p align="left"> Необходимость специального информационного обеспечения для успешного расследования преступлений стимулировала развитие уголовной регистрации, которая прошла путь от примитивных и негуманных форм в виде членовредительных наказаний и клеймения, до научно обоснованных способов фиксации криминалистически значимых данных (информации) о преступной деятельности и деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию, а также предупреждению преступлений.
В настоящее время рациональное использование криминалистически значимой информации, с учетом ее объема и многообразия, достигается в рамках информационно-поисковой системы, обеспечивающей накопление, обработку, хранение и поиск такой информации. Соответственно создание и рациональное использование такой системы имеет особое значение для правоохранительных органов.
Цель данной контрольной работы состоит в изучении основ уголовной регистрации.
1. Понятие уголовной регистрации, ее задачи
В отечественной литературе по криминалистике даются различные понятия уголовной или криминалистической регистрации. Так, в работе С.А. Ялышева криминалистическая регистрацияопределяется как «раздел криминалистики, представляющий собой основанную на познании закономерностей существования, функционирования и практического использования криминалистически значимой информации систему научных положений и выводов, а также соответствующих им технических средств, методов и практической деятельности, применяемых в целях наиболее полного, своевременного и достаточного криминалистического информационного обеспечения и сопровождения процесса раскрытия, расследования и предупреждения преступлений».
В работах З.И. Кирсанова криминалистическая регистрация понимается, например, как «фиксация классификационных и индивидуализирующих признаков связанных с преступлением лиц, орудий, средств и предметов преступления с целью создания предпосылок для их учета, розыска и отождествления» (З.И. Кирсанов).
По мнению Р.С. Белкина, криминалистическую регистрацию можно определить как систему криминалистических учетов определенных объектов -носителей информации, используемую для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Однако автор отмечает, что «когда мы говорим об учете, то имеем в виду и саму процедуру учета, а не только его вещественное выражение - зафиксированные данные. Процедура учета - это действия по собиранию и регистрации данных, их сосредоточению и систематизации, храпению, поиску и передаче. Поэтому мы и считаем, что криминалистическая регистрация, как объект познания, объект криминалистической науки, есть система криминалистических учетов в их материальном (вещественном) и функциональном выражении».
Отсюда следует, что под криминалистической регистрацией подразумевают как определенную систему материальных объектов (коллекции, картотеки, базы данных, иные хранилища информации), так и практическую регистрационную деятельность.
Таким образом, современная криминалистическая регистрация представляет собой систему как теоретических положений и научных выводов, хранимых материальных объектов (картотек, коллекций, баз данных и др.), так и практическую регистрационно-учетную деятельность. Однако с практической точки зрения, под криминалистической (уголовной) регистрацией чаще всего подразумевается преимущественно упорядоченная совокупность оперативно-справочных, криминалистических, розыскных учетов, экспертно-криминалистических коллекций, картотек и справочно-информационных фондов, содержащих систематизированные данные (сведения) о лицах, предметах, событиях и иных объектах, имеющих значение для выявления, раскрытия, расследования преступлений, а также их предупреждения уголовно-процессуальными и криминалистическими средствами.
В этом случае криминалистическая регистрация есть система криминалистических учетов и как всякая система, она характеризуется единством целей функционирования, определенной организацией и наличием связей между элементами. Целями криминалистической регистрации являются:
- накопление данных, которые могут быть использованы для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений;
- обеспечение условий идентификации объектов с помощью учетных данных;
- содействие розыску объектов, данные о которых содержатся в криминалистических учетах;
- предоставление в распоряжение оперативно-розыскных, следственных и судебных органов справочной и ориентирующей информации.
Как видно из вышеизложенного, целью криминалистической (уголовной) регистрации является прежде всего специальное информационное обеспечение уголовно-процессуальной деятельности следователя.
Достижение этой цели обеспечивается посредством решения следующих основных задач:
- установление факта привлечения к уголовной ответственности или наличия судимости у конкретного лица;
- обнаружение неизвестного лица, скрывшегося с места совершения преступления, либо известного лица, бежавшего из мест лишения свободы, мест содержания под стражей, из-под конвоя или уклоняющегося от отбывания наказания, от следствия либо суда;
- отождествление преступника по оставленным следам и (или) способу совершения преступления, потерпевшего, иного лица по следам их жизнедеятельности; отождествление личности по неопознанным трупам;
- отыскание лица, пропавшего без вести;
- установление факта хищения или утраты, а также отождествление определенных похищенных (утраченных) вещей;
- установление факта совершения двух и более преступлений одним лицом или группой лиц по способу либо орудиям их совершения;
- выдача исходной информации для объединения в одно производство уголовных, дел о нераскрытых преступлениях;
- обобщение криминалистической информации и выдача рекомендаций по предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений.
