Рефераты

Система юридических лиц

еволюционные изменения 1917 г. внесли кардинальные перемены как в систему гражданского права, так и в содержание института юридических лиц России. Появление первого социалистического государства в мире дало уникальную возможность изучения трансформации данного субъекта в совершенно особых условиях. В обществе господствовала идеология, отрицающая частноправовые отношения, практически все материальные ресурсы сосредоточиваются в рамках государственной формы собственности. Все это существенным образом сказалось на правовой природе юридического лица советского периода.

Несмотря на сохраняющиеся частноправовые формы юридических лиц в законодательстве первой половины XX в. в СССР, их правовое положение сначала подчиняется общему режиму плановой экономики, а затем они полностью устраняются либо органически сливаются с государственным сектором, как это произошло с кооперативными юридическими лицами. Обобщающим становится понятие хозрасчетного предприятия. Оно является основным субъектом хозяйствования в промышленности, определяющей формой юридического лица социалистического гражданского права.

Правовая природа государственного предприятия основывалась на режиме государственной собственности. Права юридического лица фактически признавались за объектом гражданских прав, то есть происходила последующая персонификация выделенного государственного имущества. А.В. Венедиктов особо подчеркивает законодательное признание за государственным предприятием прав юридического лица. Связано это с тем, что в дореволюционном гражданском праве очень четко разграничивались данные понятия - юридическое лицо как субъект права и предприятие как объект субъективных гражданских прав. Изменившаяся действительность потребовала новых правовых моделей. Однако терминология использовалась прежняя, что вызывало потребность в установлении четкости ее содержания.

Современные исследователи, в частности И.П. Грешников, отрицают наличие гражданско-правового статуса юридического лица за государственными предприятиями в СССР, делая исключение лишь для тех советских организаций, которые имели выход на международный рынок и были задействованы во внешнеэкономической сфере Грешников И.П. Субъекты гражданского права: юридическое лицо в праве и законодательстве. [Текст] - СПб., Центр-Пресс. 2002. - С. 71-75.. Определенные основания для подобного умозаключения действительно существуют. Но необходимо отметить следующее. Предприятия советского гражданского права соответствовали тому пониманию юридического лица, которое было свойственно данному времени. Если мы будем изучать организационно-правовую форму юридического лица в отрыве от условий ее существования в определенный исторический период, то подобная искусственная модель может дать лишь "лабораторные" выводы, формальные, не основанные на конкретных социально-экономических факторах. Юридическое лицо как правовая категория взаимодействует с социально-правовой и экономической системами страны. Какие-то определенные общие черты остаются вне зависимости от общественно-политического строя, но в целом институт юридического лица в советский период подвергся серьезным трансформациям. Но юридическое лицо в целом является изменчивой категорией, подпадающей под воздействие различного рода факторов. Обоснование наличия необходимых статусообразующих признаков в конструкции государственного предприятия стало потребностью в развитии доктрины того периода. При этом возможности традиционных цивилистических конструкций в тех условиях были значительно ограничены. Неслучайно, что именно в то время активно развивается хозяйственно-правовая концепция. Были проведены исследования в области правосубъектности, определения содержания и правовой природы имущественных прав социалистических предприятий и организаций, созданы новые типы объединений предприятий, позволяющие учитывать особенности социалистической экономики, происходит развитие законодательства в части предоставления прав трудовым коллективам предприятий, преодоления их отчужденности от конечного результата деятельности организации.

Понятие производственного объединения в то время являлось в большей степени экономической, а не юридической категорией. Согласно п. 1 Постановления Совмина СССР 1973 г. всесоюзное и республиканское промышленное объединение - это хозяйственный комплекс, состоящий из промышленных предприятий, научно-исследовательских, конструкторских, технологических организаций. Однако основная масса участников данных объединений не являлись юридическими лицами, так как считались первичным звеном промышленности. По сути, это прообраз современных холдинговых образований, финансово-промышленных комплексов. Цели объединений во многом сопоставимы с современными структурами, так как связаны они были с высокими требованиями новых технологических процессов, необходимостью активного участия в конкурентной борьбе, стремлением к уменьшению издержек при производстве товаров. Объединение решало общие стратегические задачи, координировало деятельность всех элементов структуры, определяло перспективные планы развития для всех участников в целом, за счет чего стремилось реализовать в готовой продукции достижения научно-технического прогресса, оптимизировать хозяйственные связи.

