За полгода до окончания ВОВ окончил Суворовское училище и поступил в Ленинградское высшее военно-морское пограничное училище; после первого курса был переведён в Военно-воздушную инженерную академию и в 1952 г. в звании старшего лейтенанта по окончании её первого факультета (системоанализ и проектирование летательных аппаратов) назначен на Северный Флот инженером минно-торпедного авиаполка. В 1955 г. переведён на должность Старшего инженера-конструктора Специальной конструкторской группы под руководством Р.Л.Бартини, участвовал в качестве компоновщика в создании проекта первого в мире сверхзвукового межконтинентального бомбардировщика-амфибии А-57. Пять лет спустя перешёл на должность начальника лаборатории (потом -- отдела) Центрального НИИ МО, где разработал теорию экономико-эффективностной оценки конкурирующих систем и создал основы теории полёта сверхкруговых космических аппаратов (тема кандидатской диссертации, авторское свидетельство на изобретение). Принимал участие в работах по принципам делимитации космического пространства (установление границы меду воздушным пространством, где действует принцип суверенитета, и космосом) и доказал, что физическими методами проблема не решается и может формулироваться только как чисто правовая (тема докторской диссертации). Участвовал в разработке основ военной терминологии (пять статей в Советской военной энциклопедии, редактирование статей сотрудников НИИ).
По выходе в отставку (в звании полковника) работал Старшим научным сотрудником в ВНИИГПЭ, профессором МГУК, зам. Зав. кафедрой (кафедры культурно-просветительной работы и книговедения), много лет был лектором-консультантом общества «Знание», лектором МГК КПСС; в ЦНИИ МО вёл семинары по философским проблемам освоения космоса и юридическим аспектам отечественной экономики. По заданию ГД РФ выполнил постатейный системно-логический и юридический анализ действующей Конституции РФ, подготовил законопроекты: о новой Конституции, о правовой защите интеллектуальной собственности, о создании единой Информационно-терминологической службы РФ, об основных принципах военной терминологии.
Действительный член Международной Академии Информатизации (был Вице-президентом Отделения семиотики), Вице-президент Международного университета гуманитарных наук, член НТС Федерации космонавтики РФ. Работал в составах многих редколлегий и спецкорреспондентом журналов («Химия и жизнь», «Встреча», «Деловая Россия», «Наука-Образование-Культура», «Правовые вопросы национальной безопасности»).
Вышеизложенное укрепляет нас во мнении, что автор в своё время получил внушительное техническое и естественное образование. Что выгодно отличает его от сегодняшнего стандартного юриста, «сваренного в собственном соку» и забывшего знаменитую максиму Лютера: «Юрист, если он только юрист -- жалкая вещь». Современное право невозможно вне комплексного системного подхода, без понимания юридических следствий знаменитой теоремы Гёделя, без навыков экономико-эффективностного анализа, без представления о экологических и экономических корнях права. Современное право должно основываться на современных представлениях о месте и функциях государства, о роли самоуправления, о принципах делегирования власти снизу-вверх.
Системная концепция интеллектуального права
Сегодня мы живём в быстроизменяющемся мире. Не успели оправиться от дискредитации коммунистической идеологии, как пришлось тут же осознавать, что безыдейное поведение -- ещё хуже. Человек, не обременяющий себя никакой идеологией, с удручающей неизбежностью начинает вести себя по-свински. И это в лучшем случае. В худшем -- преступно. Попутно выяснилось, что древняя панацея, раньше успешно ограждавшая общество от полной деградации -- религия, -- сегодня уже совсем плохо справляется со своими задачами. Если не сказать больше. Выяснилось также и то, что истинно-капиталистическая идеология ничего хорошего честному труженику не сулит: «в люди» прежде всего выбиваются циники, полукриминальные плутократы (они же «олигархи») и откровенные мошенники. И это -- во всём Мире, хотя России здесь, безусловно, принадлежит одно из первых мест.
Возникает самый вечный из всех вечных вопросов: «Кто виноват?» (где корни зла). И «Что делать?» (как выходить из ситуации окончательной деградации Общества).
Есть серьёзные основания полагать, что ответы на эти вопросы не лежат в области экономики: передовые учёные - экономисты (например, Ю.М. Осипов из МГУ) уже осознали, что современное экономическое учение потерпело полное фиаско. Сегодня вопрос стоит так: либо человечество найдёт принципиально новый способ управления Обществом, либо -- продолжая губительное для Земли «развитие» под руководством экономики -- погибнет под развалинами родной планеты. Оставив после себя только пепел -- и в материальном, и в идейном плане.