Исходя из целей криминалистической регистрации, ее можно считать своеобразной информационной системой, собирающей и обрабатывающей информацию о преступлениях, причастных к ним лицах и предметах, и передающей эту информацию органам, непосредственно ведущим борьбу с преступностью. Нам представляется, что эта система относится к числу обеспечивающих борьбу с преступностью.
Сказанное обусловливает правомерность анализа криминалистической регистрации в информационном аспекте. В этой связи необходимо отметить, что к криминалистически значимой информацииотносятся фактические данные (сведения), находящиеся в прямой или косвенной причинно-следственной связи с событием преступления, а также справочная и иная ориентирующая информация, необходимая для выявления, раскрытия и расследования преступлений. Источниками криминалистически значимой информации могут быть материальные и идеальные следы преступлений, а также следообразующие объекты: люди, факты, события и состояния, относящиеся к расследуемому событию (проверяемому лицу); справочники, каталоги, ГОСТы и отраслевые стандарты; образцы материалов, продукции, веществ и др.
В криминалистических регистрационных массивах по разным объективным и субъективным причинам концентрируется не вся криминалистически значимая информация, а только ее часть - регистрационная информация, т.е. выявленные, собранные и представленные в регистрационные органы фактические данные или сведения, находящиеся в причинно-следственной связи с событием преступления, а также иная ориентирующая информация, необходимая и достаточная для информационного криминалистического обеспечения раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.
2.Виды уголовной регистрации
Система криминалистической регистрации складывается из подсистем - информационных массивов, которые именуются криминалистическими учетами. Учет - это подсистема криминалистической регистрации, объединенная определенными целями и задачами, единой процедурой, способами и формами накопления, систематизации, обработки однотипной информации об объектах регистрации, предназначенная для информационного обеспечения процесса раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.
Классификация уголовной регистрации осуществляется по различным основаниям: по субъектам и объектам регистрации, способами и формами накопления и систематизации учетных данных и т.д.
Прежде всего, необходимо отметить, что основными субъектами организации и ведения криминалистической (уголовной) регистрации в России являются органы внутренних дел. Правовую основу ее функционирования составляют: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции», предусматривающий ведение и использование учетов лиц, предметов и фактов (п. 14 ст. 11); Федеральный закон от 5 июля 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», разрешающий создание и использование информационных систем (ч. 1 ст. 30); Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», предусматривающий как добровольную, так и обязательную дактилоскопическую регистрацию физических лиц; Наставление по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических, розыскных учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел Российской Федерации (утверждено приказом МВД России от 12 июля 2000 г. № 752); Инструкция по формированию и использованию (экспертно-криминалистических учетов, картотек, коллекций и справочно-информационных фондов органов внутренних дел (утверждена приказом МВД России от 1 июня 1993 г. №261); другие нормативные правовые акты, в том числе международные договоры Российской Федерации.
Основной массив учетно-регистрационной информации сосредоточен в информационных центрах (ИЦ) МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, управлений внутренних дел на транспорте и Главном информационном центре (ГИЦ) МВД России. Наряду с этим значительная часть учетов ведется экспертно-криминалистическими подразделениями (ЭКП) органов внутренних дел, включая Экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) МВД России.
В зависимости от уровня централизации криминалистических и иных учетов они подразделяются на местные (ведутся в горрайлинорганах внутренних дел), региональные (ИЦ и ЭКП МВД, ГУВД, УВД, УВДТ) и федеральные (ГИЦ и ЭКЦ МВД России). Часть учетов дублируется на разных уровнях. Федеральные учеты функционируют как на государственном (в РФ), так и на межгосударственном уровнях в ГИЦ МВД России, региональные -- на уровне республик, краев, областей и железных дорог в ИЦ МВД, ГУВД, УВД, УВДТ.
Единые системы федеральных, региональных и частично местных учетов включают оперативно-справочные, розыскные, криминалистические, а также справочно-вспомогательные учеты.
В системе криминалистической (уголовной) регистрации органов внутренних дел в настоящее время насчитывается более тридцати видов учетов, которые в зависимости от специфики объектов регистрации и характеризующих их признаков подразделяются на следующие основные группы:
- оперативно-справочные учеты;
- криминалистические учеты;
- справочно - вспомогательные учеты.