К 1964 г. в СССР насчитывалось уже порядка десяти различных наименований юридических лиц. Но в ст. 24 ГК РСФСР 1964 г. они перечисляются условно, отдельные разновидности не фиксируются. Можно выделить:

- государственные предприятия и иные государственные организации, состоящие на хозяйственном расчете, имеющие закрепленные за ними основные и оборотные средства и самостоятельный баланс;

- учреждения, имеющие самостоятельную смету, руководители которых пользуются правами распорядительных кредитов;

- колхозы, кооперативные организации и объединения.

Кроме того, в системе юридических лиц того периода существовали и "нетипичные" организационно-правовые формы юридического лица, такие как кооперативно-государственные и государственно-кооперативные предприятия и организации, в том числе и в сфере сельского хозяйства. Но по своей правовой природе в большей степени они тяготели к государственным юридическим лицам.

Последнее десятилетие существования СССР и первые годы жизнедеятельности России как независимого государства обозначили первостепенное значение законодательной деятельности как ключевого фактора экономических преобразований в стране. Однако большинство норм лишь завуалировано раскрывали параметры предстоящих изменений. Основным недостатком законодательства о юридических лицах как советского периода (80-е годы), так и постсоветского времени (начало 90-х годов) является отсутствие политической воли на создание открытой, логичной структуры частноправового массива, регламентирующего виды организационно-правовых форм обособления капитала Панкратов П.А., Козлова Н.В. Юридическое лицо как инструмент перераспределения собственности (к 15-летию начала реформы института юридического лица) [Текст] // Вестн. Моск. ун-та. Серия 11. Право. - 2002. - № 1. - С. 13.. Достаточно длительное время фактически скрытыми для большинства населения оказываются и цели деятельности создаваемых организаций, в том числе и путем приватизации.

Большое количество подобных нововведений содержал Закон СССР о государственном предприятии 1987 г. Предприятиям было предоставлено право перехода на арендные отношения и соответственно выход из отраслевого подчинения государственным управленческим органам. Данное правило стало шагом к будущему изменению формы собственности государственных предприятий и объединений. В соответствии с п. 7 ст. 5 указанного Закона предприятиям, объединениям и организациям было предоставлено право самостоятельного создания на договорных началах концернов, консорциумов, межотраслевых государственных объединений, государственных производственных объединений, различных ассоциаций и других крупных организационно-правовых структур, в том числе с участием кооперативов и совместных предприятий, создаваемых с фирмами иностранных государств.

Но в связи с введением данной нормы нерешенными оказываются следующие проблемы:

1) правовой статус подобных объединений, их отличия друг от друга не устанавливаются;

2) происходит "размывание" провозглашаемых Конституцией СССР и ГК РСФСР 1964 г. форм собственности; не устанавливается, каким образом будут решаться имущественные вопросы в подобных объединениях;

3) договорные начала создания подобных объединений фактически противоречат действующим в то время положениям ГК РСФСР 1964 г., например, в части регулирования договора о совместной деятельности.

В соответствии со ст. 434 ГК РСФСР 1964 г. договоры между гражданами и социалистическими организациями не допускались, так как не допускалось смешения права государственной собственности с личной собственностью. В случае объединения государственного имущества с иным, в том числе находящимся в частной собственности иностранных юридических лиц, не сохраняется государственная форма собственности. Говорить о случайности выбранного законодателем подхода не приходится, так как эта проблема не раз поднималась в советской юридической литературе.

Таким образом, система юридических лиц в постсоветский период являлась нестабильной, не обладала логичностью построения и в целом не соответствовала принципу системности. Тем не менее она складывалась постепенно, по мере развития отношений разгосударствления и коммерциализации. Нормативные акты "пестрели" перечислением отдельных наименований юридических лиц без четкого определения их организационно-правовой формы, отсутствовали необходимые правила реорганизации, порядка правопреемства и пр. Не было установлено четкого определения понятия предприятия. В некоторых случаях, например при определении индивидуального частного предприятия, арендного предприятия, речь в большей степени идет об имущественном комплексе, а не о самостоятельном хозяйствующем субъекте. Смешение понятия предприятия как объекта гражданских правоотношений и субъекта оборота наиболее ярко проявилось в приватизационном законодательстве.

