Рефераты

Система правоохранительных органов государственной власти в России и в Соединенных Штатах Америки

p align="left">Многие задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности они решают в тесном взаимодействии с ОВД и другими государственными органами. В частности, совместно с ОВД внутренние войска решают задачи по охране общественного порядка посредством несения патрульно-постовой службы в населенных пунктах; обеспечения общественного порядка при проведении массовых мероприятий; по локализации и блокировании районов чрезвычайного положения, контртеррористической операции или районов вооруженных конфликтов, пресечения в указанных районах вооруженных столкновений и разъединение противоборствующих сторон.

Вместе с тем законом определены задачи в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, которые внутренние войска осуществляют самостоятельно. В их числе: несение боевой службы по охране общественного порядка; охрана важных государственных объектов, специальных грузов и сооружений на коммуникациях; охрана складов и военных баз окружных управлений материально-технического и военного снабжения МВД России.

Военнослужащие внутренних войск имеют право:

-- пресекать преступления и административные правонарушения, требовать от граждан соблюдения общественного порядка; проверять у них документы, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или правонарушения составлять протоколы об административных правонарушениях и направлять их лицам, которые уполномочены рассматривать дело;

осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушение, с передачей задержанных в милицию;

принимать необходимые меры по обеспечению сохранности следов преступления до прибытия представителей органов дознания;

задерживать и доставлять в милицию лиц, совершивших преступление или административное правонарушение либо покушающихся на их совершение;

задерживать на срок до трех часов и содержать в служебных помещениях внутренних войск до передачи в милицию лиц, посягавших на охраняемые объекты;

производить досмотр указанных лиц, их транспортных средств и вещей, изъятие у них документов и предметов, запрещенных для хранения и использования;

входить беспрепятственно в любое время суток на территории и в помещения охраняемых объектов и осматривать их в целях пресечения преступлений или административных правонарушений, угрожающих общественному порядку и безопасности граждан, поиска и задержания лиц, противоправным способом проникших на охраняемые территории или покинувших их, розыска осужденных и лиц, заключенных под стражу, бежавших из-под охраны караулов внутренних войск.

Военнослужащие внутренних войск также вправе:

- производить оцепление (блокирование) участков местности и других объектов при розыске бежавших осужденных и лиц, заключенных под стражу; преследовании лиц, противоправным способом проникших на охраняемые территории или покинувших их; пресечении массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка; ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и других чрезвычайных обстоятельств, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств и плавучих средств (судов);

- временно запрещать или ограничивать при несении боевой службы по обеспечению режима чрезвычайного положения движение транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, осуществлять их досмотр; не допускать граждан (в целях защиты их жизни, здоровья и имущества) на отдельные участки местности и объекты.

В состав внутренних войск входят:

соединения и воинские части оперативного назначения;

специальные моторизованные и иные соединения и воинские части;

соединения и воинские части по охране важных государственных объектов и специальных грузов;

военные образовательные учреждения профессионального высшего образования;

учреждения (медицинские, научные и пр.) и воинские части обеспечения деятельности внутренних войск (учебные, связи и др.);

органы управления внутренними войсками.

Командующий войсками округа внутренних войск является прямым начальником для всего личного состава соединений и воинских частей, входящих в состав округа. В оперативное подчинение командующего войсками округа внутренних войск приказом МВД России могут передаваться соединения и воинские части, непосредственно подчиненные главнокомандующему внутренними войсками, а также военные образовательные учреждения, дислоцирующиеся на территории округа внутренних войск.

Непосредственное руководство внутренними войсками осуществляет министр внутренних дел РФ, а управление внутренними войсками -- Главнокомандующий внутренними войсками.

Органом управления внутренними войсками в системе МВД России является Главное командование внутренних войск, организация и порядок деятельности которого определены Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 03.03.1999 №281.[20, стр. 112]

Главное командование внутренних войск МВД России (далее -- Главное командование) является структурным подразделением центрального аппарата МВД России и предназначено для управления внутренними войсками при выполнении задач, возложенных на них российским законодательством.