Оперативно-справочные учеты предназначены для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений; предупреждения и выявления административных правонарушений; подтверждения наличия или отсутствия сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, его судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания, установления местонахождения разыскиваемых лиц; установления личности по неопознанным трупам и субъектов, скрывающих свои анкетные данные; установления личности людей, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о себе.
Криминалистические учеты обычно именуются по видам регистрируемых объектов, например: учет похищенного, утерянного, изъятого и т.д. Централизованные криминалистические и розыскные учеты органов внутренних дел ведутся на федеральном и региональном уровнях. Они содержат установочные данные об объектах учета, описание их индивидуальных особенностей, а также краткое изложение обстоятельств преступления. С использованием этих учетов осуществляется сопоставление имеющихся в их массивах сведений с информацией о проверяемых объектах. Назначением криминалистических и розыскных учетов является оперативное информационное обслуживание раскрытия ирасследования, а также предупреждения особо опасных, в том числе серийных, региональных межрегиональных, преступлений.
Информационную основу криминалистических и розыскных учетов составляют сбор, накопление и анализ криминалистически значимых сведений о субъектах и предметах преступлений, а также связанных с ними событиях.
Справочно-вспомогательные учеты содержат сугубо справочную информацию об индивидуальных и родовых (видовых) признаках человека, материалов, веществ и изделий, которые зачастую не имеют причинно-следственных связей с событием преступления, однако способствуют решению диагностических, классификационных и идентификационных задач. Сюда относятся сведения об источниках происхождения; качественном и количественном составе известных веществ и материалов; их физических и химических свойствах; образцах изделий или продукции и т. п. Такая информация имеет потенциальное криминалистическое значение.
На федеральном и региональном уровнях ведутся централизованные экспертно-криминалистические картотеки и коллекции (экспертно-криминалистические учеты), предназначенные для обеспечения выявления, раскрытия и расследования преступлений на основе сбора, концентрации и систематизации однородных объектов или сведений о них по идентификационным признакам. Централизованные экспертно-криминалистические учеты включают в себя:
- пулегильзотеки, т. е. коллекции пуль, гильз и патронов со следами оружия, изъятых с мест преступлений, и утраченного (похищенного) оружия;
- фонотеку голоса и речи лиц, представляющих оперативный интерес.
От видов учета следует отличать их форму, то есть способ накопления регистрируемой информации. Наиболее распространенными формами уголовной регистрации являются картотеки, коллекции, альбомы, аудио- видео - записи, компьютерные базы данных.
3. Пофамильный и дактилоскопический учет
Пофамильный и дактилоскопический учет ведется на федеральном (в ГИЦ) и региональном (в ИЦ) уровнях путем формирования и ведения пофамильных и дактилоскопических карточек либо автоматизированных банков данных (АБД).
Объектами таких учетов являются:
- граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления либо осужденные за совершение преступлений; разыскиваемые; лица без определенного места пребывания или жительства, задержанные и доставленные в приемники-распределители органов внутренних дел, центры социальной реабилитации в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ;
- граждане РФ, иностранцы и ЛБГ, подвергнутые административному аресту; совершившие административные правонарушения;
- иностранцы и ЛБГ, подлежащие депортации (выдворению) за пределы РФ;
- граждане РФ, иностранцы и ЛБГ, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности.
Основаниями для постановки на оперативно-справочный учет могут быть:
- обвинительный приговор суда;
- постановление о привлечении в качестве обвиняемого;
- постановление дознавателя, следователя, прокурора, определение суда об избрании меры пресечения в отношении подозреваемого в совершении преступления в порядке ст. 97-101 УПК РФ;
- протокол о задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, в порядке ст. 92 УПК РФ;
- постановление судьи о заключении обвиняемого или подозреваемого под стражу, вынесенное в порядке ст. 109 УПК РФ;
- постановление о заведении розыскного дела;
- санкционированное прокурором (судом) постановление о помещении лица без определенного места пребывания или жительства, задержанного и доставленного в приемник-распределитель ОВД, центр социальной реабилитации;
- протокол (постановление) об административном правонарушении;
- постановление суда (судьи) об административном аресте;
- постановление о заведении дела по установлению личности неизвестного.
По оперативно-справочным учетам как наиболее представительным по объему, но содержащим краткое описание объектов учета, можно получить установочные данные о местонахождении указанных объектов на момент запроса. Однако, содержащаяся в оперативно-справочных учетах органов внутренних дел информация отнесена к конфиденциальной и имеет ограниченный доступ.
Право непосредственного обращения к пофамильному учету, кроме подразделений органов внутренних дел, имеют подразделения правоохранительных органов.
Право обращения к дактилоскопическому учету предоставлено судам, органам прокуратуры, органам предварительного следствия и дознания, органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, органам уголовно-исполнительной системы, органам, осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях, а также некоторым другим органам и гражданам в порядке и по основаниям, установленным законодательными и подзаконными нормативными правовыми актами РФ.
4.Учет без вести пропавших лиц
Учет лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов, неизвестных больных и детей осуществляется на уровне ГИЦ МВД РФ, а так же на региональном путем ведения картотек и автоматизированного информационного банка данных АИПС «Опознание».
Объектами данного вида учета являются граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства (ЛБГ).
Учету без вести пропавших лиц подлежат лица, местонахождение и судьба которых остаются неизвестными, в том числе:
- лица, утратившие связь с близкими родственниками, а также супруги, утратившие связь друг с другом;
- несовершеннолетние, ушедшие из дома, школ-интернатов, детских домов и других учреждений;
- психически больные, престарелые, инвалиды и иные лица, находящиеся в беспомощном состоянии и ушедшие из дому или медицинских учреждений.
В АИПС «Опознание» учитываются также:
- лица, находящиеся в психиатрических и других лечебных учреждениях, домах инвалидов и престарелых, детских домах и интернатах, которые в силу состояния здоровья или возраста не могут сообщить о себе никаких данных;
- неопознанные трупы - независимо от состояния на момент обнаружения.
Согласно Наставления 2000 г., основаниями для постановки на учет без вести пропавших являются постановления о возбуждении уголовного дела, постановления о заведении розыскного дела или дела по установлению личности.
На лиц, пропавших без вести, заполняются опознавательные карты единого образца, содержащие формализованные описания внешних признаков человека, а также алфавитные карточки. На лицевую сторону карты безвестно отсутствующего заносятся демографические данные, указываются обстоятельства и место исчезновения, дата подачи заявления и меры, принятые к отысканию безвестно отсутствующего. Нижняя часть карты и половина ее оборотной стороны отведены для детального описания примет исчезнувшего, одежды, обуви и личных вещей. К карте приобщаются две фотографии.
Картотека пропавших без вести используется при проверке лиц, доставленных в органы милиции или поступивших без документов в дома престарелых и инвалидов, лечебные учреждения. Запросы о проверке пропавших без вести также оформляются на бланках опознавательных карт.
Необходимо отметить, что опознавательная карта, поступающая в ИЦ и ГИЦ для постановки на учет или в связи с запросом, сначала проверяется по пофамильной картотеке, а затем по учетам не познанных трупов и неизвестных больных с тем, чтобы выяснить, не находится ли соответствующее лицо в местах лишения свободы, в числе погибших (умерших) или больных.
Если в ходе проверки будет установлено сходство данных неопознанного трупа, неизвестного больного или неизвестного ребенка с данными без вести пропавшего, инициатору розыска направляется соответствующая ориентировка для проведения мероприятий по идентификации и опознанию личности. При этом опознавательная карта остается в картотеке для использования в последующем поиске.
Если же результаты поиска оказываются отрицательными, опознавательная карта помещается в картотеку без вести пропавших или в картотеку неопознанных трупов, неизвестных больных или детей. Дактилоскопическая карта на неопознанный труп возвращается инициатору розыска и хранится в деле по установлению личности неизвестного. Дактилоскопические карты на неизвестных больных и детей хранятся в оперативно-справочных учетах региональных ИЦ.
5.Учет неопознанных трупов
Объектом данного вида учета являются неопознанные трупы (в том числе скелетированные и расчлененные). Неопознанными признаются трупы, когда личность умершего не установлена. Согласно ч.2 ст.178 УПК РФ, неопознанные трупы подлежат обязательному фотографированию и дактилоскопированию. Кроме того, фотографируются особые приметы, иные анатомические признаки, а также одежда и обувь, предметы, находящиеся при нем. При необходимости может быть составлен словесный портрет. Кремирование неопознанных трупов не допускается. Если труп в процессе расследования остался неопознанным, он вне зависимости от конечных результатов расследования подлежит захоронению, но не кремации. В противном случае будет исключена возможность последующего исследования трупных останков, если в этом возникнет необходимость.
О смерти неопознанного лица извещается орган загса, расположенный по месту обнаружения трупа, либо по месту нахождения больницы скорой медицинской помощи.