Но несмотря на нестабильность законодательной базы, отсутствие четких принципов построения системы юридических лиц, именно в конце 80-х - начале 90-х годов XX в. была заложена основа для современной законодательной и теоретической базы. При этом разработчики Гражданского кодекса РФ (1994 г.) широко использовали и те идеи, наработки, которые сформировались в более ранние периоды развития отечественного гражданского права. Все это в совокупности позволило создать достаточно эффективный, соответствующий реальной экономической и политической действительности, логичный по своему содержанию нормативный акт, заложивший основу построения системы юридических лиц нашей страны.

2.2 Коммерческие юридические лица

Наиболее распространенной и универсальной группой организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц являются хозяйственные общества и товарищества.

В основе института хозяйственного (торгового) общества (товарищества) лежит договор товарищества (societas) римского права
Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. [Текст] - М., Статут. 2005. - С. 296.. Его развитие шло от обязательственного отношения, договора - к субъектному статусу, по пути ограничения ответственности участников товарищества, все большего отделения их личностей от личности товарищества, вытеснения личного участия участием имуществом (капиталом). В результате этот институт обрел ряд характерных черт.

Как правило, хозяйственное (торговое) общество (товарищество) служит средством концентрации в одних руках разрозненных капиталов, дающих в хозяйственной деятельности (каждый в отдельности) небольшой эффект. Его цель - извлечение доходов, получение прибыли.

Из всего известного мировой практике многообразия хозяйственных обществ и товариществ современное российское законодательство выбрало пять видов.

Полное товарищество ближе всех хозяйственных товариществ находится к договорному объединению.

Участниками полного товарищества могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации с запретом участия в других полных товариществах и ограничением участия в некоторых юридических лицах. Участники полного товарищества сохраняют полную самостоятельность с ограничением права совершать сделки, входящие в предмет деятельности полного товарищества или однородные ему.

Полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора. Применительно к фирменному наименованию полного товарищества законодательство содержит специальные требования, связанные с индивидуализацией участников.

Прибыль и убытки, образующиеся в результате деятельности полного товарищества, распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено соглашением участников. Размер доли влияет на имущественные права и обязанности участников, но не имеет значения для реализации права на участие в управлении деятельностью полного товарищества.

К принципам управления делами товарищества можно отнести правило об общем согласии всех участников при принятии решений. В случаях же, предусмотренных учредительным договором, решение может приниматься большинством голосов. Каждый участник полного товарищества имеет, по общему правилу, один голос (диспозитивная норма, может быть изменена учредительным договором) и вправе действовать от имени полного товарищества, если учредительным договором не установлено, что все участники ведут дела совместно или ведение дел поручено отдельным участникам. Совместное ведение дел означает, что совершение каждой сделки требует согласия всех участников.

Особенностью полного товарищества является то, что его участники солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам всем своим имуществом независимо от размера вклада. Предусмотрена и ответственность нового участника по обязательствам, возникшим до его вступления в полное товарищество, а также выбывшего из полного товарищества участника по обязательствам, возникшим до его выбытия.

В ГК содержится правило о получении участником стоимости части имущества полного товарищества, соответствующей доле этого участника в складочном капитале, при выходе из него.

По общему правилу, выход одного из участников означает ликвидацию полного товарищества. Но учредительным договором или соглашением остающихся участников может быть предусмотрено, что полное товарищество продолжает свою деятельность. Полное товарищество ликвидируется, если в товариществе остается единственный участник, который в течение 6 месяцев не преобразует полное товарищество в хозяйственное общество. Возможны иные основания изменения состава участников полного товарищества.

В целом отношения участников полного товарищества носят доверительный характер, обусловленный солидарной ответственностью по его обязательствам.

Товарищество на вере, иначе именуемое коммандитное товарищество, создается на основе сочетания принципов полной и ограниченной ответственности.