Следственные подразделения при ОВД возглавляет Следственный комитет при МВД России (СК при МВД России), который в соответствии с Указом Президента РФ от 23.11.1998 № 1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе МВД России» является органом, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве и возглавляющим органы предварительного следствия в системе МВД России. Его задачами являются организационно-методическое руководство деятельностью подчиненных органов предварительного следствия при ОВД, процессуальный контроль за производством предварительного следствия, организация расследования и непосредственное осуществление расследования по наиболее сложным уголовным делам.[34, стр. 378]

СК при МВД России входит в структуру центрального аппарата МВД России. Начальник СК при МВД России подчиняется непосредственно министру внутренних дел РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 03.05.2005 № 497 начальник СК при МВД России имеет право по вопросам, относящимся к его компетенции, представлять МВД России во взаимоотношениях с Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, Генеральной прокуратурой РФ и федеральными судами, вести переписку от имени МВД России.

При ОВД созданы и действуют:

главные следственные управления (управления, отделы) при МВД, ГУВД и УВД субъектов РФ;

следственные управления (отделы) при УВД на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

следственные управления (отделы) при УВД на особо важных и режимных объектах;

следственные управления (отделы, отделения, группы) при ОВД в районах, городах, округах, районах в городах, в закрытых административно-территориальных образованиях, при линейных ОВД на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Эти следственные органы возглавляют соответственно:

- заместители министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов РФ, начальников УВД на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, на особо важных и режимных объектах -- начальники главных следственных управлений, управлений, отделов, которые назначаются на должность и освобождаются от должности министром внутренних дел РФ (за исключением лиц, назначаемых на должности высшего начальствующего состава ОВД);

- заместители начальников других органов -- начальники следственных управлений (отделов, отделений, групп), которые назначаются на должность и освобождаются от должности начальником вышестоящего ОВД по представлению начальника главного следственного управления (управления, отдела).[9, стр. 173]

Структура и штатная численность главных следственных управлений, управлений, отделов утверждаются министрами, начальниками ГУВД, УВД субъектов РФ, УВД на особо важных и режимных объектах, УВД на железнодорожном, воздушном и водном транспорте в соответствии с утвержденной типовой структурой и установленной штатной численностью.

Структура и штатное расписание следственных управлений (отделов, отделений, групп) утверждаются начальниками вышестоящих органов внутренних дел в соответствии с утвержденной типовой структурой и установленной штатной численностью по предложению начальников главных следственных управлений (управлений, отделов) (см. гл. 13).

Паспортно-визовая служба ОВД. Функции паспортно-визовой службы ОВД в соответствии с Указом Президента РФ от 19.07.2004 № 928 переданы в ФМС России. Однако согласно названному Указу до создания территориальных органов ФМС России паспортно-визовые подразделения сохранены в системе ОВД на уровне МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, горрайорганов. Паспортно-визовые подразделения ОВД решают задачи защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, находящихся на ее территории иностранцев и лиц без гражданства, реализации законодательства о гражданстве и правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

В деятельности паспортно-визовой службы выделяются три основных направления: 1) исполнение законодательства о гражданстве Российской Федерации; 2) регистрационный учет граждан Российской Федерации; 3) регистрация иностранных граждан, лиц без гражданства и обеспечение контроля за соблюдением ими установленных правил пребывания на территории РФ.[13, стр. 184]

Федеральная миграционная служба РФ

Органы ФМС России созданы в целях регулирования миграционных процессов, противодействия незаконной миграции, осуществления контроля за соблюдением правил регистрационного учета граждан Российской Федерации, а также соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию РФ (далее -- сфера миграции).

Функции управления в сфере миграции возложены на ФМС России, которая является федеральным органом исполнительной власти, подведомственным МВД России и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. Ее правовой статус как федерального органа исполнительной власти, подконтрольного министерству, был закреплен за ФМС России Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», изданным в связи с комплексными мероприятиями по совершенствованию государственного управления. Поэтому функции выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в области миграции выполняет МВД России. ФМС России вправе осуществлять деятельность по нормативно-правовому регулированию лишь в случаях, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента РФ.[34, стр. 418]

Организация и деятельность ФМС России определяются Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 19.07.2004 № 928. В соответствии с этим Положением основными задачами ФМС России являются:

производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации;

осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации;

оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию.

На ФМС России возложены также функции по выдаче и замене гражданам Российской Федерации документов, удостоверяющих их личность; оформлению и выдаче паспортов и иных документов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию; по учету выданных паспортов гражданина Российской Федерации и др.

ФМС России проводит работу по регистрации и учету иностранных граждан и лиц без гражданства. В частности, она организует выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации; вида на жительство в Российской Федерации; учет, регистрацию, прием и временное размещение лиц, ходатайствующих о признании их вынужденными переселенцами, и т.п.