Общеизвестно (хотя сегодня и далеко не всеми осознано), что политика -- это концентрированная экономика. Со всеми, следовательно, её, экономики, глупостями (ВВП), подлостями (частная собственность на невосполнимые природные ресурсы) и безобразиями (ссудный процент). К тому же, как громогласно возвещают сами политики, она, политика -- дело грязное и малоидейное: «искусство возможного», так сказать. Так что было бы совершенно ненаучным искать ответы на вечные вопросы в политике.
О роли религии уже сказано. Трудно ждать от неё, занятой сегодня межконфессионными распрями, и хуже того -- впрямую порождающей разнообразные «джихады» одних «правоверных» против других (считающих себя -- по своим духовных канонам -- тоже правовернее всех других), трудно ждать от религии разумных (конструктивных) ответов на «проклятые вопросы».
Остаётся единственный конструктивный механизм -- право.
Правда, как показали проведённые автором исследования, и в этой области с идеологией далеко не всё в порядке. Устарели общепринятые представления о роли и месте государства в обществе. Есть весьма обоснованные возражения против широко распространённых трактовок понятия «гражданское общество». Немало возражений против духа и буквы ныне действующей конституции РФ. Вплоть до того, что она содержит, как показывает тщательный анализ, прямые системно-логические и даже лексико-грамматические ошибки.(См. «Системная парадигма права», стр. 333 - 361). Массу всяческих возражений вызывают и гражданский, и налоговый, и жилищный кодексы.
Но хуже всего обстоят дела в области интеллектуальной собственности. И самый вредный для общества подход оформился здесь в целенаправленное и настойчивое отрицание необходимости (и даже возможности) правовой защиты идеи -- как основы всяческой идеологии и как основного объекта не только интеллектуальной собственности, но и собственности вообще.
Необходимо всё же отметить, что в некоторых областях роль идеи, тем не менее, уже осознана -- пусть и на чисто интуитивном уровне. Об идее какой-либо телевизионной программы -- именно в смысле её персонизации (но отнюдь не персонификации, как выражаются -- не совсем грамотно, -- многие юристы) -- о принадлежности идеи конкретному автору давно сообщают в своих титрах продвинутые телевизионщики.
Сегодня как никогда становятся актуальными философские основы права -- мировоззренческое объяснение смысла и предназначения права, его обоснования с позиций системоанализа, исходя из сути человеческого бытия, из концепции существующей в этом бытии системы ценностей. К сожалению, наше правоведение не готово к этому принципиально. Современная культурология отягощена непримиримыми внутренними противоречиями и не способна предложить какого-либо работоспособного алгоритма установления статуса Культуры как метасистемы, как системного базиса права. В силу этого столь актуальны сегодня любые «нетрадиционные» исследования в данной области.
В последнее десятилетие наметилась определённая тенденция к расширению представлений о роли и месте в обществе такого неоднозначного явления как интеллектуальная собственность. Большое внимание этой проблематике ещё недавно уделялось в широко известной Международной Академии Информатизации
В её составе успешно функционировала Международная Регистрационная Палата информационно-интеллектуальной новизны (МРПИИН), которая принимала заявки на международную регистрацию открытий, изобретений и других информационно-интеллектуальных новшеств.
В рамках МАИ был создан Институт Публичной дипломатии (ИПД). Одной из его девятнадцати кафедр была кафедра интеллектуальной собственности (причём автор настоящей работы был избран заведующим данной кафедрой).
Однако эта чрезвычайно полезная деятельность Международной Академии Информатизации не была лишена и определённых недостатков.
МАИ построена по принципу «горизонтальных связей», что, конечно, очень демократично, но затрудняет продвижение любого «вертикально-ориентированного» проекта. А создание новых концепций в области правовой теории, тем более организация соответствующих принципиально новых правоохранительных структур -- такие предприятия вертикально ориентированы.
