Система, состав и структура хозяйственных судов в Республики Беларусь. Статус судей
Система, состав и структура хозяйственных судов в Республики Беларусь. Статус судей
1
СИСТЕМА, СОСТАВ И СТРУКТУРА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. СТАТУС СУДЕЙ
Систему хозяйственных су-дов Республики Беларусь составляют:
Высший Хозяйственный Суд;
хозяйственный суд Брестской области;
хозяйственный суд Витебской области;
хозяйственный суд Гомельской области;
хозяйственный суд Гродненской области;
хозяйственный суд Минской области;
хозяйственный суд города Минска;
хозяйственный суд Могилевской области;
а также специализированные хозяйственные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые при необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда.
Высший Хозяйственный Суд возглавляет систему хо-зяйственных судов Республики Беларусь. Он несет ответ-ственность за организацию, состояние и совершенствова-ние деятельности хозяйственных судов по осуществлению правосудия. Высший Хозяйственный Суд осуществляет проверку деятельности хозяйственных судов областей и города Минска, заслушивает их отчеты, изучает, обобщает и рас-пространяет положительный опыт работы.
Высший Хозяйственный Суд является высшим судеб-ным органом по разрешению хозяйственных (экономиче-ских) споров и иных дел, рассматриваемых хозяйственны-ми судами.
Не реже одного раза в год (как правило, по итогам ра-боты за календарный год) Высший Хозяйственный Суд информирует о деятельности хозяйственных судов госу-дарства Президента Республики Беларусь, а также Пала-ту представителей и Совет Республики Национального со-брания Республики Беларусь.
Под составом любого хозяйственного суда понимает-ся его внутреннее устройство. Так, Высший Хозяйствен-ный Суд действует в следующем составе:
судьи, в том числе Председатель Высшего Хозяйст-венного Суда, первый заместитель и заместители Предсе-дателя;
Пленум Высшего Хозяйственного Суда;
Президиум Высшего Хозяйственного Суда;
коллегия по проверке законности решений хозяйст-венных судов;
судебные коллегии по разрешению отдельных кате-горий споров по первой инстанции;
судебные составы;
аппарат Высшего Хозяйственного Суда.
Судья является центральной фигурой любого хозяйст-венного суда. Именно судьи осуществляют правосудие, т.е. основную функцию хозяйственных судов.
Председатель Высшего Хозяйственного Суда назна-чается Главой государства из числа судей Высшего Хозяй-ственного Суда с согласия Совета Республики Националь-ного собрания Республики Беларусь. Законом о хозяйст-венных судах, ХПК и другими законодательными актами Председатель Высшего Хозяйственного Суда наделен оп-ределенными полномочиями по осуществлению организа-ционных, процессуальных и иных функций.
Первый заместитель Председателя Высшего Хозяй-ственного Суда также назначается Президентом Респуб-лики Беларусь с согласия Совета Республики Националь-ного собрания Республики Беларусь из числа судей Выс-шего Хозяйственного Суда по представлению Председа-теля Высшего Хозяйственного Суда. В отсутствие Пред-седателя Высшего Хозяйственного Суда первый замести-тель осуществляет его полномочия. Он также выполняет другие функции и задачи, предусмотренные Законом о хо-зяйственных судах, ХПК и другими законодательными ак-тами.
Заместители Председателя Высшего Хозяйствен-ного Суда назначаются, как и другие судьи Высшего Хо-зяйственного Суда, Главой государства с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Бела-русь. Они возглавляют судебные коллегии и осуществля-ют иные функции, предусмотренные Законом о хозяйст-венных судах, ХПК и другими законодательными актами. Пленум Высшего Хозяйственного Суда является выс-шим коллегиальным органом судебной власти в системе хозяйственных судов и решает важнейшие вопросы их де-ятельности. Пленум Высшего Хозяйственного Суда дей-ствует в составе Председателя Высшего Хозяйственного Суда, первого заместителя и заместителей Председателя, всех других судей Высшего Хозяйственного Суда, а также председателей хозяйственных судов областей и города Минска.
Президиум Высшего Хозяйственного Суда действует в составе Председателя Высшего Хозяйственного Суда, первого заместителя и заместителе Председателя (они входят в состав Президиума по должности) и некоторых других судей Высшего Хозяйственного Суда. Количест-венный и персональный состав Президиума Высшего Хо-зяйственного Суда утверждается Президентом Республи-ки Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда. Законодательными актами (ХПК, Законом о хозяйственных судах и др. Президиум Высше-го Хозяйственного Суда наделены определенными полно-мочиями.
Судебные коллегии Высшего Хозяйственного Суда со-здаются из судей этого Суда. Их персональный и количе-ственный состав утверждается Пленумом Высшего Хо-зяйственного Суда по представлению Председателя Выс-шего Хозяйственного Суда.
Судебные составы могут формироваться для рассмот-рения конкретных дел Председателем Высшего Хозяйст-венного Суда или его заместителями.
Аппарат Высшего Хозяйственного Суда, как и дру-гих хозяйственных судов, предназначен для подготовки судебных дел, изучения судебной практики и судебной статистики, разработки предложений по совершенство-ванию действующего законодательства, организации контроля исполнения и выполнения других функций. В аппарате Высшего Хозяйственного Суда предусмотрены такие структурные подразделения, как секретариат, уп-равление законодательства и международных отношений, управление обеспечения надзора и обобщения судебной практики, управление организационной и кадровой рабо-ты, управление контроля за исполнением судебных поста-новлений, управление финансово-экономического и хозяй-ственно-технического обеспечения, отдел информации.
Научно-консультативный совет при Высшем Хозяй-ственном Суде создан для подготовки научно- обоснован-ных рекомендаций по вопросам, связанным с формирова-нием практики применения хозяйственными судами зако-нодательства и разработки предложений по его совершен-ствованию. Количественный и персональный состав науч-но-консультативного совета, а также положение о нем ут-верждаются Пленумом Высшего Хозяйственного Суда.
Структура хозяйственного суда области выглядит следующим образом:
судьи, в том числе председатель суда и заместитель председателя суда;
кассационная инстанция;
судебные коллегии;
судебные составы;
аппарат суда, в том числе служба судебных исполни-телей.
Все судьи хозяйственных судов (как и других судов, предусмотренных Конституцией и другими законодатель-ными актами) являются носителями судебной власти, об-ладают единым статусом и различаются между собой только объемом полномочий и компетенцией.
Судья рассматривает и разрешает споры, способствуя достижению мирового соглашения между спорящими сто-ронами, рассматривает кассационные и надзорные жало-бы, изучает и обобщает судебную практику, выявляет правовые коллизии, нарушения законодательства и при-нимает меры к их устранению, осуществляет иные функ-ции, предусмотренные законодательными актами.
При рассмотрении дел судья хозяйственного суда впра-ве требовать от государственных и иных органов, должно-стных лиц и граждан исполнения его законных распоря-жений, требований, поручений (ст. 17 ХПК).
Судья, рассматривая дела единолично, действует от имени хозяйственного суда, а решения выносит от имени государства - Республики Беларусь. Судья обязан при осу-ществлении правосудия точно выполнять требования за-конодательства, быть справедливым.
Статус судей хозяйственных судов урегулирован нор-мами Закона «О судоустройстве и статусе судей в Респуб-лике Беларусь» и Закона о хозяйственных судах.
Задачи и функции хозяйственных судов. Право на обращение в хозяйственный суд
Четкая формулировка задач судопроизводства свиде-тельствует о степени гарантированности прав и законных интересов соответствующих субъектов.
Основными задачами, общими для всех хозяйствен-ных судов Республики Беларусь, являются:
обеспечение правильного и своевременного рассмот-рения и разрешения судами дел;
защита нарушенных или оспариваемых прав и за-конных интересов юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономи-ческой) деятельности, а в предусмотренных законодательными актами случаях также организации, не являю-щихся юридическими лицами, и иных граждан;
- содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.
Кроме того, с учетом участия Республики Беларусь в Конвенции о международном доступе к правосудию, сле-дует назвать еще одну задачу хозяйственного судопроиз-водства. В ст. 1 названной Конвенции, в частности, преду-сматривается, что граждане каждого из договаривающих-ся государств, а также лица, обычно проживающие на их территории, должны иметь право на правовую помощь в судах по гражданским и торговым делам на тех же услови-ях, что и граждане, а также лица, обычно проживающие в данном государстве. В государствах, где правовая помощь предоставляется по административным, социальным или налоговым делам, положения этой статьи должны приме-няться к делам, вынесенным на рассмотрение судов или трибуналов, компетентных по таким делам1. Хозяйствен-ные суды разрешают экономические споры, возникаю-щие из гражданских, административных и иных (земель-ных, финансовых, налоговых, бюджетных) правоотноше-ний, в том числе с участием иностранных лиц и лиц без гражданства. Поэтому приведенная норма Конвенции не-посредственно относится к судопроизводству в хозяйственных судах и еще одной задачей его является:
- обеспечение доступности правосудия по разрешению экономических споров и иных дел.
Одна из задач хозяйственного судопроизводства выте-кает из специфики разрешаемых споров. Экономический характер большинства дел, рассматриваемых хозяйствен-ными судами Республики Беларусь, предполагает, что они (хозяйственные суды) с помощью соответствующих пре-дусмотренных законом процессуальных действий должны
способствовать укреплению деловых отношений между сторонами гражданско-правового договора, формирова-нию устойчивых обычаев делового оборота в сфере пред-принимательской и иной экономической деятельности.
Кроме названных общих задач, на Высший Хозяйст-венный Суд возложены следующие задачи:
изучать и обобщать практику применения хозяй-ственными судами законодательства и давать разъяс-нения по вопросам судебной практики;
разрабатывать предложения по совершенствова-нию законодательства;
осуществлять проверку деятельности хозяйствен-ных судов, заслушивать отчеты их председателей и су-дей, изучать и распространять положительный опыт работы;
вести судебную статистику и организовывать ее ведение в других хозяйственных судах;
осуществлять меры по созданию условий для эф-фективной деятельности хозяйственных судов, в том числе по их кадровому, организационному и другим видам обеспечения;
решать в пределах своих полномочий вопросы по за-ключению и исполнению международных договоров Рес-публики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств и др.
Для решения поставленных задач хозяйственные суды выполняют такие функции, как: а) разрешение хозяйст-венных (экономических) споров и иных дел; б) преду-преждение нарушений законодательства в сфере предпри-нимательской и иной хозяйственной (экономической) дея-тельности; в) внесение предложений по совершенствова-нию законодательства и дача заключений по аналогич-ным предложениям других органов; г) ведение статисти-ческого учета и осуществление анализа статистических данных о своей деятельности; д) расширение международ-ных связей и т.д.
Правом на обращение в хозяйственный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных ин-тересов обладают:
юридические лица и индивидуальные предпринима-тели (граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и име-ющие статус предпринимателя);
организации, не являющиеся юридическими лицами (в том числе трудовые коллективы), и граждане, не явля-ющиеся индивидуальными предпринимателями, в случаях, предусмотренных законодательными актами. В частнос-ти, хозяйственные суды рассматривают дела по заявлени-ям трудовых коллективов, когда спор связан с устранени-ем препятствий для создания юридического лица - ком-мерческой организации, основанной на негосударствен-ной форме собственности.
В защиту государственных и общественных интере-сов, а также интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц такое же право имеют прокурор, государственные и иные органы в случаях, пре-дусмотренных законодательными актами;
3) иностранные и международные организации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Отказ от права на обращение в хозяйственный суд не-действителен.
Если законодательными актами или договором для определенной категории споров установлен досудебный порядок урегулирования спора, спор может быть передан на рассмотрение хозяйственного суда лишь при условии соблюдения такого порядка. Такой порядок предусмот-рен, например, для споров, вытекающих из договора пе-ревозки.
Прокурор, государственные и иные органы имеют право на обращение в хозяйственный суд без соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, если ими иск заявляется в интересах государства и общества.
П. 6 и 7 постановления Пленума Верховного Суда № 4 и Пле-нума Высшего Хозяйственного Суда № 3 от 22 июня 2000 г. «О раз-граничении подведомственности между общими и хозяйственными судами» // Нац. реестр правов. актов Респ. Беларусь. 2000. № 67, 6/248.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск «Беларусь». (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 05.01.1999, № 1, рег. № 1/0 от 04.01.1999) (с изменениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.).
2. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. N 219-З Принят Палатой представителей 11 ноября 1998 года. Одобрен Советом Республики 26 ноября 1998 года.