На неопознанный труп заполняется аналогичная карта, где указываются, когда и где он обнаружен, время и причины смерти, следственные мероприятия, осуществленные для установления его личности, подробно отображаются все анатомические особенности трупа, особые приметы (в том числе родимые пятна, татуировки и т. п.), данные об одежде, обуви, личных вещах. На оборотной стороне размещаются отпечатки пальцев и фотографии, выполненные по правилам опознавательной съемки.
В необходимых случаях привлекаются специалисты в области портретной и дактилоскопической идентификации. Для установления личности неопознанного трупа используются методы пластической реконструкции прижизненного облика по черепу и компьютерного моделирования.
Поступающие в картотеку неопознанных трупов опознавательные карты проверяются по картотекам без вести пропавших и лиц, объявленных в розыск.
6. Учет похищенных вещей и животных
Учет похищенных вещей и животных осуществляется на центральном и региональном уровнях. Обязательными объектами рассматриваемого учета на региональном уровне являются вещи, учитываемые на федеральном уровне. Полный перечень категорий соответствующих документов и вещей, подлежащих учету в региональных ИЦ, определяется приказами МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, УВДТ, органов внутренних дел на режимных объектах.
На центральном уровне действуют такие учеты как:
- учет похищенных и изъятых документов общегосударственного обращения и номерных вещей;
- учет разыскиваемого и бесхозного автотранспорта;
- учет похищенных предметов, имеющих особую ценность;
- учет похищенных предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность.
Централизованный учет похищенных и изъятых документов и номерных вещей ведется в целях обеспечения розыска похищенных и установления принадлежности изъятых документов, вещей, имеющих индивидуальные инвентарные номера, и содействия в раскрытии преступлений, связанных с их хищением.
На централизованный учет в ГИЦ МВД России ставятся похищенные и изъятые номерные вещи, в частности холодное, в том числе метательное и пневматическое, оружие; номерные документы, включая паспорта граждан РФ и бланки паспортно-визовых документов строгой отчетности; номерные знаки и ценные бумаги в связи с совершением тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе при постановке на федеральный учет лиц, являющихся объектами учета АИПС «АБД - Центр».
Основаниями для постановки на учет похищенных, изъятых документов и номерных вещей на региональный и федеральный учет являются постановления о возбуждении соответствующих уголовных дел.
Для описания каждой номерной вещи и документа, ставящихся на региональный (местный) и федеральный учет, используется специальная информационная карта (ИПК - В).
Номерные вещи (документы) ставятся на учет в ИЦ в 7-дневный срок с момента получения сведений о хищении, а снимаются с местного учета лишь по их письменным представлениям в региональный ИЦ в случаях: обнаружения или установления принадлежности номерной вещи или документа; прекращения уголовного дела за отсутствием события или состава преступления либо по истечении срока давности; истечения двух лет с момента изъятия документа или вещи, принадлежность которых не установлена; раскрытия преступления. Основанием для снятия находящихся в розыске вещей и документов с федерального учета является карта ИПК - В, которая направляется региональным ИЦ в ГИЦ МВД России в течение 15 дней после их снятия с местного учета.
Централизованный учет разыскиваемых транспортных средств предназначен для сбора, систематизации, хранения, обработки и выдачи информации об имеющих номерную маркировку предприятия-изготовителя разыскиваемых транспортных средствах и транспортных средствах, принадлежность которых не установлена. Формирование и ведение этого учета осуществляются с использованием АИПС «Автопоиск» в единой системе централизованных учетов федерального и регионального уровней в интересах правоохранительных органов РФ и государств - участников СНГ.
В базе данных АИПС «Автопоиск» концентрируется информация о транспортных средствах, разыскиваемых органами внутренних дел, органами прокуратуры, таможенными органами, органами безопасности, судами и налоговыми органами.
В рамках АИПС «Автопоиск» ГИЦ взаимодействует с оперативным учетом АИПС «Розыск» Главного управления ГИБДД МВД России, созданным в интересах подразделений ГИБДД (ГАИ). В АИПС «Розыск» помимо всех сведений о разыскиваемых транспортных средствах, содержащихся в АИПС «Автопоиск», концентрируется также информация, поставленная на оперативный учет подразделениями ГИБДД в порядке, регламентируемом специальными нормативными правовыми актами.
Учету в АИПС «Автопоиск» на федеральном уровне подлежат разыскиваемые легковые и грузовые автомобили, автобусы, прицепы к грузовым автомобилям, тракторы и самоходные машины для дорожных, строительных работ как отечественного, так и иностранного производства, а на региональном уровне - также прицепы к легковым автомобилям и тракторам, мотоциклы, мотороллеры и мотоколяски.