Былую деятельность МРПИИН трудно признать достаточно чётко организованной. Ни на сайте МАИ, ни в каком либо ином определённом месте Интернета вы не найдёте упоминания о выданных вам Палатой сертификат-лицензиях. Представление текста сертификат-лицензии только на английском языке, быть может, и очень репрезентативно с позиций международного статуса МАИ, но тем не менее абсолютно недееспособно в условиях сегодняшней России. Как показал недолгий опыт функционирования Всемирного Распределённого Университета (где автор выполнял обязанности Вице-канцлера, Заведующего докторантурой), самой эффективной формой квалификационного документа на сегодня следует признать двуязычный документ: содержащий два равноправных и равнозначных (аутентичных) текста -- на английском и на русском языках.
Не отвечает требованию чёткости и определённости перечень «новшеств во всех сферах деятельности», предлагаемых МРПИИН для подачи заявок на регистрацию «новизны». Понятно, что можно (и категорически необходимо!) регистрировать идеи, законы, концепции, методологии. Но как регистрировать «признаки», «проблемы», «способности» и «факторы»? Да и нужно ли? И уж конечно совершенно ни к чему регистрировать «проекты»: необходимо регистрировать содержащиеся в них идеи.
Весьма серьёзные возражения можно выдвинуть против самого термина «информационно-интеллектуальная новизна». Или «новшество». Автор со своей стороны предпринимал в течение многих лет неоднократные попытки обоснования идеи создания интеграционного закона об интеллектуальной собственности и признания идеи главным объектом правовой защиты -- не только в сфере интеллектуального права, но во всей цивилистике вообще.
Очевидно (см. все вышеприведённые примеры), что ни МРПИИН, ни группа учёных из Отделения МАИ «Защита интеллектуальной собственности и информации» не возвышались до такого уровня притязаний, ограничившись критикой отдельных недостатков сложившейся в России системы правовой защиты интеллектуальной собственности, не посягая при этом на изменение самих философских и системно-логических основ интеллектуального права. Поэтому автор настоящего исследования вправе считать себя основоположником принципиально новой постановки задачи и обоснования принципиально новой концепции правовой защиты интеллектуальной собственности -- вплоть до признания интеллектуального права самостоятельной областью права, а соответствующей теории -- подсистемой первого уровня теории права, выше теории гражданского права. Вышеизложенное справедливо уже потому, что соответствующей сертификат лицензией МРПИИН установлен приоритет автора в этой области.
Согласно И. Балишиной (ИС №5, 2007/ Правовое регулирование научных открытий), Российская академия естественных наук (РАЕН) и Международная академия авторов научных открытий и изобретений (МААНОиИ) с 1992 г. по настоящее время занимается регистрацией заявок и выдачей дипломов. Ими было принято «Положение о научных открытиях, научных гипотезах, научных идеях». То, что эти дипломы «негосударственные», никак не умаляет их значения. Нигде в мире государство не посягает на прерогативы и самодостаточность науки. Пора бы и нам отвыкать от всесилия и неправомерных посягательств государства в области интеллектуальной собственности.
Начнём с главного.
Какова культура Общества -- таково и действующее в нём право.
В отношении личной культуры наше утверждение представляется даже и не нуждающимся в каких-то специальных доказательствах: ведь ничто иное как индивидуальные понятия о добре и зле, о справедливости, о правильности опредёленных позиций и поступков -- всё это и определяет истоки «естественного права». В свою очередь, «Рассмотрение естественного права как методологической категории имеет для философского освещения правовых проблем принципиально важное значение. Оно привносит в науку именно то, что призвана дать методология, то есть наряду со специально-научными методами познания (математическими, социологическими и иными), прежде всего -- общий подход к явлениям правовой действительности.
Философское видение правовых явлений -- это и есть их рассмотрение под углом зрения естественного права». (С.С. Алексеев. Философия права, М., НОРМА, 1999).
Однако кроме личной культуры необходимо рассмотреть Культуру с большой буквы -- подсистему Общества, ответственную за формирование человека как социально активной и законопослушной личности. (Собственно, личную культуру, на наш взгляд, правильнее называть не культурой, а культурностью).
Значение Культуры как общественной подсистемы у нас традиционно недооценивается. Большинство россиян -- в том числе и в научной среде -- осознаёт зависимость Культуры от состояния экономики, но в значительно меньшей степени осознаётся тот факт, что экономика сильнее и существенно жёстче зависит от состояния культуры, чем Культура -- от экономики. Первопричина этого явления кроется как в недостатках самой концепции Культуры, принятой в отечественной культурологии, так и во внутренних идеологических слабостях этой локальной науки.