Его участниками являются две группы лиц. Одна из них включает полных товарищей (индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации), которые осуществляют от имени товарищества на вере предпринимательскую деятельность и несут ответственность по обязательствам товарищества на вере всем своим имуществом. Во вторую входят один или несколько участников, именуемые вкладчиками (коммандитистами), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества на вере, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не участвуют в осуществлении товарищества на вере предпринимательской деятельности.

В отношении учредительных документов и фирменного наименования товарищества на вере действуют правила, аналогичные нормам о полном товариществе.

Правовое положение полных товарищей в товарищество на вере такое же, как и участников полного товарищества, они солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам товарищества на вере, имеют исключительное право на участие в управлении его деятельностью.

Вкладчики не вправе оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества на вере. От имени последнего они выступают только по доверенности. В отличие от полных товарищей вкладчики получают при выбытии из товарищества на вере не часть имущества пропорционально их долям в складочном капитале, а лишь свой вклад. Но право на получение вклада является преимущественным и гарантированным. Кроме того, вкладчик может передать свою долю в складочном капитале или ее часть другому лицу без согласования с участниками товарищества на вере, а также имеет преимущественное право покупки доли (ее части) перед третьими лицами.

Выбытие всех вкладчиков в товариществе на вере требует его ликвидации или преобразования в ПТ.

Товарищество на вере является переходной формой от объединения лиц к объединению капиталов.

Общества с ограниченной ответственностью (OOO) - одна из наиболее распространенных организационно-правовых форм коммерческих организаций. Это статутные объединения юридических и физических лиц в целях осуществления предпринимательской деятельности.

Число участников не должно превышать предела, установленного специальным законодательством (на сегодняшний день - 50). Допускается возможность создания ООО одним лицом.

Учредительными документами ООО являются учредительный договор и устав. При учреждении ООО одним участником - только устав. Фирменное наименование ООО индивидуализирует само юридическое лицо, а не его участников, как в хозяйственных товариществах: оно должно содержать наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью".

Уставный капитал ООО формируется из стоимости вкладов его участников. Участники ООО получают часть прибыли пропорционально долям в уставном капитале, не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах внесенных ими вкладов Тихомиров М.Ю. Общество с ограниченной ответственностью: порядок создания [Текст] // Адвокат. - 2007. - № 10. - С. 16..

Участники управляют делами ООО на основаниях, определенных в уставе, через специальные органы. Высшим органом является общее собрание участников. Единоличный исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство деятельностью ООО и подотчетный общему собранию его участников, может быть избран также не из числа его участников.

ООО практически освобождается от публичной отчетности - опубликования сведений о результатах ведения его дел.

В связи с тем, что ООО - объединение капиталов, а не лиц, а также с необходимостью реализации принципа ограниченной ответственности предусматривается большая свобода отчуждения долей в уставном капитале.

Доля может быть отчуждена только в оплаченной части. Отчуждение доли другим участникам ООО осуществляется без каких-либо ограничений. Отчуждение доли (ее части) третьим лицам допускается, если уставом общества не предусмотрено иное.

Участники ООО пользуются преимущественным правом покупки продаваемой доли пропорционально размерам своих долей, если уставом общества или соглашением его участников не предусмотрен иной порядок. Срок реализации этого права - один месяц со дня извещения (или иной срок, предусмотренный уставом или соглашением участников ООО) - и является пресекательным. По истечении этого срока допускается отчуждение доли третьим лицам.

Если в соответствии с уставом ООО отчуждение доли третьим лицам невозможно, а другие участники общества от ее покупки отказываются, то эта доля выкупается самим ООО, которое обязано реализовать ее другим участникам или третьим лицам в ограниченные законом и учредительными документами сроки или уменьшить величину уставного капитала. ООО выплачивает участнику действительную стоимость доли либо выдает ему в натуре имущество, соответствующее такой стоимости.

Кроме отчуждения части доли участник ООО имеет право выхода из него в любое время независимо от согласия других участников.

