p align="left">Далее К.А. Чернега констатирует эволюцию позиции международных правил в данном вопросе. Впервые Всемирная медицинская ассоциация рассмотрела вопрос об эвтаназии в 1950 г. и осудила ее совершение «при любых обстоятельствах». Однако впоследствии в актах ВМА появились нормы, в известной степени оправдывающие пассивную эвтаназию. Речь идет о Лиссабонской Декларации прав пациента (сентябрь/октябрь 1981 г.), согласно которой пациент имеет право, получив «адекватную информацию, отказаться от лечения», а также право «умереть достойно». Венецианская Декларация о терминальном состоянии (октябрь 1983 г.) прямо обязывает врача осуществлять пассивную, в том числе принудительную (на основе волеизъявления родственников), эвтаназию: «Врач не продлевает мучения умирающего больного, в том числе связанные с неизлечимой болезнью и уродством, прекращая по его просьбе, а если больной без сознания -- по просьбе его родственников, лечение, способное лишь отсрочить наступление неизбежного конца».
Вскоре международные этические нормы были закреплены в законодательных актах отдельных государств. В частности, они (за исключением права на достойную смерть) были восприняты российским законодательством: наряду с запретом эвтаназии, ст. 45 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан включает в перечень прав пациента при оказании медико-социальной помощи, во-первых, право на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством допустимыми способами и средствами; во-вторых, право на отказ от медицинского вмешательства при осведомленности пациента о его возможных последствиях (ст. 30).
Норма ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (пациент имеет право на «отказ от медицинского вмешательства») послужила основанием для оправдания в российской литературе так называемой пассивной эвтаназии. К.А. Чернега выступает категорически против законодательного разрешения эвтаназии в любых ее формах. Хотя некоторые авторы допускают ее применение и даже полагают, что отсутствие в законодательстве РФ нормы, разрешающей эвтаназию, унижает человеческое достоинство Тесаков С. Запрет эвтаназии унижает человеческое достоинство [Текст] // Российская юстиция. - 2003. - № 2. - С. 40..
Возможность эвтаназии допускает и М.Н. Малеина, но она полагает необходимым ввести сложную процедуру принятия и реализации подобных решений Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита. [Текст] - М., МЗ Пресс. 2006. - С. 73.. По ее мнению, условия проведения эвтаназии могут выглядеть следующим образом: 1) решение об этом должен принимать сам дееспособный гражданин; решение по просьбе несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 может быть отложено до достижения больным 18-летнего возраста; заявление об эвтаназии несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет не рассматривается; 2) просьба гражданина об эвтаназии добровольна, сознательна, устойчива; он не должен страдать заболеваниями, сопровождающимися навязчивой идеей смерти; 3) при принятии решения должна быть доказана невозможность спасти жизнь, установленная консилиумом врачей-специалистов при обязательном их единогласии; 4) должна быть установлена невозможность облегчить сильные физические и нравственные страдания больного известными средствами; 5) принятию решения должна предшествовать санкция прокурора (или решение суда).
Право на жизнь неотъемлемо от права на здоровье. В законодательстве и литературе принято рассматривать каждое из них в качестве самостоятельного блага.
2.2 Право на здоровье и психическое благополучиеВ законодательстве и в литературе Калинин В.М. Жизнь и здоровье военнослужащих - под охрану закона [Текст] // Право в Вооруженных Силах. - 2001. - № 4. - С. 32; Козьминых Е. Обязательства вследствие причинения вреда здоровью при оказании медицинских услуг [Текст] // Российская юстиция. - 2001. - № 2. - С. 22, Кухарук В.В. Об ответственности за посягательство на здоровье населения и общественную нравственность [Текст] // Журнал российского права. - 2003. - № 5. - С. 37. принято выделять здоровье в качестве самостоятельного личного неимущественного блага. Конечно, надо учитывать, что оно тесно связано с жизнью. Ведь нередко нарушение здоровья чревато лишением жизни. Иногда именно таким способом совершается покушение на жизнь человека.Известные определения здоровья отличаются существенным многообразием. Так, Большая Советская Энциклопедия определяет его как «естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений» Большая Советская Энциклопедия. [Текст] - М., Наука. 