Система органов местного самоуправления муниципального образования (на примере городского округа "Город Заринск" Алтайского края)
p align="left">Федеральный закон Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: федеральный закон от 06.10.2003. № 131-ФЗ (ред. от 05.04.2010, с изм. от 08.05.2010)// Рос. Газ. - 2003. - 8 октября предусмотрел два варианта формирования представительного органа муниципального района:
представительный орган муниципального района может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании;
представительный орган может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального образования и из депутатов представительных органов данных поселений, избираемых представительным органом поселений из своего состава в соответствии с нормой представительства.
В случае если представительный орган района формируется по второму варианту, то глава районной администрации назначается представительным органом по контракту.
Таким образом, Федеральный закон Там же, предоставляет право муниципальным образованиям самостоятельно выбрать и закрепить в своих Уставах один из двух возможных способов формирования представительного органа, но в любом случае представительный орган формируется из лиц уже прошедших через муниципальные выборы. Таким образом, жители получают возможность реализовать свое избирательное право на поселенческом уровне, а механизм формирования представительного органа муниципального района, по сути, является двухступенчатыми выборами.
При разработке Устава города Устав муниципального образования «город Заринск». Заринск, 25.03. 2005 г.// Новое время. - 2005. - 27 августа. было упущено прямое указание на способ формирования представительного органа муниципального образования «Город Заринск». Однако статья 9 Устава регламентируем право граждан на участие в выборах депутатов городского Собрания депутатов, а статья 11 порядок проведения муниципальных выборов. На основании этого можно сделать вывод о том, что городское Собрание депутатов состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. большинства.
Формирование представительного органа в сельских поселениях на территории Заринского района происходит также посредством муниципальных выборов. Не применение способа формирования представительного органа из глав или депутатов поселений, входящих в состав муниципального района, обусловлено в большинстве своем тем, что отсутствует какая-либо практика такого формирования в соответствии с действующим законодательством, которое еще не достаточно четко и полно регулирует данный вариант формирования представительного органа.
В соответствии с Федеральным законом 2003 года Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: федеральный закон от 06.10.2003. № 131-ФЗ (ред. от 05.04.2010, с изм. от 08.05.2010)// Рос. Газ. - 2003. - 8 октября в Уставе муниципального образования должна закрепляется внутренняя структура представительного органа, содержащая следующие структурные подразделения: руководитель представительного органа, которым является либо глава муниципальной образования, либо председатель представительного органа; заместитель руководителя, комитеты и комиссии; территориальные депутатские группы и аппарат представительного органа. Так в Уставе муниципального образования «Город Заринск» Устав муниципального образования «город Заринск». Заринск, 25.03. 2005 г.// Новое время. - 2005. - 27 августа. закреплена следующая структура представительного органа: глава города - председатель городского Собрания депутатов; заместитель председателя городского Собрания депутатов; постоянные комиссии; секретариат.
Помимо Устава, представительный орган, в своей деятельности, руководствуется также другими нормативными актами, такими как: положение о постоянных комиссиях и другими актами, регулирующими деятельность данного органа.
Основной формой деятельности городского Собрания депутатов является заседание, посредством которой реализуется принцип коллегиальности в принятии решений. Периодичность проведения сессий устанавливается в уставах муниципального образования.
В Уставе муниципального образования «Город Заринск» установлено, что сессии проводятся не реже 1 раза в квартал.
Сессии могут быть как очередными, так и внеочередными. Заседания проводятся гласно и носят открытый характер. Городское Собрание депутатов может принять решение о проведении закрытого заседания (закрытом слушании вопроса). В ходе проведения сессии по обсуждаемым вопросам, которые должны быть включены в повестку сессии, принимаются правовые акты. В соответствии со ст. 43 Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: федеральный закон от 06.10.2003. № 131-ФЗ (ред. от 05.04.2010, с изм. от 08.05.2010)// Рос. Газ. - 2003. - 8 октября представительный орган по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на всей территории муниципального образования. Руководитель представительного органа (глава муниципального образования или председатель представительного органа) по вопросам организации деятельности представительного органа издает постановления и распоряжения.
Организацию деятельности представительного органа муниципального образования «Город Заринск» осуществляет глава муниципального образования, который возглавляет представительный орган и председательствует на его заседаниях. Федеральный закон Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: федеральный закон от 06.10.2003. № 131-ФЗ (ред. от 05.04.2010, с изм. от 08.05.2010)// Рос. Газ. - 2003. - 8 октября предусмотрел досрочное прекращение полномочий представительного органа, в отличие от Федерального закона 1995 года, в котором данное положение первоначально отсутствовало. Случаями досрочного прекращения полномочий представительного органа являются:
- его роспуск законом Алтайского края в соответствии со статьей 73 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ;
- принятия городским Собранием депутатов решения о самороспуске;
- вступления в силу решения Алтайского краевого суда о неправомочности данного состава депутатов, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
- преобразования городского округа.
Кроме того, Федеральный закон 2003 года, а так же Устав городского округа предусматривают, что досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов. Но полномочия представительного органа муниципального образования по решению вопросов местного значения, по мнению М.М. Курманова «не могут прекращаться, а только приостанавливаются в связи с невозможностью осуществления этих полномочий депутатами данного созыва». Курманов М.М. Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования.// М.М. Курманов// Журнал российского права. - 2004. - № 11. - с. 55
В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа, избранного населением не позднее чем через 3 месяца должны быть проведены досрочные выборы в представительный орган. Если же депутаты представительного органа были избраны представительным органом поселений, то данные органы поселений должны в течение 1 месяца избрать других депутатов в представительный орган муниципального района.
Таким образом, представительный орган муниципального образования «Город Заринск» формируется в соответствии с новым Федеральным законом о местном самоуправлении и характеризуется достаточно широкими полномочиями.
2.2 Правовой статус главы муниципального образования
Закон Алтайского края «Об основах местного самоуправления в Алтайском крае» содержит нормы, соответствующие нормам ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления. Так, ст. 18 определяет, что глава муниципального образования - является выборным должностным лицом, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования "Об основах местного самоуправления в Алтайском крае" Закон Алтайского края 5.12.1995 года № 29-ЗС // «Алтайская правда» - 1995. - 7 декабря.
Правовой статус главы муниципального образования согласно Закону Алтайского края определяется в Уставе муниципального образования. Глава муниципального образования именуется: глава города, района, поселка, сельсовета, если иное не предусмотрено уставом муниципального образования.
