Рефераты

Система государственного регулирования рынка труда

Система государственного регулирования рынка труда

11

Содержание

1 Введение.

2 Основные направления государственного регулирования рынка труда.

3 Социально-экономическая сущность, структура и принципы занятости.

4 Заключение.

5 Литература.

1 Введение

Переход экономики России к рыночным отношениям обусловливает необ-ходимость формирования рынка труда. В чем его сущность, каково экономическое и социальное содержание? Каковы условия формирования данного рынка, место и роль в системе общественного воспроизводства, принципы функционирования?

Также в данной работе выясним, какова социально - экономическая сущность, структура и принципы занятости, т.к. Занятость является важнейшей характеристикой экономики и благосостоя-ния народа. По этому показателю можно судить о благополучии страны, ее экономической и социальной стабильности.

2. Основные направления государственного регулирования рынка труда

К важнейшим направлениям государственного регулирования рынка труда в России можно отнести:

Проведение государственной макроэкономической политики стабилиза-ции и содействия экономическому росту на основе развития реального сектора и рационализации занятости.

Оптимизацию соотношений занятости трудоспособного населения раз- личными видами деятельности (наемный труд, самозанятость, учеба, служба в армии, воспитание детей, домашнее хозяйство и др.).

3.Активизацию деятельности институтов рынка труда.
Государственная политика на российском рынке труда характеризуется в основном преобладанием пассивных мер, таких, как сдерживание массовой от-крытой безработицы, регистрация безработных, выплата пособий по безрабо-тице, дополняясь разработкой программ трудоустройства безработных. Актив-ная и превентивная политика в области стимулирования занятости и самоза-нятости населения, профилактика безработицы носят пока явно подчиненный характер. Поэтому в рамках указанных направлений регулирования рынка труда желательно обратить особое внимание на формы и методы активной ре-ализации политики занятости.

Так, по нашему мнению, важную роль в решении задачи макроэкономи-ческой стабилизации российской экономики, обеспечения ее дальнейшего по-ступательного развития на основе повышения эффективности работы крупных и средних предприятий могут сыграть активно формирующиеся финансово-про-мышленные группы российского национального капитала (ФПГ), объединяющие банки, промышленные, торговые, транспортные компании, страховые и дру-гие институты.

ФПГ могут составить ядро структурно-инвестиционных реформ в россий-ской экономике, тем более что их реальное число значительно выше, чем число официально зарегистрированных групп. Так, около 80% российских бан-ков учреждены за счет объединения активов промышленных, торговых, инвес-тиционных, страховых компаний с различной степенью интеграции. ФПГ должны стать важнейшим полюсом роста российской экономики, создающим новые рабочие места и способствующим сокращению безработицы.

В политике занятости необходимо на практике перейти к активным мерам по сохранению рабочих мест в перспективных отраслях и секторах экономики. Помимо мер по субсидированию занятости, сдерживанию массовой открытой безработицы в прогрессивных отраслях и на градообразующих предприятиях, необходимо активнее стимулировать развитие малого предпринимательства в сфере услуг и материальном производстве.

Малое предпринимательство способствует созданию новых рабочих мест, демонополизации российской экономики, нацелено на формирование нового слоя цивилизованных предпринимателей. В малом бизнесе создание одного рабочего места в семь раз дешевле, чем в крупном, поскольку малое предпринима-тельство характеризуется низкой капиталоемкостью и более высокой трудоемкос-тью по сравнению с крупным производством. Поэтому государству выгодно инвестировать свои ресурсы в развитие малого бизнеса, дающего более бы-струю отдачу и рост числа новых рабочих мест, налоговых поступлений.

Бюджеты многих городов сегодня в значительной мере держатся на дохо-дах от малого предпринимательства. Например, в Москве 51% средств город-ского бюджета поступает с малых предприятий, в Зеленограде и Ингушетии -- 80%. В 1996 г. на малых предприятиях России было занято около 20 млн. чело-век, получающих здесь свои основные или дополнительные доходы.