Никого не удивит утверждение, что Культура определяет уровень духовности народа. Но мало кто из профессиональных культурологов понимает подлинные взаимосвязи культуры с экономикой и правом. Прежде всего, потому, что наш «средний» культуролог -- как это ни покажется, на первый взгляд, парадоксальным -- не очень ясно представляет себе, чем на самом деле является такая система -- Культура. Ему всё мнится, что культура -- это кино, театр, библиотеки, художественные галереи, спортивные сооружения, да всякие руины и черепки (именуемые в культурологии « культурными ценностями»). На самом же деле Культура -- это всё -- за исключением материального (правильнее -- вещественного) производства, общественных отношений, биологического воспроизводства населения и подсистемы управления Обществом (государства). Культура -- это наука, искусство, мораль, право, религия, просвещение, массовые коммуникации.
Именно Культура превращает человека в законопослушную и социально активную, а подчас и творческую личность. Личность, способную автоматически придерживаться определённых нравственных и экономических ограничений, не позволяющих строить собственное благополучие на прямом обмане и тотальном грабеже ближнего. Поэтому процветающая экономика может сформироваться только в высококультурном Обществе, где предприниматель не идёт на обман не потому, что боится полиции, а исключительно в силу своей органической неспособности к подобной беззастенчивой «активности». А в некультурном обществе (в общем, совсем как у нас) половина населения сидит за решёткой, а вторая половина -- её сторожит. Работать, соответственно, некому. И это -- в лучшем случае. В худшем -- криминальная часть общества подминает под себя остальную, после чего разбазаривает все наличные (особенно, невосполнимые) ресурсы с единственной нечестивой целью -- обеспечить себе лично незаслуженно высокий уровень жизни. И лишь мафиоизированные правители такого общества лицемерно утешают народ заверениями в своей непреклонной ориентации на борьбу с криминалом и коррупцией.
Процветающая экономика начинает складываться лишь тогда, когда всеми осознаётся, что обман клиента экономически невыгоден. Она невозможна при безграмотных законах, выходящих из-под пера не только продажного, но и малокультурного законодателя. В процветающей экономике необходима культура предпринимательства -- как принципиальная предпосылка успеха в условиях цивилизованного, а не дикого рынка.
Сложившиеся в «среднероссийском» менталитете понятия об экономике неадекватны: они сводятся к представлению о ней как о некоей выделенной области человеческой деятельности -- вплоть до пропаганды лозунга «Надо делом заниматься, а не политизировать население». На самом же деле политика и экономика принципиально неразрывны: политика -- это и есть концентрированная экономика. Политика всегда проводится в чьих-то экономических интересах. Невозможно изменить экономику, не меняя при этом систему управления обществом (то есть политический строй). И обратно: оставив рычаги управления экономикой у правящей верхушки, невозможно изменить политический строй.
Вместе с тем и экономика, и политика неотделимы от науки и образования. Которые суть основные компоненты Культуры. Главнейший признак культурного Общества -- включение в общественный менталитет чёткого представления: никакой «чистой» экономики на свете нет. Есть клубок взаимосвязанных проблем: экономических, политических, культурных, образовательных, психологических, правовых и экологических. Последняя группа (по месту в перечне) далеко не последняя по важности: корни и правовой, и экономической теории должны произрастать из теории рационального природопользования. И самый кардинальный вопрос и правовой, и экономической, и экологической теории -- кому должны изначально принадлежать невосполнимые природные ресурсы.
Современная культурология, к несчастью, не наработала адекватных подходов к этой проблематике.
Самый слабый элемент сегодняшней культурологии -- базовое представление о собственном предмете. В культурологии отсутствует логически связанная, внутренне непротиворечивая система основополагающих понятий: «информация», «человек», «культура». Последнее понятие очерчено особенно расплывчато -- и в теории, и на практике. Вплоть до того, что большинством политиков, журналистов, коммерсантов и даже учёных не осознаётся, что широко у нас распространённое словосочетание «наука и культура» (также как и «литература и искусство») -- плод системно-логического невежества. Это грубое нарушение коренных системно-логических родо-видовых связей. И неверно думать, что якобы дело не в названиях. Путаница в словах есть отражение путаницы в понятиях. Следовательно, и в мышлении. А отсюда -- прямая дорога к искажению коренных основ права.
Анализ всех распространённых ныне концепций культуры приводит к следующему частному выводу. Каждая из них отображает некоторые локальные стороны и свойства Культуры, но ни одна из них не даёт завершённого чёткого представления о Культуре как о реальной системе. Известны отдельные попытки эклектичного смешения двух или трёх известных концепций (например, в книге А.И. Арнольдова «Человек и мир культуры». -- М., 1992). Однако, прицепив к хоботу хвост, адекватного представления о слоне не получишь. (Помните: «Слепцы, числом их было пять, /В Бомбей явились изучать /Индийского слона...).
В целях решения поставленной задачи -- используя описанный ранее (см. СПП, стр.18 - 41) аппарат системоанализа -- проведём системный анализ Общества. Его результат представлен на рис.1.
Главная цель Культуры -- формирование духовного мира человека, его мировоззрения и мироощущения (первое -- логическая, второе -- эмоциональная картина мира). Но Культура выполняет важнейшие функции и по отношению к Обществу в целом: она обеспечивает его теоретическими, техническими, технологическими, правовыми, социально-политическими и прочими знаниями, необходимыми для всех видов человеческой деятельности в определённый исторический период. Именно культура готовит для любой общественной системы кадры специалистов, без которых эта система не может существовать. При этом между функциями Культуры нет жёсткого разграничения: формирование человека и обеспечение Общества в целом неразрывно связаны.
Не может быть какого-либо конкретного Общества -- любой формации, любого уровня или этапа развития, -- которое не имело бы названных системообразующих подсистем. Именно эти подсистемы на каждом историческом этапе обеспечивают существование данного конкретного Общества как единой целостной системы.
Культура -- реальная система. Это не просто «часть общества», не «качество общества», не «срез общества». Это одна из системообразующих подсистем Общества, обладающая своими структурными, пространственными, временными и функциональными характеристиками. Как реальная система Культура включает собственные подсистемы: производство духовных ценностей; их хранение; распределение, потребление (освоение) духовных ценностей. Первая подсистема обеспечивает духовное освоение действительности в четырёх аспектах: повседневного практического опыта, концептуально-теоретического освоения, художественно-эстетического освоения, нравственного освоения действительности. В функции второй подсистемы входит накопление, сохранение созданных духовных ценностей и реализация преемственности в Культуре. Она опирается на живую память людей и на различные внебиологические хранилища (музеи, архивы, библиотеки и т. п.). Третья и четвёртая подсистемы Культуры реализует её основную функцию -- формирование людей и удовлетворение их духовных потребностей.
В современной культурологии отсутствует чёткое представление о понятии «духовная ценность». Наша задача -- ликвидировать этот пробел. Пусть перед нами две картины. На обеих -- Даная (скажем, в версии Рембрандта). Информационно эти картины идентичны. Вещественно -- практически тоже (сегодня эта проблема вполне разрешима). Однако первая картина имеет вполне определённую, ограниченную цену -- стоимость работы опытного копииста. А вторая -- практически бесценна. Ибо это подлинный Рембрандт (на сегодня, к тому же, быть может, и невосстановимый -- как известно, этот подлинник Рембрандта был серьёзно повреждён).
На основании изложенного сформулируем формальное определение
Духовная ценность -- результат творчества, поднимающий человечество или лич- ность на новый уровень понимания мироустройства или эмоционального восприятия себя и окружения.
Творчеством признаётся процесс, в результате которого из известных реалий создаётся нечто объективно новое, либо обнаруживаются ранее не известные реалии.
Вот теперь мы располагаем всеми необходимыми понятиями, чтобы сформировать корректным образом системную дефиницию понятия «Культура».
Культура -- это исторически изменяющаяся системообразующая функциональная подсистема Общества, формирующая человека как социально активную и законопослушную личность и удовлетворяющая его духовные потребности -- путём производства, хранения, распределения и потребления духовных ценностей.
На первом Международном Форуме информатизации в ноябре 1992 г. была принята КОНЦЕПЦИЯ ЕДИНОГО МИРОВОГО ИНФОРМАЦИОННО - СОТОВОГО СООБЩЕСТВА ( Информационной цивилизации). Этот международный документ отмечает, что мир вступил в период глобальных перемен, отмеченных исключительно противоречивыми тенденциями. С одной стороны, расширяется сотрудничество государств, ослабляется противостояние блоков, национальные границы стираются под воздействием современных коммуникаций; с другой -- всё чаще и безобразнее прорезаются националистические тенденции, амбициозные притязания на особый «национальный суверенитет».