В целях осуществления контроля за въездом-выездом иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации ФМС России принимает решения: о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации; о выдаче иностранным гражданам или лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство; аннулировании указанных разрешений и др.

На ФМС России возложено лицензирование деятельности в сфере миграции; участие в осуществлении государственной политики РФ в отношении соотечественников за рубежом.[34, стр. 420-421]

1.2.4 Федеральная служба РФ по контролем за оборотом наркотиков

Система и основные задачи органов контроля за оборотом наркотических и психотропных веществ. Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров (далее -- органы наркоконтроля) представляют собой совокупность федеральных и территориальных органов исполнительной власти, на которые законодательными и иными нормативными правовыми актами возложена обязанность обеспечивать на территории РФ контроль за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее -- наркотических средств) и осуществлять меры по противодействию их незаконному обороту.[7, стр. 475]

Органы наркоконтроля как самостоятельная часть системы правоохранительных органов образованы Указом Президента РФ от 11.03.2003 № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» на базе Государственного комитета по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при МВД России.

Их основными задачами являются: участие в разработке и реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств; обеспечение контроля за оборотом наркотических средств; осуществление мер по противодействию их незаконному обороту; выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, отнесенных к подследственности органов наркоконтроля; производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов наркоконтроля; ведение банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, и др.[13, стр. 235]

В систему органов по наркоконтроля входят: 1) ФСКН России; 2) региональные управления ФСКН России; 3) управления (отделы) ФСКН России по наркоконтролю по субъекту РФ; 4) иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством порядке для реализации задач, возложенных на ФСКН России.

Региональные управления и управления по наркоконтролю по субъекту РФ являются территориальными органами ФСКН России.

Органы наркоконтроля в своей деятельности руководствуются Конституцией, Федеральным законом от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», Законом об ОРД, УПК, КоАП и другими федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ.[21, стр.354]

1.2.5 Федеральная служба безопасности РФ

ФСБ России является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов. На нее также возложено обеспечение информационной безопасности Российской Федерации, координация контрразведывательной деятельности федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление, и непосредственная реализация основных направлений деятельности органов ФСБ России, определенных законодательством РФ.[34, стр. 423]

Руководство деятельностью ФСБ России осуществляет Президент РФ. ФСБ России возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ.

Задачи, функции, организация деятельности, структура ФСБ России, полномочия директора ФСБ России и коллегии ФСБ России определяются Положением о ФСБ России.

Согласно данному Положению структуру органов ФСБ России образуют:

-- ФСБ России, имеющая в своем составе департаменты, управления и другие подразделения, непосредственно реализующие направления деятельности органов ФСБ России, а также подразделения, исполняющие управленческие функций;

-- управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности);

-- управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

-- управления (отряды, отделы) ФСБ России по пограничной службе (пограничные органы);

-- другие управления (отделы) ФСБ России, осуществляющие отдельные полномочия ФСБ России или обеспечивающие деятельность органов ФСБ России и пограничных войск (другие органы безопасности);

-- авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.[25, стр.269]

В ФСБ России для рассмотрения важнейших вопросов деятельности органов ФСБ России и пограничных войск, принятия по ним решений образуется коллегия в составе директора ФСБ России (председатель коллегии), заместителей директора по должности, а также руководящих работников органов и войск. Численность и состав коллегии ФСБ России утверждаются директором ФСБ России.

К числу основных направлений деятельности органов ФСБ России согласно федеральному законодательству отнесены контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью и террористической деятельностью, разведывательная деятельность, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности и иные направления.

Для надлежащего осуществления деятельности по указанным направлениям органы ФСБ России наделены необходимыми полномочиями -- обязанностями и правами. К числу их основных обязанностей, в частности, отнесены:

-- информирование Президента РФ, Председателя Правительства РФ и по их поручению -- федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ об угрозах безопасности Российской Федерации;

-- выявление, предупреждение, пресечение разведывательной и иной деятельности спецслужб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба Российской Федерации;

-- добывание разведывательной информации в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;

-- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством РФ к ведению органов ФСБ России, осуществление розыска лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;

-- выявление, предупреждение и пресечение актов терроризма;

-- разработка и осуществление во взаимодействии с другими государственными органами мер по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;

-- обеспечение в пределах своих полномочий безопасности в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях, их органах управления и в органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в ОВД, Государственной противопожарной службе, таможенных органах и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

-- обеспечение в пределах своих полномочий безопасности объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасности в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;

-- обеспечение в пределах своих полномочий безопасности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ.[35, стр. 525]

Органы ФСБ России вправе:

-- использовать специальные методы и средства при осуществлении контрразведывательной и разведывательной деятельности;

-- осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, проведение дознания и предварительного следствия по которым отнесено законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;

-- осуществлять специальные операции по пресечению террористической деятельности (оперативно-боевую деятельность), а также создавать и использовать специальные методики и средства для их осуществления;

-- устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие;

-- проникать в специальные службы и организации иностранных государств, проводящие разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также в преступные группы;

-- осуществлять внешнюю разведывательную деятельность самостоятельно с территории РФ, а также во взаимодействии с другими органами внешней разведки Российской Федерации и на основе межгосударственных договоров со специальными службами и с правоохранительными органами иностранных государств в сфере специальной связи;

-- производить дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных к ведению органов ФСБ России;

-- составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять иные полномочия по делам об административных правонарушениях, отнесенным КоАП к ведению органов ФСБ России;

-- беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено преступление, проведение дознания и предварительного следствия по которому отнесено законодательством РФ к ведению органов ФСБ России, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении указанных преступлений, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан;

-- производить оцепление (блокирование) участков местности (объектов) при пресечении актов терроризма, массовых беспорядков, а также при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством РФ к ведению органов ФСБ Росс ни, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств;

-- временно ограничивать или запрещать передвижение граждан и транспортных средств по отдельным участкам местности (на отдельных объектах), обязывать граждан оставаться там или покинуть эти участки (объекты) в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий;

-- проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления;

-- использовать документы других предприятий, учреждений и организаций в целях зашифровки личности сотрудников органов ФСБ России, ведомственной принадлежности их подразделений, помещений и транспортных средств;

-- оказывать содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны.[14, стр. 287]

Органы ФСБ России могут привлекать отдельных лиц с их согласия к содействию в решении возложенных на данные органы обязанностей на гласной и негласной (конфиденциальной) основе.

Запрещается использовать конфиденциальное содействие на контрактной основ е депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, несовершеннолетних, священнослужителей и очных представителей, официально зарегистрированных религиозных организаций.

Использование органами ФСБ России предоставленных им прав для выполнения обязанностей, не предусмотренных федеральными законами, не допускается.

Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам ФСБ России содействие на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с письменного согласия этих лиц и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Контроль за деятельностью органов ФСБ России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов органами ФСБ России. Предоставление соответствующим прокурорам в ходе надзора сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках ФСБ России, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе, допускается только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. [34, стр. 426]

1.2.6 Органы внешней разведки РФ

Внешняя разведка РФ является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации. Она представляет совокупность специально создаваемых государством органов -- органов внешней разведки РФ -- и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз, используя при этом определенные законом методы и средства.

Содержание разведывательной деятельности, ее правовая основа, принципы и цели, полномочия органов внешней разведки РФ, организация их деятельности, контроль и надзор за ними регулируются Законом о внешней разведке.

Согласно закону разведывательная деятельность осуществляется органами внешней разведки посредством: добывания и обработки информации о затрагивающих жизненноважные интересы Российской Федерации реальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц; оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.[см. Приложение 5]

Разведывательная деятельность основывается на принципах законности, разделения полномочий федеральных органов исполнительной власти, входящих в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации, уважения прав и свобод человека и гражданина, подконтрольности Президенту РФ и Федеральному Собранию, сочетания гласных и негласных методов и средств.[2, стр.165]

В соответствии с Законом целями разведывательной деятельности являются:

1) обеспечение Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;

2) обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;

3) содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.[13, стр. 241]

Разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей и целей, не предусмотренных Законом о внешней разведке.

Для достижения целей разведывательной деятельности органам внешней разведки предоставлены, в частности, следующие полномочия:

1) устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;

2) взаимодействовать с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственной охраны РФ;

3) обеспечивать безопасность сотрудников учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории РФ, и членов их семей в государстве пребывания;

4) обеспечивать безопасность командированных за пределы территории РФ граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;

5) организовывать взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном законом.[23, стр.182]

В пределах предоставленных полномочий разведывательная деятельность осуществляется Службой внешней разведки РФ, органом внешней разведки Минобороны России, органами ФСБ России.

Служба внешней разведки РФ ведет разведывательную деятельность в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов за пределами Российской Федерации, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории РФ, и командированных за пределы территории РФ граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

Орган внешней разведки Минобороны России реализует разведывательную деятельность в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.

Разведывательная деятельность органов ФСБ России осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки РФ и в соответствии с Законом о ФСБ.

Общее руководство, органами внешней разведки РФ (включая контроль и координацию их деятельности, определение задач разведывательной деятельности) осуществляет Президент РФ. Деятельность органов внешней разведки РФ в порядке, предусмотренном федеральными законами, контролируется парламентом. Надзор за исполнением данными органами федеральных законов возложен на Генерального прокурора РФ и уполномоченных им прокуроров.[32, стр. 456]

1.2.7 Таможенные органы Российской Федерации

Частью сил обеспечения безопасности России являются таможенные органы РФ. Защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства они осуществляют путем ведения таможенного дела, представляющего собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу (ч. 2 ст. 1 Таможенного кодекса).

Таможенное дело относится к исключительной монополии государства, которая обеспечивается принципами единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории РФ, отнесением таможенного регулирования к исключительному ведению Российской Федерации и запрещением установления на территории РФ таможенных границ (ст. 8, 71, 74 Конституции). Монополия государства в данной сфере обеспечивается также проведением единой таможенной политики, единством таможенной территории, таможенной границы, таможенного права, единой системой таможенных органов.[36, стр. 373]

Согласно закону таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Оно осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 1 Таможенного кодекса).

Таможенную территорию РФ составляют сухопутная территория России ее территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними, а также находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ. На территории РФ могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории РФ (ст. 2 Таможенного кодекса).

Таможенной границей РФ является линия, ограничивающая ее таможенную территорию (ст. 2 Таможенного кодекса). На территории РФ не допускается установление таможенных границ, препятствующих свободному перемещению товаров (ст. 74 Конституции).[14, стр. 255]

Таможенное законодательство РФ регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей (п. 1 ст. 3 Таможенного кодекса).

Таможенное законодательство РФ состоит из Таможенного кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Отношения в области таможенного дела могут регулироваться также указами Президента РФ (п. 2,3 ст. 3 Таможенного кодекса).

В случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства и иными правовыми актами РФ, федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, и федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, в пределах своей компетенции вправе издавать правовые акты в области таможенного дела (п. 1 ст. 5 Таможенного кодекса).

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему, в которую входят:

-- ФТС России, уполномоченная в области таможенного дела;

-- региональные таможенные управления;

-- таможни;

-- таможенные посты (ст. 402 Таможенного кодекса). ФТС России имеет в ведении таможенные лаборатории,

научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения профессионального высшего и дополнительного образования, печатные издания, информационно-вычислительные центры и другие учреждения, а также государственные унитарные предприятия (п. 1 ст. 421 Таможенного кодекса).

Общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ (п. 3 ст. 1 Таможенного кодекса). На основании и во исполнение актов таможенного законодательства, указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения в области таможенного дела (п. 3 ст. 3 Таможенного кодекса).

Федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела (Минэкономразвития России), в соответствии с законодательством РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, а также в пределах своей компетенции обеспечивают единообразное применение таможенного законодательства всеми таможенными органами на территории РФ (п. 3 ст. 1 Таможенного кодекса).

ФТС России обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела (п. 3 ст. 1 Таможенного кодекса).

В настоящее время действует Положение о таможенной службе, в котором конкретизированы полномочия деятельности ФТС России. В соответствии с Положением она является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим согласно законодательству РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

ФТС России находится в ведении Минэкономразвития России. Возглавляет ФТС России руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра экономического развития и торговли РФ.

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых ФТС России по согласованию с Минэкономразвития России.

Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен осуществляются Минэкономразвития России, а таможенных постов -- ФТС России по согласованию с данным министерством (п. 2 ст. 402 Таможенного кодекса).

На таможенные органы возложены следующие основные функции:

-- осуществление таможенного оформления и таможенного контроля, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу;

-- взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контроль правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их принудительному взысканию;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Современные рефераты