Учитывая эффективность малого бизнеса, целесообразно позаботиться о его государственной поддержке, улучшении его правового регулирования и за-щищенности, налоговом стимулировании. Опыт других стран, в частности Германии и Японии, свидетельствует, что разбитие малого предприниматель-ства внесло существенный вклад в возрождение экономики этих стран в пере-ломный период их истории. По данным ООН, в мировой экономике на таких предприятиях занято более 50% населения, создается около 60% валового внутреннего продукта.

Важным фактором стимулирования предпринимательской деятельности среди безработных является не только обучение их основам ведения бизнеса в различных отраслях, но и помощь в открытии собственного дела: выделение льготных кредитов и субсидий, в частности, как альтернативы выплате посо-бий по безработице; предоставление нежилых помещений на основе льготной аренды, помощь в техническом оснащении на основе лизинга и в составлении бизнес-планов.

Систему льготного налогообложения доходов малых предприятий необхо-димо сохранить на длительный период их деятельности, особенно прибыли, инвестируемой в развитие производства и создание новых рабочих мест. Как показала российская практика, предоставление малому бизнесу краткосрочных льгот ведет к их уходу в "налоговую гавань" по окончании льготного срока: действующее предприятие формально закрывается и учреждается "новое" малое предприятие.

Безотлагательных мер государства требует защита малого российского биз-неса от организованной преступности. Необходим усиленный контроль за до-ходами малых предприятий и их налогообложением со стороны государствен-ных органов, ужесточение санкций в борьбе с организованной преступностью. Вытеснение организованной преступности из малого бизнеса было бы мощ-ным стимулом к расширению участия населения России в его развитии. Неза-щищенность предпринимательства резко сокращает массовость участия граж-дан в малом бизнесе, особенно законопослушной части населения, и создает пространство для заполнения его теневыми структурами.

Важную роль среди мер активной политики занятости должно играть по-ощрение работодателей, сохраняющих и создающих новые эффективные рабо-чие места в перспективных сферах деятельности и производства (сфера услуг, строительство, страхование, сельское хозяйство, легкая и пищевая промыш-ленность, машиностроение). В этих целях используются такие рычаги, как на-логовые и кредитные льготы, государственные заказы, ускоренная амортиза-ция активной части основных производственных фондов.

Особое значение имеет стимулирование создания новых рабочих мест в трудоемких производствах (сфера услуг) и в отраслях, которые имеют высокий мультипликативный эффект, выражающийся в развитии многих смежных от-раслевых комплексов (жилищное строительство, туризм). Такие отрасли явля-ются своеобразными "локомотивами", способствующими выходу из кризиса, стабилизации и развитию всей экономики страны.

Важнейшим направлением поддержки занятости и расширения числа рабо-чих мест в условиях структурных реформ в народном хозяйстве страны является конверсия военно-промышленного комплекса. Ее ускоренное осуществление не только будет препятствовать обвальному сокращению занятости в оборонных отраслях, но вследствие концентрации в ВПК передовых технологий, наиболее квалифицированных кадров ученых и специалистов конверсионная програм-ма должна стать одним из мощных "полюсов роста", технико-технологическо-го перевооружения отечественной экономики на основе развития гражданско-го машиностроения, современных средств связи, компьютерной техники.

Одним из эффективных направлений активной политики занятости явля-ется организация общественных работ. Программы их развития были начаты еще в ЗО-е годы. Возникнув в США, они имели первоначально общенациональ-ный характер и включали работы, не требующие высокой квалификации. Се-годня эти программы нацелены в большей степени на отдельные регионы, группы населения, рассчитаны на периоды снижения деловой активности, на-пример в межсезонье. Как правило, общественные работы длятся неполный рабочий день. В оставшееся время безработные могут заняться повышением квалификации, переподготовкой и поиском постоянной работы. Важной функ-цией общественных работ является также стимулирование создания рабочих мест в смежных отраслях. Так, согласно расчетам специалистов из Германии, каждые 100 рабочих мест в сфере общественных работ стимулируют возникно-вение еще 30-40 новых рабочих мест в других отраслях экономики.

Общественные работы целесообразно использовать для формирования со-временного муниципального хозяйства, его социальной, транспортной, до-рожной и экологической инфраструктуры. Это позволит создать на местах ус-ловия для развития предпринимательской деятельности, привлечения частно-го иностранного капитала в регионы России. Организацию и финансирование общественных работ необходимо осуществлять на программно-целевой осно-ве путем паритетного участия в ее разработке и финансовом обеспечении реги-ональных, местных органов власти и государственной службы занятости.

Важным направлением регулирования социально-трудовых отношений яв-ляется выработка оптимальных пропорций распределения трудовых ресурсов между экономически активным и неактивным населением, между различными видами деятельности в народном и домашнем хозяйстве. Особое значение имеет баланс между численностью населения, занятого в экономике, и его чис-ленностью в сфере образования, на военной службе, на пенсии, а также в рядах безработных. Этот баланс определяется возможностями государства по содер-жанию указанных категорий граждан, мерой нагрузки на работающее населе-ние и величиной налогового бремени, которое несет экономика, особенно в со-стоянии кризиса. Приближение уровня минимальных доходов неработающих граждан (пенсий, стипендий, пособий) к величине прожиточного минимума является важным фактором обеспечения данного баланса и снижения напря-женности на российском рынке труда.

Для повышения социальных гарантий доходов как занятого, так и незаня-того населения, для обеспечения наиболее рационального баланса распределе-ния граждан по видам деятельности важнейшим условием является рост про-изводительности общественного труда. В годы радикальных экономических реформ наблюдается постоянный спад производительности труда в народном хозяйстве страны, который идет практически параллельно сокращению обще-ственного производства. Так, за 1991-1997 гг. производительность труда в рос-сийской экономике сократилась почти в 2 раза, что явилось одной из главных причин резкого снижения реальной заработной платы и величины социаль-ных трансфертов. Возможности увеличения оплаты труда, пенсий и социаль-ных пособий сегодня во многом зависят от роста производительности труда. Без этого перелома повышение оплаты труда и уровня социальных выплат будет стимулировать развитие инфляции, сокращать инвестиционные воз-можности экономики, препятствовать стабилизации занятости и сокращению масштабов безработицы. Опыт Германии по ускоренному повышению зара-ботной платы трудящихся в Восточных землях после объединения страны по-казывает, что темпы роста оплаты труда не должны опережать темпы роста его производительности. В противном случае это ведет к массовой убыточности предприятий, повышению уровня безработицы.

Широко практиковавшееся в США в период Великой депрессии 30-х годов резкое расширение масштаба профессиональной подготовки и переподготовки кадров позволило стране решить сразу две задачи -- сократить предложение ра-бочей силы на рынке труда в условиях экономического кризиса и обеспечить ее массовую переподготовку для работы в новых рыночных условиях.

В современной России необходимо более активное становление системы под-готовки и переподготовки кадров на рынке труда с использованием потенциа-ла учебных заведений профессионального образования, повышения квалифи-кации, внутрипроизводственного обучения и создания собственных учебных центров государственной службы занятости. Требуется в несколько раз увели-чить число безработных, проходящих профессиональную переподготовку, рас-ширить масштабы обучения основам предпринимательства и некоммерческого хозяйствования в перспективных областях экономической деятельности, во-влекая в эту сферу, прежде всего тех, кто длительное время ищет работу.

Активизация работы службы занятости и ее органов в области улучшения учета вакантных рабочих мест и регистрации безработных граждан требует ее повсеместного оснащения современной электронно-вычислительной техникой, развития информационных сетей связи по всей стране, создания банков рабо-чих мест в регионах, расширения специализированных бирж труда. Все это по-зволит ускорить процесс поиска подходящих рабочих мест для безработных граждан, заполнения вакансий на предприятиях, явится стимулом для разви-тия системы переподготовки и повышения квалификации кадров на рынке труда, будет способствовать усилению их территориальной мобильности, со-кращению средней длительности безработицы в стране. Более активную роль в информировании и консультировании, профориентации незанятого населе-ния призваны играть средства массовой информации.

Для обеспечения потребностей в подготовке и переподготовке кадров не-обходимо ускоренное развитие территориальных образовательных комплексов

в субъектах Российской Федерации. В этом процессе должны участвовать пред-приятия, вузы, средние профессиональные учебные заведения, институты по-вышения квалификации, в том числе негосударственные (школы бизнеса, вузы, колледжи и др.). Условия их совместной деятельности со службой заня-тости определяются соответствующими договорами. Могут создаваться и соб-ственные учебные центры.

Развитие программ профессиональной подготовки и переподготовки при-знается за рубежом одним из главных направлений активной политики борь-бы с безработицей. Их реализация особенно эффективна в условиях проведе-ния крупных структурных реформ, когда возможности занятости жестко увя-заны с переливом труда в новые, прогрессивные отрасли и сектора экономики, с развитием трудовых ресурсов. Однако процесс реформирования в России имеет свою специфику, что порождает определенные трудности для использо-вания западного опыта. Например, система профессионального обучения и переподготовки кадров рассчитана в нашей стране преимущественно на мас-совые профессии, а не на спрос на рынке труда, который требует гибкости и оперативности реагирования на меняющуюся рыночную конъюнктуру. Российские учебные заведения ориентированы на первичную профессиональ-ную подготовку молодежи и повышение квалификации по действующим специальностям, но не готовы к профессиональной переподготовке взрослого населения, оставшегося без работы или возвращающегося на рынок труда после длительного перерыва. В свою очередь федеральная служба занятости пока еще не имеет развитой учебно-курсовой сети, эффективных методик обу-чения, квалифицированных преподавателей, объективной информации о ка-чественных и количественных характеристиках спроса на рабочую силу на рынке труда.

Зарубежный опыт показывает, что только кооперация профессиональных учебных заведений и индустриальных фирм позволяет успешно реализовать задачи подготовки современных кадров для рыночной экономики. Инициато-ром и координатором этой кооперации могут выступать государственная служба занятости и ее региональные органы.

Особое место в борьбе с безработицей отводится разработке среднесрочных (с годовой разбивкой) целевых программ: региональных, отраслевых и нацелен-ных на наиболее уязвимые категории граждан (инвалидов, женщин, имеющих детей, молодежь, длительно безработных и др.).

Региональные программы необходимы, прежде всего, для тех территорий, где уровень безработицы превышает предельно допустимые нормы. Здесь це-лесообразно создавать приоритетные условия для привлечения отечественного и иностранного капитала (свободные экономические, оффшорные зоны), раз-мещения государственных заказов и инвестиционных проектов, стимулирова-ния самозанятости населения, а также его территориальной мобильности.

Отраслевые программы поддержки занятости необходимы в стагнирующих депрессивных отраслях (ВПК, легкая промышленность, угольная от-расль, машиностроение и др.). Эти отрасли нуждаются в структурной пере-стройке, техническом перевооружении, ресурсной поддержке, массовой пере-подготовке и повышении квалификации кадров, стимулировании экспорта и импортозаменяющих производств. В отраслях с высоким потенциалом скрытой безработицы для профилактики ее перехода в открытую форму необ-ходимо иметь программу опережающей переподготовки для лиц, находящих-ся в вынужденных административных отпусках и под угрозой увольнения.

Как уже отмечалось ранее, первостепенное значение имеет и разработка целевых программ поддержки занятости социально уязвимых групп населения, неконкурентных на рынке труда. Для инвалидов, например, необходимо созда-вать институты так называемой "защищенной занятости", т.е. защищенные от конкуренции мастерские, рабочие центры, работы на дому, общественные объ-единения инвалидов и учреждаемые ими предприятия с максимальными нало-говыми и иными льготами.