Основанием для постановки на централизованный учет оперативных сведений (т.е. тех, которые поступили до решения вопроса о возбуждении уголовного дела) является заявление или сообщение о хищении, неправомерном завладении транспортным средством без цели хищения, а также о причастности к совершению преступления.
В рамках АИПС «Автопоиск» осуществляется исполнение запросов органов внутренних дел, других правоохранительных органов России и государств - участников СНГ, а также запросов, поступающих из зарубежных стран по линии Интерпола,
Соответствующее обслуживание подразделений ГИБДД (ГАИ) осуществляется в рамках АИПС «Розыск».
Исполнение запросов органов внутренних дел (полиции) государств -- участников СНГ осуществляется на основе Соглашения о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией (1992 г.).
Централизованный учет похищенных предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность имеет целью обеспечение розыска указанных предметов и содействие в раскрытии преступлений, связанных с их хищением. В ГИЦ МВД России он реализуется на базе АИПС «Антиквариат».
Объектами этого учета являются:
- исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства;
- предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;
- картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;
- оригинальные скульптурные произведения, в том числе рельефы, из любых материалов;
- оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;
- художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;
- гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;
-произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;
- изделия традиционных народных художественных промыслов;
- составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;
- старинные книги, издания, представляющие особый исторический, художественный, научный и литературный интерес;
- редкие рукописи и документальные памятники;
- архивы, в том числе фото-, кино-, видеоархивы;
- уникальные и редкие музыкальные инструменты; старинное огнестрельное и холодное оружие;
- почтовые марки, иные филателистические материалы;
-старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;
- редкие коллекции и образцы флоры и фауны, представляющие интерес для минералогии, анатомии и палеонтологии;
- другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники, истории и культуры.
Современные сувенирные изделия и предметы культурного назначения массового, серийного производства учету не подлежат.
Основаниями для постановки на централизованный учет в АИПС «Антиквариат» являются постановления о возбуждении уголовного дела по факту хищения указанных предметов, а также сообщения НЦБ Интерпола иностранных государств или Генерального секретариата Интерпола о хищении таких предметов, поступившие в НЦБ Интерпола в России.
На каждый похищенный предмет составляется специальная идентификационная карта, используемая как для описания и постановки предмета на учет, так и для корректировки учета, снятия с учета и исполнения запросов.
При хищениях предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, идентификационные карты заполняются следователем, принимающим решение о возбуждении уголовного дела; в остальных случаях - сотрудником органа внутренних дел или таможни, осуществляющим оперативную проверку. Копия карты остается в проверочном материале, уголовном или оперативно-поисковом деле. К оригиналу карты, направляемому в установленный срок в ИЦ по территориальности для постановки на учет, прилагается фотография или эскизный рисунок предмета.
Информационные центры по запросам о похищенных предметах, могут выдавать как конкретные идентификационные данные, так и обобщенную статистическую информацию.
7. Учет нераскрытых преступлений по способу их совершения
Учет по способам совершения преступлений представляет собой специальную систему регистрации преступлений по устойчиво проявляющимся признакам, характеризующим механизм преступных действий и лицо, их совершившее. В ряде зарубежных стран эта система называется «MODUS OPERANDI”. В ее основе лежат закономерно проявляющиеся свойства человека, обусловливающие индивидуальность и повторяемость способа совершения преступлений, который выявляется в процессе осмотра места происшествия, осуществления иных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, а также при проведении специальных исследований и экспертиз.
Данный учет ведется по двум картотекам (преступления, совершенные известными, и преступления, совершенные неизвестными лицами). Карточка на нераскрытое преступление обязательно проверяется по другой картотеке и наоборот. Уровни учета - местный и региональный.
Картотеки субъективных портретов не установленных преступников создаются в целях установления и розыска скрывшихся преступников, ведутся в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел и состоят из карт единого образца. Каждый вновь изготовленный субъективный портрет проверяется по этой картотеке применительно ко всем преступлениям текущего года, а также определенным видам преступлений за последних два года, если устанавливаемое лицо заподозрено в причастности хотя бы к одному из них. В необходимых случаях по письменным запросам следователей, дознавателей, оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по данной картотеке проверяются также фотоснимки лиц, подозреваемых в совершении преступлений.
Данные о способе совершения преступления являются, кроме того, частью универсальной системы интегрированного банка данных (ИБД), который включает «АБД - Республика, область» и «АБД - Центр».
Объектами учета АИПС «АБД - Центр», функционирующей в ГИЦ МВД России, являются тяжкие и особо тяжкие преступления, а также лица, подозреваемые и обвиняемые в их совершении, осужденные за совершение указанных категорий преступлений.
Учету в АИПС «АБД -- Центр» подлежат: раскрытые и нераскрытые тяжкие и особо тяжкие преступления; лица, совершившие указанные преступления; организаторы, руководители и участники организованных групп и преступных сообществ; судимые за совершение преступлений серийной и межрегиональной направленности.
Объектами учета в АИПС «АБД - Республика, область», функционирующей в ИЦ МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, являются преступления, а также лица, подозреваемые и обвиняемые в их совершении, осужденные за совершение преступлений. Обязательному учету на региональном уровне подлежат преступления и лица, учитываемые на федеральном уровне, и, кроме того, все нераскрытые преступления, а также объекты местных (региональных) видов учетов, которые способствуют раскрытию преступлений.
Сроки хранения сведений об объектах учета различны и установлены с учетом их значения для решения задач раскрытия и расследования преступлений. В частности, информация о нераскрытых преступлениях всех категорий учета хранится в АИПС «АБД - Центр» и «АБД - Республика, область» постоянно. Информация о раскрытых преступлениях всех категорий хранится соответственно 15 и 10 лет и сверх того еще в течение 10 лет после передачи на архивное хранение.
Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых уголовные дела прекращены по реабилитирующим основаниям, и подсудимые, в отношении которых вынесены оправдательные приговоры суда, снимаются с учета в региональной АИПС немедленно после поступления подтверждающих документов, о чем в установленные сроки информируется ГИЦ МВД России для снятия указанных лиц и с федерального учета.
Криминалистический учет огнестрельного оружия ведется на центральном и региональном уровнях. Централизованный учет утраченного и выявленного огнестрельного оружия и другого вооруженияосуществляется путем формирования и ведения автоматизированной информационно-поисковой системы (АИПС) « Оружие» в ГИЦ МВД России
Целями данного учета являются обеспечение розыска утраченного, установления принадлежности выявленного вооружения и содействие в раскрытии преступлений, совершенных с его применением.
Централизованному учету подлежит оружие с индивидуальным номером, присвоенным ему предприятием-изготовителем или при регистрации в подразделении разрешительной системы, утраченное в результате хищения или утери и выявленное, то есть изъятое, найденное или добровольно сданное, вооружение следующих видов:
- боевое ручное стрелковое, служебное, гражданское (охотничье, спортивное) нарезное и гладкоствольное огнестрельное оружие всех моделей;
- гранатометы;
- огнеметы;
- ствольные и реактивные артиллерийские системы;
- газовое оружие;
- боеприпасы и взрывные устройства, имеющие индивидуальные номера;
- специальные приспособления и др.
Основанием для постановки на учет в ГИЦ и ИЦ является наличие официально зарегистрированного факта утраты или выявления нарезного огнестрельного оружия или других перечисленных выше видов вооружения.
Для постановки утраченного и выявленного вооружения на учет, корректировки учетных данных, снятия с учета и при направлении запросов в АИПС «Оружие» используется идентификационная карта на оружие, составляемая в соответствии с предписаниями специальной инструкции по ее заполнению (приведена в приложении к Наставлению 2000 г.).
Учетные документы на утраченное или выявленное оружие составляются сотрудниками как органов следствия и дознания, так и оперативных подразделений заинтересованных государственных военизированных организаций, перечень которых приведен в Наставлении, военными комендатурами и военными комиссариатами при получении заявления (сообщения) о хищении или утере вооружения, а также в случае изъятия или приема найденного и сдаваемого вооружения. При этом сведения о регистрируемых указанными органами фактах утраты и изъятия вооружения направляются в территориальные ИЦ для его постановки на учет и соответствующие дежурные части МВД, ГУВД, УВД УВДТ, а также МВД России - для отражения в ежесуточных оперативных сводках.
При наличии на выявленном вооружении следов спиливания, зачистки или забивания номера, серии, года выпуска, а также в случаях, когда эти обозначения выражены неясно, указанное вооружение направляется в соответствующее региональное экспертно-криминалистическое подразделение органов внутренних дел для исследования и установления подлинных обозначений.
В целях оперативности формирования, полноты и достоверности централизованного учета утраченного и выявленного вооружения учетная информация в порядке, определяемом ГИЦ МВД России, направляется по каналам оперативной связи либо на магнитных носителях. В аналогичном порядке исполняются запросы, поступающие в АИПС «Оружие».
Справка регионального ИЦ о постановке на учет выявленного или утраченного вооружения вместе со справкой эксперта о результатах проверки его по федеральной пулегильзотеке приобщается к соответствующему уголовному делу или другому материалу о выявлении либо утрате вооружения.
Экспертно-криминалистические коллекции и картотеки формируются в процессе текущей работы по раскрытию и расследованию преступлений оперативными и следственными подразделениями, а ведутся экспертно-криминалистическими подразделениями органов внутренних дел.
Пулегильзотекиведутся ЭКЦ МВД России и экспертно-криминалистическими подразделениями на местах в целях установления фактов использования изъятого, найденного и добровольно сданного огнестрельного оружия при совершении конкретных преступлений.
Пулегильзотеки комплектуются обнаруженными в ходе раскрытия и расследования преступлений пулями, гильзами и патронами со следами оружия, изъятыми с мест преступлений, а также контрольными пулями и гильзами утраченного (похищенного) гражданского, служебного, боевого ручного стрелкового оружия.
Проверке по пулегильзотекам подлежит изъятое, найденное и добровольно сданное нарезное огнестрельное оружие, а также гладкоствольное оружие, самодельно изготовленное, переделанное или приспособленное под патроны для нарезного оружия.
В порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ, объекты, изъятые с мест преступлений, направляются на криминалистическую экспертизу, а затем проверяются по региональной (местной) и федеральной пулегильзотекам. Объекты, подлежащие экспертно-криминалистическому учету, помещаются в региональную и (или) федеральную пулегильзотеку и используются в работе при раскрытии и расследовании конкретных преступлений, в том числе путем приобщения отдельных из них к материалам уголовных дел, в частности, по письменным требованиям следователей и органов дознания.
Следует учитывать, что пули, гильзы и патроны со следами оружия, помещенные в региональные пулегильзотеки, хранятся в них в течение 15 лет, после чего изымаются и направляются для приобщения к материалам уголовных дел по месту совершения преступления. Экспериментально стрелянные пули и гильзы после проверки хранятся в ЭКЦ МВД России, если иное не указано в сопроводительном письме инициатора проверки, в течение 5 лет, после чего уничтожаются.
Заключение
Таким образом, криминалистическую регистрацию можно определить как систему криминалистических учетов определенных объектов - носителей информации, используемую для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Говоря об уголовном (криминалистическом) учете, следует иметь в виду не только его содержание, т. е. зафиксированные с помощью этого учета данные, но и саму процедуру, включающую действия по собиранию и регистрации информации, ее систематизации, хранению, поиску.
В настоящее время в нашей стране существует система криминалистических учетов, включающая все известные криминалистике виды учетов.
Все виды криминалистических учетов, отличаясь друг от друга объектами регистрации, способами и формами накопления и систематизации учетных данных, тем не менее объединены единством общей цели функционирования, определенной организацией и наличием связей между элементами целостной системы - криминалистической регистрации. Общей целью всех учетов и криминалистической регистрации в целом является информационное обеспечение процесса раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.
2. Белкин Р.С. Курс криминалистики. В 3-х т. Т.2. Частные криминалистические теории / Р.С. Белкин. - М.: Юристъ, 1997.
3. Грабовский В.Д. Курс лекций по криминалистической технике: Курс лекций/ В.Д. Грабовский. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.
4. Ивашков В.А. Особенности составления заключения эксперта при выполнении дактилоскопических экспертиз: Учебное пособие / В.А. Ивашков. - М., 1999.
5. Криминалистика: Учебник / Под ред. А.А. Закатова, Б.П. Смагоринского. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.
6. Лившиц Е.М. Тактика следственных действий / Е.М. Лившиц, Р.С. Белкин. - М.: Право и закон, 1997.
7. О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации: Федеральный закон от 25 июня 1998 г. №128-ФЗ (в ред. от 18.07.2006 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №31.
8. О милиции: Закон РФ от 18.04.1991 №1026-1 (ред. от 27.07.2006, с изм. и доп., вступающими в силу с 08.08.2006 г.) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - №16. - Ст. 503; Российская газета. - 2006. - 28 июля.
9. Об оперативно розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 №144-ФЗ (в ред. от 02.12.2005 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №33. - Ст. 3349: Российская газета - 2005. - 6 декабря.
10. Руководство для следователей / Под общей ред. В.В. Мозякова. - М.: Экзамен, 2005.
11. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 №174-ФЗ (в ред. от 27.07.2006) // Собрание законодательства РФ. - 2001 №52 (ч.I).; 2006. - №31 (ч.1).