Добровольная реорганизация или ликвидация ООО возможны только по единогласному решению его участников, причем реорганизация в форме преобразования возможна только в акционерное общество или в производственный кооператив Тихомиров М.Ю. Общество с ограниченной ответственностью: реорганизация [Текст] // Адвокат. - 2007. - № 11. - С. 16.. С одной стороны, сохраняется цель прежнего юридического лица - извлечение прибыли - и право собственности на имущество; с другой, - исключаются проблемы с составом участников, который в хозяйственных товариществах ограничен Об обществах с ограниченной ответственностью [Текст]: [федеральный закон № 14-ФЗ, принят 08.02.1998 г., по состоянию на 18.12.2006] // СЗ РФ. - 1998. - № 7. - Ст. 785..

К обществам с дополнительной ответственностью (ОДО) применяются правила ГК об ООО, если иное не предусмотрено ст. 95 ГК.

В отличие от ООО в ОДО при недостаточности имущества общества по его обязательствам субсидиарную ответственность несут его участники. Участники ОДО отвечают перед кредиторами общества своим имуществом в одинаковом для всех участников размере, кратном стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам ОДО распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок не предусмотрен учредительными документами.

Это дает преимущество в получении средств, повышает ответственность участников за результаты деятельности общества. ОДО занимает промежуточное положение между хозяйственными товариществами с неограниченной ответственностью их участников и хозяйственными обществами с ограниченной ответственностью.

Акционерное общество (АО) - на сегодняшний день самая распространенная организационно-правовая форма, максимально отстоящая от первоначального для хозяйственных товариществ и обществ договорного начала.

Учредительным документом АО является его устав. Договор о создании АО, хотя и носит название учредительного, но к учредительным документам не относится.

Акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. АО не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. В законодательстве четко прослеживается разграничение между учредителями АО и другими участниками, хотя все они именуются акционерами, но первые в начальном периоде существования АО обладают дополнительными правами и обязанностями. Так, учредители АО несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим до регистрации общества Чуряев А.В. Государственная регистрация юридических лиц в России: отдельные аспекты [Текст] // Адвокат. - 2006. - № 4. - С. 18.. В ряде случаев учредители в течение определенного срока после создания АО ограничены в праве отчуждения принадлежащих им акций. Учредители имеют возможность чаще реализовать преимущественное право приобретения дополнительных акций, так как являются участниками АО с момента его регистрации и "присутствуют" при эмиссиях акций именно с этого момента Соцкова А.В. Некоторые вопросы реорганизации акционерных обществ [Текст] // Юридический мир. - 2008. - № 1. - С. 16..

Уставный капитал АО формируется за счет вкладов участников и представляет собой абстрактную величину, равную сумме номинальных стоимостей акций общества, приобретенных акционерами. АО является единственным юридическим лицом, имеющим право выпуска специальных ценных бумаг - акций. Кроме удостоверения внесения определенного вклада и, соответственно, членства в АО, акции еще определяют долю участия акционеров (участников) в доходах и расходах АО, управлении им, подлежат свободному отчуждению. В АО наиболее полно выражается принцип ограниченной ответственности акционеров за долги АО. Наряду с риском утраты стоимости акций они при ликвидации АО могут нести ответственность в пределах невнесенной ими части стоимости приобретенных акций Белоусова М.В. Акционерное общество: правовые основы [Текст] // Налоги (газета). - 2007. - № 40. - С. 9..

Акционерное законодательство и законодательство о рынке ценных бумаг предусматривают выпуск обыкновенных и привилегированных акций. Собственники привилегированных акций в отличие от собственников обыкновенных акций наделены дополнительными правами имущественного характера - на первоочередное получение части прибыли в форме дивиденда и части имущества АО (фиксированного размера), остающегося при его ликвидации после расчетов с кредиторами Кулик А.А. Право на участие в распределении прибыли корпоративной организации [Текст] // Право и политика. - 2007. - № 10. - С. 21..

Акционеры приобретают право на получение дивидендов на имеющиеся у них акции при двух условиях: 1) наличие у АО прибыли и 2) принятие общим собранием акционеров решения о выплате в определенные сроки дивидендов.

В самом общем виде принципы участия акционеров в АО сводятся к одинаковому объему прав по акциям одной категории (типа), к голосованию по принципу "одна голосующая акция - одна акция". Общемировой тенденцией является увеличение в акционерном законодательстве доли норм, посвященных правам акционеров. Нарушение последних влечет за собой ответственность АО.