Положения, касающиеся главы муниципального образования содержатся также в ст. 36 Федерального закона 2003 года и конкретизируются в Уставе муниципального образования «Город Заринск». Глава города является высшим должностным лицом городского округа. Глава города избирается городским Собранием депутатов из своего состава на срок его полномочий. Глава города осуществляет свои полномочия на непостоянной основе. Устав муниципального образования «город Заринск». Заринск, 25.03. 2005 г.// Новое время. - 2005. - 27 августа.
Срок полномочий главы муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, устанавливается Уставом муниципального образования. Закон устанавливает минимальный и максимальный пределы данного срока, таким образом, срок полномочий главы муниципального образования не может быть менее двух лет и более пяти лет. В случае, когда глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава, то срок полномочий главы муниципального образования ограничивается сроком полномочий представительного органа. Последняя схема характерна для муниципальном образовании «Город Заринск», глава города выбирается из состава депутатов городского Собрания депутатов на открытом заседании тайным голосованием с использованием бюллетеней.
Раньше в Алтайском крае подавляющее большинство глав муниципальных образований возглавляли и местные администрации, и представительный орган, но Федеральный закон 2003 года ввел ограничения на такое совмещение, разрешив его только в сельских поселениях Вольфсон И.Б. О некоторых «новеллах» нового Федерального закона о местном самоуправлении и практике его реализации в Алтайском крае./И.Б. Вольфсон.// Муниципальный мир. 2005. № 2. С.127. Так и в городском округе «Город Заринск» глава города Заринска до принятия Федерального закона 2003 года, возглавлял представительный орган и руководил местной администрацией.
С принятием федерального закона 2003 года глава муниципального образования, стал обязательным субъектом среди органов местного самоуправления, его статус, права и обязанности определяются в зависимости от того, кем он был избран, и закрепляются в Уставе муниципального образования.
В связи с тем, что совмещение главой муниципального образования функций руководителя представительного органа и местной администрации стало невозможным в соответствии с новым законодательством о местном самоуправлении, в декабре 2003 года в Устав муниципального образования «Город Заринск» были внесены изменения, в соответствии с которыми изменилась схема построения органов местного самоуправления, а именно поменялся статус главы муниципального образования. По данным изменениям городское Собрания депутатов (представительный орган) стал возглавлять председатель городского Собрания депутатов Постановление о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Город Заринск»: принято Заринским городским Собранием депутатов.// Новое время. - 2006. - , а городскую администрацию (исполнительно-распорядительный орган), стал возглавлять глава администрации города - лицо замещающее должность на контрактной основе.
Данные изменения были обусловлены тем, что проведение муниципальных выборов это довольно большие дополнительные затраты средств местного бюджета, которые могли бы пойти на другие цели, поэтому изменения в правовом положении главы муниципального образования путем внесения изменений в Устав муниципального образования, а также контрактная основа деятельности главы администрации города - это наиболее экономичный способ.
Вышеназванные изменения в статусе главы города были закреплены в Уставе муниципального образования «Город Заринск», принятого в 2005 году.
Председателем Собрания депутатов является глава города, который избирается городским Собранием депутатов из своего состава на открытой сессии тайным голосованием на срок полномочий представительного органа, т.е. 5 лет.
Главой муниципального образования может быть избран депутат не моложе 21 года. Кандидат на должность главы района считается избранным, если за него проголосовало более половины установленной численности депутатов. Если не один из кандидатов не набрал требуемого для избрания числа голосов, то проводится повторное голосование по двум кандидатурам, набравшим большее количество голосов. Если и в данном случае они не набрали необходимого числа голосов, то проводится повторное голосование с новым выдвижением кандидатур Устав муниципального образования «город Заринск». Заринск, 25.03. 2005 г.// Новое время. - 2005. - 27 августа.. Заринское городское Собрание депутатов по данной схеме 18 марта 2008 года своим постановлением избрал главу города. В течение 10 дней после избрания глава города вступает в должность. При вступлении в должность глава города в присутствии депутатов городского Собрания депутатов приносит присягу: «Клянусь верно служить народу, добросовестно выполнять возложенные на меня обязанности главы города Заринска, уважать, защищать права и свободы человека и гражданина, соблюдать законодательство и Устав города» Там же.
С момента принесения присяги глава города считается вступившим в должность. Полномочия прежнего главы города с этого момента прекращаются.
Глава города отчитывается перед избирателями о своей деятельности во время встреч с ними и через средства массовой информации. Ежегодный доклад Главы города о деятельности администрации города в истекшем году публикуется для всеобщего сведения.
Глава города обязан соблюдать ограничения, связанные с выполнением им своих полномочий, установленные действующим законодательством.
Глава города обладает неприкосновенностью, аналогичной неприкосновенности депутата городского Собрания, пользуется социальными гарантиями, установленными действующим законодательством.
Глава города вправе в любое время уйти в отставку, направив в городское Собрание письменное заявление с указанием мотивов отставки. Городское Собрание принимает отставку либо отклоняет ее, но на срок не более одного месяца, в течение которого глава города вправе отозвать заявление об отставке.
Для руководства администрацией города назначается глава администрации города. Он назначается на должность городским Собранием депутатов на открытой сессии тайным голосование по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности, на срок полномочий не превышающий срок полномочий назначившего его Собрания депутатов. Он осуществляет свои полномочия на постоянной основе Устав муниципального образования «город Заринск». Заринск, 25.03. 2005 г.// Новое время. - 2005. - 27 августа..
В пределах своей компетенции в соответствии с Уставом города, глава города осуществляет следующие полномочия:
представление без доверенности городского округа, городского Собрания депутатов в отношениях с органами местного самоуправления, в том числе других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями;
организация деятельности городского Собрания депутатов;
созыв заседаний, доведение до сведения депутатов и населения времени и места их проведения, а также проекта повестки дня, руководство подготовкой заседаний;
ведение заседаний городского Собрания депутатов, обеспечение при этом соблюдения Регламента, повестки дня и порядка проведения заседаний;
подписание и обнародование решений, принятых городским Собранием депутатов, подписание протоколов сессий и других документов. Документы подписываются с указанием должности «глава города»;
оказание содействия депутатам в осуществлении ими своих полномочий;
дача поручений постоянным комиссиям во исполнение решений городского Собрания депутатов;
организация приёма граждан в городском Собрании депутатов, рассмотрение их обращений;
осуществление функций распорядителя бюджетных средств по расходам, предусмотренным городским бюджетом на подготовку и проведение заседаний, постоянных комиссий, и другим расходам, связанным с деятельностью городского Собрания депутатов;
открытие и закрытие счетов городского Собрания депутатов, выполнение функций распорядителя по этим счетам;
подписание от своего имени и от имени городского Собрания депутатов исковых заявлений в суды;
взаимодействие с администрацией города по обеспечению деятельности городского Собрания депутатов;
организация обеспечения депутатов необходимой информацией, рассмотрение вопросов, связанных с освобождением депутатов от выполнения ими служебных или производственных обязанностей для работы в городском Собрании депутатов и его органах;
координация деятельности постоянных комиссий, депутатских объединений, оказание им помощи и контролирование их работы;
принятие мер по обеспечению гласности и учёту общественного мнения о работе городского Собрания депутатов и постоянных комиссий, освещению их деятельности в средствах массовой информации;
принятие мер по взаимодействию городского Собрания депутатов с общественными объединениями;
осуществление контроля за реализацией предложений населения, высказанных депутатам на встречах, отчётах, на личном приёме;
совместно с администрацией города участие в организации учёбы кадров в городском округе;
обеспечение осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Алтайского края;
осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством, настоящим Уставом и решениями городского Собрания депутатов. Устав муниципального образования «город Заринск». Заринск, 25.03. 2005 г.// Новое время. - 2005. - 27 августа.
Глава города по вопросам, отнесенным к его ведению издает постановления и распоряжения.
В отличие от него, глава муниципального образования, являющегося главой местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, с мотивированным обоснованием отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений (отлагательное вето). Это решение может быть продлено представительным органом, если при повторном голосовании за принятие данного акта проголосовало не менее 2/3 от установленного числа депутатов (квалифицированное большинство). В этом случае глава муниципального образования обязан подписать и обнародовать нормативно-правовой акт Баранчиков В.А. Правовые проблемы становления и развития местного самоуправления в РФ: Монография. М., 2005. С.56 .
Полномочия главы муниципального образования (как главы города, так и главы сельсовета) могут быть прекращены досрочно в случаях:
- его смерти;
- отставки по собственному желанию;
- отрешения от должности в рамках ответственности перед государством;
- признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
- признания его судом безвестно отсутствующим или умершим;
- вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
- его выезда за пределы РФ на постоянное место жительства;
- прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
- его отзыва избирателями;
- установленной в судебном порядке его стойкой недееспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;
досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: федеральный закон от 06.10.2003. № 131-ФЗ (ред. от 05.04.2010, с изм. от 08.05.2010)// Рос. Газ. - 2003. - 8 октября.
преобразования городского округа, осуществляемого в соответствии с частями 3, 5,7 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ, а также в случае упразднения городского округа;
увеличения численности избирателей городского округа более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ городского округа или объединения поселения с городским округом. Устав муниципального образования «город Заринск». Заринск, 25.03. 2005 г.// Новое время. - 2005. - 27 августа.
Федеральный закон 2003 года, в отличие от Федерального закона 1995 года, установил, что глава муниципального образования может возглавлять либо представительный орган, либо местную администрацию, а одновременно оба этих органа возглавлять он не может (за исключением поселений с численностью населения менее 1000 человек). И. Фасеев считает такую новеллу в законодательстве позитивной и отмечает, что «совмещение должности главы муниципального образования и председателя законодательного органа власти не может привести к положительным результатам работы главы местного самоуправления».
Кроме того, Федеральный закон 2003 года в обязательном порядке связывает должность главы муниципального образования с руководством одним из органов местного самоуправления.
Тем не менее, независимо от того какой орган возглавляет глава муниципального образования, муниципальные органы должны функционировать как единое целое, так как они делят между собой все функции, связанные с решением местных вопросов, и поэтому они должны работать в структуре муниципально-властного аппарата синхронизировано и сбалансировано.
2.3 Администрация как исполнительно-распорядительный орган
Местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, который в соответствии с Федеральным законом 2003 года является постоянно действующим органом местного самоуправления.
Администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В отличие от представительного органа и главы муниципального образования, законодательство не содержит норм о возможности и порядке прекращения полномочий местной администрации Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России: Учебник. М., 2000. С.165.
Исполнительный орган представляет собой правоприменительный, исполнительный и распорядительный орган общей компетенции, создаваемый специально для повседневного функционирования в системе местного самоуправления с целью введения в жизнь принимаемых населением и представительным органом решений и общеобязательных правил в процессе управления и регулирования экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни местных сообществ.
Исполнительный орган состоит из главы муниципального образования либо главы администрации муниципального образования, их заместителей, аппарата администрации, а так же органов администрации.
В соответствии с Уставом муниципального образования «Город Заринск», городская администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом городского округа Устав муниципального образования «город Заринск». Заринск, 25.03. 2005 г.// Новое время. - 2005. - 27 августа..
Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, в соответствии с п. 1 ст. 37 Федерального закона 2003 года, наделяется Уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения, а также по отдельным государственным полномочиям, переданным органам местного - самоуправления Федеральными законами и законами субъектов РФ Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: федеральный закон от 06.10.2003. № 131-ФЗ (ред. от 05.04.2010, с изм. от 08.05.2010)// Рос. Газ. - 2003. - 8 октября.
Структура администрации города (Приложение 1) утверждается городским Собранием депутатов по представлению главы администрации города. Устав муниципального образования «город Заринск». Заринск, 25.03. 2005 г.// Новое время. - 2005. - 27 августа.
Для повседневного квалифицированного и оперативного управления различными муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями, а так же для осуществления координационно-регулирующей и контролирующей деятельности в отношении предприятий, учреждений и организаций и лиц, им не подчиненных в структуре администрации муниципального образования образуется специализированный аппарат управления, отделы, комитеты, управления. Эти органы могут наделяться правами юридического лица. В структуру местной администрации (Приложение 1) могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
В структуру местной администрации, как правило, входят:
- глава администрации;
- заместители главы, в том числе и первый заместитель;
- отраслевые органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями муниципальной деятельности;
- функциональные органы общей компетенции;
- территориальные органы;
- аппарат администрации, обеспечивающий ее деятельность;
- вспомогательные службы, обеспечивающие содержание помещения, водители и т.п.
Порядок организации деятельности местной администрации обычно определяется специальным документом - положением (регламентом), утверждаемым главой администрации Выдрин Л.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России: Учебник для ВУЗов. М., 2000. С. 254.
Глава местной администрации - глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения, а для главы местной администрации муниципального района или городского округа - соответственно представительным органом муниципального района или городского округа, в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации - в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: федеральный закон от 06.10.2003. № 131-ФЗ (ред. от 05.04.2010, с изм. от 08.05.2010)// Рос. Газ. - 2003. - 8 октября. Условия контракта для главы администрации города Заринска утверждаются городским Собранием депутатов Устав муниципального образования «город Заринск». Заринск, 25.03. 2005 г.// Новое время. - 2005. - 27 августа..
В отличие от избираемого населением главы муниципального образования, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, Уставом соответствующего муниципального образования и законом субъекта РФ могут быть установлены должностные требования к кандидатам на должность главы местной администрации, кроме тех, которые допускаются избирательным законодательством, что позволяет ввести требования к образованию и профессиональным качествам кандидата Широков А. Организационные основы местного самоуправления./ А. Широков, С. Юркова.// Муниципальная власть, 2003. № 6. С.45. Устав муниципального образования «Города Заринска» не предъявляет дополнительных требований к кандидату на замещение должности главы администрации города.
Порядок проведения конкурса устанавливается представительным органом муниципального образования. По Федеральному закону 2003 года также устанавливаются некоторые требования к установлению порядка, а именно: должно быть предусмотрено опубликование условий конкурса, даты, времени и месяца проведения конкурса, проекта контракта не позже, чем за 20 дней до дня проведения конкурса Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: федеральный закон от 06.10.2003. № 131-ФЗ (ред. от 05.04.2010, с изм. от 08.05.2010)// Рос. Газ. - 2003. - 8 октября. Конкурс обеспечивает права граждан Российской Федерации на равный доступ к муниципальной службе в Алтайском крае в соответствии с их способностями, профессиональной подготовкой и другими требованиями.
Глава администрации осуществляет общее руководство администрацией, непосредственно направляет работу своих заместителей и аппарата.
Глава администрации города назначается на должность городским Собранием депутатов тайным голосованием на открытом заседании по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.
Решением Заринского городского Собрания депутатов №19 от 26.02.2008 было утверждено Решение «Об утверждении порядка проведения конкурса на замещение вакантной высшей должности муниципальной службы в Алтайском крае - главы администрации муниципального образования город Заринск Алтайского края».
Для проведения конкурса, формируется конкурсная комиссия в составе 9 человек, две трети ее членов назначаются Заринским городским Собранием депутатов, а одна треть - Алтайским краевым Законодательным Собранием по представлению Губернатора Алтайского края.
Кандидатуры членов конкурсной комиссии, назначаемых Заринским городским Собранием депутатов, могут быть выдвинуты главой города, депутатами Заринского городского Собрания депутатов, организациями различных форм собственности, общественными организациями, расположенными на территории города Заринска.
Членами конкурсной комиссии могут быть назначены граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года и обладающие избирательным правом Решение об утверждении порядка проведения конкурса на замещение вакантной высшей должности муниципальной службы в Алтайском крае - главы администрации муниципального образования город Заринск Алтайского края: принято Заринским городским Собранием депутатов..
Постановлением Заринского городского Собрания депутатов №18 этой же сессии была сформирована конкурсная комиссия, точнее 2/3 ее части, а так же была направлена просьба в Алтайский краевой совет народных депутатов о формировании 1/3 ее части. Членами конкурсной комиссии не могут быть:
1) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации;
2) граждане Российской Федерации, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными решением суда, вступившим в законную силу;
3) супруги и близкие родственники кандидатов на должность главы администрации города;
4) лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов на должность главы администрации города;
Имеются различия в формировании конкурсной комиссии в поселении и муниципальном районе. Члены конкурсной комиссии поселения назначаются представительным органом поселения. При формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе (городском округе) 2/3 ее членов назначаются представительным органом, а 1/3 - представительным (законодательным) органом субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), что объясняется тем, что в компетенции муниципального района находится значительный объем государственных полномочий Широков А. Организационные основы местного самоуправления. / А. Ширков, С. Юркова// Муниципальная власть. 2003. № 6. С.49. Хотя данное нововведение нарушает самостоятельность органов местного самоуправления.
Решение конкурсной комиссии принимаются простым большинством голосов. В данном решении так же указываются основные документы, которые необходимо представить кандидату на должность главы городской администрации, а так же случаи когда гражданин не допускается к участию в конкурсе.
В соответствии с решением конкурсной комиссии, Заринское городское Собрание депутатов принимает решение о назначении кандидата на должность главы администрации города. Контракт с главой администрации города заключается главой города. Он может быть расторгнут по согласованию сторон или в судебном порядке, в соответствии с п. 11 ст. 37 Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: федеральный закон от 06.10.2003. № 131-ФЗ (ред. от 05.04.2010, с изм. от 08.05.2010)// Рос. Газ. - 2003. - 8 октября, на основании заявления:
- представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования (в связи с нарушением условия контракта в части касающейся решения вопросов местного значения);
- высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в связи с нарушением условий контракта в части касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления ФЗ и законами субъекта РФ);
- главы местной администрации (в связи с нарушением условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта РФ).
Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности. Глава администрации города не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Устав муниципального образования «город Заринск». Заринск, 25.03. 2005 г.// Новое время. - 2005. - 27 августа.
Кроме того, Федеральный закон 2003 года предусматривает положения о досрочном прекращении полномочий главы местной администрации, назначаемого по контракту. Случаями досрочного прекращения его полномочий являются:
- смерть;
- отставка по собственному желанию;
- расторжение контракта;
- отрешение от должности;
- признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
- признание судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
- вступления в силу обвинительного приговора суда;
- выезда на постоянное место жительства за пределы РФ;
- прекращения гражданства Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: федеральный закон от 06.10.2003. № 131-ФЗ (ред. от 05.04.2010, с изм. от 08.05.2010)// Рос. Газ. - 2003. - 8 октября.
Мы видим, что случаев досрочного прекращения полномочий главы местной администрации назначаемого по контракту меньше, чем у главы муниципального образования, избираемого населением и возглавляющим местную администрацию.
Глава администрации города руководит деятельностью администрации города на принципах единоначалия и несёт полную ответственность за осуществление её полномочий.
Администрация города формируется главой администрации города в соответствии с Федеральными законами, Законами Алтайского края и Уставом города. Подотчётность должностных лиц администрации города устанавливается главой администрации города. Устав муниципального образования «город Заринск». Заринск, 25.03. 2005 г.// Новое время. - 2005. - 27 августа.
Заместители главы администрации, осуществляют руководство отдельными отраслями местного хозяйства, подчиненных им, в соответствии с распределением обязанностей, органов администрации. Глава администрации самостоятельно определяет число своих заместителей, распределяет обязанности, направляет их работу и дает им поручения.
Для обеспечения деятельности местной администрации создается аппарат администрации, который подчиняется руководящим органам администрации. В его состав входят: пресс-секретарь, юридический отдел, секретарь администрации, отдел учета, бухгалтерия и т.п.
Помимо аппарата администрации, для управления отраслями и сферами местного хозяйства создаются специальные структурные подразделения. Они могут носить различные наименования: отделы, комитеты, управления и т.д.
Перечень органов местной администрации устанавливается либо главой администрации единолично, либо по согласованию с представительным органом муниципального образования, в зависимости от того, какой порядок закреплен в Уставе муниципального образования. Деятельность этих органов осуществляется в соответствии с положениями об этих органах. Их финансирование осуществляется из местного бюджета в соответствии со сметой расходов. За органами администрации района закрепляется обособленное имущество.
Комитеты, отделы, управления администрации города осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность, направленную на выполнение законов, указов Президента РФ, актов Правительства РФ, актов органов государственной власти, принятых в пределах их компетенции, актов органов и должностных лиц местного самоуправления.
Деятельность исполнительных органов муниципальных образований и их структурных подразделений должна строиться на максимально возможном участии в ней граждан. Одной из форм взаимодействия исполнительных органов с общественностью, привлечения граждан к осуществлению местного самоуправления является образование при местной администрации и ее органах различных комиссий и советов. Это позволяет за счет сочетания единоначалия с коллегиальностью и принципами коллективности руководства повышать эффективность местного самоуправления и регулирования.
Администрация городского округа город Заринск является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции в целях организации выполнения законов, иных нормативных актов органов государственной власти, правовых актов и решений городского Собрания депутатов, обеспечивая при этом законные права и интересы всего населения города Заринска, органов местного самоуправления города Заринска.
В структуру исполнительно-распорядительного органа муниципального образования входят Администрация города Заринска, комитеты, отделы и иные органы (Приложение 1).
Постановление Об утверждении структуры администрации города Заринска Алтайского края. Заринск, 16.12.2005 г. №119. об органах Администрации города, включающее описание структуры, полномочия, порядок формирования и организации работы, утверждаются Заринским городским Собранием депутатов по представлению главы администрации города Заринска.
Руководители органов Администрации города несут персональную ответственность перед главой администрации города Заринска и Заринским городским Собранием депутатов за надлежащее осуществление своих полномочий.
Управление администрацией осуществляется главой администрации, а так же его заместителями:
- Заместителем главы администрации города;
- Заместителем главы администрации города, председатель комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом;
- Заместителем главы администрации города по социальным вопросам;
Глава администрации непосредственно руководит комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике. Так же в прямом подчинении главе администрации находятся:
- Юридический отдел;
- Пресс-секретарь;
- Отдел по делам ГО и ЧС;
- Отдел учета (бухгалтерия);
Заместителю главы администрации подотчетен комитет по строительству и архитектуре, комитет по управлению городским хозяйством, промышленностью и связью. В состав каждого комитета входит по два отдела. Данные комитеты выполняют контрольно-разрешительные функции (в области строительства и архитектура) и функции управления муниципальным хозяйством.
Заместитель главы администрации города, председатель комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом руководит комитетом по экономике и управлению муниципальным имуществом, в состав которого входят: отдел экономики и прогнозирования, бухгалтерия и два сектора по управлению муниципальными землями и имуществом. Основной функцией этого комитета является контроль и распоряжение муниципальным имуществом.
Наибольшее количество органов подотчетно заместителю главы администрации города по социальным вопросам:
- Отдел по образованию;
- Отдел по культуре;
- Отдел ЗАГС;
- Отдел потребительского рынка;
- Комитет по физкультуре и спорту;
- Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- Административная комиссия;
- Административно-хозяйственная группа.
Работа местной администрации ведется на плановой основе.
Администрация города осуществляет иные полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с законодательством, Уставом и решениями городского Собрания депутатов.
Основной юридической формой реализации исполнительной власти и управления являются правовые акты администрации города. Они представляют собой основанное на законе, решениях населения и представительных органов одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного объекта местной исполнительной власти, направленное на установление муниципально-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение муниципально-правовых отношений в целях реализации исполнительно-распорядительной власти.
Правовые акты администрации города не должны противоречить действующему законодательству РФ и могут быть отменены должностными лицами их принявшими, либо признанными недействительными по решению суда. Приказы руководителей структурных подразделений администрации города могут быть отменены главой города Реорганизация местного самоуправления // Домашний адвокат. 2004. № 1. С.54.
Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган в соответствии с Федеральным законом 2003 года является обязательным органом местного самоуправления, что усиливает значимость ее деятельности по решению вопросов местного значения, в сравнении с Федеральным законом 1995 года, где ее наличие было необязательным. Она занимает особое место в системе органов местного самоуправления, так как осуществляет исполнительные и распорядительные функции, то есть непосредственное управление жизнью муниципального образования, путем реализации своих полномочий.
Кроме вышеперечисленных, обязательных органов местного самоуправления, на территории муниципального образования «Город Заринск» сформирован еще один орган, который предусматривается Федеральным законом 2003 г., но его наличие не является обязательным - это муниципальная избирательная комиссия.
В соответствии с Федеральным законом 1995 года муниципальная избирательная комиссия как орган местного самоуправления специально не предусматривалась, хотя под понятие «другие органы местного самоуправления» она попадала, и создавалась во всех муниципальных образованиях в соответствии с избирательным законодательством Широков А. Организационные основы местного самоуправления. / А. Ширков, С. Юркова// Муниципальная власть. 2003. № 6. С.49.
Избирательная комиссия является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления, действует на постоянной основе и организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутатов, голосования по вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования.
Срок полномочий избирательной комиссии составляет 4 года. Если срок полномочий избирательной комиссии истекает в период избирательной кампании, после назначения местного референдума, голосования по отзыву депутатов, голосования по вопросам изменения границ городского округа и преобразования муниципального образования и до окончания кампании референдума, отзыва, голосования по вопросам изменения границ городского округа и преобразования городского округа, в которых участвует данная комиссия, срок её полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума, отзыва, голосования по вопросам изменения границ городского округа и преобразования городского округа.
Избирательная комиссия состоит из 9 членов с правом решающего голоса. Формируется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Алтайского края.
Избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Заседания комиссии созываются ее председателем по мере необходимости. Заседания проводятся обязательно по требованию не менее 1/3 от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Порядок формирования и полномочия избирательной комиссии муниципального образования, определен в ст. 24 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (далее ФЗ №67). Свою деятельность муниципальная избирательная комиссия осуществляет в соответствии с вышеназванным законом.
В Уставе города Заринска отдельно прописан правовой статус ревизионной комиссии. Ревизионная комиссия образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета об исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Ревизионная комиссия формируется городским Собранием депутатов. Результаты проверок, осуществляемых ревизионной комиссией, подлежат опубликованию. В Уставе не прописаны сроки полномочий, порядок формирования, гарантии независимости и прочие права данного органа. На основании чего можно сделать вывод о недостаточной защищенности ревизионной комиссии от вмешательства в ее деятельность и формальности выполняемых ею функций.
Таким образом, в данной главе мы рассмотрели основные органы местного самоуправления муниципального образования «Город Заринск», которые могут быть, а некоторые должны быть обязательно предусмотрены в структуре органов местного самоуправления по новому Федеральному закону.
2.4 Сравнительный анализ муниципальных образований, на примере городского округа «Город Заринск» и муниципального образования «Краснощековский район»
Проведем сравнительный анализ двух муниципальных образований. Рассмотрим устройство муниципальных образований, структуру органов местного самоуправления обоих образований (Приложение 1, Приложение 2), ее формирование, принципиальные отличия, полномочия органов местного самоуправления.
Федеральный закон 2003 года дает исчерпывающее определение формам организации муниципальных образований. Так в соответствии со статьей 2 Федерального закона, городской округ - это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: федеральный закон от 06.10.2003. № 131-ФЗ (ред. от 05.04.2010, с изм. от 08.05.2010)// Рос. Газ. - 2003. - 8 октября Муниципальный район состоит из несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Основными и принципиальными отличиями данных муниципальных образований являются:
- количество поселений входящих в состав муниципального образования (в границах Краснощековского района находятся сельсоветы: Акимовский, Березовский, Верх-Камышенский, Карповский, Краснощековский, Куйбышевский, Маралихинский, Новошипуновский, Суетский, Усть-Беловский, Усть-Козлухинский, Усть-Пустынский, Харловский, Чинетинский, которые наделены статусом сельских поселений Устав муниципального образования «Краснощековский район». Краснощеково, 21.04. 2005 г.// Районный вестник. - 2005. - 22 июня. В границах городского округа «Город Заринск» находится только одно поселение);
- территориальное положение (городской округ находится в пределах муниципального района);
- органы местного самоуправления городского округа могут, осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения муниципального района, в то время как органы местного самоуправления муниципального района лишены возможности участвовать в решении вопросов местного значения городского округа.
Представительный орган местного самоуправления является обязательным органом для всех муниципальных образований, кроме поселений с численностью населения менее 100 человек, его функции выполняет собрание (сход) граждан данного поселения.
Формирования представительного органа муниципального района возможно двумя способами:
представительный орган муниципального района может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании;
представительный орган может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района и из депутатов представительных органов данных поселений, избираемых представительным органом поселений из своего состава в соответствии с нормой представительства.
Федеральный закон 2003 года прямо не уточняет способ формирования представительного органа для городского округа, а только уточняет количество депутатов для муниципальных образований с разной численностью населения. Однако, учитывая количественную ограниченность городского округа по числу поселений входящих в его состав, применение к нему второго способа формирования представительного органа лишено смысла.
Как и представительный орган городского округа «Города Заринска», Совет депутатов Краснощековского района избирается населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Такой способ формирования представительного органа позволяет избежать двух ступенчатой системы выборов и более полно представлять интересы населения.
Исключительная компетенция органов местного самоуправления одинакова, закреплена в статье 35 Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: федеральный закон от 06.10.2003. № 131-ФЗ (ред. от 05.04.2010, с изм. от 08.05.2010)// Рос. Газ. - 2003. - 8 октября и продублирована в Уставах муниципальных образований.
Представительные органы обоих муниципальных образований имеют схожую структуру: глава района - председатель районного Совета депутатов (городского Собрания депутатов); заместитель председателя районного Совета депутатов (городского Собрания депутатов); постоянные комиссии; секретариат.
В Уставе муниципального образования «Краснощековский район» установлено, что сессии проводятся не реже 1 раза в два месяца. Уставом муниципального образования «Город Заринск» устанавливается периодичность сессий не реже 1 раза в квартал.
Председатель представительного органа в обоих муниципальных образованиях избирается из состава депутатов представительного органа на открытой сессии тайным голосованием и является главой муниципального образования.
Сроки полномочий глав муниципальных образований, ограничивается сроком полномочий представительного органа, из состава которого был избран глава муниципального образования.
Исполнительные органы состоят из главы администрации муниципального образования, их заместителей, аппарата администрации, а так же органов администрации.
Главы обеих администраций замещают должность на контрактной основе. Назначаются на должность представительным органом муниципального образования на открытой сессии тайным голосованием по результатам конкурса на замещение вышеуказанной должности.
Значительно отличаются структуры администраций городского округа и муниципального района. Это обусловлено большей индустриализацией и более развитой инфраструктурой городского округа, а также сельскохозяйственной ориентацией муниципального района.
Наибольшие различия прослеживаются в формировании отдельных структурных подразделений. Например, в структуре администрации городского округа закреплены следующие комитеты, не представленные в структуре администрации муниципального района:
- комитет по строительству и архитектуре;
- комитет по управлению городским хозяйством, промышленностью и связью;
- административная комиссия Устав муниципального образования «город Заринск». Заринск, 25.03. 2005 г.// Новое время. - 2005. - 27 августа..
В структуре администрации муниципального района (Приложение 2) есть органы, отсутствующие в структуре администрации городского округа (Приложение 1):
- комиссия по агропромышленному комплексу и природоохранной деятельности;
- управление сельского хозяйства.
Как видно, структура администрации муниципального образования зависит не только от формы муниципального образования, но также от ряда факторов, таких как:
- основа экономической составляющей деятельности муниципального образования (промышленность или сельское хозяйство)
- развитие инфраструктуры и архитектуры в муниципальном образовании.
Системы органов местного самоуправления городского округа «Город Заринск» и муниципального района «Краснощековский район» выстроены в соответствии с действующим законодательством. Несмотря на общие принципы и правила формирования представительного органа, выбора главы муниципального образования, назначения на должность главы администрации, муниципальные образования имеют разную структуру исполнительно-распорядительного органа. Это обусловлено стремлением максимально адаптировать местную администрацию к особенностям муниципального образования, повысить эффективность принимаемых решений и наиболее полно удовлетворить потребности населения данной территории.
Заключение
Анализ эволюции местного самоуправления в России свидетельствует, что органы местного самоуправления, наделенные законом собственной компетенцией, играют ведущую роль в организации муниципальной власти.
Система органов местного самоуправления, наименование, порядок формирования, компетенция и другие положения, которые касаются их организации и деятельности, определяются в зависимости от исторических, экономических, правовых, социально-культурных и иных местных условий и традиций.
Исследуя формирование системы органов местного самоуправления можно сделать вывод, что базовые начала в организации деятельности органов местного самоуправления были сформированы еще за долго до возникновения самостоятельных органов местного самоуправления.
Почти 15 лет в Российской Федерации происходит постепенное восстановление системы местного самоуправления. Многое сделано в плане создания организационно - правовых условий для обеспечения возможности функционирования органов местной власти. Сформировались и были закреплены в Конституции Российской Федерации основные принципы и черты российской модели организации местного самоуправления. Вместе с тем, практика реализации этих конституционных основ, показывает, что в Российской Федерации еще очень мало сделано для создания гарантий подлинной независимости, самостоятельности органов местного самоуправления.
Основные принципы организации органов местного самоуправления, закрепленные в Европейской Хартии местного самоуправления, нашли свое отражение в Конституции РФ, Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», других нормативно - правовых актах нашего государства и составляют основу организации местной власти в Российской Федерации.
В данной дипломной работе была предпринята попытка исследовать систему органов местного самоуправления в ракурсе реформирования законодательства о местном самоуправлении
Анализируя положения законодательства о местном самоуправлении, уставов муниципальных образований, а так же практику функционирования органов местного самоуправления можно сделать вывод, что на современном этапе развития местной власти в большинстве муниципальных образований действуют как исполнительные, так и представительные органы местного самоуправления, наделенные собственной компетенцией.
Представительные органы местного самоуправления являются ведущими в системе органов местного самоуправления. Их ведущая роль обусловлена тем, что депутаты избираются непосредственно населением на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании, осуществляют свою деятельность на коллегиальной основе и обладают правом представлять интересы населения и принимать от его имени общеобязательные решения, действующие на территории муниципального образования.
Не умаляя ведущей роли представительных органов местного самоуправления в системе местной власти, подчеркнем, что от повседневной деятельности исполнительных органов местного самоуправления во многом зависит эффективность управления местными делами и степень реализации решений представительных органов. Исполнительный орган представляет собой правоприменительный, исполнительный и распорядительный орган общей компетенции, основной задачей которого является - осуществление принадлежащих ему полномочий с целью удовлетворения нужд и потребностей населения муниципального образования.
Рассмотрев систему органов двух муниципальных образований, города Заринска и Краснощековского района мы обнаружили: одинаковые механизмы формирования представительного органа, избрания главы муниципального образования, назначения на должность главы местной администрации. Можно сделать вывод о том, что унификация механизмов формирования органов местного самоуправления позволяет выбрать наиболее оптимальную, оправданную в правовом и экономическом смыслах модель организации органов власти муниципального образования.
Таким образом, подводя итог данной работы можно сделать вывод, что законодательство о местном самоуправлении постоянно меняется, в результате чего изменяется и система органов местного самоуправления, которая постоянно совершенствуется, приспосабливаясь к той политике, которая проводится в государстве. На протяжении всего существования органов местного самоуправления неизменным остается наличие в системе органов местного самоуправления выборных органов, поскольку это свидетельствует о развитии демократических начал в российской государственности.
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
Европейская Хартия о местном самоуправлении: [Страсбург 15.10.1985] - Собрание законодательства РФ, 1998. - №36. - С. 4466.
Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.] - М.: ИНФРА-М, 2009. - С. 49.
Конституция РСФСР: [принята ВС РСФСР 12.04.1978]: [Документ утратил силу в связи с принятием Конституции Российской Федерации от 12.12.1993.] - М., Известия, 1992. - C. 112.
Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»: [принят ГД ФС РФ 16.09.2003 г.: ред. от 5.04.2010] - М.: Российская газета, 08.10.2003. - №202.
Федеральный закон от 28.08.1995 г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»: [принят ГД ФС РФ 12.08.1995 г.]: [Документ утратил силу с 1 января 2009 года в связи с принятием Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ] - М.: Российская газета, 01.09.1995 г. - №193.
Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 06.07.1991 г. №1550-1: [принят ВС РСФСР 06.07.1991]: [Документ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 28.08.1995 №154-ФЗ]: Ведомости съезда народных депутатов РСФСР, 1991. - №29. - C.1010.
Закон СССР от 09.04.1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР»: [принят ВС РСФСР 09.04.1990]: [Документ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 28.08.1995 №154-ФЗ]: Ведомости съезда народных депутатов РСФСР, 1990. - №16. - С. 267.
Указ Президента РФ от 26.10.1993 г. №1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации»: [ред. от 22.12.1993 г.] - М: Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993. - №44. - С. 4188.
Указ Президента РФ от 09.10.1993 г. №1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» [Документ утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 17.06.2000 №1110] - М: Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993. - №41. - С. 3924.
Закон Алтайского края от 05.12.1995 г. №29-ЗС «Об основах местного самоуправления в Алтайском крае»: [отменен определением Верховного Суда РФ от 26.02.2002 №51-Г02-8]: Алтайская правда, 1995. - 20 декабря.
Устав муниципального образования «Город Заринск»: [принят Заринским городским собранием депутатов 25.03.2005 г.]: Новое время, 2005. - 27 августа.
Решение Заринского городского собрания депутатов «О проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в Алтайском крае - главы администрации муниципального образования город Заринск Алтайского края»: [принят Заринским городским Собранием депутатов 26.02.2008 г.].
Решение Заринского городского собрания депутатов «Об утверждении Порядка проведения конкурса на замещение вакантной высшей должности муниципальной службы в Алтайском крае - главы администрации муниципального образования город Заринск Алтайского края»: [принят Заринским городским Собранием депутатов 26.02.2008 г.].