1972. Т. 9. - С. 442.. В соответствии с Уставом Всемирной организации здравоохранения здоровье -- это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Эти определения призваны отличить состояние здоровья от нездоровья с точки зрения медицины. Конечно, состояние отдельного человека может характеризоваться и отсутствием гармонии со средой. Но пока он жив, у него есть и здоровье (пусть даже очень плохое), а значит, он имеет право на пользование им. Это право провозглашено в ст.ст. 8 и 37 Декларации прав и свобод человека и гражданина. В России оно определяется нормами ст. 41 Конституции РФ, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Законами РФ от 29 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 27. - Ст. 920., от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», от 9 июля 1993 г. «О донорстве крови и ее компонентов» и другими. Важную роль в этом регулировании играют главы 8 и 59 ГК РФ.Анализ перечисленных выше нормативных правовых актов дает возможность определить, что право на здоровье представляет собой возможность человека пользоваться состоянием своего организма по своему усмотрению.Правоотношение по поводу здоровья является абсолютным. Хотя в публикациях к этому виду иногда причисляют и отношения физического лица с другими конкретными субъектами, в ходе которого стороны совершают в адрес друг друга положительные действия. Так, Л.О. Красавчикова и М.Н. Малеина включают в состав отношений, связанных с правом на здоровье, отношения с медицинскими учреждениями и органами медицинского страхования Красавчикова Л.О. Перспективы и проблемы в регулировании личных неимущественных отношений по новому ГК РФ [Текст] // Цивилистические записки. Межвузовский сборник научных трудов. - М., Статут. 2007. - С. 93-95; Малеина М.Н. Указ. соч. - С. 77..Человек владеет здоровьем совсем не так, как вещью: он просто живет с тем состоянием организма, которое имеется в данный период.Человек самостоятельно пользуется своим здоровьем. Пользование не предполагает обращения к медицинским учреждениям и другим лицам со своими медицинскими проблемами. Оно означает, что гражданин просто живет так, как позволяют его физические возможности. В нормальных случаях здоровье употребляется на получение выгоды -- ведение деятельности по изготовлению вещей и производству информационных продуктов, оказанию услуг, выполнению трудовых функций в организации и т.д.Здоровье может быть использовано в интересах других лиц, например, вынашивание ребенка в качестве суррогатной матери, а также в общественных интересах: проведение медицинских экспериментов для апробации лечебных препаратов и процедур.Когда человек по своему усмотрению решает вопрос о том, как ему относиться к проблемам, связанным с его здоровьем, это нередко напоминает действия по распоряжению здоровьем. Эти вопросы достаточно обстоятельно регламентированы Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.Естественно, гражданину принадлежит право на отказ от медицинского вмешательства или требования его прекратить, как это предусмотрено в ст. 33 Основ. При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации.При возникновении необходимости гражданину принадлежит право на обращение к медицинским учреждениям для устранения проблем со здоровьем. В связи с этим обращением гражданин имеет широкие полномочия. Согласно ст. 30 Основ он, в частности, вправе рассчитывать на:1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;2) выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;6) сохранение втайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;8) возможность отказа от медицинского вмешательства; 9)получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья.За помощью в лечении человек может обратиться по любому адресу, т. е. не только в медицинское учреждение, но также к знахарям, колдунам, соседям, просто к случайным людям. Только в последних случаях его полномочия уже не столь широки, как при обращении к медикам.Вместе с тем, отношение человека к своему здоровью -- это не всегда исключительно его личное дело. Как известно, в ряде случаев оно тесно связано с общественными интересами. Это обстоятельство отражено в ст. 34 Основ: оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представителей допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно опасные деяния, на основаниях и в порядке, установленных законодательством РФ.