В информационном Обществе нет классов, нет разделения по расовому и национальному признаку: все люди - свободные личности. В таком Обществе осуществляется народовластие на основе территориального информационно-сотового самоуправления.** Информационно-сотовое общество -- система, состоящая из территориальных единиц с оптимальной численностью от 10 до 20 тысяч населения, взаимодействующего между собой с помощью радиотелекоммуникаций. Народ осуществляет информационную власть через Советы депутатов разных уровней. Зачатки этой организации общества заложены в сотовой телефонизации. ) В будущем территориальный принцип самоорганизации вытеснится самоорганизацией на базе общности тезаурусов, личностных менталитетов, индивидуальных шкал ценностных приоритетов.
Для вступления на этот путь необходимо уже сегодня незамедлительно повышать уровень информированности общественности, степень её обеспокоенности назревшими проблемами социально-политического, научно-технического и культурно-экономического развития. Необходимо законодательно определить наивысшую приоритетность культурных (в том числе научных) и образовательных систем. Необходимо первоочередное экологическое образование и воспитание Общества.
Установлена также структура механизма взаимодействия сотов с Концептуальной ветвью управления Обществом: несколько сотов объединяются в метасот (по тезаурусно-территориальному принципу) и делегируют метасоту часть своих властных полномочий; этот процесс повторяется на всех иерархических уровнях государственного механизма. Его принципиальная схема представлена на рис. 3
Концепция информационно-сотового Гражданского общества с полностью подчинённым ему правовым государством разработана автором и защищена сертификат - лицензией МРПИИН.
Концептуальная власть
Управление обществом осуществляется на разных уровнях. Самый «нижний» - силовой. На следующем уровне определяется последующее состояние общества. Этот уровень условно можно назвать «генетическим». Здесь также работают наркотики, алкоголь, табак и т. п. Третий уровень принадлежит экономике. Четвёртый уровень - идеологический. На пятом уровне работают объективные закономерности человеческой истории (этот уровень можно назвать историко-хронологическим). Шестой уровень - концептуальный.
На концептуальном уровне осуществляется стратегическое управление Обществом: определяются конечные цели в развитии общества, оптимизируются методы достижения этих конечных целей, устанавливаются все ограничения, налагаемые Обществом на государство. Решение всех этих проблем Общество поручает концептуальной ветви государственного механизма - Концептуальной власти.
Концептуальная власть ответственна за формирование и отображение общественного мнения, которое служит основой для выработки концептуальной властью “направляющих косинусов” для законодательной власти - принципов функционирования государства, запретов на определённые методы решения текущих задач (например, на расстрел исполнительной властью собственного парламента из танковых орудий). Государство должно быть законодательно лишено права использовать армию во внутренних разборках между ветвями механизма власти. Дело Концептуальной власти - сформировать для законодателя обоснования необходимости соответствующего закона и разработать ведущие правовые принципы, которыми законодатель должен руководствоваться при создании нового закона.
Концептуальная власть должна представлять собой иерархически организованный механизм взаимодействия научных и массовых коммуникаций. Он, естественно, должен быть представительным, но его формирование должно проходить не по произвольно кем-то (обычно всё теми же в данный момент действующими властями) назначенным правилам (“Закону о выборах”), а по отработанным в самой науке канонам и критериям, научно обоснованными и научно отработанными методами.
Автор данной работы признан МРПИИН основоположником учения о Концептуальной власти.
В истории человечества концептуальная власть сыграла огромную роль. Именно она определяла судьбы народов, государств, монархов и президентов. В некоторые эпохи она пересекалась с церковью. Но всегда в её руках было самое мощное оружие - знания . И ещё более важное оружие - методы добывания новых знаний. В определённой мере она делилась частью этих знаний и умений с ею же сформированными и негласно назначаемыми правителями. Те же, кто не был втайне избран концептуальной властью, царствовали недолго и неудачно. Иное дело, что истинная ситуация всегда оставалась вне поля зрения толпы и мало у кого из правящей элиты доставало времени и ума, чтобы начать смутно догадываться о реальном положении дел. И далеко не всегда концептуальная власть институциировалась внутри того Общества, за судьбы которого оказывалась ответственной в конце концов. Последнее обстоятельство заставляет очень внимательно присмотреться к ситуации в сегодняшней России.
Сложившаяся сегодня ситуация в области ИП безобразна. Подтвердим сию максиму наглядным реальным примером из жизни изобретателей. Несколько лет назад автор имел неосторожность получить патент RU 2 261 639 C2. A4B 3/06. Опис. опубликовано в Вестнике интеллектуальной собственности № 10, 2006 на «Стол бытовой разборный». В этот стол была заложена весьма глубокая и предельно общая идея: создать предмет мебели, нужда в котором возникает редко и апериодически, -- который легко разобрать и спрятать с глаз долой в любую имеющуюся в доме щель. А при надобности столь же быстро -- без всяких инструментов и навыков -- собрать.
Вина автора понятна, но простительна: ему самому в первую очередь нужен был именно стол (накануне грядущего 80-летия), а не стеллаж, не стул, не табурет, не шкаф и не кровать.
Но ведь заявленная идея прекрасно работает везде -- она пригодна для любого объекта мебели. Поэтому автор поспешил заявить более общий принцип -- «Мебель разборная». И поначалу было полное благолепие: телефонные переговоры с экспертом РОСПАТЕНТа выявили абсолютное взаимопонимание. Ведь речь шла всего лишь о расширении области действия ранее заявленного принципа (идеи).
Но вскоре проявились непонятности: автору стали поступать однообразные и плохо аргументированные отказы, ссылавшиеся на его же предыдущий патент (не упоминая, однако, имени владельца собственности) . При этом суть общей идеи оказалась раскрытой, поскольку новая формула изобретения была опубликована в текущем бюллетене РОСПАТЕНТа. (№28, 10.10.2005).
Характерно притом, что отказы экспертов опирались на анализ признаков не чего-нибудь, а именно заявленной ранее идеи (без указания, что она автору и принадлежит, -- какое-то злобное лукавство в итоге).
Вывод: именно идею и надо было защищать изначально. Не было бы тогда лукавства и недоразумений, не получилось бы, что действующее в России законодательство изначально заточено на причинение изобретателю максимального вреда.
Рационально сформированная Культура может сложиться только в оптимально организованном Гражданском обществе. Это относится и к праву -- как подсистеме Культуры.
Интегральные характеристики Гражданского Общества
Государство подчинено Обществу. Законодательно закреплено право Общества заменить государство на другое - в том числе принципиально иного типа (легитимная смена «режима правления»).
Государство законодательно признаёт гражданина равнозначным с собой субъектом права. (Гражданин может подать иск в суд на любой государственный орган -- вплоть до государства в целом -- как единой системы управления Обществом).
Государственные органы формируются на основе самоуправления - путём делегирования части властных полномочий снизу вверх -- в процессе самоорганизации Гражданского Общества в иерархическую информационно-сотовую структуру по тезаурусно-территориальному принципу.
Государственный механизм кроме обычных трёх ветвей (судебной, законодательной, исполнительной) включает первую ветвь - Концептуальную власть, которой в стратегическом управлении Обществом подчинены остальные три ветви.
Все ветви государственного механизма являются представительными: все они формируются и расформировываются только народом (Обществом в целом). Ни одна из ветвей власти не обладает правомочиями по созданию или роспуску других ветвей власти.
Все ветви власти функционально строго разделены. Законодательно запрещены любые пересечения властных полномочий разных ветвей государственного механизма.
Президент законодательно признаётся главой исполнительной власти. Не может быть иного гаранта конституции помимо того, кто априори является легитимным носителем всей полноты власти в Обществе. Полной неограниченной властью в Гражданском Обществе обладает только народ (Общество в целом).
Конституция Гражданского Общества является исчерпывающе полной, -- исключая не только необходимость, но и возможность какого-либо её истолкования. Её должен чётко понимать любой образованный гражданин -- армия чиновников- истолкователей полностью отменяется как социальный институт.
Доходы государственного чиновника-управленца любого ранга законодательно ограничиваются; ему запрещается любое совместительство -- исключая научно-педагогическую деятельность.
В процессе самоорганизации Гражданского Общества не применяется «голосование по партийным спискам»: каждый кандидат на занятие поста в механизме управления вместе со своей предвыборной программой опубликовывает результаты его официального освидетельствования в медико-биологическом, интеллектуальном и нравственном аспектах. Отменяются не только все религиозные, расово-национальные и половые, но и все возрастные ограничения.
В Гражданском Обществе жёстко разграничены функции и сферы компетенции всех силовых структур; любые пересечения караются по закону.
Сформулируем дефиниции рассмотренных понятий.