В АО максимально развита система органов, в том числе органов управления. Выделяются органы стратегического и тактического управления, управления и контроля. Кроме общего собрания акционеров - высшего органа управления - и ревизионной комиссии, все остальные могут формироваться как из числа акционеров, так и из лиц, не являющихся акционерами. Специальное законодательство подробно регулирует вопросы компетенции органов и кворума.

Добровольная реорганизация или ликвидация АО возможны по решению общего собрания акционеров, причем в соответствии с ГК реорганизация в форме преобразования возможна только в ООО или в производственный кооператив. На наш взгляд, это объясняется теми же причинами, что и ограничения на преобразование ООО. Но специальное законодательство установило также возможность преобразования АО в некоммерческое партнерство по единогласному решению всех акционеров Карлин А.А. Процедура преобразования акционерного общества: теория и практика [Текст] // Журнал российского права. - 2008. - № 1. - С. 10..

Именно в АО реорганизуются государственные и муниципальные унитарные предприятия в процессе приватизации.

Закон различает открытые и закрытые АО. Для первых предусмотрен более высокий минимальный размер уставного капитала. Количество участников ОАО не ограничено. ОАО вправе размещать свои акции путем открытой подписки и свободной продажи и путем закрытой подписки с распределением акций между заранее определенным кругом лиц. ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков, ежегодно привлекать для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности независимого профессионального аудитора. Кроме этого, ОАО обязано раскрывать проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами РФ, сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном специальным законодательством, иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Общества, учредителями которых выступают Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальные образования (за исключением обществ, создаваемых в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий), могут быть только открытыми.

У закрытого акционерного общества (ЗАО) меньше легальный минимальный размер уставного капитала. Количество участников ЗАО не должно превышать 50 под угрозой преобразования в ОАО или ликвидации. ЗАО вправе размещать свои акции только путем закрытой подписки между учредителями или иного, заранее определенного круга лиц. В ЗАО не может быть счетной комиссии, может не быть совета директоров (наблюдательного совета) и его председателя. Акционеры ЗАО пользуются преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них, если уставом общества не предусмотрен иной порядок осуществления данного права. Уставом ЗАО может быть предусмотрено преимущественное право приобретения самим ЗАО акций, продаваемых его акционерами, если другие акционеры не использовали свое преимущественное право приобретения акций. Уступка преимущественных прав не допускается.

Правовое регулирование организации и деятельности АО осуществляется общегражданским законодательством, акционерным законодательством Об акционерных обществах [Текст]: [федеральный закон № 208-ФЗ, принят 26.12.1995 г., по состоянию на 01.12.2007] // СЗ РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 1., законодательством о рынке ценных бумаг, а также по отдельным вопросам - антимонопольным, банковским, страховым законодательством и законодательством о приватизации.

Не являются самостоятельной организационно-правовой формой дочерние и зависимые хозяйственные общества (ст. ст. 105, 106 ГК). Следует отметить, что дочерним, зависимым и преобладающим (участвующим) может быть только хозяйственное общество, а материнским (основным) как хозяйственное общество, так и хозяйственное товарищество.

Дочерние общества (ДО) находятся в определенном подчинении, зависимости от основного хозяйственного общества или товарищества, которое может быть обусловлено:

преобладающим участием в уставном капитале;

заключенным договором;

иными условиями, которые приводят к возможности определять решения, принимаемые ДО.

Действующим законодательством четко не определена доля одного хозяйствующего субъекта в уставном капитале другого хозяйствующего субъекта, которая была бы определяющим в признании одного общества дочерним по отношению к другому.

Основное общество (товарищество), которое имеет право давать ДО обязательные для него указания, отвечает солидарно с ДО по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний. В случае несостоятельности (банкротства) ДО по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам. Участники ДО вправе требовать возмещения основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине ДО, если иное не установлено специальным законодательством. Следовательно, речь идет о предъявлении иска в интересах третьего лица. За рубежом они получили признание как косвенные иски.

Действующим законодательством наряду с ДО предусмотрено существование зависимых хозяйственных обществ (ЗО).

Общество признается зависимым в том случае, когда преобладающему, участвующему обществу принадлежит более 20% голосующих акций АО или более 20% уставного капитала ООО.