В связи с отказом от медицинских услуг последствия могут оказаться и принципиально иными, как это предусматривает ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 38. - Ст. 4736. от 17.09.1998 № 157-ФЗ. Статья 5 предусматривает, что при осуществлении иммунопрофилактики граждане имеют право на получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях; выбор государственных, муниципальных или частных организаций здравоохранения либо граждан, занимающихся частной медицинской практикой; бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок, и профилактические прививки по эпидемическим показаниям в государственных и муниципальных организациях здравоохранения и другие права, в том числе отказ от профилактических прививок. Отсутствие профилактических прививок влечет: запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами РФ требует конкретных профилактических прививок; временный отказ в приеме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий; отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.Защиту права на здоровье от покушений других лиц человек может осуществлять своими действиями, в частности, путем отказа от медицинского вмешательства. В этом деле он может рассчитывать и на содействие государственных органов (суд, прокуратура, милиция и другие).Имеется еще одна сфера -- психическое состояние, которое является продолжением или результатом функционирования двух предшествующих. В литературе оно иногда выделяется в качестве самостоятельного неимущественного блага Будякова Т.П. Личные неимущественные права испытуемого в психологических исследованиях [Текст] // Право и образование. - 2003. - № 1. - С. 12; Керимов Д.А. Психологический аспект правового бытия [Текст] // Право и образование. - 2000. - № 4. - С. 29; Лопатин В.Н. Политика и право при обеспечении информационно-психологической безопасности [Текст] // Право и политика. Nota Bene. - 2000. - № 10. - С.93..Психическое состояние можно изменить в ту или иную сторону, воздействуя на тело или биополе человека. Негативные изменения и психике вызывают нравственные страдания. Психическое благополучие является и самостоятельным свойством человека, которое может изменяться независимо от состояния его физического тела и биополя. Такие изменения в психике человека происходят под информационным воздействием.Поэтому можно говорить о самостоятельном неимущественном благе человека -- психическом благополучии. Термин «благополучие» не вполне удачен: человек по неосмотрительности либо по другой причине может оказаться в таком настроении, что благополучием его никакие назовешь. Точнее было бы сказать, что он имеет право на то психическое состояние, в котором он находится. И никто не вправе без его согласия выводить его из такого состояния даже с самыми благими намерениями.Право на психическое благополучие отчетливо проявляется в случаях, когда оно подвергается грубому противоправному или аморальному воздействию со стороны других лиц. Например, гражданин, желая доставить неприятности своему знакомому, отправляет телеграмму его близким родственникам о его якобы наступившей смерти, и родственники съезжаются на траурную церемонию.Право на психическое благополучие -- принадлежащая исключительно человеку возможность самостоятельно определять свое психическое состояние. Он пользуется этим состоянием для более или менее успешного выполнения своих социальных функций -- обучения, ухода за членами семьи, развлечений, работы в организации и т.д.Человек может управлять своим психическим состоянием путем внушения, физических упражнений, а также другими средствами -- экскурсии, путешествия, перемена вида деятельности, обращение к определенным мировоззренческим системам, налаживание взаимодействия с другими людьми, обращение к научным занятиям или к искусству и т.д.Человек может управлять своим психологическим состоянием используя известные психотехники, употребляя медикаментозные средства и психотропные вещества и т.д.2.3 Право на благоприятную окружающую средуПрактика знает разнообразные средства покушения на жизнь, здоровье, биополе человека. В каждом из этих случаев чаще всего речь идет о защите отдельного блага. И при этом создается угроза причинения вреда либо вред уже состоялся. Поскольку человек -- часть природной среды, зависим от нее, то его автономию можно нарушить и таким неспецифическим средством, как воздействие на окружающую природную среду Бринчук М.М. Благоприятная окружающая среда - важнейшая категория права [Текст] // "Журнал российского права. - 2008. - № 9. - С. 23; Бандорин Л.Е. Проблемы охраны исконной среды обитания, окружающей среды и экологических прав коренных малочисленных народов [Текст] // Экологическое право. - 2007. - № 5. - С. 27; Петров В.В. Окружающая среда и здоровье человека (три формы возмещения вреда, здоровью) [Текст] // Экологическое право. - 2002. - № 1. - С. 17..Статья 42 Конституции предусматривает, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Из этой формулировки можно сделать вывод, что данная норма регулирует, прежде всего, властные отношения -- каждый может предъявить органам государственной и муниципальной власти требования о сведениях, касающихся состояния природной среды. В этом смысле ст. 42 защищает конституционные права граждан.Но она регулирует также отношения между автономными и равноправными субъектами, если человеку известен конкретный правонарушитель - физическое лицо, юридическое лицо либо публичное образование. В случае экологических правонарушений вред может быть причинен здоровью или имуществу человека. В таком случае он вправе требовать его возмещения. Потерпевшему при этом достаточно послаться на ст. 1079 ГК.Но право на благоприятную среду по содержанию шире, чем возможность получить компенсацию. По этим причинам надо признать вполне оправданным рассмотрение права на благоприятную окружающую среду с позиций гражданского законодательства Николаев А.В. К вопросу о содержании права на благой приятную окружающую среду [Текст] // Социальные проблемы права. Сб. статей Вып. IV. - М., Юрайт. 2004. - С. 75-86..Ранее рассмотренные параметры автономии человека формируются как бы изнутри, когда закон называет отдельные сегменты этой автономии: жизнь, здоровье и т.д. Право человека на благоприятную окружающую среду определяет границы человека извне: не допускаются вообще никакие действия, если они нарушают среду обитания хотя бы одного человека и независимо от того, какие параметры существования человека нарушаются.Право на благоприятную окружающую среду включает в себя возможность дышать тем воздухом, который окружает место его проживания или пребывания, пить неиспорченную воду, питаться и наслаждаться естественными растениями, слушать пение птиц, а не шум моторов и т.д. Если он лишен возможности пользоваться здоровой средой, то даже при отсутствии явно выраженного вреда человек вправе требовать прекращения таких нарушений. Основанием для подобных его претензий является Федеральный закон от 10 января 2002 г. (в ред. от 22 августа 2004 г.) «Об охране окружающей среды», который достаточно широко определяет понятие природной среды. Статья 1 этого Закона вводит, в частности, понятие природный ландшафт («территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях»), которое имеет скорее эстетическое значение. Человек вправе настаивать на прекращении вредных выбросов, если лишен возможности купаться в водоеме из-за его высокой степени загрязненности. Известен случай, когда гр-н А. требовал отменить Правила рыболовства в водоемах Волжско-Камского бассейна, утвержденных приказом Комитета Российской Федерации по рыболовству, мотивируя свой иск в суд тем, что Правила лишают его возможности заниматься рыбной ловлей и активным отдыхом.Согласно Стокгольмской декларации 1972 г. окружающая среда -- это не только условия обитания человека. Она должна обеспечивать ему условия для интеллектуального, нравственного, социального и духовного развития. Декларация провозглашает необходимость охраны природы в интересах не только живущих, но и будущих поколений. Так что окружающая среда -- условия не просто обитания, но и развития, в том числе -- нравственного Николаев А. В. Указ. соч. - С. 77-81..Право на благоприятную окружающую среду, представляет собой возможность человека пользоваться окружающими его естественными и антропогенными объектами, которые обеспечивают возможность жить, поддерживать сложившееся состояние здоровья и улучшать его, а также всесторонне развиваться.Поскольку окружающая среда -- объект, который находится вне человека и не подвластен ему, то трудно представить себе владение средой даже в условном значении этого слова.Право пользования средой -- это возможность потреблять все ее компоненты, а именно, воду, воздух, ландшафт, полезные животные и растительные объекты и т.п.Каждый человек чаще всего не в состоянии распоряжаться всеми компонентами среды своего обитания (если понимать ее шире, чем пространство в жилище). Но значительная часть людей вносит свою лепту в ограничение прав на окружающую среду: загрязняет атмосферу, неразумно расходует питьевую воду, засоряет отходами водоемы, поля и леса и т.д.Глава 3. Права, обеспечивающие социальное бытие физического лица3.1 Право на личную жизньОбеспечение права на существование -- основа для личной жизни. Но эта сфера представляет собой и самостоятельное направление жизнедеятельности индивида, а право на нее можно выделить в качестве отдельного личного неимущественного права в составе прав на социальное бытие.В литературе термины «личная жизнь» и «частная жизнь» используются как взаимозаменяемые Малеина М.Н. Частная жизнь «за стеклом»: правовые проблемы проведения интерактивных игровых шоу в реальном времени и способы их решения [Текст] // Законодательство. - 2002. - №2. - С. 29.. Но более употребителен термин «личная жизнь» в том смысле, что ее ведет отдельный человек. Л.О. Красавчикова справедливо отмечает, что понятие «личная жизнь» -- категория социологическая и для ее определения необходимо использовать более широкое понятие, которым в данном случае служит «жизнедеятельность» Красавчикова Л. О. Личная жизнь под охраной закона. [Текст] - М., Юридическая литература. 1983. - С. 14.. Такую трактовку надо признать вполне удачной, поскольку в рассматриваемое юридической наукой понятие нередко вкладывают содержание, охватывающее и жизнь, и деятельность человека.Принято считать, что отношение общества и отдельных его деятелей к личной жизни - проявления степени их человеколюбия и гуманности. С этой точки зрения политические режимы, претендующие на право вмешиваться в жизнь своих граждан, принято считать негуманными, авторитарными. В наше время к этой группе принято причислять советское общество, особенно на его ранней стадии, когда проповедовался отказ от воспитания детей в семье и поощрялась жизнь в коммунах, где общее хозяйство вели много семей в коммунальных квартирах. Однако ограничение и даже отрицание права на личную жизнь проповедовали и другие общественно-политические течения (например, средневековый католицизм, толстовство) и даже общепризнанные гуманисты. Так, Томас Мор в «Утопии» восхищался устройством общества, которое придумал он сам и при котором «никакого повода для подкупа, ни одного притона, ни одного тайного места для встреч, но пребывание на виду у всех создает необходимость заниматься привычным трудом или же благопристойно отдыхать» Романовский Г.Б. Право на неприкосновенность частной жизни. [Текст] - М., Юрайт. 2007. - С. 59. Г. Б. Романовский констатирует, что «данный тезис очень удобен для манипулирования обществом, поэтому он и использовался (и используется) государством независимо от его формальной принадлежности или господствующей идеологии» Там же..История советского государства в полной мере доказывает, что общество рано или поздно вынуждено признать право своих сограждан наличную жизнь. Если в первые годы советской истории личной жизни (судя по Конституциям 1918 и 1925 годов) как бы не существовало, а идеология государства призывала к ее вытеснению коммунальным житьем, то уже Конституция 1936 г. (ст. 127) провозглашала, что «гражданам СССР гарантируется неприкосновенность личности» (правда, эта декларация не помешала массовым репрессиям в отношении безвинных людей). Эта же декларация дословно повторена в Конституции СССР 1977 г. Однако даже самые правильные декларации не спасли социалистический образ жизни (и способ производства) от полного крушения.Современное право позволяет разделить личную жизнь и частную, экономическую деятельность человека, о чем свидетельствуют ст.ст. 23 и 34 Конституции. В данной работе вслед за законодателем выделяются два соответствующих личных неимущественных права, хотя надо отдавать себе отчет, что в полной мере их разграничить невозможно. Грань между ними относительна.Как бы там ни было, личная и общественная жизнь тесно соединены, так как человек связан с другими людьми не только физическими, сознательно направленными действиями. Люди непрерывно взаимодействуют друг с другом информационно, через свои биополя. Не случайно стало поверьем известное утверждение Л.Н. Толстого о том, что счастливые браки рождаются на небесах. Каждый человек взаимодействует с другими людьми даже когда он находится в полном одиночестве. В нормальном положении, когда нет добровольной или принудительной изоляции, он живет личной жизнью не только в периоды одиночества, но и когда взаимодействуете другими людьми. Попытки потеснить личную жизнь человека, принудить его жить только на виду у других, лишить его радости одинокого покоя или интимного общения обречены на провал. Такая же судьба ждет и мир индивидуализма, когда критерием правильности решений публичных учреждений является интерес отдельной личности. Конечная цель личной жизни - общественный интерес, а общественный интерес состоит в полноте личной жизни.Поскольку право наличную жизнь предполагает возможность человека совершать широкий круг действий, то выявление этого круга - нетривиальная задача. Возможны два подхода к ее решению.Один из них предлагает М.Н. Малеина. Она пишет: «С моей точки зрения тайну частной (личной) жизни составляют сведения об определённом человеке, не связанные с его профессиональной или общественной деятельностью и дающие оценку характеру, облику, здоровью, материальному состоянию, семейному положению, образу жизни, отдельным фактам биографии, а также его отношениям с родственниками, друзьями, знакомыми и т.п.» Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита. [Текст] - М., МЗ Пресс. 2006. - С. 153..С противоположной стороны к этому вопросу подходит Л.О. Красавчикова, которая прямо перечисляет «стороны» личной жизни Красавчикова Л.О. Личная жизнь под охраной закона. [Текст] - М., Юридическая литература. 1983. - С. 15..Субъектами этих правоотношений являются граждане с момента рождения. Конечно, новорожденные право на частную жизнь реализовать не в состоянии. Ноу малолетних желание иметь личную жизнь (свое общение со сверстниками, свой уголок в комнате, свои игрушки и т.п.) появляется довольно рано и заслуживает всяческого уважения. Позднее появляются серьезные личные интересы, с которыми бережно должны обращаться даже родители: общение со сверстниками, состояние успеваемости, увлечения и т.д.Границы сферы личной жизни, за которые не вправе переступать другие лица, определяются самим управомоченным в зависимости от того, что он сам считает неприкосновенным и тайным.Конечно, границы эти порой условны и призрачны. Но зачастую имеется и вполне осязаемая непереходимая черта. Это - жилище человека. Статья 25 Конституции устанавливает: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения».Неприкосновенность личной жизни включает в себя и личную неприкосновенность. Никто не вправе лишать человека свободы (закрыть в ограниченном пространстве, приковать к неподвижным предметам и т.п.), препятствовать его передвижению в избранном направлении, устраивать досмотр и личный обыск и т.п.Неприкосновенность личной жизни включает в себя также недопустимость без его прямо выраженного согласия воздействия на волю и сознание человека, с тем чтобы изменить его поведение или сделать выбор, в котором заинтересован тот, кто оказывает такое воздействие.Широко известными средствами в этой области являются психотропные вещества, гипноз, нейролингвистическое программирование, а также включение в киноленту или видеоролик кадра с рекламой продукта. Кадр для глаза неразличим, но в сознании остается образ рекламируемого изделия, который влияет на решение о его приобретении. Скрытая реклама в настоящее время запрещена.Если частная жизнь проходит в семье, в крестьянском хозяйстве, в дружеской компании, когда у такой группы мало секретов друг от друга, то вполне можно говорить о частной жизни не только отдельного человека, но и всей группы.На основании действующего законодательства и предложенных в литературе формулировок возможности, которые предоставляет гражданину право на личную жизнь, можно группировать следующим образом.Пожалуй, начальной стадией (хотя и не всегда) всякого жизненного процесса человека является выбор решений, касающихся как отдельных практических шагов человека, так и стратегических направлений его жизненного пути. Речь идет о формировании намерения изменить отношение к отдельному человеку, установить новый режим труда и отдыха, повысить свою квалификацию, избрать определенный способ развлечений, установить контакт с людьми и организациями и т.д. Сюда же относится выбор определенного мировоззрения -- светского или религиозного, формирование правил поведения по отношению к отдельным людям и обществу в целом.Выбор действий, имеющих целью поддержание жизни и здоровья человека. Сюда можно отнести широкий круг действий, начиная от потребления пищи и лекарств и кончая занятиями физической культурой и спортом. Между ними -- широкий спектр возможностей, включая порядок пользования жилым помещением и коммунальными услугами, поддержание надлежащего санитарно-гигиенического состояния жилища, развлечения в центрах досуга и на лоне природы и т.д.Широкий выбор действий имеется для пополнения человеком своих знаний и повышения интеллектуального потенциала: самообучение, самостоятельное чтение, обращение к средствам массовой информации, повышение уровня профессионализма на рабочем месте и т.д.Общение с близкими, просто знакомыми и даже незнакомыми людьми для удовлетворения потребности в психологическом взаимодействии. Такое общение включает обучение и со up клипе детей, уход и материальную поддержку нетрудоспособных родственников.К этой сфере примыкают также выборы, совершаемые в производственной и иной деятельности человека по изготовлению вещей и продуктов интеллектуальной деятельности. Конечно, и такая классификация вполне уязвима для критики, поскольку скорее всего не обладает достаточной строгостью и страдает неполнотой.Право на личную жизнь представляет собой возможность человека (или группы людей) выбирать способы поведения с целью проявления индивидуальных способностей и удовлетворения личных материальных, социальных, нравственных и духовных потребностей.Личная жизнь - это благо, которым нельзя владеть, как вещью. Человек может лишь находиться в круге соответствующих возможностей.Право пользования правом на личную жизнь состоит в возможности совершения управомоченным действий, входящих в круг его личной жизни.Как и в других случаях, распоряжение правом на частную жизнь в прямом смысле слова невозможно. Нечто похожее на распоряжение состоит в том, что человек изменяет границы своей свободы на частную жизнь: отказывается от каких-то сфер поведения по собственной воле, ограничивает общепринятую грань личной автономии и т.д.3.2 Право на выбор частной деятельностиПраво на частную деятельность представляет собой продолжение (или одну из сфер) права на социальное бытие. Эту сферу можно, конечно, и не выделять в виде отдельного личного неимущественного права. Но надо учесть, что в Конституции РФ имеются нормы, которые специально регулируют эту сферу жизни человека, -- ст.ст. 29, 34, 37, 44.Право на осуществление частной деятельности - продолжение права на формирование своего мировоззрения, определение жизненной позиции и в соответствии с этим (либо вопреки этому) -- выбор направления частной деятельности.Такое право возникает у гражданина с рождения, хотя реализовать его он может значительно позднее, когда удается отстоять свою самостоятельность среди взрослых и проявить соответствующие способности, либо по достижению совершеннолетия.Исходной позицией для осуществления частной деятельности является наличие у человека достаточного информационного багажа. Формирование такого багажа обеспечивает ч. 4 ст. 29 Конституции, которая устанавливает, что «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Получать и перерабатывать информацию человек начинает с раннего возраста в общении со взрослыми, а затем с воспитателями и педагогами. Конечно, в жизни человека наступает период, когда важным источником сведений для него являются средства массовой информации. Их деятельность регулируется Федеральным законом от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3448., Законом РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации», Федеральным законом от 13 января 1995 г. «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 3. - Ст. 170. и другими.Важный источник пополнения информационных ресурсов человека -- пользование достижениями культуры. В них содержатся не только необходимые сведения о фактах, но и их интерпретация средствами и способами, доступными писателям, художникам, скульпторам, ученым, музыкантам и т.д. Такая возможность человека обеспечивается нормой ч. 2 ст. 44 Конституции, которая предусматривает, что «каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям».Одно из направлений информационной деятельности заключается в создании объектов -- произведений науки, литературы и искусства. Возможность такого выбора определена в ч. 1 ст. 44 Конституции, где предусмотрено, что «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества...». Человек имеет право требовать от других, чтобы они не покушались на промежуточный результат его творчества или на объект и целом, если процесс создания его завершен.Если результат творческого труда объективирован, гражданин имеет на него абсолютное право, независимо от уровня завершенности и достоинства полученного результата. При обнародовании продукта деятельности он (продукт) приобретает самостоятельную жизнь. Выбор частной деятельности может быть направлен на ремонт, переделку, переработку или изготовление вещей, а также на деятельность в сфере земледелия, скотоводства, рыбной ловли и т.д.Творчество и производство вещей объединяются, когда человек изготавливает оригинальные вещи - ковры, гобелены, витражи, украшения, предметы домашней утвари и т.д.Таким образом, выбор в неимущественной сфере, в рамках автономии человека -- отправной фактор в создании продуктов интеллектуальной деятельности и вещей, которые затем становятся объектами их исключительных прав -- собственности, авторских, патентных.Право выбора и творческая деятельность на базе автономии являются основой той связи между личными неимущественными и имущественными правами, которая давно (с 1961 г.) известна гражданскому законодательству. Исключительные неимущественные права на авторство, на имя, неприкосновенность творческого произведения - всего лишь частный случай проявления автономии человека. Эти права признаются за автором потому, что ему принадлежит естественное право на автономию, осуществление любой деятельности по использованию своих физических и интеллектуальных способностей. О.С. Иоффе при характеристике неимущественных прав, связанны) с имущественными Иоффе О.С. Гражданское право. Избранные труды. [Текст] - М., Статут. 2000. - С. 256. говорил, что при объективировании результатов труда соответствующее лицо приобретает и имущественные права на плоды своей деятельности -- на тиражирование, использование, продажу, предоставление лицензии и т.п.Но такие права уже не являются личными в смысле ст. 150 ГК: хотя авторство на произведение неотчуждаемо и непередаваемо, оно не возникает в связи с рождением. С рождением связана автономия автора. Если поведение в рамках автономии осуществляется в направлении создания новых в творческом отношении вещей и информационных продуктов, то на базе автономии у автора появляются новые возможности: обнародовать результат или нет, присваивать авторство на него или нет, обнародовать его под своим именем или под другим и т.д.Творчески самостоятельное произведение может быть выражено не только в знаках (буквы, ноты, чертежи и т.п.), но и в виде вещей, приобретающих оригинальную форму -- ковры, гобелены, столовые принадлежности, мебель, ювелирные изделия и т. п. Если человек фиксирует свое авторство на вещи, которые приобретают статус произведений искусства, то он, наряду с правом собственности, -- приобретает гакже права на авторство, на имя, неприкосновенность. Здесь видна связь между личными неимущественными благами (отдельными сегментами автономии человека) и его имущественными правами.В подавляющем большинстве случаев созданные человеком продукты в порядке осуществления его права на частную деятельность не являются настолько оригинальными, чтобы признавать их объектами творческой деятельности. Потому их создатели и не приобретают прав, связанных с авторством. Они признаются лишь собственниками. Но в основе их права собственности также лежит личное неимущественное благо - право выбора частной деятельности. Именно благодаря исключительности прав на неимущественные блага (под которыми имеются в виду отдельные сегменты его автономии) гражданин приобретает также исключительное право (собственности) на созданные в рамках автономии вещи. Таким образом, взаимосвязь между неимущественными благами и правом собственности очевидна: право собственности -- результат свободного и независимого использования гражданином индивидуальных способностей. Поэтому нельзя согласиться с утверждением, что неимущественные права «никоим образом не связаны с имущественными правами» Гражданское право. В 2-х томах. Том I. Учебник [Текст] / Под ред. Суханова Е.А. - М., Волтерс Клувер. 2008. - С. 217.. Да и согласно общепринятой в науке и законодательстве позицией, личные неимущественные права не связаны с имущественными.Выбор человека может состоять в том, чтобы организовать совместную деятельность с другими людьми. Право в этой области является продолжением возможностей в рамках личной жизни, только в данном случае она по преимуществу ориентирована на производство информационных и вещественных объектов, т.е. экономической деятельности. Само такое производство переходит в пределах имущественной сферы. Но право выбора -- возможность, которая существует в сфере неимущественных благ. Она включает в себя выбор неоформленной кооперации с членами семьи и другими лицами, заключение договора о совместной деятельности (простое товарищество), создание частной организации в виде одной из организационно-правовых форм, известных гражданскому законодательству, а также включение в качестве наемного работника в другие частные и публичные организации. Возможность для человека делать такие выборы вытекает из ст.ст. 34, 37, 43 Конституции, а также норм отраслевого законодательства, в частности, гражданского и трудового.Следует заметить, что Т.В. Дробышевская выбор сфер экономической деятельности включает в состав личных неимущественных благ Дробышевская Т.В. Указ. соч. - С. 52.. И с этим нельзя не согласиться.Продолжением возможностей выборов, которые делаются в сфере частной жизни, является также выбор в социальной сфере, например, когда человек принимает решение соблюдать религиозные обряды индивидуально или совместно с другими людьми в составе того или иного религиозного объединения (ст. 28 Конституции). Если иметь в виду социальную сферу в широком смысле этого слова, то «каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов» (ст. 30 Конституции). Эта норма конкретизируется в Федеральном законе от 19 апреля 1995 г. «Об общественных объединениях» Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 21. - Ст. 1930..