Право -- подсистема Культуры, непосредственно формирующая и контролирующая деятельность человека как социально ответственной и законопослушной личности и определяющая все запреты и ограничения, налагаемые Обществом на государство, представляющая собой систему взаимосвязанных идей, максим и принципов, определяющих и направляющих формирование законов.
Общество -- система, организующая на определённой территории -- от частного клуба до Планеты -- разумных и целенаправленных особей в интересах обеспечения их жизнедеятельности, направленной на достижение определённых духовных, экологических и вещественных идеалов.
Государство -- подсистема Общества, координирующая функционирование всех остальных подсистем и организующая все необходимые Обществу знаковые и вещественные потоки -- методами и в жёстких рамках правил, установленных Обществом.
Многие принятые на сегодня общие положения правовой теории настолько же нелогичны, насколько нелогичны вытекающие из них законы.
Вопреки расхожему утверждению, закон не может, закон не должен быть источником права.
Элементарная, типичная для России ситуация: Президент издал Указ; Конституционный суд признал сей Указ неконституционным -- то есть не имеющим права на существование. Смешной вопрос -- является ли этот указ источником права. Нет, конечно!
Что же является критерием правозаконности закона? Только его соответствие праву. И ни в коем случае не наоборот!
Проведённый нами анализ показал следующее. Установившаяся путаница в системно-логических соотношениях понятий «право» и «закон» вызвана к тому же и ошибочным толкованием этих терминов. А также термина «источник».
Совершенно очевидно, что, с точки зрения логики, источник есть причина, порождающая определённое следствие. И эта схема необратима. Хорошо бы выглядело утверждение: «Ток -- источник аккумулятора»? А кто посмеет отрицать, что закон всё-таки -- следствие права, а не наоборот!
Следовательно, закон принципиально не может быть источником права, -- являясь следствием права.
Но закон и не должен быть источником права.
Трудно не согласиться с С.С. Алексеевым (см. «Философия права»): « 14. Право как явление цивилизации и культуры. Как и в отношении государства, необходимо решительно преодолеть укоренившийся в науке и в общественном мнении нашей страны представления о праве, о его роли в жизни общества, т.е. изменить сам угол зрения на право.
Нужно всему российскому обществу утвердиться в том, что право не сводится к законам, иным актам, выступающим в качестве орудий государственной власти. Оно самостоятельный, высокозначимый феномен цивилизации и культуры. Право призвано оптимально регулировать общественные отношения в условиях демократии -- народовластия, экономической свободы, свободы личности. Как явление цивилизации и культуры оно способно «умерить», «обуздать» негативные стороны государственной власти, быть носителем и гарантом прирождённых естественных прав и свобод человека, дать гарантированный простор свободному развитию индивидуальности, раскрепощению автономной личности.
Существенное значение в современную эпоху развития цивилизации приобретают нравственная сторона жизни людей, начала гуманизма, духовные принципы и ценности. И эти духовные начала, принципы, ценности в нынешнее время в наибольшей степени могут быть выражены как раз в праве; именно в праве они реализуются в самых существенных для человека категориях -- свободы, справедливости, высокого достоинства, юридического равенства и юридической защищённости личности, незыблемости прирождённых прав и свобод человека. С этой точки зрения, право призвано стать своего рода стержнем развития общества, фокусом общественно-политической жизни».
На языке системоанализа сказанное Алексеевым означает следующее: право должно стать намордником, надеваемым Обществом на государство, -- чтобы оно, государство, работало на Личность, на Общество, а не на себя; и чтобы Общество всегда могло собственную подсистему -- государство -- круто осадить и поставить на место: единственное достойное для государства место -- место слуги народа.
Право порождается Обществом (Наукой от имени Общества).
Закон -- порождение государства, представляющего собой подсистему Общества, наёмный механизм управления Обществом.
Следовательно, право иерархически выше закона.
Право -- источник закона.
Не вытекающий из права закон юридически ничтожен.
Что касается источников самого права, то ими являются философские теории и взгляды, правовое самосознание народа, выводы и концепции правовой науки, социологические опросы, утверждённые на всенародных референдумах концепции и парадигмы, сформированные Концептуальной ветвью механизма управления Обществом принципы.
Пусть будущие историки изучают право прошедших эпох именно по этим источникам. Но отнюдь не по законам. Нередко написанным вопреки праву, узурпаторами власти и безграмотными законодателями.