Информация о наличии ДО и ЗО является публичной, обязательной к раскрытию.

Второй группой организационно-правовых форм юридических лиц являются кооперативы, построенные на принципе членства и относящиеся к объединениям лиц.

Производственный кооператив (ПК) - добровольное объединение граждан (а в случаях, предусмотренных законом и учредительными документами, и юридических лиц), созданное ими на основе членства для ведения совместной деятельности, основанной на их личном труде и ином участии и объединении имущественных паевых взносов, причем члены кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность в предусмотренных законодательством и уставом размерах и порядке.

Членом ПК может быть любой гражданин, достигший 16-летнего возраста (п. 2 ст. 26 ГК). Число членов не должно быть менее 5. В п. 1 ст. 107 ГК предусмотрена возможность участия в ПК, не носящего личного трудового характера (только паями могут участвовать не более 15% членов).

Учредительным документом ПК является его устав, утверждаемый общим собранием его членов.

Фирменное наименование должно содержать его наименование и слова "производственный кооператив" или "артель".

Паевые взносы участников, прибыль и иное имущество, полученное на законных основаниях, образуют имущественную базу деятельности ПК. Право собственности на это имущество принадлежит кооперативу, а его члену принадлежит право требования части прибыли, стоимости своего пая или имущества, соответствующего его паю, при выходе или исключении из кооператива, а также части имущества, оставшегося после ликвидации кооператива и удовлетворения требований его кредиторов.

Имущество ПК делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива, но последним может быть предусмотрено решение об образовании целевых неделимых фондов (решение об этом принимается членами ПК, по общему правилу, единогласно).

Прибыль кооператива распределяется между его членами, как правило, в соответствии с их трудовым участием, а не в зависимости от размера пая или количества паев, как в хозяйственных обществах и товариществах. По тому же принципу распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворения требований его кредиторов (п. 4 ст. 109 ГК).

Член кооператива, по общему правилу, вправе передавать свой пай или его часть другому члену ПК, а с согласия кооператива и при соблюдении преимущественного права покупки за другими членами - и третьему лицу, не являющемуся участником ПК.

Однако ни паевой взнос, ни его размер не влияют на правовое положение членов кооператива. В управлении кооперативом (при принятии решений общим собранием) каждый член кооператива имеет только один голос (п. 4 ст. 110 ГК).

Система органов управления ПК близка к системе органов управления хозяйственных обществ и товариществ: общее собрание членов - высший орган управления; правление и (или) его председатель - исполнительные органы. В кооперативе с числом членов более 50 может быть создан наблюдательный совет, который контролирует деятельность исполнительных органов и которому (наряду с общим собранием) последние подотчетны. Запрещено совмещение должностей в исполнительных и контрольном органах (ст. 110 ГК).

Особенностью ПК является то, что члены кооператива несут по его долгам дополнительную ответственность, а обращение взыскания на пай по их собственным долгам допускается только при недостатке иного имущества должника для покрытия долгов в порядке, предусмотренном законом и уставом кооператива, так как пай - не доля в имуществе кооператива и не его часть, а лишь право требования, которое в данном случае переходит к кредитору с правами на прочее имущество должника.

Правовой статус кооперативов конкретизируется в специальном законодательстве О производственных кооперативах [Текст]: [федеральный закон № 41-ФЗ, принят 08.05.1996 г., по состоянию на 18.12.2006] // СЗ РФ. - 1996. - № 20. - Ст. 2321; О сельскохозяйственной кооперации [Текст]: [федеральный закон № 193-ФЗ, принят 08.12.1995 г., по состоянию на 26.06.2007] // СЗ РФ. - 1995. - № 50. - Ст. 4870..

Особняком среди коммерческих организаций стоят государственные и муниципальные унитарные предприятия (УП). Это юридические лица - несобственники, существующие только в рамках государственной и муниципальной собственности. В отличие от других коммерческих юридических лиц они не подчиняются принципу корпоративности и однозначно имеют узкую, специальную правосубъектность.