Постановление о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Город Заринск»: [принято Заринским городским Собранием депутатов 30 мая 2006 г.]: Новое время, 2006. - 03 августа.
Постановление о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Город Заринск»: [принято Заринским городским Собранием депутатов 19 июля 2007 г.] Новое время, 2007. - 17 августа.
Устав муниципального образования «Краснощековский район»: [принят Краснощековским районным Советом депутатов 21.04.2005 г.] Районный вестник. - 2005. - 22 июня.
ЛитератураАнимица Е.Г. Основы местного самоуправления/ Е.Г. Анимица, А.Т. Тертышный. - М: Норма, 2000. - С. 98.Бабичев И. Местное самоуправление в современной России. /И. Бабичев. // Муниципальная власть. -2003. - №6. - С. 59.Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005. - С. 192.Бабун Р. Современные проблемы местного самоуправления / Бабун Р. // Муниципальная власть. - 2008. - №4. - С. 52.Баранчиков В.А. Правовые проблемы становления и развития местного самоуправления в РФ: Монография. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005. - С. 192.Валентей С.Д. Проблемы и перспективы муниципальной реформы Российской Федерации: доклад Института экономики РАН и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. - М.: 2008. - С. 100.Вальков С. Нормотворчество, управление, контроль. / С. Вальков // Муниципальная власть. -2003. - №6. - С. 38.Васильев В.И. Местное самоуправление: закон четвертый. / В.И. Васильев // Журнал российского права. - 2004. - №1. - С. 35.Васильев В.И. О полноте статуса муниципального выборного лица./В.И. Васильев // Журнал российского права. - 2005. - №12 - С. 24.
Вольфсон И.Б. О некоторых «новеллах» нового федерального закона о местном самоуправлении и практике его реализации в Алтайском крае. /И.Б. Вольфсон. // Муниципальный мир. -2005. - №5. - С. 127.
Выдрин Л.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Учебник для ВУЗов. - М.: изд. Норма, 2000. - С. 368.
Дементьев А. Новая реформа местной власти: история и вопросы реализации./ А. Дементьев // Муниципальное право - 2005. - №5. - С. 80.
Игнатов В.Г., Бутов В.И. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт. Учебное пособие, изд. 2, перераб. и доп. - М: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2005. - С. 352.
История Советского государства и права: Кн. 1./ Под ред. Косицына А.П. - М.: изд. Норма, 1968 г. - С. 524.
История Советского государства и права: Кн. 2./ Под ред. Косицына А.П. - М.: изд. Норма, 1968 г. - С. 580.
Капустян Л.А. Организационные формы местного самоуправления в условиях реформирования. / Л.А. Капустян // Муниципальный мир. -2005. - №5. - С. 76.
Кирьян П. Традиция местного самоуправления в России (на историческом материале Российской империи). /П. Кирьян. // Муниципальное право. -2005. - №4. - С. 58.
Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. - М.; изд. НОРМА, 2002.-272 с.
Копотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России: Учебник. - М.; Юрист, 2005. - С. 384.
Курманов М.М. Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования./ М.М. Курманов // Журнал российского права. - 2004. - №11. - С. 55.
Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. Учебник, - 2 изд. перераб и доп.-М.; юрист, 2000 - С. 552.
Лаптева Л.Е. О местном уровне управления в российской истории и современности./Л.Е. Лаптева // История становления и современное состояние исполнительной власти в России: сборник - М.; Новая правовая культура. - 2003. - С. 256.
Лобода Т.И. Реформа местного самоуправления в России. /Т.И. Лобода. // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - №2. - С. 39.
Мирошниченко Е.В. Организационные формы осуществления местного самоуправления: новый этап развития./ Е.В. Мирошниченко // Законодательство. - 2005. - №4. - С. 32.
Мокрый В.С. Местное самоуправление: пути становления и развития. // Журнал российского права. - 2002. - №10. - С. 54.
Незамова Е.А. Местное самоуправление. Органы власти, - М.; «Издательство ТРИОР», 2001. - С. 96.
Павловский Р.С., Шафир М.А. О некоторых вопросах советского административно-территориального устройства. // Советское государство и право. - 1961. - №5. - С. 40.
Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»/ под ред. Проф. Шкатулла В.И. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. - С. 512.
Пылин В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник для вузов /В.И. Пылин. СПб.: изд-во «Юридический центр Пресс», 2003. - С. 765.
Ронин С.А. Переход к политике оживления Советов. // Советское государство. -1936. - №5. - С. 98.
Смирнягин Л.Т. Трудное будущее российских городов. // Pro et contra. - 2007. - №1. - С. 59.
Советы народных депутатов: Справочник. Лукьянов А.И., Авакьян С.А. Гуреев П.П. и др.; - М.; Политиздат, 1984. - С. 382.
Соловьев С.Г. Муниципально-властные институты в местном самоуправлении РФ /С.Г. Соловьев. СПб., 2003. - С. 215.
Соловьев С.Г. Проблемы функционального разграничения компетенции главы муниципального образования и местного представительного органа в системе муниципальной власти./ С.Г. Соловьев // Государство и право. - 2004. - №3. - С. 32.
Стародубровская И.В., Славгородская М.А., Миронова Н.В. Муниципальная реформа в 2007 году. - М.: 2008. - С. 234.
Уваров А.А. Местное самоуправление в России. - М.: Норма, 2005. - С. 304.
Фасеев И. О структуре органов местного самоуправления /И. Фасеев // Местное самоуправление. - 2004. - №7. - С. 65
Шапиро Л.В. Конституционные права граждан на участие в местном самоуправлении и их реализуемость в сегодняшней России / Местное самоуправление в современной России. - М. - 2007. - С. 134.
Широков А. Организационные основы местного самоуправления. / А. Широков, С. Юркова // Муниципальная власть. - 2003. - №6. - С. 43.
Итоги реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 2007 году. // Министерство регионального развития Российской Федерации. - М.: 2007. С. 23-25.
Вопросы государственного и муниципального управления = Public Administration: ежеквартальный научно-образовательный журнал: 2008; №1/ Государственный университет - Высшая школа экономики. - М.: ГУ ВШЭ, 2008. - С. 232.
Вопросы государственного и муниципального управления = Public Administration: ежеквартальный научно-образовательный журнал: 2008; №3/ Государственный университет - Высшая школа экономики. - М.: ГУ ВШЭ, 2008. - С. 230.