Снижение женской безработицы в России, связанной с решением проблем защиты материнства и детства, требует разработки специальных программ под-держки занятости женщин, включая подготовку кадров для сферы услуг, обу-чение основам предпринимательства и некоммерческого хозяйствования, раз-витие форм гибкой занятости для женщин, имеющих детей (неполная заня-тость, надомничество), усиление адресности в поддержке детей в малообеспе-ченных и неполных семьях, в частности путем субсидирования оплаты услуг детских дошкольных учреждений.

В связи с увеличением срока длительности безработицы в стране, прини-мающей застойные формы, необходимо иметь специальные программы по борь-бе с застойной безработицей. В них целесообразно включить меры по социаль-ной и профессиональной реабилитации длительно неработающих (особенно молодежи) и предусмотреть подключение этих безработных к общественным работам, приобщить их к системе профессиональной ориентации и перепод-готовки, а также субсидируемому трудоустройству на квотируемые рабочие места.

Рассматривая вопрос о снижении уровня безработицы, нельзя обойти вни-манием проблему социального партнерства профсоюзов, предпринимателей и государства на рынке труда. Такое партнерство интересно уже тем, что оно предусматривает активное использование коллективно-договорного механиз-ма в целях регулирования оплаты труда, занятости, разрешения трудовых кон-фликтов и предотвращения забастовок. Особо следует отметить необходи-мость повышения ответственности социальных партнеров за соблюдение при-нятых ими договорных обязательств в области оплаты труда и занятости. От-ветственность за нарушение договора будет способствовать предотвращению массовых забастовок, имеющих разрушительные последствия, как для произ-водства, так и для занятости работников. В этом деле целесообразно использо-вать положительный опыт Швеции и Германии по профилактике забастовок и локаутов на основе социального партнерства.

Необходимо также активизировать роль профсоюзов и правоохранитель-ных органов в борьбе с незаконными задержками выплаты заработной платы на предприятиях и в организациях, в усилении административной и уголовной ответственности должностных лиц за необоснованные нарушения, допускае-мые в этой сфере, в частности за незаконное использование средств на оплату труда.

3. Социально-экономическая сущность, структура и принципы занятости

Понятие "занятость" имеет много аспектов. В социально-экономической литературе оно трактуется как занятие полезным делом, учебой, работой, про-мыслом, уходом за детьми и престарелыми, военной службой. В современных условиях занятость стала одной из существенных характеристик экономики и благосостояния народа, составной частью социально-экономической полити-ки. Важность этой категории позволяет рассматривать ее как неординарное самостоятельное явление.

Прежде всего следует остановиться на социально-экономической сущности занятости. Она достаточно глубоко раскрыта в Законе "О занятости населения Российской Федерации" (1991 г., новая редакция -- 1992 и 1996 гг.). В этом до-кументе занятость определяется как общественно полезная деятельность граж-дан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок (трудовой доход).

В указанном законе определен и круг граждан, которые относятся к тому или иному виду занятости. В совокупности эти виды занятости представляют собой социально-экономическую структуру занятости. Какие же виды дея-тельности выделяются в законе и характеризуют структуру занятости населе-ния?

К ним относятся:

§ работающие по найму;

§ занимающиеся предпринимательской деятельностью;

§ временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, по-вышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастов-ками или иными причинами;

§ самостоятельно обеспечивающие себя работой;

§ избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

§ проходящие службу в Вооруженных силах, внутренних и железнодорож-ных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел;

§ обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-техни-ческих училищах, а также проходящие курс обучения в высших, средних спе-циальных и других учебных заведениях.

Многообразные виды деятельности можно сгруппировать по определен-ным признакам, дающим представление о некоем самовоспроизводящем сооб-ществе людей, характеризующим повседневную жизнь граждан, целостность и безопасность страны, обеспечение преемственности поколений, непрерыв-ность процесса общественного воспроизводства.

По этим признакам можно выделить три группы занятых.

I. Занятые в экономике оплачиваемой деятельностью. Они создают основ-ное богатство (вещное и духовное) общества. Благодаря полученным средст-вам в результате деятельности в экономике индивидуумы имеют возможность воспроизводить и развивать себя, а также обеспечивать развитие других сфер общественно полезной деятельности.

II. Служащие Российской армии. Они (рядовой состав), как правило, зани-маются деятельностью, не приносящей им прямой денежный доход, но выпол-няют важную функцию сохранения безопасности государства, создания условий для мирного труда населения, занятого в экономике. По мере перехода на контрактную форму службы военнослужащие по денежному довольствию мало, чем будут отличаться от занятых в экономике.

III. Учащиеся с отрывом от производства. Это резерв, который готовится для
замены естественно выбывающих поколений трудоспособного населения.

Занятых в экономике по характеру участия в экономических процессах можно в свою очередь подразделить на три важные подгруппы:

наемные работники. Самая многочисленная часть занятого трудоспособ-ного населения. К ним относятся лица, занятость которых обусловлена прода-жей своей рабочей силы;

работодатели. Это экономически наиболее активная часть населения. К ним относятся работодатели-собственники, предприниматели, реализующие свои предпринимательские способности;

самозанятые. К данной категории относятся лица, работающие за свой счет, члены производственных кооперативов, не использующих наемную ра-бочую силу на постоянной основе.

В мировой и российской практике используются и другие классификации. Так, в соответствии с Международным классификатором статуса занятости (МКСЗ-93) выделяются шесть групп занятого населения:

наемные работники;

работодатели;

лица, работающие за свой счет;

члены производственных кооперативов;

помогающие члены семьи;

работники, не классифицируемые по статусу.

С помощью данной группировки можно более детально проанализировать состав занятых и характер занятости. Вместе с тем пятая группа -- помогаю-щие члены семьи -- несколько аморфна, в нее могут быть включены индиви-дуумы, имеющие редкие, эпизодические занятия. Тем не менее, каждая из клас-сификаций позволяет выявить тот или иной интересующий общество, госу-дарство срез занятости и принять соответствующие меры для ее совершенство-вания.

Принципы занятости

Радикальные экономические реформы вызвали к жизни новые принципы занятости, которые сформулированы и закреплены в Конституции РФ, Законе "О занятости населения Российской Федерации" и других документах. Эти принципы отражают уже реалии рыночной экономики.

Первым принципом, закрепленным в Конституции РФ, является доброволь-ность труда, свободное распоряжение своими способностями к производительно-му и творческому труду.

В Конституции РФ подчеркивается, что каждый человек вправе выбирать для себя ту форму жизнедеятельности, которая дает ему возможность для самореализации. Любые формы принуждения к труду не допускаются, за ис-ключением случаев, устанавливаемых законодательством. Незанятость граждан не преследуется законом. Занятость трудом не является исключительным и обяза-тельным видом полезной деятельности. Конституция признает равноправны-ми и другие виды полезной деятельности (учеба, ведение домашнего хозяйст-ва, воспитание детей, общественная, религиозная деятельность и т.д.).

Проводимые рыночные реформы, приватизация средств производства, жилья, свобода передвижения по стране и проживания в любом месте позволя-ют в известной степени реализовать этот принцип. Вместе с тем его претворе-ние в жизнь в значительной степени зависит от наличия источников средств существования. Отсутствие последних, как, например, у безработных, особен-но не работающих длительное время, может поставить под вопрос возмож-ность занятия любыми видами деятельности.

Вторым принципом, также вытекающим из названных выше документов, является ответственность государства за создание равных стартовых условий

В реализации конституционных прав на свободно избранную занятость многие категории граждан нуждаются в помощи государства. Так, молодежь, вступая в трудовую жизнь, еще слабо представляет, где лучше применить свои способности. Необходимы профессиональная ориентация, содействие в приоб-ретении профессии, в создании рабочих мест и т.д. Подобная помощь нужна и другим группам населения: многодетным женщинам, инвалидам, людям пред-пенсионного возраста и т.п. Создание равных условий государство может осу-ществлять экономическими, законодательными, социальными мерами.

Третий принцип состоит в учете и обеспечении долговременных националь-ных интересов. Общество, государство не могут безразлично относиться к своим национальным интересам, в том числе и в сфере занятости. Существует определенный предел экспансии иностранного капитала в экономику любой страны, переход через который чреват потерей экономической, а затем и поли-тической самостоятельности для страны, превращением ее в полуколонию, в определенный, чаще всего топливно-сырьевой, придаток других более разви-тых стран. А это, в свою очередь, чревато негативными последствиями для раз-вития рабочей силы и видов занятости.

Четвертым принципом является учет региональных, национально-этни-ческих и отраслевых особенностей и потребностей в рабочих местах.

Необходимость учета данного принципа диктуется для России огромными масштабами страны, ее отдельных регионов, порой превышающими многие европейские государства, вместе взятые; многонациональным населением (более сотни наций и народностей, имеющих свои этнические, религиозные и другие особенности и потребности в специфических видах деятельности и ор-ганизации труда). Это прежде всего относится к народам Крайнего Севера. Сказанное предполагает установление особых отношений, в том числе и феде-ральных, между субъектами.

Пятым принципом выступает необходимость комплексного подхода к реше-нию проблем занятости.

Комплексный подход включает координацию усилий органов власти всех уровней, взаимодействие механизмов государственного регулирования и ры-ночной саморегуляции, использование финансовых возможностей бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан, достижение экономической эффективности и социальной справедли-вости.

После отказа государства от прямого централизованного управления заня-тостью возникла необходимость в новой системе регулирования занятости. Такая система в настоящее время формируется в стране.

Главными звеньями системы регулирования занятости выступают трудо-вое законодательство; указы Президента и постановления правительства; со-глашения, заключаемые субъектами социально-трудовых отношений на наци-ональном, региональном, отраслевом уровнях и уровне предприятий; феде-ральные и региональные программы стимулирования занятости.

Совместными усилиями основных субъектов социально-трудовых отноше-ний должны определяться перспективные направления занятости, необходи-мые для этого структурные изменения, повышения качественных характерис-тик рабочей силы, ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рын-ках труда. Однако главным координатором всех усилий должно выступать го-сударство.

4 Заключение.

Важнейшей экономической функцией занятости является соединение рабо-чей силы со средствами производства, т.е. обеспечение работников экономичес-ки целесообразными рабочими местами в целях создания материального и ду-ховного богатства, необходимого для удовлетворения потребностей человека и общества. В годичном измерении созданное трудом общественное богатство измеряется таким показателем, как валовой национальный продукт (ВНП), ко-торый включает доходы в форме заработной платы, прибыли, рентных плате-жей, процента (а также амортизацию и косвенные налоги). Другими словами, экономическая функция занятости заключается в создании предпосылок для \ удовлетворения личных и общественных потребностей.

Занятость выполняет не только экономическую, но и важную социальную функцию, хотя эти функции трудно разделить. Граница между ними чисто услов-ная. Социальная функция занятости заключается в обеспечении разностороннего развития человека. Человек в жизнедеятельности общества выступает не толь-ко в качестве одного из факторов производства, не только как средство, орудие достижения экономических и политических задач, но прежде всего как высшая ценность и цель общественного развития.

Переход к активной государственной политике на рынке труда требует соответствующего пересмотра структуры расходов Государственного фонда занятости населения РФ. Приоритетным должно быть финансирование актив-ных мер по борьбе с безработицей.

В целом же переход к активной политике занятости в сочетании с макро-экономической стабилизацией и ростом производительности труда должны стать важнейшими приоритетными направлениями регулирования рынка труда России.

5 Литература.

1. Государственное регулирование рыночной экономики под ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А. «Издательство «Экономика»», 2001 - 735с.


© 2010 Современные рефераты