового надзора имеют право:
а) проводить у страховщиков проверку достоверности представляемой отчетности и соблюдения ими законодательства о страховании;
б) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на нее функций информацию от учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан;
в) при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства РФ о страховании принимать меры по их устранению;
г) вносить в федеральные органы исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью представления о приостановлении, ограничении действия либо отзыве лицензии.
Рассмотрим более подробно упоминаемые в этой главе функции органов государственного надзора за страхованием.
Функции органов страхового надзора
Несмотря на организационные пертурбации, все функции контроля, для реализации которых был создан страховой надзор, сохранились, но только с августа 1996 г. они осуществляются не федеральным государственным органом, а соответствующим департаментом Минфина РФ. В этой работе будут использоваться термины “страховой надзор” или “орган страхового надзора” или “надзорный орган” в зависимости от контекста, но во всех случаях будет подразумеваться, естественно, соответствующий комплекс контрольных функций, кто бы их ни исполнял.
Эти функции возложены на страховой надзор законом и их можно подразделить на три группы:
лицензионные (включающие лицензирование деятельности страховщиков и страховых аудиторских компаний, регистрацию страховых брокеров и аттестацию страховых аудиторов);
нормотворческие (включая издание подзаконных нормативных актов по страхованию, регулирующих деятельность страховщиков и страховых аудиторов);
контрольные (включая непосредственный контроль за финансовой устойчивостью страховщиков и деятельностью страховых аудиторов и аудиторских компаний, за исполнением ими требований нормативных актов и своих обязательств по договорам).
Лицензирование страховщиков и аудиторов
Страховой надзор выпустил “Условия лицензирования ...”, он рассматривает заявления на выдачу лицензий, проверяет верно ли рассчитаны тарифы, соответствуют ли законодательству представленные правила страхования, достаточно ли у данного страховщика имущества, чтобы он мог реально производить выплаты страхователям. Кроме того, страховой надзор ведет реестр страховщиков и страховых брокеров. Центральная аттестационно-лицензионная комиссия (ЦАЛАК) экзаменует страховых аудиторов и выдает им аттестаты, а также лицензии аудиторским компаниям на право аудита страховщиков.
Регистрация страховых брокеров
Регистрация брокеров проводится в соответствии с “Положением о ведении реестра страховых брокеров”, которое издано в феврале 1995 г. Следует добавить что, вместе с “Положением о ведении реестра...” утверждены формы извещений, которые должны направить в орган страхового надзора юридические и физические лица, намеренные работать страховым брокером. Извещения брокер должен направлять именно по этой форме, иначе при возникновении спора может оказаться, что фактическое поведение брокера не полностью совпадает с тем, что ему предписано юридически.
Кроме того, страховой надзор издал “Примерное положение о страховом брокере”. Назвав его “примерным”, надзорный орган как бы подчеркнул, что оно не обязательно для брокера, а носит лишь рекомендательный характер. Тем не менее, брокерам следует внимательно познакомиться с этим Положением, чтобы знать, какие права страховой надзор за брокером признает, а какие - нет.
Издание специализированных нормативных актов по страхованию
Законом “Об организации страхового дела” и Положением, утвержденным Правительством РФ, органу страхового надзора предоставлено право издавать нормативные акты по страхованию, регулирующие деятельность страховщиков. Эти акты носят название “подзаконные”, так как издаются на основании закона и должны строго ему соответствовать. К таким актам относятся уже упоминавшиеся “Условия лицензирования ...”, “Правила формирования страховых резервов”, “Правила размещения страховых резервов”, “Порядок составления годовой бухгалтерской отчетности страховщиков” и многие другие. Кроме того, страховой надзор издает методические материалы по страхованию, такие, например, как “Рекомендации по аудиторской проверке страховщиков” и т.д. Все эти документы нужны и интересны в основном для страховщиков и страховых аудиторов, поэтому мы здесь не будем говорить о них подробно, а ограничимся только констатацией.
Контроль за текущей деятельностью страховщиков
Функция контроля за деятельностью страховщиков возложена на орган страхового надзора законом. Но, кроме этого, страховой надзор в соответствии с изданным “Положении о ведении реестра страховых брокеров” контролирует также и деятельность брокеров, однако следует иметь в виду, что ни законом, ни Положением о страховом надзоре, которое издано Правительством РФ такие полномочия органу страхового надзора не предоставлены.
Свою контрольную функцию за текущей деятельностью страховщиков страховой надзор осуществляет в основном на основании их квартальных и годовых бухгалтерских балансов и заключений аудиторов. Но любой страхователь может обратиться в надзор с жалобой на недобросовестность страховщика и может быть уверен, что ему помогут. Надзорный орган обладает для этого мощным инструментом - он может приостановить действие лицензии и даже ее отозвать, т.е. фактически приостановить всю текущую деятельность страховщика и лишить его источника прибыли. Страхователям важно знать, что приостановка или отзыв лицензии не освобождает страховщика от исполнения обязательств по договорам страхования, заключенным до того.
Заключение
Нормативно регулирование - лишь одна из форм государственного контроля за страховыми отношениями. Оно используется и для всех других видов деятельности, связанной с оборотом имущества, например, для аренды, обычной и комиссионной торговли, выполнения работ и оказания услуг и т.д. Для каждого из этих видов деятельности, как и для страхования, имеется специальная глава в ГК. Не для всех, но для некоторых из них, таких как поставка товаров или перевозка грузов, как и для страхования, имеются, кроме ГК и специальные нормативные акты. В основном, контроль, основанный на нормативных актах осуществляет суд, но для отдельных видов имущественных отношений, кроме судебного, предусмотрена еще одна форма контроля - создание специального государственного органа, контролирующего именно этот вид деятельности. Такие органы созданы для валютных операций, рынка ценных бумаг, банковской деятельности. В том числе, такой надзорный орган создан и для страхования. В данной работе были рассмотрены основные положения о его организации и функциях.
Список литературы
1. Александров А.А. Страхование. - М., 2003.
2. Анохин В.С. Предпринимательское право. - М., 2005.
3. Артемов Н.М. Финансовое право. - М., 2006.
4. Петров Д.А. Страховое право. - М., 2005.
5. Страховое дело. под ред. Л.И. Рейтмана. - М., 2001.