Унитарность характеризуется созданием юридического лица путем выделения собственником определенной имущественной массы, а не объединения средств нескольких лиц, сохранением права собственности на имущество за учредителем, закреплением имущества за юридическим лицом на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления), неделимостью имущества, отсутствием членства, единоличными органами управления О государственных и муниципальных унитарных предприятиях [Текст]: [федеральный закон от № 161-ФЗ, принят 14.11.2002 г., по состоянию на 01.12.2007] // СЗ РФ. - 2002. - № 48. - Ст. 4746..

Учредительным документом УП является устав. Фирменное наименование УП должно содержать указание на собственника его имущества.

В рамках специальной правосубъектности эти юридические лица могут приобретать, иметь и осуществлять любые гражданские права за изъятиями, прямо установленными в законе. Основное значение при характеристике правосубъектности унитарных предприятий имеет установленное законом соотношение прав и обязанностей, имеющихся у собственника, с правомочиями владения, пользования и распоряжения этим имуществом у унитарного предприятия.

Унитарные предприятия создаются собственниками. Казенное предприятие (КП) может создаваться только по решению Правительства РФ и соответственно находиться в федеральной собственности. Собственник утверждает устав УП и КП; определяет предмет и цели их деятельности; оплачивает до государственной регистрации уставный фонд юридических лиц; назначает руководителя юридического лица; контролирует использование по назначению и сохранность закрепленного за УП имущества; дает согласие на сделки с закрепленным за УП недвижимым имуществом и на все сделки КП за исключением сделок по реализации производимой последним продукции; получает часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении УП; определяет порядок распределения доходов КП; изымает излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество, закрепленное за КП, и распоряжается им по своему усмотрению; решает вопросы реорганизации и ликвидации УП, КП. Реорганизация и ликвидация КП проводятся только по распоряжению Правительства РФ Мошкович М. Автономия для госучреждений [Текст] // ЭЖ-Юрист. - 2007. - № 22. - С. 8..

Унитарные предприятия не отвечают по обязательствам учредителей. По своим обязательствам унитарное предприятие отвечает всем принадлежащим ему имуществом. Собственник не отвечает по обязательствам унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, но может быть привлечен к субсидиарной ответственности при недостаточности имущества казенного предприятия (п. 8 ст. 114, п. 5 ст. 115 ГК).

Кроме того, в отношении унитарных предприятий и их собственников действуют общие правила ГК о субсидиарной ответственности собственника имущества юридического лица по обязательствам последнего, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана собственником и имущества юридического лица недостаточно (п. 3 ст. 56, п. 8 ст. 114 ГК).

Исходя из многообразия унитарных предприятий ГК предусматривает детальную регламентацию их правового статуса специальным законодательством.

2.3 Некоммерческие организации

Некоммерческой является организация, не преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками либо членами (п. 1 ст. 50 ГК; п. 1 ст. 2 и п. 3 ст. 26 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 145.. Приведенное определение некоммерческих организаций позволяет выделить следующие присущие им признаки: во-первых, для указанных организаций извлечение прибыли не составляет основной цели деятельности; во-вторых, полученная некоммерческими организациями прибыль не распределяется между их участниками (членами). Еще один характерный признак некоммерческих организаций закреплен в п. 3 ст. 50 ГК, согласно которому некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Примерный перечень основных целей деятельности некоммерческих организаций содержится в п. 2 ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", который относит к числу таких целей социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные, направленные на достижение общественных благ цели (общеполезные цели). Впрочем, не все некоммерческие организации преследуют в своей деятельности общеполезные цели. В частности, целью деятельности потребительских кооперативов является удовлетворение материальных потребностей их членов (п. 1 ст. 116 ГК).

Специфика основных целей деятельности некоммерческих организаций обусловливает возможность их создания без государственной регистрации в качестве юридического лица. Так, необязательно наличие прав юридического лица для общественных и религиозных объединений, а также профсоюзов и их объединений (ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" СЗ РФ. - 1995. - № 21. - Ст. 1930.; п. 1 ст. 7 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" СЗ РФ. - 1997. - № 39. - Ст. 4465.; п. 1 ст. 8 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 14.). В силу п. 1 ст. 2 ГК незарегистрированная в качестве юридического лица некоммерческая организация не является участником гражданско-правовых отношений. Все юридически значимые действия в интересах такой организации осуществляют ее участники (члены) от собственного имени.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты