Рефераты

Система вычетов по НДФЛ

Система вычетов по НДФЛ

45

Министерство сельского хозяйства

Российской Федерации

Курская государственная сельскохозяйственная академия

им. Проф. И.И. Иванова

Курсовая работа

на тему: Система вычетов по НДФЛ

Курск 2008

Содержание

Введение

1. Понятие и содержание НДФЛ

1.1 Экономическое содержание

1.2 Характеристика основных элементов

1.3 Порядок исчисления и уплаты в бюджет

2. Налоговые вычеты по НДФЛ

2.1 Сущность налоговых вычетов

2.2 Виды налоговых вычетов

2.3 Налоговая декларация: назначение, порядок заполнения

3. Предложения по совершенствованию систем вычетов НДФЛ

Выводы и предположения

Список литературы

Введение

Немного об истории возникновения налога в России.

Первая своеобразная попытка ввести подоходное обложение в России относится к 1810 году, когда война с Наполеоном истощила государственный бюджет и требовались дополнительные источники финансирования. В течение последующих годов XIX века подоходное обложение отсутствовало. Настоящий подоходный налог был установлен лишь 6 апреля 1916 года под влиянием тех требований, которые в связи с мировой войной предъявлялись к бюджету. Законом были установлены многочисленные вычеты из дохода: издержки, связанные с получением дохода; взносы хозяев по страхованию рабочих; отчисления на амортизацию; убытки от порчи имущества; проценты по долгам; пожертвования; страховые премии по страхованию жизни и на “дожитие” и т.д. Давались льготы по семейному положению и по болезни. Ставки налога были прогрессивными (0,82 до 10%).

В налоговой системе любого государства всегда присутствуют два основных компонента - корпоративный и индивидуальный. Среди налогов, уплачиваемых населением, наиболее распространенным является подоходный налог, существующий практически во всех странах мира. Подоходным налогом называется налог, который взимается с дохода налогоплательщика.

Налог на доходы физических лиц является федеральным налогом, он установлен Налоговым Кодексом Российской Федерации (часть 2, глава 23) и взимается на всей территории страны. Приказом МНС РФ от 14.04.2004 N САЭ-3-04/284@. утверждены методические рекомендации налоговым органам о порядке применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса РФ.

В современных условиях налог на доходы физических лиц в РФ является одним из основных бюджетообразующих налогов (четвертый по фискальной значимости после ЕСН, НДС и налога на прибыль организаций). В настоящее время, вносимые изменения и дополнения в часть вторую, главу 23 НК РФ требуют постоянного исследования налога на доходы физических лиц: ставок, объектов и субъектов, налоговых вычетов, порядка исчисления и уплаты в бюджет. Данные обстоятельства и определяют актуальность курсового исследования.

1. Понятие и содержание НДФЛ

1.1 Экономическое содержание

Среди налогов, уплачиваемых населением наиболее распространенным является подоходный налог, существующий практически во всех странах мира. Подоходным налогом называется налог, который взимается с дохода плательщика.

В современных условиях почти во всех странах используется система индивидуального общеподоходного обложения с различной степенью прогрессии (в России ставка налога едина). Как и любой другой налог, подоходный налог является одним из инструментов регулирования экономики, с помощью которого государство пытается решить различные задачи.

Основная функция подоходного налога - фискальная, благодаря которой он используется как источник формирования доходов бюджета. Регулирующая функция подоходного налога с физических лиц заключается в том, что он обеспечивает перераспределение общественных доходов между различными категориями населения.

Через подоходное налогообложение достигается “поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними”. Иными словами, происходит передача средств в пользу более бедных и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более обеспеченные категории населения.

Сущность подоходного налога в России, как и отдельные его черты, во многом схожа с аналогичным налогом, применяемым во многих промышленно развитых странах. Его место в налоговой системе обусловлено общими принципами построения взимания.

Первым из основных принципов подоходного налогообложения является равенство перед ним всех плательщиков независимо от их социальной принадлежности - равное налоговое бремя всех граждан и прямое обложение доходов.

Вторым принципом является то, что подоходный налог - это личный налог физического лица - объектом обложения является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным плательщиком.

Третий принцип заключается в том, что основной способ взимания подоходного налога - у источника выплаты дохода - является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет.

Четвертый принцип - налогом облагается фактически полученный доход в любой форме: национальной и иностранной валюте, натуральной форме, в виде работ и услуг и материальной выгоды.

В современных условиях налог на доходы физических лиц в РФ является одним из основных бюджетообразующих налогов (четвертый по фискальной значимости после ЕСН, НДС и налога на прибыль организаций).

Он является главным из налогов с населения. На его долю приходится около 90% всех налогов с граждан. Значимость налога на доходы физических лиц в экономической политике обуславливается тем, что он затрагивает интересы более 80 млн. человек - почти всего трудоспособного населения России.

Относительно небольшая роль налога на доходы физических лиц в формировании доходной базы бюджета отражает низкий уровень доходов большинства россиян. В то же время на сравнительно низкий уровень поступлений налога на доходы физических лиц влияют и другие факторы (в частности, высокий уровень “укрывательства” доходов из-за низкой налоговой культуры и несовершенства системы декларирования доходов граждан). По мере повышения жизненного уровня населения и развития налоговой культуры роль налога на доходы физических лиц в нашей стране возрастает.

1.2 Характеристика основных элементов

Налогоплательщики НК РФ статья 207. - М.: Проспект, 2008.- 704 с. :

1. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

2. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

3. Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.

Объект налогообложения Там же статья 209. - С. 246.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Налоговая база Там же статья 210. - С. 246.

1. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

2. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

3. Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, подлежащих налогообложению, за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, подлежащих налогообложению, не переносится, если иное не предусмотрено настоящей главой.

4. Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты, предусмотренные статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, не применяются.

5. Доходы (расходы, принимаемые к вычету в соответствии со статьями 218 - 221 настоящего Кодекса) налогоплательщика, выраженные (номинированные) в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения доходов (на дату фактического осуществления расходов).

Налоговый период Там же статья 216. - С. 260 .

Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые ставки Там же статья 224. - С. 285:

1. Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. Налоговая ставка устанавливается в размере 35 процентов в отношении следующих доходов:

? стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 настоящего Кодекса;

? страховых выплат по договорам добровольного страхования в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 213 настоящего Кодекса;

? процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных на срок не менее шести месяцев) и 9 процентов годовых по вкладам в иностранной валюте;

? суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 настоящего Кодекса, за исключением доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованными ими на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих целевое использование таких средств.

3. Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

4. Налоговая ставка устанавливается в размере 9 процентов в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов.

5. Налоговая ставка устанавливается в размере 9 процентов в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.

Порядок исчисления налога Там же статья 225. - С. 286.

1. Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, процентная доля налоговой базы.

Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 4 статьи 210 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

2. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

3. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

4. Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.

1.3 Порядок исчисления и уплаты в бюджет

Порядок исчисления налога.

С 1 января 2002 года налог на доходы физических лиц в полном объеме остается в распоряжении региональных и местных бюджетов для выполнения поставленных перед ним социальных задач.

Порядок исчисления НДФЛ определяется в статье 225 НК РФ. Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 НК РФ (13%), процентная доля налоговой базы.

=

Рис.1. Определение суммы налога по ставке 13%

Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 4 статьи 210 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения исчисленных сумм налога.

= +

Рис. 2. Определение общей суммы налога, подлежащей удержанию из доходов работника

Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.

Особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц. Порядок и сроки уплаты налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей указанными лицами.

Особенности исчисления и уплаты сумм налога обычными категориями физических лиц устанавливает статья 227 НК РФ. Исчисление и уплату налога в соответствии со статьей производят следующие налогоплательщики:

1) физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;

2) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

Эти категории налогоплательщиков самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.

Налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В случае появления в течение года у налогоплательщиков доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в 5 срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.

Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от видов деятельности: частной практики и осуществления предпринимательской деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 НК РФ.

Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:

1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

В случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления деятельности на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты.

Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации.

Особенности исчисления налога в отношении отдельных видов доходов. Порядок уплаты налога.

Статья 228 НК РФ устанавливает особенности исчисления и уплаты налога в отношении отдельных видов доходов для 5 категорий налогоплательщиков. Исчисление и уплату налога в соответствии со статьей производят следующие категории налогоплательщиков:

1) физические лица - исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;

2) физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;

3) физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, - исходя из сумм таких доходов;

4) физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, - исходя из сумм таких доходов;

5) физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), - исходя из сумм таких выигрышей.

Эти категории налогоплательщиков самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.

Налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа: первый - не позднее 30 календарных дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, второй - не позднее 30 календарных дней после первого срока уплаты.

2. Налоговые вычеты по НДФЛ

По налогу на доходы физических лиц в качестве налоговых льгот предусмотрены налоговые вычеты, предоставляемые налогоплательщикам при расчете налоговой базы и уменьшающие налогооблагаемый доход.

Следует обратить внимание на два ограничения по применению налоговых вычетов:

1) налоговые вычеты применяются лишь в отношении доходов на логовых резидентов РФ; в отношении доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, налоговые вычеты не применяются.

2) налоговые вычеты могут уменьшать только те доходы налоговых резидентов РФ, которые попадают под обложение общей налоговой ставки (13%).

В соответствии со ст. 218 - 221 НК РФ предусмотрены четыре вида налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные. Для наглядного восприятия рассмотрим схему 2.

2.1 Сущность налоговых вычетов

Налоговые вычеты представляют собой налоговую льготу, посредством использования которой налогоплательщик вправе уменьшить свои налогооблагаемые доходы. Необходимым условием получения вычетов является наличие обязанности уплачивать налог на доходы. Отсутствие такой обязанности означает отсутствие права на получение налоговых вычетов, т.к. сущность налоговых вычетов состоит в уменьшении налогооблагаемой базы для отдельных категорий граждан.

Для предоставления вычетов не имеет значения, по каким основаниям получен доход, если иное не установлено НК РФ. Вычет может быть предоставлен работникам по трудовым соглашениям либо лицам, выполняющим работу по гражданско-правовым договорам, авторам произведений и т.п.

2.2 Виды налоговых вычетов

Стандартные налоговые вычеты.

Данные вычеты перечислены в ст. 218 НК РФ. Их сущность состоит в том, что определенные категории налогоплательщиков имеют право уменьшить налогооблагаемый доход на определенные суммы. Причем налогоплательщикам, которые имеют право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов.

Налоговый вычет в размере 400 руб. в месяц распространяется на всех налогоплательщиков, не относящихся к категориям, специально указанным в ст. 218 НК РФ. Данный вычет действует до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 20 000 руб.

Стандартный налоговый вычет, предусмотренный для налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями или супругами родителей или являются опекунами, попечителями или приемными родителями, предоставляется независимо от предоставления иного стандартного налогового вычета.

Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям, приемным родителям данный налоговый вычет производится в двойном размере. Предоставление указанного налогового вычета вдовам (вдовцам), одиноким родителям прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления их в брак. Под одинокими родителями здесь понимается один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке.

Налоговый вычет предоставляется за период обучения ребенка (детей) в образовательном учреждении и (или) учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения.

Установленные ст. 218 НК РФ стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

Если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, то по окончании налогового периода на основании заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов.

Стандартный налоговый вычет не накапливается в течение налогового периода, поэтому в случае отсутствия налоговой базы за отдельные месяцы налогового периода стандартный вычет за это время не полагается.

По данному вопросу отсутствует единообразная судебно-арбитражная практика. Так, по другому делу арбитры указали, что ст. 218 НК РФ право на получение стандартного вычета не ставится в зависимость от наличия дохода по итогам месяца. Право на получение стандартных налоговых вычетов имеют в том числе лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Социальные налоговые вычеты.

Социальные налоговые вычеты предоставляются налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации по окончании налогового периода.

Налоговые агенты не вправе предоставлять социальные налоговые вычеты. Закон не предусматривает возможности переноса части неиспользованного социального вычета на другой налоговый период.

Статья 219 НК РФ устанавливает три цели, расходы на которые уменьшают налогооблагаемую базу.

Благотворительные цели:

в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов;

в виде денежной помощи физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд;

в виде денежной помощи в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, -- в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде.

Обучение:

в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, -- в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 50 000 руб.;

в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, -- в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на обучение.

Такими документами, в частности, могут являться: договор с образовательным учреждением, имеющим лицензию на оказание соответствующих образовательных услуг, на обучение в этом учреждении; справка учебного заведения, подтверждающая, что ребенок налогоплательщика обучался в соответствующем налоговом периоде на дневной (очной) форме обучения; свидетельство о рождении ребенка налогоплательщика; платежные документы, подтверждающие оплату обучения, -- Письмо Минфина России от 22 июня 2007 г. N 04-2-03/001003.

Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения указанных лиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения.

Социальный налоговый вычет не применяется в случае, если оплата расходов на обучение производится за счет средств материнского (семейного) капитала, направляемых для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Как видно, если налогоплательщик платит сам за свое обучение, то не имеет значения форма обучения для предоставления социального вычета. При оплате же за детей вычет возможен лишь при дневной форме обучения.

Предоставление социального вычета при обучении налогоплательщика не зависит от вида образовательных услуг, т.е. это могут быть в том числе курсы иностранного языка.

Нужно учитывать, что если оплата обучения ребенка происходит за счет общих средств родителей, находящихся в браке, то каждый из них вправе использовать социальный вычет.

«Из смысла данной нормы закона следует, что если оба родителя участвуют в оплате обучения ребенка, то налоговый вычет предоставляется каждому из родителей и оба родителя вправе получить социальный налоговый вычет в сумме, фактически уплаченной ими за обучение своего ребенка. Статья 219 НК РФ не содержит условия предоставления социального вычета только тому супругу, который указан в справке на оплату обучения.

В соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика».

Лечение:

в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации;

в сумме, уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях Российской Федерации (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством РФ);

в сумме стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством РФ), назначенных лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств.

При получении социального налогового вычета на лечение учитываются суммы страховых взносов, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам добровольного личного страхования, заключенным им со страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности, предусматривающим оплату такими страховыми организациями исключительно услуг по лечению.

Общая сумма социального налогового вычета на лечение не может превышать 50 000 руб. По дорогостоящим видам лечения в медицинских учреждениях РФ сумма налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов. Перечень дорогостоящих видов лечения утверждается постановлением Правительства РФ.

Вычет сумм оплаты стоимости лечения и (или) уплаты страховых взносов предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение, приобретение медикаментов или на уплату страховых взносов.

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику, если оплата лечения и приобретенных медикаментов и (или) уплата страховых взносов не были произведены организацией за счет средств работодателей.

Предоставление социального вычета на лечение не зависит от формы собственности и организационно-правовой формы медицинского учреждения. Вычет также положен и при обращении налогоплательщика за медицинской помощью к частнопрактикующему врачу.

Имущественные налоговые вычеты.

С его помощью происходит регулирование и экономическое стимулирование таких отраслей экономики, как жилищно-строительный комплекс, рынок ценных бумаг и иных финансовых инструментов для физических лиц и инвестиционный сектор. С другой стороны, благодаря имущественным вычетам налогоплательщики могут экономить значительные средства на НДФЛ при осуществлении сделок с недвижимостью, ценными бумагами и прочим имуществом.

Правила предоставления данных вычетов, установленные в ст. 220 НК РФ, вызывают наибольшее число вопросов. Имущественные налоговые вычеты предоставляются в двух ситуациях: при продаже какого-либо имущества и при расходах на строительство или приобретение жилого помещения (доли в нем).

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ налогоплательщик при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ имеет право на получение имущественных вычетов:

в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 000 000 руб.;

в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих 125 000 руб.;

при продаже жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков и земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества.

Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов, за исключением реализации налогоплательщиком принадлежащих ему ценных бумаг.

При продаже доли (ее части) в уставном капитале организации налогоплательщик также вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.

Особенности определения налоговой базы по доходам налогоплательщика, полученным от долевого участия в организации, установлены в ст. 214 НК РФ.

При продаже гражданином доли (части доли) в уставном капитале налогоплательщик не вправе получить имущественный вычет, но может уменьшить доходы на понесенные расходы.

Если покупателем доли выступает юридическое лицо, то оно будет налоговым агентом и будет обязано исчислить, удержать и уплатить сумму налога на доходы физических лиц -- Письмо Минфина России от 13 июня 2006 г. N 03-05-01-04/156.

Таким образом, налогоплательщик имеет право выбора: или воспользоваться имущественным вычетом, или уменьшить сумму полученных доходов на произведенные расходы. В некоторых ситуациях выгоднее уменьшить доходы на расходы вместо использования вычета, например при продаже налогоплательщиком нежилого помещения. В этой ситуации налогоплательщик вправе получить вычет на сумму не более 125 000 руб. (продажа иного имущества). Поэтому в этой ситуации выгоднее уменьшить доходы на расходы и отнести к расходам, в частности, документально подтвержденные затраты на приобретение реализованного имущества, а также суммы других затрат, произведенных налогоплательщиком в целях улучшения потребительских качеств этого имущества, -- Письмо ФНС России от 25 января 2007 г. N 04-2-02/63@.

В других ситуациях налогоплательщик вообще не имеет права на имущественный вычет, но вправе уменьшить полученные доходы на понесенные расходы, связанные с приобретением отчуждаемого имущества (имущественных прав).

Право налогоплательщика уменьшить доходы на расходы в целях исчисления налога не зависит от существования права на получение имущественного вычета -- это общий принцип налогообложения.

Может ли гражданин воспользоваться имущественным вычетом в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ при продаже не завершенного строительством жилого дома в общем порядке, установленном для продажи жилого помещения? В пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ по этому поводу ничего не сказано. Вместе с тем пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ допускает возможность получения имущественного вычета и при приобретении не оконченного строительством жилого дома.

Не оконченный строительством жилой дом может не быть предметом действующего договора, тогда налогоплательщик вправе получить свидетельство о праве собственности как на объект незавершенного строительства.

Если строящийся дом является предметом действующего договора, то в этом случае продавец вправе совершить уступку своих прав по договору. Покупатель в этом случае приобретает право на имущественный вычет, а продавец нет.

"…Лицо, приобретающее право требования, согласно абзацу первому пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ имеет право на получение налогового вычета…

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты